15 декабря. Святого пророка Аввакума. Преподобного Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах.

2 декабря по старому стилю / 15 декабря по новому стилю
вторник

Прор. Аввакума (VII в. до Р. Х.).
Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176), и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367).
Сщмч. Матфея Александрова пресвитера (1921); сщмч. Димитрия Благовещенского пресвитера и прп. Веры Графовой исп. (1932); сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского, сщмчч. Константина Некрасова, Николая Заболотского, Сергия Кудрявцева, Владимира Проферансова, Иоанна Державина, Феодора Алексинского, Николая Виноградского, Иоанна Днепровского, Николая Сафонова, Павла Понятского, Сергия Фелицына пресвитеров, прмчч. Данакта Калашникова, Космы Магды, прмцц. Маргариты Закачуриной, Тамары Проворкиной, Антонины Степановой и Марии Журавлевой, мц. Матроны Конюховой (1937); прмц. Марии Цейтлин (1938); мч. Бориса Успенского (1942).


Евр., 310 зач., IV, 1–13. Лк., 98 зач., XIX, 45–48.

Тропарь пророка Аввакума, глас 2:
Проро́ка Твоего́ Авваку́ма... (см. Тропари, кондаки и величания общие)

Кондак пророка Аввакума, глас 8:
Возгласи́вый вселе́нней от ю́га прише́ствие Бо́жие от Де́вы, Авваку́ме богоглаго́ливе,/ и на Боже́ственней стра́жи предстоя́нием/ слы́шания от светоно́сна А́нгела/ Христо́во Воскресе́ние возвести́л еси́ ми́ру,/ сего́ ра́ди ве́село зове́м ти:// ра́дуйся, проро́ков све́тлая добро́то.

Пророк Аввакум (фрагмент иконы). Мастерская Дионисия. Икона. Русь. 1502 г. Из Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Кирилло - Белозерский музей.

Святой пророк Аввакум, один из 12 малых пророков, происходил из колена Симеонова, пророчествовал около 650 года до Р. Х. Традиционная экзегеза связывает значение его имени с еврейским глаголом «обнимать», современные исследователи — с аккадским названием садового растения.

Достоверных сведений о жизни пророка не сохранилось. В греческой легенде о Виле и драконе (LXX) указывается, что он был сыном левита Иисуса и современником пророка Даниила (см. Дан. 14, 33–39). Согласно Житиям пророков (I в.), он происходил из колена Симеонова. На основании Авв. 1, 6, время его жизни определяется от правления царя Иосии (640–609) до царей Иоакима и его сына Иехонии (598).

Пророк Аввакум предрек разрушение Иерусалимского храма, Вавилонское пленение и возвращение пленных на родину. Во время войны с вавилонянами пророк удалился в Аравию, где с ним произошло следующее чудо. Когда он нес обед жнецам, ему встретился Ангел Господень и мгновенно перенес его силою своего духа в Вавилон, где в это время томился в темнице пророк Даниил. Так, пищей, предназначавшейся для жнецов, утолил голод гонимый пророк.

После окончания войны с вавилонянами пророк Аввакум вернулся в свое отечество и умер в глубокой старости. При святом Константинопольском царе Феодосии Младшем (408 - 450) были обретены его мощи.


Преподобный Афанасий Печерский, затворник

Преподобный Афанасий, затворник Печерский, в Ближних пещерах современник архимандрита Киево-Печерского монастыря преподобного Поликарпа († 1182; память 24 июля).

Преподобный Афанасий долго и тяжело болел. Когда он скончался, братия приготовила его к погребению. На третий день игумен с братией пришли хоронить его. Но они увидели, что умерший ожил, сидит и плачет. На все вопросы он отвечал только так: «Спасайтесь, имейте во всем послушание к игумену, кайтесь ежечасно, молитесь Господу нашему Иисусу Христу, Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить добре жизнь свою здесь. Более не спрашивайте».

После этого он 12 лет жил в затворе в пещере и во все это время не сказал ни с кем ни слова, плакал день и ночь, лишь через день вкушал немного хлеба и воды. И только перед кончиной, собрав братию, он повторил ранее сказанные им слова и мирно отошел ко Господу (ок. 1176).

Инок Вавила, много лет страдавший болями и слабостью в ногах, исцелился при его мощах. «Однажды лежал я, – рассказал он братии, – и кричал от сильной боли. Внезапно вошел ко мне блаженный Афанасий и сказал: приди ко мне, и я исцелю тебя. Я хотел спросить его, как и когда пришел он. Но он стал невидим. Однако я поверил явившемуся и попросил, чтобы принесли меня к его мощам. И вот я исцелился». Преподобный Афанасий был погребен в Антониевой пещере. Память его совершается также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.

Тропарь преподобному Афанасию, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах глас 3
Блаженство плачущих получити желая,/ день и нощь непрестанно плакал еси,/ имея во уме час Судный,/ тем по кончине твоей обрел еси утешение на Небеси,/ преподобне Афанасие./ Подаждь и нам плакатися зде грехов наших выну,/ яко да плача безконечнаго избывше,// тамо приимем вечное утешение.

Кондак преподобному Афанасию, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах глас 5
Яко безсмертия тезоименит, по умертвии своем востал еси жив;/ показуя же, яко зело люта есть смерть, плакался еси горько./ Ныне, обретши некончаемую радость,// молися о нас, яко да плача вечнаго избудем.


Преподобный Афанасий, затворник Печерский, в Дальних пещерах. Имя его упоминается в 4-й песни общего канона преподобным Дальних пещер. В «Сказании о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих» говорится, что преподобному Афанасию не нужна была свечка в пещере: ему светила Небесная светлость. Всем, кто приходит к нему с верой, он подает исцеление. Память преподобного совершается также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.

Мученица Миропия Хиосская

Свя­тая му­че­ни­ца Ми­ро­пия ро­ди­лась в г. Ефе­се в на­ча­ле III в. Она ра­но ли­ши­лась от­ца, и мать вос­пи­та­ла ее в хри­сти­ан­ской ве­ре.

Свя­тая Ми­ро­пия, по­се­щая гроб му­че­ни­цы Ер­ми­о­нии (па­мять 4 сен­тяб­ря), до­че­ри апо­сто­ла Филип­па, бра­ла ми­ро от ее мо­щей и ле­чи­ла боль­ных. Во вре­мя го­не­ния Де­кия (249–251) Ми­ро­пия уда­ли­лась с ма­те­рью на ост­ров Хиос, где про­во­ди­ла вре­мя в по­сте и мо­лит­ве.

Од­на­жды по по­ве­ле­нию же­сто­ко­го пра­ви­те­ля ост­ро­ва был за­му­чен во­ин Ис­и­дор (па­мять 14 мая), че­ло­век глу­бо­кой ве­ры и боль­шо­го бла­го­че­стия. Свя­тая Ми­ро­пия тай­но взя­ла и по­греб­ла те­ло му­че­ни­ка. Во­и­ны, ко­то­рым при­ка­за­ли не до­пус­кать хри­сти­ан к те­лу Ис­и­до­ра, бы­ли при­го­во­ре­ны к смер­ти. Свя­тая сжа­ли­лась над осуж­ден­ны­ми и са­ма рас­ска­за­ла во­и­нам, а за­тем и пра­ви­те­лю о сво­ем по­ступ­ке. На су­де она ис­по­ве­да­ла се­бя хри­сти­ан­кой. За это ее же­сто­ко пы­та­ли и за­тем бро­си­ли в тем­ни­цу. В пол­ночь в тем­ни­це вос­си­ял свет. Это явил­ся свя­той Ис­и­дор в окру­же­нии Ан­ге­лов, и они при­ня­ли ду­шу Ми­ро­пии (ок. 251). Тем­ни­ца тот­час на­пол­ни­лась бла­го­уха­ни­ем. Сто­рож-языч­ник, по­тря­сен­ный ви­ден­ным, рас­ска­зал об этом свя­щен­ни­ку, при­нял Кре­ще­ние и му­че­ни­че­ски скон­чал­ся за ис­по­ве­да­ние Хри­ста.

Тропарь мученице Миропии глас 1
Добромученице Миропие и Христа невесто нетленная,/ ныне Емуже предстоиши, прекрасная,/ раны носящи плоти,/ яко камни светлы и светообразны,/и в кровавую порфиру, яко царица, облеченная, преславная,/ умоли Его за ны,/; яже с любовию восхваляющия/ хвалы победными; и песньми твою Божественную страсть.

Кондак мученице Миропии глас 3
По имени, о страстотерпице Миропие,/ миро источаеши благодати чудес/ и пасеши всех, подобающих и взыскающих/ и верою и добродетелию прибегающих к ране твоей пречестней,/ яже держит прах твой.

Св. Иессей Цилканский

Преподобный Исе (Иессей), епископ Цилканский, родился в Антиохии Сирийской в благочестивой христианской семье. Еще отроком он почувствовал влечение к духовной жизни, а по достижении совершеннолетия, с благословения родителей, отправился в одну из антиохийских обителей, где подвизался тогда преподобный Иоанн Зедазнийский (сведения о нем помещены 7 мая). В числе 13 святых сирийских (каппадокийских) отцов (общая память 7 мая), избранных по жребию преподобным Иоанном Зедазнийским (так повелела Пресвятая Богородица), преподобный Исе пришел в Грузию. Здесь он вместе с другими святыми отцами учил народ и наставлял людей в благочестивой жизни, являя пример святости и исцеляя больных. Слава о подвигах святых 13 сирийских отцов возросла в народе так, что Католикос-Архиепископ Грузии Евлавий (533–544) предложил собору епископов избрать на свободные кафедры некоторых из этих подвижников. При затруднении, кого именно выбрать, так как все были одинаково достойны епископского сана, положили взойти на гору Заден, где жили подвижники, и избрать тех, которые там будут в это время совершать Божественную литургию. Таким образом стали епископами иеромонах Авив (сведения о нем помещены 29 ноября) и иеродиакон Исе, назначенный на Цилканскую кафедру. Прибыв в свою епархию, святитель Исе был поражен обилием языческих обрядов, обычаев и суеверий. Он ревностно занялся восстановлением благочестия, неутомимо проповедуя и часто совершая Богослужения. Труды его дали всходы – в Цилканской епархии утверждалось Православное благочестие, а с ним утвердилась и Церковь Христова. Продолжая свои аскетические подвиги, святитель Исе стяжал великие дары молитвы и чудотворения. По его молитве, Именем Господа Иисуса Христа из реки Ксани отделилась струя воды, которая, следуя движению святительского жезла, образовала русло канала и протянулась до храма Пресвятой Богородицы (близ Цилкани). Благоустроив свою епархию, святитель Исе отправился с проповедью Слова Божия к осетинам и другим горским народностям Главного Кавказского хребта. Он обходил ущелья и скалы с Евангелием и крестом в руках, повсюду утверждая Богооткровенное учение.

О близости кончины святитель Исе узнал по откровению свыше. Собрав свою паству и клир, он преподал духовное наставление, приобщился Святых Таин и с воздетыми к небу руками предал свою душу Господу. Это произошло в конце VI века. (Точно известен день кончины святителя – 18 августа.) Честные мощи святого Исе, прославленные исцелением уже во время погребения его, были преданы земле в храме Пресвятой Богородицы в Цилкани, между алтарем и жертвенником. Церковь причислила святителя Исе к лику святых и установила его память 2 декабря.

Святой Стефан Урош V последний царь Сербии

Святой Стефан Урош, царь Сербии, сын царя Душана Немани, родился в 1337 году. В 1346 году он был венчан на королевство. Душан просил для сына руку дочери французского короля, но папа Римский настоял на том, чтобы принцесса не изменяла латинскому исповеданию. Душан не хотел видеть в семье католичку, и поэтому святой Урош вступил в брак с дочерью Влада, князя Валахии.

По смерти отца († 1355) святой Стефан Урош стал независимым и деятельным правителем Сербии. Он был верен Господу, отечески покоил вдов и сирот, усмирял ссоры и утверждал мир, миловал нищих, защищал обиженных.

В интересах мира в Сербии и для сохранения своей жизни святой Стефан вынужден был удалиться к родственнику, князю Лазарю. Тотчас же престолом овладел Вулкашин, дядя святого Стефана, но боязнь соперничества не давала ему покоя. Через свою сестру, мать святого Стефана, он вызвал племянника к себе в г. Скопле, как бы для примирения. Встретив его с почестями, как царя, он пригласил его на охоту. Когда, утомленный охотой, святой Стефан сошел с коня у колодца и нагнулся, чтобы почерпнуть воды, Вулкашин нанес ему смертельный удар булавой по голове († 1367).

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites