Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Григорий Палама, Максим Исповедник; преподобные: Сергие, Серафиме, Ниле, Силуане и все святые молите Бога о нас!
[3 Езд 10:36-38] Чувство ли мое обманывает меня, или душа моя грезит во сне?
Посему прошу тебя объяснить мне, рабу твоему, это исступление ума моего. Отвечая мне, сказал он:
внимай мне, и я научу тебя, и изъясню тебе то, что устрашило тебя: ибо Всевышний откроет тебе многие тайны. [3 Езд 14:34-35] Если вы будете управлять чувством вашим и образуете сердце ваше, то сохраните жизнь и по смерти получите милость.
Ибо по смерти настанет суд, когда мы оживем; и тогда имена праведных будут объявлены и показаны дела нечестивых. [ Мк 5:30-31] В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?
Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? [Флп 2:5-8] Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
Мы живем в чувственном мире. Нас окружает вещество и различные по интенсивности энергии. Если посмотреть на человека внешнего, чувственного, то можно предположить, что пять органов чувств позволяют ему ориентироваться в окружающей действительности, и соответственно, выживать в ней.
Чувства нужны безусловно. Вопрос, как происходит эта взаимосвязь внутри человека. Попробуем разобраться.
Допустим, человек видит посредством зрения красивый и вкусный плод. Этот образ отображается в памяти, если его еще нет в ней, фиксацией его формы. Дальше при помощи вкуса, обоняния, осязания и слуха исследуются качества этого плода. Вы поняли, например, что этот плод вкусен и сладок, и присовокупили эту информацию к этому образу, положив ее на определенную "полочку" в долгосрочной памяти. Далее. головной мозг обрабатывает этот образ, и приписывает ему определенные свойства, посредством которых он будет в последствии доставаться оттуда по мере необходимости. Это не сложно для понимания.
Образом могут быть не просто некие тела-объекты, но и всевозможные состояния.
Например, если вас покусала злая собака, то к образу собаки, припишется состояние страха, или хотя бы беспокойства, да и неуверенности. Поэтому когда мы будем встречать пса, то будем подходить к нему с осторожностью. Можно ли отнести эту информацию к чувствам. В принципе, да, ибо не только вид, слух или запах могут выдать этого зверя, но и страх и подобное.
Но есть и такие состояния, когда мы не только не видим, не слышим, не обоняем, не осязаем и тем более вкушаем, но тем не менее что-то в нас говорит: "У меня такое чувство" по отношению к чему то или кому то. Это например может быть чувство не осознаваемой до конца тревоги или беспокойства, а может быть и радости.
Что же это такое. Откуда эта информация?
Осмелимся предположить, что это суммарное впечатление совокупности нашего жизненного опыта, наложенного на опыт предков и совокупного информационного поля окружающей действительности для человека внешнего. А у человека внутреннего, духовного это еще и ведение духовного мира, Мира Божия, Мира Всезнания, а не просто догадок или непосредственного чувственного опыта.
Надо сказать, что человек двусложное существо, и он не просто чувственное животное, но в первую очередь духовная личность. Образ человека напитывается благодатной энергией Святого Духа и эта энергия посещает наш ум в первую очередь знанием, а во вторую силой, а точнее и тем и другим одновременно. Вот это знание и дает нам интересное чувственное состояние, которое еще не видело и не вошло в контакт с чем-то или кем-то, но уже предчувствует возможную встречу. Будь то опасность или радость не имеет значения. Мы предчувствуем в своем уме, или другими словами в духовном сердце некую радость или печаль в зависимости от предвкушаемых событий.
Ум, который управляет головой, в которой находится биокомпьютер, мозг, выдает ему необходимую информацию о грядущих событиях, а мозг вырабатывает необходимые гормоны, которые через нервные окончания запускают тело на адекватную реакцию, если человек здрав и не одурачен бесами, не стал одержимым их чрезмерным вниманием.
Вот так приблизительно можно понимать слова : "У меня такое чувство".
Будьте духовными и управляйте своим чувственным миром через троицу своего сердца. Кто откроет дверь Первообразу, того посетит всеведение и благодатные состояния на всякий день и час.
Аминь и Слава Пресвятой Троице, Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Деве Богородице и всем святым в Любви просиявшим.
Три составляющих в человеке - Логос, Нус
и плоть (хотя, может быть, я не вполне права)
и какая-то из этих составляющих доминирует в человеке,
в зависимости от того, что он делает, думает,
что ставит во главу жизни своей.
У некоторых плоть - глава жизни. Поесть, выпить, поспать,
поблудить (не обязательно телом - умом у многих
похлещще, чем телом получается блудить).
У кого-то только ум "во главу угла" жизни Земной,
что тоже не вполне правильно, об этом патриарх Сербский
замечательно говорил, что нужно искать равновесие.
А кто-то только чувствами живет - шестыми, седьмыми.
Найти бы то, о чем Павел Сербский писал,
многим тогда станет легче жить на этой Земле
и Бог вздохнет с облегчением,
ибо у Бога тоже есть свой ад - это Любовь к людям
,
> Три составляющих в человеке - Логос, Нус и плоть (хотя, может быть, я не вполне права)
Ум, слово и дух внутренний человек. Тело, и душа-чувства внешний.
Мы здесь говорим о чувствах. Прочие вопросы обсуждались во множестве тем, которые ты не сочла прочесть. Вернись туда, там ответы на все твои недоумения.
Андрей, а может быть третья тройчатка -
Добро, зло, равнодушие (в смысле теплохладность)?,
..
как в современной притче про дедушку и внука:
какого волка больше будешь кормить, тот и победит, -
Доброта - это стремление помочь людям, причем не требуя за это благодарности.
Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других,
оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку,
Протоиерей Ткачёв говорил, что настоящую Любовь можно измерять
степенью жертвования собой - если не берешь, а отдаешь свое время,
нервы, деньги, жилплощадь, в высшей точке - жизнь,
то это - Любовь, а остальное похабщина ,
Доброта - это когда ты помогаешь людям не прося ничего взамен,
не требуя благодарности, когда ты сочувствуешь, сопереживаешь,
любишь, когда ты щедр и без корыстен.
Твоя доброта заставляет других людей улыбаться
и тебя самого делает счастливее.
Доброта - это одно из самых хороших качеств человека -
Итак, доброта - это качество, которое переходит
в сочувствие, сорадование, сопереживание -
а сии три уже чувства?,
Спасибо конечно же за интересные размышление. Данная тема в процессе развития, разумеется. Я здесь ставлю вопросы и пытаюсь рассмотреть их со своей точки зрения.
Я так понимаю, что через чувства в нас происходит восприятие действующих на нас сил - физических и духовных, внешних и внутренних. Эти чувства рождают мысли и энергии в нас, которые , в свою очередь, побуждают нас действовать и оказывать влияние на себя и на других людей. . Но это чисто мое восприятие.
Органы чувств передают информацию в мозг. А мозг анализирует и управляет организмом. А вот Вера? Это ведь чувство ? Надежда? Любовь платоническая? Но они как бы не связаны с органами чувств. Однако обладают силой и творят чудеса с человеком )) . Может это через ангелов происходит?
"Лопухин А.П.
Ст. 30-34 В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей
Господь знал, что случилось с больной благодаря тому, что она прикоснулась к Его одежде, но задает вопрос для того, чтобы вызвать ее исповедание и внушить, что она исцелилась не в силу какого-то магического воздействия одежды Чудотворца, а в силу своей веры в Него как Сына Божия.
«Будь здорова», т. е. оставайся в том новом положении, в каком ты очутилась в тот момент, как прикоснулась с верою к Моей одежде. "