О трезвении.

О трезвении.
Христос в Евангелии неоднократно повелевает христианам непрестанно бодрствовать и молиться, объясняя это немощностью плоти (естества) человеческого…
Иисус, обращаясь к Своим ученикам, говорил о недопустимости забвения о Боге и невнимательности к себе, сравнивая забвение и невнимательность с бесчинными поступками наглого и ленивого раба, забывшего про наказы своего господина…
Христос говорил апостолам, что не знает человек, когда придет хозяин дома, или когда придет вор, поэтому ему никогда нельзя "спать"...
Христианину необходимо быть всегда настороже ("наблюдать за собою") – "бодрствовать"…

Святые отцы называли бодрствование и трезвением, и умным деланием…
Трезвение – это внутренняя жизнь христианина, соответствующая заповедям Иисусовым (совокупность всех добрых внутренних действий человека)…
Внутренние действия человека (помыслы) – это его мысли, эмоции (чувства), воображение, желания и намерения…
Поскольку молитва – суть устремление добрых мыслей и чувств человека к Богу, то и она является составляющей частью трезвения (важнейшей)…
Выделяется же молитва Христом из бодрствования особо по причине ее особой же значимости в умном делании…
Ибо все заповеди Христовы и трезвение в том числе – суть молитвенные средства, среди которых бодрствование является самым важным, наиболее способствующим молитве…

Под плотью Христос имел ввиду все человеческое естество, а под ее немощностью -
проникшее во все его составы зло (последствия первородного греха)…
Под бодростью же духа Иисус и имел ввиду способность ума и рассудка христианина трезвиться с помощью Христовою…

Когда Христос перед Своими крестными страданиями молился в Гефсиманском саду, апостолы дремали…
Тот их телесный сон – суть образ забвения человеком Бога и невнимательности человека к своим помыслам…
Когда человек забывает о Христе, о Его заповедях, о своем спасении, о добре и зле, и пр., то такое его состояние действительно напоминает сон, но - сон духовный (сон смертный)…
Ибо человек без трезвения, без молитвы отсоединен и от Христа (Жизни), и вообще от добра, т. к. именно Иисус и является Источником любого добра…
Телесный, человеческий сон действительно, в некоторой степени, подобен и забвению Божию, и смерти телесной...
Подобно тому, как человек не может четко уловить переход из бодрого, телесного своего состояния в сонное, так и христианин, как правило, не может уловить момент своего выскальзывания из молитвенного состояния и памятования о Боге в состояние забвения Божия...
Подобно тому, как человек просыпается от сна, не помня, как он уснул, так и христианин как бы просыпается от забвения, не помня, как и когда он забыл о Христе...

Трезвение (бодрствование) предполагает непрестанное наблюдение христианина за своими помыслами…
Оно заключается в незамедлительном, решительном, внутреннем несогласии христианина с возникающими у него злыми помыслами (страстями) с одной стороны, в воздержании, в уклонении от них и в культивировании помыслов добрых (благостей), в стремлении к ним, главные из которых – молитва…
Святые отцы определяли несколько уровней зла внутри человека…
Попробуем разобрать некоторые из них, чтобы понять, как правильно трезвиться…

Когда Христос говорил о воре, который может неожиданно придти и внезапно подкопать дом, Он имел ввиду страсти, возникающие в человеке…
Если человек не соглашается с "пришедшим" порочным помыслом ("вором"), если он сразу его отсекает, если он не обращает на него своего внимания, не задерживается на нем, то такой помысел называется прилогом…
Христианин и должен незамедлительно отвращать свое внимание от любого порочного помысла и тут же с покаянием устремлять свое внимание ко Христу – молиться…
Это – стержень трезвения, самая суть умного делания, крайне необходимого в жизни каждого христианина …
Прилоги будут "приходить" к человеку до самой его смерти, даже если он и свят…
Они соприсутствуют во внутренней жизни любого христианина до тех пор, пока он живет на этой земле в своем бренном теле…
Это необходимо для познания человеком своей немощности, своего ничтожества без помощи Божией, для его смирения, для его бесценного жизненного опыта напряженной борьбы со злом, для большей ценимости приобретаемых длительным трудом добродетелей…
Предупреждение о всегдашней неизбежности страстных прилогов преподается в Евангелии, где сатана ("вор") пытался их подбросить ("подкопать дом") Самому Христу после Его Крещения, когда Иисус сорок дней(!) уже пропостился в пустыне…
Христос показал тогда всем христианам образец трезвения, мгновенно отсекая Своим решительным несогласием все прилоги чревоугодия, властолюбия, тщеславия, любостяжания, сребролюбия и исповедуя по Своему человечеству всецелую любовь к Богу…
Сами по себе прилоги как таковые, так же как и их причины (начатки всех пороков) являются последствиями первородного греха наших прародителей и не являются внутренним грехом человека, если он бодрствует...

Трезвение у новоначального христианина предполагает не только мгновенное отсечение страстей, но и их анализ (размышление) - какие из них "приходят" чаще, какие из них являются более продолжительными, какие из них самые сильные по своему воздействию…
Совокупность этих качеств позволяет определить христианину главный среди всех своих пороков и, выделив его как доминирующий (как причину всего зла в себе), направить на борьбу с ним все свои силы - непрестанно каяться в нем, при любой возможности сразу же просить Христа только об уменьшении именно его, исповедовать только его на Исповеди и причащаться Тела и Крови Христовых как эффективнейшего Лекарства именно и только от него…
Если стратегической целью христиан должно быть стяжание всецелой любви ко Христу и к ближнему, как к самому себе, то тактической их целью №1 на новоначальном этапе должно стать уменьшение их главных пороков, как причины №1 всего их зла...
Христианин должен, что называется, всецело и всегда быть "заточен" только на борьбу именно с главным своим пороком...
При его покаянии в любом (самом разнообразном своем зле), он должен при этом совершенно отчетливо понимать, что причиной всего этого зла является именно главный порок и, каясь в любом зле, он должен одновременно каяться и в главном пороке тоже, как в причине этого зла...
Смыслом любой молитвы новоначального христианина должно стать лишь его желание об освобождении от очередного, главного его порока...
Можно даже сказать и больше - смыслом жизни христианина, находящегося на новоначальном этапе и должно стать лишь одно только очищение его от того или иного главного своего порока...
А единственным желанием новоначального христианина должно стать только желание освободиться от главного порока, которое возникает от ненависти к нему (которую необходимо непрестанно испрашивать у Христа)...
Подходит ли новоначальный христианин к иконе, к распятию, к священнику для благословения, к св. мощам или к любой др. святыне, он должен при этом всегда иметь только одну цель - освобождение от того или иного главного порока, доминирующего в нем на данном отрезке его жизни...
Наносит ли христианин на себя крестное знамение, вкушает ли он просфору или пьет Святую воду, произносит ли он какие угодно молитвы, он должен это делать только лишь с желанием и целью умалиться в главном своем пороке...
Надо всегда бить, бить, и бить только в одну точку...
Потому что только так и возникает ненависть к любому роду зла вообще и к главному пороку, в частности...
И тогда результат не замедлит быть...
В сочетании с еженедельными Исповедью, Причастием и посильной жизнью по всем остальным заповедям Христовым, христианин в течение двух-трех лет "разобьет в пыль" все свои главные пороки и приступит к этапу освящения или преуспевания...
Ни в коем случае нельзя не использовать ежедневно, упомянутую уже выше Святую воду (агиасму)...
Поскольку возможности христианина Причащаться Святых Тайн нередко ограничены, ему крайне необходимо ежедневно утром и даже несколько раз на дню принимать Святую воду как лекарство от главного порока...
Принятие Святой воды никак не связано с приемом пищи и поэтому употреблять ее можно в любое время, в том числе и от болезней телесных...
Прп. Серафим Вырицкий говорил, что Святая вода является лучшим лекарством от всех телесных болезней, если она в течение дня несколько раз принимается христианином с молитвою и верой...
А уж если Господь Святою водою исцеляет временное смертное тело христианина, то уж тем более Он исцелит посредством нее и бессмертную душу православную...
При благоговейном принятии, Святая вода (особенно Крещенская) оказывает сильное благотворное воздействие как на человеческую душу вообще, так и умаляя ее главные пороки, в частности...

А по мере умаления в христианине первого главного порока, его место занимает следующий по величине порок, который так же становится теперь для него доминирующим среди остальных его пороков на данное время…
И этот новый, главный порок христианину необходимо так же определить, как и предыдущий (и поступить с ним тоже так же, как и с предыдущим)…
И так трезвиться, пока все пороки не станут равными по своей малой силе (пока ни один из них не перестанет преобладать над другими)…

В святоотеческой литературе есть один поучительный пример:
В египетских пустынях (примерно в четвертом веке) подвизался один замечательный монах, наставник Арсения Великого – прп. Иоанн Колов…
Он умолил Христа о даровании отсутствия у себя всех страстей, даже и прилогов…
Когда прп. Иоанн поделился своей радостью о полном душевном мире, царящем в его душе с одним опытным старцем, то тот пожурил Иоанна за неразумие, объяснив неполезность духовного бездействия…
Ибо где нет страстей, там нет борьбы и с ними, и с пороками, и со всем остальным злом... Нет и опытности, и терпения, и искусности, и должной высокой ценимости приобретенного человеком через тяжелый труд, добра…
Иоанн сразу это принял, поблагодарил старца за вразумление и, обратившись ко Христу с просьбой о прощении за свое безрассудство, вернулся в свое исходное состояние борьбы со злом…

Если же христианин не заметил по своей невнимательности или бесчувственности порочность помысла и обратил на него свое внимание, задержал его в себе, то это уже является первым уровнем зла (внутреннего греха) и называется сочетанием…
Сочетание уже усиливает человека в соответствующей помыслу порочности…

Если же человек не просто задержался своим вниманием на страсти, но и получает от нее удовольствие, услаждается ею, то этот уровень внутреннего зла называется сосложением…
Сосложение еще более, чем сочетание усиливает человека в соответствующем страсти пороке…

Если же человек не только услаждается страстью, но и принял решение совершить телесное действие, соответствующее страсти, то это называется страстным или порочным намерением…
Намерение еще более, чем сосложение усиливает человека в соответствующем пороке…
Об опасности порочных намерений и об их большом вреде для человека предупреждал и Христос, когда говорил, что если кто посмотрит на женщину с вожделением, то тот уже и сблудил с нею в сердце своем…
Порочное намерение Иисус по своему вреду для человека сравнял с самим порочным, телесным действием – с собственно грехом…
Почему сравнял?...
Потому что для совершения греха необходимы определенные благоприятные внешние обстоятельства, отсутствие которых нередко не позволяет человеку совершить задуманный грех, тем самым и не развивая в нем соответствующий порок...
Для намерений же ничего внешнего не надо, раскручивай знай да раскручивай их внутри себя, непрестанно возрастая в соответствующем пороке...
Вредность и опасность внутренних, злых действий человека в том и заключается, что они не требуют внешних вспомоществований и зачастую вовсе незаметны для него...

Если же человек не только имеет порочное намерение, но и все делает для того, чтобы претворить его в реальность, если он совершает и соответствующее порочному намерению действие, то это уже и называется собственно грехом…
Грех как внешнее действие, особенно сильно по сравнению со страстями развивает в человеке соответствующий ему порок, т. к. вовлекает в зло уже все совокупное человеческое естество (он присоединяет ко злу уже не только дух и душу, но и тело человека)…
После первого своего согрешения телом, человек еще как бы побаивается греха как такового, по причине его некоторой еще как-бы необычности и непривычности для себя, а также и по причине некоторых, возникающих в человеке, хотя бы даже и слабых, но все-таки укоров совести...

Если же человек переступает через совесть, если он не перестает грешить и продолжает усиливаться в грехе, то грех перерастает в безбоязненную уже привычку, привычка же переходит в навык, а навык проникает во все человеческие составы, входит во все человеческое естество и становится как бы второй натурой человека…
"Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?
(Иеремия 13:23)"
На стадии навыка порок начинает уже полностью контролировать человека…
Человек становится уже рабом греха, полностью теряя свою силу воли (свободу)...
Человек с порочным навыком уподобляется неразумному животному, совершенно неспособному отвратить свое внимание от твари и обратить его к Творцу…
Человек, привыкший ко злу (бесчинный) становится гораздо хуже даже и неразумной твари, т. к. он устремляет уже все свое всецелое внимание не только к твари и к удовольствию от нее, но и ко злу как к таковому и к удовольствию от своего соединения со злом...
Животные же ко злу не стремятся, т. к. не являются его творцами и вовсе не знают что это такое...
Человек, навыкнувший ко злу, становится злолюбивым сластолюбцем, гордым и своевольным...
Такой человек начинает всею своею душою зло любить, а добро ненавидеть...
Человек становится вовсе нежелающим и совсем неспособным обращать свое внимание ко Христу...

Постараемся же всегда бодрствовать, постараемся не доводить прилоги до навыка, постараемся по мере наших силушек непрестанно отсекать все страсти незамедлительно по мере их появления, непрестанно каяться, смиряться и непрестанно же молиться…
Постараемся приобрести навыки добрые, а не злые...
Постараемся придти в состояние истинной свободы - не быть в состоянии грешить, или хотя бы быть в состоянии не грешить...
Чтобы Христос радовался…

Скопировано с сайта:
http://dyatel.3dn.ru/publ/5_quot_neprestanno_molites_quot/1-1-0-5

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU