Размышление о тех, кто справа

« Не судите, да не судимы будете» (Мф.7.1)

« Не судите, да не судимы будете» (Мф.7.1)

Как часто мы проходим мимо тех или иных мелких эпизодов в нашей жизни, не придавая им особого значения, тем более, если их участники, на наш первый взгляд, не заслуживают никакого внимания из-за своего низкого социального положения, и всего, что с этим связано. Но я хочу рассказать о трёх таких незаметных эпизодах, свидетелем которых мне посчастливилось стать, и которые позволили прикоснуться к таинственной глубине русской души, свято хранящей под грязной штормовой пеной, нахлынувшей на нашу Родину безвременья, свою изначальную чистоту, дарованную нам Богом.

Шоковая терапия.

После стабильности и социальной защищённости советских лет, на которых выросло моё поколение, резкое падение в нищету и бес-правие «лихих 90-х» было таким неожиданным и ужасающим, что не могло не вызвать шок у большинства населения огромной державы. Творцы катаклизмов решили в кратчайший срок привить нам «западные ценности», основой которых является абсолютно бес-совестный эгоцентризм. Миллионы наших соотечественников враз лишились кто частично, а кто и полностью, средств к существованию, и впервые ощутили всю безысходность своего нового положения.

«Не судите, да не судимы будете» (Мф.7.1)

У меня была назначена встреча с товарищем в одном из переходов московского метро, и я, встав в уголок, чтобы не мешать бесконечному потоку пассажиров, рассеянно наблюдал за серой массой озабоченных, спешащих по своим делам, людей. Метрах в двадцати от меня, прижавшись спиной к колонне, поддерживавшей низкий свод тоннеля, стояла незаметная сухонькая старушка. Она, наверное, впервые выступала в роли нищенки, и от смущения и стыда, не поднимала глаз от своих ладошек, просительно сложенных на уровне груди. Не имея соответствующего опыта, она выбрала совершенно неудачное место, так как поток людей шёл у неё из-за спины, и увидеть её можно было лишь случайно, краем глаза в течении одной секунды, поравнявшись с ней, а потом поток уносил дальше. Те, у кого несчастный опыт в этом деле побольше, становятся так, чтобы их можно было увидеть издалека, и успеть подумать «давать – не давать», и нащупать в кармане необходимую мелочь (при положительном решении), и чтобы не было необходимости останавливаться в потоке. Мы ведь всегда так куда-то спешим…

Она бы долго и безрезультатно стояла так, но тут я увидел, что из этого потока вдруг шагнул в затишок за колонной, средних лет, такой же незаметный в толпе, мужичок. Бедно одетый, наверное, работяга с какого-нибудь ещё не закрытого, дышащего на ладан, завода. Он уже успел метров на десять пройти в толпе мимо бабушки, пока его мозг сработал, дал команду выйти из потока и остановиться. Не оборачиваясь назад, он запустил руку в карман, что-то из него достал. Рассмотрев на ладони, запустил другую руку в другой карман, и ещё что-то достал. Снова посмотрел. Подумал. Потом непроизвольным движением, поднял одну руку, медленно почесал затылок, и… решительно махнув ладонью, повернулся лицом к бабушке, и пошёл навстречу людской лавине.

Она его не видела – всё так же смущённо смотрела в свои ладошки, а он, так же, не глядя на неё, положил в них, наверное, всё, что имел, и развернувшись, опять вошёл в этот стремительный поток.

Богомолье.

Между выходом из метро «Пролетарская» и Ново-Спасским монастырём, рядом с храмом 40-ка севастийских мучеников, есть узкая улочка, по которой прихожане идут на службу в церковь и обратно. Это идеальное место для сбора милостыни, давно облюбованное профессиональными бомжами. Они прекрасно знают расписание служб, и приходят сюда как на работу, заранее распределив, как умные дети лейтенанта Шмидта, зоны своего влияния.

«Не судите, да не судимы будете» (Мф.7.1)

Я вышел из метро раньше своих друзей, и остановился на этой улочке, чтобы их подождать. И вот наблюдаю такую картину. Рядом с протянувшим, как ковш экскаватора, руку здоровенным бичом, остановилась небольшая сухонькая бабушка. Прислонив свою палочку к забору, достала из кармана потёртого пальто носовой платок, завязанный узелком, развязала его и аккуратно высыпала на ладонь монетки. Сколько-то из них взяла, и протянула просящему. Тот, взглянув на неё, смущённо пробасил: «Да не надо, мать, у тебя пенсия и так мала…» На что она ласково возразила: «Бери, бери, сынок, мне хватает.» Поразившись такой реакции бомжа, я нащупал в кармане какие-то деньги, и шагнув к нему, протянул их со словами: «Возьми. Ты хорошо сказал бабушке.» А он, смотрит на меня пьяными, небесно-голубыми глазами, красиво подсвеченными свежим фингалом такого же цвета, и удивлённо отвечает: «Ну а как же иначе-то?!?»

За клюквой.

Совсем ещё недавно гремевший на всю область наш откормочный совхоз-миллионер, буквально в кратчайшие сроки, одним росчерком пера в кремлёвских палатах, был обанкрочен и похоронен. Весь скот пустили под нож, фермы разобрали на кирпичи, технику порезали на металлом, а людям объяснили, что у нас теперь демократия, они абсолютно свободны в своём выборе и им не надо больше горбатить на государство.

Третья мировая необъявленная война без стрельбы и бомбёжки, за два-три года сделала из нашего народного хозяйства то, что за все предыдущие столетия, не смог сделать ни один супостат. Люди даже не поняли, что произошло, тем более, что любимый ими телевизор круглосуточно вещал им, что наконец-то они получили то, о чём так давно мечтали – свободу, расцветшую на руинах «тюрьмы народов» СССР. Однако, работы не стало, и денег, соответственно, тоже. Новую трёхэтажную школу закрыли и разобрали на кирпичи, потом пришла очередь детского сада и так далее. Кто мог, уехал на чужбину, искать лучшей доли, а никому не нужные, но более обеспеченные пенсионеры, остались доживать свой век здесь. Осталось так же небольшое количество тех, кто пытается выжить здесь, надеясь лишь на свою голову и трудовые руки. Ну и те, у кого нет ни того, ни другого, и которые из-за своих дурных склонностей, приобретённых за время никчёмной жизни, никому и нигде не нужны. Случайные заработки, которые им перепадают порой от пенсионеров, а так же сбор и продажа дикоросов (грибы, ягоды и пр.) как-то помогают им сводить концы с концами, и даже регулярно поддерживать свои дурные привычки.

«Не судите, да не судимы будете» (Мф.7.1)

Как-то в начале осени, возвращаюсь на машине домой из райцентра, и вижу, как на дорогу выходит из леса бомжеватого вида мужичок, с корзиной грибов, и пестерём, наполненным клюквой. Я знаю, что этот сбор будет продан по-дешёвке для того, чтобы купить в магазине вожделенный фанфурик - настойку боярышника для мытья ванн, которую очень уважают наши неприкаянные жители за её дешевизну и гарантированную сногсшибательность. Я не люблю пьяниц, но понимая, что нести до посёлка весь этот груз ему будет нелегко, останавливаю машину, и предлагаю садиться. И вдруг слышу: «Нет, спасибо, не могу!» «Почему?» «Дак, он обидится!» - и показывает на сопровождающую его, такого же бомжеватого вида, старую дворнягу.

И тут мне вдруг вспомнились пронзительные слова А.П.Чехова: «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.» И подумалось – а вот я, такой гладкий и благополучный, смогу вот так же? И понял, что для меня это слишком высокая планка…

Вот так и живём мы, белые и пушистые, судим обо всём и обо всех свысока, будучи абсолютно уверенными в правоте своих суждений. Но мы судим то, что видим снаружи, при этом внутреннее от нас всегда сокрыто, и чтобы уметь его разглядеть, надо пройти такой путь, о существовании которого мы даже и не подозреваем. Вот лишь немногие высказывания святых отцов по этому поводу: «...Немалая мудрость, когда можем сознавать, чего мы стоим. Тот наиболее знает самого себя, кто считает себя за ничто. …Как познавший самого себя познает все, так не знающий себя не может узнать и ничего другого» (свт. Иоанн Златоуст). «...Всякому человеку необходимо знать себя самого, что он — ничто. Того, кто не знает себя самого, что он ничто, не может спасти Сам Всемогущий Бог при всем том, что желает спасти его. И если бы кто принес Богу в дар весь мир (что, конечно, невозможно), а не думал о себе, что есть ничто, не может спастись никоим образом» (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 270).

Мы скоры на суд окружающих, но Господь почему-то предупреждает нас: «Не судите, да не судимы будете». (Мф.7.1) А почему я не имею права судить о том, что кажется мне очевидным? Да потому, что я не могу видеть всей картины в её временном развитии, от начала до конца. Вспомним евангельскую историю, как разбойника, совершенно заслуженно, осудили люди своим земным судом на смерть, и пригвоздили ко кресту справа от распятого Христа. Но… «Ин суд человеческий, и ин суд Божий. Глаголет Господь через Пророка: Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». (Ис.55.10) Буквально в последние минуты своей ужасной и преступной жизни, человек всё осознал и искренне покаялся: «Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя Господи, во Царствии Твоём!» И услышал от Бога: «… истинно говорю тебе. Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23.42-43) И где сейчас его судьи, и где он сам?

«Не судите, да не судимы будете» (Мф.7.1)

Так кто мы такие, чтобы предвосхищать суд Божий, заменяя его своим? Давайте чуть пристальнее взглянем на эту проблему. Как-то один из афонских старцев рассказывал, что довелось ему однажды принимать исповедь у раскаявшейся блудницы. Но через некоторое время ему сообщили, что она вновь впала в грех. В следующее её посещение, он отказался принимать её, но вдруг, совершенно внезапно, на него напал такой блудный помысл, что он никак не мог с ним справиться, хотя был сильным аскетом вот уже много лет. Никакие истязания своей взбунтовавшейся плоти ему не помогали, и в отчаянии, он возопил ко Господу о пощаде. И Тот ответил ему: «Вот ты, монах, с одним блудным бесом никак справиться не можешь, а у неё, немощной, таких семеро! И ты её судишь?» Она сама знает, кто она такая, и не наше дело пенять ей на это. Свои бы грехи увидеть, ужаснуться, и успеть в них раскаяться.

У нас всех совершенно разные стартовые условия жизни. Один родился в благочестивой семье, другой в развратном притоне, и, соответственно, вся последующая жизнь, несёт на себе этот отпечаток. Поменяй нас местами рождения – что из этого выйдет? Соответственно, и спрос с нас на суде Божием будет разный.

Пришёл к вам тот же пьяница просить деньги на выпивку. Вы говорите ему в лицо всё, что о нём думаете, и справедливо отказываете в просьбе. Он на вас обидится? Да нет, же! Он и без вас знает себе цену. Он уже давно свободен от этой всепоглощающей страсти – гордыни. А если вдруг кто-то нас заденет, даже по делу, справедливо, какова будет наша ответная реакция? Увы, негативная, так как мы не знаем себе истинную цену, и весьма её завышаем. А ведь Бог гордым противится, и только смиренным даёт благодать. Так кто из нас ближе к Богу, мы, благополучные «фарисеи», или они – несчастные «мытари»? Кто из нас ближе к покаянию? Беда лишь в том, что они, стоя в одном шаге от спасения, просто не знают этой духовной азбуки. А мы если и знаем теоретически, то толку от этого увы, немного – ведь для того, чтобы сломить свою железобетонную гордыню, надо потратить всю свою оставшуюся жизнь.

А жить-то когда?!? И выбираем, по умолчанию, жизнь, ведущую к Вечной Смерти.
Авось, пронесёт мимо духовных законов…
Но так не бывает.

Комментарии (6)

Всего: 6 комментариев
  
3
Таких заблудших сегодня - 90%... И каждый из нас берет на себя смелость возложить заботы Творца на свои "могучие" плечи. "да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных."
Евангелие от Матфея 5:45


И коль уж автор упомянул об определенной стабильности в социальной сфере нашей материальной жизни, которая действительно была гарантирована в СССР, не говоря о моральной основе (я не касаюсь духовной составляющей), хочу отметить, что большая часть русского православия взяла на себя смелость дать оценку деяниям самого Творца, когда произошла революция 1917 года; забывая, что все происходящее в мире по воле Господа.
  
#2 | Владимир М. »» | 10.02.2019 11:09 | ответ на: #1 ( Александр Завулонов ) »»
  
0
"хочу отметить, что большая часть русского православия взяла на себя смелость дать оценку деяниям самого Творца, когда произошла революция 1917 года; забывая, что все происходящее в мире по воле Господа." - Не совсем понимаю, о чём речь.
#3 | Александр Завулонов »» | 10.02.2019 11:15 | ответ на: #2 ( Владимир М. ) »»
  
0
Речь об отношении большей части духовенства к событиям 1917-го года и к советскому периоду, а также, к развалу Российской Империи (и граждан, отождествляющих себя с православием, при этом, ОСУЖДАЮЩИХ большевиков)... Все предельно ясно... Глубоко верующий человек соотносит события в мире с библейскими аналогиями...
  
#4 | Владимир М. »» | 10.02.2019 12:11 | ответ на: #3 ( Александр Завулонов ) »»
  
4
Ну вот теперь понятно. Да, за иудин грех мы несём епитимию до Страшного Суда
Это ещё в 1917 году разъяснил нам М.Волошин:


С Россией кончено… На последя́х
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролу́згали, пропи́ли, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,

Распро́дали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И Родину народ
Сам выволок на гно́ище, как падаль.

О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,

Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубо́ко
Иудин грех до Страшного Суда!



,
Коктебе́ль
  
#5 | Николай Воронин. »» | 10.02.2019 17:44 | ответ на: #4 ( Владимир М. ) »»
  
0
Мне кажется, что нужно доверять Своей Душе. И больше —никому. Но, чтобы Душу ты сумел понять, Учиться нужно верить самому. Ведь знаний множество дано нам Столько раз. Их «подают» и так и этак. Порою неприятны, без прикрас, Зато правдивы и суровы, без «виньеток». И, если знание приходит, не резон Всё подгонять нам под одну «гребёнку». Непостижим людской диапазон. А ставить «штампы» свойственно «ребёнку». Есть ВСЁ на Этом Свете! В этом —суть! Отец не зря создал нам Школу эту. Но стоит Знания к реальям пристегнуть, Чтоб дать «ярлык» к известному сюжету. Ты сам, пройдя «экзамены» в Пути, Решаешь все задачи без подсказки. «Страшилки» лишь Любовью освети, С улыбкой всё прими, как в страшной сказке.
#6 | Александр Завулонов »» | 10.02.2019 18:30 | ответ на: #4 ( Владимир М. ) »»
  
1
"Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубо́ко
Иудин грех до Страшного Суда!"


Мы сегодня в рабстве мирового финансового капитала и нашей национальной элиты во главе..., ибо в России сегодня абсолютный капитализм, который свое нутро начал открывать последнее время. Человек является частью механизма системы, и тот факт, что это лучшее творение Бога, никто не говорит в полный голос. Прямая обязанность (долг) церкви, патриарха кричать об этом во всеуслышание.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites