Исследование к правильному пониманию догмата о Пресвятой Троице. ч.I

Образы Пресвятой Троицы

Нет ничего более ценного, чем познание, ибо познание есть свет разумной души.
Иоанн Дамаскин, "Источник знания"/ "Философские главы"


Новозаветное Благовестие открыло в имени Иисус Христос, как местоприсутственном Символе, опытный факт Пресвятой Троицы, факт, не зависящий от исторического времени и языковой формы данного имени. Только такой опытный факт давал и дает возможность подобрать вполне правильные, более или менее адекватные словесные формы, как – по существу – символы, для представления данного факта на вербальном уровне. Но всякая словесная форма, так или иначе, рождается в определенном месте и времени и, более или менее, отягощена своей родовой пуповиной, – это имеет место практически повсеместно. В истории такие словесные формы играют не только пассивную роль, как носители содержания, но и активную, порою, и очень активную – определяющую содержательную роль. В жизни вот таких активных словесных форм наступает момент, когда жизненно необходима актуализация первоначальных смыслов, как они есть на самом деле, что может открыть новые горизонты в познании Истины, фиксируемые в соответствующих формах.

Рассмотрим такую ситуацию конкретно, на примере разных символьных форм-образов Пресвятой Троицы. Будем иметь в виду исключительно внутри-Троичные отношения, как бы вне плана их "проявления вовне".

Начнем с "Точного изложения православной веры" / /, ее Первой Книги, где Иоанн Дамаскин говорит о Боге и о "взаимном отношении Ипостасей": сначала сделаю небольшую последовательную текстовую выборку, с моими краткими комментариями и добавляя при этом соответствующие пояснительные места из "Философских глав" / /), затем зафиксирую резюме данной выборки, а потом попробую проанализировать представленный символьный образ.


Весь текст одним файлом

Исследование.... Ч.1
=====================

Прошу иметь ввиду, представленный текст – черновой набросок I части работы, обещанной здесь

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
  
#1 | Костюченко Сергей »» | 25.01.2016 17:42
  
0
Название "Точное изложение православной веры", наверное, знает почти каждый, а православный – просто обязан знать не только это название, но его содержание. Тех, кто знает, что "Точное изложение..." – это только одна из частей его значительного труда "Источник Знания", мало, немного – так точно. А вот кто знает, что первая часть "Источника Знания" "Философские главы" внутренним содержанием вошли в тело "Точного изложения.."?
Понимание читаемое можно разбить на несколько уровней:
- читаю и все понимаю
- читаю и могу своими словами достоверно передать смысл прочитанного
- читаю и могу сформулировать краткое резюме прочитанного и осмысленного
- размышляя над прочитанным, замечаю, что предмет, изложенный в прочитанном, зажил во мне своей собственной жизнью
- исследую (разными методами и средствами) этот предмет и обширный контекст, предшествующий написанию прочитанного, ему современный и последующий
- живу этим предметом, а потому уже могу как бы на равных вести диалог с автором прочитанного, видеть его недочеты и достоинства…


На какой ступени понимания "Точного изложения…" находится православный люд?
Как показывает практика, уровень понимания крещального (для входящих в Церковь) Символа Православной Веры, расширенно изложенного в "Точном изложении…" находится ниже уровня оглашенных. – Очень печально это.
     
0
Источник знания

О книге

Великий поэт, философ и богослов Иоанн Дамаскин значим прежде всего своим «Источником знания» — великим синтезом предшествующей богословской традиции и философской тематизацией иконопочитания (тогда было время иконоборчества). «Источник знания» Иоанна Дамаскина — богословский учебник всего Средневековья, образец и начало схоластики — состоит из трех частей: философского введения, опровержения ересей и собственно богословской системы. Таков педагогический замысел Иоанна Дамаскина: дать инструментарий уму, предостеречь от опасностей и ошибок и наконец самую истину. Богословие Иоанна Дамаскина включает в себя все достижения эпохи Вселенских Соборов: развернутая апофатика, триадология и христология. Но и не только: здесь и проблематика естественного Богопознания, космология того времени и т. д. Из его творений по защите иконопочитания важны прежде всего «Три слова в защиту иконопочитания». Икона возможна, потому что Бог воплотился: Бесконечное стало конечным, икона может являть присутствие Бесконечного в конечном. Икона — это возможность Богообщения, принцип присутствия Бога в мире (так и человек — икона Божества, так мир есть иконостас). Гениальный поэт, Иоанн Дамаскин подарил Церкви много песнопений, используемых ей до сих пор. C. C. Аверинцев писал о поэзии Иоанна Дамаскина: «В литургической лирике {Иоанн Дамаскин} реставрирует античную просодию, доводит до необычайной усложненности архитектонику канона, дополняя ее хитроумными акростихами и превращая как бы в кристаллическую структуру, действующую на воображение своей продуманностью и стройностью. Наряду с этим он способен на выражение простого и сердечного чувства (например, в погребальном гимне “Какая сладость в жизни сей...”)».


Святой Иоанн Дамаскин — один из самых выдающихся и славных отцов Церкви. «Источник знания» ценен тем, что представляет собой полный свод всех христианских догматов. Его автор жил в эпоху после первых шести Вселенских Соборов и, по сути дела, является создателем соборной формулы последнего, VII Вселенского Собора. Все предшествовавшие Иоанну Дамаскину отцы жили по крайней мере до возникновения иконоборческой ереси и потому не передали нам всю полноту догматики. Так, свв. отцы–каппадокийцы жили в IV, «Ареопагитики» относятся к VI в., прп. Максим Исповедник жил в VII в. Именно в силу того, что он был первым полным сводом христианских догматов, «Источник знания» имел огромное, ни с чем не сравнимое влияние на развитие позднейшего богословия как на Востоке, так и на Западе.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites