30 июня. Мучеников Мануила, Савела и Исмаила. Священномученика Аверкия Северовостокова пресвитера.

17 июня по старому стилю / 30 июня по новому стилю
четверг

Мчч. Мануила, Савела и Исмаила (362).
Сщмч. Аверкия Северовостокова пресвитера (1918); прп. Максима Попова исп. (1934); мц. Пелагии Балакиревой (1943).


Рим., 89 зач., V, 10–16. Мф., 27 зач., VIII, 23–27. Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.

Тропарь мучеников, глас 4:
Му́ченицы Твои́, Го́споди... (см. Тропари, кондаки и величания общие)

Кондак мучеников, глас 2:
Ве́рою Христо́вою уя́звлени, всеблаже́ннии,/ и Сего́ ве́рно испи́вше ча́шу,/ пе́рсская служе́ния и де́рзость на зе́млю низложи́сте,/ Тро́ицы равночи́сленнии,// моли́твы творя́ще о всех нас.

Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил

Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил, родные братья, происходили из знатного персидского рода. Отец их был язычником, мать, христианка, крестила детей и воспитала их в твердой вере во Христа Спасителя. Возмужав, братья поступили на военную службу. В качестве послов персидского царя Аламундара они были посланы для заключения мирного договора с императором Юлианом Отступником (361 - 363). Юлиан принял их с подобающей честью и оказывал расположение. Но когда братья отказались принять участие в языческом жертвоприношении, разгневанный Юлиан, нарушив закон, заключил мирных посланников чужой страны в темницу, как преступников. На допросе он сказал им, что, если они презирают почитаемых им богов, то нельзя достигнуть между странами ни согласия, ни мира. Святые братья отвечали, что они посланы своим царем с государственным поручением, а не для того, чтобы рассуждать о богах. Видя твердость веры святых братьев, император велел подвергнуть их жестоким мукам. Святых мучеников подвесили, пригвоздив руки и ноги к дереву, в головы вонзили гвозди, а под ногти рук и ног вбили острые спицы. Во время истязаний святые воины, как бы не чувствуя мучений, славили Бога и молились. Наконец, святым мученикам отсекли головы мечами. Тела их Юлиан приказал сжечь, но внезапно произошло землетрясение, земля разверзлась и приняла в свои недра тела святых мучеников. Через два дня, после усердной молитвы христиан, земля возвратила тела святых братьев, от которых исходило благоухание. Многие язычники, ставшие свидетелями происшедшего чуда, уверовали во Христа и крестились. Христиане с честью погребли мощи святых мучеников - братьев Мануила, Савела и Исмаила. Это совершилось в 362 году. С этого времени мощи святых страстотерпцев прославились чудотворениями.
Узнав об убийстве своих послов и о том, что законопреступник Юлиан с многочисленными войсками идет против него, царь Аламундар собрал войско и стал на границе своих владений. В крупном сражении персы одолели греков. Юлиан Отступник был убит святым великомучеником Меркурием (сведения помещены 24 ноября).
Через 30 лет благочестивый император Феодосий Великий (+ 395) построил в Константинополе храм в честь святых мучеников, а святитель Герман, Патриарх Константинопольский (память 12 мая), будучи еще иеромонахом, написал в память и похвалу святым братьям канон.


Аверкий Яковлевич Северовостоков (+ 1918), священник, священномученик. Окончил Уфимскую духовную семинарию.
После рукоположения во священника с сер. 1880-х годов более 30 лет служил в Иоанно-Златоустовской церкви села Емаши, являясь также законоучителем земской школы. С середины 1910-х годов состоял действительным членом епархиального комитета православного миссионерского общества.

Расстрелян красноармейцами 30 июня 1918 во время совершения им молебна на прицерковной площади с. Емаши Златоустовского у. Уфимской губ.

26 октября 1999 г. прославлен в лике местночтимых святых Уфимской епархии, на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. причислен к лику общероссийских святых.



Му­че­ни­ца Пе­ла­гия ро­ди­лась 8 ок­тяб­ря 1901 го­да в се­ле Спи­ри­но Его­рьев­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ни­ки­ты Ба­ла­ки­ре­ва. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Пе­ла­гия по­лу­чи­ла в сель­ской шко­ле; дол­гое вре­мя она жи­ла вме­сте с от­цом, по­мо­гая ему по хо­зяй­ству. В 1927 го­ду она пе­ре­шла жить в се­ло Ша­ра­по­во Его­рьев­ско­го рай­о­на, устро­ив­шись ра­бо­тать сто­ро­жем при мест­ной Тро­иц­кой церк­ви. Здесь она ста­ла по­мо­гать на­сто­я­те­лю про­то­и­е­рею Ни­ко­лаю Спе­ран­ско­му и со вре­ме­нем бы­ла из­бра­на ста­ро­стой хра­ма.
18 но­яб­ря 1937 го­да Пе­ла­гия вме­сте с на­сто­я­те­лем и дру­ги­ми при­хо­жа­на­ми Тро­иц­кой церк­ви бы­ла аре­сто­ва­на и за­клю­че­на в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Про­то­кол до­про­са со сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми про­тив нее под­пи­сал сек­ре­тарь Ша­ра­пов­ско­го сель­со­ве­та; он хо­ро­шо знал, что под­пи­сы­ва­ет лже­сви­де­тель­ство, но, же­лая из­ба­вить­ся от свя­щен­ни­ка и ак­тив­ных при­хо­жан и за­крыть храм, де­лал это вполне со­зна­тель­но.
На сле­ду­ю­щий день по­сле аре­ста Пе­ла­гия бы­ла до­про­ше­на.
– След­ствию из­вест­но, что вы со­би­ра­ли под­пи­си под жа­ло­бой на сель­со­вет вви­ду его от­ка­за в по­строй­ке цер­ков­ной сто­рож­ки на кол­хоз­ной зем­ле. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су! – по­тре­бо­вал от нее сле­до­ва­тель.
– Да, я дей­стви­тель­но со­би­ра­ла под­пи­си при­хо­жан под дан­ной жа­ло­бой.
– След­ствию из­вест­но, что вы сов­мест­но с бла­го­чин­ным умыш­лен­но за­тя­ги­ва­ли цер­ков­ную служ­бу с це­лью сры­ва поле­вых ра­бот в кол­хо­зе. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су!
– Дей­стви­тель­но, цер­ков­ные служ­бы обыч­но кон­ча­лись в 12 ча­сов дня – ко­гда бы­ли пре­столь­ные празд­ни­ки или ис­пол­ня­лись тре­бы, чем сры­ва­лись кол­хоз­ные ра­бо­ты.
– Вы об­ви­ня­е­тесь в про­ве­де­нии ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. При­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ной в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии?
– Да, при­знаю се­бя ви­нов­ной, что ве­ла ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию.
На сле­ду­ю­щий день сно­ва со­сто­ял­ся до­прос, и сле­до­ва­тель спро­сил Пе­ла­гию, под­твер­жда­ет ли она свои по­ка­за­ния преды­ду­ще­го дня. Осо­знав, что ее за­тя­ги­ва­ют на путь опас­но­го лже­сви­де­тель­ства про­тив се­бя, она за­яви­ла:
– По­ка­за­ния свои под­твер­ждаю... но ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не ве­ла и ви­нов­ной се­бя не при­знаю.
– На ка­кие сред­ства жи­ве­те? – спро­сил ее сле­до­ва­тель.
– Я про­жи­ваю у бла­го­чин­но­го Спе­ран­ско­го на сред­ства цер­ков­ной об­щи­ны.
– Ка­кие обя­зан­но­сти вы вы­пол­ня­е­те в цер­ков­ной об­щине?
– По­ми­мо по­ру­че­ний свя­щен­ни­ка при его служ­бе, я ис­пол­няю обя­зан­но­сти цер­ков­ной ста­ро­сты.
27 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Пе­ла­гию к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь.
В 1940 го­ду все при­го­во­рен­ные по это­му де­лу на­пи­са­ли жа­ло­бы. Бы­ли пе­ре­д­опро­ше­ны сви­де­те­ли, неко­то­рые из них не под­твер­ди­ли дан­ных ими ра­нее по­ка­за­ний. Несмот­ря на это, при­го­вор был со­чтен за­кон­ным в си­лу при­над­леж­но­сти об­ви­ня­е­мых к Церк­ви, го­ни­мой то­гда без­бож­ны­ми вла­стя­ми. Пе­ла­гия Ба­ла­ки­ре­ва скон­ча­лась 30 июня 1943 го­да в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре в Во­ло­год­ской об­ла­сти и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)
«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Июнь».
Тверь. 2008. С. 365-366

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites