Святые Отцы - путь ко спасению.



НАДЛЕЖИТ ВСЯЧЕСКИ ИЗБЕГАТЬ ПОХВАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ


Много и бдительно мы должны наблюдать за духом тщеславия; ибо он весьма сокровенно, со всяким ухищрением вкрадывается в наши намерения и действия, преграждает иноку путь к истинному преуспеянию и силится исказить и извратить дело наше так, чтобы оно было не для Бога, но из тщеславия и человекоугодия.

Поэтому нужно нам во всякое время строго испытывать себя и свои упражнения – внешние и мысленные: для Бога ли и для пользы ли душевной они совершаются?

Надлежит всячески избегать похвал человеческих и, памятуя сказанное прп. Давидом: Господь разсыпа кости человекоугодников (Пс. 52, 6), отгонять всякий льстивый помысл, внушающий сделать что-либо по человекоугодию.

Так вседушно да утверждаем помысл свой, чтобы все творить нам по Бозе!

Если же кто, при всем желании своем так вести себя, побеждается иногда помыслом тщеславия против воли своей, таковый пусть исповедает помысл свой в молитве ко Господу и да преложит его на противное, смиряя и уничижая себя; и Сердцеведец, пред Коим открыта душа наша и всякое в ней движение, простит и не вменит нам его.

В борьбе с помыслом тщеславия нужно так поступать: когда почувствуем побуждение чем-либо потщеславиться, тогда вспомним свои слезы и страшное оное предстояние наше пред Богом в особой нашей молитве, если имеем их.

Если же нет у нас ни того, ни другого, – представим себе исход наш из мира сего, и безстыдное тщеславие этим отгонится.

Если же и за сим оно гнездится в нас, убоимся, по крайней мере, того срама, который последует за тщеславием; ибо «возносящийся еще здесь, прежде будущего века, не избежит унижения», – говорит св. Иоанн Лествичник.

А когда кто-либо станет нас хвалить, и своей похвалой, при содействии врага невидимого и собственного нашего ослепленного сердца, породит в нас мысль, что мы достойны чести и повышения и способны к занятию высоких мест, – тотчас же напомним себе множество тяжких согрешений наших или и одно только из них, наиболее гнусное, вообразим в уме нашем и скажем себе: суди – достойны ли похвалы и чести так поступившие?..

Тогда вдруг увидим себя совершенно не стоющими никакой и ничьей похвалы, и внушения бесовские отразятся, и смущать нас более не станут, – сказал св. Никита Стифат.

Если же нет в тебе больших и студных грехов, то помысли о том, сколь широка, совершенна и многообъемлюща всякая заповедь Господня, и увидишь, что все твое подвижничество – капля в сравнении с обширным морем.

Так всегда заботясь, будем всячески хранить себя от тщеславия.

Если же не будем трезвиться, но часто склоняться к тщеславным помыслам, – то, укоренясь, они породят в нас презорство и гордость – начало и конец всякому злу.

Преподобный Нил Сорский


СИЛА ГОСПОДНЯ СМИРЕННЫМИ СЛАВИТСЯ


О том, как приобретается человеком смиренномудрие

Был один брат, вступивший под начало в общежитие; и он постоянно молчал, сам себя лишая свободы говорить.

Другие новоначальные говорили о нем: «Не из благоговения молчит он, а потому что не умеет говорить».

Другие же говорили: «Нет не потому: а в нем бес». Брат, слыша сие, не отвечал им: в сердце же своем воздавал славу Господу.

Один брат сказал: «Попросил я себе у Господа такой помысл смиренномудрия, чтоб, когда брат мой прикажет мне сделать что-нибудь, говорил я помыслу: "это господин твой, слушай его"; а если прикажет другой брат, опять говорил: "это брат господина твоего".

И если прикажет ребенок, и тогда говорил: "слушай сына господина своего"».

И таким образом противясь чуждым помыслам, при содействии благодати, безмятежно делал он дело свое.

Блажен монах, который соблюдает заповеди Господни, и имеет попечение о трех вещах: об упражнении в молитве, о рукоделии и размышлении.

Ибо написано: упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог (Пс.45:11); и еще: нищь есмь аз, и в трудех от юности моея (Пс.87:16); и еще: и в законе Его поучится день и нощь (Пс.1:2).

Если увидишь брата небрегущего о своем спасении, не соблазняйся нерадением брата, и не подражай его лености, блюди же себя чистым.

Если не будем друг друга тяготы носить (Гал.6:2); то как обретем благодать пред Господом?

О том позаботимся, еже не полагати претыкания брату или соблазна (Рим.14:13).

Кто ни в чем не соблазнил брата, сей велий наречется в Царствии небеснем (Мф.5:19).

В каком месте ни пребываешь, не будь нерадив о своем спасении.

Если пребываешь, возлюбленный, на месте именитом; то смотри, не будь побежден высокоумием; не уничижай в мысли братьев, будто бы принадлежат они к жалкому обществу.

Ибо один Господь знает сокровенности сердца.

Смотри, чтоб не оказалось, что превозносишься ты листьями, тогда как у них есть и плоды.

Но лучше, сколько можешь, столько смиряй себя, и обретешь благодать пред Господом; яко велия сила Господня и смиренными славится (Сир.3:20).

Если ты, возлюбленный, пребываешь на послушании у отца духовного, не полагай сам себе устава, говоря: «не можно сделать того или этого».

Ибо если не станешь делать, а потом по принуждению сделаешь, то не избегнешь обвинения в преслушании.

Посему надобно предоставить себя Божию управлению; потому что не одни и те же помыслы бывают в душе.

Но если приказанное не по силам нам; то не с гневом воспротивимся приказанию игумена, но просительно, и умоляя жалобным голосом, представим настоятелю, что дело не по нашим силам.

Противу же греха станем до крове (Евр.12:4).

Не делай так, чтоб день хранить благоговение, а чрез день не иметь благоговения, но во всякое время да будет с тобою смирение, и обретешь упокоение.

У братии бывает нечто подобное сему: если брат преуспевает в благоговении, то враг другого нерадивого брата вооружает смущать его и вместе делает, что и сам безмолвствующий отвечает сему брату по безумию его.

При таком же порядке дел кто-нибудь другой возвысит голос, и скажет: «Вот вам и благоговение!»

А когда пройдет огорчение; сам благоговейный начнет уязвляться противными помыслами, и говорить сам себе: «Погубил ты свое благоговение; вот как неприлично вел себя пред братией.

И теперь что будешь делать из сего равнодушия?»

Смотри, чтоб не подавило оно тебя, как немощного и униженного.

Ибо написано: и со строптивым развратишися (Пс.17:27); и еще: не подстелися мужу бую (Сир.4:31), чтоб не увлечься вместе с ним в беззаконие.

Ибо велено не только подстилать себя, но даже подставлять ланиту ударившему.

Почему и Апостол заповедует, говоря: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим.12:21). И Господь дал заповедь, сказав: аще тя кто ударит в десную ланиту, обрати ему и другую (Мф.5:39).

Так не должно развращаться с строптивым и кидаться под ноги греху.

Ибо написано: аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех, раб есть греха (Ин.8:34).

И если брат в этих помыслах не противостанет врагам, не оставят они его в добродетельной жизни, но вскоре сделают сварливым, драчливым, раздражительным и гневным, человеком грубого нрава, не только не назидающим себя, но и развращающим души других.

А если, раскаявшись, снова примется за честную жизнь, то будет умнее в борьбе, как изведавший вред опытом.


«100 слов о смиренномудрии» прп. Ефрем Сирин



ПОБЕДИТЬ В СЕБЕ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ

Слово о смиренномудрии прп. Ефрем Сирин


Два брата во время бдения дергали нитки из лоскута холстины, и у одного нитка постоянно рвалась; другого дергающего начали смущать помыслы на брата его.

Но он, желая победить в себе раздражительность, чтобы не опечалить брата своего, когда рвался уток брата, и сам обрывал свою нить; и обоим нечего было взыскивать друг с друга, и брат не узнал, как поступал другой брат.

Если к тебе, монах, придет монах или мирянин; то не старайся угощать его сверх сил своих, чтоб, по удалении брата, не жалеть тебе своего добра, для него издержанного, но предложи ему, что Господь тебе пошлет; ибо лучше предложить зелия с любовью, нежели тысячи яств с сердечною тугою: доброхотна бо дателя любит Бог (2Кор.9:7).

Говорю же это, брат, не с намерением пресечь у вас страннолюбие, но чтоб приношение ваше было благоприятно, по словам сказавшего: страннолюбцы друг другу без роптаний (1Пет.4:9).

А о страннолюбии нет нужды и писать вам; ибо знаете, что страннолюбие выше многих добродетелей. По страннолюбию и патриарх Авраам угощал Ангелов; по страннолюбию и праведный Лот не погиб при истреблении Содома.

А подобно и Раав, известная под именем блудницы, не погибла с неверующими, по страннолюбию приняв соглядатаев с миром: ибо Спаситель говорит: странен бех, и введосте Мене (Мф.25:35); и: блажени милостивии: яко тии помиловани будут (Мф.5:7).

Если к тебе, возлюбленный, придет брат, и станете вы оба вместе совершать обычное правило службы, и попросишь брата сказать нечто от сердца своего, а он откажется раз, два, и даже три: то не принуждай его; ибо многие не умеют проповедывать добродетели словом, но проповедуют истину делом.

И сим возвеселишь сердце брата; любопрительность же не располагает к добродетели, а скорее доводит до раздражения.

Если посещаешь больного; то смотри, чтоб враг не внушал вам мысли заняться празднословием или пересудами, и тем не лишил тебя награды; ибо у диавола в обычае это – одному вредить слухом, другому языком; напротив того надобно утешать болящего Божественным Писанием и страданиями Спасителя. Ему слава во веки! Аминь.

Если вышел ты, возлюбленный, вместе с братиями своими на поделие, то по мере сил, дарованных тебе Господом, помогай более немощному, зная, что получишь от Господа награду за труд и за сострадание.

Если же ты худосилен и немощен; то не пускайся много говорить, приказывать и вольничать, но лучше молчи, и безмолвствуй, и Господь, видя твое смирение, убедит сердца братии твоей не налагать на тебя бремени.

Безмолвствующие в единении называют блаженными пребывающих в общежитии, потому что ведут жизнь неразвлеченную. А если нет любви у братии, то общежительные, особенно же живущие нерадиво и предающееся унынию, называют блаженными отшельников.

Но у кого рассудок совершен, тот легко избегает сетей врага.

Страсть сребролюбия самая тяжкая, потому что она есть корень всем злым (1Тим.6:10).

Посему угодно ли знать, чем искореняется страсть сребролюбия? – тем, чтоб всем сердцем и всею душею иметь упование на Бога.

Если ты, брат, проворен в рукоделии своем, так что бывает у тебя сработано много и что-нибудь важное и дорогое; то не превозносись этим и не унижай братий, которые немощнее тебя; ибо не совершил еще ты этим своей добродетели; а лучше чти и бойся Господа, чтоб даровал тебе силу до конца; потому что суетны те, которые надеются на собственную свою силу, хваляйся же о Господе да хвалится (2Кор.10:17).

Не должно завидовать преспеянию брата; потому что мы члены тела Христова.

Если тебе, монах, игумен твой, или кто раздает вам работы, сделает замечание касательно доброты сработанного, то без огорчения прими обличение.

А мы, возлюбленные, кому вверено домоправление будем носить на себе немощи немощных. Ибо, Спаситель сказал: не требуют здравии врача, но болящии (Мф.9:12).

Хотя бы настоятели наши к нам, возлюбленные, были и строптивы (чего да не будет!): однако же будем служить им по доброй совести, как Господу, а не как человекам, зная, что от Бога получим награду.

«Сто слов о смиренномудрии» прп. Ефрем Сирин


ОЗАБОТЬСЯ ОХРАНИТЬ СЕРДЦЕ ТВОЕ

Выписка из творений преподобного Исаии Отшельника

«Если брат, пришедши к тебе в келию, начнет произносить неполезные слова, останови его.

Скажи ему с любовью: "Прости меня! Я немощен и не могу выносить таких слов"».

«Если услышишь о погрешности брата твоего, не передай такого сведения кому-либо другому: таким поступком нанесешь смертельную язву душе твоей».

«Если кто в присутствии твоем начнет порицать брата, то не промолчи пред порицателем, не устыдись его, не согласись с ним, не согреши пред Богом.

Со смирением скажи порицателю: "Брат, прости меня: и я грешник, достойный всякого сожаления. Тот порок, о котором говоришь, принадлежит мне, и я не могу выслушивать обличение в нем"».

«Если брат сделает тебе зло, и кто-либо в присутствии твоем, начнет злословить его – озаботься охранить сердце твое, чтоб не возобновилось в нем чувство злобы на брата.

Вспомни множество согрешений твоих пред Богом, и, если хочешь, чтоб они простились тебе, не воздай злом за зло ближнему твоему».

«Если услышишь, что брат отнесся о тебе худо и после этого встретишься с ним где-либо, или он придет к тебе, прими его благосклонно, с радостным приветствием и видом.

Не скажи ему того, что слышал о нем, не спроси его: "Зачем говорил ты то и то?" Написано в притчах: помнящий безчестия, законопреступен» (Притч. 12: 16).

«Безмолвствуя в келий, если вспомнишь о ком-либо, сделавшем тебе зло, то встань и помолись от всего сердца Богу, чтоб Бог простил сделавшему зло, и помысел мести отойдет от тебя».

«Безмолвствуя в келий, если впадешь в болезнь, не впади в малодушие, но благодари Бога.

Если увидишь, что по причине болезни смущение вкрадывается в душу твою, то скажи ей в увещание и утешение: "Эта болезнь полезнее той болезни, которая ожидает тебя в геенне и в которую впадешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении".

От такого размышления умолкнет в тебе смущение».

«Внимай прилежно, чтоб, приступая к причащению Святым Тайнам, не иметь злобы на брата твоего: иначе нанесешь вред сам себе».

«Если брат, увлекшись малодушием, скажет тебе грубое слово, перенеси его с радостию.

Исследовав помыслы твои на суде Божием, найдешь, что ты подал повод твоим согрешением к оскорблению тебя».

«Если кто порицает и уничижает брата своего в присутствии твоем, то не дозволь себе внимать словам злоречия. Иначе постигнет и тебя неприятность».

«Не питай в сердце твоем злобы ни на кого. Иначе все труды твои о благочестии будут тщетны».

«Да будет сердце твое чисто и благосклонно по отношению ко всем, и узришь в себе мир Божии».

«Яд скорпиона разливается по всему телу и повреждает самое сердце того, кто ужален скорпионом: таково действие злобы на ближнего.

Ядом ее уязвляется душа; лукавая злоба губит зараженного ею.

Желающий сохранить подвиг и добродетель свою от конечного повреждения, старается скорее отразить от себя скорпиона – злобу и лукавство».

«Три добродетели сообщают непрестанно свет уму – невидение злобы ни в одном человеке, благотворение нанесшим обиды, перенесение постигающих скорбей без смущения».

«От этих трех добродетелей рождаются три большие: невидение злобы человеческой рождает любовь; от благотворения делающим зло стяжавается мир; невозмущенным терпением попускаемых скорбей доставляется кротость».

«Четыре добродетели ограждают душу и доставляют ей отдохновение от смущения, производимого врагами-демонами: милость, безгневие, долготерпение и забвение обид».

«Четыре порока помрачают душу – ненависть к ближнему, уничижение ближних, зависть и ропот».

«По четырем причинам усиливается в человеке страсть гнева: от расположения принимать подаяние и раздавать его, от последования своей воле, от желания учить других, от признания себя разумным».

«Если кто укорит тебя за что-либо, сделанное или не сделанное тобою и ты промолчишь, то поступишь сообразно естеству Иисуса.

Если же начнешь возражать, говоря: "Что я сделал?" – то поступишь уже не в свойствах этого естества.

Если же воздашь равным за равное, то это уже будет вполне противоположно естеству Иисуса».

«Приобучи язык твой говорить "Прости меня", и вселится в тебя смирение».

Святитель Игнатий Брянчанинов


ПОСТАРАЙСЯ ПРИОБРЕСТИ ТЕРПЕНИЕ И ЛЮБОВЬ

Выписка из творений преподобного Исаии Отшельника


«Постарайся приобрести терпение и любовь: терпением побеждается гнев, а любовью исцелишься от печали. Моли Бога, чтоб Он даровал тебе эти добродетели.

Любовь и долготерпение погашают гнев, движущийся противоестественно, оставляют естественное действие гнева, который тогда восстает против демонов. Имея в себе смиренномудрие и плач, всегда будешь сохранять мир с ближними».

«Кто ради Бога, для сохранения мира перенесет жестокие слова человека грубого и невежественного, тот наречется сыном мира.

Он соделается способным привести в состояние взаимного мира дух, душу и тело свои.

Когда эти три составные части человека вступят во взаимное согласие между собою, тогда прекратится действие всех, вооружающихся на закон ума, и разрушится плотское мудрование.

Пришедший в это состояние сын мира соделывается обителью Святого Духа, соделавшись предварительно принадлежностью Святого Духа, Который уже не отлучится от него».

«Смиренномудрием доставляется способность переносить уничижения».

«Червь, точащий древо, губит его, злоба, питаемая в сердце, отравляет его».

«Кто повергает душу свою пред Богом, тот получает силу переносить несмущенно порицания.

Слезы такого подвижника не оскверняются никакою примесью из побуждений человеческих».

«Оставление самоукорения приводит к оставлению безгневия».

«Не питай вражды ни к какому человеку. Иначе Бог не будет принимать молитвы твоей. Имей мир со всеми и стяжешь дерзновение в молитве».

«Не желай слышать об искушении, постигшем того человека, который оскорбил тебя, чтоб не совершить мести в сердце».

«Внимай себе: если совесть упрекает тебя в том, что брат твой скорбит на тебя, то не пренебреги этим напоминанием совести, но поклонись брату и смиренным голосом попроси у него прощения. Постарайся получить прощение».

«Остерегись: не будь жесток и суров к брату твоему. Все мы терпим насилие от врагов демонов».

«Если борет тебя зависть, то вспомни, что все мы – члены Христовы. На этом основании честь и безчестие каждого из нас принадлежат вообще всем нам. Такое размышление успокоит тебя».

«Если помысл понуждает тебя сказать что-нибудь худое о брате твоем, то подумай, как опечалится брат, услышав твой отзыв о нем, как тебе стыдно будет встретиться с ним после этого. Таким размышлением возможешь удержать себя от злоречия».

«Если почувствуешь порочное желание уничижить брата, то вспомни, что за это Бог предаст тебя врагам твоим. Этим остановишь себя в начинании твоем».

«Господь сказал в Евангелии: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли же не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6:14).

Страшно и грозно слово Господа!

Если ты видишь, что сердце твое не ко всем чисто, то остерегись просить чего-либо у Бога.

Ты выкажешь неуважение к Богу, когда, будучи грешником и питая в себе огорчение на подобного тебе человека, осмелишься просить Взирающего на сердца о прощении грехов твоих.

Молящийся в таком устроении не может молиться умною молитвою: он молится одними устами, не разумея сам себя и не принадлежа себе».

«Желающий молиться истинною умною молитвою, действуемою Святым Духом в чистом сердце, должен, прежде нежели приступить к молитве, тщательно рассмотреть себя, не гнездится ли в душе его неприязнь к кому-либо.

Если же движутся в нем и возмущают его ненависть и гнев и он молится в таком настроении, то лишь обольщает сам себя.

Бог не внемлет ему, потому что ум его, волнуемый и расхищаемый страстью, не молится; мнящий молиться исполняет только по наружности обычное правило».

«Желающий принести чистую молитву должен, во-первых, подвергнуть тщательному испытанию ум свой и рассмотреть, не усвоил ли он себе помыслов злобных.

Необходимо тебе простить ближнего и помиловать его, прежде нежели обратишься с прошением к Господу, чтоб Он помиловал тебя. Надо, чтоб ты забыл оскорбления и обиды, нанесенные тебе ближним, прежде нежели начнешь просить Господа, чтоб Он не помянул грехов твоих, в которые ты впал волею и неволею.

Если не исполнишь этого, то будешь молиться тщетно. Бог не будет внимать тебе».


Святитель Игнатий Брянчанинов


ТЩАТЕЛЬНО ВНИМАЙ СЕБЕ


Выписка из творений преподобного Исаии Отшельника. «Тщательно внимай себе и возгнушайся любоначалием, исканием славы, почестей и похвал человеческих, вменяемостью, побуждающею признавать себя значущим что-либо или исполнившим какую добродетель, или лучшим брата твоего, или даже равным ему; возненавидь все это совершенною ненавистью как причину душепогибели, вечной смерти, вечной муки.

Отсекай мерзкую похоть и плотскую сласть даже в самомалейших проявлениях.

Не позволяй себе свободного обращения ни с кем; не прикоснись к телу ближнего твоего, и даже на лицо его не посмотри без особенной нужды; не съешь безвременно ниже малейшего количества пищи.

Так, соблюдая и утверждая себя в мелочах, не впадешь и в тяжкие согрешения. Пренебрегающий мелочами, мало-помалу нисходит в гибельное падение».

«Тщательно внимай себе и признавай себя искренно, от души, последнейшим из всех христиан и величайшим грешником. Содержи непрестанно душу в плаче, в смирении, в стенаниях, Пребывай всегда в молчании, как недостойный говорить и не знающий ничего; никак не говори без требования нужды».

«Тщательно внимай себе, постоянно помни, постоянно имей пред очами огонь вечный и вечные муки, смотри мысленно на грешников, осужденных туда, и там терзающихся, считай себя более принадлежащим к ним, нежели к числу живущих на земле».

«Тщательно внимай себе и помышляй, что Господь наш Иисус Христос умер за нас, искупил нас Своею кровию, воскрес и совоскресил нас с Собою.

По этой причине и ты уже должен жить не в падшем твоем естестве, но в Господе. Веруй, что находишься всегда пред Ним и что Он смотрит на твое сердце».

«Тщательно внимай себе и содержи себя в непрестанной готовности оказать полное повиновение воле Божией, хотя бы с этим повиновением сопряжена была малая или великая скорбь, даже если б подвергалась опасности жизнь, если 6 последовала насильственная смерть.

Всегда ожидай великих и страшных искушений, скорбей, напастей, смерти лютой, чтоб они не застали тебя неготовым».

«Тщательно внимай себе, и никак не попускай размышлять о чем-либо, не благоугодном Богу: Бог присутствует везде и видит все.

Желая сказать что-либо, или сделать, или вступить с ближним в какое-либо сношение, или вкусить пищи и пития, или уснуть - словом, намереваясь приступить к какому бы то ни было начинанию, рассмотри прежде, согласно ли оно с заповедью Божией, взвесь причину, побуждающую тебя действовать так, говори и поступай, как пред взорами Бога, с целью говорить и делать одно благоугодное Ему. Таким образом, ты стяжешь близость к Богу и великое дерзновение к Нему».

«Тщательно внимай себе, и если кто-либо оскорбит тебя, а в тебе от этого возбудится печаль, или гнев, то сохрани молчание, никак не дозволь себе сказать в это время что-либо неприличное.

Когда же молитва успокоит твое сердце, тогда объяснись кротко и мирно с братом Если встретится нужда обличить брата и в это время усмотришь, что ты сам волнуешься гневом и находишься в расстройстве, то никак не говори чего-либо брату, чтоб не возмутиться еще более.

Когда же придешь и брат придет в благое и кроткое устроение, тогда скажи, не обличая и укоряя, но объясняя дело с великим смиренномудрием».

«Тщательно внимай себе и отнюдь не ищи удовлетворения твоей воле и твоему покою ни в каком деле, ни в каком слове, ни в какой мысли: старайся во всяком случае исследовать и найти с точностью то, что согласно воле Божией, и исполнить это с решительностью и вполне, хотя бы исполнение и сопряжено было с великим трудом, Поступающие так действуют и терпят в истине, ради Царства Небесного.

Веруй от всего, сердца, что последование воле Божией несравненно полезней для тебя всех действий по умышлениям мудрости человеческой.

Заповеди Божий заключают в себе жизнь вечную.

Взыскающие Господа не лишатся всякого блага» (Пс. 33:11).

«Тщательно внимай себе, как находящийся непрестанно пред Богом.

Не возлагай надежды ни на кого, устреми всю веру к Богу, уповай на Него единого. Если нуждаешься в чем, моли Бога, чтоб Он доставил нужное тебе по святой воле Его.

За все, что имеешь, благодари Бога непрестанно.

Признавай все, что имеешь, полученным от Бога, не от кого другого.

Терпишь ли в чем недостаток?

Не печалься, не ропщи ни на кого, переноси лишение усердно и без смущения, помышляя, что ты достоин многих скорбей за грехи твои.

Не прибегни к средствам человеческим, скажи сам себе: "Если Бог благоволит помиловать меня, то может сделать это".

Бог посылает все нужное тому, кто руководствуется этим образом мыслей»



АЩЕ НЕ ОБРАТИТЕСЯ, И НЕ БУДЕТЕ ЯКО ДЕТИ

Выписка из творений преподобного Исаии Отшельника


«Каких дел по свойству младенцев требует от нас Господь?

Это объясняет апостол в следующих словах: Отложше убо всяку злобу и всяку лесть, и лицемерие и зависть, и вся клеветы, яко новорождени младенцы словесное и нелестное млеко возлюбите, яко да о нем возрастете во спасение (1Пет. 2:1).

Понял ли, ты, брат, из этого значение слов Господа нашего Иисуса: аминь, аминь глаголю вам: аще не обратитеся, и не будете яко дети, не внидете во Царство Небесное (Мф. 18;3).

Страшны эти слова, сказанные Господом с клятвенным подтверждением: аминь, аминь, то есть истинно, истинно глаголю вам.

Сказавший эти слова Сам есть Истина. Бог, как говорит апостол, понеже ни едином имяше большим клятися, клятся Собою (Евр. 6;13).

Вникнем тщательно в эти слова и будем заботиться со страхом и трепетом, будем заботиться непрестанно о исполнении этих слов. Какое бы ни приблизилось искушение к душе нашей, будем стараться о том, чтоб вспомнить слова Господа, подтвержденные клятвою: аминъ, аминь глаголю вам: аще не обратитеся, и не будете яко дети, не внидете в Царство Небесное.

Слова эти да будут щитом для нас, сколько бы раз ни уязвил нас диавол стрелою злобы на ближнего, сколько бы раз ни уязвил нас сам ближний или укоризною, или оболганием, или отречением от послушания нам, хотя б это послушание и было обязанностью его.

Слова Господа да будут для нас щитом, когда воздействует в нас лукавое огорчение, усиливаясь возбудить в нас злобное воспоминание о том, что сделано нам скорбного ближними, чтоб помрачить душу нашу гневом и ненавистью.

Кто, приводя себе на память слова Господа, не убоится их?

Кто мудрый, кто желающий спасти душу свою, кто, желающий избежать огня геенского, не извергнет из сердца своего всякое негодование против ближнего?

Кто не извергнет из сердца; всякой ненависти, чтоб не быть извергнутым из Царства Небесного?

Страшное и краткое определение произнесено Господом Иисусом; аминь, аминь глаголю вам: аще не обратится, и не будете яко дети, не внидете в Царство Небесное.

Тяжким представляется это определение для последующих воле своего падшего естества, для любящих мир, для не признающих, что и ныне Святой Дух нисходит на избранных Божиих и исполняет их дарованиями Своими.

Дух, нисшедши на них, преподает им забвение всякого зла и вместе преподает им учение из Себя: Он преподает им кротость и заменяет ею гнев; Он преподает мир, которым заменяет вражду; Он преподает смиренномудрие, которым заменяется расположение к спорам и сварливости; Он преподает любовь, заменяя ею ненависть; Он преподает долготерпение, заменяя им малодушие.

Получают такие качества те, которые удостоились возрождения».

«Тщательно внимай себе и утверждайся верою, взирая очами ума на Господа нашего Иисуса Христа, Который, будучи Бог, имея неисповедимую славу и величество, соделался человеком ради нас, и оставил нам образ, да последуем стопам Его (1Пет. 2:21). Он, зрак раба приим, смирил Себе (Флп. 2:7,8) неизреченно.

Он явился к нам в положении нищего и переносил равнодушно это состояние уничижения.

Он претерпел многие и тяжкие поношения и безчестия.

Совершилось над Ним предречение Писания: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих. Во смирении суд Его взятся (Ис. 53: 7,8).

Он принял за нас смертную казнь, которую предварили и сопровождали страшные наругания, побои и пытки.

Последуя Ему, во исполнение заповеди Его, во очищение грехов наших, мы должны терпеливо и усердно переносить, если подвергнемся справедливо или несправедливо укоризнам или клеветам.

Зачем говорить много?

Если будут преследовать нас до смерти, то пойдем на смерть, как овцы ведутся на заколение, как безсловесный скот на убой, не противореча и не сопротивляясь.

УМОЛЯЙ о пощаде, если то окажется возможным.

Если же окажется невозможным, то храни молчание в великом смирении».

«Тщательно внимай себе и веруй, что укоризны и безчестия, переносимые ради Господа, составляют великое приобретение для души твоей, служат ей средством спасения.

Претерпевай их усердно, не смущаясь.

Помышляй, что ты достоин пострадать несравненно больше за грехи твои. Говори сам себе: "Велико для меня, что удостаиваюсь понести эти страдания и огорчения ради Господа.

Многие скорби и уничижения, которым подвергаюсь, соделают меня, может быть, в некоторой степени последователем пострадавшего за меня Бога".


Каждый раз, как ни вспомнишь об оскорбивших тебя, не поропщи на них: помолись о них искренно, от души как о благодетелях, исходатайствовавших тебе великие приобретения».


Святитель Игнатий Брянчанинов



БЛАЖЕН КТО СО ХРИСТОМ РАСПЯЛСЯ

«Ты получишь прощение в грехах в той мере, в какой простишь ближним»


«Рассмотри сердце твое.

Очистил ли ты его от памятозлобия в отношении ко всем человекам?

Бог – истина и требует служения Себе истиною, а не одними словами, произносимыми языком.

И потому возделай сердце свое так, чтоб в нем изгладилось всякое памятование обид и оскорблений добровольным забвением их».

«Каждый человек сам себя приготовляет к геенне или разрешает от нее: ничего нет тверже воли, и она, по данной ей свободе, преклоняется или к жизни, или к смерти.

Блаженны возлюбившие вечную жизнь! Этою любовью они охраняются от преткновений».

«Должно подвизаться в труде и поте лица в глубине самого сердца против насилующих его помыслов памятозлобия, чтоб они не нанесли тяжкой язвы, исцеление которой будет очень затруднительным.

Вспомоществует в этом подвиге постоянное созерцание грехов своих.

Находясь в таком настроении, если узнаешь, что нанесено тебе оскорбление, удобней возможешь изгнать из души твоей всякое желание мести».

«И страх геенны обуздывает насилуемого гневом, намеревающегося воздать каким-либо злом оскорбившему.

Он говорит: "Несчастный!

Ты умоляешь Бога о прощении грехов твоих, и даже до ныне долготерпит тебе Бог, не обличая грехов твоих, а ты гневаешься на брата твоего и без милосердия объявляешь грехи его.

Знаешь ли, что явствует из этого?

Из этого явствует, что ты находишься еще во грехах твоих и не получил в них ни малейшего прощения"».

«Если смягчится сердце твое и соделается чуждым злобы на ближнего, то получишь милость от Бога.

Если ж лукавое сердце твое пребывает в ожесточении относительно ближних, то ведай, что ты еще не помянут Богом. Прости меня».

«Человек, не достигший первобытного непорочного естественного состояния по образцу Сына Божия, да признает свой подвиг еще не принесшим никакого плода».

«Каждый человек, принявший Святое Крещение, обязан распять все противоестественные лукавые влечения, которыми заразился Адам при падении, по причине которых он лишился святой славы, низвергся в поношение и срам вечные».

«Да подвизается ум мужественно!

Да презрит и возненавидит все, что ценится высоко плотскими человеками!

Да враждует враждою непримиримою до конца жизни против всего суетного!

Повергают в рабство греховное сынов Адама следующие вожди и предводители зла: тленный прибыток, земная слава и честь, наслаждение и нега тела, украшение себя одеждами и забота о телесном благообразии.

Этим питаются чувственность и сластолюбие, – те страсти, которые влил змей в уста Евы и по которым познаем себя, что мы – сыны Адама. Присутствие в нас страстей обличается лукавыми помыслами, кипящими в нас и соделывающими нас врагами Божиими».

«Блажен тот, кто со Христом распялся, умер, погребен и воскрес в естестве обновленном, кто последует святым стопам Иисуса.

Сын Божий отделялся человеком, чтоб последователи Его уподоблялись Ему смиренномудрием, нестяжанием, уничиженным положением в мире, перенесением обид и поруганий, безпопечительностью о теле, пренебрежением наветами лукавых демонов.

Кто, победив страсти, придет в это состояние, тот – Христос, тот – сын Божий и брат Иисуса».

«Господь сказал: аминь, аминь глаголю вам, аще не обратитеся, и будете, яко дети, не внидете в Царство Небесное (Мф. 18;3).

Какие дела дитяти?

Дитя, когда наказывают его, плачет; с радующимися оно радуется; если укорят его, оно не гневается; похвалами не превозносится; если предпочтут ему другого, оно не тревожится ревностью; если возьмут у него что-либо, принадлежащее ему, оно не смущается; если оставят ему наследство, оно пребывает к этому равнодушным; оно не судится ни с кем, не вступает ни в какие споры, не ненавидит никого из человеков.

Дитя, находясь в нищете, не печалится об этом, находясь в богатстве, не превозносится; увидев женщину, не ощущает вожделения, сластолюбие и попечительность не обладают им; оно не осуждает никого, никем не владеет, никому не завидует, не хвалится тем, чего

не знает; не насмехается над ближним по причине его телесных недостатков, не питает вражды ни к кому; не лицемерствует; не ищет мирских почестей, не собирает богатства, чуждо сребролюбия, дерзости, любопрительности; не учит других по страстному побуждению высокоумия; ни о чем не печется; если снимут с него одежду, не скорбит об этом; не последует собственной воле; не боится ни голода, ни злодеев, ни зверя, ни войны, ни гонения.

Таковы и те, о которых сказал Господь наш Иисус Христос аминь, аминь глаголю вам: аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное».

Выписка из творений преподобного Исаии Отшельника



НЕ ДЕЛАЙ ЗЛА ДАЖЕ И В ШУТКУ

Поучения преп. аввы Дорофея



«Будучи страстными, мы никак не должны верить нашему сердцу: кривым правилом искривляется и то, что само по себе прямо».

«Кто не отречется в душе своей от всего, кто не отречется от славы, от телесных наслаждений и, сверх того, от оправданий, тот не возможет ни отсечь своих пожеланий, ни избавиться от гнева и печали, ни сохранить ненарушимым спокойствие ближнего».

«Не велико – не осуждать благорасположенного к нам или миловать его, когда он находится в скорби. Велико – не осуждать того, кто действует против нас, не мстить ему по влечению страсти, не соглашаться с осуждающими его; велико – сочувствовать радости предпочтенного нам».

«Не ищи любви от ближнего. Ищущий любви, если не увидит ее, смущается. Лучше ты покажи любовь к ближнему. Поступив так, и сам успокоишься, и приведешь ближнего к любви».

«Во всем, случавшемся со мною, я никогда не пожелал уладить дело исключительно по соображению и усилию человеческому в чем бы то ни было, действую по силе моей, предоставляя все остальное Богу».

«Не уничижать подаяния ближнего принадлежит к делам смиренномудрия: должно принимать такое подаяние, хотя бы оно было и скудно, и маловажно».

«Тот, кто не стремится исполнять влечений собственной воли, действует всегда согласно с своею волею. Не имея отдельных пожеланий, он всегда исполняет свое желание и бывает доволен всем, что бы ни случилось с ним: он не хочет, чтоб дела совершались так, как он желает; он хочет, чтоб дела совершались так, как они совершаются».

«Несвоевременно – исправлять кому-либо брата в то самое время, как брат согрешит против него. (Нужно дать время брату, чтоб брат мог одуматься и успокоиться). И во всякое время не должно делать этого, если чувство мщения за себя служит начальною причиною нашего действия».

«Не делай зла даже и в шутку: случается, что иной делает сначала для шутки зло, а впоследствии и против воли влечется к нему».

«Не должно желать избавления от страсти, избегая производимой ею скорби: должно желать этого по совершенной ненависти к ней, как сказано в Писании: совершенною ненавистию возненавидех я, во враги бьшш ми» (Пс. 138:22).

«Невозможно разгневаться кому-либо на ближнего, если сперва не вознесется над ближним сердце его, если он не уничижит ближнего пред собою, если не признает себя высшим ближнего».

«Признаков того, что кто-либо исполняет страсть произвольно, служит смущение его в то время, когда его обличают в ней или исправляют. Если же кто переносит обличение в страсти без смущения, то есть без смущения подчиняется мерам исправления, то это служит признаком, что он поступил по страсти в неведении, или по увлечению».

«Новоначальный! Никогда не поверь своему сердцу, оно находится в состоянии слепоты от действия пристрастий по ветхому человеку».

«Понуждай себя ко всему доброму и отсекай свою волю (то есть волю ветхого человека): благодатию Христовою и собственным подвигом придешь в навык отсечения воли и уже будешь отсекать ее без принуждения и скорби, так что все случающееся будет случаться как бы по твоей воле и по твоему желанию».

«Не желай, чтоб делалось все по твоему желанию, желай, чтоб делалось как делается, таким образом, будешь мирен ко всему. Впрочем, это относится к тому, в чем нет преступления заповеди Божией или отеческой».

«Потщись привести себя в такое устроение, чтоб во всем находить себя достойным укорения».

«Постоянно хранись от того, чтоб не образовалось в тебе мнение о себе и собственное умствование о чем-либо».

«Веруй, что все, относящееся до нас, до самомалейшего, состоит под Промыслом Божиим, – и будешь претерпевать встречающиеся тебе скорби без смущения».

«Веруй, что безчестия и досады суть врачевства от гордости, которою заражена душа твоя».

«Молись об укоряющих тебя как об истинных врачах твоих, при убеждении несомненном, что ненавидящий безчестие, ненавидит смирение, и убегающий от огорчений, убегает от кротости».


Святитель Игнатий Брянчанинов

Выписка из творений преподобного аввы Дорофея


Православный источник

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Евгения »» | 23.05.2012 23:44
  
2
Спасение - это обновление души и уподобление Богу

Святые отцы о спасении

"Людям, не имеющим природных расположений к добру, не следует в отчаянии опускать руки и пренебрегать боголюбивой и добродетельной жизнью, как бы ни была она трудна для них. Но должно им подумать и приложить посильную заботу о себе. Ибо, хотя и не возмогут они достичь верха добродетели и совершенства, но все же, стараясь, они или сделаются лучшими, или, по крайней мере, не станут худшими, что само по себе есть немалая польза для души" (Ант. Вел.)

"Как тело, пока в нем находится душа, проходит три возраста, а именно: юность, зрелый возраст и старость; так три возраста проходит и душа, а именно: начало веры, преуспевание в ней и совершенство. В первом, когда начинает душа веровать, она рождается во Христе, как говорится в Евангелии. Апостол Иоанн дал нам признаки этого нового рождения, равно как и среднего состояния и совершенства, говоря: "Я писал вам, юноши; писал вам, дети; писал вам, отцы" (1 Иоан. 2:12-14). Так он писал не своим плотским друзьям, а верующим, раскрывая три состояния, которые проходят стремящиеся в духовную область, чтобы достигнуть совершенства и удостоиться полной благодати" (Ант. Вел.)

"Получивший благодать считает себя хуже всех грешников. И такая мысль естественна для него. Чем глубже человек познает Бога, тем больше считает себя невеждой, и чем больше учится, тем больше почитает себя ничего не знающим. Помогающая ему благодать внушает ему такой образ мыслей, как естественный... (Мак. Вел.).

"Как младенец не навсегда остается младенцем, но ежедневно возрастает по законам естества, пока не достигнет совершеннолетия, так и христианин, рожденный свыше водой и Духом, не должен оставаться в духовном младенчестве. Но, пребывая в подвиге, труде и многотерпении, он должен постоянно преуспевать и возрастать до полноты духовного возраста, "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова", как учит апостол" (Ев. 4:13, Ефрем Сир.).

"Если хочешь наследовать будущее Царство, то еще здесь найди благосклонность Царя. И в какой мере ты будешь чествовать Его, в такой и Он возведет тебя; сколько ты послужишь Ему здесь, настолько и Он почтит тебя там, по написанному: "Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены" (1 Цар. 2:30). Чти же Его всей душой, чтобы и Он удостоил тебя чести святых. На вопрос же: "Как снискать Его благоволение?" - отвечу: Принеси Ему злато и серебро через помощь нуждающимся. Если же тебе нечего дать, то принеси Ему в дар веру, любовь, воздержание, терпение, великодушие, смиренномудрие... Удерживайся от осуждения, храни свое зрение, чтобы не смотреть на суету, удерживай свои руки от неправедных дел, ноги свои уклони от худого пути; утешай малодушных, будь сострадателен к немощным, подай жаждущему чашу воды, накорми голодного. Словом, все, что имеешь и чем Бог наделил тебя, то и принеси Ему, ибо Христос не презрел и двух лепт вдовы" (Ефрем Сир).

"Святые достигают того, что недостижимо естеству, потому что естество не обладает свойством познать то, что превосходит ее. Действительно, нет состояния обожения, которое доступно было бы природе, потому что природа не может познать Бога. Только благодать Божия обладает способностью сообщать обожение существам способом, доступным им. Тогда естество сияет сверхъестественным светом и возводится выше своих естественных границ преизбытком славы" (Макс. Исп.).

"В какой мере человек приближается к Богу своим намерением, в такой мере и Бог приближается к нему дарованиями Своими" (Исаак Сир.).

"Господь требует не только лишь исполнения заповедей, но - главное - исправления души, ради чего и заповеди даны. Тело одинаково участвует как в добрых, так и в недобрых делах, разум же во всех поступках становится или праведным, или грешным, судя по своему настроению" (Исаак Сир.).

"Истинные праведники всегда думают, что они недостойны Бога. И то, что они истинные праведники, видно именно из того, что они сознают себя окаянными и недостойными попечения Божия и признают это и тайно, и явно, будучи умудренными на это Духом Святым. Так думать располагает их Дух Святой, чтобы они всегда пребывали в труде и в тесноте, пока находятся в этой жизни. Бог же готовит им покой в будущем веке. Поэтому всякий, в ком обитает Господь, не желает жить в покое или освободиться от скорби, хотя по временам и подается ему таинственное духовное утешение" (Исаак Сир.).

"Цель нашей жизни - соединиться с Богом. В этой жизни мы соединяемся с Ним верой, надеждой и любовью, а в будущей - совершенным образом. Но обратите внимание, как мы искажаем эту цель. Мы привязываемся сердцем к разным предметам, так что часто (о ужас!) наша любовь обращается к деньгам, к пище, питью, одежде, дому, убранству или к нравящимся нам людям - до забвения Бога. Из-за привязанности к житейским благам мы гордимся, завидуем, ненавидим, лжем - и тогда мы прямо соединяемся с дьяволом, этим носителем зла. Этим мы оскорбляем своего Владыку и искажаем в себе Его образ и подобие" (прав. Иоанн Кр.).

"Начинай исполнять заповеди, касающиеся малого, и ты исполнишь заповеди, касающиеся великого: малое везде ведет к великому. Начни исполнять хотя бы заповедь о посте в среды и пятницы, или десятую заповедь, касающуюся худых помыслов и желаний, и ты исполнишь все заповеди, "а неверный в малом и во многом неверен" (Прав. Иоанн Кр.).

"Человек, пока не узнает большего, доволен тем малым, что имеет. Он подобен петуху деревенскому, который живет на малом дворе, видит немного людей и скота, знает десяток своих кур и доволен своею жизнью, потому что большего не знает. А орел, который летает высоко в облаках, и видит зорким глазом дали, и слышит издалека звуки земли, и наслаждается красотой мира, - знает многие страны, моря и реки, видит множество зверей и птиц. Он не будет доволен, если посадят его вместе с петухом на малом дворе" (старец Силуан).
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites