Багул, варган и оленина

БАГУЛ, ВАРГАН И ОЛЕНИНА


В Центральном Доме художника в рамках общероссийского фестиваля природы «Первозданная Россия» прошла праздничная программа, подготовленная Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. По словам президента Ассоциации Григория Ледкова, решение познакомить москвичей и гостей столицы с бытом и культурой коренных малочисленных народов России пришло внезапно.
- Несмотря на стремительность подготовки к этому событию, нам удалось в кратчайшие сроки собрать энтузиастов, которые помогли нам сделать прекрасную фотопрезентацию, подобрать музыкальные и хореографические номера, устроить дегустацию красной икры и продуктов из оленины, - говорит Григорий Ледков. – В течение всего дня ко мне не раз подходили мои коллеги из Государственной Думы, бизнесмены и не без удивления отмечали высокий уровень нашей программы. Эта идея очень хорошая. Немногие люди знакомы с культурой малочисленных народов, а ведь у них есть, чему поучиться. Если освещать эту культуру соответствующим образом, можно достичь многих целей. Во-первых, ещё больше сдружить народы России, во-вторых, привлечь внимание депутатов и органов местного самоуправления к проблемам малочисленных народов, а мы знаем, что такие проблемы существуют. Можно помочь талантливым детям, живущим в оленеводческих районах России получать качественное образование и получить хорошую профессию.
Посетители выставки фотографий дикой природы смогли получить дополнительную информацию о культуре и быте северных народов благодаря не только авторам презентации, но и необычному формату огромного презентационного экрана. Виды ярко-голубых подснежников, розового багула и синих гор, ярко-красной брусники и синей голубицы, таёжные и горные пейзажи словно втягивали зрителя в свой мир.









Многие из посетителей выставки узнали о том, что такое камусы, как накидывается на оленей аркан, как выживают в глухой тайге или тундре охотники и оленеводы, какие песни поют эвенки, ненцы и ханты, какие у них танцы, какое на вкус мясо оленины. Некоторые поучаствовали в мастер-классе по игре на варгане – древнем щипковом инструменте северных народов. Некоторые посетители с удивлением узнали о том, что особенная манера танцевания северных народов объясняется тем, что они танцуют на льду и чтобы не упасть, в процессе танца они стараются не отрывать ног ото льда, используя небольшие шаги. Отсюда уникальный хореографический стиль многих северных народов…
В рамках программы прошли выступления творческих коллективов и показ лучших документальных фильмов, посвящённых коренным малочисленным народам. Среди посетителей фотовыставки оказалось немало иностранцев, которые специально прилетели в Москву для участия в фестивале дикой природы и для встречи с земляками, прилетевшими из Салехарда, с Алтая, Камчатки и из Забайкальского края. Благодаря фотопрезентации, представленной Ассоциацией коренных малочисленных народов, зрители смогли познакомиться с бытом забайкальских эвенков-оленеводов, увидели красоту Кодарского хребта и Чарской пустыни, великолепие забайкальской осени и знаменитого багульника.










На память о фотовыставке и празднике Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России у посетителей остались буклет Ассоциации, фотографии, альманах фонда содействия северным и арктическим территориям «Север наш» и букет самых ярких воспоминаний из ненецких танцев и чукотских моржей, из голубицы и забайкальского багула, из варгана и оленины.
По словам Григория Ледкова, теперь дни северных народов в Москве будут проводиться каждый год. Президент Ассоциации коренных малочисленных народов России пообещал, что праздничная программа будет значительно расширена и улучшена.


Работа Эдуарда Тользина


Игра на варгане









Максим Стефанович
Фото автора

Комментарии участника: Владимир М. (3)

Всего: 3 комментариявсе комментарии ( 10 )
  
#1 | Владимир М. | 24.02.2014 18:18
  
4
"Можно помочь талантливым детям, живущим в оленеводческих районах России получать качественное образование и получить хорошую профессию".
Президента Ассоциации КМНС, который делает такое заявление - надо гнать в шею в связи с профнепригодностью. Интернатовское образование детей КМНС в отрыве от семьи явилось основной причиной того, что малые народности Севера активно спиваются и вымирают. Детей учили чему угодно, только не традиционному образу жизни. Но оленеводству можно научиться ТОЛЬКО кочуя по тундре вместе с родителями и оленьим стадом. В результате они не переняли традиционный образ жизни и МЫШЛЕНИЯ у своих родителей и потеряли кровную связь с тундрой. В нашу "цивилизацию" они тоже не вписались, так как со своим менталитетом они никогда в неё не впишутся. Отсюда деградация и жуткое пьянство.
И если президент ассоциации не считает оленеводство хорошей профессией, то малые народности обречены на вымирание.
Точно так же в русских сх районах родители убедили своих детей, что для того чтобы "хорошо жить" надо уехать в город и в результате деревни опустели и эти заботливые родители доживают свой век в нищете и одиночестве. За что боролись...
  
#7 | Владимир М. | 27.02.2014 06:33 | ответ на: #6 ( Максим Стефанович ) »»
  
1
Максим, прошу меня извинить за то, что своей репликой я, совершенно неожиданно, вызвал у Вас такой бурный и продолжительный шквал отрицательных эмоций.
Давно и много мне приходится работать на Севере и Дальнем Востоке страны в секторе традиционного природопользования КМНС, поэтому об их проблемах знаю не понаслышке. Знаком с деятельностью многих «президентов» и вынужден констатировать, что частенько она если не основана, то по крайней мере, включает в себя элементы русофобии, потребительства и едва прикрытой личной коммерциализации. Но это так, для сведения, и к данному разговору не относится.

Как то в Якутии один очень уважаемый человек с научными степенями, с восхищением рассказывал мне как в детском лагере, который они организуют летом, был как то мальчик из семьи оленеводов, который не учился в интернате, а жил с родителями при оленях. Так вот, он на голову был выше своих сверстников во всех отношениях, что касается жизненного опыта. Вот только жаль, добавил учёный, что он останется без высшего образования. То есть, он жалел, что не сможет опустить парня на уровень его городских сверстников и даже ниже, выбив из под его ног родную тундру и традиционный семейный уклад. Но, что простительно для русского учёного, не понимающего данной проблемы, то никак не простительно для руководителя такого ранга, вышедшего из среды КМНС. Он лучше всех должен понимать, какой вектор развития наиболее благоприятен для народа, который он представляет и ведёт.

На стыке Якутии и Читинской области в междуречьи рек Олёкмы и Нюкжи, есть национальное эвенское село Усть-Нюкжа. Директором оленсовхоза там – русский мужик, который несмотря на колоссальное и многоплановое давление властных разрушителей (вплоть до уголовного преследования), один из немногих сумел сохранить совхоз от уничтожения и преумножить его оленпоголовье. Имея неосознанное врождённое имперское мышление, он прекрасно понимает, что нужно для сохранения генофонда малых народов Севера. Он создал для местных детей «Лесную школу», где наряду с русским, они изучают эвенский язык. А дети оленеводов кочуют вместе со своими родителями, планово выезжая в школу лишь для семинаров, сдачи зачётов и экзаменов. Дети выпускного класса в стада уже не выезжают, а готовятся к сдаче экзаменов, живя в посёлке. Им никто не препятствует в дальнейшем обучении где либо, но профориентация поставлена очень правильно, да дети и сами видят достойную жизнь своих родителей. Мне не приходилось встречать ни одного населённого пункта, тем более национального, где на улице не увидишь даже фантика, не то что обширных помоек. Этому немало способствует и своеобразный «сухой закон», который директор ввёл на своей территории. Вот у кого надо перенимать опыт, тем более начинающим президентам.
Ну и ещё одно соображение, которым хочу с Вами поделиться. Как то на Индигирке на съезде оленеводов (вернее, их жалких остатков), была представлена национальная самодеятельность. Меня буквально потрясла одна молодая стройная чукчанка, одетая в красивую национальную одежду. Её чудный ангельский голос, так облагородил незамысловатую песню на чукотском языке, что зал буквально взорвался овациями. В заключении концерта она вышла ещё раз… В расфуфыренном концертном платье, под толстым слоем агрессивного парфюма на лице, и исполнила какой-то модный шлягер. Реакция зала была уже другая: все поняли, что многие исполнители поют этот шлягер лучше её, и концертные платья бывают поэффектнее, ну а индейцы племени сиу наносят на свои лица более яркую и экстравагантную краску.

Я это к чему так пространно закатил? Глядя на предоставленные Вами фотографии, увидел ещё один прокол в работе президента. К женщинам претензий нет – они свято верят, что чем больше красного революционного цвета на лицах и корпусах, тем красивше… Но мужик то должен такие вещи просекать и пресекать! Боевая раскраска ночных бабочек никогда не была свойственна женщинам нашего Севера. Они и без того прекрасны в своих НАТУРАЛЬНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ одеяниях. (Только не стилизованных – это дешёвка.) Тем более не с голым пупком и пляжных шортах на сцене, абсолютно убивающих всякое понятие о женственности. (Это и Ваш прокол как фотографа). Не надо стремиться быть похожими на столичных жительниц. Наоборот, им надо показать свою Северную неброскую и скромную красоту и женственность. Именно этого сейчас так не хватает в нашем «цивилизованном» мире, и именно на это с радостью пойдут смотреть и завидовать бедные горожане.
  
#9 | Владимир М. | 27.02.2014 12:59
  
0
Мысль дельная, чем можем - поможем. Вот только боюсь, что поезд уже ушёл - мы на пороге последней войны. Тем более, когда вся Россия летит под откос, в ней не уцелеет ни один народ.
Но... на Руси говорят - помирать собираешься, а рожь сей!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU