5 июля. Священномученика Евсевия, еп. Самосатского. Мучеников Зинона и Зины.

22 июня по старому стилю / 5 июля по новому стилю
вторник

Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского (380).
Мчч. Зинона и Зины (304). Мчч. Галактиона и Иулиании. Свт. Григория, митр. Валашского (1834) (Румын.).
Сщмчч. Феодора Смирнова и Гавриила Архангельского диаконов (1938).


Рим., 95 зач., VII, 14 – VIII, 2. Мф., 35 зач., X, 9–15.

Тропарь священномученика Евсевия, глас 4:
И нра́вом прича́стник... (см. Тропари, кондаки и величания общие)

Кондак священномученика Евсевия, глас 4:
Благоче́стно во святи́тельстве пожи́в/ и муче́ния путь проше́д,/ и́дольския угаси́л еси́ же́ртвы, святи́телю Евсе́вие,/ но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Священномученик Евсевий Самосатский

Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, твердо стоял за православное исповедание, утвержденное на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году, за что терпел преследования от ариан, неоднократно лишавших его кафедры и изгонявших в заточение. Император Констанций (337–361), покровитель ариан, узнав о том, что у святителя Евсевия хранится соборный акт об избрании на Антиохийскую кафедру православного архиепископа Мелетия, послал к нему приказ отдать этот акт. Святитель решительно отказался исполнить приказание. Разгневанный император послал сказать, что если он не отдаст акт, то ему отсекут правую руку. Святой Евсевий протянул посланному обе руки со словами: «Отсеките, но акта собора, в котором обличается злоба и беззаконие ариан, я не отдам». Император Констанций удивился смелости епископа, но не причинил ему вреда.

После Констанция воцарился Юлиан Отступник (361–363). Наступило еще более трудное время – началось открытое гонение на христиан. Святитель Евсевий, скрывая свой сан, в одежде воина прошел через всю Сирию, Финикию и Палестину, утверждая христиан в православной вере. Он поставлял в пустующие церкви священников и диаконов, рукополагал епископов, отвергавших арианскую ересь. После гибели Юлиана Отступника воцарился благочестивый царь Иовиан (363–364), в правление которого гонение прекратилось. Возвратившийся из ссылки архиепископ Мелетий по совету святого Евсевия в 379 году созвал в Антиохии Поместный Собор. В нем участвовало 27 епископов и было подтверждено православное вероучение, принятое на I Вселенском Соборе. Ариане, боясь твердых исповедников Православия – святителей Мелетия, Евсевия и Пелагия, пользовавшихся большим уважением императора, поставили свои подписи под соборным определением. После смерти императора Иовиана началось правление арианина Валента (364–378). Православные вновь стали подвергаться преследованиям. Святой Мелетий был изгнан в Армению, святой Пелагий – в Аравию, а святитель Евсевий осужден на заточение во Фракию. Получив царский указ, святой Евсевий ночью уехал из Самосаты, чтобы предотвратить возмущение почитавшего его народа. Узнав об отъезде епископа, верующие настигли его и с плачем умоляли возвратиться. Святитель отказался исполнить просьбу пасомых, сказав, что следует повиноваться существующей власти. Святитель убеждал пасомых твердо держаться Православия, благословил их и отправился на место ссылки. На Самосатскую кафедру был послан арианин Евномий, однако народ не принял еретика. Православные не ходили в храм и избегали встречи с ним. Еретик-арианин понял, что не сможет привлечь к себе самостоятельную паству.

Вступивший на престол император Грациан (375–383) возвратил из изгнания всех пострадавших при арианах православных архиереев. Святитель Евсевий также возвратился в Самосаты и продолжил труды по церковному благоустроению. Вместе со святым Мелетием они поставляли на место ариан православных архиереев и священнослужителей. Около 380 года он прибыл в арианский город Долихины, чтобы поставить в нем православного епископа Марина. Женщина-арианка сбросила с крыши черепицу, которая пробила голову святителю. Умирая, он по примеру Спасителя простил ей вину и просил окружавших не делать ей зла. Тело святителя Евсевия было перенесено в Самосаты и с плачем погребено его пасомыми. На место святителя был возведен его племянник, блаженный Антиох, и Самосатская Церковь продолжала твердо исповедовать православную веру, прочно насажденную трудами святого священномученика Евсевия.


Святые мученики Зинон и Зина жили в городе Филадельфия (Аравия). Они вели благочестивую жизнь. Святой Зинон имел большое состояние, но раздал свое имущество бедным и отпустил на волю рабов. Вместе с преданным ему слугой Зиной он пришел к правителю и обличил его в идолопоклонстве. Гонитель христиан приказал истязать исповедников. Их подвесили на столбе, строгали тело железными крюками, растирали раны уксусом и солью, жгли бока и грудь огнем, бросили в яму с огнем и обливали страдальцев кипящим маслом. Святые терпеливо переносили все мучения и силой Божией оставались живы. Наконец, мученики были усечены мечом († 304).


Свт. Григорий Унгро-Влахийский

Святитель Григорий Валашский (Даскэл), митрополит. В Кре­ще­нии Ге­ор­гий. Ро­дил­ся в 1765 го­ду в Бу­ха­ре­сте. В Бу­ха­рест­ской ака­де­мии свя­то­го Сав­вы изу­чал гре­че­ский и ла­тин­ский язы­ки, бо­го­сло­вие.

Око­ло 1790 го­да вме­сте с 2 вы­пуск­ни­ка­ми ака­де­мии, Ге­рон­ти­ем и До­ро­фе­ем, по­сту­пил в Ня­мец­кий мо­на­стырь, где пре­по­доб­ный ста­рец Па­и­сий (Ве­лич­ков­ский) по­стриг его в мо­на­ше­ство с име­нем Гри­го­рий. Вско­ре был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на и вме­сте с Ге­рон­ти­ем при­сту­пил к пе­ре­во­ду с гре­че­ско­го на ру­мын­ский учи­тель­ных книг. Неко­то­рое вре­мя они сов­мест­но тру­ди­лись в Ня­мец­кой оби­те­ли, за­тем воз­вра­ти­лись в Бу­ха­рест. Здесь, в мит­ро­по­ли­чьей ти­по­гра­фии, по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Ун­гро-Вла­хий­ско­го До­си­фея ста­ли пе­ча­тать­ся их пе­ре­во­ды. По­ми­мо пе­ре­во­дов Гри­го­рий был по­став­лен за­ве­до­вать биб­лио­те­кой мит­ро­по­лии.

В 1802 го­ду оба ино­ка воз­вра­ти­лись в Ня­мец­кий мо­на­стырь, и мит­ро­по­лит Мол­дав­ский Ве­ни­а­мин по­ру­чил им пе­ре­вод но­вых книг для пуб­ли­ка­ции.

Рус­ско-ту­рец­кая вой­на 1806–1812 го­дов пре­рва­ла де­я­тель­ность мо­на­хов-книж­ни­ков. Осе­нью 1812 го­да Гри­го­рий и Ге­рон­тий вме­сте с ду­хов­ни­ком Кал­ли­ни­ком из мо­на­сты­ря Се­ку со­вер­ши­ли па­лом­ни­че­ство на Свя­тую Го­ру Афон. На об­рат­ном пу­ти близ Филип­по­по­ля (ныне Пло­в­див) на них на­па­ли гра­би­те­ли, и Ге­рон­тий скон­чал­ся под их пыт­ка­ми. Гри­го­рий остал­ся в жи­вых и по воз­вра­ще­нии про­дол­жил тру­ды по пе­ре­во­ду и из­да­нию ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры в ти­по­гра­фии Ня­мец­ко­го мо­на­сты­ря. По прось­бе ня­мец­ких ино­ков он на­пи­сал и из­дал так­же жи­тие свя­то­го Па­и­сия (Ве­лич­ков­ско­го).

По­сле 1817 го­да пе­ре­шёл в мо­на­стырь Ан­тим, за­тем в мо­на­стырь Кэл­дэ­ру­ша­ни, где им бы­ли под­го­тов­ле­ны но­вые пе­ре­во­ды, опуб­ли­ко­ван­ные в Бу­ха­рест­ской ти­по­гра­фии.

4 ян­ва­ря 1823 го­да на за­се­да­нии Го­судар­ствен­но­го со­ве­та из 3 кан­ди­да­тур, пред­ло­жен­ных на мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру, гос­по­дарь Гри­го­рий Ги­ка утвер­дил кан­ди­да­ту­ру иеро­ди­а­ко­на Гри­го­рия. Пре­да­ние утвер­жда­ет, что, бу­дучи вы­зван в Бу­ха­рест, Гри­го­рий пеш­ком пре­одо­лел весь путь от Кэл­дэ­ру­шан­ской оби­те­ли до сто­ли­цы. 9 ян­ва­ря он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и воз­ве­ден в до­сто­ин­ство ар­хи­манд­ри­та, 10 ян­ва­ря хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па, а 11 ян­ва­ря 1823 го­да на­сто­ло­ван мит­ро­по­ли­том Ун­гро-Вла­хий­ским.

Од­ной из пер­вых за­бот ар­хи­пас­ты­ря бы­ло за­ме­ще­ние ва­кант­ных ка­федр: им бы­ли по­став­ле­ны епи­ско­пы для Ар­джеш­ской, Рым­ник­ской и Буз­эуской епар­хий. Вла­ды­ка Гри­го­рий раз­ре­шил финан­со­вые про­бле­мы мит­ро­по­лии, обре­ме­нен­ной боль­ши­ми дол­га­ми, до­став­ши­ми­ся в на­след­ство от преды­ду­щих пред­сто­я­те­лей. Он при­нял необ­хо­ди­мые ме­ры для укреп­ле­ния ду­хов­ной и хо­зяй­ствен­ной дис­ци­пли­ны в пре­кло­нен­ных (преклоненные – приписанные к иноземным обителям. – Ред.) мо­на­сты­рях, на­сто­я­те­ля­ми ко­то­рых бы­ли гре­ки. Про­явил осо­бое вни­ма­ние к нуж­дам при­ход­ских свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов – упо­ря­до­чил взи­ма­ние с них раз­лич­ных на­ло­гов и умень­шил их ко­ли­че­ство, пре­се­кая зло­упо­треб­ле­ния и неза­кон­ные по­бо­ры со сто­ро­ны бла­го­чин­ных, ока­зы­вал ма­те­ри­аль­ную под­держ­ку вдо­вам и де­тям свя­щен­ни­ков. Был глав­ным по­пе­чи­те­лем ру­мын­ских школ в Ва­лаш­ском кня­же­стве, под­го­то­вил от­кры­тие в сво­ей мит­ро­по­лии епар­хи­аль­ных ду­хов­ных се­ми­на­рий, ко­то­рые ста­ли от­кры­вать­ся вско­ре по­сле его кон­чи­ны. При этом мит­ро­по­лит про­дол­жил свою пе­ре­вод­че­скую и кни­го­из­да­тель­скую де­я­тель­ность на ру­мын­ском, а в 1828 го­ду в Бу­ха­ре­сте при его со­дей­ствии бы­ло от­пе­ча­та­но Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие на бол­гар­ском язы­ке.

В 1828 го­ду в хо­де но­вой рус­ско-ту­рец­кой вой­ны Ду­най­ские кня­же­ства бы­ли за­ня­ты рус­ски­ми вой­ска­ми и под­чи­не­ны рус­ской адми­ни­стра­ции. Мит­ро­по­лит Гри­го­рий вы­сту­пил про­тив об­ло­же­ния свя­щен­ни­ков и на­ро­да до­пол­ни­тель­ны­ми на­ло­га­ми, за что был в ян­ва­ре 1829 го­да сме­щён с ка­фед­ры но­вы­ми вла­стя­ми и от­прав­лен в Ки­ши­нёв. В де­каб­ре 1831 го­да уда­лён­но­му мит­ро­по­ли­ту бы­ло раз­ре­ше­но вер­нуть­ся на свою ка­фед­ру, но, при­быв в фев­ра­ле 1832 го­да в Буз­эу, он был вы­нуж­ден за­дер­жать­ся здесь бо­лее чем на год. За это вре­мя мит­ро­по­лит ос­но­вал тут ти­по­гра­фию и из­дал несколь­ко пе­ре­во­дов, сде­лан­ных им в Ки­ши­нё­ве, из тру­дов свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста и дру­гих. На­пе­ча­тан­ные им кни­ги мит­ро­по­лит раз­да­ри­вал свя­щен­ни­кам и ми­ря­нам. В ап­ре­ле 1833 го­да мит­ро­по­лит оста­вил Буз­эу, на­пра­вив­шись в мо­на­стырь Кэл­дэ­ру­ша­ни, а в ав­гу­сте то­го же го­да вер­нул­ся на ка­фед­ру в Бу­ха­рест.

По воз­вра­ще­нии, уже пре­ста­ре­лый и боль­ной, свя­ти­тель вновь за­нял­ся устро­е­ни­ем цер­ков­ной жиз­ни. Его про­ек­ты преду­смат­ри­ва­ли, в част­но­сти, со­зда­ние но­вых мо­на­сты­рей и епар­хи­аль­ных се­ми­на­рий, по­став­ле­ние свя­щен­ни­ка для каж­до­го се­ла или ху­то­ра (при на­ли­чии в се­ле бо­лее 50 дво­ров – двух свя­щен­ни­ков), осво­бож­де­ние их от бар­щи­ны. Неза­дол­го до кон­чи­ны мит­ро­по­ли­та Гри­го­рия в Кэл­дэ­ру­шан­ской оби­те­ли под его над­зо­ром на­ча­ли пе­ре­из­да­вать его «Жи­тия свя­тых» в 12 то­мах на ос­но­ва­нии пер­во­го из­да­ния, по­явив­ше­го­ся в Ня­мец­ком мо­на­сты­ре, но при жиз­ни вла­ды­ки вы­шли лишь 2 то­ма. Свя­ти­тель скон­чал­ся в Бу­ха­ре­сте 22 июня 1834 го­да.

Свя­щен­ный Си­нод Ру­мын­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ок­тяб­ре 2005 го­да при­нял ре­ше­ние о при­чис­ле­нии мит­ро­по­ли­та Гри­го­рия к ли­ку свя­тых. 21 мая 2006 го­да в Бу­ха­рест­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре рав­ноап­о­столь­ных Кон­стан­ти­на и Еле­ны пат­ри­арх Ру­мын­ский Фео­к­тист в со­слу­же­нии 28 ар­хи­ере­ев, чле­нов Свя­щен­но­го Си­но­да и пред­ста­ви­те­лей Кон­стан­ти­но­поль­ской, Эл­лад­ской, Бол­гар­ской, Серб­ской, Поль­ской Пра­во­слав­ных Церк­вей со­вер­шил тор­же­ствен­ную ка­но­ни­за­цию свя­ти­те­ля. Мо­щи его бы­ли по­ло­же­ны в мо­на­сты­ре Кэл­дэ­ру­ша­ни.

Ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви от 21 ав­гу­ста 2007 го­да имя свя­ти­те­ля бы­ло вклю­че­но в ме­ся­це­слов Рус­ской Церк­ви.


Святые мученики Галактион, Иулиания и Сатурнин. Святой Галактион был потоплен в море за исповедание веры во Христа, а святая Иулиания вместе со своим сыном Сатурнином была сожжена.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites