Книга. Владимир Смирнов « Дивны откровения Твои … »
Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому Я явлю спасение Божие. Пс 49:23
«Итак наблюдайте, как вы слушаете» (Лук 8:18).
К сожалению, весьма многие не чувствуют чудных волн божественного гимна, идущих к нам из не исследимых глубин Бытия. Архимандрит Софроний (Сахаров)
«Видеть Бога как Он есть», М., 2000, с.96
П р е д и с л о в и е
Жизнь, хлопотливая и озабоченная на поверхности и пустая, бессмысленная под ней, неспешно протекала среди широкой земной равнины под палящими лучами полуденного солнца. Некогда, в самом ее начале она весело и беззаботно струилась, вытекая из чистого горного источника, но, попав на ровную долину, замедлила свое течение и, потеряв глубину, растеклась по многочисленным неровностям земной низины. Ранее чистое ее течение непрестанно наполнялось все новыми и новыми частицами дольнего ила, жаркое солнце высушивало ее все темнеющую широкую мелкую гладь и впереди неминуемо ожидало так легко предсказуемое будущее - топкое, гнилое болото смерти.
Все мое бытие медленно неслось по этому течению и подвергалось беспрестанному воздействию жестокой действительности. Жалящие, безжалостные лучи страстей испепеляли ненасытными, противоречивыми желаниями и будили мучительную, неутолимую жажду пустых, бесплодных влечений. Земные частицы вожделений мутили изнутри, все более захламляя, замедляя и без того нескорое течение обреченной жизни. И когда на одном из крутых поворотов течения казалось наступит завершение моего бытия, произошло нечто - необычное, непредсказуемое.
После очередного поворота течение жизни неожиданно соприкоснулось с невероятной преградой - плотиной, воздвигнутой Тем таинственным и всесильным, Кто, являясь высшей реальностью, всегда остается недоступным и непостижимым. Все в жизни, в ее до сих пор непоколебимо-покойном течении заколебалось, смешалось. И стало возможным очищение, новая глубина и новое русло к океану Вечности.
Я, до этого времени единый, как бы раскололся на две части, и уже жил не только в привычном земном мире, но и в ином, столь отличном от земного. И это появившееся новое, начало которому положило внешнее воздействие, постоянно росло и укреплялось во мне.
Так что же произошло? Что привело к расколу, к раздвоению? Кто же этот мой таинственный двойник, и двойник ли это? Откуда он взялся и что делает его все более утверждающимся?
Пронзив покров земной греховности, Небесная молния ударила о панцирь неверия приземленного человека. Образовалась трещина и бессмертный человеческий дух, закупоренный демонической силой князя тьмы в темную тесноту этой земной личины, еще слабый, неосознанный с трудом выбрался наружу в новый, непонятный ему, бессердечный земной мир. Внутри его пульсировала тоска о чем-то почти забытом, очень близком и дорогом, не покидала туга, щемящие воспоминания, затерявшиеся в самых дальних глубинах памяти, о бесконечно далекой родной Отчизне. Однако уверенность в своем неразрывном единстве с Пославшим, убежденность в Его всеблагости и во всемогуществе Его Любви заслоняла собой все. И он не был брошен на произвол судьбы и не остался в одиночестве в этом чуждом, враждебном ему окружении. Согреваемый участием и любовью своего Творца новорожденный младенец вкушал, что благ Господь и возлюбил чистое небесное молоко*…
* * *
Все ниже изложенное - реально произошедшие события в моей жизни. Поначалу я не придавал своему опыту особого значения и думал, что такое, видимо, происходит с большинством людей. Но когда начали появляться все новые и новые факты, которые я не мог осмыслить без посторонней помощи, пришло понимание того, что этот опыт, вероятно, не совсем обычный. Пытаясь его осознать, я старался, сначала только для себя, честно и искренне изложить случившееся на бумаге. И постепенно, по истечении длительного времени начинал понимать, как жалок и беспомощен мой труд перед величием того, что произошло.
Все случившееся совершалось неожиданно для меня, его невероятная сущность далеко не сразу осознавалась мною. Да и сам я был не в состоянии оценить новую, несовместимую со всем моим земным опытом, реальность. К тому же мирская жизнь, с ее бесчисленными хлопотами и проблемами, отвлекала от размышлений об ниспосланных опытах, размягчала волю: земная реальность всеми силами препятствовала восприятию и усвоению новой реальности. И тогда, опять же неожиданно и наперекор моему слабоволию, пробудилось (не мною, «ленивым и грешным») желание, жажда понять дарованные мне уроки. И то, что преподносилось Свыше, начало находить свое объяснение в Главной Книге - Библии. Затем появились, как еще один подарок, новые учителя, обладающие и неизмеримо большим опытом посещений Свыше, и самоотверженностью их духовного подвига, и силой их нового небесного жительства. Произошло еще одно потрясение - выяснилось, что многие элементы моего скромного духовного опыта находили отражение в их несравнимо более глубоком опыте. А когда завершение данного труда было совсем близко - до вершины рукой подать, а силы уже на исходе, подкрепление, как всегда своевременное, пришло от подвижника православия архимандрита Софрония (Сахарова) - и появилось «второе дыхание», вновь пробудилась радость восхождения, вновь открылись красоты новой реальности. И именно от него я получил поддержку и определение тому, что до сих пор хотя и являлось новым, мощным, нежданно возникшим стремлением, но не выражалось словами и, наконец, обрело название - «повеление», повеление к опубликованию: «Многим на земле было дано блаженство увидеть сей дивный Свет. Большинство из них сохранило сие благословение, как драгоценную тайну их жизни, и увлеченные сим чудом, перешли в иной мир. Другим же было повелено оставить свидетельство ближним и дальним братьям о сей высшей реальности» (1, стр. 158).
Не все одинаково воспримут написанное здесь, поскольку передать внутренний религиозный опыт невозможно, если у читателя нет духовного пробуждения и только «тот, кто имел опыт посещений Свыше, увидит, о чем идет речь, - распознает скрытую за ними, словами, реальность» (1, стр. 155). В этом я убедился лично - книга архимандрита Софрония «Видеть Бога как Он есть» спокойно, не спеша и изредка читалась мною в течении нескольких недель, но лишь до момента соприкосновения частички моего опыта с опытом духовного наставника. Тогда сразу же как бы раскрылась незримая дверь, стало светлее, и многое, ранее невидимое мною, стало видимым, немое заговорило и пробудило отклик, живой и трепетный.
Чтобы удалось приоткрыть эту незримую дверь в мир божественного необходимо, как минимум, стараться выполнять то, о чем говорит и мирянин, и священник, и монах.
Замечать, как замечательно все устроено.
«Мир устроен удивительно мудро, таинственно и интересно: человек непрерывно суетится, что-то делает, к чему-то стремится, но не ведает он того, что ежедневно и ежечасно происходят события и встречи, промыслительно свыше направляющие стопы его жизни на тот единственный и спасительный путь, который в этом мире предначертан персонально только для него одного. Чаще всего человек этого не замечает или же с ходу отвергает и продолжает суетиться.
Поэтому крайне важно - если вдруг человек устремился «не в ту степь» - не пропустить некие особые стоп-пункты, которые высвечиваются по принципу действия атомной бомбы: вразумляющие Факты жизни постепенно накапливаются, образуют критическую массу, и происходит взрыв - человек наконец прозревает и делает крутой поворот… Однако большинство людей до самой смерти так и не находят своего пути, прозевав все спасительные стоп-пункты» (2, стр. 20).
Погружаться в тайны сокрытой реальности.
«На самом деле человеческая мудрость должна уступить место способности вглядываться, погружаться взором в стоящую пред нами тайну, пытаться различить незримый след Божий, Его премудрость, столь отличную от людской умудренности; божественную мудрость, живущую в сердце человека. Мы должны научиться в сумятице жизни быть местом покоя, устойчивости, должны уметь дождаться момента, когда вдруг до нас дойдет понимание… Мы должны уметь путем созерцательного молчания, в молитвенном ожидании различить в основе нашей жизни, в ее сумятице, ее видимом беспорядке - Божий замысел» (3, стр. 215).
С благодарностью принимать и хранить в памяти все привносимое Свыше.
«Бог неоднократно за время жизни человека являет ему внешние доказательства Своего присутствия. Когда бессильна человеческая помощь, когда кажется, что выхода нет, Он неожиданно изменяет любую ситуацию, как бы открывает дверь тюрьмы. Он безгласно говорит душе: «Я близ тебя, не бойся, только верь». Но проходит время, и человек бессовестно забывает об этом. Более того, тайный голос шепчет ему: «Это всего лишь совпадение, высшего Промысла нет, жизнь - цепь случайностей, непрестанно тасуемая колода карт». Человек, получая доказательства помощи Божией, удивительно легко теряет их, как будто демон похищает воспоминание из его памяти, как птицы выклевывают зерна из колосьев пшеницы. Святые предупреждали нас о роковом грехе забвения; в числе трех главных причин гибели души они ставили забвение, которое, как черная пелена, окутывает ум человека, и тот перестает видеть свет. Святые заповедуют нам любить Господа за его благодеяния, а мы чаще всего поступаем, как исцеленные прокаженные, которые пошли своим путем, даже не обернувшись на Христа» (4, стр. 23).
Обычно познание невидимого божественного мира происходит «подобно тому, как обучают Отцы: они постепенно сообщают людям о Боге. Однако Бог не следует этой системе. Он вдруг кому-то открывается целиком, и потом сей человек страдает без конца в этом мире, потому что познал иную сферу бытия - бытия подлинного, несокрушимого. Так, душа моя жаждет говорить вам об этом несокрушимом бытии, и от вас зависит: воспринять или не воспринимать»*.
Во всем случившимся не было моей инициативы, я всего лишь воспринимающая и ведомая сторона, но ведомая по своей воле. Встречи были неожиданным и незаслуженным подарком, не просто «событием», но «подарком», и мое отношение, мои чувства - все в этом «подарок». Затем возникло, опять же без моей инициативы, целеустремленное и неизменное желание вникнуть в сущность произошедшего и описать его. Хотя и целеустремленность, и постоянство, и особенно желание писать меня прежде никогда не отличали. Само же описание и осознание сущности Встреч было бы невозможным без частых и своевременных «подсказок». И получается, что во всем этом нет никакой моей «частной собственности»: ни моей инициативы, ни моей заслуги и вообще ничего моего «в чистом виде»**. Поэтому оставляю только свое имя и две последние буквы фамилии, столь обычные в России, и представлюсь как Владимир Смирнов - ведь как бы изменился мир, если бы им правила не гордыня, но владело миром смирение. Да простит мне Бог, что буду говорить и о себе, но не могу по иному, здесь «живое повествование» - я рассказываю о своем духовном опыте на фоне реальных автобиографических событий. И «прошу случайного читателя: не думай обо мне, ничтожном, но смотри лишь на сущность предмета»***.
На первый взгляд это покажется странным, но это факт: если следовать непосредственно за словами - я здесь присутствую, но по большому счету - меня здесь нет. В реальном масштабе ничтожная пылинка не может никак заслонить главное.
Книга в дос формате -
(продолжение следует)