Багул, варган и оленина

БАГУЛ, ВАРГАН И ОЛЕНИНА


В Центральном Доме художника в рамках общероссийского фестиваля природы «Первозданная Россия» прошла праздничная программа, подготовленная Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. По словам президента Ассоциации Григория Ледкова, решение познакомить москвичей и гостей столицы с бытом и культурой коренных малочисленных народов России пришло внезапно.
- Несмотря на стремительность подготовки к этому событию, нам удалось в кратчайшие сроки собрать энтузиастов, которые помогли нам сделать прекрасную фотопрезентацию, подобрать музыкальные и хореографические номера, устроить дегустацию красной икры и продуктов из оленины, - говорит Григорий Ледков. – В течение всего дня ко мне не раз подходили мои коллеги из Государственной Думы, бизнесмены и не без удивления отмечали высокий уровень нашей программы. Эта идея очень хорошая. Немногие люди знакомы с культурой малочисленных народов, а ведь у них есть, чему поучиться. Если освещать эту культуру соответствующим образом, можно достичь многих целей. Во-первых, ещё больше сдружить народы России, во-вторых, привлечь внимание депутатов и органов местного самоуправления к проблемам малочисленных народов, а мы знаем, что такие проблемы существуют. Можно помочь талантливым детям, живущим в оленеводческих районах России получать качественное образование и получить хорошую профессию.
Посетители выставки фотографий дикой природы смогли получить дополнительную информацию о культуре и быте северных народов благодаря не только авторам презентации, но и необычному формату огромного презентационного экрана. Виды ярко-голубых подснежников, розового багула и синих гор, ярко-красной брусники и синей голубицы, таёжные и горные пейзажи словно втягивали зрителя в свой мир.









Многие из посетителей выставки узнали о том, что такое камусы, как накидывается на оленей аркан, как выживают в глухой тайге или тундре охотники и оленеводы, какие песни поют эвенки, ненцы и ханты, какие у них танцы, какое на вкус мясо оленины. Некоторые поучаствовали в мастер-классе по игре на варгане – древнем щипковом инструменте северных народов. Некоторые посетители с удивлением узнали о том, что особенная манера танцевания северных народов объясняется тем, что они танцуют на льду и чтобы не упасть, в процессе танца они стараются не отрывать ног ото льда, используя небольшие шаги. Отсюда уникальный хореографический стиль многих северных народов…
В рамках программы прошли выступления творческих коллективов и показ лучших документальных фильмов, посвящённых коренным малочисленным народам. Среди посетителей фотовыставки оказалось немало иностранцев, которые специально прилетели в Москву для участия в фестивале дикой природы и для встречи с земляками, прилетевшими из Салехарда, с Алтая, Камчатки и из Забайкальского края. Благодаря фотопрезентации, представленной Ассоциацией коренных малочисленных народов, зрители смогли познакомиться с бытом забайкальских эвенков-оленеводов, увидели красоту Кодарского хребта и Чарской пустыни, великолепие забайкальской осени и знаменитого багульника.










На память о фотовыставке и празднике Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России у посетителей остались буклет Ассоциации, фотографии, альманах фонда содействия северным и арктическим территориям «Север наш» и букет самых ярких воспоминаний из ненецких танцев и чукотских моржей, из голубицы и забайкальского багула, из варгана и оленины.
По словам Григория Ледкова, теперь дни северных народов в Москве будут проводиться каждый год. Президент Ассоциации коренных малочисленных народов России пообещал, что праздничная программа будет значительно расширена и улучшена.


Работа Эдуарда Тользина


Игра на варгане









Максим Стефанович
Фото автора

Комментарии (10)

Всего: 10 комментариев
  
#1 | Владимир М. »» | 25.02.2014 00:18
  
4
"Можно помочь талантливым детям, живущим в оленеводческих районах России получать качественное образование и получить хорошую профессию".
Президента Ассоциации КМНС, который делает такое заявление - надо гнать в шею в связи с профнепригодностью. Интернатовское образование детей КМНС в отрыве от семьи явилось основной причиной того, что малые народности Севера активно спиваются и вымирают. Детей учили чему угодно, только не традиционному образу жизни. Но оленеводству можно научиться ТОЛЬКО кочуя по тундре вместе с родителями и оленьим стадом. В результате они не переняли традиционный образ жизни и МЫШЛЕНИЯ у своих родителей и потеряли кровную связь с тундрой. В нашу "цивилизацию" они тоже не вписались, так как со своим менталитетом они никогда в неё не впишутся. Отсюда деградация и жуткое пьянство.
И если президент ассоциации не считает оленеводство хорошей профессией, то малые народности обречены на вымирание.
Точно так же в русских сх районах родители убедили своих детей, что для того чтобы "хорошо жить" надо уехать в город и в результате деревни опустели и эти заботливые родители доживают свой век в нищете и одиночестве. За что боролись...
     
1
Здравствуйте, дорогой Владимир Михайлович! Гляжу, вы внимательно следите за происходящим в стране. Молодец, только у меня к вам вопрос - вы чего так разошлись-то, как будто вас лично кто-то обидел или чего-то лишил? По любому поводу сегодня у всех одно желание - кого-то гнать в шею. Это что, болезнь такая новомодная? По-моему, я написал достаточно добрый и позитивный материал и искать в нём некое зло я бы не стал, потому что его там нет. Знаете, указывать легче, чем самому справляться с чьими-то проблемами. Вы пытаетесь выглядеть героем и защитником обездоленных северных народов, но геройства нет. Есть просто пока непонятная мне обида на кого-то и желчь. Вас что, Григорий Ледков чем-то обидел? Если да, то решайте это лично с ним. Если нет, откуда такой яростный напор? Вы правильно всё говорите, чувствуется, что вы давно в теме, но только не надо валить все грехи на Президента Ассоциации. Я у него не работаю и не знаю его достижений - я посторонний журналист, который был приглашён на это мероприятие, но зато я хорошо знаю "достижения" глав округов, в которых живут коренные народы, недополучающие много чего не по вине Ледкова, а по вине собственного разгильдяйства и наплевательства по отношению к своим землякам. В том же Забайкалье, откуда я родом, об эвенках вообще никто не заботится. В 90-е порезали все многотысячные оленьи стада и в этом не Ледков виноват. Это вина нового типа сознания россиян, увлекшихся карьерами и личными заработками - до эвенков ли им с ненцами... Мне и моей супруге год назад удалось добиться снижения налога на землю для забайкальских эвенков на их традиционных землях с 3-х рублей до 3-х копеек. До нас этим вопросом 20 лет никто не занимался. Может, это Ледков мешал забайкальцам развивать оленеводческое фермерство? Не так давно забайкальские депутаты решили провести форум, посвящённый коренным народам Забайкалья. Бюджетец хотели утвердить в размере полутора миллионов, но о том, чтобы выделить оленеводам хотя бы 100 тысяч, даже разговора нет. Мол, пропьют. А на что, спрашивается, бюджетец форума был бы потрачен с фуршетами и возлияними? Тут тоже Ледкова приплетём? Неправильные ваши слова, Владимир Михайлович. А насчёт спивания я вам так скажу - кому надо, тот сопьётся. Два года назад я вместе со своей супругой был в научной экспедиции в Каларском районе Забайкальского края. Гостили у эвенков-оленеводов Миры и Юрия Мальчакитовых. И вот странное дело, за две с лишним недели мы ни разу не видели ни в посёлке, ни в горах, где мы провели неделю с оленеводами, ни одного пьяного эвенка. Думаете, они для нас старались трезвыми выглядеть или всю водку к тому времени выпили? Нет, дорогой Влаимир Михайлович - работали они. От зари и до зари. Сам видел. И вместе с ними работал - разводил дымокуры, ловил рыбу в горных речках, заготавливал дрова, вьючил оленей, варил еду на костре, разделывал мясо, стирал одёжку таёжную. Некогда оленеводам водку пить. Если где-то представители малочисленных народов и пьют, то не потому, что это Григорий Ледков кому-то команду даёт спаивать, а потому, что представители многочисленного народа уж больно ушлые пошли - ящик водки ставят взамен на кучу шкур, стоящих десять таких ящиков. Я бы таким бизнесменам руки-то их поотбивал. Из-за таких вот горе-предпринимателей с их огненной водой во многих семьях северных народов - беда, и не их это вина. Если Григорий Петрович сказал о детях, которым нужно дать качественное образование и профессию, он не сказал, что профессия и образование будут даваться вдалеке от дома, как не сказал и о том, что этих детей нужно оторвать от семьи и лишить традиционного образа жизни. Об этом вообще речи не шло, поэтому не нужно додумывать несказанное. В моём материале многого нет и если каждый читатель будет что-то додумывать и тут же эти думы вываливать в интернет с претензией на истину, то ничего, кроме зла такие размышления не принесут. И потом, нет ничего плохого в том, чтобы талантливые дети оленеводов получали какие-то полезные профессии. Не надо так яростно и оголтело кидаться на защиту тех, кто лично в вашей защите пока не нуждается. Мне не меньше вашего хочется сохранить традиционный образ жизни северных народов, но я предпочитаю не искать виноватых, чем занимается половина россиян, а честно делать своё журналистско-фотографическое дело - выдавать качественные материалы и фотографии. Я опубликовал свой материал для того, чтобы люди, в том числе вы, порадовались тому, что внимание к коренным малочисленным народам снова возрождается. Разве это плохо? Напротив - это хорошо в стране, где люди уже начинают потихоньку забывать, кто такие Гитлер и генерал Карбышев, а уж о том, кто такие эвенки и ненцы, многие вообще слыхом не слыхивали. Времечко такое. Вместо того, чтобы порадоваться вместе со мной и теми, кто побывал в ЦДХ, вы, уважаемый, какую-то войнушку решили развести на пустом месте. Не надо. Честное слово - нет повода. Я что могу, то сделаю - максимально буду освещать жизнь малочисленных народов, а вам хочу дать дружеский совет - поменьше агрессии.
#3 | Павел »» | 25.02.2014 08:39
  
3
Не думаю что Владимир кого-то хотел обидеть.У меня тоже детдом ,интернат потом четыре профессии освоил ,но завод закрыли и 100 000 работников не знаю где.Многих знаю которые спились.Мне же повезло на хозяйстве в деревне тружусь.Да деревни пустые и кто будет обрабатывать землю,непонятно.Изъятие земли ,вступило в силу.Три года поле не пашется - безвозмездный отъём. Бусурман если только нагонят,но тогда нас выживут за ненадобностью.
  
#4 | Фокин Сергей »» | 25.02.2014 11:19 | ответ на: #2 ( Максим Стефанович ) »»
  
2
Максим. Спасибо за статью. Но Вы правы лишь отчасти. Ваш совет Владимиру "поменьше агрессии" можно предложить и для Вас. Столь большую "отповедь" можно было бы посвятить рассказу о поднятых Вами темах. Но Вы стали повторяясь обвинять. Зачем? Затем, что бы болеющий душой человек замолчал по поводу деградации в вопросах Севера? Но ему, с его жизненным опытом, можно на эту тему говорить и говорить. Но высказался он только по одному. Может и не правомочно, не знаю "субъекта", но принципиально - все точно. Идет сознательное разваливание всех сфер человеческой жизни. И народов КС, в том числе.

Не хочется заканчивать на "негативе". Из тупика разрушения жизни всех народов есть выход в создании новой или давно забытой старой и исконной традиции жить общинами. Между интернатом и семейным чумом должна встать община, а точнее вобрать в себя все лучшее, что есть во всех образованиях и отвергнуть худшее. Основа духовная - община Христа, а национальные особенности раскрасят ее в достойные для звания бого-человека цвета.
С БОГОМ.
И удачи и благословения в Вашем тяжком журналистском труде.
     
0
Спасибо за неравнодушие. Насчёт аргесси с моей стороны вы погорячились - я никого не призываю свергать и выкидывать, я просто не люблю напрасных обвинений. Нынешний Председатель Ассоциации КМСН только год на своём посту и даже не успел оглядеться, а его мой оппонент уже предлагает "выгнать по профнепригодности"? Знаете, такими словами бросаться очень необдуманно. Я, например, как журналист, привык отвечать за каждое своё слово. А насчёт объёма - я всегда отвечаю развёрнуто, чтобы не оставалось вопросов по предъявленной теме. Мне небезразлична проблема малочисленных народов, но я не ищу виноватых и никого не свергаю. Я хочу, чтобы все, кому эта тема небезразлична, просто помаленьку начали что-то в этом направлении исправлять. Дружить нам надо, а не выкидывать кого-то по профнепригодности.
  
#6 | Максим Стефанович »» | 26.02.2014 22:20 | ответ на: #3 ( Павел ) »»
  
0
Я тоже не думаю, что Владимир хотел кого-то обидеть, просто он не подумал о том, что его слова могут обидеть. Для выражения своих мыслей мы всегда можем найти подходящие краски и выражения. Вы правы, как и Владимир, но от сотрясания воздуха ситуация вмиг не поменяется. Ну, выпустим мы с вами пар, ну, всех пообвиняем, кого можем, что, от этого малочисленные народы лучше заживут? Здесь огромные социальные и экономические проблемы, которые просто одними комментариями не решить, и это нужно понимать. Вчера и сегодня я с моими коллегами обсуждал проблемы межэтнических отношений и в МГУ, и в Государственной Думе, об этом же говорил на сегодняшнем награждении "СМИротворец-2014" и знаменитый тележурналист Аркадий Мамонтов. Мы сейчас только начинаем разгребать завалы, которые образовались после взрыва под названием "Перестройка", под которыми остались все нормальные межнациональные отношения и относительно нормальные условия жизни северян. Вы тоже можете помочь. Чем? Корректными комментариями. Хотя бы. Просто поймите, что одно неосторожное слово может много бед наделать. В журналистике есть святое правило "не навреди". Не все, правда, этому правилу следуют, но, тем не менее, оно существует. Я за то, чтобы мы поддерживали мирный диалог. У нас ведь не Майдан. Вы просто прочтите этот материал и спросите себя: "С чего весь сыр-бор начался?" - И всё поймёте. Я хочу, чтобы вы поняли - нет причины для ссор и обвинений. Спасибо, что не остаётесь равнодушными. А Владимиру спасибо за его материал о северных народах. Я его прочёл от начала до конца, получив огромное удовольствие - раз, и узнав для себя кое-что новое - два. Побольше бы таких толковых материалов.

Держимся вместе!
  
#7 | Владимир М. »» | 27.02.2014 12:33 | ответ на: #6 ( Максим Стефанович ) »»
  
1
Максим, прошу меня извинить за то, что своей репликой я, совершенно неожиданно, вызвал у Вас такой бурный и продолжительный шквал отрицательных эмоций.
Давно и много мне приходится работать на Севере и Дальнем Востоке страны в секторе традиционного природопользования КМНС, поэтому об их проблемах знаю не понаслышке. Знаком с деятельностью многих «президентов» и вынужден констатировать, что частенько она если не основана, то по крайней мере, включает в себя элементы русофобии, потребительства и едва прикрытой личной коммерциализации. Но это так, для сведения, и к данному разговору не относится.

Как то в Якутии один очень уважаемый человек с научными степенями, с восхищением рассказывал мне как в детском лагере, который они организуют летом, был как то мальчик из семьи оленеводов, который не учился в интернате, а жил с родителями при оленях. Так вот, он на голову был выше своих сверстников во всех отношениях, что касается жизненного опыта. Вот только жаль, добавил учёный, что он останется без высшего образования. То есть, он жалел, что не сможет опустить парня на уровень его городских сверстников и даже ниже, выбив из под его ног родную тундру и традиционный семейный уклад. Но, что простительно для русского учёного, не понимающего данной проблемы, то никак не простительно для руководителя такого ранга, вышедшего из среды КМНС. Он лучше всех должен понимать, какой вектор развития наиболее благоприятен для народа, который он представляет и ведёт.

На стыке Якутии и Читинской области в междуречьи рек Олёкмы и Нюкжи, есть национальное эвенское село Усть-Нюкжа. Директором оленсовхоза там – русский мужик, который несмотря на колоссальное и многоплановое давление властных разрушителей (вплоть до уголовного преследования), один из немногих сумел сохранить совхоз от уничтожения и преумножить его оленпоголовье. Имея неосознанное врождённое имперское мышление, он прекрасно понимает, что нужно для сохранения генофонда малых народов Севера. Он создал для местных детей «Лесную школу», где наряду с русским, они изучают эвенский язык. А дети оленеводов кочуют вместе со своими родителями, планово выезжая в школу лишь для семинаров, сдачи зачётов и экзаменов. Дети выпускного класса в стада уже не выезжают, а готовятся к сдаче экзаменов, живя в посёлке. Им никто не препятствует в дальнейшем обучении где либо, но профориентация поставлена очень правильно, да дети и сами видят достойную жизнь своих родителей. Мне не приходилось встречать ни одного населённого пункта, тем более национального, где на улице не увидишь даже фантика, не то что обширных помоек. Этому немало способствует и своеобразный «сухой закон», который директор ввёл на своей территории. Вот у кого надо перенимать опыт, тем более начинающим президентам.
Ну и ещё одно соображение, которым хочу с Вами поделиться. Как то на Индигирке на съезде оленеводов (вернее, их жалких остатков), была представлена национальная самодеятельность. Меня буквально потрясла одна молодая стройная чукчанка, одетая в красивую национальную одежду. Её чудный ангельский голос, так облагородил незамысловатую песню на чукотском языке, что зал буквально взорвался овациями. В заключении концерта она вышла ещё раз… В расфуфыренном концертном платье, под толстым слоем агрессивного парфюма на лице, и исполнила какой-то модный шлягер. Реакция зала была уже другая: все поняли, что многие исполнители поют этот шлягер лучше её, и концертные платья бывают поэффектнее, ну а индейцы племени сиу наносят на свои лица более яркую и экстравагантную краску.

Я это к чему так пространно закатил? Глядя на предоставленные Вами фотографии, увидел ещё один прокол в работе президента. К женщинам претензий нет – они свято верят, что чем больше красного революционного цвета на лицах и корпусах, тем красивше… Но мужик то должен такие вещи просекать и пресекать! Боевая раскраска ночных бабочек никогда не была свойственна женщинам нашего Севера. Они и без того прекрасны в своих НАТУРАЛЬНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ одеяниях. (Только не стилизованных – это дешёвка.) Тем более не с голым пупком и пляжных шортах на сцене, абсолютно убивающих всякое понятие о женственности. (Это и Ваш прокол как фотографа). Не надо стремиться быть похожими на столичных жительниц. Наоборот, им надо показать свою Северную неброскую и скромную красоту и женственность. Именно этого сейчас так не хватает в нашем «цивилизованном» мире, и именно на это с радостью пойдут смотреть и завидовать бедные горожане.
     
0
Здравствуйте, уважаемый Владимир! Ну, наконец-то вы ответили. Как говорится, встретились мужики – можно пообщаться.

Сразу по поводу «прокола фотографа». Моего прокола не было, и нет - я лишь фотокорреспондент, который беспристрастно показывает то, что происходит. От того, что я уберу не понравившийся вам снимок, событие не исчезнет. Наоборот – именно этот «прокол» даёт возможность собрать максимальное количество информации из комментариев тех, кто знает о цветах и нарядах северян. Я программу не составлял, а лишь фиксировал происходящее…

В остальном я с вами не просто согласен – всеми руками за.

Знаете что, Владимир, у меня возникла одна интересная, на мой взгляд, идея. Очень скоро я и мои коллеги из Ассоциации КМНС запускаем один очень важный общественный проект, в котором пригодится помощь специалистов в области малочисленных народов севера. Мне кажется, вы могли бы очень помочь нам в этом деле, как эксперт и специалист в области малочисленных народов севера. Сегодня много «профессионалов», но мало действительно понимающих, умеющих и знающих. Вы подумайте над моим предложением. Мы можем друг другу очень пригодиться. Фотографы и журналисты не только ведь голые животы фотографируют. Проект должен быть длительным, в хорошем смысле резонансным и максимально полезным для всех жителей России.

Так что, пока подумайте. Ещё раз спасибо за очень толковый комментарий. На всякий случай, моя электронка: okno1973@mail.ru
  
#9 | Владимир М. »» | 27.02.2014 18:59
  
0
Мысль дельная, чем можем - поможем. Вот только боюсь, что поезд уже ушёл - мы на пороге последней войны. Тем более, когда вся Россия летит под откос, в ней не уцелеет ни один народ.
Но... на Руси говорят - помирать собираешься, а рожь сей!
     
1
Помните, как в песне: "А не спеши ты нас хоронить. У нас есть ещё дома дела..." - Мы всё равно умрём, все и стопроцентно. Значит, нужно продолжать жить и сеять на камне, при дороге и на доброй земле. Лечь в могилу мы всегда успеем, а вот добрые дела делать нужно поторопиться.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites