Против полагающих, что благость и правосудие взаимно себя исключают. Климент Александрийский

3
14 апреля 2011 в 23:26 31361 просмотр 8 комментариев
Есть еще некоторые, утверждающие, что (судейский) жезл, угрозы и устрашения собой исключают благость Божию. Но, очевидно, они плохо понимают Писание, в одном месте так говорящее: «боящийся Бога обратится» (Сир.21:7) и не думают о величественнейшем доказательстве Божия человеколюбия, а именно о том, что ради нас Господь человеком стал.

Пророк обращается к Нему с таким молением в задушевном тоне: «вспомни о нас, потому что пыль мы» (Пс.102:14), т. е. тронься сожалением о нас, потому что слабость плоти Ты на самом себе испытал. О полнейшей Господа... благости и о том, что в этом отношении Он в высшей степени достохвален, свидетельствует то, что от полноты человеколюбия относится Он сострадательно к слабой природе каждого человека в частности...

Ибо невозможно, чтобы что-либо Он ненавидел, и однако же восхотел существования того, что Ему ненавистно. И опять не может Он хотеть, чтобы нечто не существовало; но вместе с тем, чтобы Он был виновником бытия того, существования чего Он не желает.

Невозможно далее, чтобы существование какой- либо вещи Он не хотел и чтобы, несмотря на то она существовала. Оттого, если Господь что-либо ненавидит, то, значит, хочет Он, чтобы то не существовало. Но не существует ничего такого, бытия чего рог не был бы причиной; следовательно, Богу все существующее отнюдь не ненавистно, а также и Логосу; ибо и Тот, и Другой суть едино, оба существа Божественные, как о них говорится: «Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было» Дог (Ин.1:1).

Но если ничто из того, что волей Божией произошло, Богу не ненавистно, то остается признать, что все то Ему любезно. Более же всего другого Богу любезен человек; и естественно; потому что человек есть прекраснейшее из Его творений и существо способное любить Бога. Следовательно, Бог человеколюбив; человеколюбив, соответственно, и Логос.

Но если кто к кому-либо любовь питает, тот желает тому и пользы; а пользу приносящее во всяком случае лучше бесполезного. Лучше же доброго ничего нет; следовательно, доброе полезно. Но и то, что Бог благ (Мф.19:17), после этого должно считать несомненным; следовательно. Бог и полезному благоприятствует. Доброе, потому что оно не иному чему как доброму способствует, полезно. Полезному Бог способствует, следовательно, прежде всего. Если же Он пользе человека не благоприятствует, то, следовательно, и не озабочивается о нем, не промышляет о нем. Лучше то, если кто-либо пользу нам приносит из благорасположенности к нам, нежели то, когда кто-либо содействует нашей пользе из неблагорасположенности к нам. Но ничего нет прекраснее Бога. И из благосклонности к кому-либо содействовать пользе того, это не иное что значит как о том человеке заботиться. А что о человеке Бог заботится, это Он свидетельствует самим делом, дав вам в Педагоги Логоса, истинного Сопомощника Богу в Его человеколюбии.

Существенный признак в понятии добра не тот, что оно есть часть добродетели. Потому и правосудие не потому есть нечто доброе, что отчасти оно осуществляет собой добродетель, – оно, ведь, и есть сам» добродетель, – но потому, что оно из-за себя самого и само по себе есть нечто доброе. С другой стороны, и полезное называют добрым не потому, что оно приятно, но потому, что оно полезно. Но все это применимо к правосудию; оно есть нечто доброе, потому что представляет собой добродетель; оно есть нечто доброе и потому еще, что из-за сущности своей желательно, а не из-за того, что оно приятно; потому что не льстиво оно судит, но воздает каждому по его заслуге; полезное в нем обусловливается полезной его сущностью. Всеми составными частями понятия добра определяется, следовательно, и понятие правосудия. Оба понятия равномерно принимают участие в одинаковых атрибутах. Но веща, которые характеризуются одинаковыми атрибутами, являются и равными, и подобными Друг Другу. Следовательно, правосудие есть нечто доброе.

Говорят: «Может ли Господь быть человеколюбивым и благим, когда Он гневается и наказывает»? – Здесь уместным нахожу, по возможности вкратце, это разъяснить. Метод строгий для правильности воспитания детей полезен; он имеет значение необходимого в воспитании вспомогательного средства. Многие из страстей искоренимы лишь при посредстве наказаний, объявлением строжайших заповедей и преподанием некоторых (строжайших) умозрительных основоположений. Так например, порицание для страстей душевных есть некоторого рода хирургическая операция. Страсти суть гнойные наросты (на теле) истины: через порицание как бы через надрезание они бывают вскрываемы. Порицание походит на лекарство, затверделые наросты страстей разжижающее и неприглядность некоторых сторон жизни от грязи очищающее; что заросло слишком и обросло плотик» высокомерия, то порицанием выравнивается и смягчается; человека оно вновь оздоравливает и обновляет. Подобным образом и увещание на душу больную действует как бы диетическое правило; оно советует, что ей должно в себя принимать; но оно и запрещает, указывая, чем не должна она питаться. Но и порицанием, и увещанием имеется в виду доставлять нам спасение и вечное здоровье.

И полководец – денежные штрафы налагая или же телесным наказаниям подвергая, лишающим честного имени, как-то: заключению в темнице и большему бесчестию, некоторых иногда даже и смертью наказывая, – имеет в виду при этом добрую цель: он делает это для устрашения своих подчиненных.

Подобным образом и наш великий Полководец, Владыка вселенной, Логос, поступает с теми, кто сбрасывает с себя узду Его закона. Он обращает их к священному миру с (церковным) обществом, напоминает им о необходимости господствовать над душевными страстями и через то освобождать себя от рабства врагу, блуждания в области греха и уз противника.

Как увещание и приглашение естественны для Логоса советующего, так порицание, упрек и укоризны свойственны Логосу похваляющему. Ему свойственно особое искусство в порицании. Порицание есть признак благорасположенности, а не ненависти. И друг, и враг порицают; но враг это делает со злорадным хохотом, а друг – от сердечной благорасположенности. Не из ненависти Господь обращается к человеку с упреками, – Он мог бы всех людей ведь и смести с лица земли за их грехи, – но Он за нас даже страдал. Педагог, именно потому, что Он благ, весьма искусно предлагает увещание в форме упрека; человека ленивого Он побуждает поношением как бы бичом. Иногда старается Он подействовать на известного человека и сменой формы увещевания. На кого похвала не действует, того понуждает Он порицанием; а кого порицание не приводит на путь спасения, те как бы трупы какие бывают пробуждаемы для истины поношением...

Господь и сам, беря за пример землю, разные виды представляющую и при уходе за ней разные выгоды доставляющую, иносказательно, но очень ясно говорит о самом Себе: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь» (Ин.15:1). И потом далее Он прибавляет: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода. Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин.15:2). Виноградная лоза, если ее не подрезать, разрастается в ветви (уходя в них всей своей силой): так и человек. Логос, являясь как бы каким садовым ножом, отсекает размножающиеся на человеке наросты, принуждая его своими чувствами не в страсти вдаваться, а плод приносить. Но упреки, обращенные к грешникам, имеют ту же самую спасительную цель; потому что Логос сообразуется в них с особенностями каждого человека; то кнут употребляет он при этом, то узду. Весьма ясно потому сказано устами Моисея: «Не бойтесь; Бог (к вам) пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили» (Исх.20:20)...

Самый страх приносит...пользу людям и способен улучшать их. Ибо «Дух боящихся Господа поживет; ибо надежда их – на Спасающего их» (Сир.34:13). Тот же самый Логос, который налагает на нас наказания. Он же есть и наш Судья. О нем говорят Исаия: «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис.53:6), на Него, т. е. как на исправителя нашего и освободителя нас от грехов. По этой-то причине Он только один может и прощать грехи. Он, от Отца поставленный нам в Педагога; Он только может отличать послушание от непослушания. Но кто грозит, тот не имеет непременного желания свой гнев насытить и угрозу выполнить, но, приводя в страх, через то отрезает в нас склонность к греху; человеколюбие Его обнаруживается и в том, что Он медлит и показывает, что последует, если бы кто остался в грехе. Не как жалящая змея. Он не тотчас ранит. Бог благ; и прежде, чем до дела у Него дойдет. Господь долго увещевает. «Соберу на них бедствия, и истощу на них стрелы Мои», – говорит Он, – будут «истощены голодом, истреблены горячкою и лютою заразою; и пошлю на них зубы зверей и яд ползающих по земле. Извне будет губить их меч, а в домах ужас» (Втор.32:23–25).

Божество следовательно не так гневается, как некоторые думают, но в большей части случаев Оно хочет людей обуздать, постоянно их увещевает и им объясняет, что надлежит им делать. Но это искусство в нас страх вселять, дабы мы не грешили, есть доброе искусство, потому что «страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же сего страха не может оправдаться» (Сир.1:21), говорит Писание.

Наказание Бог посылает не от гнева, но исходя от правосудия, потому что на нас же самих отозвалось бы дурно, если б из-за нас наказания были налагаемы. Каждый из нас сам же напрашивается на наказание, потому что сам он по своей доброй воле грешит. Виновником наказаний состоит, следовательно, тот, кто их на себя накликает; Бог в них не виновен. «Если же наша неправда открывает Правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? –говорю по человеческому Рассуждению. Никак» (Рим.3:3–6). Грозя говорит Он так: Когда «изострю сверкающий меч Мои, и рука Моя примет суд», «то отомщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам, удою стрелы Мои кровью, и Мой меч насытится плотью, кровью убитых и пленных» (Втор.32:41–42). Здесь ясно написано, что кто истине не враг, тот против Логоса ненависти не питает и не состоит ненавистником своего собственного спасения, что он свободен будет и от наказание, а вражду, (ибо ее не имел). «Венец премудрости», как говорится в книге Премудрости, «страх Господен» (Сир.1:18) Через пророка Амоса Логос довольно ясно изобразил свой воспитательный метод, говоря: «Производил Я среди вас разрушения, как разрушил Бог Содом я Гоморру, и Вы были выхвачены, как головня из огня, – и при всем том», вы не «обратились ко Мне, говорит Господь» (Ам.4:11).

Обращайте внимание, как Бог в своей благости ищет исхода в сожалении и как в воспитании через угрозы скрывается Его человеколюбие. «Сокрою лице Мое от них», – говорив Он – (и) «увижу, какой будет конец их» (Втор.32:20). Куда Господь обращается своим лицом, там мир и радость; а откуда отвращает его, туда начинает прокрадываться зло. Бог же не хочет зреть на зло, потому что Он благ. Если же Он откуда-либо отвращает свое лицо, то делает это из-за людского неверия, и там развивается зло. «Итак видишь», – говорит Павел, – «благодать и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости» Божией (Рим.11:22), т. е. в вере во Христа.

Добру по самой его природе свойственна ненависть к злу. Поэтому, пожалуй, еще может быть допущено, что неверующих Бог наказывает, – наказание служит, ведь, во благо и к пользе наказываемого; оно есть исправительное средств против упорных; – но нельзя того допустить, что Бог мстителен. Мщение есть воздаяние за зло, происходящее в интересе того, кто отомщает за себя. Но Кто учит нас молиться за врагов (Мф.5:44), тот, конечно, не жаждет мести.

Впрочем, что Бог благ, это признают все, а что тот же самый Бог и правосуден, об этом не будет нужды больше рассуждать, если я приведу евангельское Господне слово. Господь называет Бога «единым: да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе», так «и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут» едино, «как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» (Ин.17:21–23). Бог есть единое и более чем единое, нечто высшее даже чем само единство. Словечко «Ты» имеет здесь значение указательное; им указывается на Бога, который один только в собственном смысле существует, «который еси и был и грядешь» (Откр.11:17). Этими тремя измерениями времени обнимается одно понятие, а именно понятие сущего.

А что действительно этому единому Богу присущи оба свойства, и единство, и правосудие, об этом свидетельствует Господь в том же Евангелии: «Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал, а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою» (Ин.17:24–26).

Это Тот, который наказывает «детей за вину отцов, до третьего и четвертого рода, ненавидящих» Его и который творит «милость до тысячи родов любящим» Его (Исх.20:5). Поскольку под ставящим одних справа, а других слева, разумеется благий Отец, то и называется Он по своему главному свойству благим; а поскольку Сын, являющийся Его Логосом, в Отце пребывает, дается Отцу эпитет «правосудный» по взаимоотношению обоих (т. е. Отца и Сына). Понятие всемогущества здесь измеряется равенством любви. «Он судит человека», – говорится, – «по делам его» (Сир.16:13).

Бог являет нам первообраз правосудия на одних и тех же весах, в лице Господа Иисуса, который, состоя как бы язычником весов сих. Бога познавать дает нам. О Нем и Божественная мудрость говорит ясно: «и милость и гнев – во власти Его; силен» Он «помиловать и излить гнев. Как велика милость Его, так велико и обличение Его» (Сир.16:12–13). Сожаление есть мотив порицания, а спасение того, к кому относится порицание, есть цель порицания. Все же что Бог, Отец Господа нашего Иисуса, благ, об этом может сказать нам и сам Логос. Он говорит о своем Отце: «Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк.6:33).

И далее: «будьте милосердны как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:36). Он говорит даже прямо: «Никто не благ как только один Бог» (Мф.19:17) «на небесах» (Мф.5:12). Кроме того, в другой раз Он говорит: Отец Мой «повелевает своему солнцу восходить над злыми и добрыми» (Мф.5:45). Здесь нужно обращать внимание на то, что своего Отца, который благ, Логос вместе с тем называет и Демиургом (создателем и украсителем мира), а что Демиург правосуден, это не отвергается.

И далее: «Мой Отец посылает дождь» на «праведных и неправедных» (Мф.5:45). Так как Он дождь посылает, то для царства вод и облаков, значит, состоит Он Демиургом, а так как оный посылает Он на всех, то, значит, разделяет Он его на основании совершенного равенства и справедливости; а поскольку Он благ, посылает Он дождь равномерно на праведных и неправедных. Следовательно, совершенно правильно мы заключаем, что об едином по числу и по существу Боге говорится в следующих выражениях Писания: «Когда взираю я» на «небеса Твои, дело Твоих перстов» (Пс.8:4) и в этом: «Живущий на небесах» (Пс.2:4). «Престол Его на небесах» (Пс.10:4; Пс.102:19), песнословит о Нем Дух Святой. А Господь и Сам говорит в молитве: «Отче наш, сущий на небесах (Мф.». 6, 9) Небо же есть собственность Того, кто мир основал. Теперь, следовательно, неопровержимо, что Господь есть Сын Творца мира (Демиурга).

Если же теперь признается, что Творец мира по «Божия» преимуществу правосуден, а Господь есть Сын Его (Демиурга), то, следовательно, Господь есть Сын правосудного Бога. Поэтому и Павел говорит: «ныне, независимо от закона, явилась правда» (Рим.3:11). И опять, чтобы еще более поставить это дело в соотношении с Богом: «правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия» (Рим.3:22).

И в качестве свидетеля истины далее добавляет Он еще: во время «долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим.3:26). А что апостолу тождество понятий «благий» и «правосудный» известно, это открывается из слов его: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим.7:12): один и тот же субъект он характеризует обоим предикатами. Но никто не «благ как только один Бог» (Мф.19:17). Отцу Его, именно» единому, приписываются многие предикаты. И это Он понять словами: «кто есть Отец», не знает никто «кроме» Сына (Лк.10:22; Ин.17:25), так что поистине ясным становится, что Бог вселенной один, что Он благ и правосуден, что Он есть творец (Демиург), Сын в Отце, которому слава во веки веков. Аминь.

Но и Логосу как Спасителю из заботливости о спасении некоторых не чуждо обращаться к ним с поношениями; потому что это представляет собой одно из спасительных средств Божеского человеколюбия; из него появляется красный цвет стыда и возникает страх перед грехом. Если можно порицать, то уместно и поносить. Бывают времена, что на душу, дошедшую до бесчувствия к печали, нужно раны наложить, но не смертные, а целебные, так как малая печаль предохраняет от вечной смерти. Велика мудрость Педагога в воспитании и Его метод в отношении цели многообразен.

О людях добродетельных Педагог свидетельствует; призванных зовет Он к лучшему; тех, кто неправду хочет учинить, с самого начала Он отклоняет от того и приглашает их обратиться к жизни лучшей. Ибо ни один из этих моментов не остается не засвидетельствованным, между тем как другой засвидетельствован; изо всех же свидетельств исходит высшая благодать. И аффект гнева – если только предостережение Божие можно назвать гневом – имеет исходным началом человеколюбие, потому что Бог до страстного состояния нисходит из-за человека; ради него Божественный Логос и человеком стал.

Комментарии (8)

Всего: 8 комментариев
#1 | Георгий Петров Христианин »» | 15.04.2011 02:45
  
0
Вот это и есть Ветхозаветные представления о б-ге (Демиурге), способном на насилие ...
#2 | Патриция »» | 15.04.2011 10:19 | ответ на: #1 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Насколько мне известно, православные священники всегда дают понять, что для понимания Ветхого Завета необходимо в первую очередь изучать и хорошо понимать Новый Завет. Иначе можно прийти к таким выводам, простите меня, Георгий Михайлович, к каким пришли вы.
#3 | Георгий Петров Христианин »» | 15.04.2011 12:21 | ответ на: #2 ( Патриция ) »»
  
0
Иначе можно прийти к таким выводам, простите меня, Георгий Михайлович, к каким пришли вы. ===

Это ВЫ о чём?
О каких таких "выводах"?
#4 | Патриция »» | 16.04.2011 14:12 | ответ на: #3 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Возможно я неправильно поняла смысл ваших слов, объясните еще раз.
Ветхозаветные представления о Боге - чьи представления?
#5 | Георгий Петров Христианин »» | 16.04.2011 14:19 | ответ на: #4 ( Патриция ) »»
  
0
Бог Ветхого Завета способен на насилие, я правильно вас поняла? ===

Вы СВОЮ тему прочтите сами ...
Для меня Бог всего один - Иисус Христос. А Вы называете какого-то отдельного Бога Ветхого Завета - Демиурга.
#6 | Патриция »» | 16.04.2011 21:06 | ответ на: #5 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Извините, я неправильно поняла ваши слова.
#7 | Патриция »» | 16.04.2011 21:09 | ответ на: #5 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Для меня нет отдельного Бога Ветхого Завета. Статья моя - это один из исторических трудов учителей Церкви.
#8 | Владимир Макушин »» | 08.08.2014 09:27 | ответ на: #5 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Бог кого любит того наказывает. Ибо суды Божьи укрепляют на праведном пути... И при чём тут Демиург (гностический божок)?
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU