Афон: Катунаки

*Области Карулья и Катунаки находятся под юрисдикцией монастыря Великая Лавра.

Продолжение
Предыдущая тема: Карулья: Афонская пустынь




СКИТ МАЛОЙ СВЯТОЙ АННЫ




Калива «Святого апостола Фомы»


«Благословение Господне на всех вас! Благословение на вас! Благословение на вас!» – это о.Афанасий встречает нас в калитке, по-русски.

Христос Анести! (Христос Воскресе!)
Алитос Анести! (Воистину Воскресе!)

О.Хрисостом (в переводе Юры): о. Афанасий подвизается здесь с одиннадцати лет. Ему одиннадцать лет было, когда он пришел подвизаться. Когда он пришел, он был очень маленьким и его определили в очень маленькую келию. И когда он вырос уже... он не помещался и в келии уже и в кровать, ту, которая там находилась, тоже...

Мы с Андреем смеёмся. Представили себе эту картину. Рост у о. Афанасия, где-то около 170 см.
О.Хрисостом (в переводе Юры): О. Афанасий – лучший из хористов, которые поют в хоре, здесь, на Афоне.


Монахи (слева направо): геронда Хрисостом (в очках) и о. Афанасий.
Миряне (слева направо): Анатолий, Андрей, Юрий.


о.Афанасий часто бывал в России, как певчий. Его фотографии в большом количестве представлены в и-нете. О.Афанасия часто приглашают на всевозможные концерты (по словам о.Афанасия), чтобы познакомиться с православным, греческим, певческим искусством.

*Интересное замечание: у о. Афанасия голос сипловатый – либо он с возрастом стал таким, либо это такая особенность речи, которую он применяет в общении. Немного странноватым кажется, что о.Афанасий обладает вокальными данными.
(Спустя несколько минут, Юра-переводчик, сообщил нам, что недавно о.Афанасию сделали операцию на горле и теперь голос его уже не звучит, как прежде).

Насельники каливы традиционно занимаются поделками из серебра – крестики, мощевики, лампадки и т.д.
В настоящий момент в каливе подвизается семь монахов: 5 – на Горе и 2-ое – вне Афона, несут послушание.
О.Хрисостом: Афон имеет две истории: Афон до дорог и – после.
До дорог – это узкие тропы (которые сохранялись аж до шестидесятых годов XX века). Я бы еще от себя добавил, что у Афона есть история «до воды». Потому что, до недавнего времени здесь пользовались исключительно дождевой водой. Воду собирали в особые глинобитные емкости и амфоры. Сохранять такую воду от порчи тот еще труд. Так что – история подвижничества этой части полуострова поражает своей мощью, стойкостью и крепостью веры.


Чистота и порядок


Что более всего восхищает, так это то, что монахи, этой суровой местности, выглядят очень опрятными; их обитель ухожена, так, что и городская квартира вряд ли сможет сравниться с ней своим порядком и чистотой. А высота, на минуточку, на которой расположены каливы, - около, пятисот метров, крутого восхождения.
А еще, особенно приятно было узнать, что геронда Иосиф Исихаст бывал в этой келии:
Обращаюсь к о.Хрисостому: Геронда, Иосиф Исихаст was here?
О.Хрисостома: Yes.

Коротко побеседовав, о. Афанасий выразил свою печаль по поводу Украины. Геронда Афанасий сказал, что монахи молятся об украинском народе; что монахи молятся обо всем Мире. Речь геронды была плавная и певучая; лицо спокойное, умиротворенное. О.Афанасий незаметно переключился с духовного на мирское - Сказал, что понимает Путина; что США и ЕС дестабилизируют мир.
- Андрей, что-то говорит об Андрее (по-видимому, о Мацоле. Вероятно жертвует деньги). А старец Афанасий, в ответ благословляет его по-русски: Благословение Господнее на вас! Благословение Господнее на вас! Благословение Господнее на вас!

Мы у старца Спиридона.

Калива “Успения Пресвятой Богородицы”

Братство Герасимеев



Слышен мощный голос старца Спиридона: Христос Анести!
Алитос Анести! - Отвечаем мы.

Огромная скала вышла нам на встречу. Геронда Спиридон не обижен ростом, крепок телом и – как оказалось – велик душой. Помимо прочего, у старца отменные вокальные данные. Мне известно, что отец Спиридон даже давал уроки церковного пения Болгарским братьям по вере.

Под его рукой монахи летают легко и радостно. Один из монахов подбежал к нам, похристосовался, выхватил у нашего Хрисостомы скуфейку и был таков. Через минут десять-пятнадцать, тот же монах впорхнул в архондарик с уже выстиранной и высушенной скуфейкой.


Двор каливы

Юра: Монахи, которые здесь живут, делают Фимиам. Ладан. ... Вот с этого живут они.

С наружи слышим звуки раскладываемой посуды. Скоро нас позовут на трапезу. А пока, рассматриваем, в келии картину, на которой изображен лик воина…

О.Хрисостом (в переводе Юры): Это – Георгий Новомученик, он работал на одного мусульманина. И другой мусульманин, который его не любил, сделал лжесвидетельство на него, сказал, что он (св. Георгий) был раньше мусульманином, а после, стал христианином. А это, по законам мусульманства карается насмерть.
Пошли они в суд, вместе с мусульманином, и он (св. Георгий) сказал, что «я никогда не был мусульманином. Я всегда был христианином. Просто, я работал у мусульманина».
Его (св. Георгия) стали агитировать, чтобы он стал мусульманином. Он не согласился. Тогда мучили его – поставили ему большой камень на грудь... мучили его. Таким образом он принял мученическую смерть, не отрекшись.
Он был женат. У него была жена... и дети у него были...



В каливе, мы были не единственные паломники, тут находились еще три грека. Мы коротко пообщались с ними и еще раз убедились во всеобщем греческом русофильстве.

Отец Спиридон (в миру – Георгий) – хозяин хлебосольный, закормил нас под завязку. Когда я откинулся на спинку стула и сказал, что всё, больше есть не могу. О.Хрисостом сказал, что нужно проявить послушание и доесть все до крошки. Тут, мой брат Андрей, коротко выпалил: Вот! – и указал пальцем на сидящего рядом Анатолия, - Он доест.


Геронда Спиридон в центре

Геронда Спиридон, всё понял без перевода, - его глаза весело блеснули, на лице заиграла улыбка.

С доставкой продовольствия здесь явно большие проблемы. От пирса Карульи и от пирса скита Св. Анны - калива равноудалена. Приходится грузы тащить на своих плечах в гору, а после, - по извилистым каменистым тропам, то ныряющим вниз, то опять вздыбливающимся к верху. Калива находится, примерно, в пятистах метрах над уровнем моря.
С водой тоже не все гладко. Так, по прикидкам старца Спиридона, чтобы провести воду каливу «Успения Божьей Матери» потребовалось бы пять тысяч метров трубы.


Вход в пещеру, под обителью. Тут подвизались праотцы Герасимеев.



Именно здесь, в этой каливе, я прочувствовал, что монахи не боятся смерти. Они говорят, что мы все живы – и те, кто был прежде нас и – мы, которые пока еще здесь.


Лаз в пещеру





Из Малой Святой Анны в скит Святой Анны


*В Катунаки два скита святой Анны: один называется «Микро Агиа Анна» (Малая Святая Анна), а другой просто «Агиа Анна» (Скит Святой Анны»).



Малая Святая Анна



Где-то между «Скитом малой Святой Анны» и «Скитом Святой Анны», в скалах спряталась келия Иосифа Исихаста. Обитель находится в опасной зоне (на тот момент туда никого не пускали, опасались обрушения части скалы) и для безопасности, монахи установили оградку с калиткой – запертой на замок.



За калиткой, тропинка к скальной обители Иосифа Исихаста



Жаль, не удалось мне своими, так сказать, глазами…



СКИТ СВЯТОЙ АННЫ






НОВЫЙ СКИТ





Калива "Святого Харлампия"

Краткая остановка. Тут находится могилка Иосифа Исихаста:






Нас встретил монах Иосиф. По традиции мы выпили цыпуры, закусили лукумом и запили водой.
В небольшой церквушке отрадно было видеть образ св. Серафима Саровского.
Я попросил разрешения у о.Иосифа сделать его фото.



Монах Иосиф. Калива святого Харлампия.

О.Хрисостом говорит, что о.Иосиф знал, что мы будем проходить мимо его обители; он приготовил для нас небольшую закуску и «ассорти» из орешков. Это было очень трогательно.
В этой каливе насельники занимаются изготовлением лукума.

Мы немного передохнули и двинулись дальше. Сегодня мы должны достичь каливы «св. Георгия Победоносца»



БАШНЯ






О.Хрисостом (в переводе Юры): Башню построили для спасения от пиратских набегов. Монахи убегали сюда, закрывались и пока пираты не уходили (отсиживались). Во время опасности, сюда сносились иконы и, в общем, вся церковная утварь.



Калива «Святого Георгия Победоносца»






Здесь подвизаются десять монахов. Занимаются производством оливкового масла и изготовлением амфор. Во главе стоит старец Никодим.
На ночлег нас приняла братия каливы «св. Георгия Победоносца».



Первый монах слева – геронда Никодим



Монахи этой обители внешне угрюмы и очень опрятны своим видом. Такую безукоризну в облачении я видел только в м-ре Симонопетра. Тем не менее, приняты мы были с большим сердечным теплом. Нас с моим братом Андреем разместили в одной комнатке, а Толю с Юрой… Тут бы мне хотелось рассказать малюсенькую предысторию:
Когда распределялись комнаты, Юра переводчик, сказал Андрею, что нам (т.е. мне с Андреем) лучше было бы разместиться в комнате находящейся чуть поодаль от занятой нами. Я не знаю, какой фарт в этом деле имел для себя Юра, но Андрей ему ответил так: Нет! Там будет спать Анатолий Иванович (так мы частенько, уважительно называем Толю). Он по ночам храпит. «Храпит» - это мягко сказано – промелькнуло у меня в голове, в тот момент.
Деваться некуда: Толя занял отведенную ему комнату, а Юра разместился, аккурат, по соседству, за стенкой.
Ночью, все уснули как мертвые (еще бы – взять сходу всю Карулью и Катунаки), но только не Юра. Это мы узнали уже под утро, когда встретились с Юрой в дверях церквушки, перед утренней. Юра, как и подобает будущему священнику с величайшим терпением признался нам: Да-а-а! Анатолий Иваныч силён!
Стол был обильным – больше всего запомнился осьминог – но наше застолье было не длинным. Солнце село, а значит, по византийскому времени, монахам пора предстоять перед Богом.
За столом, после того, как каждый из нас рассказал монахам о себе, о.Хрисостом и о.Никодим много говорили по-гречески. Во фразах часто звучали слова: Украина, Россия.



Вид с террасы



Вид с террасы



Еще я узнал, что на утреннюю мы должны спуститься к четырем часам утра и, что монахи этой каливы спят по четыре часа в сутки. Вот так вот: остальное время – молитва, труд, послушание.






Несчастье. Сгоревшая калива.



После утренней, мы уже на всех парах, торопимся на встречу монастырю «Святого Пала»
Перед самым прощаньем, застаю такой эпизод: о.Никодим отказывает Андрею в его просьбе. Прислушиваюсь и… Скромность монахов меня покоряет совершенно: Андрей жертвует каливе, а геронда Никодим не принимает. Только после слов: «Геронда, не отказывайтесь, жертвуя, мы исполняем своё послушание» - ситуация изменилась. Здесь очень любят Андрея Мацолу и отказать ему очень трудно.





Благодарю всех моих благодетелей и кланяюсь: Андрею Мацола, Андрею Генову, о.Хрисостому (чьи молитвы позволили мне вновь очутиться в этом святом уделе Божьей Матери).

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 19.06.2016 16:40
  
1
Спаси тебя Бог, Сергей. С Праздником Троицы!
#2 | Сергей Генов »» | 21.06.2016 13:20 | ответ на: #1 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
И тебе спасения во Христе Иисусе, дорогой, Андрей. С прошедшим Праздником.
П.С. Не мог раньше ответить, был в отъезде.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU