21 января. Преподобного Георгия Хозевита и Емилиана исповедника. Преподобной Домники. Преподобного Григория, чудотворца Печерского.

8 января по старому стилю / 21 января по новому стилю
воскресенье
 Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Глас 8-й.

Прпп. Георгия Хозевита (VII) и Емилиана исп. (IX). Прп. Домники (ок. 474). Прп. Григория, чудотворца, Печерского, в Ближних пещерах (1093). Прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Сщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (1472).
Прп. Паисия Угличского (1504). Сщмч. Картерия, пресвитера Кесарии Каппадокийской (304). Мчч. Феофила диакона и Елладия (IV). Мчч. Иулиана, Келсия, Антония, Анастасия, мцц. Василиссы и Мариониллы, семи отроков и 20-ти воинов (313). Прп. Илии Египетского (IV). Мч. Або Тбилисского (786) (Груз.).
Сщмч. Виктора Усова пресвитера (1937); сщмчч. Димитрия Плышевского, Владимира Пастернацкого пресвитеров, прмч. Пафнутия Костина, мч. Михаила Новоселова (1938); сщмч. Василия Архангельского пресвитера (1939); мч. Иоанна Малышева (1940); св. Михаила Розова исп., пресвитера (1941).


Утр. – Ев. 11-е, Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – Недели по Богоявлении: Еф., 224 зач. (от полу'), IV, 7–13. Мф., 8 зач., IV, 12–17.. Недели 32-й: 1 Тим., 285 зач. (от полу), IV, 9–15.. Лк., 94 зач., XIX, 1–10 (о Закхее)..

Тропарь и кондак воскресные 8-го гласа
Тропарь:

С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне,/ погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное,/ да нас свободи́ши страсте́й,// Животе́ и Воскресе́ние на́ше, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Кондак:
Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси́,/ и Ада́ма воскреси́л еси́, и Е́ва лику́ет во Твое́м Воскресе́нии,/ и мирсти́и концы́ торжеству́ют// е́же из ме́ртвых воста́нием Твои́м, Многоми́лостиве.

Тропарь и кондак Богоявления
Тропарь праздника, глас 1:

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ Возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся, Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Кондак праздника, глас 4:
Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́ и яви́лся еси́,// Свет Непристу́пный.

Кондак преподобного Георгия, глас 4:
Яви́лся еси́ свети́ло пресве́тлое, Гео́ргие,/ озаря́я Боже́ственными заря́ми ве́рно зову́щия ти:/ моли́ о нас Влады́ку Христа́,/ я́вльшагося во струя́х// и просве́щшаго земноро́дныя.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Еф.4:7–13; Мф.4:12–17)

Вчера Апостол вооружил христианина, вступившего на путь спасения, духовным всеоружием, а ныне указывает руководителей в этом бранном шествии и последнюю светлую цель всего на воодушевление в притрудностях. Руководители пастыри и учители, которых дал Господь Церкви и устами которых Сам изрекает благопотребное всякому руководственное указание, коль скоро кто обращается к ним с верою и молитвенным к Господу обращением. Истину эту знают самоотверженно идущие путем Господним и без жаления себя ведущие борьбу с врагами спасения. Они в пастырях своих всегда встречают помощь и вразумление, когда со стороны смотря и ожидать бы ее нельзя было. Ибо не к человекам приходят, а ко Господу, всегда готовому руководить и вразумлять чрез человеков сих всякого искренно и с верою ищущего у Него себе помощи.

Светлая цель последняя есть «в меру полного возраста Христова», – возраст «в мужа совершенного» (Еф.4:13). Что есть муж совершенный в обычном порядке всем ведомо, и нельзя найти человека, которому не было бы желательно достигнуть такого совершенства; но что есть муж, совершенный в Господе, никому не ведомо, кроме вступивших в этот возраст. Это однако не должно ни у кого охлаждать ревности к достижению и себе такого возраста, а напротив более еще возгревать ее; потому что неведомость зависит от высоты того совершенства духовного, которое именуется мужеским возрастом в жизни по Богу. Апостол определил его восприятием полноты совершенств, явленных в Господе Спасителе. Всякий видит, что есть из-за чего к званию нашему приложить «все старание» (2Пет.1:5).


Преподобный Георгий Хозевит
Преподобный Георгий Хозевит родился на острове Кипре. По смерти родителей он отправился в Палестину на поклонение Святым местам. Здесь он поступил в иноческую Хозевитскую общину, находившуюся между рекой Иорданом и Иерусалимом, настоятелем которой он стал впоследствии. Преподобный Георгий подавал монахам образец пощения, бдения и телесных подвигов. Пожив на земле, словно бесплотный, он мирно скончался (VII).

Свя­ти­тель Еми­ли­ан, епи­скоп Ки­зи­че­ский, жил в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Льва Ар­мя­ни­на (813–820). Вме­сте с дру­ги­ми епи­ско­па­ми он был вы­зван во дво­рец к им­пе­ра­то­ру, на­стой­чи­во по­тре­бо­вав­ше­му от епи­ско­пов от­ка­зать­ся от по­чи­та­ния свя­тых икон. Свя­ти­тель Еми­ли­ан пер­вый твер­до от­ве­чал им­пе­ра­то­ру, что во­прос об ико­но­по­чи­та­нии мо­жет об­суж­дать­ся и ре­шать­ся лишь в Церк­ви ду­хов­ны­ми ли­ца­ми, а не в цар­ском двор­це. В 815 го­ду он был со­слан в за­то­че­ние за пра­во­слав­ную ве­ру, где и скон­чал­ся как ис­по­вед­ник.

Преподобная Домника Константинопольская, игумения
Преподобная Домника прибыла из Карфагена в Царьград при святом царе Феодосии Великом. Здесь она приняла Крещение от Патриарха Нектария и поступила в монастырь. Строгими и продолжительными подвигами взошла она на высоту духовного совершенства. Святая исцеляла больных, являла силу над стихиями, предсказывала будущее. Своими чудесами преподобная обращала жителей столицы к заботам о вечной жизни, о душе. Украшенная добродетелями, святая отошла из жизни непорочной девой в глубокой старости († 474).

Преподобный Григорий был пострижен в иночество в Киево-Печерском монастыре при преподобном Феодосии († 1074; память 3 мая). Много времени святой уделял чтению книг, которые были единственным его достоянием. Преподобный умел вразумлять похитителей. Несколько раз к нему в келлию и в сад пробирались грабители, но святой кротко вразумлял их; воры раскаивались, исправлялись и начинали с тех пор вести честную жизнь.
Однажды, когда преподобный шел к Днепру за водой, отроки отправлявшегося в поход князя Ростислава, увидев старца, начали смеяться над ним и грубо ругать его. Святой ответил им: «Дети, вам надлежало бы сокрушаться и просить у всех молитв, ибо над вами уже решен суд Божий. Вы все вместе с вашим князем найдете смерть в воде». По приказу разгневанного князя Ростислава преподобный был связан по рукам и ногам и с камнем на шее утоплен в Днепре. Однако предсказание его сбылось. Ростислав не вернулся из похода. В том же 1093 году двадцатилетний князь на глазах у своего брата, Владимира Мономаха, утонул, спасаясь бегством от половцев.

Преподобный Григорий, затворник Киево-Печерский, жил в ХIV веке. В «Сказании о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих» говорится, что пищей преподобного Григория всю жизнь служила невареная трава. Он давал эту траву приходившим к нему, и больные исцелялись. Память его также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.

Священномученик Исидор был священником Никольского храма в городе Юрьеве (Дерпте, современном Тарту в Эстонии). По договору, заключенному в 1463 году между Московским великим князем Иоанном III и ливонскими рыцарями, последние обязывались оказывать всяческое покровительство православным в Дерпте. Однако ливонцы нарушили договор и стали принуждать православных к унии. Пресвитер Исидор мужественно стал на защиту Православия. Он предпочел принять мученический венец, но не подчиниться католикам. Блаженный Исидор и с ним 72 прихожанина были утоплены в проруби в праздник Богоявления после освящения воды в реке Амовже (или Эмайыги). Весной, во время разлива, нетленные тела святых мучеников и среди них тело священномученика Исидора в полном облачении были найдены проезжавшими русскими купцами на берегу. Святых погребли около Никольской церкви.

Преподобный Паисий Угличский, игумен
Игу­мен По­кров­ско­го мо­на­сты­ря близ Уг­ли­ча; был пле­мян­ни­ком пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ка­ля­зин­ско­го († 1483 г.). По смер­ти ро­ди­те­лей 11-лет­ним от­ро­ком св. Па­и­сий при­шел в оби­тель сво­е­го дя­ди, ко­то­рый и об­лек его в ино­че­ские одеж­ды. Под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия юный инок про­во­дил жизнь в по­дви­гах по­слу­ша­ния, по­ста и мо­лит­вы, за­ни­ма­ясь пе­ре­пи­сы­ва­ни­ем ду­ше­спа­си­тель­ных книг. В 1476 г. по же­ла­нию кня­зя Ан­дрея Ва­си­лье­ви­ча пре­по­доб­ный Па­и­сий ос­но­вал в трех вер­стах от Уг­ли­ча об­ще­жи­тель­ный По­кров­ский мо­на­стырь, в ко­то­ром и был из­бран игу­ме­ном. Под­ви­за­ясь в По­кров­ской оби­те­ли, пре­по­доб­ный Па­и­сий до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти и скон­чал­ся в 1504 г. Мо­щи его, про­слав­лен­ные чу­де­са­ми, по­чи­ва­ют под спу­дом в По­кров­ской оби­те­ли.

Святой мученик Иулиан родился в египетском городе Антиное и по воле родителей вступил в брак с благородной и богатой девицей Василиссой. В браке супруги остались девственниками. По смерти родителей своих они устроили две обители: мужскую и женскую, сами приняли иночество и настоятельствовали в этих обителях.
В царствование Диоклитиана в 313 году святой Иулиан жестоко пострадал за веру Христову и своим мужеством обратил ко Христу Келсия, сына своего мучителя игемона Маркиана, и жену его, Мариониллу. Воскресив умершего язычника, святой обратил и его. Обращенные приняли Крещение от пресвитера Антония. Язычник в Крещении назван Анастасием. После темничного заключения все приняли мученический венец, будучи усечены мечом. С ними мученически погибли 20 воинов и 7 отроков.

Преподобный Илия Египетский, пустынник,
юных лет был мо­на­хом и по­сле 70-лет­них по­дви­гов на неко­ей го­ре, в ди­кой пу­стыне ниж­ней Фива­и­ды, близ Ан­ти­ноя, скон­чал­ся 110 лет в кон­це 4 ве­ка. Изо­бра­жа­ет­ся в ви­де се­до­го стар­ца, ли­цо мор­щи­но­ва­тое и блед­ное, во­ло­сы про­стые, в од­ной ря­се.
Па­мять 8 ян­ва­ря. Вто­рич­но вос­по­минается в суб­бо­ту Сыр­ную.

Мученик Або́ Тбилисский
Му­че­ник Або Тби­ле­ли (Тби­лис­ский), араб по про­ис­хож­де­нию, жил в VIII в. в Баг­да­де и был из­го­то­ви­те­лем бла­го­вон­ных ма­зей. В воз­расте 17–18 лет он ока­зал­ся в Тби­ли­си, по­сле­до­вав за пра­ви­те­лем Карт­ли (Во­сточ­ная Гру­зия) – Нер­се­сом. Нер­сес, бу­дучи ого­во­рен пе­ред ха­ли­фом, про­вел в Баг­да­де три го­да в за­клю­че­нии; осво­бож­ден­ный но­вым ха­ли­фом, он взял с со­бой Або. В Тби­ли­си Або изу­чил гру­зин­ский язык. Сво­и­ми доб­ро­де­те­ля­ми он за­слу­жил об­щую лю­бовь и ува­же­ние на­ро­да. Або стал изу­чать Свя­щен­ное Пи­са­ние и всё ча­ще по­се­щать хра­мы Бо­жии. Пре­бы­вая в по­сте и мо­лит­ве, он ис­кал удоб­но­го слу­чая, чтобы при­нять Свя­тое Кре­ще­ние. В то вре­мя пра­ви­тель Карт­ли Нер­сес вновь был окле­ве­тан пе­ред ха­ли­фом и вы­зван в Баг­дад. Нер­сес, же­лая из­бег­нуть рас­пра­вы, по­ехал на се­вер, в Ха­за­рию. В его сви­те из 300 че­ло­век ока­зал­ся так­же Або. В Ха­за­рии он и при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. Через несколь­ко ме­ся­цев, сле­дуя за Нер­се­сом, Або ока­зал­ся в Аб­ха­зии. Там он вел стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь, по­сто­ян­но раз­мыш­лял над Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем, по­дол­гу мо­лил­ся на цер­ков­ных служ­бах. О бла­го­че­сти­вой жиз­ни свя­то­го Або ста­ло из­вест­но вла­де­те­лю и епи­ско­пу Аб­ха­зии. Они ча­сто при­зы­ва­ли свя­то­го Або для ду­хов­ной бе­се­ды, удив­ля­ясь его глу­бо­кой ве­ре и зна­ни­ям. Но, же­лая из­бе­жать мир­ской сла­вы и под­ра­жая по­дви­гу пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го, свя­той Або пре­дал­ся без­мол­вию и лишь через три ме­ся­ца, в день Свет­ло­го Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, пре­рвал свое мол­ча­ние, сла­вя и про­по­ве­дуя Вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля.

Вско­ре Нер­сес ре­шил вер­нуть­ся в Тби­ли­си, и Або без­бо­яз­нен­но по­сле­до­вал за ним, хо­тя пра­ви­тель Аб­ха­зии про­сил его остать­ся, опа­са­ясь за его судь­бу. В Тби­ли­си, на­хо­див­шем­ся то­гда под вла­стью ма­го­ме­тан, свя­той Або от­кры­то ис­по­ве­до­вал Хри­ста Спа­си­те­ля и тем на­влек на се­бя мсти­тель­ный гнев пер­сов. Свя­той Або был за­клю­чен в тем­ни­цу, а за­тем при­ве­ден на суд. Уго­во­ра­ми и обе­ща­ни­я­ми вся­че­ских бо­гатств и по­че­стей его пы­та­лись вер­нуть к ма­го­ме­тан­ству. И ко­гда уви­де­ли, что Або оста­ет­ся непре­клон­ным, вновь бро­си­ли в тем­ни­цу. На 9-й день за­то­че­ния Ан­гел Гос­по­день от­крыл свя­то­му Або о близ­ком дне его му­че­ни­че­ской смер­ти.

В тре­тий час празд­ни­ка Бо­го­яв­ле­ния свя­той Або при­об­щил­ся Свя­тых Тайн и вско­ре был уве­ден страж­ни­ка­ми на казнь. На­де­ясь стра­хом вы­ну­дить от­ре­че­ние от Хри­ста, свя­то­му Або три­жды на­нес­ли удар ту­пой сто­ро­ной ме­ча. Му­че­ник остал­ся непо­ко­ле­бим. Скон­чал­ся он через усек­но­ве­ние чест­ной гла­вы в тот же день, в пят­ни­цу, 6 ян­ва­ря 786 го­да.

Те­ло свя­то­го Або бы­ло об­ли­то нефтью и со­жже­но на краю ска­лы на том ме­сте, где поз­же бы­ла по­стро­е­на тби­лис­ская Ме­тех­ская цер­ковь. «Гос­подь по­слал на то ме­сто звез­ду, све­тя­щу­ю­ся, как лам­па­да, ко­то­рая сто­я­ла в воз­ду­хе до трех ча­сов но­чи и бо­лее... и осве­ща­ла со­бой весь Ти­флис». Ко­сти свя­то­го Або бы­ли бро­ше­ны в ре­ку Ку­ру под мост. На дру­гой день, 7 ян­ва­ря, они бы­ли про­слав­ле­ны уди­ви­тель­ным стол­пом све­та, ис­хо­дя­щим из во­ды, о чем сви­де­тель­ство­вал совре­мен­ник свя­то­го Або Иоанн Са­ба­нисдзе, со­ста­вив­ший его жи­тие.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites