Последняя воинская икона Царской России

Последняя воинская икона Царской России
Первая мировая война или, как ее называли в России, Великая война, началась 19 июля 1914 года - в день рождения преподобного Серафима Саровского. Вскоре после ее начала в ходе боев на разных фронтах засвидетельствованы были случаи помощи Божией Матери в ночном небе в сентябре 1914 года на северо-западном фронте незадолго до победы русских войск в августовском сражении, произошедшем в районе города Августова Сувалкской губернии Российской империи (ныне Восточная Польша).

Заступница Усердная

Война с Германией, разразившаяся в 1914 году, преобразила весь уклад русской жизни. Вновь проснулась в душах многих русских людей угасшая было вера, пробудилось религиозное чувство. Перемена в духовной атмосфере в то время была емко выражена одной фразой: «Грянул гром - и широким крестом перекрестилась Русь». Храмы наполнились народом, люди обратили взоры к чудотворным иконам, стали возносить свои молитвы ко Всемилостивому Спасу, Его Пречистой Матери и святым угодникам Божиим. Молитвы возносились и в тылу, и на фронте. С началом войны среди воинов стали осенять себя крестным знамением даже те, кто, может быть, еще за неделю до войны посмеивался над крестными ходами, церковными богослужениями, таинствами Церкви. В массе своей народ сознавал, что война - суд Божий, и в бой надо идти с чистой совестью. По возможности многие солдаты и офицеры Русской Армии молились на богослужениях в тех храмах, что встречались им на пути. Испокон века русские ратники перед боем исповедовались, причащались и после краткой, но горячей молитвы шли сражаться с врагом. Шли на смерть, во имя Божией правды и долга перед Родиной.

Воины издревле обращались в своих молитвах к Богородице, иконы с различными Ее образами (среди которых особо можно выделить Владимирскую, Донскую, Казанскую, «Знамение» Курскую-Коренную, Почаевскую, Смоленскую и Тихвинскую иконы Божией Матери) всегда были среди святынь, находившихся в рядах русских полков во время битв с неприятелем. И Царица Небесная не раз заступалась за землю Русскую.

Чудесное событие, случившееся на второй месяц войны, получило широкую огласку в светской и церковной печати и произвело большое воодушевление в войсках и в тылу. В разных губерниях России вскоре было создано немало икон с изображением этого чуда, получивших различные названия. Одно из наиболее часто встречающихся наименований - «Пресвятая Богородица Августовская». Написание большинства икон относится к 1915-1916 годам. В эти же годы неоднократно в различных городах России (Москве, Петрограде, Одессе) тысячными тиражами выпускались листовки и открытки, печатались плакаты, изготовлялись пасхальные яйца, иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов. Они распространялись широко по стране, в том числе и среди солдат и офицеров действующей армии.

Вопрос об этом чуде рассматривался церковными властями более двух лет - с сентября 1914-го по ноябрь 1916 года. В итоге в 1916 году Святейший Правительствующий Синод своим указом благословил «чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам». Дата чудесного явления была известна точно: 1 сентября (здесь и далее все даты указаны по старому стилю - авт.) - день церковного новолетия. Но праздник в честь Августовской иконы Божией Матери в православном Церковном календаре так и не появился - началась революция.

И только теперь, 14 сентября 2008 года, спустя более девяноста лет после чудесного явления Пресвятой Богородицы, Русская Православная Церковь впервые отмечает память Августовской иконы Божией Матери - образ этот вернулся к людям еще одним напоминанием о бесконечной любви Господа и Его Пречистой Матери ко всем, с верою к Ним обращающимся.

Августовская операция
Наступление русских войск Северо-Западного фронта в Восточной Пруссии, начатое по просьбе союзной Франции, после месяца тяжелых и кровавых боев окончилось разгромом 2-й армии генерала А.В. Самсонова и отступлением с потерями 1-й армии генерала П.К. Ренненкампфа. Многие солдаты и офицеры 2-й армии погибли или попали в плен. В итоге в начале сентября 1914 года наши войска под натиском превосходящих сил противника с боями отступали к реке Неман.

Как вспоминал впоследствии генерал В.Е. Флуг, командующий 10-й армией: «В директиве Главнокомандующего, обрекавшей армию на пассивную оборону на фронте около 150 верст, явно сквозила навеянная предыдущими неудачами тревога за судьбу нашей третьей по счету армии, выставляемой на Восточно-Прусский фронт, которую отказом от активных действий думали уберечь от участи, постигшей две первые».

«Катастрофа с Самсоновым произвела, по-видимому, настолько сильное впечатление, - писал генерал Флуг, - что армия начала избегать всяких действий, сопряженных с хотя бы маленьким риском, забыв, что без риска не бывает победы... Гипноз превосходства неприятеля привел к тому, что русские войска добровольно отказываются от всякой инициативы, производя робкие попытки наступления, а перспектива столкновения с немцами заставляет тотчас же отказаться и от них... Немцы кажутся нам всеведущими и вездесущими... Результатом всего этого может быть деморализация войск, признаки чего усматриваются, например, в том, что войска двигаются черепашьим шагом и после десятиверстного перехода жалуются на крайнее утомление...».

В результате немецкого наступления на Восток неприятельские войска заняли часть российской территории. 1-я русская армия генерала П.К. Ренненкампфа ушла за Неман и заняла позиции на его правом берегу, отражая огнем попытки германских войск навести мосты. Однако 14 сентября наши войска перешли в наступление. По быстро наведенным переправам войска 1-й русской армии, перейдя Неман, атаковали противника. Головные корпуса 10-й русской армии отошли на восток, за реки Бобр и Нарев, им приказано было овладеть северными и западными выходами из Августовских лесов, после чего эта армия могла, с одной стороны, прикрывать район Гродно-Белосток, а с другой - угрожать подступам немцев к среднему Неману... Эти действия в итоге были объединены под именем Августовской операции и привели к ряду довольно упорных боев в районе Августова и Сувалок.

Спустя много лет в своих воспоминаниях участники боев в Августовских лесах в сентябре 1914 года часто отмечали их особенности: внезапность столкновений с противником, случайное избавление от, казалось бы, неминуемой гибели и удивительная успешность действий наших отрядов.

В газетах и журналах того времени немало было описано случаев небесного заступничества за русских воинов. Но дальнейший наш рассказ пойдет о чуде, весть о котором, разлетевшись по фронтам, укрепила боевой дух наших солдат и придала им сил дальше сражаться за Веру, Царя и Отечество.

Явление Пресвятой Богородицы русским воинам
25 сентября 1914 года, в день, когда верующие чтут память святого преподобного Сергия, игумена Радонежского, в вечернем выпуске газеты «Биржевые Ведомости» была опубликована заметка под названием «Чудо». Это была первая печатная публикация о явлении Божией Матери русским воинам на Северо-Западном фронте.

Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовом. Приводим из него выдержку буквально: «После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: "Ваше благородие, идите". Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой Она указывает на запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и исчезло... После этого разыгралось большое сражение под Августовом, ознаменовавшееся большой победой.

Об Августовских лесах в газетной заметке не было сказано ни слова. Также не были указаны дата события и конкретное место, откуда воины его наблюдали, наименование их части и имена очевидцев. Скорее всего, эти сведения содержались в письме, но были опущены при подготовке выпуска к печати по соображениям военной цензуры. Материал был подан так, что у читателей невольно возникала мысль о пространственно-временной связи двух событий - Августовской победы и предшествовавшего ему явления русским воинам Божией Матери. Сообщение о чуде, перепечатанное вскоре многими изданиями, быстро распространилось по стране и произвело большое воодушевление в народе, подкрепило силы фронтовиков.

Святейшим Синодом было начато расследование. Велось оно в условиях военного времени, поэтому найти и расспросить очевидцев было не так-то просто. Известно, что обер-прокурор Святейшего Синода Владимир Карлович Саблер (по своей ли инициативе или по повелению Государя, этого нам пока неведомо) настаивал на ускорении процесса «ввиду появившихся уже в продаже отдельных изданий с описанием означенного чудесного события и возникающей отсюда необходимости скорее выяснить вопрос о действительности этого события...» Дело по расследованию поначалу явно не спорилось: в публикациях о чуде, вышедших в свет в течение сентября-октября 1914 года, отсутствовали многие важные сведения, подтверждающие достоверность описываемого - в них не указывались дата и место события, название воинской части, не упоминалось имени кого-либо из очевидцев.

Ситуация разрядилась неожиданно благодаря протоиерею Иоанну Стратоновичу, полковому священнику. В выпуске № 21 от 1 ноября 1914 года журнала «Вестник военного и морского духовенства» опубликовано его письмо о чудесном явлении Божией Матери нижним воинским чинам обоза бригады лейб-гвардии кирасир Его и Ея Императорских Величеств, которое развеяло все остававшиеся сомнения: 1-го сентября с.г. в 11 часов ночи обоз 2-го разряда Бригады Лейб-Гвардии кирасир Его и Ея Императорских Величеств, находившийся близ г. Мариамполь (Мариамполь расположен в 80-ти километрах к северу от границы крупного лесного массива, носящего название Августовских лесов - авт.), внезапно был застигнут немцами: получено было донесение, что неприятель на автомобилях с пулеметами и пушками находится вблизи на шоссе. Не надеясь отразить врага своими силами, многие из воинов обратились с молением о помощи к Державной Заступнице, крепкой в бранях Помощнице. И что же? Матерь Божия услышала молитву их. Воины увидели на небе необыкновенно яркую звезду, из которой постепенно образовалось сияние из маленьких звезд, и чудный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, причем Божия Матерь рукою указывала на Запад. Кирасиры пригласили из квартиры офицера, господина поручика Зернец. С живым благоговением все воины взирали на чудное явление, продолжавшееся около получаса, и призывали на помощь Матерь Божию. Когда видение исчезло, на месте явления возсияла та же яркая звезда.

После этого общей радости не было предела: неприятеля уже не оказалось и обоз благополучно совершал дальнейшее следование.

Между публикациями письма генерала Ш. и письма священника Иоанна Стратоновича прошло немногим более месяца. Однако первое письмо стало широко известно в силу того, что многократно перепечатывалось как в других газетах и журналах, так и отдельными изданиями. А вот письмо протоиерея Иоанна Стратоновича прочли немногие.
В отличие от первого автора, до сих пор скрытого под именем «генерала Ш.», отец Иоанн Николаевич Стратонович был известен. Родился он в Могилевской губернии, происходил из семьи потомственных дворян, был сыном протоиерея. С февраля 1913 года служил полковым священником церкви святителя Николая Лейб-Гвардии Кирасирского Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка.

Так или иначе, но сообщенная отцом Иоанном дата явления Богородицы - 1 сентября оказалась многими забытой. И чудо стало ассоциироваться с Августовской победой наших войск. Дата 1 сентября, когда было явлено чудо, в дальнейшем в печати, на иконах и в памяти народной как бы изгладилась. А ведь тогда - 1 сентября - наши войска отступали к Неману, и ни о какой победе еще не шло и речи! Однако из имеющихся фактов и свидетельств очевидцев чуда со всей очевидностью вытекает, что кирасиры видели Божию Матерь именно во время отступления наших войск - 1 сентября под городом Мариамполем.

Путаница с датами привела к благоприятным для России последствиям. Сообщение о чудесном явлении воинам Богородицы стало прочно связываться в сознании людей с наступлением наших войск, с победой над германцами. Пусть эти воинские успехи не были грандиозными, но они, безусловно, имели место - российская территория в ходе боев была очищена от германских войск и русские части вновь вступили в Восточную Пруссию.

Почитание Августовского образа Божией Матери

Государь-мученик Николай II, человек глубоко верующий, так много сделавший в свое царствование для общецерковного прославления русских святых, несомненно, чутко воспринимал все сведения о проявлении Промысла Божия в ходе войны. Тем более, если это были сообщения о заступничестве Божией Матери за русских воинов на фронте. Ясно, что первый решительный шаг по широкому информированию народа о явлении воинам Богородицы был предпринят, не дожидаясь выяснения всех деталей чудесного события. Скорее всего, в ноябре, но не исключено, что еще в октябре 1914 года Марфо-Мариинской обителью была выпущена первая открытка с образом Божией Матери и предстоящими Ей воинами.

Летом 1915 года одесская хромолитография Фесенко отпечатала образки, на которых была изображена фигура Божией Матери, стоящей на облаках, с благословляющим Младенцем на руке. Подпись гласила: «Явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах». Такие образки раздавались воинам действующей армии, продавались на базарах. Подобные образки были выпущены и Марфо-Мариинской обителью. В народе начался активный сбор средств, на которые были написаны первые иконы с изображением Августовского образа, совершались крестные ходы. Образ стал широко известен русским людям - и на передовой, и в тылу. В годы Великой войны 1914-1918 годов и в течение какого-то времени после нее Августовские иконы Божией Матери имелись во многих храмах и в домах верующих по всей Российской империи. Такое широкое почитание нового образа Богородицы было естественно - Царица Небесная заступилась, как это бывало не раз в нашей истории, за русских воинов в минуту опасности, вняв их молитвам.

С самого момента крещения Руси Пресвятая Богородица являла и являет неисчислимое множество чудес Своего особого промышления и попечения о России. И слава Богу, что почитание одного из удивительнейших Ее образов сегодня возрождается.



Андрей Фарберов

Православный женский журнал «Славянка» №5

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Ольга »» | 07.02.2014 04:01
  
0
Огромная благодарность за статью! У нас как раз в храме есть эта икона, такая большая, красивая. Теперь я буду знать и расскажу детям и мужу.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU