Тихое многодетное счастье.

Возможно ли в многодетной семье тихое счастье? Спокойные беседы по вечерам, семейное чаепитие за большим столом, разговоры по душам… Такой вопрос кажется особенно актуальным сейчас, когда многие семьи из-за требований карантина день за днем проводят вместе в ограниченном пространстве квартиры или дома. Порой кажется, что терпение уже на пределе. Что уж говорить о многодетной семье… Да и вообще, семья, в которой воспитываются трое и больше детей, кажется, предполагает, что жизнь превращается в какой-то конвейер: подъем, завтрак, школа, детский сад, кружки, стирка, уборка, шумные дети и уставшие от забот родители. Многодетность в таком ракурсе видится тяжелым бременем. Но супруги Золотых уже пятнадцать лет доказывают, что можно жить согласно Евангельским строкам, когда иго становится благом, а бремя легко. Настоятель Петропавловского храма в селе Обуховка Белгородской области иерей Сергий и матушка Татиана воспитывают четверых детей и говорят, что именно с ними они обрели свое счастье.
Тихое счастье семьи священника Сергия Золотых

Кухня – место всех встреч
– Я росла в большой семье, – рассказывает матушка Татьяна. – У родителей нас было три дочери, я средняя. Отец работал, мама занималась домом и детьми. Каждый вечер мы все собирались за кухонным столом, и мама потчевала нас разными кулинарными изысками. Эту традицию я стараюсь сохранить и в своей семье. Кухня вообще для нас – место всех встреч. Не в гостиной у телевизора или чьей-то комнате, а именно здесь мы просто собираемся, что-то обсуждаем. Очень любят дети сидеть вечерами, рассказывать о прошедшем дне.

В семье Золотых принято всем делиться, все совместно обсуждать, будь то покупка автомобиля или четверка по физике.

– Бывает, что кто-то из нас – я или брат с сестрой – не успевает к ужину. Задержались в школе или на секциях, – говорит старший сын Сергей. – Но мы все равно стараемся перед вечерней молитвой поговорить с родителями, пошептаться друг с другом.

Глава семьи считает, что все свои переживания – хорошие или плохие, радости и обиды – нужно обязательно высказать до отхода ко сну. А главное – примириться со всеми, чтобы со спокойной душой отдать себя в руки Господа.

– Иногда ребята хотят побыть одни, это дает возможность уединиться и нам, – говорит матушка. – Бывает, что на день-два они остаются у бабушек. Хотя больше никто не выдерживает: через пару дней вся наша компания снова за столом пьет чай, и каждый взахлеб рассказывает, как провел время.

На самом деле семейство Золотых не проводит все дни напролет в тесной компании друг друга. В обычные, некоронавирусные времена, утро начинается с раннего подъема и сборов – на службу, в школу. Старшие дети заняты до позднего вечера. Четырнадцатилетний Сережа тренируется после уроков в футбольной секции, играет в первом составе старооскольского «Спартака». Володя, которому исполнилось тринадцать лет, умудряется совмещать занятия сразу в пяти кружках. Восьмилетняя Настенька не отстает от братьев. Она занимается плаванием и музыкой, растет настоящей хозяйкой: помогает маме готовить, вместе с ней рукодельничает. Только годовичок Ваня пока наслаждается вольной жизнью, хотя еще с раннего утра подает голос. Вместе с мамой он присматривает за домом.

«Нас не шестеро, нас еще больше»
– Я помню времена, когда нас было только двое, – вспоминает отец Сергий. – Только я и моя супруга. Это замечательное время, но возвращать его не хочется. Сейчас бы мы чувствовали себя одинокими без наших детей.

Воспитание чад не превратилось для отца Сергия и матушки Татьяны в рутину.

– Настоящее счастье материнства я испытала с рождением третьего ребенка, – рассказывает матушка. – Конечно же, я была рада всем детям. И каждый из них – долгожданный. Но все-таки заботы с первым ребенком воспринимаются иначе: еще нет опыта обращения с такими крохами, иногда просто страшно до них дотрагиваться. И, конечно же, трудности с режимом. Все это сваливается на молодую маму резко и бесповоротно. А когда буквально через год, без передышки так сказать, рождается второй малыш, тоже не успеваешь насладиться нежными пяточками и первыми шагами. Зато уже проще решать многие бытовые задачи, приходит понимание многих вещей о детском здоровье, поведении… Меньше паники. И только с третьим и четвертым малышом я уже почувствовала в полной мере удовольствие от пеленаний и укачиваний, запоминала каждую мелочь. Конечно, я устаю, но это приятная усталость. А как много любви и нежности в ответ я получаю от детей в ответ – в четыре раза больше! И сейчас мне становится жаль тех женщин, у кого только один малыш, – они не ощущают такого.

«Нас не шестеро, нас еще больше», – говорит семья Золотых про себя. Справляться с детьми помогают бабушки и дедушки. Супруги постоянно поддерживают связь с родными, часто навещают их.

– Родители – наша опора и поддержка, – подчеркивает отец Сергий. – Для нас, для всей нашей большой и шумной компании у них всегда открыты двери. Они никогда не осуждали нас, не говорили, как иногда бывает: «Зачем вам столько детей – остановитесь». Наверно, они просто сами привыкли, что их дома никогда не пустовали и были наполнены детским смехом: матушка росла с двумя сестрами, у меня есть родная сестра. И эти родственные узы крепки до сих пор.

На фундаменте веры
Познакомились будущие супруги, когда им было чуть за двадцать. Поженились через год. По меркам современной молодежи – довольно рано и слишком быстро.

– Это не было скоропалительное решение, – отмечает отец Сергий. – Но принял я его легко и быстро. Просто почувствовал, что это мой человек, что я готов прожить с этой девушкой всю свою жизнь, готов делить все радости и горести с ней. И сегодня, если вдруг молодые люди приняли решение создать семью в таком юном возрасте, я бы не стал их останавливать, но попросил бы еще раз прислушаться к своим сердцам. В юном возрасте, на самом деле, гораздо проще создать семью, проще притереться друг к другу, быстрей найти компромиссы в трудных ситуациях.

– Мы многому вместе учились, – добавляет матушка Татьяна. – Узнавали, как вести семейный бюджет, разбирались с бытовыми вопросами, ремонтом. У нас не было каких-то предубеждений относительно того, какими мы должны быть друг для друга. Я не ждала от мужа, что он будет много зарабатывать, возить по морям и покупать шубы. Мне было достаточно того, что он рядом, даже если на обед – постная каша, а в гардеробе висит старое пальто.

Основой крепкого союза супруги называют православную веру. Они оба воспитывались в верующих семьях, где с любовью относились к православным традициям. Это позволило молодым Сергею и Татьяне изначально определить для себя, что такое семья, и почему это малая Церковь. Принятие сана отцом Сергием в 2019 году стало счастливым событием для всех домочадцев, но, по словам главы семейства, никак не сказалось на отношениях.

– Разве что это умножило любовь, – говорит он. – Ведь и до моей хиротонии мы жили, заботясь о посте и молитве, воспитывая в православной вере детей. Я был крещен в Александро-Невском кафедральном соборе Старого Оскола. В этом храме прошли мои детство и юность: с шести лет я помогал в алтаре. Сюда я привел свою супругу и детей. И здесь потом я принял священнический сан. Это мой второй дом, и все прихожане и клирики – тоже часть моей семьи.

Прежде чем принять священнический сан, отец Сергий несколько лет отдал службе в органах внутренних дел – служил заместителем начальника отдела по социальным вопросам в составе МВД.

– Было в юности желание отучиться в духовной семинарии, – вспоминает он. – Однако случилось так, что я пошел в армию, а потом поступил на службу в МВД. Причем все это время я продолжал трудиться при соборе.

Служил Сергей в рядах полиции так же ревностно, как сегодня служит у престола Божия:

– К этой работе я относился очень серьезно. Для меня прежде всего это была помощь людям, будь то разрешение конфликтов или поиск пропавших, пострадавших. Спустя несколько лет я принял решение окончательно уйти с мирской работы. И очень рад, что меня поддержала моя семья – супруга и дети. Вопрос о принятии сана решился легко, можно сказать, что это решение мы приняли все вместе.

– Говорят, матушка – всем слуга, – поддерживает жена супруга. – Это правда. Я служу тому, кто служит Богу. Следовательно, муж мой – достояние Церкви, у него нет личного времени – оно все априори церковное. Я всегда была согласна с тем, что муж – глава семьи, и все мои дела – его слава.

«Нужно разговаривать друг с другом»
В августе 2019 года митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн назначил иерея Сергия Золотых настоятелем храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Обуховка. При храме существует центр семейного консультирования, туда приходят пары, которые хотят венчаться или думают о разводе. Отец Сергий проводит с ними беседы.
иерей Сергий Золотых

Как личный опыт и вера помогают находить ключи к решению чужих проблем?
– Это не просветительские лекции, это простой разговор в непринужденной обстановке, – подчеркивает отец Сергий. – За чаем мы делимся мыслями, люди говорят о проблемах, рассказывают о том, что их тревожит. Я отвечаю на их вопросы, объясняю значение и основы христианского брака.

С какими же проблемами обращаются уже состоявшиеся семейные пары?

– Совсем недавно ко мне обратились супруги, прожившие вместе 35 лет. Они решили повенчаться и хотели все обстоятельно узнать об этом Таинстве. Они хотели этим событием отметить круглую дату, но сами до конца не осознавали его значение. Мы долго говорили – о духовной составляющей брака, о бытовых мелочах… Они прожили насыщенную жизнь, всякое бывало. Но оказалось, что они давно, много лет не беседовали вот так по душам за чашкой чая. Не было диалога. Их всегда занимали какие-то насущные дела: хозяйство, работа, дети. Они не делились внутренними переживаниями, затаивали какие-то обиды и огорчения в себе. Наша беседа помогла им иначе взглянуть на самих себя и свою семью. Они были удивлены и говорили мне об этих переменах. Супруги начали тесно общаться и ходить вместе в храм, привели в храм детей. Такая ситуация – не редкость: многие живут отстраненно, не уделяя друг другу внимания, без духовного единения. Отсюда все проблемы.

Даже благополучные семьи сталкиваются с какими-то трудностями в отношениях. Много соблазнов, искушений. И если кто-то из партнеров охладевает к другому, часто это пытаются замолчать, чтобы не обидеть…
– Вот именно поэтому нужно постоянно разговаривать друг с другом, причем честно и открыто. Даже если закрадываются какие-то греховные мысли, лучше рассказать об этом супругу. Избежать искушений вряд ли получится. Вторая половина оценит эту откровенность и будет думать, почему такое могло произойти и как предотвратить это в будущем. Так рождается доверие. Тем более, если любовь ослабевает, если ее не ощущается, нужно об этом прямо говорить. Жить молча и страдать просто страшно.

А если диалога нет, настал кризисный момент, но семью сохранить хочется, что делать?
– Проводить вместе больше времени. Найти общие увлечения, хобби. Или пусть это будет даже общая каждодневная рутина – домашние дела, уроки с детьми. Или решение внешних проблем – недаром говорят, что трудности сплачивают. За общим делом так или иначе начинается разговор. Да просто вспомнить о том, что нужно обнимать супруга чаще, держать за руки. Бывают моменты, когда этого совсем не хочется делать: поссорились, обиделись… Но нужно пересилить себя, пойти на контакт, вспомнить, что супруги – одно целое. Кризисы у всех бывают, и только упорная работа над отношениями и молитва помогают их пережить.

А что, если нет у супругов общих интересов? Ведь многие сегодня живут параллельно, не вмешиваясь в дела друг друга…
– Это плохо. Это отдаляет. Главным общим интересом в православной семье должна быть вера в Бога. Общая молитва, посещение храма – все это уже объединяет, настраивает на определенный лад и организует жизнь. Конечно же, нужно обязательно искать точки соприкосновения и в плане мирских интересов.

Для вас есть какой-то идеал семейных отношений? Встречали ли вы супругов в реальной жизни, которые вызывали у вас восхищение?
– Да, для меня всегда была примером семья протоиерея Андрея Филатова, настоятеля Свято-Троицкого храма в Стрелецкой слободе. Я знаю его и матушку Татьяну много лет. Это такая кротость, такая нежность в общении. И так же они относятся к своим детям. Ни разу я не замечал за ними, чтобы они были как-то недовольны, раздражены или расстроены друг другом. Матушка – пример послушной и верной жены-христианки. Она слушается во всем отца Андрея, очень доброго и заботливого. Они всегда и везде вместе, всегда немногословны: им не нужны лишние слова, чтобы понимать друг друга. Это и называется тихое счастье.

Юлия КРИВОЧЕНКО; «Православное Осколье»

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU