|
Обожение. |
Цель обожения в христианской жизни.
Человек был сотворен по образ и подобию Божию. По учению святых отцов, подобие равнозначно обожению человека. Следовательно, цель человеческой жизни заключается в обожении.
Однако в учении Григория Паламы обожение - это не абстрактное состояние, это не интеллектуальное развитие мыслей и воображения, не нравственная жизнь, а видение нетварного света. Когда человек обретает видение нетварного света во Христе, он обоживается. Видение нетварного света - это "единение и обожение" человека, "участие и обоживающее причастие". Человек, достигший обожения соединяется с Богом. Святой Григорий ясно выражает эту мысль: "Созерцание этого света - это единение... но разве единение с этим светом отличается от видения?" Видение Бога и обожение дают истинное знание Бога. Знание Бога и богословие - это не построение логических рассуждений, а жизнь вне этих рассуждений. Боговидение превосходит человеческое зрение и знание и, естественно, "выше света знания".
Следовательно, видение Бога в Лице Христа - это обожение человека, обожение - это единение человека с Богом, а это единение дает божественное знание, которое превосходит все человеческое знание.
"Святитель Григорий Палама как святогорец" Митрополит Иерофей (Влахос). 2011г.