Отец Федор Конюхов начал пересекать Тихий океан на весельной лодке
Старт из Чили
14 декабря в 6:45 утра по местному времени Фёдор Конюхов вышел из яхт-клуба «Higuerillas» и взял курс на северо-запад. Начался многомесячный океанский гребной марафон «На весельной лодке «Тургояк» через Тихий океан».
Время старта зафиксировал Консул Российской Федерации в Чили – Константин Ликурцев.
Несмотря на столь ранний час, в яхт-кубе собралось много людей: друзья, партнеры, российские граждане, проживающие в Чили, местные яхтсмены.
Согласно предварительным договоренностям, Фёдор Конюхов выходит из яхт-клуба рано утром один, без сопровождения лодок и яхт, а к 9 утра, когда окончательно рассветет, группа поддержки выходит в океан и идет рядом с лодкой 30-45 минут.
Яхт-клуб любезно предоставил две больших лодки для всех желающий выйти в океан и пожелать Федору Конюхову удачного перехода.
Чилийский ВМФ выделил судно, которое должно сопровождать Фёдора в пределах 12-ти мильной зоны чилийских территориальных вод.
Погода на старте: пасмурно, моросящий дождь, слабый юго-западный ветер (5-7 узлов). Температура воздуха + 16.
Путь от Чили до Австралии через Тихий океан на веслах
Следить за местонахождением лодки «Тургояк» можно на сайте Фёдора Конюхова или по этой прямой ссылке: http://yb.tl/konyukhov
Завершились первые сутки с момента выхода Фёдора Конюхова из чилийского города Конкон. За это время состоялось два сеанса связи по спутниковому телефону. Оба раза звонил Федор. Первый звонок состоялся 14 декабря в районе 20:00.
«С момента старта провел 13 часов на веслах. Ветер весь день с юго-запада 10-15 узлов. Волна тоже идет с юго-запада. Очень тяжело пробиваться на запад в океан. Когда гребу против ветра, скорость лодки 1.5 узла. Только перестают грести – лодка дрейфует на берег со скоростью 1 узел. Невозможно расслабиться и отдохнуть. За день разошелся с 5 кораблями, которые шли в Вальпараисо. По этой причине плавякорем не пользуюсь, лодка должна сохранять маневренность.
15 декабря, звонок от Фёдора в 7:30 утра.
«Ночь пережил. Холодина страшная, сыро, моросящий дождь. Спал урывками, по 15 минут, но, слава Богу, все хорошо, лодка ведет себя отлично, автопилот держит курс. Все приборы работают исправно. За сутки прошел 18 миль на запад и 8 миль на север. Моя задача на эту неделю - оторваться от побережья Чили.
Сейчас, на рассвете, ветер зашел на северо-восток и лодка дрейфует от берега, на юго-запад (215-220 градусов). Это очень хорошо и есть возможность поспать, пока ветер не поменяет направление. Первый раз забрался в кормовую каюту и вытянулся в полный рост. Перед этим были напряженные моменты, подошли местные рыбачки, очень близко к лодке, пришлось на них повысить голос и отогнать.
С Божьей Помощью пережил первый день и первую ночь в океане. Всем поклон. Фёдор Конюхов».
Местонахождение лодки можно узнать по этой ссылке: http://yb.tl/konyukhov (необходимо установить программу Google Earth).
Звонок от Фёдора Конюхова 16 декабря в 8:00 по чилийскому времени:
«Ночь прошла нормально, без происшествий, если не считать внезапно отключившегося автопилота. Под утро сильно разрядились бортовые аккумуляторы, и в какой-то момент автопилоту просто не хватило энергии. Вот уже вторые сутки мы с лодкой идем в полосе плотного тумана и низкой облачности. Солнечные батареи не работают в таких условиях. Нет солнца – нет энергии. Мне пришлось срочно установить авариное перо руля и сейчас управляю лодкой с помощью веревочных штуртросов.
Аварийное (запасное) перо руля. Англия, октябрь 2013
Также выключил все приборы, кроме GPS, чтобы минимизировать потребление энергии. Жду, когда появится солнце. С момента старта еще ни разу не готовил горячую еду, просто не было времени. Держался на горячем кофе и горячем шоколаде, который залили в термос еще на берегу. Регулярно наблюдаю коммерческие суда, которые курсируют вдоль побережья Чили. Моя система опознавания AIS (automatic identification system) хорошо улавливает сигналы с других судов и подает звуковой сигнал у меня в каюте. Это очень важный прибор. Вчера весь день ветер крутил и соответственно лодка тоже крутилась, идя то на север, то на юго-запад. При встречном ветре свыше 15 узлов, лодка стоит на месте, т.е. грести против ветра я могу только при силе ветра от 1 до 15 узлов, свыше 15 узлов мне приходится уваливать лодку под ветер и тогда появляется хоть какая-то скорость.
Сегодня, если погода позволит, продолжу отрываться от побережья Чили – это моя главная задача на эту неделю, уйти как можно дальше на запад, в океан.
Всем поклон. Федор Конюхов».
Учитывая, что лодка «Тургояк» отошла от побережья на несколько десятков миль, штаб экспедиции перепрограммировал частоту передачи координат спутникового буя слежения с каждого часа на 1 раз в 3 часа.
Федор Конюхов возвращается в Чили
Спустя 4 суток после старта на борту лодки возникла нештатная ситуация. 17 декабря вышла из строя система зарядки бортовых аккумуляторов с помощью солнечных батарей.
Весь день, 18 декабря, мы провели в консультациях с английскими строителями лодки и Фёдором. Лодка "Тургояк" находится в 40 милях от Вальпараисо. Штаб экспедиции принял решение арендовать парусную яхту, выйти в океан и отбуксировать лодку в порт для ремонта системы энергоснабжения лодки.
Выход запланирован 18 декабря на 20:00 по чилийскому времени, мы рассчитываем на рассвете встретить лодку и начать буксировку. Погода благоприятствует, ровный океан и 10 узлов ветра. Федор Конюхов поддерживает связь с берегом с помощью ручного спутникового телефона Iridium и определяет местонахождение лодки с помощью нескольких ручных GPS. В свою очередь, береговая команда следит за лодкой с помощью буев Yellow Brick. Ситуация под контролем. Береговая служба Чили оповещена.
22 декабря в 09:15 утра по чилийскому времени Фёдор Конюхов стартовал из яхт-клуба «Higuerillas» курсом на Австралию.
Прошедшие 3 дня были весьма напряженные для нашей команды. Необходимо было принять единственное верное решение в обстановке гонки со временем. Напомню, стартовав 14 декабря 2013, Фёдор Конюхов вынужден был вернуться в чилийский город Конкон (Concon) из-за неполадок в системе зарядки бортовых аккумуляторов. Торопиться с принятием решения необходимо было по нескольким причинам: у берегов Чили установилась благоприятная погода, антициклон от островов Хуан Фернандес сместился на восток и принес с собой высокое давление, слабый ветер и, как следствие, отсутствие волнения в океане. Такие условия здесь возникают нечасто. И вторая причина – наступающие праздники Рождество и Новый год. Специализированные магазины закрываются, нужные нам специалисты уходят в плановые отпуска.
Лодка «Тургояк» оборудована тремя литиевыми аккумуляторами. Они легче гелевых (литиевые - 10 кг, гелевые - 30 кг). Этим был обусловлен наш выбор в Англии, когда проходил монтаж оборудования. При этом требуют повышенного внимания к себе и имеют сложную систему зарядки и контроля. Эта электронная система вышла из строя в океане на 3 сутки. Аккумуляторы разрядились, и лодка осталась без электроэнергии, следовательно, без связи, навигационных приборов, опреснителя и т.д. Продолжать поход в таких условиях было невозможно.
Штабом экспедиции было принято решение буксировать лодку в порт для ремонта. Наш друг Jose Luis Fernandez – владелец яхты «Cheli» (Beneteau 43 Oceanis) - согласился помочь в этом деле. 43 футовой яхте потребовалось 8 часов, чтобы дойти до Фёдора (45 миль от берега) и 10 часов на буксировку в порт.
К обеду, 19 декабря лодка «Тургояк» вернулась в яхт-клуб, где нас ждала команда опытных электронщиков из компании Altronica. Началась работа по восстановлению системы энергоснабжения на борту, но сначала требовалось выяснить причину неполадки. Как оказалось, вышла из строя система контроля зарядки литиевых аккумуляторов от солнечных батарей.
К 22 часам ночи четверга было принято решение отказаться от литиевых аккумуляторов и установить гелевые аккумуляторы. Они гораздо тяжелее (30 кг), но проверены временем. Яхта «Алые Паруса» была оборудована гелевыми аккумуляторами и Фёдор хорошо знаком с их техническими параметрами.
В Конконе и Вальпараисо гелевых аккумуляторов нет. Они есть только в столице, в Сантьяго. С учётом надвигающихся рождественских праздников нам пришлось принимать оперативное решение по замене аккумуляторов. Оставался один рабочий день – пятница, 20 декабря. На помощь пришел наш друг - Тарас Нечипоренко, торговый советник Посольства России в Чили. Он купил аккумуляторы и лично доставил их из Сантьяго в Конкон. Специалисты из компании www.Altronica.cl работали на борту 30 часов и к утру субботы заменили всю систему энергоснабжения.
Суббота, 21 декабря была посвящена тестированию новых аккумуляторов при максимальной нагрузке. Были включены все приборы, а также опреснитель морской воды и автопилот. Новая система эту пиковую нагрузку потребления энергии выдержала.
После всех испытаний Фёдор Конюхов принял решение стартовать в воскресенье утром.
Сам старт прошел по-домашнему. Провожали 10 человек, включая представителей ВМС Чили. Они вручили Фёдору обновленную декларацию убытия. Погода на старте – ветер 0 (ноль) узлов, пасмурно, моросящий дождь.
Фёдор взял курс на запад (270-280 градусов). Вечером состоится первый сеанс связи.
От имени оргкомитета проекта благодарим менеджера яхт-клуба Francisco Jofre Lopez Gerente за его активную позицию и помощь в решении всех организационных вопросов.
Следить за местонахождением лодки «Тургояк» можно на сайте Фёдора Конюхова или по этой прямой ссылке: http://yb.tl/konyukhov2
Сеанс связи с Федором Конюховым
«Первый день и ночь после старта прошли без приключений. Весь световой день удавалось выдерживать генеральный курс на северо-запад, ночью больше шел на север.
Такое ощущение, что я как будто и не был 3 дня на берегу. Время на берегу пролетело очень быстро.
Океан спокойный, пасмурно, моросящий дождик. На рассвете опять подходили рыбаки, но держались на почтительном расстоянии, так что сложностей не возникло. Сейчас ветер зашел на север-северо-восток, мне приходится уходить с генерального курса. Надеюсь это временное явление.
Всем поклон. Федор Конюхов».
Следить за местонахождением лодки «Тургояк» можно на сайте Фёдора Конюхова или по этой прямой ссылке: http://yb.tl/konyukhov2
День 3
«Утром было тоскливо, шел моросящий дождь, туман, ни малейшего намека на солнце. К обеду пересек курс своего первого похода (14.12-18.12.2013). Нынешняя траектория движения повторяет первый этап. По-прежнему, здесь, у побережья дует северо-западный ветер, который сносит меня к берегу. Когда работаю на веслах скорость лодки 1.5-2 узла, только перестаю грести – тащит на берег со скоростью 1 узел. Ветер встречный 10 узлов. Пока спал несколько часов лодку отнесло на восток на 3 мили. Стоит только бросить весла, сразу дрейф на берег. Молотьба на месте. Плавякорь пока не использую, рядом идут коммерческие суда, и я опасаюсь потерять манёвренность. Чтобы плавякорь начал эффективно работать, необходимо вытравить 100 метров веревки за борт. С таким балластом за кормой невозможно оперативно изменить курс и уклониться от судна, идущего со скоростью 12-14 узлов.
К вечеру распогодилось, выглянуло солнце. Солнечные батареи зарядили аккумуляторы до 13.5 вольт.
Сегодня первый раз использовал опреснитель воды. Наполнил три пластиковые бутылки по 1.5 литра. Скорость наполнения: одна бутылка – 3 минуты.
Первое впечатление от Тихого океана: очень тяжело оторваться от берега Южной Америки и попасть в попутное течение. Ситуация кардинально отличается от переходов через Атлантику от Канарских островов до Карибских островов. После старта с Канарских островов, ты сразу попадаешь в попутное течение и попутные ветры «Пассаты» (Trade Winds), которые толкают тебя на запад. В 2002 году, я помню, первые сутки проходил по 40-50 миль. Здесь, дай Бог, за три дня пройти 40 миль по курсу. Моя задача пересечь течение Гумбольта и оказаться на его западной стороне, там дуют устойчивые ветра с южного направления.
Потихоньку раскладываю продукты, запасную одежду и прочее оборудование по своим местам. В яхт-клубе, перед стартом, я просто забивал пространство на лодке, а сейчас в океане делаю сортировку, что должно быть всегда под рукой, а что может быть в дальних рундуках.
Время на лодке летит очень быстро, день проходит незаметно в делах и работе.
Поздравляю моих чилийских друзей с Католическим Рождеством. Всем поклон. Федор Конюхов»
Администрация порта Вальпараисо ежедневно пересылает Фёдору Конюхову прогноз погоды. Мы будем дублировать эту информацию на сайте.
WEATHER AND SEA BULLETIN VALID 240800/250800 LOCAL TIME.
SYNOPTIC SITUATION:
COASTAL TROUGH.
FORECAST:
OVERCAST TO BROKEN, VIS 6/9 KM MIST, WIND NW/N 5/10 KT
INCREASING 15 KT AND DECREASING IN THE NIGHT/DAYBREAK
NW/N 5/10 KT, SEA STATE MODERATE (2.5/1.5 M) SWELL FROM
S/SW.
MRCC VALPARAISO
Следить за местонахождением лодки «Тургояк» можно на сайте Фёдора Конюхова или по этой прямой ссылке: http://yb.tl/konyukhov2
"Судя по текущей обстановке, я вышел в зону сильных юго-западных ветров. Погода поменялась разительно. Ветер 20-25 узлов, поднялась волна, белые барашки по всему океану, грести очень сложно, весла выбивает. С кормы выбросил веревку метров 50, чтобы стабилизировать лодку. Ночь была практически бессонная, лодку швыряло на волнах, все-таки почти 10 дней дул северо-западный ветер, а сейчас он перешел на юго-запад. Требуется время, чтобы ветер развернул волну. Кокпит все время заливает. Хорошо, что пока удается выдерживать курс и продвигаться на север и немного на запад. В целом, обстановка рабочая, с Божьей помощью движемся вперед.
Фёдор Конюхов удалился от берегов Чили на достаточное расстояние и сейчас находится в течении Гумбольдта (Перуанское течение), которое движет его на север. Береговой команде экспедиции пришло время покидать гостеприимную страну Чили. Быстро пролетел месяц, который был насыщен множеством динамичных событий. Возвращаясь в Москву, мы закрываем еще одну страницу в истории нашей экспедиции.
С самого начала мы разделили проект на 4 этапа: английский – строительство и испытания лодки, чилийский - подготовка к старту и сам старт, тихоокеанский – переход Фёдора Конюхова через Тихий океан и австралийский – организация финиша.
С точки зрения менеджмента и организации экспедиции, для нас самым непредсказуемым этапом был чилийский. Мы не сомневались, что в Англии лодку построят в срок, организация финиша в Австралии тоже имеет понятный алгоритм действий. А вот Чили была для нас terra incognita с точки зрения организационных вопросов, получения разрешения на старт и, в целом, как нас здесь примут с таким нетипичным для морского сообщества проектом «на весельной лодке через Тихий океан». Волновало всё: доставка лодки, процесс таможенного оформления в Вальпараисо, какой яхт-клуб выбрать и главное - удастся ли получить разрешение на старт.
Еще в июне наш английский менеджер Саймон Чок (Simon Chalk) подарил мне книгу английского гребца Джима Шекдера (Jim Shekhdar) который в 2000 году предпринял попытку старта из Чили, но получив отказ от чилийских ВМС, был вынужден переехать в Перу и стартовать из порта Ило. Вручая мне эту книгу, Саймон сказал, что сам он её не читал, но мне советует это сделать, чтобы понять, что помешало Джиму стартовать из Чили в 2000 году. После прочтения книги стало понятно, что Джим приехал в Чили за месяц до предполагаемого старта и начал пробивать разрешение, уже находясь в Чили.
Мы решили пойти другим путем, и в начале сентября 2013 при поддержке МИД Российской Федерации, Посольства России в Чили и Русского географического общества начали работу по получению разрешения от чилийских ВМС. Три месяца ушло на то, чтобы выполнить все требования Armada de Chile и в начале декабря состоялась решающая встреча с высшим командным составом ВМС Чили в Вальпараисо, на котором нам объявили, что после заключительной инспекции лодки нам будет разрешен старт. Подробнее здесь.
И хотя в океане Фёдор Конюхов находится один, за стартом из Чили стоит работа многих людей.
От имени экспедиционного штаба Фёдора Конюхова благодарим всех, кто содействовал в подготовке старта и в том числе:
Посла России в Чили - Михаила Ивановича Орловца и Константина Алексеевича Ликурцева – Консула Российской Федерации в Чили. Можно смело сказать, что без их самого активного участия в диалоге с ВМС Чили, разрешение на старт мы бы не получили.
Первого Вице-президента Русского географического общества – Артура Николаевича Чилингарова. Проект «на весельной лодке через Тихий океан» проходит под флагом РГО, и Артур Николаевич курирует экспедицию с момента начала строительства лодки.
Посола Чили в России – Juan Eduardo Eguiguren, с которым мы встречались несколько раз в Москве и консультировались по всем вопросам.
Ricardo Velasquez – командующего Центром Поиска и Спасения в Вальпараисо (DIRECTORATE of MARITIME SAFETY, SECURITY and OPERATIONS). Его активная позиция и поддержка экспедиции сыграла немаловажную роль.
Тараса Нечипоренко - торгового советника Посольства России в Чили - за помощь в решении технических вопросов, связанных с перевооружением лодки и установкой новых аккумуляторов.
Менеджера яхт-клуба Club de Yates Higuerillas – Francisco Jofre Lopez. Нам ни разу не было отказано в просьбе. Яхт-клуб шел навстречу по любому вопросу. Про яхт-клуб Club de Yates Higuerillas рассказывать можно долго, мы считаем, что нам невероятно повезло, что именно этот яхт-клуб проявил заинтересованность к нашему проекту и согласился разместить лодку «Тургояк» на своей территории. Уютный, великолепно оборудованный и безопасный клуб. Дружелюбный менеджмент. Для всех, кто путешествует на яхтах вдоль Южной Америки (тихоокеанское побережье), рекомендуем останавливаться именно в этом клубе. Также для будущих океанских гребных переходов – лучшего места не найти.
Надежду Кузнецову и Александру Балакиреву - владельцев туркомпании «Alsur Travelling» - за отличную организацию всех логистических вопросов, связанных с перелетами, трансферами, проживанием нашей большой группы, а также за содействие в решении тысячи вопросов: от покупки веревки для плавякоря до перевода на встрече с высшим командным составом ВМС Чили.
Екатерину Колупаеву – директора Российского Центра Науки и Культуры в Чили. За организацию встречи Фёдора Конюхова с соотечественниками и радушный прием нашей группы.
Таможенного агента Alan Toscano из компании TIF Logistics за невероятную оперативность и желание помочь. Так случилось, что контейнер с лодкой пришел в Вальпараисо во время недельной забастовки таможенной службы. Нам угрожала перспектива минимум 10 дней ожидания лодки, пока все службы порта придут в себя после перерыва. Алан смог организовать растаможивание лодки за два дня, причем оформил временный ввоз (temporary import), так что мы не платили таможенные сборы и пошлины.
Екатерину Федосееву за организацию новостных сюжетов, практически на всех чилийских телевизионных каналах. Благодаря её работе, о проекте заговорили крупные чилийские СМИ, и это тоже способствовало в решении ряда административных вопросов перед стартом.
Jose Luis Fernandez – владельца яхты «Cheli» (Beneteau 43 Oceanis) – который согласился отправиться в океан и отбуксировать лодку «Тургояк» на ремонт. 43 футовой яхте потребовалось 8 часов, чтобы дойти до Фёдора (45 миль от берега) и 10 часов на буксировку в порт. Стоит отметить, что ни копейки денег за эту работу Хосе не взял. Сказал, что яхтсмены и моряки должны помогать друг другу.
Jose ALVARADO и Pablo Maldonado из компании Electricidad y Electronica за оперативную замену аккумуляторов и подготовку лодки к повторному старту. Хосе и Пабло работали 30 часов нон-стоп, да еще в преддверии Католического Рождества. Мы даже и не надеялись на такой подход.
Andres Heine Lorenzen за предоставление нам апартаментов в шаговой доступности от лодки. Каждый день мы могли наблюдать нашу лодку с балкона апартаментов.
И конечно, партнеров и спонсоров экспедиции: Олега Сиротина, Сергея Еременко и Владимира Куксова за то, что поверили в проект и согласились поддержать экспедицию.
Страна Чили приняла нас очень хорошо и радушно, мы приобрели здесь сотни друзей и надеемся вернуться сюда еще раз, но уже с другим проектом.
"Ночь прошла напряженно, ветер усилился до 30 узлов, порывы были за 35 узлов. Волна поднялась 5-6 метров. Это серьезное испытание для лодки. Гребни волн, а это тонны воды, обрушиваются на кормовую рубку и палубу лодки. Она идет полупогруженная в воду. Я специально не откачиваю воду из кокпита, чтобы лодка сидела глубоко в воде. Даже рад, что поставили тяжелые гелевые аккумуляторы, они добавили остойчивости. Пока лодка справляется с ударами волн. Несколько волн прошло через лодку с кормы до носа, но все приборы на палубе и антенны уцелели. Я выбросил почти 100 метров веревки за корму и это позволяет мне удерживать лодку и предотвращает постановку бортом к волне. Волны отличаются от Атлантики, здесь чувствуется мощь Южного Тихого океана. Сейчас с вами разговариваю по телефону, очередная волна подняла и опустила лодку как на американских горках. В этих условиях я не могу грести на запад, остается только двигаться в ветре на север. Буду надеяться, что направление ветра поменяется. Как писал в своей книге английский океанский гребец Джим Шекдар (Jim Shekhdar): «первые 100 миль перехода и последние 100 миль – самые важные, сложные и опасные». Я с ним согласен. Океан испытывает меня и лодку, и нам надо выдержать это испытание. С Божьей помощью пережил еще одну ночь, надеюсь, что днем полегчает. Всем поклон. Фёдор Конюхов".
"Вот и пролетела первая неделя в океане. Кажется, что я всего пару дней назад вышел из Конкона, а вот уже седьмые сутки в пути. Продолжаю быстро двигаться на север и северо-запад. Сегодня много важных событий для меня, наверное, на берегу они не выглядят столь значимыми, но здесь все имеет значение. Сегодня вышел на траверз чилийского порта Кокимбо (Coquimbo). До него 150 морских миль. Сегодня пересек 30 градус Южной широты. Это хорошее событие.
С каждым днем становится теплее и больше солнца. Океан успокаивается. Судя по карте, мы с лодкой ушли с континентального шельфа и сейчас под нами глубина 4500 – 5000 метров. Ветер по-прежнему 20-25 узлов, но волна стала длинной и пологой, лодка идет даже быстрее чем вчера. Замерил течение – 2 узла с юга на север. Течение Гумбольдта демонстрирует свою мощь. Это еще одна отличная новость.
Впереди у меня первая маршрутная точка (way point) – группа необитаемых островов San Ambrosio и San Felix, которые я планирую оставить слева по борту. Ближайший ко мне остров - San Ambrosio. До него по прямой 375 морских миль или неделя хода при нынешней скорости.
Представляем вашему вниманию подробную карту маршрута весельной лодки «Тургояк», которую ведут специалисты Международного Общества Океанских Гребцов (International Ocean Rowing Society) в Лондоне.
На этой неделе Штаб Фёдора Конюхова заключил соглашение с Международным Обществом Океанских Гребцов (Лондон), согласно которому специалисты МООГ в ежедневном режиме будут отслеживать передвижение лодки «Тургояк» через Тихий океан и публиковать детализированную информацию о пройденном маршруте.
МООГ основано в 1983 году Питером Бёрдом и Кеннетом Крачлоу. Оба этих имени являются легендарными в среде океанских гребцов – Питер Бёрд суммарно на весельной лодке провел в океане 937 дней, Кеннет Крачлоу принял активное участие, практически, в каждом трансокеанском переходе.
Вот уже тридцать лет МООГ регистрирует переходы через океан, рекорды суточных переходов, рекорды для отдельно взятых маршрутов и консультирует океанских гребцов.
МООГ обладает уникальной статистикой всех переходов через океаны, в том числе и неудачных. Ссылка на статистику здесь.
Используя данные со спутниковых буев Yellow Brick, МООГ рассчитывает суточные переходы лодки «Тургояк», а также пройденное расстояние от старта и оставшееся расстояние до финиша.
Ссылка на карту маршрута весельной лодки «Тургояк»
"31 декабря - крайний день 2013 года, на берегу идут приготовления к Новому году, а здесь, в Южном Тихом океане, все без изменений. Ветер под 25 узлов, правда, чуть-чуть больше зашел на юг. Я все жду, когда ветер зайдет с восточных румбов, чтобы начать забирать больше на запад.
Течение Гумбольдта поражает своей мощью. То, что я здесь вижу, не идет ни в какое сравнение с Атлантикой. Здесь просто течет река. Могу взять смелость и утверждать, что в этих широтах пересечь Гумбольдта с востока на запад на весельной лодке невозможно, можно попытаться пройти по диагонали с юго-востока на северо-запад, что я и пытаюсь сделать, но для этого нужен запас по долготе. Хорошо, что мы стартовали из Конкона (33 градус южной широты), а ведь когда-то мы рассматривали план Б – старт из города Антофагаста (Antofogasta), что на севере Чили. Преимущества: тепло, минимальные шансы попасть в шторма, но как я сейчас вижу, огромная опасность быть унесенным на север, за Экватор. Что, кстати, и случилось с английским гребцом Андрю Холзи, который стартовал из Перу (Каллао) в 2002 году, был вынесен ветром и течением в Северное полушарие и не смог вернуться на свой запланированный курс. Андрю шел на Австралию.
Моя первоочередная задача выдерживать курс на запад, чем больше на запад, тем лучше, но при сильном южном юго-западном ветре, я не могу поставить лодку поперек волны, её просто перевернет. Поэтому иду на грани. На ночь выбрасываю 50 метров веревки за борт, чтобы стабилизировать корму.
С момента старта еще ни разу не спал в своей кормовой каюте, ни разу не вытягивался в полный рост. Отдыхаю сидя, в навигационной рубке. Все жду, когда ветер стихнет и океан успокоится, чтобы просушить одежду и навести порядок в каюте.
Пытался запустить опреснитель воды, но лодку так бросает, что решил отложить это занятие до более спокойной обстановки. У меня есть еще пару бутылок воды, которые я купил в супермаркете на первые дни. Готовлю мало, в основном развожу кипятком растворимые супы, использую сухари, которые мне на старте вручила Елизавета Нечипоренко. Саймон Чок рассчитал количество пакетов сублимированного питания из расчета 6 500 ккалорий в день, но, пока, я даже половину этих калорий не потребляю.
Ночью проходил корабль, мои приборы его зафиксировали. Хорошо, что на борту лодки «Тургояк» есть система AIS, очень удобно. Во-первых, при обнаружении судна подается звуковой сигнал, во-вторых, на экране видны тип судна, его курс и скорость. Я надеюсь, что экипаж судна меня тоже видел. Как раньше ходили без AIS? Сейчас даже представить себе сложно.
Вот и подходит к завершению 2013 год. Господь Бог дал нам возможность прожить этот год и встретить наступающий. Давайте просить у Бога тихое и мирное житье, без потрясений. Я рад, что встречаю новый год в пути и могу наблюдать величие Тихого океана. Всем поклон. Фёдор Конюхов".
«Первый день 2014 года принес хорошие новости. Под утро ветер зашел на восток. Впервые с момента старта ветер в левый борт. И хотя волна не поменяла свое направление, у меня появилась возможность держать курс на запад-север-запад. Течение попутное, ветер попутный, стабильно за 20 узлов – чего еще можно желать.
На Новый год хотел выпить вина, но за десять минут до полуночи система AIS обнаружила танкер, идущий на меня. Пришлось отложить празднование и начать маневры по «уворачиванию» от судна, которое в итоге прошло в 3-х милях от меня по корме.
Еще до наступления Нового года пересек широту австралийского города Брисбена - предполагаемое место финиша. До него мне 132 градуса по долготе. Это в теории, а как сложится все на самом деле, даже не могу представить.
Особых новостей нет, режим обычный: пару часов гребу, полчаса - час отдыхаю. На время сна завожу будильник. Этот режим не меняю ни днем, ни ночью. За сутки набегает 5-6 часов сна, я и в Москве столько сплю, хотя в океане восстанавливаешься быстрее, кислорода в воздухе больше. Сейчас нет Луны и в океане абсолютная темнота, но ночные вахты мне нравятся больше.
В общем, все как в кругосветном одиночном походе. Физически сложнее, но психологически легче. Навигация на весельной лодке простая: смотрю карту маршрута, курс и скорость. Особо здесь изучать нечего. Островов рядом нет, поэтому и нет задачи рассчитывать траекторию дрейфа и выгребать на какую-то конкретную точку. Больше всего меня волнуют коммерческие и рыболовные суда. Они идут очень быстро (по отношению к скорости весельной лодки). Не успеет силуэт судна появиться на горизонте, как через полчаса он уже на траверзе с лодкой. Я как-то читал дневник одного океанского гребца, он с закатом ложился спать, а просыпался на рассвете и первым делом изучал карт-плоттер, смотрел, куда его унесло за ночь. Железные у человека нервы. Всю ночь спать, когда твоя лодка дрейфует в океане. Я такой режим себе не могу представить.
Поздравляю всех с наступившим Новым годом. Фёдор Конюхов».
Если посмотреть карту погоды всего Тихого океана от Южной Америки до Австралии, видно, что лодка «Тургояк» вышла в Пассаты Южного Тихого океана и устойчивые ветры дуют с юго-востока на северо-запад, причем на протяжении нескольких тысяч миль, до группы островов Французской Полинезии, включая Таити. Регион, в котором находится лодка «Тургояк» окрашен в зеленый цвет, означающий ветер 20-25 узлов, и такая погода в этом регионе продержится до 4 января 2014. Подробнее здесь.
Комментарии технического консультанта проекта Саймона Чока
Федор подходит к первой маршрутной точке в океане. Еще находясь в Чили, Фёдор с техническим консультантом проекта Саймоном Чоком наметили 7 маршрутных точек, 7 ориентиров на просторах Тихого океана, которых должен придерживаться Фёдор в своем переходе.
В первый день нового года Саймон представил свои комментарии по текущей ситуации.
«Мы знали, что Фёдору надо хорошо поработать, чтобы преодолеть зону сильных юго-западных ветров и оторваться от побережья Чили. Мощные системы низкого давления в Южном океане настолько масштабны, что от них «откалываются» самостоятельные небольшие циклоны, которые затем движутся вдоль побережья Южной Америки и влияют на погоду у берегов Чили. Добавьте к этому мощное течение Гумбольдта, которое движется с юга на север. Исходя из этих условий, первую маршрутную точку мы поставили Фёдору как наиболее реалистичную цель, на которую он должен ориентироваться, пытаясь оторваться от берега. И это ему удалось.
Далее, с учетом того, что ветер будет заходить на восток, Фёдор сможет спуститься южнее, при этом оставаясь в стабильном потоке ветра – Пассатах, но минуя районы с большой плотностью островов. Вторая половина пути должна проходить в более спокойном режиме, умеренный ветер и небольшое количество островов разбросанных на большой площади океана. Мы рассчитываем, что заключительная часть маршрута может пройти при достаточно высокой скорости, так как лодка станет легче, высокой скорости будет способствовать и течение у берегов Австралии.
Пока мы наблюдаем уверенный прогресс, лодка и бортовые системы выдержали суровые условия Южного океана, не только большие волны, но и сильный ветер и частое отсутствие солнца (подзарядка аккумуляторов через солнечные батареи – единственный способ получения энергии на борту лодки). Через пару дней Фёдор наконец-то получит бонус за свою работу, ветер окончательно зайдет на восток и это позволит лодке уверенно двигаться на запад.
Вот список маршрутных точек, которые мы определили с Фёдором до старта. Посмотрим, оправдаются ли наши расчеты.
«Ночь была очень напряженная. Ветер 20-25 узлов. Когда налетали шквалы с дождем, то ветер усиливался до 30 узлов. Пару раз ночью волны прикладывали лодку так сильно, что думал, ну все, перевернемся. Раз в час звучит мощнейший удар в левый борт, и лодка идет на переворот. Я выбросил с левого борта 100 метров веревки и привязал к концу кранец, чтобы добавить сопротивления и не дать лодке перевернуться. Сижу в шлеме (байдарочный шлем). Начинает сказываться психологическое напряжение, я уже очень сильно устал. Невозможно расслабиться. Удары, удары, удары по корпусу. Лодку поднимает на 5 метров, она срывается с волны и несется вниз на скорости 6 узлов. Потом опять поднимаемся на гору, и так час за часом, день и ночь. Укачивает страшно, даже с моим опытом пяти кругосветок. Когда это закончится? Мне бы 10, максимум 15, узлов ветра. Для весельной лодки все, что больше 20 узлов – это уже много, ну а когда за 30 узлов, это режим выживания. А здесь еще гигантские волны, хорошо, что автопилот ни разу не подвел и не позволил лодке привестись. За ночь полностью разрядились основные аккумуляторы (2 соединенных аккумулятора по 100 ампер), утром перешел на резервный аккумулятор. Солнца нет, по небу быстро летят низкие тучи, иногда с зарядами проливного дождя. Океан гудит, по поверхности барашки. Обстановка гнетущая.
Я все время думаю о моей лодке. Это новый проект, никто на ней не ходил, никто не знает, как она себя поведет при большом волнении и таком ветре. Я только одного боюсь, - чтобы не перевернуться. Вода в Гумбольдте очень холодная. Если оказался в воде – долго не выдержишь. На палубе работаю в непромокаемом костюме Musto MPX, в котором ходил на мыс Горн и в яхтенных кожаных сапогах Dubbary. Шапка и перчатки с закрытыми пальцами. Все время в страховочном поясе (harness). Причем в такой одежде уже десять дней.
Когда шел на веслах в Атлантике в 2002 году тоже дуло за 20 узлов, но психологически было легче, я знал, что до меня десятки гребцов успешно пересекли океан, у них все получилось. А здесь, в Южном Тихом океане, все впервые, все новое. Ну и мощь океана угнетает. Признаюсь, я не ожидал, что будет так сложно. До меня только швед Андерс Сведланд в 1974 году прошел от Чили (Уаско) до Самоа, но у меня нет его карты маршрута, и я не знаю, какая была погода у него, какой ветер. Я боюсь, что если ветер еще усилится, то как выживать? Если бросать плавякорь и тормозить лодку, то пятиметровые волны проходят через неё, и я боюсь, что нас просто раздавит. Если нестись с ветром по волнам, то есть опасность перевернуться на скорости с волны. Где эта грань?
У меня садится аккумулятор. Будем заканчивать разговор. С Божьей помощью пережил ночь, надеюсь, что днем будет полегче. Всем поклон. Фёдор Конюхов».
Информация от штаба проекта.
Согласно карте погоды, лодка «Тургояк» находится во власти локального циклона, на северной границе которого скорость ветра превышает 25+ узлов и такой ветер еще продержится сутки. После того, как Фёдор пересечет Южный Тропик и выйдет в тропические широты, ветер должен упасть до 15-20 узлов. Лодка «Тургояк» испытывает на себе воздействие устоявшихся Пассатов Южного Тихого океана и течения Гумбольдта. Согласно карте погоды Пассаты набрали полную силу и «работают» от Чили до Французской Полинезии (Таити), в среднесрочной перспективе ветра будет меньше, но рассчитывать на 5 узлов Фёдору Конюхову не стоит.
Низкая температура воды обусловлена тем, что лодка все еще находится в холодном течении Гумбольдта. Если посмотреть температурную карту поверхности Южного Тихого Океана, то в координатах, где находится лодка «Тургояк» температура воды +16 градусов, а на этой же широте, но в центре Тихого океана, температура воды +24 градуса.
Подробнее ознакомиться с прогнозом погоды на неделю можно здесь (см. South Pacific Ocean)
Сегодня знаменательный день, лодка Тургояк пересекла Южный тропик и вышла в тропические широты. Если все пойдет по плану, лодка проведет в Тропиках большую часть времени - 5-6 месяцев.
Справка.
Южный тропик, или Тропик Козерога — одна из пяти основных параллелей, отмечаемых на картах Земли. Расположена на 23° 26' 16'' к югу от экватора и определяет наиболее южную широту, на которой солнце в полдень может подняться в зенит.
Северный эквивалент южного тропика — Северный тропик. Область, заключённая между Южным и Северным тропиками, называется тропическими широтами.
Сеанс связи с Фёдором Конюховым: «Сегодня обстановка поспокойнее, волны большие, но ветер не больше 20 узлов, океан дает передышку, наверное, по случаю перехода в тропические широты. Даже удалось приготовить горячую еду. Сам процесс приготовления предельно прост, по большому счету мне удалось вскипятить воду и залить в пакет с сублимированным питанием. Сразу вспомнилась Арктика и наш поход в апреле-мае 2013 года от Северного полюса до Канады на собачьих упряжках. С Виктором Симоновым каждое утро и вечер в палатке мы заваривали такие пакеты. Как быстро летит время. Весной 2013 года я был на дрейфующем льду Северного Ледовитого океана, а сейчас в Южном Тихом океане на борту весельной лодки.
На фото: Виктор Симонов и Федор Конюхов. Северный полюс. 2013г.
Ночью волнами занесло на борт три маленьких кальмара, я их почистил и обдал кипятком. Получилось хорошее добавление к сублимированному меню. У меня на лодке есть удочки и все снасти для ловли рыбы в океане, но до них пока руки не дошли, погода не благоприятствует. Возможно, удастся порыбачить в более спокойных водах.
Небо затянуто тучами, солнечные батареи плохо заряжают, поэтому работают только самые необходимые приборы.
Сегодня вышел на траверз чилийского города Антофогаста, этот город справа от меня почти в 500 морских милях. Судя по карте, все еще нахожусь на судоходной трассе, регулярно вижу суда, идущие от Панамского канала на Чили и обратно. Иногда AIS обнаружит судно где-то на горизонте, и хотя я его визуально не наблюдаю, но и расслабиться уже не могу.
Еще один день в океане. Спасибо всем кто поддерживает и молится за меня. Всем поклон. Фёдор Конюхов».
Комментарии специалистов из Международного Общества Океанских Гребцов
Карта течений Тихого Океана
В экспедиционный штаб Фёдора Конюхова поступают вопросы, связанные с тем, почему лодка «Тургояк» идет на северо-запад и тем самым увеличивает расстояние до Австралии, хотя логичнее было бы держать курс строго на запад. Предлагаем вашему вниманию комментарии специалистов из Международного Общества Океанских Гребцов (Лондон)
«Маршрут любого пересечения океана под парусом или на вёслах прокладывается в зависимости от течений и преобладающих направлений ветров. И гребцы - даже более, чем яхтсмены, - полагаются на эти два фактора и зависят от них. Они либо повторяют схему течения, если попадают в него вскоре после старта, либо рассчитывают свой маршрут так, чтобы в конечном итоге попасть в благоприятное течение. Естественно, и в первом и во втором случае курс гребца не пролегает по прямой.
В Атлантике лучшей иллюстрацией подобного "искривления" маршрута может служить путь Колумба к берегам Нового Света. Выходя из Испании и Португалии, каравеллы сначала уходили на юг, к Канарам, следуя за Канарским течением доходили почти до островов Зелёного Мыса, и уже оттуда, войдя в пассаты и северное экваториальное течение, пересекали Атлантику с востока на запад. Обратное движение, с запада на восток, шло по Гольфстриму, т.е. от Вест-Индии корабли поднимались на север и только тогда начинали переход к Европе.
В Тихом океане, вдоль берегов Южной Америки с юга на север проходит Перуанское течение (Гумбольдта) - одна из крупнейших систем течений Мирового океана. Именно в него стремится войти Фёдор, чтобы поднявшись до 15 - 10 градуса Южной широты достичь зоны Южных пассатов и тогда уже начинать движение на запад.
(На карте течений хорошо видно, что заходить в Австралию можно только по пассатам, причём не торопясь поворачивать на юг, чтобы восточная граница восточно-австралийского течения не унесла гребца к Новой Зеландии, но и не слишком медля, чтобы не попасть в ветку Пассатного течения, поворачивающую назад на запад, сливаясь с экваториальным противотечением.)
Гребная лодка не может идти ни против течения, ни против ветра, и каким бы непонятным "непрямым" ни казался маршрут Фёдора любому неискушённому в навигации человеку, этот курс - и логичный, и верный и, собственно, единственно возможный для гребной лодки, направляющейся из Южной Америки в Австралию.
Первые две недели, при увеличении расстояния от старта, расстояние до финиша тоже увеличивалось, что понятно - ведь Фёдор движется к Австралии по дуге, повторяя направление движения основных течений.
Второго января 2014 года, на одиннадцатый день перехода, находясь на расстоянии 534 морские мили от Конкона, Фёдор одновременно удалился от своей конечной цели на 137 морских миль. Т.е. в это день расстояние до Брисбена составляло 6523 морские мили, что явилось самой отдалённой от финиша точкой всего маршрута. После неё началось медленное сокращение расстояния, 5 января оно уже составило 6482 морские мили».
Фёдор Конюхов по спутниковому телефону: «Поздравляю всех со светлым Праздником Рождества Христова. Слава Господу Богу, что мы дожили до этого дня!
У меня все хорошо. Рождественская ночь в Тихом океане прошла спокойно, без происшествий, ветер 12-15 узлов с востока. Такой ветер мне позволяет продвигаться ровно на запад. Все хорошо, только беспокоит плотная облачность, на небе абсолютно нет просвета. Небо черное. Бортовые аккумуляторы за ночь сильно разрядились и не хватает дневного света, чтобы их подзарядить. Солнца вообще нет. Ночью лодку окружает абсолютный мрак, когда гребу, удается отвлекаться от мыслей, но как только перестаю грести, становится страшно. Лодка окутана сыростью и темнотой. Ничего не видно, даже лопастей весел, которые в 3-х метрах от борта. Нет ни Луны, ни звезд. Слышно только дыхание океана, шум волн. В такие моменты особенно остро ощущаешь, что ты песчинка, один в Мировом океане на маленькой лодке. Спасает только молитва Иисусова».
Из-за разряженных аккумуляторов сеанс связи был не больше 5 минут. Согласно данным со спутника, в регионе, где находится весельная лодка «Тургояк» (20 градусов Южной широты и 80 градусов Западной долготы) очень плотная облачность, временами достигающая 99%. Т.е. плотность облаков такова, что до поверхности океана доходит только 1% солнечного света.
Согласно прогнозу, такая обстановка продержится до 10 января 2014. Об этом свидетельствуют данные полученные с сайта www.passageweather.com
Фёдор Конюхов по спутниковому телефону: «Сегодня прошел важную психологическую отметку – первая тысяча миль за кормой. Сколько еще тысяч миль мне придется пройти - все зависит от того, как сложится маршрут.
День в Тихом океане спокойный, солнце проглядывает из-за туч, аккумуляторы заряжаются и, если так дело пойдет, то к вечеру я попробую запустить опреснить воды. Надо ловить моменты.
Океан пустой, нет ни дельфинов, ни китов, нет летучих рыб, но это пока, уверен, все это меня ждет впереди. Поверхность океана успокаивается, грести легко, лодку не бросает по волнам. Сегодня поменял короткие весла (3 метра) на весла средней длины, предназначенные для ровной поверхности океана (3.2 метра). У меня на борту 3 комплекта весел на разную погоду: самые короткие - 3 метра - для штормовой погоды и хаотичного волнения, второй комплект - 3.2 метра и третий комплект - 3.4 метра - для абсолютно гладкой воды. Длина весел – это как передачи на автомобиле. По рекомендации менеджера Саймона Чока (Simon Chalk) я использую весла английской фирмы Xcell, это самая популярная марка у океанских гребцов. Весла проверены во всех океанах. Трубы выполнены из углеволокна, а рукоятки деревянные из ясеня. Каждое весло весит в районе 2 кг. Я специально взял три комплекта весел, так как по опыту других гребцов знаю, что весло может сломаться, его может смыть волной. А без весел как продвигаться вперед на гребной лодке? Весят они немного, и я храню их на оградительных поручнях лодки.
Итог 17 дней в океане - 1000 миль за кормой, поход нормальный. В режим втянулся, лодку инспектирую каждый день от носа до кормы и обратно, проверяю все люки и рундуки на предмет поступление воды.
Тропики дают о себе знать все ощутимее, сегодня тепло и даже жарко. Держу курс на запад и немного на север. С Божьей помощью и вашими молитвами преодолеваю милю за милей. Всем поклон. Фёдор Конюхов»
Фёдор Конюхов по спутниковому телефону: «Согласно данным GPS за сутки (12:00 UTC – 12:00 UTC) прошел 60 морских миль. Это очень хорошая скорость, и я ставлю себе задачу проходить под 60 миль в сутки пока ветер и погода благоприятствуют. Могу сразу сказать, что к завтрашнему дню я не смогу выйти на этот результат и этому есть веская причина - рыба тунец. Да, сегодня поймал маленького тунца. Особо не веря в успех, выпустил за кормой блесну и на скорости 2.5-3 узла приступил к ловле. Такой примитивный троллинг в океане на весельной лодке. Через пару часов катушка затрещала, и пришлось на время отложить греблю. После небольших усилий вытащил небольшого тунца, сантиметров 40 в длину. Как раз то, что мне нужно, большего размера не стоит, на борту нет холодильника. Пока разделал, почистил и приготовил рыбу, ушло больше часа. В итоге, уха из тунца и некое подобие сашими (тонко нарезанное сырое мясо). Так что сегодня у меня обед гурмана с отличным видом на океан, но скоростью пришлось пожертвовать. Признаюсь, мне уже поднадоели эти сублимированные продукты и супы из концентратов.
Таким образом, проверил еще один важный прибор на борту – рыболовные снасти. Все работает, жить можно. Держу курс на запад-север-запад. Настроение хорошее, хотя солнца нет. Радуюсь, что вчера не стал тянуть и накачал 6 литров пресной воды, сегодня небо в тучах и запускать опреснитель весьма проблематично. Всем поклон. Фёдор Конюхов».
Сегодня экспедиционному штабу пришлось поволноваться, два раза не поступили координаты с борта лодки «Тургояк» в 12:00 по Гринвичу и в 16:00 по Гринвичу. В добавок к этому, Фёдор Конюхов не вышел на связь в условленное время (21:00 Москвы). Когда связь с бортом удалось установить, мы попросили Фёдора перезапустить систему спутникового буя Yellow Brick (деактивировать и активировать вновь). После этой операции буй отправил координаты (17:50 по Гринвичу). Причины сбоя нам не известны, и разработчики также не могут дать четкое объяснение. На борту есть резервный буй, если произойдет еще один сбой, мы попросим Фёдора переключиться на резервный Yellow Brick.
Фёдор Конюхов по спутниковому телефону: «Сегодня хороший день, ветер в районе 15 узлов, в корму и в правый борт. Я иду курсом 305-310. Очень рад, что мы установили шверт в носовой части лодки. Сейчас, когда солнца практически нет, я не пользуюсь автопилотом и настраиваю лодку вручную с помощью пера руля на корме и шверта в передней части лодки. Это Фил Мориссон настоял (дизайнер лодки) установить шверт, и я благодарен ему за это.
В океане стоит хаотичное волнение и толчея. Такое ощущение, что сталкиваются два течения, волны бьют по корпусу с разных сторон.
Примечание штаба. Лодка «Тургояк» находится в районе 20-го градуса Южной широты и на карте видно, что в этих шротах сталкиваются два направления волн, два вектора. Волны из Северного Тихого океана проходя экватор сталкиваются с волнами из Южного Тихого океана. Это необычный феномен, при том, что в этих широтах дует устойчивый восточный ветер. Т.е. ветер дует в корму лодки «Тургояк», а волны подходят то с левого борта, то с правого.
Мне сообщили, что известный российский бегун-марафонец Дмитрий Ерохин сейчас осуществляет забег из Москвы в Сочи, посвященный предстоящей Олимпиаде. Ему необходимо пробежать 1 700 километров. Когда ему тяжело, он вспоминал что и мне тоже нелегко в Тихом океане. Я уверен, что он успешно пройдет всю дистанцию, у него большой опыт. Мне знакомы марафонские дистанции, в рамках подготовки к походу на Северный полюс в команде Дмитрия Шпаро мы пару раз бегали Московский Международный Марафон, также бегали 100 километровый марафон вокруг Одессы. Буду молиться за Дмитрия, чтобы Господь сохранил его в пути и позволил завершить это дело. Свое расстояние от Москвы до Сочи я уже прошел в океане и на веслах. Дмитрию, конечно, будет сложнее, у меня в океане меньше опасностей, чем у него на автомобильных трассах. Всем поклон. Фёдор Конюхов».
Примечание. Согласно данным карты Общества Океанских Гребцов лодка «Тургояк» за 19 суток преодолела 1116 морских миль или 2066 километров).
Сегодня пересек 20 градус Южной широты и продолжаю двигаться на север, как бы мне не хотелось повернуть строго на запад, но этого пока делать нельзя. Сейчас лодка находится в идеальных условиях: попутный ветер 15, порывы 18 узлов, течение Гумбольдта также способствует быстрому продвижению, но мне надо думать о маршруте наперед.
В трех тысячах милях у меня по курсу находится сложная тактическая задача и называется она «Французская Полинезия» и включает в свой состав архипелаги: острова Общества, острова Туамоту, Маркизские острова, острова Тубуаи, острова Гамбье, остров Таити - крупнейший остров Французской Полинезии. Сотни островов и атоллов лежат на пути лодки «Тургояк». Океанская весельная лодка сложно управляется в узкостях между островами, да еще при приливном течении и навальном ветре. Это не юркая, узкая пирога, на которой можно пройти в любом месте. Поэтому мне нужно держаться подальше от островов, чтобы не быть выброшенным на берег.
Как пройти Французскую Полинезию? Есть два варианта – попытаться пройти снизу, т.е. обогнуть с юга, по 20-му градусу Южной широты, но при этом высок риск попасть в обратное течение, которое потащит лодку на юг, в сторону Новой Зеландии. Как только к этому добавится западный ветер – меня унесет в Южный океан, что будет равнозначно эвакуации. Эта лодка не готова к «ревущим сороковым» широтам.
Второй вариант - подниматься к экватору до 10 градуса Южной широты, т.е. огибать большую часть Французской Полинезии с севера. Такой маневр добавляет миль и увеличивает маршрут, но я избегаю риска оказаться унесенным в сторону Новой Зеландии. Я голосую за второй вариант, буду огибать с севера.
Моя маршрутная точка на ближайшие пару месяцев: 12 градусов, 00 минут Южной широты и 140 градусов 00 минут западной долготы. Эта точка находится между Маркизскими островами и островами Туамоту (Острова Россиян).
Когда пройду между этими группами островов начну спускаться на юго-запад в сторону Бризбена, оставляя справа по борту острова Кука, Тонга, Фиджи и Новую Каледонию.
Вот такой план действий на ближайшие пару месяцев. До указанной маршрутной точки мне еще 3 200 морских миль. При хорошем стечении обстоятельств это два месяца хода от сегодняшнего дня. С Божьей помощью и вашими молитвами буду преодолевать просторы Тихого океана. Всем поклон. Фёдор Конюхов».
Сегодня лодка «Тургояк» пересечет широту перуанского порта Ило
Для экспедиционного штаба этот порт имеет особое значение, ведь если бы нам не удалось получить разрешение на старт в Чили, в планах был переезд в Перу, повторяя судьбу англичанина Джима Шекдера (Jim Shekhdar)
29 июня 2000 года английский гребец Джим Шекдар стартовал из перуанского порта Ило курсом на Австралию. Спустя 274 дня он финишировал на песчаном пляже австралийского острова North Stradbroke, что рядом с городом Брисбеном. Все мировые СМИ растиражировали захватывающие фотографии лодки Le Shark глиссирующей с волны и затем совершающей переворот на 360 градусов с гребцом в лодке.
Джим выжил в этом водовороте и, пройдя 9 393 морские мили в Тихом океане, стал первым (и пока единственным) человеком, кому удалось пересечь Тихий океан в Южном полушарии без заходов в порты и автономно.
Опубликованная им книга “Bold man of the sea – My epic journey” стала нашим настольным учебником при подготовке проекта «На весельной лодке «Тургояк» через Тихий океан».
Мы изучали все детали проекта Джима Шекдера. Начнем с того, что Джим приехал в Конкон (Чили) и пытался стартовать из этого города. Потратив месяц на получение разрешения от чилийских властей, и имея на руках официальный отказ, Джим погрузил свою лодку «Le Shark» на трейлер и отправился на север, в Перу. Порт Ило оказался первым и ближайшим перуанским портом на пути, и спустя неделю после прибытия - 29 июня 2000 года - он вышел в океан.
Если бы нам не удалось получить разрешение, то мы планировали поступить так же, переехать в Перу. И кто знает, как сложились бы обстоятельства. Теперь это уже история, Фёдор Конюхов стартовал на весельной лодке из самой южной точки – 32’55 Южной широты.
В 1974 году швед Андерс Сведлан стартовал из города Уаско (Чили) 28’30 Южной широты, затем Джим Шекдар из Ило (Перу) 17’38 Южной широты, все остальные переходы и попытки были из Лимы (Перу) 12’00 Южной широты.
Согласно дневниковым записям, Джим рассчитывал пересечь океан за 6 месяцев и даже отказался брать на борт Рождественские подарки, заявив, что прибудет в Брисбен к 15 декабря 2000 года. На самом деле он затратил 274 дня и финишировал только 30 марта 2001. Карта маршрута Джима Шекдера здесь.
Несмотря на схожесть маршрута, у этих двух проектов и много принципиальных отличий.
Джим Шекдар стартовал зимой, в надежде подойти к Австралии к началу лета, Фёдор Конюхов стартовал летом, в надежде подойти к Австралии к началу зимы. Совершенно разные лодки по типу и материалу постройки. У Джима была лодка первого поколения дизайна и построенная из бакелитовой фанеры, на этой лодке Джим с партнером успешно пересек Атлантику в 1997 году. У Фёдора лодка построена в 2013 году из углеволокна путем формования в матрице. Конечно, отличаются приборы и оборудование.
Одно остается неизменным, чтобы достичь берегов Австралии - Фёдору Конюхову необходимо пройти те же 9 тысяч морских миль, что и Джиму Шекдару.
Что касается сегодняшнего дня, то Фёдору потребовалось 22 суток, чтобы выйти на широту порта Ило. Сейчас расстояние между лодкой «Тургояк» и этим портом 1019 морских миль. Фактически, Фёдор пересек границу Чили и сейчас находится на траверзе Перу, хотя все еще в чилийском секторе Тихого океана. Граница чилийского сектора распространяется до 131 градуса Западной долготы, дальше начинается сектор Французской Полинезии.
Звонок от Фёдора Конюхова: «Ночь прошла хорошо, я бы сказал лучшая ночь с момента старта, волны большие и длинные, приятно работать в таких условиях, временами проглядывала Луна. Под утро налетели пару шквалов с зарядами дождя, удалось собрать немного воды, для питья она непригодная (с солью), но голову помыл. Я еще на горизонте заметил черные тучи и приготовился к сбору воды.
Мой взор все время прикован к двум стихиям, к океану и к небу. Смотрю, как подходят порывы ветра, как идет волна, а на небо смотрю в ожидании Солнца или Луны и звезд. Любое изменение в этих системах сразу привлекает мое внимание. Судов нет, ничего не отвлекает взгляд, и только полоска на горизонте отделяет океан от неба.
С погодой везет. Ветер стабильный под 15 узлов, порывы бывают до 20 узлов. Океан шумит по-доброму, поднимая и опуская лодку на каждой волне и толкая её по курсу. Я ощущаю, что нахожусь в мощной системе, это не локальный бриз у берегов, тут работают магистральные ветры, которые переносят огромные воздушные массы через океан.
Сегодня прошел траверз перуанского порта Ило, это был наш резервный порт для старта, при условии отказа в разрешении от чилийских властей. Англичанин Джим Шекдар стартовал отсюда в 2000 году. Он ушел зимой (июнь 2000), а я летом. Не знаю, чья тактика и чей выбор окажется верным, сейчас у меня погода лучше, чем была у него в этих широтах, но он смог дойти до Австралии, а мне это еще предстоит сделать. Самое сложно еще впереди, к западу от Таити с ноября по апрель идут тропические шторма и циклоны, и это меня сильно беспокоит. Джим смог проскочить, надеюсь, что с Божьей помощью и у нас с лодкой все получится. Фёдор Конюхов».
Короткий сеанс связи с Фёдором Конюховым в 21:00 по московскому времени: «Добрый день. У меня все хорошо, иду по курсу. Ветер усилился до 20 узлов и поднялась большая волна, лодка идет очень быстро, я бы даже сказал стремительно, все время приходится контролировать положение корпуса по отношению к волне. Ветер с востока, а волна по-прежнему с юго-востока».
Сотрудники штаба задали вопрос о режиме питания.
Ответ Фёдора: « я 4 раза в день разжигаю газовую печку (примус). Обычно на рассвете пью кофе. Ближе к полудню подогреваю воду для горячего. Вечером также горячее. У меня два типа сублимированного питания: английское и норвежское, я череду их. Ночью еще раз разжигаю горелку, пью кофе или горячий шоколад. Чай не пью совсем. Иногда заливаю кипяток в термос для ночной вахты. Этот режим зависит от погоды и от состояния океана. Бывает, что на волнах бросает так, что есть опасность облиться кипятком. Тогда сухой паек и холодная вода из бутылок.
Я прошу прощения, что никому не звоню (кроме 1 раза в день в штаб). Я все надеюсь, что океан успокоится и станет потише, тогда смогу позвонить друзьям, спонсорам. Всем поклон. Фёдор».
Сегодня экспедиционный штаб получил уведомление от ВМС Чили (DIRECTEMAR) о том, что лодка «Тургояк» вышла за пределы зоны ответственности Чили в Тихом океане. Лодка поднялась севернее 18 градуса Южной широты и фактически находится в перуанском секторе, при этом наши чилийские коллеги продолжают наблюдать за координатами лодки и траекторией движения.
Звонок Фёдора Конюхова по спутниковому телефону Iridium:
«Здравствуйте, это Фёдор. У меня все хорошо, погода радует, океан спокойный. Ветер не более 5 узлов, волны тоже практически нет. Сегодня посвятил много времени инспекции лодки и мелкому ремонту. Первый раз с момента старта, океан гладкий и нет ветровых волн. Я открыл кормовой люк и, надев маску, погрузил голову в океан. Обследовал перо руля и скег. Все нормально, на пере нет ни сколов, ни царапин, сидит прочно, люфта нет. Обнаружил налет зеленой слизи на пере руля и днище лодки, это говорит о том, что лодка стала обрастать. В какой-то момент мне придется погружаться в воду и специальной губкой и скребками чистить днище. Сейчас еще холодная вода, но нет акул, а когда станет теплее, они тут же появятся. Когда осматривал днище лодки, посмотрел в глубину океана. Ничего нет, ни рыб, ни медуз, ни водорослей. Пустой океан, только водная бездна…
После инспекции пера руля, занялся заменой колесиков на гребном сиденье. Всего месяц в океане (с учетом 4 суток после первого старта), а колесики уже закисли и плохо вращаются, когда гребу, сиденье заклинивает в полозьях. У меня 4 запасных комплекта, сегодня установил новые, использованные не выкидываю, буду чистить и смазывать. Думаю, что после сервиса их еще можно использовать.
Кораблей нет, но это и хорошо. Мне без них спокойнее. В океане, чем меньше островов и кораблей на твоем пути, тем лучше.
Начал принимать витамины, чувствую, что уже пора, сублимированное питание калорийное, но в нем очень мало полезных веществ.
В общем, еще один день в океане: молитва, работа на веслах, отдых, молитва, работа на веслах и так день и ночь на протяжении месяца. И я признаюсь, мне это нравится. Тот океан, который я сейчас вижу, мало кому удалось увидеть, а тем более жить в такой близи от его поверхности. Всем поклон. Фёдор».
«Ветер стих, дует 3-5 узлов, иногда падает до 0 узлов. Океан ровный лишь легкая зыбь, но течение все равно есть, сейчас с вами разговариваю, а лодка идет 0.5-0.8 узла по курсу. По прогнозу ветер к понедельнику должен усилиться, поэтому я использую эту паузу для просушивания вещей, каюты и проветривания рундуков. Открыл банку с герметиком (Sicaflex) промазываю все палубные люки. Во время штормовой погоды кое-где люки протекали, я пометил эти места маркером и сейчас замазываю.
К вечеру, приведу себя и лодку в порядок и буду проводить службу водоосвящения. У меня на борту есть требный чемодан, в котором лежит малое облачение: епитрахиль, поручи, напрестольный крест, требник и т.д. - есть все для проведения службы. Всем поклон. Фёдор Конюхов».