Возвращение домой. От протестантизма к православию. Питер Гиллквист


ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ПЕРЕВОДУ


Книга американского православного священника о. Питера Гиллквиста замечательна во многих отношениях. Прежде всего, это глубоко искренний рассказ о личных поисках истинной веры, яркий документ возрождения человеческой души, открывшей Православие и вошед­шей в Церковь после преодоления многих, иногда очень серьезных препятствий. Но оказывается, что обращение автора книги — одно из тысяч обращений к Правосла­вию, совершившихся одновременно. Книга открывает перед нами удивительное чудо бурного роста православ­ных общин в Соединенных Штатах Америки — стране, которую у нас в России многие привыкли считать как бы полностью бездуховной, погрязшей в стяжательстве и погоне за земными благами.

Но вот, на фоне далекого от нас земного благоус­тройства, в мире великих достижений современной ин­дустриальной цивилизации раскрывается неописуемая, волнующая картина пробуждения многих человеческих сердец, их постепенного восхождения по духовной лест­нице вопреки всей окружающей их культурной, религио­зной, бытовой обстановке.Особенно замечательно, что этот переход в Православие не был вызван деятельнос­тью внешних миссионеров. Обычно бывает так, что в какую-либо местность прибывают миссионеры и начи­нают проповедовать, стараясь убедить людей в истин­ности своей веры. В данном случае все происходило не так. О. Питер Гиллквист и его друзья шли от внутренней потребности обретения истинной веры в предельно честном поиске. Они тщательно и скрупулезно исследовали историю Церкви с апостольских времен, проанализиро­вали все основные богословские аспекты христианства. С логической последовательностью они пришли от про­тестантизма к Православию, ведомые, поистине, Духом Святым, Который дышит, где хочет. И это свидетельство особенно ценно для нас сегодня, когда в России, стране древних православных традиций, ныне действуют сотни и тысячи пропагандистов всех религий и сект, существу­ющих на свете. Такого нашествия Россия еще никогда не испытывала. Но, — у нас есть упование на Утешителя, Духа Истины, Который хранит Церковь и помогает всем, желающим в нее войти, — как в Америке, так и в России.

Автору этих строк довелось немного познакомится с жизнью одной из упоминаемых в книге новых право­славных общин, недалеко от Анкориджа (Аляска), на Игл-Ривер. Было неожиданно и радостно убедиться, что американцы читают Отцов Церкви, соблюдают посты, пишут иконы и молятся перед ними, стремятся жить ли­тургической жизнью.

Издавая книгу о. Питера Гиллквиста, мы надеемся, что она поможет многим нашим соотечественникам раз­обраться в духовных вопросах, обрести подлинно цер­ковную жизнь, использовать золото духовного опыта, которым так богата Россия.

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР САЛТЫКОВ


ВВЕДЕНИЕ ОТ АВТОРА КНИГИ

ЧТО могло побудить группу из двух тысяч Северо­американских христиан перейти от самой жизнера­достной разновидности евангелического протес­тантизма к древнейшей, возможно, форме апос­тольской веры — и притом всего за десятилетие?

Как могли люди, прошедшие школу "Студенчес­кого крестового похода в поисках Христа", "Юнос­ти для Христа" и "Молодой жизни", войти в Право­славную Церковь? По какой причине христиане, получившие образование в Витон колледже, Даллаской семинарии, Фуллеровской семинарии. Юго-западной баптистской семинарии, Сиэтлском уни­верситете Пасифик, университете Орал Роберте, Линкольновском христианском колледже и универ­ситете Биола, должны были сперва собраться вмес­те и затем завершить свой путь принятием истори­ческой экклезиологии, литургического богослуже­ния и таинств?

С февраля по апрель 1987 года вся эта группа "Евангелическая православная церковь", духовен­ство и миряне, была введена — приход за прихо­дом — в полное литургическое общение с Право­славной Церковью Митрополитом Филиппом Салибой — архиепископом Североамериканской епар­хии Антиохийской православной церкви. (Термин митрополит означает здесь — епископ, возглав­ляющий церковь провинции или страны, а не одной епархии. Архиепископ — это епископ, который обычно осуществляет руководство несколькими епископами. Данные термины часто взаимозаменяются).

Эта книга излагает шаг за шагом хронику прой­денного пути, разбирая один за другим сложные и подчас запутанные библейские и богословские во­просы, с которыми нам приходилось сталкиваться в процессе продвижения.

Помимо нашей собственной истории, мы рас­смотрим начало христианской Церкви, как оно описано в Новом Завете, и от него совершим путе­шествие через века к Церкви нашего времени. Это моя личная история, но в то же время насколько возможно подробный отчет о том, что происходило с каждым участником нашего «паломничества».

Я хочу выразить признательность о. Джону Брауну за участие в работе над главой 4 «В поисках Церкви Нового Завета», о. Ричарду Бэлью — над главой 7 «Не называйте никого отцом» и о. Уэлдону Харденбруку над главой 9 «Знак для всех хрис­тиан».

Мне приятно поблагодарить отцов Джозефа Аллена, Гордона Уолкера, Джека Спаркса, Грегори Роджерса, дьякона Майкла Хиатта, а также Тома и Джо — Энн Уэбстер за просмотр окончательного варианта рукописи. И, наконец, я благодарю Мис­сис Шерли Диллон за терпеливую перепечатку не­скольких вариантов рукописи.

Питер Е. Гиллквист, Санта-Барбара, Калифорния


ПЕРЕЙТИ К ПРОЧТЕНИЮ : Возвращение домой. От протестантизма к православию. Питер Гиллквист

Комментарии (7)

Всего: 7 комментариев
#1 | Владислав С. »» | 24.02.2013 10:30
  
2
ГЛАВА 2: НА ПУТИ К СОВЕРШЕННОЙ ЦЕРКВИ
...
Как-то утром я вышел из зала и увидел моло­дого человека, у которого на пуговице рубашки было написано: «Бог жив, но Церковь умерла». "Аминь, — сказал я себе, - не только новообра­щенные сбиваются с истинном пути, но и церкви настолько немощны, что не могут направить на него тех, которые приходят к ним. Церковь в плену у невидимого, современного Вавилона!".

Итак, мы пришли к тому, что ответом на наш вопрос является Церковь, но не любая церковь, с которой нам приходилось встречаться. Мы искали именно Церковь Нового Завета. И вскоре оказа­лось, что в таком же поиске пребывало бесчислен­ное множество других людей. Это было началом того, что по прошествии некоторого времени мы стали называть «поиском ускользающей совер­шенной Церкви!».
....
— Каждый провозглашает себя Церковью Но­вого Завета, — пожаловался Джек Спаркс на одном из наших следующих собраний. — Католи­ки говорят, что именно они ею являются. Баптис­ты — что они. Церковь Христа утверждает то же о себе — так же и как все остальные. Мы должны выяснить, кто прав?...
— Что ты подразумеваешь под этим «кто прав?» — спросил кто-то с вызовом из задней части комнаты. — У нас есть Библия, разве не так? Способом, которым мы можем узнать о Церкви Нового Завета, является чтение Нового Завета.

— Нет, ты не так понял, что я имею в виду, — ответил Джек в своей сочувственной манере об­суждения деликатных вопросов. — Как протестан­ты, мы знаем свой путь, начиная с 1517 года и Ре­формации. Как евангелисты — люди Библии — мы знаем наш путь вплоть до 95 года или около того, когда апостол Иоанн закончил писать свое Откро­вение. Речь идет о времени между этими двумя да­тами.

— Он прав, — согласился Гордон Уолкер. — Хоть убей, я не могу сказать точно, куда делась эта Церковь Нового Завета.
— Я в таком же положении, — добавил Джон Браун. — Что я хочу знать, это как долго Церковь оставалась верной Христу? Совершенно искренне меня учили, что в ту минуту, когда апостол Иоанн испустил последний вздох, Церковь начала катить­ся под откос. Но так ли это на самом деле? И если нет, то где и когда Церковь отклонилась от истинного пути? Во всяком случае, как можно было из­бежать Реформации?

Чтобы понять это, необходимо, как мне ка­жется, разделить области исследования, — сказал Спаркс. — Что касается меня, я хотел бы взять бо­гослужение. Я могу вести изучение Библии и под­держивать пение, но мне поистине с трудом удает­ся проводить богослужение. По сути, я даже не. знаю точно, что такое настоящее богослужение. Правы ли харизматики? Должны ли мы хвататься за спонтанный порыв и следовать за ним? Или су­ществует другой способ, которым христиане были призваны участвовать в богослужении?

Тогда мне позвольте взять историю Цер­кви, — сказал Браун. — Я хочу обнаружить исто­рическую непрерывность Церкви — что есть ис­тинная Церковь, и что — церковь ложная, остава­лась ли она на верном пути или сошла с него.

Важно, чтобы мы обратились к первоисточ­никам, — предупредил Спаркс. — Мы ничего не добьемся, если будем просто читать комментарии современных авторов. Мы должны добраться до основополагающих документов и изучить то, что говорили древние писатели — и те, что писали правильно, и даже еретики.

Я возьму вероучение, — предложил Дик Бэлью. — Я до тошноты устал гоняться за каждым новым веянием духовной жизни, которое проно­сится по городу. Что я хочу знать — это то, во что Церковь верила с самого начала, и во что она не верила? Я также хочу поискать равновесие. Напри­мер, как быть с тем огромным значением, которое мы придаем деталям, сопровождающим второе пришествие Христа? Разумно ли это? Так ли это было у ранних христиан? Иногда у меня появляет­ся чувство, что мы знаем о втором пришествии больше, чем сам Господь.

— Но что самое важное, — продолжал Бэлью, — я хочу выяснить, что ранние христиане думали об Иисусе Христе. Какое знание позволяло им так охотно умирать за Него?

Гордон Уолкер хранил молчание в течении большей части встречи. Бывший южно-баптист­ский священник, он получил образование в семи­нарии Форт Ворз в Техасе и пасторствовал в не­скольких южно-баптистских церквях перед прихо­дом в штат "Студенческого крестового похода в поисках Христа". "Я скажу вам, что я собираюсь взять, — сказал он несколько скептическим тоном. — Я беру Библию. Мой план состоит в том, чтобы проверить сравнением с Библией все то, что все вы, братья, обнаружите. Потому что если мы не сможем найти подтверждения там, я откажусь это принять.

— Это вполне справедливо, — сказал Джон Браун, чувствуя, что обстановка может немного накалиться. — В конце концов, это должно быть критерием всего, во что мы верим.
ЧИТАТЬ ГЛАВУ ПОЛНОСТЬЮ ГЛАВА 2: НА ПУТИ К СОВЕРШЕННОЙ ЦЕРКВИ
#2 | Владислав С. »» | 24.02.2013 10:51
  
2
ГЛАВА 3: НЕДЕЛЯ, КОТОРУЮ МЫ НЕ ЗАБУДЕМ

Доклад о богослужении

Христианское богослужение было литурги­ческим с самого начала, — начал он. — Самые древние документы говорят нам...
— Ты, наверное, шутишь, — прервал я. — Это никак не может быть правдой.
— Я не прошу тебя любить то, что я обнару­жил, — продолжал Джек, — но три старейших ис­точника...
— Подожди, — снова запротестовал я. — Ты уверен, что изучал именно тот материал, который нужен? Является ли достаточно показательным то, что ты читал? ни в семинарии, ни в процессе своего собственного чтения я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь учил, что Церковь была литургической в начале. Я всегда считал, что литургия была тем, что пришло в Церковь, когда угасла благодать Святого Духа.
...
Он познакомил нас с тремя ранними и общеп­ризнанными источниками, не входящими в Писа­ние, которые рассказывают о том, каким было раннехристианское богослужение. Источник, наиболее часто рассматриваемый первым, — это по­слание Св. Иустина Мученика (в его «Первой апо­логии»), написанное около 150 года, где он изло­жил для императора схему христианского бого­служения. Оно выглядело примерно так:

Синаксис:

·        приветствие и ответ;

·        славословия, перемежаемые чтениями из Писания, т.н. «Писания Апостолов»;

·        проповедь;

·        отпуск не являющихся членами Церкви.

Евхаристия:

·        ходатайственные молитвы;

·        приношение хлеба и вина;

·        освящение Даров;

·        причащение;

·        благодарение;

·        благословение.

Следующим документом было «Предание Апостолов» Ипполита, датируемое примерно 200 годом. Это труд предназначался для того, чтобы поддержать описание богослужения, дан­ное ранее Св. Иустином, показав, что такой поря­док являлся общепринятым во всей Церкви.

Самый ранний источник, появившийся, воз­можно, не позднее 70-го года — то есть в центре новозаветной эры — это Дидахэ, или «Учение Двенадцати». Наибольшего внимания здесь заслу­живает упоминание о Евхаристии, и особенно важно то, что она появляется так рано. Это трой­ное свидетельство о литургии и причастии со­вместно с Новым Заветом и другими ранними документами позволяют сформировать целостное мнение о богослужении первого и второго веков.





ПЕРЕЙТИ К ПРОЧТЕНИЮ: ГЛАВА 3: НЕДЕЛЯ, КОТОРУЮ МЫ НЕ ЗАБУДЕМ
#3 | Владислав С. »» | 24.02.2013 10:57
  
3
ГЛАВА 3: НЕДЕЛЯ, КОТОРУЮ МЫ НЕ ЗАБУДЕМ

Доклад об истории Церкви

— Самая поразительная вещь, которую я обна­ружил за эти последние три месяца работы — это наличие епископов в первом веке, — начал он. — Я считал, что епископы появились в Церкви позд­нее, где-то в середине второго века. Но, оказыва­ется, они существовали задолго до 100 года.

Например, Поликарп, о котором я, конечно, знал. Он был епископом Смирны примерно до 100 г. Ранние авторы, такие как Ириней, говорят, что он был духовным сыном апостола Иоанна, и что он был рукоположен в епископы самими апос­толами.

Затем Климент Римский, рукоположенный в епископы в Риме около 90 года. Его связь с апос­толами Христа становится очевидной из упомина­ния его Павлом в Флп. 4:3.

Но самым потрясающим из них для меня ока­зался Игнатий Антиохийский — из АНТИОХИИ в Сирии, домашней церкви ни больше, ни меньше, как апостолов Павла и Варнавы, — который был епископом этого города примерно с 67 года до своей мученической кончины в 107 году. Братья, 67 год — это библейское время! Речь идет о самом разгаре новозаветной эпохи. И мы знаем только двоих из Двенадцати, кто умер к этому времени. Несомненно, остальные десять выразили бы каким-то образом решительный протест, если бы должность епископа не была известна и одобрена?

Епископ Игнатий известен, разумеется, всем церковным историкам. Он оставил семь писем, на­писанных перед самой смертью, к церквам в горо­дах, через которые он проходил на пути к своему мученичеству. В них не только разъясняются с ис­ключительной ясностью функции епископа, но также рассказывается о присутствии епископов во многих других церквах. Он подчеркивает, что эти первые епископы были поставлены самими апосто­лами и олицетворяют непрерывность апостольско­го служения в Церкви.

Мы едва успели прийти в себя от открытия ли­тургии таинства причастия в ранней Церкви, и вот теперь епископы! Ранние епископы — в первом веке. Мы начали штудировать мужей апостоль­ских, собрания сочинений христиан, лично знав­ших апостолов и бывших их учениками, включая труды Игнатия, Поликарпа и Климента, и перед нашими глазами возникло совершенно иное виде­ние христианства.


ПЕРЕЙТИ К ПРОЧТЕНИЮ: ГЛАВА 3: НЕДЕЛЯ, КОТОРУЮ МЫ НЕ ЗАБУДЕМ
#4 | Владислав С. »» | 24.02.2013 11:02
  
3
ГЛАВА 3: НЕДЕЛЯ, КОТОРУЮ МЫ НЕ ЗАБУДЕМ

Доклад о вероучении

Мы энергично разбирались с литургией, таин­ством причащения и епископами, когда Ричард Бэлью предложил нашему вниманию добытые им сведения о вероучении ранней Церкви. Мы нужда­лись в передышке, и мы ее получили. Ибо для наших сердец и разума — как людей, принявших апостольское учение — было одновременно уте­шением и вызовом слышать, как неутомимо древ­ние христиане проповедовали и защищали Господа нашего Иисуса Христа как совершенного Бога и совершенного Человека.

— Нам предстоит узнать, что каждый важный спор на Вселенских Соборах начинается с тоталь­ной атаки на Самого Христа, — начал Дик Бэлью. — Первая из них достигла апогея летом 325 года, когда Вселенский Собор был созван в Никее для рассмотрения вопроса о ереси, полу­чившей название арианства.

Арий был пресвитером в александрийской цер­кви. Он вызвал сильное волнение среди паствы учением о том, что Иисус Христос был сотворен­ным существом, чем-то меньшим, чем совершенный Бог. Согласно Арию, Его жизнь началась в какой-то момент времени. И, подобно всем лжеучителям в истории. Арий для подтверждения своего мнения имел множество библейских цитат с собственным толкованием. Он нашел последователей и среди духовенства, и среди мирян, и число его привер­женцев росло. Его епископ, божественный Алек­сандр, был глубоко озабочен и созвал Собор, ко­торый отверг точку зрения Ария. Когда ересь рас­пространилась, вовлеченной оказалась вся Цер­ковь и даже император.

Для того чтобы обсудить и урегулировать эту проблему сотни представителей от всего христи­анского мира собрались в Никее незабываемым летом 325 года. Ибо Иисус Христос обещал Своей Церкви дар Святого Духа, наставляющего на всякую правду, приводящую к познанию полной исти­ны. Это было первой проверкой данного обетова­ния в послеапостольскую эру.

Когда собрались делегаты, включая Ария и его последователей, на сцене появилось новое дейст­вующее лицо. Св. Афанасий был блестящим иссле­дователем Писания и преданным последователем Иисуса Христа. За семь лет до этого в возрасте двадцати одного года он уже написал книгу, кото­рой было суждено стать одним из величайших произведений христианской классики всех времен: «О воплощении». Во введении к английскому переводу этой работы К.С.Аьюис сказал, что, когда он открыл эту книгу, то вскоре обнаружил, что «читает шедевр».

На Соборе этот молодой человек стал одним из главных защитников апостольской веры. Арию оказалось не под силу соперничать со Св. Афана­сием. По мере того, как проходили недели лета, в Никее в жарких дебатах формировалось прочное православное единомыслие. По прошествии трех месяцев был составлен и подан на рассмотрение краткий документ, содержащий совокупность христианского учения о личности Иисуса Христа. В общей сложности 318 епископов подтвердили и подписали то, что мы знаем сегодня как первую и более длинную часть Никейского Символа веры.

Православие Св. Афанасия одержало победу на Соборе. Что касается Христа, то не было вре­мени, когда Он не существовал! Эта истина стала лозунгом Церкви в ее борьбе за упрочение достиг­нутого в Никее, продолжавшейся почти столетие.Арий, хотя и побежденный, не сдался. На самом деле после Никеи его движение расширилось. В некоторые моменты в течение последующих лет казалось, что арианизм может одержать верх — настолько, что кто-то выбил медаль с изречением: «Афанасий против всего мира».

ПЕРЕЙТИ К ПРОЧТЕНИЮ: ГЛАВА 3: НЕДЕЛЯ, КОТОРУЮ МЫ НЕ ЗАБУДЕМ
#5 | Владислав С. »» | 24.02.2013 11:11
  
3
ГЛАВА 4: В ПОИСКАХ ЦЕРКВИ НОВОГО ЗАВЕТА

Развилка на нашем пути

Итак, вот к чему мы пришли. В своем путеше­ствии через историю мы тщательно проследили тысячелетие неразрывной преемственности в Церкви.

Излишне говорить, что мы подтвердили пред­ставление о Церкви, изложенное на страницах Но­вого Завета. Мы обнаружили ту же самую Церковь во втором и третьем столетиях, подвергающуюся жестоким гонениям, служащую литургию в домах, катакомбах и даже на кладбищах, и руководимую епископами, которые часто заканчивали свой жиз­ненный путь как мученики. Мы нашли ее в четвер­том веке защищающей веру в Никее и в пятом веке — в Халкидоне.

Мы проследовали за ней вплоть до восьмого столетия, изучили ее великие Соборы, полюбили ее апологетов, святых, учителей, то, как они про­поведовали Евангелие, боролись с еретиками и подтверждали почитание святых икон. Мы были поражены тем, как смело встречали в Церкви эти­ческие и догматические искажения вероучения и как постоянно удавалось избежать возможного разрушения. Бог был с Церковью в девятом и де­сятом веках, а миссионерская деятельность Ки­рилла и Мефодия заложила основу для обращения Руси ко Христу, которое началось в 988 году.

Но затем наступил 1054 год, и мы оказались перед лицом выбора. Произошел раскол. Я до сих пор помню физическое ощущение, которое у меня было, когда я сказал своим единомышленникам: "Восток прав в сопротивлении папству и в отрица­нии дополнения filioque". После этого я сделал глубокий вздох. "Я думаю, что это делает нас... православными". И тут же возникло чувство изо­ляции, беспокойства, неприкаянности. Где эта Церковь сегодня? Существует ли она до сих пор? Или она тихо скончалась где-то в позднем средне­вековье?

Надо отметить, что никто из нас, насколько мне известно, не состоял когда-либо в православ­ной Церкви. Большинство из нас даже не знало о ее существовании. По этой причине — я должен с сожалением сообщить — мы решили создать ее за­ново.

ПЕРЕЙТИ К ПРОЧТЕНИЮ: ГЛАВА 4: В ПОИСКАХ ЦЕРКВИ НОВОГО ЗАВЕТА
#6 | Константин »» | 25.02.2013 02:43
  
0
Благодарю Вас за этот замечательный перевод.
Написал ли Питер Е. Гиллквист позднее что-либо ещё о своей жизни в Православии?
#7 | игорь »» | 09.02.2014 09:30
  
0
Неоднозначный человек — из протестантов перешел в православие, не зная литургики, объявил себя епископом, половина протестантов, пришедшая с ним ушла обратно. Хотел нести православие американцам, но в Америке православие как была национальной церковью, так и осталась — церковью славян и греков. Не зря Питера и его команду приняли сверхосторожно, а патриарх даже не стал говорить с ними.
Читайте его интервью 30 лет спустя на правмире.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU