Старец Ефрем сказал эти слова во время встречи с Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим митрополитом Онуфрием, который на прошлой неделе посетил Афон.
Игумен Афонского Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем, обращаясь к украинскому народу со Святой Горы Афон, призвал «держаться канонической Церкви, канонического предстоятеля и канонического Синода».
Игумен Ефрем поделился своими переживаниями по поводу событий в Украине.
«С большой болью переживаю за состояние Украины и со Святой Горы прошу украинский народ держаться канонической Церкви, канонического Предстоятеля и канонического Синода. Мы хотим, чтобы украинцы поддерживали каноническую Церковь. Это важно для спасения, подчиняться канонической Церкви», — сказал архимандрит Ефрем.
Афонский старец пожелал украинцам всегда быть под покровом Божией Матери.Обращение ватопедского старца Ефрема к украинскому народу (видео)
Три иерарха Болгарской Православной Церкви выступили с заявлением по поводу ситуации на Украине Октябрь 13th 2018 -
Митрополиты Ловчанский Гавриил, Варненский и Великопреславский Иоанн, Видинский Даниил
Митрополиты Ловчанский Гавриил, Варненский и Великопреславский Иоанн, Видинский Даниил высказали свои соображения относительно тревожной ситуации, в которой находится Православная Церковь на Украине. В заявлении, опубликованном 9 октября 2018 года Официальным сайтом Болгарской Православной Церкви, говорится:
На заседании 04.10.2018 г. Священный Синод Болгарской Православной Церкви – Болгарского Патриархата (БПЦ-БП) рассмотрел письмо с вх. № 599 от 3.10.2018 г. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по поводу тревожной ситуации, в которой находится Православная Церковь на Украине, и действий Константинопольского Патриархата на канонической территории Русской Православной Церкви – Московского Патриархата в упомянутом государстве.
После прочтения письма в ходе дискуссии были высказаны различные мнения. Каждый из многоуважаемых собратьев архиереев, кто желал поделиться своим мнением по рассматриваемому вопросу, имел возможность это сделать.
Руководствуясь своей архиерейской совестью, высказываем следующие соображения:
В первую очередь, создается впечатление несоответствия между мотивами, заявленными со стороны Константинопольской Патриархии относительно ее одностороннего вмешательства в дела другой Поместной Церкви, и тем, что в текущий момент реально происходит вследствие этого вмешательства. Заявляется, что идет поиск путей преодоления разделения, которое существует среди православного народа на Украине, однако на настоящем этапе православные, исповедующие свое духовное единство с каноничной Украинской Церковью Московского Патриархата, претерпевают насилие и несут человеческие жертвы. Спрашивается, что случится с этими людьми, если вследствие заявленных Константинополем намерений на Украине наряду с каноничной Украинской Православной Церковью Московского Патриархата будет создана другая каноническая православная структура?
Забыли ли мы, к чему привело вмешательство государственной власти в дела БПЦ-БП в пору печального разделения 1992—2004 годов, как ряд храмов, монастырей, производственных предприятий и финансов нашей Православной Церкви были захвачены раскольниками при содействии политической власти того времени? Кто примет на себя ответственность за всех тех людей на Украине, чья жизнь будет под угрозой в тот момент, как они встанут на защиту своих святынь – храмов и монастырей, когда отнимут регистрацию у теперешней каноничной Православной Церкви, к которой они принадлежат, о чем открыто говорят политики Украины?
Позволим себе напомнить слова приснопамятного митрополита Неврокопского Нафанаила, сказанные на расширенном надюрисдикционном Всеправославном Соборе в 1998 году: «Спрашиваю себя, чей я клирик? Политической власти или Церкви? Часто говорю, что я стал клириком, чтобы слушать рясу, а не брюки. Мы, клирики, не вмешиваемся в политику и не хотим, чтобы политики вмешивались в церковные дела» (Из Деяний Собора 1998 г. в Софии).
Во вторую очередь, особенно беспокоит нас глубокое несоответствие между обоснованием Константинопольской Патриархией своих действий и существующим тысячелетия в Православной Церкви каноническо-правовым порядком. Делаются ссылки на документы более чем трехсотлетней давности относительно предоставления или непредоставления прав на юрисдикцию со стороны Константинопольского Патриархата Московскому, и Московская Патриархия обвиняется в захвате прав на юрисдикцию над Киевской митрополией. Однако заявление о нарушении этих прав делается спустя триста лет после выдачи соответствующих документов. Подобные споры за территории и право на юрисдикцию на них того или другого епископа появились не сегодня. Особенно важно напомнить 133-е правило Карфагенского поместного Собора 419 г., который установил срок в три года, в течение которых допустимо рассмотрение претензий принадлежности территории к юрисдикции данного епископа. 17-е правило IV Вселенского Собора и идентичное ему 25-е правило VI (Трулльского) Вселенского Cобора определяют давность в тридцать лет для споров относительно принадлежности прихода к епархии данного правоправящего епископа.
В рассмотренном здесь случае речь идет о давности более чем в 300 лет. Необходимо ли напоминать, что за более чем тысячелетие взаимоотношений между Болгарской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом, а также остальными автокефальными Церквами, созданными на Балканах позднее, границы епархий одной или другой из этих Поместных Церквей менялись неоднократно согласно превратностям исторических событий и изменениям границ государств, в которых находилась данная Церковь. Означает ли это, что допустимо производить переоценку юрисдикции территории, скажем, древлепросиявшей Месемврийской епархии – к какой Поместной Церкви на Балканах она принадлежит? Как было указано в недавнем письме Его Святейшества Патриарха Сербского Иринея Вселенскому Патриарху, «в священноканоничном предании и практике Церкви, кроме других, существует критерий древности и «древних обычаев» (8-е правило III Вселенского Cобора), принятых всеми отношений, которые такой выдающийся канонист, как Вы, лучше нашего смирения знает» (письмо от 13 августа 2018 г.) То есть установления, принятые всеми Церквами на протяжении веков, не могут отменяться или оспариваться одной Поместной Церковью (в данном случае – Константинопольской), какими бы ни были для этого мотивы. Допустимость претензий Константинопольской Патриархии означает буквальное рассечение единства Православной Церкви.
Полагаем, в данном случае уместно напомнить некоторые заявления Патриарха Варфоломея по той же теме из недалекого прошлого. В своем письме от 11 июля 1995 г. Константинопольский Патриарх Варфоломей пишет Патриарху Московскому и всея Руси Алексию следующее: «В этой связи хотим заверить Вас, что включение украинских общин [из диаспоры, то есть за пределами России и Украины] в каноничный порядок Православной Церкви через принятие их под омофор Вселенского Патриархата окажется, в конечном счете, благотворным, уверены, и для отношений святейшей Русской Церкви с верующими на Украине. Потому что, с одной стороны, принятые будут обязаны официально заявить, что они не станут стремиться к автокефалии Украинской Церкви или ее части через известные методы действующих всеми способами «автокефалистов», а с другой стороны, потому что они не смогут сотрудничать или входить в общение с другими украинскими раскольничьими группами, находящимися вне общения с Православной Церковью, без вреда для себя, так как для них будет в силе канонический принцип: «кто общается с поставленным вне общения, сам становится вне общения»». Этой позиции Константинопольский Патриархат придерживался строго и последовательно до недавнего времени.
По этому вопросу можно привести еще много доводов, но, по нашему мнению, вышесказанное достаточно ясно говорит об опасности для единства Православной Церкви, которая исходит от односторонних действий Константинопольского Патриархата на Украине. Есть ли у него основания действовать подобным способом или нет, имеет ли, в свою очередь, Московский Патриархат причины защищать свои права – это, судя по тенденции развития ситуации, явно вопрос, который не может быть решен двумя Патриархиями. Но столкнувшись с фактическим прекращением евхаристического общения между двумя Поместными Церквами, которое при углублении спора могло бы перенести теперешний локальный раскол с Украины в раскол глобального масштаба Святого Православия, мы не можем принять, что продолжение односторонних действий Константинопольского Патриархата на Украине есть способ разрешения церковного разделения там. «Сравнивая раскол с ересью, святитель Иоанн Златоуст говорит, что разрыв единства и полноты Церкви есть не меньшее зло, чем создание ереси. И насколько раскол в этом виде достоин осуждения, настолько же он заслуживает еще большего осуждения за свои последствия, потому что, в конечном счете, всякий раскол превращается в ересь» (епископ Никодим Милаш).
Следовательно, Константинопольский Патриархат не имеет права вступать на чужую каноническую территорию и входить в общение со схизматиками на Украине. Допущение такого вторжения или терпимость к нему привели бы к опасному прецеденту, последствия которого непредсказуемы и угрожают единству Церкви. Если сегодня будет допущено неправомерное вторжение на чужую каноническую территорию, что нам может гарантировать, что завтра то же самое не случится с нами, т.е. с канонической территорией Болгарской Православной Церкви? Претензии на осуществление надграничной юрисдикции со стороны одной Поместной Церкви в диоцезе другой Поместной Церкви ни в коем случае не могут быть оправданы!
На основании вышесказанного и еще по ряду причин, в числе которых – опыт пережитого разделения в Болгарской Православной Церкви и преодоление этого болезненного вопроса через святой расширенный надюрисдикционный Всеправославный Собор, созванный в Софии в 1998 году, мы выражаем убеждение, что авторитетное решение церковного спора на Украине при создавшейся ситуации возможно исключительно через всеправославное обсуждение и созыв Всеправославного Собора. Несколько дней назад Антиохийский Патриархат вышел с предложением о созыве встречи Предстоятелей Поместных Церквей.
На таком Всеправославном Соборе нам следует, прежде всего, держаться канонов и единства Православия, потому что, как говорил, обращаясь к Константинопольскому Патриарху Варфоломею в своем выступлении на Соборе в 1998 году блаженнопочивший митрополит Нафанаил, «мы собрались, чтобы исцелить раскол, но ни в коем случае результатом этого Всеправославного Собора не должен стать новый раскол» (Из деяний Собора 1998 г. в Софии).
Считаем полезным процитировать ответ глубокоуважаемого нами Всесвятейшего Константинопольского Патриарха Варфоломея: «Благодарим Неврокопского митрополита… Относительно некоторых мест в его речи не верим, что святой брат полагает, будто мы желаем сотрудничать с государством в ущерб канонической Церкви страны. Также относительно того, что говорят раскольники, будто мы отступим и якобы каждая Церковь признает их теми, каковыми сами они себя представляют, говорим, что раскол, который будет сформирован после 20 октября, смешон, и никто не будет обязан признать лжецерковь. Скопская церковь [Македонская] годы борется, чтобы быть принятой, быть признанной другими Церквами, но поскольку она сформирована и устроена в известных условиях, никто до сего дня ее не признаёт, и не считаем, что призна́ет в будущем. Никто не может оказывать давления на одну отдельную Православную Церковь в данном направлении».
Для нас странно, что при такой конфликтной ситуации нет поиска возможностей для диалога. Здесь можно использовать пример с отказом БПЦ-БП от участия в Соборе на острове Крит в 2016 году. Тогда Священный Синод обстоятельно объяснил, что подготовка Собора недостаточна, что есть ряд вопросов, по которым не достигнуто согласие, и существует реальный риск оказания давления при принятии определенных решений. Последовавшие события, включая и недавний пример с принятием Константинопольским Патриархатом решения, которым позволяется второбрачие священников (т.е. брак после хиротонии), действительно показывают, что опасения Священного Синода имели основания. Вступление в брак после рукоположения категорически запрещено апостольским правилом и решением Вселенского Собора. По этому вопросу существовал всеправославный консенсус, отраженный в проектах решений готовившегося тогда Всеправославного Собора. На Соборе на Крите текст документа конкретно в этой части был изменен и приобрел неясность, которая открывает двери для различных интерпретаций. Последовавшее вскоре постановление Константинопольского Патриархата подтвердило обоснованность опасений Священного Синода. В этом смысле отказ от участия в данном Соборе не означает непременно несоблюдение соборности Православной Церкви – скорее, нарушение соборности имеет место, когда не считаются с церковными правилами.
С молитвой выражаем свою надежду на начало всеправославного обсуждения сложившейся ситуации и созыв Всеправославного Собора для разрешения церковного вопроса на Украине.
Молим Бога, да сохранит Он Свою Церковь от дальнейших раздоров,
† Митрополит Ловчанский Гавриил
† Митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн
† Митрополит Видинский Даниил
9 октября 2018 г.
Св. ап. Иакова Алфеева,
препп. Андроника и Афанасия
Источник: Русская Православная Церковь.
Отдел внешних церковных связей
Одним из документов, к которому апеллирует Константинополь, дабы оправдать неканоническое вторжение на территорию церковной юрисдикции Русской Православной Церкви является синодальный акт от 1686 года, который якобы подтверждает, что Украина осталась под юрисдикцией Вселенского Патриархата, и что подчинение Москве носило временный характер.
«Речь идет о преднамеренном неверном истолковании и искажении документов для «научного» информирования, которое у тех, кто не обладает достаточными историческими знаниями, создает впечатление, что Константинополь апеллирует к сильным и убедительным доказательствам», - заявляет в своей статье
протопресвитер Феодор Зисис, почетный профессор Богословского факультета
протопресвитер Феодора Зисис, почетный профессор Богословского факультета Фессалоникийского университета.
В качестве доказательства неправомерного использования этого документа Константинополем, он приводит мнение известного историка и канониста, профессора Власия Фида, который в своей статье в «Религиозной и нравственной энциклопедии», а также в своем значительном труде «Церковная история России (988-1988)» признает, что посредством синодального акта 1686 года Вселенский Патриархат включил Украину в юрисдикцию Московского Патриархата. Он пишет дословно следующее:
======================
«В 1686 году был подписан русско-польский мир, а затем Малая Россия была присоединена к Москве. Луцкая, Львовская, Переяславская и Могилевская епархии получили религиозную свободу... Наконец, Патриарх Дионисий включил Киевского митрополита в юрисдикцию Московского Патриархата (1687 г.)».
======================
«После победы русских в Польше в 1654 году и включения Украины в состав Российской Империи, Киев снова приобрел связь с Москвой и единство было восстановлено через документальное подтверждение от Вселенского Патриархата (1686 г.)», - добавляет Феодор Зисис.
«Русская Православная Церковь в целом, вместе с территорией современной Украины, имела своей Матерью Константинополь до провозглашения ее автокефалии и ее освобождения в 1448 году, без согласия Константинополя, который, однако, соборно в 1593 году при участии других восточных Патриархов возвысил до патриархального достоинства и чести Московскую митрополию, то есть до положения Патриархата, и признал ее автокефалию», - подчеркивает он.
«Разделение единой и неделимой Русской Православной Церкви было временным, ввиду того, что Киев оставался некоторое время независимой митрополией из-за действий Константинопольского Патриарха униата Григория Маммы, сторонника Ферраро-флорентийского лжесобора, который рукоположил на Киевскую Митрополию также униата Григория Болгарина и заложил основы для распространения унии на Украине, до тех пор пока в 1686 году не произошло воссоединение, Украины с Русской Православной Церковью. С тех пор она непоколебимо остается уже в течение трех веков частью автокефальной Русской Православной Церкви. Патриарх Варфоломей своими действиями снова поддерживает унию, как Григорий Мамма», - резюмирует Феодор Зисис.
=============
Украинская Православная Церковь «на протяжении веков не только принадлежит к церковной юрисдикции Русской Православной Церкви, но и является началом церковной истории русского народа, местом рождения, купелью, которая породила Русскую Православную Церковь через крещение князя Владимира и русского народа в Киеве в 988 году», - говорится в статье протопресвитера Феодора Зисиса, почетного профессора Богословского факультета Фессалоникийского университета, перевод которой опубликован на сайте Московской Духовной Академии.
Протопресвитер Феодор Зисис в своей статье документально доказывает, что Украина является канонической территорией Русской Православной Церкви.
«Празднование в 1988 г. по инициативе Русской Православной Церкви в Киеве тысячелетия крещения Руси с признанием этого события всеми Поместными Церквями, показывает, кому в церковном плане, согласно общему признанию, относится Киев», - заявляет протопресвитер Феодор Зисис.
«Если кто-нибудь откроет любую религиозную энциклопедию или Диптихи Поместных Православных Церквей, в которых представлена их административная структура, а также административная структура других Поместных Церквей, то увидит, что Украина административно и канонически относится к Русской Православной Церкви. Доводилось ли до сих пор видеть упоминание или читать о том, что Украина подчиняется Вселенскому Патриархату?», - задается вопросом профессор.
«В календаре Вселенского Патриархата за 1998 год […] в главе «Прочие автокефальные Церкви» первой перечисляется Русская Православная Церковь. В перечислении ее митрополитов первое место занимает предшественник нынешнего митрополита Онуфрия – блаженнейший Владимир «Митрополит Киевский и всея Украины, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви».
«В составе Русской Православной Церкви перечисляются и все прочие митрополиты, архиепископы и епископы епархий и городов Украины, духовные школы Киева, Одессы, известная всем Киево-Печерская Лавра, Почаевская Лавра и многие другие учреждения и святые места. То же самое видим в «Диптихе» Элладской Православной Церкви за 2018 год, в котором митрополиты, архиепископы, епископы и многочисленные епархии Украины причисляются как принадлежавшие церковной юрисдикции Русской Православной Церкви», - добавляет он.
=====================================
«На основании только этих, официально приведенных церковных данных, к которым можно добавить множество других документов, Украина с самого начала истории христианства в ней церковно является неразрывной и неотъемлемой, а в начале и главенствующей частью Русской Православной Церкви», - резюмирует Феодор Зисис.
«Решение Синода Константинопольского Патриархата не соответствует церковным канонам. Снимать наказание с раскольников может только та церковь, которая его наложила, то есть #РПЦ»
иерарх Болгарской православной церкви, митрополит Ловчанский Гавриил.
- заявил 12 октября в интервью «ТАСС» иерарх Болгарской православной церкви, митрополит Ловчанский Гавриил.
«Уже сейчас видно, что это решение не каноничное. Снимать наказание с раскольников может только та Церковь, которая его наложила, то есть Русская Православная Церковь. А сейчас может получиться прецедент, и все раскольники мира без исправления смогут получить прощение, а это никак не полезно. Церковное наказание накладывается для того, чтобы человек покаялся и исправился, а если для его отмены ничего этого не требуется, то от наказания нет никакой пользы», – отметил митрополит Гавриил.
По мнению митрополита Ловчанского Гавриила, церковную ситуацию в Украине должен решать Всеправославный Собор.
«Считаю, что необходимо собрать всеправославный Собор, чтобы решить возникшие проблемы, а то дела пойдут очень плохо и в Церкви произойдет раскол. Спаси нас Господь от этого», – сказал владыка.
Митрополит Гавриил подчеркнул, что «признает в Украине только одну Церковь, ту, которую возглавляет Блаженнейший Митрополит Онуфрий».
Ранее болгарские митрополиты – Ловчанский Гавриил, Варненский и Великопреславский Йоан и Видинский Даниил – выступили с заявлением о действиях Константинопольской Патриархии в Украине, которые охарактеризовали как «опасные» для единства православия.
МИТРОПОЛИТ РОСТИСЛАВ: ТОЛЬКО МИТРОПОЛИТ ОНУФРИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВОЙ ПРАВОСЛАВНЫХ НА УКРАИНЕ
В четверг, 11 октября, в послании Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу блаженнейший митрополит Чешских Земель и Словакии Ростислав заверил его в неизменности своей позиции относительно происходящего на Украине грубого вмешательства государственной власти во внутреннюю жизнь Церкви.
" Хочу уверить Вас, Ваше Святейшество, в своей неизменной позиции относительно происходящего в Украине грубого вмешательства государственной власти во внутреннюю жизнь Церкви", - говорится в тексте послания.
"Любая попытка легализовать украинских раскольников со стороны государственной власти должна быть решительно осуждена всеми Предстоятелями Поместных Православных Церквей", - подчеркивает митрополит Ростислав.
блаженнейший митрополит Чешских Земель и Словакии Ростислав
Что ж... #Варфолмей уже пошел на этот шаг, легализовав раскольников Филарета и Макария.
Кстати, еще недавно он сам признавал единственным каноническим Предстоятелем Украинской Православной Церкви — Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. К примеру, как указано это в послании митрополита Ростислава, этот факт от имени всех присутствующих неоднократно упомянул и подтвердил Святейший Предстоятель Великой Христовой Церкви Константинополя Вселенский Патриарх Варфоломей на Синаксисе Предстоятелей Поместных Православных Церквей, который состоялся в Шамбези (Швейцария) с 21 по 27 января 2016 года. https://vk.com/club171546328
Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II в ближайшее время может посетить Стамбул и Москву с посреднической миссией в конфликте вокруг Церкви на Украине
Об этом агентству РИА Новости рассказал настоятель греческой православной церкви в городе Думьят в Египте епископ Пантелеймон. "Мы сожалеем о попытках отделить украинскую Церковь от Московского патриархата. Мы знаем о решениях Синода в Стамбуле и о продолжении курса на отделение", - передает словам епископа Пантелеймона информагентство.
Он также отметил, что подобные решения Александрийская православная церковь никогда не одобрит.
"Есть инициатива со стороны александрийского патриарха Феодора II, чтобы вмешаться и положить конец конфликту, а также сохранить украинскую Церковь в лоне Московского патриархата", - рассказал епископ Пантелеймон.
По словам епископа, патриарх Феодор II намерен посетить Москву и Стамбул и встретиться с двумя патриархами - Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Константинопольским патриархом Варфоломеем - чтобы попробовать "урегулировать разногласия и сохранить украинскую Церковь в Московском патриархате". Когда именно это произойдет, пока неизвестно, но подготовка к визитам началась.
Митрополит Минский Павел: Действия Константинополя - как набеги язычников
Предстоятель Белорусской православной церкви вспомнил постоянные набеги язычников на столицу Византии и отметил, что сегодня Константинопольский патриархат сам уподобляется средневековым варварам.
«Как в древнее время северные народы, язычники стремились в Константинополь, чтобы захватить его, так сегодня происходит нечто подобное только с другой стороны. Сегодня наши собратья православные, живущие в Константинополе, ринулись на нашу землю, и сегодня в нашей братской украинской стране царит такой же дух — ожидание чего-то страшного, разделения», — заявил митрополит.
Данное заявление экзарх сделал в воскресенье после освящения патриархом Кириллом храма-памятника в честь Всех Святых в Минске.
По словам митрополита, сегодня людям грозит «погибель душ человеческих».
«Знаково, что мы собрались в день Покрова и мы молимся всем святым, чтобы они защитили нас и враг рода человеческого не смог разделить и погубить наши уже просвященные и благочестивые народы православные», — продолжил митрополит.
Покров Пресвятой Богородицы в воскресенье отмечает православная церковь. В этот же день на Украине празднуется основание националистического подполья во время Второй мировой войны. 14 октября представители радикальных движений ежегодно проводят акции в городах страны. В этом году националисты предприняли попытку снести памятник советскому генералу, герою Великой отечественной войны Николаю Ватутину. К монументу прибыли чернорубашечники с лестницей и молотками, силовики взяли памятник в кольцо. Через некоторое время полиции удалось оттеснить радикалов.
"Решения Всесвятейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея и его Синода по украинской проблеме, на мой взгляд, катастрофические и для Константинопольской Патриархии, и для решения вопроса Церкви на Украине, и для единства Православной Церкви", - заявил митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий в интервью "Первому каналу".
"Мы в нашей Церкви просто поражены тем, что Вселенский Патриарх, знаток канонов, принял такое решение, которое несомненно является неканоническим", - подчеркнул он.
"Церковь не ставит под сомнение его как первого по чести внутри Православной Церкви, но это не дает ему права вмешиваться таким образом в жизнь какой-либо другой Поместной Церкви. В том числе – и Русской Православной Церкви. Здесь он ссылается на некое решение 1686 года, которое якобы по икономии (из милости) было дано Московскому митрополиту - это право рукополагания (назначения) митрополита Киевского, при условии, что этот митрополит будет первым поминать на литургии Царьградского Патриарха.
Однако и Киевская Русь, и Владимирская Русь и Московская Русь – тогда была одной и той же Русью в те времена. Так что невозможно отделить Киевскую Русь от Московской или от Владимирской Руси.
Это значит что его права, а с тех пор прошло 300 лет, со времени принятия того решения и никогда Константинополь не ставил вопроса о том, что ему принадлежит церковная власть на Украине. Впервые он это сделал сегодня. И принять это совершенно невозможно", - заявил Амфилохий.
"Я удивляюсь, как его не остановила негативная реакция всех Поместных Церквей. Древних Патриархий Востока – Иерусалимской, Александрийской, Антиохийской. Антиохийский Патриарх как раз недавно был у нас. Уверен, что он даст этому свою оценку. Недавно он побывал в Одессе и сказал там, вместе с митрополитом Польской Православной Церкви, которая тоже совершенно ясно выразила свое мнение. Вообще все /Поместные Церкви/ и наша поместная Церковь, она ясно приняла на Соборе весьма документированное письмо в связи с этим вопросом. Константинополь на это наше письмо не ответил нашей Церкви. Сейчас наш Патриарх встречался со Вселенским /Патриархом/ в Салониках. И наш Патриарх передал ему позицию нашей Церкви. Позицию нашей Церкви в отношении этого всего. К сожалению, они ответили так, как ответили", - добавил он.
"Как бы то ни было, это решение, как я уже сказал, - катастрофическое. И для разрешения этого важного для Православной Церкви на Украине вопроса. Оно не решает этот вопрос, а лишь усложняет его. Оно создает радикальную проблему вмешательства в жизнь другой Поместной Церкви, причем не только Русской, а абсолютно любой. А одновременно этим ставит под вопрос само единство Православия", - заключил митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий.
Солидарность США и Фанара приведет к усилению Москвы, - иерарх РПЦЗ
Митрополит Иона (Паффхаузен) выступил против политики Вашингтона относительно вопроса предоставления Томоса Украине.
Бывший глава Православной Церкви в Америке митрополит Иона (Паффхаузен) уверен, что благодаря вмешательству США в вопрос предоставления автокефалии Украине, Москва прочно утвердилась в качестве нравственного лидера православного мира, сообщает Интерфакс.
Митрополит Иона
В обращении «Покайтесь и прекратите это безумие» митрополит обвинил власти Америки в том, что они «одержимы параноидальной русофобией, оставшейся с первой "холодной войны", и новой ненавистью к христианским ценностям, которые поддерживает возрождающаяся Россия». Он подчеркивает, что предоставление УПЦ КП автокефалии вышло из церковной плоскости и превратилось в политический вопрос.
Митрополит Иона возмущен тем, что политика Соединенных Штатов начинает разрушать древний институт Церкви. «Несмотря на призывы России к большему сотрудничеству и разрядке, а также явную готовность президента Трампа подружиться с Россией, мы остаемся заложниками опасений госдепартамента и бюрократов Пентагона», – пишет церковный иерарх.
Он сокрушается, что верующих Украины насильно пытаются принудить к созданию Единой Поместной Церкви.
Митрополит Иона отмечает, что Поместные Церкви осудили поведение Фанара. «Другие Церкви уже сплотились вокруг патриарха Московского, отстаивая и поддерживая канонический порядок, и вокруг митрополита Киевского Онуфрия как жертвы глубокой несправедливости», – подчеркивает он.
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ) митрополит Восточно–Американский и Нью–Йоркский Иларион также считает недопустимыми решения Константинопольского Синода. https://spzh.news/ru/news/56684-solidarnosty-ssha-i-f..
Во вторник на Афоне состоялось заседание Священного Кинота.
Этому органу принадлежит верховная власть на Афоне — в него делегированы представители всех 20 монастырей, расположенных на острове. Пока это заявление не опубликовано официально, отмечает ТГ-канал «Методичка».В заявлении, в частности, говорится, что «Афон в административном отношении не подчиняется Константинопольского патриарху, который не является правящим архиеерем Афонской автономии, а лишь ее духовным отцом».
Подчеркивается, что Афон — это «самоуправляемая часть Греции, управление которой осуществляется двадцатью афонскими монастырями». «По этой причине православные храмы и монастыри Афона — Афонские, а не Константинопольской патриархии…», — говорится в заявлении Священного Кинота.
Т.е. официальный Афон выступает против константинопольского патриарха Варфоломея. Дорога для паломников снова открыта. Только РПЦ надо теперь дезавуировать собственное заявление — в понедельник пресс-секретарь патриарха Александр Волков заявлял, что «Афон — каноническая территория Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями».
Божественная Благодать Всесвятого Вездесущего Утешителя Духа Реально Наполняет и Животворит Всё Существующее.
И никакая политика над Этим не властна...
Мы любим своих политиков, но пойти за ними не можем, – Предстоятель УПЦ
25 октября 2018,
Митрополит Онуфрий заявил, что Церковь чтит власти государства, но она не может превратиться в политическую организацию.
Церковь уважает своих политиков, но если она будет потакать греховным желаниям власть имущих, то перестанет быть Церковью, заявил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.
«Мы любим своих политиков и уважаем их, но последовать за ними не можем. Иначе мы перестанем быть Церковью, превратимся в политическую организацию и дни бытия нашего будут Богом сочтены», – сказал Предстоятель УПЦ в интервью журналу «Пастырь и паства».
Он подчеркнул, что государство идет постреволюционным курсом, который уводит от Бога. И хотя политики молятся и ходят в храмы, но «есть силы, которые наших верующих политиков заставляют принимать законы, способствующие развитию и узакониванию греха». Такие политики хотят подстроить и Церковь под ритм своей жизни, уверен Блаженнейший Онуфрий: «Они хотят создать Единую Поместную Православную Церковь, которая бы потакала им и направляла людей, идущих к Богу путем, по которому, к большому сожалению, пошли они сами».
Предстоятель считает, что если выбрать такой курс, то скоро каждая политическая сила захочет иметь свою Поместную Церковь, которая бы «во всем повиновалась этой партии и заставляла Бога исполнять ее политические желания».
«Тот, кто верит в Бога, но при этом зациклен на желании заполучить Поместную Церковь, не Богу себя вверяет, а живет по своему разуму», – напомнил Митрополит Онуфрий.
14 октября 2018 года Президент Украины Петр Порошенко заявил, что анафема, которую налагает РПЦ, является признанием особых заслуг перед Украиной. 19 октября госсекретарь США Майкл Помпео призвал власти продолжать движение в сторону автокефалии.
В РПЦ опровергли особую позицию Афона в конфликте с Константинополем
В Русской Православной Церкви заявили, что монастыри и храмы на горе Афон в Греции не исключены из-под ведомства Константинопольского Патриархата, поэтому россиянам нельзя участвовать в таинствах, проводимых в них. Об этом сообщили РБК в отделе внешних связей РПЦ.
В РПЦ заявили, что ранее в СМИ появилось анонимное сообщение от источника из Священного Кинота Афона, в котором утверждалось, что решение Синода о разрыве евхаристического общения с Константинополем не распространяется на афонские обители. Причиной этого является то, что Вселенский патриарх Варфоломей «не является правящим архиереем Афонской автономии, а лишь ее духовным отцом».
В РПЦ опровергли причастность афонского Кинота к сообщению, указав, что оно противоречит официальной позиции Афона.
Синод РПЦ разорвал евхаристическое общение с Константинополем 15 октября, после того как патриарх Варфоломей снял анафему с двух глав украинских неканонических церквей. Позднее в РПЦ признали Варфоломея раскольником.
В связи с этим православные россияне лишились возможности участвовать в таинствах в храмах, принадлежащих Константинопольскому патриархату, в число которых входят и церкви на Афоне. При этом в РПЦ разрешили верующим посещать Афон, не участвуя в богослужениях.http://amin.su/content/news/5/5879/
Наместник Валаамского монастыря: Митрополит Онуфрий – святой жизни человек 27 октября 2018,
Наместник Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, епископ Троицкий Панкратий (Жердев)
Блаженнейшего Митрополита Онуфрия вместе с миллионами верных УПЦ предал Фанар, считает епископ Троицкий Панкратий (Жердев).
Наместник Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, епископ Троицкий Панкратий (Жердев) заявил, что хочет быть в одной Церкви с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, а не с главой УПЦ КП Филаретом Денисенко. Об этом он написал на своей странице в Facebook.
По его словам, после решения Константинопольского Патриарха Варфоломея, для него Патриарх Варфоломей и Филарет Денисенко – «равнозначны»: «Вот кто ему брат теперь! Я знал и "анафему" Денисенко, и митрополита Онуфрия, еще когда Вы, наверное, только на свет появились. На Денисенке клейма негде было поставить. Стукач старый и оборотень. А Владыка Онуфрий — святой жизни человек. В нем наша братия в Лавре и о. Кирилл покойный души не чаяли, плакали, когда он из Лавры в Украину уезжал».
Он считает: Блаженнейший Митрополит Онуфрий, «этот любвеобильный и добрейшей души человек, вместе с миллионами верных украинской церкви предан» Патриархом Варфоломеем.
«К "анафеме" Денисенко же я еще хуже отношусь. Не в канонах даже дело и не в древних историях, для меня это вопрос нравственный. Это Вам все равно с кем причащаться. А мне не все равно, с иудой быть у Чаши не могу! Совесть не позволяет».
«Я хочу быть с Митрополитом Онуфрием в одной Церкви, а не с Денисенко!», – заключил наместник Валаамского монастыря.
Наместник Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, епископ Троицкий Панкратий (Жердев)
Сербская Церковь призвала рассмотреть автокефалию на Всеправославном Соборе 12 ноября 2018,
Участники Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви
Вопрос автокефалии следует обсудить всем Поместным Церквям, чтобы в будущем избежать искушений, через которые сейчас проходит Православие, заявили в Сербской Церкви.
Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви
Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви призвал созвать Всеправославный Собор, чтобы рассмотреть на нем вопросы автокефалии. Об этом говорится в специальном заявлении «Позиция Сербской Православной Церкви о церковном кризисе на Украине после последних решений Константинопольского патриархата», на сайте Сербской Церкви.опубликованном 12 ноября
«Собор предлагает Константинопольской Патриархии и всем остальным поместным автокефальным Православным Церквям как можно скорее рассмотреть вопросы об автокефалии и православной диаспоре на Всеправославном Соборе, чтобы подтвердить и укрепить соборность и единство Православной Церкви, и в будущем избежать искушений, через которые сейчас проходит Святое Православие», – говорится в документе.
Также в заявлении сказано, что Сербская Церковь рассматривает как необязательное решение Фанара о реабилитации Филарета Денисенко и Макария Малетича. «Собор Сербской Церкви не признает данных лиц и их последователей как епископов и клириков и, следовательно, не вступает в литургическое и каноническое общение с ними и их сторонниками», – сказано в документе. Кроме того, о данной позиции Собора оповестили все Поместные Православные Церкви.
Как сообщал СПЖ, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил письма главам всех Православных Церквей с предложением инициировать общеправославное обсуждение ситуации вокруг церковной жизни Украины. По сообщениям спикера УПЦ КП Евстратия Зори, Фанар отверг инициативу по созыву всеправославного Собора в связи с автокефалией украинской Церкви.
Польская Православная Церковь отказалась признать каноническими действия Фанара на Украине
Вслед за Сербской Православной Церковью польские архипастыри также заявили, что не станут вступать в общение с украинскими раскольниками…
Наряду с недавним решениемСербской Православной Церкви Польская Православная Церковь также высказалась о ситуации на Украине и заняла во многом схожую позицию в неприятии действий Константинопольского Патриархата на Украине, сообщает греческое церковное агентство «Ромфеа».
По данным греческого издания, 14 ноября 2018 года в Варшаве под председательством
Блаженнейший Архиепископ Польский Савва
Блаженнейшего Архиепископа Польского Саввы состоялся Священный Синод Польской Православной Церкви, который рассмотрел ситуацию на Украине.
В результате состоявшегося обсуждения Синод постановил не признавать украинских раскольников, которые не имеют никакого общения с канонической УПЦ, а также продолжать считать их структуры раскольническими.
Официальное коммюнике об этом, по данным «Ромфеа», будет обнародовано в ближайшее время.[/i]
Синод Александрийского Патриархата обсудит церковную ситуацию в Украине
Заседание Священного Синода Александрийского Патриархата пройдет с 26 по 30 ноября
В повестке дня заседания Священного Синода Александрийской Православной Церкви украинский церковный вопрос займет центральное место.
Заседание Священного Синода Александрийского Патриархата пройдет с 26 по 30 ноября под председательством Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II. Об этом пишет orthodoxia.info.
Как сообщается, после визита Патриарха Феодора в Украину, где, по его словам, существует «каноническая Церковь во главе с нашим братом Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием», Предстоятель Александрийской Церкви сделает сообщение на Священном Синоде.
Также, Синод проинформирует священнослужителей Александрийской Православной Церкви о ситуации в Украине.
Предполагается, что Синод примет заявление по украинскому вопросу.
Как сообщал СПЖ, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II 27 сентября посетил Одессу с дружественным визитом. Предстоятель Александрийской Православной Церкви обратился к верующим с призывом оставаться верными канонической Украинской Православной Церкви.
Действия Фанара в Украине – крупнейшая ошибка в истории, – сербский иерарх
29 ноября 2018, 16:48 Редакция СПЖ
Епископ Новосадский и Бачский Ириней в программе «Архипастырь»
Епископ Новосадский и Бачский Ириней уверен, что поступки Константинопольской Церкви в Украине наносят вред всему мировому Православию.
Один из самых авторитетных православных писателей и богословов, пресс-секретарь Сербской Православной Церкви епископ Новосадский и Бачский Ириней заявил, что сегодняшние действия Константинополя в Украине – самая большая ошибка за всю историю Вселенского престола.
«Мы весьма жалеем, что Вселенский патриарх лично и Вселенский патриархат в целом сделали, по-моему, и по мнению большинства наших богословов и иерархов, самую большую ошибку во всей истории Вселенского престола, Константинопольского патриархата», – заявил архиерей в программе «Архипастырь», телеканала «Союз».
Епископ Ириней подчеркнул, что, действуя вопреки канонам, Константинопольский патриарх вторгся на территорию уже существующей автономной Церкви, которой является УПЦ. При этом переговоры о Томосе с Фанаром вели светские политики, а позицию Украинской Православной Церкви полностью игнорировали. «Делегация Вселенского патриарха не разговаривает с законной Церковью!» – удивленно восклицает иерарх.
По его словам, решение Сербской Церкви не признавать определения Константинопольского Синода от 11 ноября 2018 г. все епископы приняли единогласно: «Без единого голоса против». Сербская Церковь призывает Вселенский патриархат объявить о созыве Всеправославного Собора для решения украинской проблемы, а не пытаться решить ее самовластно.
По мнению епископа Иринея, признание Фанаром раскольников и в первую очередь главы Киевского патриархата неканонично и недействительно: «Он (М.А. Денисенко – Ред.) принес присягу перед Патриархом (Московским – Ред.) что не сделает раскол, он это все бросил и раскол сделал. Он был лишен сана, исключен из Церкви и, наконец, предан анафеме. И теперь приходят люди с Фанара и говорят – это чепуха!»
По словам владыки, он еще более десяти лет назад обращался к патриарху Варфоломею и просил его не вмешиваться в ситуацию в Украине, поскольку это может вызвать трагедию для всего православного мира. Но, к сожалению, уже тогда можно было предвидеть сегодняшнее поведение Вселенского патриарха. В Сербской Церкви многие считают, что действия Константинополя инициировали американские политики, которые стараются разобщить православные народы. Владыка рассказал, что подобное мнение разделяют и его многочисленные друзья в Греции.
Сербская Церковь поддерживает в этом вопросе позицию РПЦ и УПЦ, что некоторые константинопольские иерархи воспринимают как переход сербов от Фанара к Москве. Однако, по мнению архиерея, такая точка зрения глубоко ошибочна. Епископ Ириней говорит, что нельзя быть за тех или других, но нужно стоять за канонический порядок и здоровую жизнь Церкви: «В этом конкретном случае правы Русская Православная Церковь и Украинская Православная Церковь. Если бы то, что теперь делает Константинополь, делала бы Москва или Киев – мы были бы тогда против».
Епископ Сербской Церкви считает, что своими действиями Константинополь нанес вред не только русскому или украинскому Православию, но всему православному миру, а также самому себе. По словам владыки, «Мы теперь унижены и смешны и перед католиками и даже перед приверженцами других религий и даже перед светскими людьми». В то время как нужно приближаться друг к другу и сотрудничать, отвечать вместе на те вызовы, которые существуют, действия Константинополя разобщают православных людей.
По мнению иерарха, действия Константинополя – это попытка ввести в Православную Церковь католическую систему единоличного управления. Но эта попытка не может иметь успеха: «Видно, что ни одна из Поместных Церквей не поддержала инициатив Константинополя».
Как сообщал СПЖ, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви постановил не признавать решений Константинополя о реабилитации лидеров УАПЦ и УПЦ КП Филарета и Макария.