Суздаль — жемчужина Золотого Кольца России

Суздаль – это уникальный город-заповедник архитектуры с более чем тысячелетней историей, его великолепный ансамбль состоит более чем из 50 памятников почти всех этапов древнерусского зодчества.

Но сначала немного истории. За своё более чем тысячелетнее существование Суздаль переживает расцвет как столица Ростово-Суздальского княжества в 1125 г., так и падение с 1238 года, когда город был почти полностью разрушен татарами. К тому времени столицей княжества уже был Владимир. Строительство храмов и церквей возобновляется только в XVI веке при Иване Грозном. На протяжение XVI-XVII веков город страдает от набегов польских войск и крымских татар. В конце XVII века снова возобновляется строительство и развиваются ремесла, однако Суздаль по прежнему имеет статус небольшого уездного города. В середине XIX века его обходит стороной железная дорога Москва-Нижний Новгород.

Но не было бы худа без добра. В конце XIX века Суздаль оказался в стороне от торговых путей, без промышленности и производства, обреченный на существование как большинство отдаленных селений. Но именно богатейшее культурное и историческое наследие, накопленное и сохраненное за тысячелетие, спасло город от этой участи. Еще при советской власти Суздаль был фактически превращен в музей под открытым небом и был (да и остается), вероятно, единственным в России городом, основным источником доходов которого является туризм, в том числе и иностранный. В 1992 году Суздаль, включая село Кидекшу, был внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Начнем нашу экскурсию с объездной дороги, с которой открывается великолепный вид на "святой град" Суздаль...
В старину путники, шедшие и ехавшие в древний город на богомолье, обязательно останавливались, увидев впервые его святыни, и кланялись, как бы здороваясь с ним. Природа в Суздале очень красивая, в любое время года здесь прекрасно по-своему. Летом радует пышная зелень листвы, а зимой белые церкви и колокольни смотрятся под снегом еще более ослепительно. Украшает пейзажи речка Каменка, вьющаяся через весь город.

В Суздале на площади 5.5 кв. км сохранилось более 70 памятников культовой архитектуры: 30 каменных церквей, 3 деревянных, 5 монастырских ансамбля; сохранилась традиционная топография древнерусских городов: Кремль, торгово-ремесленный посад, монастыри; более 200 памятников гражданской архитектуры XVII-XIX в.в. В Суздале запрещено строительство современных зданий выше трех этажей, практически нет промышленности. Население города не превышает 12 тыс. человек. Это поистине город-музей под открытым небом. И знакомство с ним мы продолжим с древнейшей его части, с суздальского Кремля.
Суздальский кремль

Кремль – первоначальное ядро Суздаля, археологически существующее с X в., а по летописям – с 1024 г. На рубеже XI–XII вв. здесь была сооружена крепость с кольцом земляных валов протяжённостью 1400 м. На валах возвышались бревенчатые стены и башни. В кремле помещались двор князя и двор епископа с городским собором, обитала также княжеская дружина и многочисленное окружение князя и епископа.

В Кремле сохранились крепостные валы и рвы, остались и некоторые церкви, относившиеся к кремлю. Это Успенская церковь (XVII в.), пара церквей у крепостного вала — Никольская и Христорождественская.

Сейчас Суздальский кремль — это музей, с многочисленными экспозициями, посвященными истории Суздальской земли, известным людям, с ней связанным, сокровищам из монастырей и церквей, древнерусской живописи и прикладному искусству. Интерьеры Крестовой палаты заслуживают особого внимания. Они создавались по записям XVIII века и воспроизводят предметы, окружавшие ее владельцев в то время. Сокровища Рождественского собора тоже перенесены в музей.

После посещения комплекса Кремля, попадаем на Торговую площадь, сохранившую свою планировку, масштабы и значение с середины XII века.

По берегу реки тянулись ремесленные мастерские, лавки местных купцов. Здесь же находились амбары, таможня и "Гостиный двор государев с рядами". В центре Гостиного двора на шпиле парадных ворот - сокол в княжеской короне - герб г. Суздаля, учрежденный при Екатерине II.

Посередине площади, около торговых рядов, находится Воскресенский храм с высокой колокольней. В описи города Суздаля 1617 года Воскресенский храм записан так: "позади рядов церковь приходная деревянная верх". Она просуществовала до пожара 1719 года и была заменена каменной. О том, что эта церковь существовала еще в XVI веке, свидетельствует надпись на колокольне, сделанная при Иване Грозном.

Сейчас Торговые ряды – настоящая кладезь для туристов, собраны здесь самые разнообразные магазины: от ювелирных до продуктовых. Там же есть хороший магазин "Книги". Ну и сувениры на любой вкус можно купить, конечно, здесь.
Покровский женский монастырь

Следующая достопримечательность — Покровский монастырь. Историк В.О. Ключевский назвал его среди самых первых монастырских центров на Руси.

Покровский монастырь был основан в 1364 г. стараниями Суздальско-Нижегородского князя Андрея Константиновича и настоятеля Спасо-Евфимиева монастыря Евфимия. Мимо монастыря пролегала одна из крупных торговых дорог того времени, ведущая из Суздаля в Москву, растущую столицу Русского государства. В XVI в. Покровский монастырь - один из самых влиятельных и богатых русских монастырей, владеющий более 7000 крепостных крестьян.

Каменный ансамбль складывается уже в XVI в. Строительство начинается при вел. Московском кн. Василии III. На его вклады строится величественный Покровский собор с усыпальницей, колокольня и надвратная Благовещенская церковь. Покровский собор и Благовещенская церковь имеют трехглавое завершение, что в XVI в. было большой редкостью. В усыпальнице собора похоронены многие знатные постриженицы: дочь Ивана III, жена Василия IV, пятая жена Ивана Грозного, вдова его сына Ивана, убитого грозным царем, княгиня Старицкая, дочь царя Василия Шуйского Анастасия и многие другие.

Яркая страница монастыря связана с пребыванием здесь жены Василия III Соломонии Юрьевны Сабуровой. Она была необыкновенной красавицей, но у нее не было детей. Поэтому она упросила великого князя дать ей развод и удалиться в монастырь. Здесь она приняла новое имя - София. Она прославилась своей подвижнической жизнью. Из церковных источников мы узнаем, как почитал народ святую подвижницу, как знатные и простые богомольцы у гроба ее получали исцеление, как защитила преподобная своим чудесным явлением свой монастырь от разграбления поляками в XVII в. В 1995 г. мощи св. Софии были перенесены из усыпальницы в собор.

С северной стороны от собора стоит трапезная палата с церковью Зачатия святой Анны. Архитектура памятника необычна, декоративная отделка здания говорит о влиянии западноевропейской архитектуры. Строил трапезную Иван Грозный в середине XVI в.

В 1922 г. монастырь закрыли, территория его была использована под биохимическую лабораторию. Затем кельи стали жилыми домами, а с 1980 г. здесь разместился туристический комплекс. Лишь Приказная изба XVII в. используется под музей. Зачатьевская трапезная церковь времен Ивана Грозного была превращена в ресторан.

Возрождение Покровской обители, этого древнего очага русской духовности, началось в 1992 г. Постепенно были переданы монастырю Покровский собор, надвратная церковь, здание богадельни, где разместились кельи сестер, деревянный дом XIX в. Остальные здания - новые деревянные дома, Трапезная - гостиница "Покровская", филиал Главного туристского комплекса.

В северной части Суздаля, на берегу Каменки высится Спасо-Евфимиев монастырь. Основан в 1352 году как крепость для обороны города; первым игуменом был Евфимий Суздальский, по имени которого монастырь сейчас и называется. В 1766 году монастырь был упразднен и до 1967 года использовался как тюрьма (сначала для "безумствующих колодников", самым известным из которых был декабрист Федор Шаховской, а при советской власти — уже для всех подряд).
Спасо-Евфимиев монастырь.

В настоящее время ансамбль монастыря является частью музея-заповедника. Современная внушительная крепостная стена с двенадцатью башнями (одна из них — проездная) относится к 1664 году — до этого ограда монастыря была деревянной. Одна (Главная) башня прямоугольная, остальные - круглые. Главная церковь — пятиглавый Спасо-Преображенский собор (XVI век), построенный в традициях древнерусской архитектуры. На фасадах сохранились фрески XVI века, внутри — росписи XVII века костромских мастеров Гурия Никитина и Силы Савина. Звонница представляет из себя необычный пример соединения нескольких зданий — церкви Рождества Иоанна Предтечи (начало XVI века) и пристроенных к ней позже (XVI-XVII века) пролетов для колоколов. Звонят пять раз в день каждый день.

Два корпуса монастыря относятся еще к допетровской эпохе — Архимандритский корпус и Братский корпус построены в 1628-1660 годах. Тюремный корпус возведен в 1730 году как келейный, а в 1823 году, уже после упразднения монастыря, был переделан в тюрьму для духовенства. К корпусам примыкают также два здания, редким для России того времени образом объединяющие гражданские и церковные функции: шатровая Успенская трапезная церковь (конец XVI века) и Никольская больничная церковь (1669). Наконец, еще одна церковь — Благовещенская надвратная церковь (XVII век, с многочисленными поздними перестройками) — стоит не в крепостной стене, а внутри монастыря, там, где во время ее постройки проходила стена.
Музей деревянного зодчества

Где еще необходимо побывать в Суздале, так это в Музее деревянного зодчества. Находится музей на правом высоком берегу реки Каменки. Создан был в 60-х - 70-х годах XX века. Экспозиции музея составляют культовые и жилые постройки XVIII-XIX веков, перевезенные из различных сёл Владимирской земли. Они стоят на том месте, где находился древнейший в Суздале Дмитриевский монастырь.

Здесь находятся старинные деревянные церкви (некоторые из них открыты для посещения), жилые дома разного достатка и рода деятельности крестьян, колесный колодец, хозяйственные постройки — целое древнерусское село.

Начало музею положила Пребраженская церковь 1756 г. из села Козлятьева Кольчугинского района. Потом к ней добавили Воскресенскую церковь 1776 г. с колокольней из села Потакино Камешковского района. Образовался ансамбль, характерный для Суздаля - две церкви (летная и зимняя) с колокольней. Строили церкви из сосны, не применяя железных гвоздей. Купола покрывали серебристым осиновым лемехом. Единственный инструмент, которым пользовались крестьяне, был топор. Им не только рубили деревья, но выполняли самую затейливую и мелкую резьбу. Не зря раньше говорили, что крестьянин топором может даже часы починить.

Жилые дома 19 в. дают нам представление о жизни разных слоев крестьянства в России после реформы 1861 г. Образцом крестьянского дома среднерусской полосы служит изба крестьянина-середняка. Это крепкий дом на подклете с высокой тесовой двускатной крышей. Фасад украшен старинной "глухой" резьбой. В избе стоит большая русская печь. Она служила для отопления дома, приготовления пищи, кроватью и даже баней.

Во всю длину стен протянулись лавки, на них сидели за столом, женщины пряли и ткали. Как и в украинских хатах того времени, в переднем правом углу избы обязательно был красный угол - место с иконами и рушниками.

Картину крестьянского быта дополняют хозяйственные постройки: ветряные мельницы, овин для сушки снопов, колодец с большим ступенчатым колесом, по которому нужно было ходить, чтобы достать воду.

В музее часто организовываются фестивали народных ремесел. В этот день съезжаются мастера, воочию можно наблюдать резьбу и роспись по дереву, изготовление глиняных игрушек. Можно и самому приобщиться к жизни старорусского села: попробовать чеканить монеты, покосить траву, испытать в работе ткацкий станок, переодеться в русские народные костюмы.

Статья подготовлена Еленой Труфановой; Traveler

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU