Исповедание православной веры.Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский.(Ответ на сектантские мудрования Георгия Петрова,извращающего Святоотеческое Учение Православной Церкви)
Един Бог есть предже всего и у всех и во всех и выше всего, нами веруемый и поклоняемый во Отце и Сыне и Святом Духе, Единица в Троице и Троица в Единице, соединяемая без слияния и различаемая без разделения: та же самая Единица есть тождественно Троица Всемогущая.
Отец безначальный, не только как безвременный, но тоже как совершенно без причины; Сам единственная причина и корень и источник во Сыне и Святом Духе созерцаемого Божества; Сам единственная первоначальная причина всего сущего; не единственный Творец, но единственный единого Сына Отец и присносый единственный Отец и Изводитель; более великий Сына и Духа, но это только как причина, во всем остальном Тот же Самый как Они и равночестен.
Которого Сын один, безначальный как безвременный, не безначальный же как имеющий началом и корнем и источником Отца; от Которого единого Он исходил предже всех век, бестелесно, не истекая, бесстрастно, через рождение, но без разделения, Бог сый от Бога, не другой же как Бог, а другой как Сын; присно Сый и присно сый Сын, и единственный Сын, присно сый у Бога без слияния; не причина и начало Божества во Троице мыслимого, ибо причина и начало Его существования Отец, но причина и начало всех созданных, как сущих всех через Него.
Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу; но при полноте веков принял образ, нам свойственный, и, истощая Себя, благоволением Отца и содействием Святого Духа, по закону естества зачался и родился от Приснодевы Марии, вместе Бог и Человек, и, как воистину вочеловечивыйся, стан нам во всем подобен, кроме греха, пребывающий тем, что Он был, Бог истинен, соединяющий без смешения и изменения две природы и воли и действия и пребывающий один Сын в одной Ипостаси, и после вочеловечения действующий все Божественные действия как Бог и все человеческое как человек, и был подчинен беспорочным человеческим страстям. Бесстрастен же и бессмертен сый и пребывая яко Бог, Он вольно пострадал во плоти, яко человек; и быв распят и умерый и погребен, и воскресый в третий день, Он и явился Своим ученикам после воскресения, и свыше силу возвещая, и повелевая наставлять все народы, и крестить во имя Отца и Сына и Святого духа, и соблюсти и учить, как Он повелел,он вознеслся Сам на небо и воссел одесную отца, делая равночестну и сопрестольну как равнобожественну нашу телесную одежду, с которой и вернется со славою судити живых и мертвых и дать каждому по делам его.
Вознесыйся к Отцу, Он послал на Своих святых учеников и апостолов Духа Святого, Который исходит от Отца, Он собезначальный Отцу и Сыну как безвременный, но не безначальынй же, как и имеющий и Он корнем и источником и причиной Отца, не как рожденный, но как исшедший; ибо и Он исходил прежде всех век от Отца, не истекая и бесстрастен, не через рождение, но через исхождение. Неразделен сый от Отца и от Сына как от Отца происшедший и в Сыне почивающий, имеющий вкупе соединение неслиянное и различение нераздельное, Бог сый и Он от Бога, не другой как Бог, но другой как Утешитель; Дух Самоипостасный, от Отца исходящий и через Сына посылаемый, то есть: являемый, причина и Он всего созданного, как в нем совершаемого, Тот же Самый как Отец и Сын и равночестен, кроме нерожденности и рожденности. Он был послан от Сына к Своим ученикам, значит, был являем; ибо каким другим образом был бы послан Тот, Который вездесущий? Итак, не только от Сына, но тоже от Отца и через Сына посылается, и придет являемый от Себя Самого, потому что послание, то есть явление Духа, есть общее дело. Является же не по сущности, ибо никто никогда не видел или же объяснил Божию Сущность, но по благодати и силе и энергии, которые общие Отцу и Сыну и Святому Духу. Свойственна каждому из Них Его собственная Ипостась и все, что стремится к ней.
Общее есть не только пресущая Сущность, которая абсолютно безымянна, не являема и не причащчаема, яко превыше всякого имени и явления и причастия, но тоже благодать и сила и энергия и блеск и царствие и нетленность и, одним словом, все, чем Бог причащается и соединяется по благодати со святыми ангелами и человеками, без лишения своей простоты, ни частностью и разнообразием сил и энергий. Итак, есть у на один всемогущий Бог во едином Божестве. Ибо от совершенных Ипостасей никогда не зарождается составление, ни может могущественное, потому что имеет силу или силы, когда-то из-за этого быть искренно названно составленным.
К тому мы почитаем святую икону Сына Божия, Который стал описанным как нас ради вочеловечивыйся, вознося наше почитание от образа к Первообразу; и честное древо Креста, и все символы Его страдания, как сущие Божественные Трофеи портив общего противника нашего рода; мы почитаем еще спасительное знамение честного Креста и Божественные церкви и места и священные сосуды и богоданные слова из-за в них обитающего Бога. Мы почитаем тоже иконы всех святых из-за любви к ним и к Богу, которого они искренне любили и служили, вознося наш ум в их почитании к лицам, на иконах представленным. Мы почитаем тоже самые мощи святых, потому что освящающая благодать не оставила их святых костей, подобно как Божество не разлучилось от Владычнего тела в Его тридневной смерти.
Мы не знаем никакого зла по существу, ни что существовало бы другого начала зла, чем развращение умных существ, которые плохо пользовались богоданной им свободой.
Мы держим все церковные предания, письменные и неписьменные, и прежде всего тайное и всесвятое служение и причастие и общение и собрание, от которого другие служения получают свое совершенство и где в воспоминании Того, Который истощил Себя неистощимо и воплотился и страдал нас ради, священнодействуются и богодействуются, по Того божественномоу повелению и по Его собственному действию, самые божественные предметы, Хлеб и Чаша, и делаются жизнодательным Телом и Кровью, и даруются в несказанное Причастие и общение тем, которые благочестиво приступают.
Всех не исповедающих и не верующих в то, как Святый Дух провещал через пророков, как повелел Господь, когда Он явился нам во плоти, как свидетельствовали Им посланные Апостолы, и как Отцы наши и их преемники нас учили, но выдумывающих их личные ереси или следовавших до конца за теми, которые их плохо научили, мы отвергаем и предаем анафеме.
Мы принимаем все Святые и Вселенские Соборы: Собор триста восемнадцати богоносных отцов в Никее против иконоборца Ария, злочестиво обнищающего Сына Божия в творение и рассекающего в Отце и Сыне и Святом Духе поклоняемое Божество в тварное и нетварное; Собор ста пятидесяти святых отцов, собравшихся в Константинополе против Македония Константинополитянина, злочестиво обнищающего Духа Святого, рассекающего этим не меньше, чем первый, в созданное и несозданное, Божество единое; после этого Собор двухсот отцов в Ефесе против Нестория Патриарха Константинопольского, который разделил во Христе единство Его божества и никогда не хотел называть Богородицею Пресвятую Деву, истинно Бога рождшую; и четвертый Собор шестисот тридцати отцов в Халкидоне против Евтихия и Диоскора, злобно учивших, что у Христа была одна природа; и после этого, Собор ста шестидесяти пяти отцов в Константинополе против Феодора и Диоскора, которые думали то же самое, как и Несторий, и его учение поддерживали своими трудами, и против Оригена и Дидима и некоторого Евагрия, которые из древних, и старались ввести некоторые мифы в Божию Церковь; и после этого Собор ста семидесяти отцов в этом городе против Сергия, Пирра, Павла от управлявших в Константинополе, которые отнимали от Христа две Его энергии и два хотения, соответствующие Его двум природам; и Собор ста семидесяти отцов, который опять был в Никее против иконоборцев.
Мы принимаем тоже все святые Соборы, проведенные Божиею благодатию в свое время и место для утверждения благочестия в евангельской жизни; к ним принадлежат те, которые проведены в этом великом городе в славной церкви Святой Божественной Премудрости (Св. Софии) против Варлаама Калабрийского и против Акиндина, который был за него и думал, как он, и спешил. чтобы его с хитростью оправдать; которые учили, что общая благодать Отца и Сына и Святого Духа, и свет будущего века, в который праведные будут сиять яко солнце, как это Христос предъявил, когда Он сиял на Горе, и просто всякая сила и энергия Триипостасного Божества, и все, что неким образом различается от Божественной природы - что все это созданно, рассекая этим злочестиво единое Божество в созданное и несозданное, а тех, которые благочестиво исповедуют, что этот Пребожественный Свет несозданный и всякая сила и энергия Божественная - ибо ничего от всего принадлежащего по природе к Богу не возникло недавно - они называют двубожниками и многобожниками, точно как нас называют иудеи, савеллиане и ариане. Но мы изгоняем и первых, и последних как настоящих безбожников и многобожников, и мы их окончательно отсекаем от полноты благочестивых - как это и сделала Святая Соборная Апостольская Христова Церковь Синодиком и Томосом Святогорским, верующие во Единое, Триипостасное и Всемогущее Божество, никогда не отпадающее от единства и простоты из-за сил или Ипостасей.
Мы соединяем все это с нашим чаянием воскресения мертвых и бесконечной жизни будущего века. Аминь.
Григорий Нисский, из "Созерцания телесного устроения": "Таков закон духовных овец: отнюдь не нуждаться в каком бы то ни было голосе извне Церкви и, как говорит Господь, чужого голоса не слушать (Ин 10, 15)".
Христианской антропологии, необходима богословская методология, поскольку речь идёт о предназначении человек в вечности, как сына и собеседника Божиего. Богословская методология определяет способы понятийного осмысления мистического, подвижнического и созерцательного опыта, а также опыт ПОНИМАНИЯ текстов Св. Писания и Предания.
Мистический и Богооткровенный опыт Св. Отцов важнее в таком познании человека, чем знания о человеке как объекте научном. Ведь Святые уже при жизни в теле человеческом являли собой жителей Царства Божиего. Необходимо отметить, что Боговоплощение изменило само осмысление ценности человека и отношения к нему Бога, поэтому изменилась и само ПОНИМАНИЕ Бога. Бог перестал быть недосягаемым Господином нашей жизни, которому можно и НУЖНО было угождать, выполняя Его законы. Бог стал человеком, чтобы мы стали богами по сути своей. И только в Свете Христовом, Свете Истины видны смыслы и содержание Писания и Предания. При этом понимание Слова - Истины = Бог есть Любовь должно Родиться в нас как дух от Духа Святого. Сама Истина должна жить в душе человеческой и освещать Путь в Царство Божие.
Вот эта способность к пониманию Христа Иисуса в духе, восприятию Слова и способности отождествить самого себя с тем Образом и Подобием, которые Бог «использовал» в качестве «образца», и составляют самое ценное в человеке, то, что делает жизнь в Боге «общением». Эта же способность открывает перед человеком перспективы духовного роста, вплоть до способности не только «отразить» Любовь Самого Бога, но и соответствовать Ей.
Богословие как методология складывалось в разных социально–исторических условиях и, что вполне естественно, разного понимания терминов Писания и их значения. Научного понятия слов «ум», «душа», «дух» не существует, понятия Св. Отцов не отличаются строгостью и чёткостью, они скорее поэтичны и метафоричны. Так Св. Василий Великий сопоставляет понятия «ум» и «дух» как присущими одной реальности, а Св. Макарий Великий говорит о том, что Дух «животворит» ум. Терминология Отцов отражает скорее мистический опыт самого автора, чем богословский дискурс.
Признание терминологической проблемы богословия как таковой есть в тоже время и попытка договориться об осмыслении самого опыта Св. Отцов, понимания внутреннего смысла такого опыта. Чтобы усвоить себе их язык, просто необходимо выйти в область мистически умопостигаемого, покинуть пространство догматически определённого, ибо «буква убивает, а Дух животворит». И тут проблема, конечно, не в самом языке, а в непосредственном опыте переживания святоотеческой мысли, истинном и тождественном опыте, который и является основой богословия.
Фундаментом христианской антропологии несомненно является само Слово Божие. Всё самое главное о человеке мы можем найти во Христе. И если Божие открыто человеку во Христе ТОЛЬКО как Любовь, то человеческое в Боге мы способны понять в той мере, в которой мы способны понять самих себя. Таким образом человек и есть тот объект, который исследует сам человек (как субъект) в Свете Христовом. В этом Свете мы видим самих себя такими, какими нас задумал Бог и одновременно такими, какими мы являемся в настоящее время. Мы видим всю глубину нашего падения и видим тот Путь, который нам предстоит, чтобы взойти на вершину человечности, находясь на которой мы сможем «беседовать с Богом», обретая Жизнь вечную в общении с Ним.
Практика обретения такого Света в себе самом есть.
Это – исихазм. Опыт поста и молитвы известен всем мистикам, но исихазм имеет в своей основе ярко выраженную цель: обретение Света Истины - Слова Божиего в себе самом и понимание Его.
Вне Жизни Слова в себе человек обречён на НЕ свободу, на НЕ способность осознать себя личностью сознательно подчинившейся ТОЛЬКО Божественной Воле.
Выдержка из статьи Священника Андрея Лоргуса «Православная антропология» :
- ЦЕРКОВЬ, Если мы будем рассматривать Церковь, то откроем чрезвычайно многообразный мир человеческого опыта жизни с Богом, его восхождение к Небу, всей его жизни в Церкви. Отсюда и наш антропологический интерес к Церкви: как человек входит в Церковь, каковы свершения в его душе, как вливается человек в новую реальность,как преображается под благодатной силой Таинств Церкви, что происходит с человеком в Таинстве Священства, каковы взаимоотношения духовенства с человеком?
Вне Учения Православной Церкви и вне Тела Христова,всё есть поверхностная философия и безполезное для спасения души сектантское мудрование от лукавого всеваемое!
Григорий Нисский, из "Созерцания телесного устроения": "Таков закон духовных овец: отнюдь не нуждаться в каком бы то ни было голосе извне Церкви и, как говорит Господь, чужого голоса не слушать (Ин 10, 15)".
Не надо людей делить на этих или тех… Для ВСЕХ Един Бог есть предже всего и у всех и во всех и выше всего, нами веруемый и поклоняемый во Отце и Сыне и Святом Духе, Единица в Троице и Троица в Единице, соединяемая без слияния и различаемая без разделения: та же самая Единица есть тождественно Троица Всемогущая.