7 мая. Суббота Светлой седмицы. Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов. Мучеников Пасикрата и Валентина.

24 апреля по старому стилю / 7 мая по новому стилю
суббота

Суббота Светлой седмицы. Мч. Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272).
Прп. Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Прп. Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Мчч. Пасикрата и Валентина (228). Мчч. Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303). Прп. Фомы юродивого (546–560). Прп. Елисаветы чудотворицы (V). Сщмч. Бранко пресвитера (1941) (Серб.).
Мч. Сергия Архангельского (1938).
Молченской иконы Божией Матери (1405).


Деян., 8 зач., III, 11–16. Ин., 11 зач., III, 22–33.

По заамвонной молитве на литургии читается молитва на раздробление артоса, и бывает раздробление и раздача артоса. Перед 9-м часом закрываются Царские врата. 9-й час читается обычный трехпсалмный.

В субботу на малой вечерне cтихира, глас 2:
Устна́ми чи́стыми/ по́йте со А́нгелы, челове́цы,/ Воскре́сшаго тридне́вно из гроб́а// и мир Совоздви́гшаго.

Мученик Савва Стратилат, Римский

Му­че­ник Сав­ва про­ис­хо­дил из готф­ско­го пле­ме­ни. Сво­ей храб­ро­стью он до­стиг вы­со­ко­го чи­на во­е­во­ды-стра­ти­ла­та и слу­жил при им­пе­ра­то­ре Авре­ли­ане (270–275). С юно­сти Сав­ва был хри­сти­а­ни­ном и усерд­но сле­до­вал за­по­ве­дям Хри­ста, по­мо­гал неиму­щим, по­се­щал в тем­ни­цах за­клю­чен­ных хри­сти­ан. За чи­стую и доб­ро­де­тель­ную жизнь свя­той по­лу­чил от Гос­по­да дар чу­до­тво­ре­ния и Име­нем Хри­ста ис­це­лял боль­ных, из­го­нял бе­сов. Ко­гда им­пе­ра­тор узнал, что свя­той Сав­ва хри­сти­а­нин, он по­тре­бо­вал от него от­ре­че­ния. Му­че­ник сбро­сил во­ин­ский по­яс и под­твер­дил, что не оста­вит свою ве­ру. Его би­ли, опа­ля­ли све­ча­ми, бро­си­ли в ко­тел со смо­лой, но му­че­ник оста­вал­ся невре­ди­мым. Ви­дя его му­че­ния, уве­ро­ва­ли во Хри­ста 70 во­и­нов, ко­то­рых тут же усек­ли ме­чом. Свя­то­го Сав­ву бро­си­ли в тем­ни­цу. В пол­ночь во вре­мя мо­лит­вы му­че­ни­ку явил­ся Хри­стос и оси­ял его све­том Сво­ей Сла­вы. Спа­си­тель по­ве­лел ему не бо­ять­ся, но дер­зать. Укреп­лен­ный, му­че­ник Сав­ва пе­ре­нес на­ут­ро но­вые му­че­ния и был утоп­лен в ре­ке († 272).



Му­че­ни­ки Па­си­крат и Ва­лен­тин про­ис­хо­ди­ли из ми­зий­ско­го го­ро­да До­ро­сто­ла и бы­ли во­и­на­ми при пра­ви­те­ле Ав­со­лане. Па­си­кра­ту бы­ло 22 го­да, а Ва­лен­ти­ну – 30 лет.

Ко­гда на­ча­лось го­не­ние на хри­сти­ан, му­че­ни­ки Па­си­крат и Ва­лен­тин от­кры­то ис­по­ве­да­ли ве­ру Хри­сто­ву. На су­де му­че­ник Па­си­крат плю­нул на идо­ла Апол­ло­на, от­ка­зав­шись при­не­сти жерт­ву.

Брат свя­то­го Па­си­кра­та пла­кал и уго­ва­ри­вал его хо­тя бы для ви­да при­не­сти жерт­ву идо­лам. Но му­че­ник по­ло­жил на жерт­вен­ник в огонь свою ру­ку и ска­зал: «Те­ло смерт­но и сго­ра­ет на огне; ду­ша же бес­смерт­на и пре­зи­ра­ет все ви­ди­мые му­ки». Му­че­ник Ва­лен­тин так­же за­явил о сво­ей го­тов­но­сти по­стра­дать за Хри­ста.

Ко­гда му­че­ни­ков ве­ли на казнь, за ни­ми сле­до­ва­ла мать свя­то­го Па­си­кра­та и уве­ща­ла сы­на не бо­ять­ся смер­ти за Хри­ста. Оба му­че­ни­ка бы­ли усе­че­ны ме­чом († 288).



Пре­по­доб­ный Сав­ва Пе­чер­ский под­ви­зал­ся в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря в XIII ве­ке. В ру­ко­пис­ных свят­цах, в «Кни­ге о свя­тых» и в ка­ноне служ­бы Ки­е­во-Пе­чер­ским пре­по­доб­ным он на­зы­ва­ет­ся чу­до­твор­цем. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся 24 ап­ре­ля ра­ди те­зо­име­нит­ства со свя­тым му­че­ни­ком Сав­вой Стра­ти­ла­том. Па­мять пре­по­доб­но­го Сав­вы празд­ну­ет­ся так­же вме­сте с со­бо­ром пре­по­доб­ных от­цов Ближ­них пе­щер (28 сен­тяб­ря) и со­бо­ром всех Ки­е­во-Пе­чер­ских чу­до­твор­цев (2-я Неде­ля Ве­ли­ко­го по­ста).


Пре­по­доб­ный Алек­сий, за­твор­ник Пе­чер­ский, под­ви­зал­ся в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря в XIII ве­ке. Мо­щи его бы­ли от­кры­ты по­сле 1675 го­да. Па­мять пре­по­доб­но­го Алек­сия со­вер­ша­ет­ся 24 ап­ре­ля по­то­му, что его мо­щи по­чи­ва­ют ря­дом с мо­ща­ми пре­по­доб­но­го Сав­вы Пе­чер­ско­го. Па­мять так­же с со­бо­ром пре­по­доб­ных от­цов Ближ­них пе­щер (28 сен­тяб­ря) и с со­бо­ром всех Ки­е­во-Пе­чер­ских чу­до­твор­цев (2-я Неде­ля Ве­ли­ко­го по­ста).

Му­че­ни­ки Ев­се­вий, Неон, Леон­тий, Лон­гин и 40 иных при­сут­ство­ва­ли при стра­да­ни­ях ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия († 303, па­мять 23 ап­ре­ля) и уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Их за­клю­чи­ли в тем­ни­цу. По­сле каз­ни ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия им­пе­ра­тор Дио­кли­ти­ан (284–305) из­дал указ, чтобы все уз­ни­ки при­нес­ли жерт­вы идо­лам. Му­че­ни­ки от­ка­за­лись. Их би­ли же­лез­ны­ми пру­тья­ми, по­ка не об­на­жи­лись внут­рен­но­сти, а за­тем от­сек­ли ме­чом го­ло­вы († 303).

Пре­по­доб­ный Фо­ма Юро­ди­вый был ино­ком од­но­го из мо­на­сты­рей в Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской (Ма­лая Азия). Он нес по­слу­ша­ние по сбо­ру ми­ло­сты­ни на нуж­ды мо­на­сты­ря. Ко­гда пре­по­доб­ный Фо­ма при­хо­дил в го­род Ан­тио­хию Си­рий­скую, то при­ни­мал на се­бя юрод­ство.

Эко­ном од­ной из церк­вей Ана­ста­сий, ко­то­ро­му на­до­е­ли прось­бы пре­по­доб­но­го Фо­мы, уда­рил его по ще­ке. При­сут­ство­вав­шие упре­ка­ли Ана­ста­сия за гру­бое об­ра­ще­ние с юро­ди­вым, но пре­по­доб­ный Фо­ма успо­ко­ил их, го­во­ря: «С это­го вре­ме­ни ни я от Ана­ста­сия ни­че­го не при­му, ни Ана­ста­сий не смо­жет мне ни­че­го по­дать». Эти сло­ва ока­за­лись про­ро­че­ски­ми. На дру­гой день Ана­ста­сий скон­чал­ся, а пре­по­доб­ный пре­ста­вил­ся по до­ро­ге в свой мо­на­стырь в церк­ви свя­той Ев­фи­мии в при­го­ро­де Даф­ни. Его по­греб­ли на том ме­сте, где хо­ро­ни­ли стран­ни­ков.

Через неко­то­рое вре­мя над гро­бом пре­по­доб­но­го по­греб­ли некую стран­ни­цу. Через че­ты­ре ча­са зем­ля из­верг­ла гроб стран­ни­цы. Ее сно­ва по­греб­ли здесь же, но утром гроб опять ока­зал­ся по­верх зем­ли. То­гда ее за­хо­ро­ни­ли в дру­гом ме­сте.

То же по­вто­ри­лось и при по­гре­бе­нии дру­гой жен­щи­ны. Все то­гда по­ня­ли, что пре­по­доб­ный Фо­ма не же­ла­ет, чтобы над ним бы­ла по­гре­бе­на жен­щи­на. О слу­чив­шем­ся со­об­щи­ли Ан­тио­хий­ско­му пат­ри­ар­ху Домну (546–560). По его по­ве­ле­нию мо­щи пре­по­доб­но­го Фо­мы бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ан­тио­хию и по­став­ле­ны в гроб­ни­це, где по­чи­ва­ли мо­щи мно­гих свя­тых му­че­ни­ков. Над эти­ми мо­ща­ми, ис­то­ча­ю­щи­ми мно­гие ис­це­ле­ния, по­стро­и­ли неболь­шую цер­ковь.

По мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Фо­мы в Ан­тио­хии пре­кра­ти­лась мо­ро­вая яз­ва. С то­го вре­ме­ни жи­те­ли на­ча­ли еже­год­но чтить па­мять пре­по­доб­но­го Фо­мы.

Пре­по­доб­ная Ели­са­ве­та еще от утро­бы ма­те­ри сво­ей бы­ла из­бра­на на слу­же­ние Бо­гу, ибо преж­де рож­де­ния ее ма­те­ри ее бы­ло воз­ве­ще­но от Бо­га, что у нее ро­дит­ся дочь, ко­то­рая бу­дет из­бран­ным со­су­дом Свя­то­го Ду­ха. От юных лет от­дан­ная на слу­же­ние Бо­гу и уне­ве­стив­шись бес­смерт­но­му Же­ни­ху Хри­сту, свя­тая Ели­са­ве­та в Ан­гель­ском чине слу­жи­ла Бо­гу, в чис­ле дру­гих дев ино­кинь[1], по­стом и тру­да­ми из­ну­ряя свое те­ло, и так уго­ди­ла Бо­гу, что по­лу­чи­ла от Него дар ис­це­лять неду­ги лю­дей, не толь­ко те­лес­ные, но и ду­шев­ные. Сво­ею мо­лит­вою она ис­це­ля­ла вся­кую те­лес­ную бо­лезнь, сво­и­ми же ре­ча­ми и бо­го­дох­но­вен­ны­ми на­став­ле­ни­я­ми вра­че­ва­ла ду­ши че­ло­ве­че­ские, на­став­ляя их к по­ка­я­нию и ко вся­ким доб­ро­де­те­лям. Одеж­дою для нее слу­жи­ла од­на толь­ко жест­кая вла­ся­ни­ца, и, хо­тя те­ло ее мёрз­ло от хо­ло­да, дух ее все­гда го­рел пла­ме­нем бо­же­ствен­ной люб­ви. Бу­дучи по­став­ле­на игу­ме­ни­ею над сест­ра­ми, свя­тая по­ка­за­ла еще боль­шие по­дви­ги, за­бо­тясь о спа­се­нии душ их.

Воз­дер­жа­ние ее бы­ло чрез­мер­ное, ибо она про­во­ди­ла мно­гие го­ды, не вку­шая хле­ба и пи­та­ясь толь­ко од­ни­ми пло­да­ми и ово­ща­ми, мас­ла же и ви­на она ни­ко­гда не вку­ша­ла во всю свою жизнь. Весь­ма ча­сто она по­сти­лась по со­ро­ка дней, по­доб­но ве­ли­ко­му Мо­и­сею[2], ни­че­го в это вре­мя не вку­шая[3]. В те­че­ние трех лет она, под­ра­жая сми­ре­нию Еван­гель­ско­го мы­та­ря (Лк.18:13), не воз­во­ди­ла сво­их те­лес­ных очей на небо, ду­шев­ны­ми же сво­и­ми оча­ми все­гда взи­ра­ла к Жи­ву­ще­му на небе­сах Бо­гу и, со­зер­цая Его сво­ею мыс­лию си­дя­щим на пре­сто­ле вы­со­ком и пре­укра­шен­ном, окру­жен­ным се­ра­фи­ма­ми, она не об­ра­ща­ла сво­их мыс­лей к пред­ме­там зем­ным. Ко­гда, по обык­но­ве­нию, она на­едине мо­ли­лась но­чью, то бы­ла свы­ше оси­я­ва­е­ма небес­ным све­том.

Кро­ме то­го, свя­тая Ели­са­ве­та со­вер­ша­ла и мно­гие чу­де­са: од­на­жды она умерт­ви­ла мо­лит­вою сви­ре­по­го змея; в дру­гой раз она ис­це­ли­ла од­ну жен­щи­ну, дол­гое вре­мя стра­дав­шую кро­во­те­че­ни­ем, так­же из­го­ня­ла нечи­стых ду­хов из лю­дей, со­вер­ша­ла мно­го и дру­гих чу­дес. Чу­де­са со­вер­ша­лись ею не толь­ко при жиз­ни ее, но и по­сле ее бла­жен­ной кон­чи­ны. На гроб­ни­це ее по­да­ва­лись мно­го­раз­лич­ные ис­це­ле­ние бо­ля­щим; так на­при­мер, на гро­бе ее по­лу­ча­ли про­зре­ние мно­гие сле­пые. Да про­слав­ля­ет­ся чрез нее Хри­стос Бог, див­ный во свя­тых Сво­их!

Об обстоятельствах явления Молченской иконы Божией Матери предание рассказывает следующее. В начале XIV века из разоренных татарами киевских пределов пришли в землю Путивльскую два инока и поселились в тихом и пустынном месте – в пещере на горе Чудной близ Молченского болота. Отшельники принесли с собой чудный образ Пресвятой Богородицы. После смерти иноков их погребли в устроенной ими же пещере. Это место было пустынным и диким, заросшим дремучими лесами, по которым бродили только бортники, собиравшие дикий мед. Однако во времена княжения Василия Дмитриевича (1389–1425 гг.) и при митрополите Киприане Божией Матери было угодно прославить это дикое место явлением Своего чудотворного образа.
МОЛЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В 1405 году один из бортников, бродя по лесу, зашел на Чудную гору и приблизился к тому месту, где были погребены иноки. Вдруг его озарило необычайное сияние и на ветвях липового дерева он увидел икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Благоговейно опустился он на землю при виде этого чудесного знамения и услышал громкий неведомый голос: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы».

Духовенство Путивля в сопровождении городских властей и множества народа, узнав от бортника о чудесном явлении иконы, тотчас же отправилось на указанное место и обнаружили ее находящейся на дереве и окруженной небесным светом. Тут же был отслужен молебен Пресвятой Богородице и многие получили исцеление.

На месте явления святого образа сначала была выстроена часовня, а затем воздвигнута церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан общежительный мужской монастырь – Молчанская Софрониева пустынь.

После разорения обители в смутное время чудотворный Молченский образ был перенесен в Путивль и помещен в новопостроенный там монастырь.

Бесчисленные тайны хранят подземные пещеры и ходы Молчанского Рождества Богородицы Печерского монастыря – по преданию в них могла проехать тройка лошадей, а протяженность достигала 25 километров. Подземным ходом монастырь был соединен с Молчанской Софрониевой пустынью – местом явления чудотворной иконы Богородицы, – и с княжеским теремом на соседнем холме. В советское время на территории монастыря в Путивле располагался завод радиодеталей. Обитель пострадала в эти годы больше, чем за весь предшествующий период своего существования. В 1991 г. в монастырских храмах возобновились богослужения. В 1997 г. Монастырь получил статус женского, в нем развернулись восстановительные работы. Чудотворная Молченская икона Божией Матери, которая после закрытия монастыря в 1925 г. хранилась у одного путивльского священника, была возвращена в обитель. Матерь Божия со Своего чудотворного образа неоскудно подает милость и благодать всем прибегающим к Ней с верой и молитвой.

На этой иконе Богоматерь изображена в короне, на правой руке Ее Богомладенец, а в левой – лествица. Перед Богородицей изображен молящийся человек.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites