28 октября по старому стилю / 10 ноября по новому стилю
пятница
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266).
Прп. Иова, игумена Почаевского (1651).
Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709). Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853).
Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.).
Прп. Арсения Каппадокийского (1924). Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918).
Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9*.
Лит. – 1 Сол., 266 зач., II, 14–19. Лк., 58 зач., XI, 23–26.
Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.
* Чтения свт. Димитрия (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. Если совершается служба прп. Иова, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 43 зач., XI, 27–30, а на литургии – чтения дня и преподобного: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.
Тропарь мучеников Терентия и Неонилы и чад их, глас 4:
Мученицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак мучеников Терентия и Неонилы и чад их, глас 4:
Му́ченическая честна́я па́мять прии́де днесь,/ веселя́щи вся́ческая,/ Тере́нтия прему́драго и подру́жии его́,/ те́пле у́бо стеце́мся,/ да прии́мем исцеле́ние,/ си́и бо благода́ть прие́мше от Ду́ха Свята́го// исцеля́ти неду́ги и боле́зни душ на́ших.
Тропарь святителя Димитрия, глас 8:
Правосла́вия ревни́телю и раско́ла искорени́телю,/ Росси́йский целе́бниче и но́вый к Бо́гу моли́твенниче,/ списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́,/ цевни́це духо́вная,/ Дими́трие блаже́нне,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак святителя Димитрия, глас 4:
Звезду́ Росси́йскую, от Ки́ева возсия́вшую,/ и чрез Но́вград Се́верский в Росто́в дости́гшую,/ всю же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую,/ ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия:/ той бо всем вся написа́, я́же к наставле́нию,/ да всех приобря́щет, я́коже Па́вел, Христу́// и Спа́сет правове́рием ду́ши на́ша.
Тропарь преподобного Иова, глас 4:
Многострада́льнаго пра́отца долготерпе́ние стяжа́в,/ Крести́телеву воздержа́нию уподобля́яся,/ Бо́жественныя же ре́вности обою́ приобща́яся,/ тех имена́ досто́йно прия́ти сподо́бился еси́/ и и́стинныя ве́ры был еси́ пропове́дник безбоя́знен;/ те́мже мона́хов мно́жества ко Христу́ приве́л еси́,/ и вся лю́ди в Правосла́вии утверди́л еси́,/ Иове преподо́бне о́тче наш,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобного Иова, глас 4:
Яви́лся еси́ и́стинныя ве́ры столп,/ ева́нгельских же за́поведей ревни́тель,/ горды́ни обличе́ние, сми́ренным же предста́тель и науче́ние:/ те́мже и ублажа́ющим тя грехо́в отпуще́ние испроси́/ и оби́тель твою́ невреди́му сохрани́,/ Иове о́тче наш,// Многострада́льному подо́бный.
******* Иногда нам, людям земли, кажется, что мы многое знаем. Мы постигаем тайны природы, мы создаем на основе законов физики различные машины и механизмы, иногда страшные, способные массово убивать людей. Порой у нас возникает чувство всемогущества – очень опасное чувство, потому что чем больше человек его осознает, тем меньше места в своей жизни он оставляет Богу. В самом деле, зачем верить в Бога и Его милость, если у тебя огромный счет в банке, если весь мир у твоих ног, если ты можешь делать все, что захочешь? Зачем верить в Бога, если у тебя могущество, если у тебя вооруженные силы, способные покорить весь мир? И мы знаем, как из-за денег и власти наиболее сильные, процветающие страны сегодня исторгают веру из своей жизни. Это не значит, что в этих странах вера вовсе уходит из жизни людей, но исповедовать там свою веру становится все труднее.
Вмц. Параскева Пятница
Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает – Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.
Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: «Святая Параскева, нареченная Пятница». Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева – покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученика – целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов.
Преподобный Иов, игумен Почаевский, чудотворец (в миру Иван Железо), родился в середине ХVI века в Покутье в Галиции. В возрасте 10 лет он пришел в Преображенский Угорницкий монастырь, а на 12-м году жизни принял монашество. С юности преподобный Иов был известен величайшим благочестием, строгой подвижнической жизнью и рано был удостоен священнического сана. Около 1580 года, по просьбе известного поборника Православия князя Константина Островского, он возглавил Крестовоздвиженский монастырь близ города Дубно и управлял монастырем более 20 лет в обстановке нараставших гонений на Православие со стороны католиков и униатов. В начале ХVII века преподобный удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители, славной своей чудотворной Почаевской иконой Божией Матери. Братия обители, полюбив святого отшельника, избрали его своим игуменом. Преподобный Иов, ревностно исполняя должность настоятеля, был кроток и ласков с братьями, сам много работал, сажал в саду деревья, укреплял плотины близ монастыря. Принимая деятельное участие в защите Православия и русской народности, преподобный Иов присутствовал на Киевском Соборе 1628 года, созванном против унии. После 1642 года преподобный Иов принял великую схиму с именем Иоанн. Иногда он полностью затворялся в пещере на три дня или на целую неделю. Иисусова молитва была непрестанным деланием его кроткого сердца. По свидетельству ученика и составителя жития преподобного Иова Досифея, однажды во время молитвы преподобного пещеру осиял небесный свет. Скончался преподобный Иов в 1651 году, прожив более 100 лет, после пятидесятилетнего управления Почаевской обителью. 28 августа 1659 года совершилось прославление преподобного Иова.
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.
Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.
В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.
Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского к лику святых совершилось 22 апреля 1757 года. Празднество ему установлено также 21 сентября, в день обретения мощей.
Священномученик Неофит, епископ Урбнисский
Священномученик Неофит, епископ Урбнисский, бывший персидский военачальник Омар, участвовал в походе султана Ахмета, вторгшегося в Грузию. Подъезжая к Шиомгвимской обители с передовым отрядом, Омар, по Промыслу Божию, увидел духовными очами сонм Ангелов над обителью и посреди них старца – святого Шио. Пораженный красотой Шиомгвимского монастыря, Омар не тронул обители, а унес с собой желание самому стать ее иноком. Через некоторое время он действительно вернулся в Шиомгвимский монастырь, принял святое Крещение и постригся с именем Неофит, что значит «новообращенный».
С этого времени начал святой Неофит ревностную подвижническую жизнь и стяжал много Божиих дарований. Он стал настоятелем обители, и слава о его равноангельской жизни разнеслась по всей Грузии. Католикос Самуил IV (582–591) вызвал его из обители и возвел на Урбнисскую кафедру.
Язычники и огнепоклонники, чьи ложные учения святой Неофит ревностно искоренял, решили погубить его. Ворвавшись в епископский дом, где они застали преосвященного Неофита на молитве, язычники схватили его, выволокли вон и предали мучительной смерти через побиение камнями, подобно тому, как в свое время побили язычники камнями первомученика Стефана. Это произошло в 587 году. Спустя некоторое время тело святого было перенесено в Шиомгвимский монастырь и положено под престолом соборного храма. Грузинская Церковь празднует память священномученика Неофита, епископа Урбнисского, 28 октября.
Святитель Арсений I Сербский, архиепископ
Личность святого Арсения имела великое значение в истории Сербской Церкви и Церкви Вселенской. Именно он смог сберечь и передать уже своим преемникам традиции святого Саввы Сербского как его ближайший ученик и преемник. Кроме того, именно благодаря ему Косово стало еще до Косовской битвы духовным центром для сербов. Здесь сербские влыдыки возводили свои задужбины – новые обители во спасение своей души. В XVI–XVIII веках Печ стал духовной столицей и для всех православных славян Балкан, ибо все они входили в обновленную Печскую патриархию.
Святой Савва, когда нависла опасность вторжения татар на Балканы, благословил своего лучшего ученика найти на юге державы новое, более безопасное место для Сербской архиепископии. Тогда-то святой Арсений и облюбовал город Печ в Косово для этой высокой цели. В Печи он построил церковь святых апостолов, освятив навсегда это место своей благодатной личностью. С тех пор этот монастырь и храм, в котором были поставлены мощи святого, стали духовным центром всего сербского народа, и именно здесь Сербская архиепископия переросла в патриархию, чтобы потом, во время турецкого ига, объединить всех православных славян Балкан.
Преподобный Феофил Киевский, Христа ради юродивый
Преподобный Феофил Киевский, Христа ради юродивый Родился в 1788 г. в семье священника. Крещен Фомой. Младенец не принимал материнского молока. Чтобы спасти ребенка от голодной смерти, изумленная мать кормила его картофельной жижей, разваренной репой и морковью.
Суеверные соседки наговаривали матери, что этот ребенок урод. Мать ожесточилась против ребенка и приказала служанке утопить его в речке. Та дважды бросала его в воду, но хранимое Богом дитя вынырнуло из воды и безмятежно спало, словно в мягкой колыбели. Служанка в испуге расплакалась и вернула младенца домой.
Ожесточенная мать выхватила дитя и побежала топить сама. Она бросила его под мельничное колесо, но колесо остановилось. Выбежал мельник и достал дитя из воды. Наблюдавшая служанка рассказала отцу, и он прятал сына у добрых соседей. А когда умер отец, Фому отвезли на воспитаниe в Братский монастырь на Подоле. Здесь он учился грамоте и принял монашеский чин. Жил в Киево-Печерской Лавре и Китаевой пустыни.
Заботясь о чистоте души, он нисколько не заботился о чистоте тела. Одежда его была ветхая, с заплатами, пришитыми белыми нитками, и вся выпачкана тестом и маслом. На одной ноге истрепанный сапог, а на другой – валенок или лапоть. Голова всегда повязана была грязным полотенцем. На теле носил железный пояс с иконкой Богоявления в память трикратного спасения от утопления. Получая пищу, он смешивал ее в одной посуде: и горькое, и сладкое.
По Киеву ездил всегда на бычке без упряжи и вожжей и приезжал именно туда, куда хотел блаженный – без возгласов и понуканий. Сидя на возку спиной к бычку, он всегда читал на коленях Псалтирь. Обличал тайные и явные грехи приходящих к нему в Китаево паломников, отчего одни плакали в раскаянии, а у других от страха и стыда волосы дыбом поднимались.
Одной барыне он вылил в подол на новое шелковое платье целую миску борща (так обличил ее в прелюбодеянии).
Однажды митрополит Филарет спешил в Китаево и не дочитал свое монашеское правило. В лесу он увидел Феофила, сидящего на самой верхушке дерева с молитвословом в руках. На вопрос митрополита: «Что ты там делаешь?» – он ответил, что дочитывает правило...
А для голодных странников распалил небесным огнем костер без спичек (помолясь на небо) и сварил им кашу из травы и камушков. А когда разливали в миски, то каша не уменьшалась, пока всех не накормил.
Император Николай Павлович, начиная войну с Турцией, хотел узнать у прозорливца будущее России и поехал в Китаевскую пустынь. Феофил, выйдя навстречу царю, исцарапал себе до крови руки и лицо, разгреб муравейник и улегся в середину его на спину. Царь и митрополит долго просили его подняться, но он лежал не шевелясь, с закрытыми глазами, скрестя руки на груди, как покойник. По всему телу его копошились целые полчища муравьев. И предсказание сбылось. Многочисленная армия турок (как муравьи) набросилась на Севастополь. Погибли храбрые адмиралы: Корнилов, Нахимов, Истомин и другие, а царь, истерзанный заботами и печалью о России, скончался в 1855 году.
В день своей кончины Феофил приказал очистить его келлию от мусора, зажечь лампаду и свечи, покадить ладаном. На вопрос келейника, зачем все это, он ответил, что сегодня за ним явится Ангел смерти и его надо принять по-христиански. Потом лег на скамью, взял в руки крест и послал к начальнику пустыни сказать, чтобы ударили в колокола, так как Феофил скончался. Начальник побежал в келлию, так как не поверил сказанному, но увидел, что Феофил уже лежал бездыханным, а вокруг изливался чудный аромат...
Скончался 28 сентября ст.ст. 1853 года на 65 году жизни. Погребен у северной стены Свято-Троицкой церкви в Китаевской пустыни, рядом с могилою Киево-печерского затворника Досифея.
И после его кончины, так же, как и при его жизни, подается не менее скорая помощь в болезнях и скорбях всем, с верой призывающим его имя, совершающим у его могилки панихиды.
14/27 июля 1993 г. Собор Украинской Православной Церкви под председательством блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, канонизировал Христа ради юродивого иеросхимонаха Феофила, причислив его имя к лику святых. А нетленные его останки перенесены в храм Святой Троицы и покоятся в новой гробнице.
Мученик Африкан
Святой мученик Терентий и его дружина пострадали при императоре Декии (249–251). Император издал указ, в котором повелевалось всем подданным приносить жертвы языческим идолам.
Когда этот указ получил правитель Африки Фортунатиан, он созвал народ на площади, показал страшные орудия пыток и объявил, что все без исключения должны принести жертвы идолам. Многие, испугавшись мучений, согласились, но сорок христиан во главе со святым Терентием мужественно заявили о своей верности Спасителю. Фортунатиан удивился их смелости и спросил, как они, разумные люди, могут исповедовать Богом Того, Кто был распят иудеями как злодей. В ответ на это святой Терентий смело ответил, что они веруют в Спасителя, добровольно претерпевшего Крестную смерть и в третий день Воскресшего. Фортунатиан понял, что Терентий своим примером воодушевляет других, и велел заточить его в темницу вместе с тремя его ближайшими друзьями – Африканом, Максимом и Помпием. Остальных мучеников, в том числе Зинона, Александра и Феодора, Фортунатиан решил принудить к отречению от Христа. Однако ни уговоры, ни страшные мучения не поколебали святых мучеников: их жгли раскаленным железом, поливали раны уксусом, растирали солью, строгали железными когтями. Несмотря на страдания, святые не ослабевали в исповедании Христа, и Господь укреплял их.
Фортунатиан велел привести страдальцев в храм и еще раз предложил им принести жертву идолам. Мужественные воины Христовы воззвали к Богу: «Боже Всесильный, проливший некогда огонь на Содом за беззаконие его, разори и ныне этот нечестивый храм идольский, ради истины Твоей». Идолы упали с грохотом и рассыпались, а затем разрушился весь храм. Разъяренный правитель приказал казнить их. Мученики, славя Бога, преклонили свои головы под меч палача.
После казни 36 мучеников Фортунатиан призвал к себе Терентия, Максима, Африкана и Помпия, показал им казненных и снова предложил принести жертву идолам. Мученики отказались. Правитель наложил на них тяжелые оковы и приказал морить в темнице голодом. Ночью Ангел Господень снял с мучеников оковы и напитал их. Наутро стража нашла святых бодрыми и полными сил. Тогда Фортунатиан приказал волхвам и заклинателям навести в темницу змей и всяких гадов. Стражи через отверстие в крыше заглянули в темницу и увидели невредимых мучеников, которые молились, а змеи ползали у их ног. Когда заклинатели, исполняя приказание, открыли двери темницы, змеи, не слушая заклинаний, бросились на них и стали жалить. Разъяренный Фортунатиан повелел обезглавить святых мучеников. Христиане взяли их святые тела и погребли с честью за городом.
Кириак Иерусалимский, сщмч.
Священномученик Кириак, Патриарх Иерусалимский, был тем иудеем, который показал святой царице Елене место захоронения Животворящего Креста Христова. Присутствуя при обретении Креста, Кириак (до Крещения он носил имя Иуда) искренно уверовал во Христа – Бога Истинного, и стал христианином. За чистую и добродетельную жизнь Кириак был удостоен избрания и возведения на Иерусалимский патриарший престол.
Во времена яростного гонителя христиан Юлиана Отступника, в 363 году, Кириак принял страдания за веру. После долгих пыток мучители умертвили святого.
Мучение Терентия, Неонилы, Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии. Афон, монастырь Дионисиат. 1547 г. Тзортзи (Зорзис) Фука.
Святые мученики Терентий и Неонилла и чада их: Сарвил, Фот, Феодул, Иеракс, Нит, Вил и Евникия претерпели мученическую кончину от гонителей христианства в царствование Декия (249–251). Ревностно исповедовали они Христа и порицали идолопоклонство. За это язычники подвергли всю христианскую семью страшным мучениям и пыткам, но не добились их отречения от истинной веры. Святые мученики были обезглавлены.
Преподобный Иоанн Хозевит, Кесарийский, епископ
Преподобный Иоанн Хозевит, епископ Кесарии Палестинской (587–596), прославился своей борьбой с евтихианской ересью, а также благодатными дарами прозорливости и чудотворений.
Родился он в египетском городе Фивы и еще юношей долго подвизался со своим дедом в Фиваидской пустыне. Узнав о святой жизни Иоанна, по повелению императора, его поставили епископом города Кесарии. Но святой, стремясь к уединению, удалился в Хузевскую пустыню (между Иерусалимом и Иерихоном) и подвизался там до конца жизни (VI).
Преподобный Стефан Савваит, творец церковных канонов, подвизался в лавре святого Саввы в Палестине в IХ веке.
Премудрая и всехвальная Христова мученице Параскево,
мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергши,
диавола победи и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи:
приидите тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите,
аз бо радующися иду ко Христу, Жениху моему;
тоя молитвами Христе Боже спаси души наша.
ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем, величаем тя,
страстотерпеце Христова Параскево,
и чтим честное страдание твое,
еже за Христа претерпела еси.
Моли́тва
Свята́я неве́сто Христо́ва, многострада́льная му́ченице Параске́во! Ве́мы, я́ко от ю́ности твоея́ ты все́ю душе́ю твое́ю и всем се́рдцем твои́м возлюби́ла еси́ Царя́ Сла́вы, Христа́ Спаси́теля, и Ему́ еди́ному уневе́стилася еси́, разда́вши име́ния твоя́ неиму́щим и бе́дным. Ты си́лою благоче́стия твоего́, твои́м целому́дрием и пра́ведностию, я́ко луча́ми со́лнечными, просия́ла еси́, жи́вши свя́то среди́ неве́рных и безбоя́зненно пропове́давши им Христа́ Бо́га. Ты, от дней ю́ности твоея́, науче́нная твои́ми роди́телями, всегда́ благогове́йно че́ствовала дни искупи́тельных страсте́й Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Его́же ра́ди и сама́ доброво́льно пострада́ла еси́. Ты, десни́цею А́нгела Бо́жия от неисце́льных ран ди́вно исцеле́нная и восприя́вшая неизрече́нную све́тлость, изуми́ла еси́ неве́рных мучи́телей. Ты, и́менем Го́спода на́шего Иису́са Христа́ и си́лою моли́твы твое́я в ка́пище язы́ческом всех и́долов до́лу пове́ргши, в прах сокруши́ла еси́ я́. Ты, опаля́емая свеща́ми, еди́ною моли́твою твое́ю ко всеси́льному Го́споду угаси́ла еси́ огнь есте́ственный, и тем же пла́менем, чуде́сне возжже́нным чрез А́нгела Бо́жия, попали́вши неи́стовых беззако́нников, мног наро́д привела́ еси́ к позна́нию и́стиннаго Бо́га. Ты, во сла́ву Го́спода прия́вши ме́чное главы́ твоея́ усече́ние от мучи́телей, до́блественно сконча́ла еси́ страда́льческий твой по́двиг, возше́дши душе́ю твое́ю на Небеса́, в черто́г вожделе́ннаго твоего́ Жениха́ Христа́ Царя́ Сла́вы, ра́достно сре́тшаго тя сим небе́сным гла́сом: «Ра́дуйтеся, пра́веднии, я́ко му́ченица Параске́ва увенча́ся!» Те́мже и мы днесь приве́тствуем тя, многострада́льная, и, взира́юще на святу́ю твою́ ико́ну, с умиле́нием вопие́м ти: всечестна́я Параске́во! Ве́мы, я́ко ве́лие и́маши дерзнове́ние ко Го́споду: умоли́ у́бо Его́, Человеколю́бца, и о нас предстоя́щих и моля́щихся ти. Да пода́ст Он и нам, я́коже тебе́, терпе́ние и благоду́шие в беда́х и ско́рбных обстоя́ниях; да да́рует Он, хода́тайством твои́м и заступле́нием, ра́достное, благоде́нственное и ми́рное житие́, здра́вие же и спасе́ние, и во всем благо́е поспеше́ние возлю́бленному на́шему оте́честву да ниспо́слет свято́е Свое́ благослове́ние и мир, и всем правосла́вным христиа́ном да пода́ст твои́ми святы́ми моли́твами утвержде́ние в ве́ре, благоче́стии и свя́тости, преспе́яние же в христиа́нской любви́ и вся́кой доброде́тели; да очи́стит нас гре́шных от вся́кия скве́рны и поро́ка; да огради́т нас святы́ми Свои́ми а́нгелами, да засту́пит, сохрани́т и поми́лует всех свято́ю Свое́ю благода́тию и соде́лает насле́дниками и прича́стниками Небе́снаго Своего́ Ца́рствия. И та́ко улучи́вше спасе́ние твои́ми святы́ми моли́твами, предста́тельством и заступле́нием, всесла́вная неве́сто Христо́ва Параске́во, просла́вим вси пречестно́е и великоле́пое и́мя ди́внаго во святы́х Свои́х и́стиннаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
***
О пречудне и прехвальне богомудре oтче наш Феофиле, ангелов достойный собеседниче и покаяния человеков неумолкаемая проповедь, иноческаго делания правило и мирян благочеcтивых похвало!
Скудосердечия нашего, святе, не презри и приими по силе нашей тебе приносимое пение. Ходатайства бо твоего пред Господем просим и чадолюбие твое к снизхождению усердно призываем.
Вемы бо воистину, вемы, яко умы нашя к тебе простирающе, подвизаем тя грехи нашя обличати и лице твое от беззаконий наших отвращати. Но такожде, oтче священнейший, вемы, яко обличение чадолюбное ко стези покаяния спасительнаго влечет и к участию Божеcтвенному прилагает.
Сего ради слезно молим тя и в сокрушении колена сердец наших приклоняюще, умильно просим: немощь нашу укрепи и препоны вражия молитвенным участием твоим сокруши: да молитвами твоими укрепляеми, врагу злокозненному противостанем, в броню благодати Христовы облекшася. И тако ратоборствующе, дерзнем с тобою вкупе славити всесвятое имя Пресвятыя Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь.
10-е ноября Прп. Иова, игумена Почаевского (1651).
Преподобный Иов, игумен Почаевский, чудотворец (в миру Иван Железо), родился в середине ХVI века в Покутье в Галиции. В возрасте 10 лет он пришел в Преображенский Угорницкий монастырь, а на 12-м году жизни принял монашество. С юности преподобный Иов был известен величайшим благочестием, строгой подвижнической жизнью и рано был удостоен священнического сана. Около 1580 года, по просьбе известного поборника Православия князя Константина Островского, он возглавил Крестовоздвиженский монастырь близ города Дубно и управлял монастырем более 20 лет в обстановке нараставших гонений на Православие со стороны католиков и униатов. В начале ХVII века преподобный удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители, славной своей чудотворной Почаевской иконой Божией Матери. Братия обители, полюбив святого отшельника, избрали его своим игуменом. Преподобный Иов, ревностно исполняя должность настоятеля, был кроток и ласков с братьями, сам много работал, сажал в саду деревья, укреплял плотины близ монастыря. Принимая деятельное участие в защите Православия и русской народности, преподобный Иов присутствовал на Киевском Соборе 1628 года, созванном против унии. После 1642 года преподобный Иов принял великую схиму с именем Иоанн. Иногда он полностью затворялся в пещере на три дня или на целую неделю. Иисусова молитва была непрестанным деланием его кроткого сердца. По свидетельству ученика и составителя жития преподобного Иова Досифея, однажды во время молитвы преподобного пещеру осиял небесный свет. Скончался преподобный Иов в 1651 году, прожив более 100 лет, после пятидесятилетнего управления Почаевской обителью. 28 августа 1659 года совершилось прославление преподобного Иова.
***
Тропарь и кондак прп. Иову Почаевскому
Тропарь, глас 4
Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав, Крестителеву воздержанию уподобляяся, Божественныя же ревности обою приобщаяся, тех имена достойно прияти сподобился еси, и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен, тем же монахов множество ко Христу привел еси, и вся люди в православии утвердил еси, Иове, преподобне отче наш, моли спастися душам нашим.
Кондак, глас 4
Явился еси истинныя веры столп, Евангельских же заповедей ревнитель, гордыни обличение, смиренным же предстатель и научение, тем же и ублажающим тя, грехов отпущение испроси, и обитель твою невредиму сохрани Иове, отче наш, многострадальному подобный.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче наш Иове, и чтем святую память твою, наставниче монахов, и собеседниче Ангелов.
О, всесвяты́й и пресла́вный уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче на́ш И́ове, при́сный о на́с ко Го́споду моли́твенниче и те́плый предста́телю о душа́х на́ших! К тебе́ всеумиле́нно ны́не притека́ем, и, помина́юще по́двиги и чудеса́ твоя́, я́же сотвори́л еси́ и твори́ши на земли́, про́сим и мо́лим твою́ благосты́ню: я́коже тве́рдо и неизме́нно потруди́лся еси́ в ве́ре Христа́ Бо́га на́шего, и сию́ до конца́ в себе́ и во все́х при́сных твои́х це́лу и невреди́му сохрани́вый от вся́ких прираже́ний вра́жиих и ересе́й тлетво́рных, си́це и на́с в Правосла́вии и единомы́слии укрепи́, отгоня́ющи моли́твами твои́ми вся́кую тму́ неве́рия и неправомы́слия от серде́ц и помышле́ний на́ших; послужи́вый Го́споду и Бо́гу твоему́ де́лы благи́ми и неизрече́нным самоотверже́нием в труде́х, бде́ниих и поще́ниих, наста́ви на́с на пу́ть вся́кия доброде́тели и благосты́ни, избавля́ющи от искуше́ний и грехо́в, удаля́ющих на́с от Бо́га и поверга́ющих в бе́здну зла́ все́ житие́ на́ше; яви́выйся иногда́ с Пречи́стою Де́вою Богоро́дицею верху́ горы́ Поча́евския во спасе́ние оби́тели твоея́ от наше́ствия и обложе́ния ага́рянскаго, и ны́не ускори́ на по́мощь Благочести́вейшему Госуда́рю на́шему Импера́тору [и́мярек] и всему́ правосла́вному и боголюби́вому Ца́рству на́шему проти́ву все́х враго́в на́ших вне́шних и вну́тренних, утвержда́я ми́р и тишину́ в земли́ на́шей, да твои́ми моли́твами и предста́тельством, ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́; и все́м, к тебе́ притека́ющим и припа́дающим к ра́це честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х и твоея́ по́мощи и заступле́ния тре́бующим, неоску́дныя ми́лости незави́стно подава́яй, не оста́ви и на́с си́рых и безпо́мощных, тебе́ моля́щихся, избавля́ющи от вся́кия ско́рби, гне́ва и ну́жды, от гла́да, губи́тельства, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нник и междоусо́бныя бра́ни. Е́й, уго́дниче Бо́жий, при́зри ми́лостивно от престо́ла Царя́ сла́вы, Ему́же ты́ ны́не предстои́ши со арха́нгелы и а́нгелы и со все́ми святы́ми, на оби́тель твою́ (сию́) Поча́евскую, е́юже ты́ дре́вле му́дро пра́вил еси́, назда́в ю́ всехва́льным и ди́вным житие́м твои́м, и сохрани́ ю́ моли́твами твои́ми, и вся́кий гра́д и страну́, и все́х отовсю́ду, на мо́ри и на су́ши, в пусты́нях и в злоключе́ниих многоразли́чных тебе́ призыва́ющих, от все́х зо́л ви́димых и неви́димых; да та́ко твое́ю по́мощию и хода́тайством спаса́еми, в ве́це се́м и по сконча́нии живота́ на́шего сподо́бимся ку́пно с тобо́ю сла́вити и воспева́ти всечестно́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Моли́тва втора́я преподо́бному отцу́ на́шему И́ову, игу́мену Поча́евскому чудотво́рцу, для чте́ния в Поча́евской Ла́вре пред его́ моща́ми.
О, всеблаже́нне и богоно́сне о́тче на́ш И́ове! И́ноческаго ангелоподо́бнаго жития́ богому́дрый наста́вниче, ве́ры Правосла́вныя Восто́чно-Кафоли́ческия проти́в лжемудрова́ний За́пада непреобори́мый защи́тниче и побо́рниче, богопре́данных уста́вов Це́ркве и преда́ний оте́ческих ве́рный блюсти́телю и стро́гий взыска́телю, свя́тости и чистоты́, целому́дрия и нестяжа́ния, трудолю́бия и богомы́слия, поста́ и бде́ния вели́кий ревни́телю, долготерпе́ния и злострада́ния неутоми́мый и непобеди́мый ратобо́рче, о́браз кро́тости, зерца́ло смире́ния, приме́р незло́бия, по́стников удобре́ние, де́вственников похвало́, мона́хов и схимона́хов ра́досте. По и́мени твоему́, преподо́бне о́тче, я́коже и дре́вняго о́наго И́ова, многострада́льна и пра́ведна, и житие́ твое́ бы́сть пра́ведно и непоро́чно от младе́нческих пеле́н, все́ми де́лы благи́ми, я́ко многоце́нным би́сером, благоукраше́нно и благоду́шным терпе́нием чрез мно́га ле́та скорбе́й и боле́зней, па́че зла́та и сребра́, в горни́ле искуше́нных, просия́вши. Еще́ бо су́щи двана́десяти то́чию ле́т, восприя́л еси́ на ся́ и́го Христо́во с вели́ким о́бразом мона́шеским и да́же до ста́рости и престаре́ния вя́щше девяти́десяти ле́т, благоду́шно и неосла́бно, непоползнове́нно и небла́зненно поне́сл еси́, проше́д вся́к пу́ть пра́вды и святы́ни в посте́ и моли́тве, в коленопреклоне́ниих и бде́ниих и та́ко на высоту́ доброде́телей изря́дну, вспомоществу́емь благода́тию Бо́жиею, по степе́нем возше́л еси́, я́ко все́м диви́тися и ублажа́ти тя́ за премно́гую доброде́тель и любому́дрие твое́, не то́чию в преде́лех оте́чествия твоего́, но и в страна́х о́крест су́щих, о чесо́м слы́шав боголюби́вый кня́зь Остро́жский и вельми́ возжела́в име́ти тя́ руководи́теля себе́ на пути́ спасе́ния и Крестовоздви́женской оби́тели свое́й, я́же на о́строве Ду́бенстем, предстоя́теля и наста́вника моле́нием любве́ своея́ привлече́ тя́, отону́дуже и святе́й оби́тели Поча́евской, я́ко сокро́вище ве́лие и неоцене́нное, дарова́лся еси́. Те́мже и пра́ведный Судия́ и мздовозда́тель Бо́г, И́же ве́сть су́щия Своя́, пре́жде да́же не бы́ти и́м, обеща́вый ве́рным рабо́м Свои́м за труды́ и по́двиги и́х во сла́ву Его́ и́мени возда́ти стори́цею, свы́ше призре́ на смире́ние твое́ и вознесе́ тя́, и просла́ви тя́ на земли́ живы́х, дарова́в духоно́сному телеси́ твоему́ да́р нетле́ния и благода́ть врачева́ния неду́гов душе́вных и теле́сных, для все́х, с ве́рою и любо́вию ко всечестне́й ра́це твое́й притека́ющих, а моли́тве твое́й си́лу и кре́пость непобеди́мую, враго́в ви́димых и неви́димых устраша́ющую и поража́ющую. Егда́ бо иноплеме́нницы о́ны исмаели́тстии, и́хже Госпо́дь Бо́г еще́ в пра́отце и́х от ро́да и до́му Авраа́мля отри́ну, врази́ Креста́ Христо́ва, облего́ша го́ру и оби́тель Поча́евскую, хотя́ще ю́ до конца́ разори́ти, тогда́ ты́, о́тче прехва́льне, бы́л еси́ хода́тай святы́ми твои́ми моли́твами ко всемогу́щему и всеблаго́му Бо́гу и к Преблагослове́нней Де́ве Мари́и Богоро́дице, и бла́гостию, тебе́ от Бо́га да́нною, и предста́тельством Пресвяты́я Богоро́дицы отгна́л еси́ все́ безу́мие супоста́тов те́х и, всю́ я́рость и́х разруши́в и кре́пость победи́в, сотвори́л еси́ и́х бежа́ти со стра́хом и тре́петом. При́зри у́бо и ны́не о́ком благоутро́бия твоего́, приле́жно мо́лим тя́, обстоя́ще святы́я и многоцеле́бныя мо́щи твоя́ и усе́рдно лобыза́юще я́, при́зри на на́с, недосто́йных ча́д и рабо́в твои́х, вступи́вших в стези́ твои́, но немогу́щих пра́во по ни́м ше́ствовати, и на ме́сто сие́, от ле́т дре́вних богоизбра́нное и чудесы́ просла́вленное, в не́мже и́мя твое́ призыва́ется и его́же ты́ по́ты трудо́в твои́х богоуго́дных ороси́л и возде́лал еси́, и огради́ его́ и на́с моли́твами твои́ми от вся́каго наве́та вра́жия и зла́го обстоя́ния, сохраня́я и соблюда́я все́х и ка́ждаго в ми́ре и тишине́, в ве́ре нелицеме́рней и богоуго́дном жи́тельстве. Пода́ждь же, уго́дниче Бо́жий, и все́м, приходя́щим се́мо и твоея́ по́мощи и заступле́ния и́щущим, бла́гость и ми́лость от Христа́ Бо́га на́шего и Пречи́стыя Его́ Ма́тере, да никто́же изы́дет отсю́ду в туге́ и ско́рби, в печа́ли и се́товании, постыжде́н и посра́млен в наде́янии свое́м, но ки́йждо, по ме́ре ве́ры и любве́ своея́, да восприи́мет себе́ поне́ не́кую отра́ду и утеше́ние, облегче́ние и подкрепле́ние, защи́ту и по́мощь, во сла́ву Бо́га Трисвята́го, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.