13 мая. Апостола Иакова Зеведеева. Обретение мощей святителя Никиты, еп. Новгородского.

30 апреля по старому стилю / 13 мая по новому стилю
суббота

Ап. Иакова Зеведеева (44).
Обре́тение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (1558).
Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского (1867).
Свт. Доната, еп. Еврии (ок. 387). Обре́тение мощей сщмч. Василия, еп. Амасийского (IV). Мч. Максима.
Собор новомучеников, в Бутове пострадавших (переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе).


Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25*.
Лит. – Деян., 29 зач., XII, 1–11. Ин., 31 зач., VIII, 31–42.
Ап.: Деян., 29 зач., XII, 1–11. Лк., 17 зач., V, 1–11.

* В день совершения службы свт. Игнатия на утрене читается Евангелие от Иоанна, 35 зач. (от полу'), X, 1–9, а на литургии – чтения дня и святителя: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.

Тропарь апостола Иакова, глас 3:
Апо́стол Христо́в был еси́ избра́нный,/ и Богосло́ву возлю́бленному брат единоро́дный,/ всехва́льне Иа́кове,/ пою́щим тя грехо́в оставле́ние испроси́,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак апостола Иакова, глас 2:
Глас Боже́ственный слы́шав, призыва́ющ тя,/ любо́вь отца́ презре́л еси́/ и прите́кл еси́ ко Xристу́, Иа́кове, с сро́дником твои́м, сла́вне,/ с ни́мже сподо́бился еси́ ви́дети// Госпо́дне Боже́ственное преображе́ние.

Тропарь святителя Игнатия, глас 8:
Правосла́вия побо́рниче,/ покая́ния и моли́твы де́лателю и учи́телю изря́дный,/ архиере́ев богодухнове́нное украше́ние,/ мона́шествующих сла́во и похвало́:/ писа́нии твои́ми вся ны уцелому́дрил еси́./ Цевни́це духо́вная, Игна́тие богому́дре,/ моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га, Его́же носи́л еси́ в се́рдце твое́м,// дарова́ти нам пре́жде конца́ покая́ние.

Кондак святителя Игнатия, глас 8:
Áще и соверша́л еси́ стезю́ жития́ земна́го, святи́телю Игна́тие,/ оба́че непреста́нно зрел еси́ зако́ны бытия́ ве́чнаго,/ сему́ поуча́я ученики́ словесы́ мно́гими,// и́мже после́довати и нам, свя́тче, помоли́ся.
******
Здесь, на Бутовском полигоне, покоятся свидетели о Христе, которые продолжили дело святых апостолов. Сам факт мученичества в XX веке – почти через две тысячи лет после мученической кончины апостолов – свидетельствует об их правде, о правде Божией, о правде Церкви. Через две тысячи лет здесь, на этой земле, повторился подвиг апостолов, подвиг свидетельства о Живом Христе. В этом свидетельстве о Воскресшем – суть апостольского служения, суть пребывания Христа в земной истории через Церковь, которую Он создал Кровью Своей. Свидетельство о Воскресшем Христе – в сердцевине церковной жизни и церковного служения. Наша молитва святым мученикам была за Отечество наше, за Церковь нашу, за то, чтобы каждый из нас сохранял веру настолько, чтобы быть способным свидетельствовать о Воскресшем Спасителе даже до смерти, если Господь приведет именно к таким жизненным обстоятельствам.

Апостол Иаков Зеведеев
Святой апостол Иаков Зеведеев, один из 12 апостолов, был призван Господом Иисусом Христом к апостольскому служению вместе со своим братом апостолом Иоанном Богословом. Им и апостолу Петру Иисус Христос преимущественно перед другими апостолами открывал Свои Божественные Тайны: при воскрешении дочери Иаира, на Фаворской горе и в Гефсиманском саду.

Святой Иаков, по сошествии Святого Духа, проповедовал в Испании и других странах, а потом возвратился в Иерусалим. Он открыто и смело учил об Иисусе Христе как Спасителе мира, словами Священного Писания обличал фарисеев и книжников, укоряя их в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостать апостольскому слову и за деньги наняли философа-волхва Гермогена, чтобы он вступил в диспут с апостолом и опроверг его доводы о Христе как о пришедшем на землю обетованном Мессии. Волхв послал к святому апостолу своего ученика Филиппа, но он уверовал в Господа Иисуса Христа. Затем и сам Гермоген убедился в силе Божией, сжег свои волшебные книги, принял святое Крещение и сделался истинным последователем Христовым.

Неверующие иудеи убедили Ирода Агриппу (40–44) схватить апостола Иакова и осудить его на смерть. Святой Иаков спокойно выслушал смертный приговор и продолжал свидетельствовать о Христе. Один из доносчиков на апостола по имени Иосия был поражен мужеством святого Иакова. Он уверовал в истину слов о пришествии Христа-Мессии. Когда апостола повели на казнь, Иосия пал к его ногам, покаялся в своем грехе и молил о прощении. Апостол обнял, поцеловал его и сказал: «Мир тебе и прощение». Тогда Иосия исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со святым Иаковом в 44 году в Иерусалиме.

Свя­ти­тель Ни­ки­та, епи­скоп Нов­го­род­ский, в мо­ло­дые го­ды по­сту­пил в Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь и вско­ре по­же­лал уй­ти в за­твор. Игу­мен пре­ду­пре­ждал его о преж­девре­мен­но­сти та­ко­го по­дви­га для мо­ло­до­го ино­ка, но он, по­на­де­яв­шись на свои си­лы, не по­слу­шал­ся. В за­тво­ре свя­той Ни­ки­та впал в ис­ку­ше­ние. Диа­вол явил­ся ему в ви­де Ан­ге­ла, и неопыт­ный по­движ­ник по­кло­нил­ся ему. Бес дал ему со­вет, как уже до­стиг­ше­му со­вер­шен­ства: «Ты не мо­лись, а толь­ко чи­тай и учи дру­гих, а я бу­ду мо­лить­ся вме­сто те­бя», – и стал око­ло за­твор­ни­ка, де­лая вид, что мо­лит­ся за него. Пре­льщен­ный инок Ни­ки­та пре­взо­шел всех в зна­нии книг Вет­хо­го За­ве­та, а о Еван­ге­лии ни го­во­рить, ни слу­шать не хо­тел. Ки­е­во-Пе­чер­ские стар­цы при­шли к пре­льщен­но­му и, по­мо­лив­шись, ото­гна­ли от него бе­са. По­сле это­го пре­по­доб­ный Ни­ки­та, оста­вив по бла­го­сло­ве­нию стар­цев за­твор, жил в стро­гом по­сте и мо­лит­ве, бо­лее все­го упраж­ня­ясь в по­слу­ша­нии и сми­ре­нии. Ми­ло­серд­ный Гос­подь по мо­лит­вам свя­тых стар­цев воз­вел его из глу­би­ны па­де­ния на вы­со­кую сте­пень ду­хов­но­го со­вер­шен­ства. Впо­след­ствии он был по­став­лен епи­ско­пом в Нов­го­род и за свою свя­тую жизнь был на­граж­ден от Бо­га да­ром чу­до­тво­ре­ний. Од­на­жды во вре­мя за­су­хи он мо­лит­вой низ­вел дождь с неба, в дру­гой раз по его мо­лит­ве пре­кра­тил­ся в го­ро­де по­жар. 13 лет управ­лял свя­ти­тель Ни­ки­та нов­го­род­ской паст­вой и мир­но скон­чал­ся в 1109 го­ду. В 1558 го­ду, при ца­ре Иоанне Ва­си­лье­ви­че, со­сто­я­лось про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля. Мо­щи его по­ко­ят­ся ныне в церк­ви свя­то­го апо­сто­ла Филип­па в Нов­го­ро­де.

Свя­ти­тель Иг­на­тий (в ми­ру Дмит­рий Алек­сан­дро­вич Брян­ча­ни­нов) ро­дил­ся 6 фев­ра­ля 1807 г. в ро­до­вом име­нии от­ца, се­ле По­кров­ском Во­ло­год­ской гу­бер­нии. Мать ро­ди­ла Дмит­рия по­сле про­дол­жи­тель­но­го бес­пло­дия, по го­ря­чей мо­лит­ве и пу­те­ше­ствии по окрест­ным свя­тым ме­стам. Дет­ство маль­чик про­вел в уеди­не­нии сель­ской жиз­ни; с ран­них лет без­от­чет­но влек­ся он к жиз­ни ино­че­ской. С воз­рас­том его ре­ли­ги­оз­ное на­стро­е­ние об­на­ру­жи­ва­лось все за­мет­нее: оно про­яв­ля­лось в осо­бен­ной рас­по­ло­жен­но­сти к мо­лит­ве и чте­нию ду­хов­ных книг.

Учил­ся Дмит­рий пре­вос­ход­но и до са­мо­го вы­хо­да из учи­ли­ща оста­вал­ся пер­вым уче­ни­ком в сво­ем клас­се. Его спо­соб­но­сти бы­ли са­мые раз­но­сто­рон­ние – не толь­ко в на­у­ках, но и в ри­со­ва­нии, и в му­зы­ке. Род­ствен­ные свя­зи вве­ли его в дом пре­зи­ден­та Ака­де­мии ху­до­жеств А.Н. Оле­ни­на; здесь на ли­те­ра­тур­ных ве­че­рах он сде­лал­ся лю­би­мым чте­цом и вско­ре по­зна­ко­мил­ся с А. Пуш­ки­ным, К. Ба­тюш­ко­вым, Н. Гне­ди­чем, И. Кры­ло­вым. Но в шу­ме и су­е­те сто­лич­ной жиз­ни Дмит­рий не из­ме­нял сво­им ду­шев­ным стрем­ле­ни­ям. В по­ис­ках «веч­ной соб­ствен­но­сти для веч­но­го че­ло­ве­ка» он по­сте­пен­но при­шел к ма­ло­уте­ши­тель­но­му вы­во­ду: зна­че­ние на­у­ки огра­ни­чи­ва­ет­ся зем­ны­ми по­треб­но­стя­ми че­ло­ве­ка и пре­де­ла­ми его жиз­ни.

Столь же рев­ност­но, как за­ни­мал­ся на­у­кой, при­ни­ма­ет­ся Дмит­рий за изу­че­ние древ­ней и но­вой фило­со­фии, пы­та­ясь успо­ко­ить свое ду­хов­ное том­ле­ние, но и на этот раз не на­хо­дит ре­ше­ния глав­ней­ше­го во­про­са об Ис­тине и смыс­ле жиз­ни. Изу­че­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния бы­ло сле­ду­ю­щей сту­пе­нью, и оно убе­ди­ло его в том, что, предо­став­лен­ное про­из­воль­но­му тол­ко­ва­нию от­дель­но­го че­ло­ве­ка, Пи­са­ние не мо­жет быть до­ста­точ­ным кри­те­ри­ем ис­тин­ной ве­ры и пре­льща­ет лже­уче­ни­я­ми. И то­гда Дмит­рий об­ра­тил­ся к изу­че­нию Пра­во­слав­ной ве­ры по пи­са­ни­ям свя­тых от­цов, свя­тость ко­то­рых, как и чуд­ное и ве­ли­че­ствен­ное со­гла­сие, ста­ли для него ру­ча­тель­ством их вер­но­сти.

Дмит­рий Брян­ча­ни­нов по­се­ща­ет бо­го­слу­же­ния в Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ре и там на­хо­дит ис­тин­ных на­став­ни­ков, по­ни­ма­ю­щих его ду­хов­ные нуж­ды. Окон­ча­тель­ный пе­ре­во­рот в жиз­ни про­из­ве­ло зна­ком­ство со стар­цем Лео­ни­дом (впо­след­ствии оп­тин­ский иеро­мо­нах Лев). Дмит­рий Брян­ча­ни­нов остав­ля­ет блеск и бо­гат­ство ари­сто­кра­ти­че­ской жиз­ни и, вы­зы­вая глу­бо­чай­шее недо­уме­ние «све­та» и недо­воль­ство сво­их ро­ди­те­лей, в 1827 г. ухо­дит в от­став­ку. Про­быв по­слуш­ни­ком в несколь­ких мо­на­сты­рях, он при­ни­ма­ет ино­че­ский по­стриг с име­нем Иг­на­тий в уеди­нен­ном Глу­шиц­ком Ди­о­ни­си­е­вом мо­на­сты­ре.

В ян­ва­ре 1832 г. иеро­мо­нах Иг­на­тий был на­зна­чен стро­и­те­лем Пель­шем­ско­го Ло­по­то­ва мо­на­сты­ря в Во­ло­год­ской гу­бер­нии, а в 1833 г. воз­ве­ден в сан игу­ме­на это­го мо­на­сты­ря. Вско­ре им­пе­ра­тор Ни­ко­лай I вы­зы­ва­ет Иг­на­тия в Пе­тер­бург; по вы­со­чай­шей ре­ко­мен­да­ции и по рас­по­ря­же­нию Свя­щен­но­го Си­но­да его наградили званием архимандрита и на­зна­чили на­сто­я­те­лем Сер­ги­е­вой пу­сты­ни.

Про­жив в Сер­ги­е­вой пу­сты­ни 24 го­да, ар­хи­манд­рит Иг­на­тий при­вел ее в цве­ту­щее со­сто­я­ние. 27 ок­тяб­ря 1857 г. он был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Кав­каз­ско­го и Чер­но­мор­ско­го. В сле­ду­ю­щем го­ду вла­ды­ка при­был в Став­ро­поль, где ему пред­сто­я­ли но­вые боль­шие тру­ды, но по­стиг­шая его тя­же­лая бо­лезнь, оспа, вос­пре­пят­ство­ва­ла им. Прео­свя­щен­ный ре­шил про­сить­ся на по­кой и в 1861 г. по­се­лил­ся в Ни­ко­ло-Ба­ба­ев­ском мо­на­сты­ре. Здесь, сво­бод­ный от слу­жеб­ных обя­зан­но­стей, все свое вре­мя до кон­ца жиз­ни († 1867) он от­дал ра­бо­те над ду­хов­ны­ми со­чи­не­ни­я­ми.

Имя свя­ти­те­ля Иг­на­тия Брян­ча­ни­но­ва, епи­ско­па Став­ро­поль­ско­го и Кав­каз­ско­го, си­я­ет в ле­то­пи­сях Церк­ви и Рос­сии яр­ким све­том бла­го­дат­но­го из­бран­ни­че­ства. Стро­гий рев­ни­тель ас­ке­ти­че­ской тра­ди­ции, вы­да­ю­щий­ся уче­ный, по­движ­ник, ар­хи­пас­тырь, ми­ро­тво­рец, че­ло­век вы­со­чай­шей ду­хов­но­сти и куль­ту­ры, он из­ве­стен все­му ци­ви­ли­зо­ван­но­му ми­ру как тво­рец бес­смерт­ных ду­хов­ных про­из­ве­де­ний, та­лант­ли­вый адми­ни­стра­тор, рев­ност­ный хра­ни­тель пра­во­слав­ных тра­ди­ций и куль­ту­ры, как один из наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ных ру­ко­во­ди­те­лей че­ло­ве­ка на пу­ти к веч­ной жиз­ни.

Свя­ти­тель До­нат жил в цар­ство­ва­ние свя­то­го бла­го­вер­но­го ца­ря Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го (379–397) и был епи­ско­пом в го­ро­де Ев­рии. Неда­ле­ко от это­го го­ро­да в ме­стеч­ке Со­риа на­хо­дил­ся вре­до­нос­ный ис­точ­ник во­ды. Ко­гда свя­ти­тель узнал об этом, он вме­сте с кли­ри­ка­ми при­шел на ис­точ­ник и из­гнал из него чу­до­вищ­но­го змея, ко­то­рый ис­пу­стил дух. Свя­ти­тель по­мо­лил­ся, бла­го­сло­вил ис­точ­ник и вы­пил во­ды без вре­да. Ви­дя это чу­до, на­род про­сла­вил Бо­га.

В дру­гой раз, по­мо­лив­шись, свя­ти­тель До­нат из­вел во­ду в су­хом ка­ме­ни­стом ме­сте, а во вре­мя за­су­хи ис­про­сил у Гос­по­да дождь, ко­то­рый на­по­ил зем­лю.

Дочь свя­то­го ца­ря Фе­о­до­сия силь­но за­бо­ле­ла и бы­ла одер­жи­ма нечи­стым ду­хом. Свя­ти­тель До­нат при­шел во дво­рец, и в его при­сут­ствии бес вы­шел и боль­ная ис­це­ли­лась. Один за­и­мо­да­вец по­сле то­го, как его быв­ший долж­ник, от­дав­ший долг, умер, хо­тел вто­рич­но по­лу­чить день­ги с его вдо­вы. Свя­ти­тель вос­кре­сил умер­ше­го, чтобы тот под­твер­дил воз­врат дол­га.
Скон­чал­ся свя­ти­тель До­нат око­ло 387 го­да.


Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий, епи­скоп Ама­сий­ский,
жил в на­ча­ле IV ве­ка в пон­тий­ском го­ро­де Ама­сии. Он под­дер­жи­вал и уте­шал хри­сти­ан, стра­дав­ших от го­не­ний языч­ни­ков. В то вре­мя Во­сточ­ной ча­стью Рим­ской им­пе­рии пра­вил Ли­ки­ний (312–324), зять свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го ца­ря Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337; па­мять 21 мая). Ли­ки­ний ли­це­мер­но под­пи­сал его «Указ о ве­ро­тер­пи­мо­сти» (313), ко­то­рый раз­ре­шал сво­бод­ное ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ства, но в ду­ше нена­ви­дел хри­сти­ан и про­дол­жал их пре­сле­до­вать, воз­вра­тив­шись к язы­че­ству.

Ли­ки­ний вос­пы­лал стра­стью к слу­жан­ке сво­ей же­ны Кон­стан­ции, пра­вед­ной де­ве Гла­фи­ре. Свя­тая де­ва рас­ска­за­ла об этом ца­ри­це и про­си­ла за­щи­ты. Пе­ре­одев пра­вед­ную Гла­фи­ру в муж­ское пла­тье и снаб­див день­га­ми, ца­ри­ца Кон­стан­ция уда­ли­ла ее из го­ро­да в со­про­вож­де­нии пре­дан­ных слуг. Им­пе­ра­то­ру ска­за­ли, что слу­жан­ка со­шла с ума и ле­жит при смер­ти. Пра­вед­ная Гла­фи­ра по пу­ти в Ар­ме­нию оста­но­ви­лась в го­ро­де Ама­сии, где мест­ный епи­скоп, свя­ти­тель Ва­си­лий, дал ей при­ют.

В то вре­мя свя­ти­тель стро­ил в го­ро­де храм. Пра­вед­ная Гла­фи­ра пе­ре­да­ла на его по­строй­ку все день­ги, по­лу­чен­ные от Кон­стан­ции, и в пись­ме к ней про­си­ла при­слать еще сред­ства на окон­ча­ние хра­ма. Ца­ри­ца ис­пол­ни­ла ее прось­бу. Но пись­мо пра­вед­ной Гла­фи­ры по­па­ло к им­пе­ра­то­ру. Раз­гне­ван­ный Ли­ки­ний по­тре­бо­вал от пра­ви­те­ля Ама­сии вы­слать к нему свя­ти­те­ля и слу­жан­ку. Пра­вед­ная Гла­фи­ра скон­ча­лась († 322), преж­де чем при­каз до­шел до Ама­сии. Свя­ти­те­ля Ва­си­лия на­пра­ви­ли к им­пе­ра­то­ру. За ним по­сле­до­ва­ли два диа­ко­на, Пар­фе­ний и Фе­стим, ко­то­рые по­се­ли­лись вбли­зи тем­ни­цы, ку­да за­клю­чи­ли свя­ти­те­ля.

Бла­го­че­сти­вый хри­сти­а­нин Ел­пи­ди­фор под­ку­пил тю­рем­щи­ков к каж­дую ночь вме­сте с Пар­фе­ни­ем и Фе­сти­мом по­се­щал свя­ти­те­ля. На­ка­нуне дня су­да свя­ти­тель, как обыч­но, пел псал­мы, и сло­ва «аще все­лю­ся в по­след­них мо­ря и та­мо ру­ка Твоя на­ста­вит мя и удер­жит мя дес­ни­ца Твоя» (Пс.138:9-10) – три­жды про­пел со сле­за­ми. Диа­ко­ны усо­мни­лись, не ис­пу­гал­ся ли свя­ти­тель бу­ду­щих мук, но он успо­ко­ил их.

На су­де свя­ти­тель Ва­си­лий ре­ши­тель­но от­верг пред­ло­же­ние им­пе­ра­то­ра стать вер­хов­ным жре­цом и был при­го­во­рен к смер­ти. Ел­пи­ди­фор день­га­ми за­доб­рил во­и­нов, и они поз­во­ли­ли свя­ти­те­лю по­мо­лить­ся и по­го­во­рить с дру­зья­ми пе­ред каз­нью. По­сле это­го свя­ти­тель ска­зал па­ла­чу: «Друг, де­лай, что те­бе при­ка­за­но», – и спо­кой­но встал под удар ме­ча.

Ко­гда му­че­ник был обез­глав­лен. Ел­пи­ди­фор пы­тал­ся вы­ку­пить у во­и­нов его остан­ки. Но во­и­ны опа­са­лись им­пе­ра­то­ра и бро­си­ли те­ло и гла­ву свя­ти­те­ля в мо­ре. По­сле это­го Ел­пи­ди­фо­ру три­жды во сне пред­стал Ан­гел Бо­жий со сло­ва­ми: «Епи­скоп Ва­си­лий в Си­но­пе и ждет вас». По­ви­ну­ясь это­му зо­ву, Ел­пи­ди­фор и диа­ко­ны от­плы­ли в Си­ноп и там по­про­си­ли ры­ба­ков за­ки­нуть се­ти. Ко­гда за­ки­ну­ли сеть «на сча­стье» диа­ко­нов Фе­сти­ма и Пар­фе­ния, ни­че­го не пой­ма­ли. То­гда Ел­пи­ди­фор объ­явил, что он про­сит за­ки­нуть сеть во Имя Бо­га, Ко­то­ро­му он по­кло­ня­ет­ся. На этот раз сеть вы­нес­ла те­ло свя­ти­те­ля Ва­си­лия. Го­ло­ва при­рос­ла к нему, и толь­ко шрам на шее ука­зы­вал на след ме­ча. Мо­щи свя­ти­те­ля Ва­си­лия бы­ли пе­ре­ве­зе­ны в Ама­сию и по­гре­бе­ны в по­стро­ен­ном им хра­ме.

Святой мученик Максим пострадал за веру во Христа и был прободен мечом в чрево.

Собор новомучеников, в Бутове пострадавших
В 4-ю суб­бо­ту по Па­схе Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь от­ме­ча­ет День па­мя­ти Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков, в Бу­то­ве по­стра­дав­ших.

Это пе­ре­хо­дя­щее празд­но­ва­ние бы­ло вне­се­но в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II 3 сен­тяб­ря 2003 го­да.

Бу­тов­ский по­ли­гон в на­сто­я­щее вре­мя на­хо­дит­ся в чер­те Моск­вы, это ме­сто мас­со­вых за­хо­ро­не­ний жертв ре­прес­сий 30-х – на­ча­ле 50-х го­дов XX ве­ка.

В на­сто­я­щее вре­мя из­вест­ны око­ло ты­ся­чи че­ло­век, рас­стре­лян­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне за ис­по­ве­да­ние пра­во­слав­ной ве­ры, к ле­ту 2003 го­да 255 из них ка­но­ни­зи­ро­ва­ны Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью.

На тер­ри­то­рии Рос­сии нет дру­го­го ме­ста, где по­чи­ва­ли бы мо­щи та­ко­го мно­го­чис­лен­но­го Со­бо­ра свя­тых.

Бу­тов­ский по­ли­гон на­хо­дит­ся на зем­ле быв­шей усадь­бы Дрож­жи­но, из­вест­ной с XVI ве­ка. По­след­ним хо­зя­и­ном усадь­бы был И.И. Зи­мин, стар­ший брат вла­дель­ца мос­ков­ской част­ной опе­ры С.И. Зи­ми­на.

По­сле Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции име­ние и кон­ный за­вод при нём бы­ли кон­фис­ко­ва­ны в поль­зу го­су­дар­ства, за­вод по­став­лял ло­ша­дей внут­рен­ним вой­скам.

До се­ре­ди­ны 30-х го­дов в Бу­то­ве раз­ме­ща­лась сель­ско­хо­зяй­ствен­ная ко­ло­ния ОГПУ.

В 1934 го­ду по­чти все бы­ли вы­се­ле­ны из этих мест, в кон­це 1935 – на­ча­ле 1936 го­да на тер­ри­то­рии быв­ше­го име­ния Зи­ми­ных обо­ру­до­ва­ли стрел­ко­вый по­ли­гон «Бу­то­во», где сра­зу же на­ча­ли про­во­дить­ся рас­стре­лы и за­хо­ро­не­ния ре­прес­си­ро­ван­ных лиц. С ав­гу­ста 1937 по ок­тябрь 1938 го­да здесь бы­ли рас­стре­ля­ны и по­хо­ро­не­ны 20765 че­ло­век.

Мас­со­вые рас­стре­лы 1937-1938 го­дов ста­ли след­стви­ем ре­ше­ний По­лит­бю­ро ВКП(б) от 2 июля 1937 го­да и вы­те­кав­ших из них при­ка­зов нар­ко­ма внут­рен­них дел Н.И. Ежо­ва о борь­бе с «вра­га­ми на­ро­да», в т. ч. с «цер­ков­ни­ка­ми».

Рас­стре­лы на Бу­тов­ском по­ли­гоне про­из­во­ди­лись по по­ста­нов­ле­ни­ям вне­су­деб­ных ор­га­нов: «трой­ки» Мос­ков­ско­го УНКВД, ре­же – ко­мис­сии, со­сто­яв­шей из нар­ко­ма внут­рен­них дел и про­ку­ро­ра СССР – «двой­ки». Пред­пи­са­ния на рас­стре­лы под­пи­сы­вал на­чаль­ник УНКВД Мос­ков­ской обл. (в раз­ное вре­мя – ко­мис­са­ры гос­бе­зо­пас­но­сти С.Ф. Ре­денс, Л.М. За­ков­ский, В.Е. Це­сар­ский). При­ве­де­ни­ем в ис­пол­не­ние при­го­во­ров ру­ко­во­ди­ли ко­мен­дант и на­чаль­ник адми­ни­стра­тив­но-хо­зяй­ствен­но­го от­де­ла УНКВД по Мос­ков­ской об­лат­си И.Д. Берг и его за­ме­сти­тель и од­новре­мен­но ру­ко­во­ди­тель Управ­ле­ния ра­бо­че-кре­стьян­ской ми­ли­ции М.И. Се­мё­нов.

На Бу­тов­ский по­ли­гон осуж­ден­ных до­став­ля­ли из мос­ков­ских тю­рем: Та­ган­ской, Сре­тен­ской, Бу­тыр­ской, а так­же из рай­он­ных тю­рем Мос­ков­ской об­ла­сти и из Дмит­ла­га – огром­но­го ла­гер­но­го объ­еди­не­ния, пред­на­зна­чен­но­го для стро­и­тель­ства ка­на­ла Москва-Вол­га (уз­ни­ка­ми это­го ла­ге­ря бы­ли так­же со­ору­же­ны ста­ди­он «Ди­на­мо», Юж­ный и Се­вевр­ный (Хим­кин­ский) пор­ты Моск­вы, жи­лые ком­плек­сы и мно­гое др.).

По­сле при­бы­тия на Бу­тов­ский по­ли­гон осуж­дён­ных за­во­ди­ли в ба­рак яко­бы для сан­об­ра­бот­ки. Непо­сред­ствен­но пе­ред рас­стре­лом объ­яв­ля­ли при­го­вор, све­ря­ли дан­ные и на­ли­чие фо­то­гра­фии. Слу­ча­лось, что казнь от­кла­ды­ва­ли из-за ка­ких-ли­бо раз­но­чте­ний в до­ку­мен­тах, а ино­гда (в еди­нич­ных слу­ча­ях) да­же от­ме­ня­ли. При­ве­де­ние при­го­во­ра в ис­пол­не­ние осу­ществ­ля­ла од­на из «рас­стрель­ных ко­манд» – груп­па из 3-4 офи­це­ров спец­от­ря­да, как пра­ви­ло, лю­дей со ста­жем, слу­жив­ших в ор­га­нах ОГПУ-НКВД со вре­мён граж­дан­ской вой­ны, имев­ших пра­ви­тель­ствен­ные на­гра­ды. В дни осо­бо мас­со­вых рас­стре­лов чис­ло ис­пол­ни­те­лей, оче­вид­но, уве­ли­чи­ва­лось.

На казнь из ба­ра­ка вы­во­ди­ли по од­но­му, каж­дый па­лач вёл свою жерт­ву к краю рва, стре­лял в за­ты­лок с рас­сто­я­ния не бо­лее мет­ра и сбра­сы­вал те­ло в тран­шею. Да­ле­ко не все­гда при этом при­сут­ство­ва­ли врач и про­ку­рор.

Пер­вое вре­мя рас­стре­лян­ных хо­ро­ни­ли в неболь­ших ямах-мо­гиль­ни­ках, ко­то­рые ко­па­ли вруч­ную. С ав­гу­ста 1937 го­да, ко­гда каз­ни в Бу­то­ве при­ня­ли неви­дан­ные в ми­ро­вой ис­то­рии мас­шта­бы, экс­ка­ва­то­ры ка­рьер­но­го ти­па вы­ка­пы­ва­ли для этих це­лей тран­шеи ши­ри­ной и глу­би­ной в 3 м, дли­ной от 150 м.

За день в Бу­то­ве ред­ко рас­стре­ли­ва­ли ме­нее 100 че­ло­век, бы­ва­ли дни (как, на­при­мер, 28 фев­ра­ля 1938 го­да), ко­гда каз­ни­ли бо­лее 500 че­ло­век. Ино­гда, оче­вид­но, при­го­во­рен­ных рас­стре­ли­ва­ли в мос­ков­ских тюрь­мах, а на Бу­тов­ский по­ли­гон при­во­зи­ли толь­ко для за­хо­ро­не­ния.

Боль­шую часть рас­стре­лян­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне со­став­ля­ют кре­стьяне и ра­бо­чие Моск­вы и Под­мос­ко­вья, ко­то­рых за­ча­стую аре­сто­вы­ва­ли и каз­ни­ли се­мья­ми, вклю­чая под­рост­ков и ста­ри­ков. По­дав­ля­ю­щее чис­ло жертв бы­ли бес­пар­тий­ны­ми, т. е. да­ле­ки­ми от по­ли­ти­ки людь­ми, имев­ши­ми низ­шее об­ра­зо­ва­ние или негра­мот­ны­ми.

При­мер­но чет­верть от об­ще­го чис­ла каз­нен­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне – уго­лов­ни­ки, по­дав­ля­ю­щее чис­ло их бы­ло рас­стре­ля­но за про­шлые су­ди­мо­сти, по ко­то­рым преж­де они уже от­бы­ли срок на­ка­за­ния.

Под ка­те­го­рии «со­ци­аль­но опас­ных» и «со­ци­аль­но вред­ных эле­мен­тов», осуж­ден­ных и рас­стре­лян­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне, под­па­да­ли са­мые раз­ные лю­ди: род­ствен­ни­ки ра­нее осуж­ден­ных, быв­шие цар­ские ми­ни­стры, ни­щие, улич­ные тор­гов­цы, га­дал­ки, кар­теж­ни­ки.

В ян­ва­ре 1938 го­да с санк­ции вла­стей на­ча­лась тай­ная рас­пра­ва над ин­ва­ли­да­ми: в фев­ра­ле-мар­те то­го же го­да бы­ло рас­стре­ля­но 1160 ин­ва­ли­дов.

Боль­шин­ство каз­нён­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне бы­ли рус­ски­ми (бо­лее 60%), за­тем сле­ду­ют ла­ты­ши, по­ля­ки, евреи, укра­ин­цы, нем­цы, бе­ло­ру­сы, – все­го свы­ше 60 на­цио­наль­но­стей, в т. ч. граж­дане дру­гих го­су­дарств: Гер­ма­нии, Поль­ши, Фран­ции, США, Ав­стрии, Вен­грии, Ру­мы­нии, Ита­лии, Гре­ции, Че­хо­сло­ва­кии, Тур­ции, Япо­нии, Ин­дии, Ки­тая и др.

В чис­ле по­хо­ро­нен­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне – лю­ди, оста­вив­шие след в рус­ской ис­то­рии: пред­се­да­тель 2-й Го­судар­ствен­ной Ду­мы Ф.А. Го­ло­вин, быв­ший мос­ков­ский ге­не­рал-гу­бер­на­тор В.Ф. Джун­ков­ский, один из пер­вых рус­ских лёт­чи­ков Н.Н. Да­нилев­ский, член экс­пе­ди­ции О.Ю. Шмид­та борт­ме­ха­ник Я.В. Бре­зин, пра­внук М.И. Ку­ту­зо­ва про­фес­сор цер­ков­но­го пе­ния и ком­по­зи­тор М.Н. Хит­ро­во-Крам­ской, ху­дож­ник А.Д. Дре­вин, спортс­ме­ны, за­ло­жив­шие ос­но­вы со­вет­ско­го аль­пи­низ­ма.

В зем­ле Бу­то­ва ле­жат пред­ста­ви­те­ли рус­ских дво­рян­ских ро­дов: Ро­стоп­чи­ных, Туч­ко­вых, Га­га­ри­ных, Ша­хов­ских, Обо­лен­ских, Ол­суф­ье­вых, Би­би­ко­вых, боль­шая груп­па быв­ших цар­ских ге­не­ра­лов (ге­не­рал-лей­те­нант Е.И. Мар­ты­нов, ге­не­рал-май­ор М.Ф. Кри­гер, об­ла­да­тель 7 во­ин­ских бо­е­вых на­град ге­не­рал Б.И. Стол­бин и др.).

На Бу­тов­ском по­ли­гоне бы­ли за­му­че­ны 739 свя­щен­но­слу­жи­те­лей Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви: 1 мит­ро­по­лит, 2 ар­хи­епи­ско­па, 4 епи­ско­па, 15 ар­хи­манд­ри­тов, 118 про­то­и­е­ре­ев, 14 игу­ме­нов, 52 иеро­мо­на­ха, 363 свя­щен­ни­ка, 60 диа­ко­нов (в т. ч. 4 про­то­ди­а­ко­на и 1 ар­хи­ди­а­кон), 10 мо­на­хов, 58 мо­на­хинь (в т. ч. 3 схи­мо­на­хи­ни), 14 по­слуш­ни­ков и по­слуш­ниц, 8 свя­щен­но­слу­жи­те­лей (без уточ­не­ния са­на).

За ве­ру на Бу­тов­ском по­ли­гоне бы­ли рас­стре­ля­ны 219 ми­рян (пса­лом­щи­ки, чте­цы, ре­ген­ты, пев­чие, цер­ков­ные ста­ро­сты, ико­но­пис­цы, чле­ны цер­ков­ных со­ве­тов, убор­щи­цы хра­мов, цер­ков­ные сто­ро­жа).

В чис­ле каз­нён­ных в Бу­то­ве «цер­ков­ни­ков» – 59 ста­ро­об­ряд­цев, 9 об­нов­лен­цев, бо­лее 60 бап­ти­стов, хлы­сты, «ан­ти­во­ен­ни­ки», еван­ге­ли­сты, сек­тан­ты (без уточ­не­ния, к ка­кой имен­но сек­те при­над­ле­жа­ли; ино­гда сле­до­ва­те­ли так на­зы­ва­ли пред­ста­ви­те­лей «ка­та­комб­ной» церк­ви или ис­тин­но-пра­во­слав­ных хри­сти­ан), а так­же 4 мул­лы и 1 рав­вин.

Пер­вы­ми пра­во­слав­ны­ми свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми, рас­стре­лян­ны­ми на Бу­тов­ском по­ли­гоне, бы­ли свя­щен­но­му­че­ни­ки про­то­и­е­реи Алек­сий Во­ро­бьёв, Алек­сий Ка­си­мов и сщ­мч. диа­кон Ели­сей Штоль­дер († 20 авг. 1937).

Боль­ше все­го свя­щен­но­слу­жи­те­лей по­стра­да­ло в сен­тяб­ре-де­каб­ре 1937 го­да и в фев­ра­ле-мар­те 1938 го­да (17 фев­ра­ля 1938 го­да бы­ло рас­стре­ля­но 502 че­ло­век, 75 из них свя­щен­но­слу­жи­те­ли и мо­на­хи).

По­чти всем, про­хо­див­шим по цер­ков­ным де­лам, предъ­яв­ля­лось об­ви­не­ние по 58-й ста­тье УК РСФСР. По­во­ды для об­ви­не­ния мог­ли быть раз­ные: «со­хра­не­ние церк­ви и на­саж­де­ние тай­но­го мо­на­ше­ства», «бо­го­слу­же­ния на до­му», «недо­но­си­тель­ство», «по­мощь ссыль­но­му ду­хо­вен­ству», при­ют без­дом­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей или, напр., та­кое аб­сурд­ное об­ви­не­ние: «кле­ве­тал, что церк­ви за­кры­ва­ют­ся, свя­щен­ни­ки аре­сто­вы­ва­ют­ся».

Боль­шин­ство под­след­ствен­ных, за­му­чен­ных или об­ма­ну­тых сле­до­ва­те­ля­ми, в кон­це кон­цов при­зна­ва­ли се­бя пол­но­стью или ча­стич­но ви­нов­ны­ми в «ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции», «контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти», но в во­про­сах ве­ры цер­ков­ный на­род по­ка­зал се­бя неустра­ши­мым. Ни пыт­ки, ни угро­зы смер­ти не мог­ли за­ста­вить ве­ру­ю­щих от­речь­ся от Бо­га, воз­ве­сти ху­лу на Цер­ковь. Не ред­ко­стью яв­ля­ет­ся «от­сут­ствие в де­ле ском­про­ме­ти­ро­ван­ных лиц», то есть от­сут­ствие но­вых имен, необ­хо­ди­мых сле­до­ва­те­лям для но­вых аре­стов.

С се­ре­ди­ны Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны в Бу­то­ве рас­по­ла­гал­ся ла­герь для во­ен­но­плен­ных, ра­бо­тав­ших на стро­и­тель­стве Сим­фе­ро­поль­ско­го шос­се и на кир­пич­ном за­во­де. В 1949 – на­ча­ле 1950 го­да вбли­зи по­ли­го­на был вы­стро­ен по­се­лок из 3 до­мов, в двух из ко­то­рых по­се­ли­лись со­труд­ни­ки НКВД, в тре­тьем рас­по­ло­жи­лась спец­шко­ла для офи­це­ров внут­рен­них служб стран Во­сточ­ной Ев­ро­пы.

В се­ре­дине 50-х го­дов «спец­зо­на» бы­ла лик­ви­ди­ро­ва­на. Сам по­ли­гон, где на­хо­ди­лась ос­нов­ная часть за­хо­ро­не­ний, об­нес­ли глу­хим де­ре­вян­ным за­бо­ром с на­тя­ну­той по­верх него ко­лю­чей про­во­ло­кой. По кра­ям «зо­ны» воз­ник дач­ный по­се­лок НКВД, в ко­то­ром раз­ре­ша­лось стро­ить толь­ко лёг­кие од­но­этаж­ные да­чи без фун­да­мен­тов и по­гре­бов.

В на­ча­ле 70-х го­дов в во­сточ­ной ча­сти Бу­тов­ско­го по­ли­го­на раз­би­ли яб­ло­не­вый сад, об­но­ви­ли об­вет­шав­ший за­бор во­круг.

До 1995 го­да тер­ри­то­рия на­хо­ди­лась в ве­де­нии ФСК-ФСБ и тща­тель­но охра­ня­лась.

На­чи­ная с 1992 го­да мос­ков­ская об­ще­ствен­ная груп­па по уве­ко­ве­че­нию жертв по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий (груп­па М.Б. Миндли­на) с по­мо­щью со­труд­ни­ков ФСК-ФСБ при­сту­пи­ла к ра­бо­те со след­ствен­ны­ми де­ла­ми рас­стре­лян­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне, со­став­ля­лись крат­кие био­гра­фи­че­ские све­де­ния для бу­ду­щей «Кни­ги па­мя­ти».

Вес­ной 1993 го­да по­ли­гон впер­вые по­се­ти­ли род­ствен­ни­ки по­гиб­ших, осе­нью то­го же го­да в его юж­ной ча­сти бы­ла уста­нов­ле­на гра­нит­ная ме­мо­ри­аль­ная пли­та.

С 1997 го­да на Бу­товск по­ли­гон ве­дут­ся ком­плекс­ные ра­бо­ты с це­лью опре­де­ле­ния ме­сто­по­ло­же­ния по­гре­баль­ных рвов, про­во­дят­ся ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­ги­че­ские, гео­бо­та­ни­че­ские, гео­мор­фо­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния. В 1997 г. был вскрыт один из по­гре­баль­ных рвов: на пло­ща­ди в 12 кв. м об­на­ру­жи­ли за­хо­ро­не­ния в 5 сло­ев, где по­гре­бе­ны остан­ки 149 чел. В 2001-2002 гг. спе­ци­а­ли­сты вы­яви­ли и на­нес­ли на кар­ту 13 по­гре­баль­ных рвов.

Вес­ной 1994 го­да на Бу­тов­ском по­ли­гоне был уста­нов­лен Боль­шой По­клон­ный крест (освя­щён 8 мая 1994), со­ору­жен­ный по про­ек­ту скуль­пто­ра Д.М. Ша­хов­ско­го, чей отец, свя­щен­ник Ми­ха­ил Шик, был рас­стре­лян в Бу­то­ве.

25 июня 1995 го­да в Бу­то­ве в по­ход­ном па­ла­точ­ном хра­ме Всех Свя­тых, в зем­ле Рос­сий­ской про­си­яв­ших, Пра­во­слав­но­го Свя­то-Ти­хо­нов­ско­го Бо­го­слов­ско­го ин­сти­ту­та бы­ла от­слу­же­на пер­вая ли­тур­гия, ко­то­рую воз­гла­вил рек­тор ин­сти­ту­та про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Во­ро­бьёв.

На­чи­ная с 1994 го­да го­ря­чее уча­стие в де­ле уве­ко­ве­че­ния па­мя­ти по­стра­дав­ших в Бу­то­ве при­ни­ма­ла внуч­ка рас­стре­лян­но­го здесь сщ­мч. Се­ра­фи­ма (Чи­ча­го­ва) игу­ме­ния Се­ра­фи­ма (Чёр­ная) .

В 1995 го­ду Бу­тов­ский по­ли­гон пе­ре­да­ли Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии. По про­ек­ту Ша­хов­ско­го был воз­двиг­нут де­ре­вян­ный храм во имя Но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских (освя­щён в 1996 го­ду), на­сто­я­те­лем ко­то­ро­го стал внук рас­стре­лян­но­го здесь сщ­мч. про­то­и­е­рея Вла­ди­ми­ра Ам­бар­цу­мо­ва свя­щен­ник Ки­рилл Ка­ле­да .

27 мая 2000 го­да на Бу­тов­ском по­ли­гоне со­сто­я­лось гран­ди­оз­ное бо­го­слу­же­ние под от­кры­тым небом, ко­то­рое воз­гла­вил Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Алек­сий II. Бы­ли со­вер­ше­ны Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия и па­ни­хи­да по уби­ен­ным – по­след­няя пе­ред их про­слав­ле­ни­ем на Ар­хи­ерей­ском Юби­лей­ном Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 2000 го­да.

На Юби­лей­ном Со­бо­ре бы­ли ка­но­ни­зи­ро­ва­ны 120 че­ло­век, рас­стре­лян­ных на Бу­тов­ском по­ли­гоне, за по­сле­ду­ю­щие го­ды чис­ло ка­но­ни­зи­ро­ван­ных Бу­тов­ских но­во­му­че­ни­ков удво­и­лось.

Со­бор Бу­тов­ских но­во­му­че­ни­ков воз­глав­ля­ют 6 ар­хи­ере­ев: Ле­нин­град­ский и Гдов­ский мит­ро­по­лит сщ­мч. Се­ра­фим (Чи­ча­гов), Мо­жай­ский ар­хи­епи­скоп сщ­мч. Ди­мит­рий (Доб­ро­сер­дов), Вла­ди­мир­ский и Суз­даль­ский ар­хи­епи­скоп сщ­мч. Ни­ко­лай (Доб­ро­нра­вов), Бе­жец­кий епи­скоп сщ­мч. Ар­ка­дий (Осталь­ский), Ниж­не­та­гиль­ский епи­скоп сщ­мч. Ни­ки­та (Де­лек­тор­ский), Ве­лиж­ский епи­скоп сщ­мч. Иона (Ла­за­рев).

На Бу­тов­ском по­ли­гон бы­ло каз­не­но мно­го по­чи­та­е­мых иере­ев-свя­щен­но­му­че­ни­ков: бра­тья Ага­фон­ни­ко­вы – Алек­сандр, Ва­си­лий и Ни­ко­лай, Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мов, Вла­ди­мир Мед­ве­дюк, Зо­си­ма Тру­ба­чёв, Иоанн Арт­оболев­ский, Сер­гий Ле­бе­дев, Сер­гий Ма­ха­ев, Петр Пет­ри­ков и мно­гие дру­гие.

Празд­но­ва­ние Со­бо­ру но­во­му­че­ни­ков, в Бу­то­ве по­стра­дав­ших, уста­нов­ле­но в 4-ю суб­бо­ту по­сле Пас­хи. Над по­гре­баль­ны­ми бу­тов­ски­ми рва­ми еже­год­но со­вер­ша­ет­ся тор­же­ствен­ное бо­го­слу­же­ние, воз­глав­ля­е­мое Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом, в ко­то­ром при­ни­ма­ют уча­стие де­сят­ки ар­хи­ере­ев и сот­ни свя­щен­но­слу­жи­те­лей Моск­вы и Мос­ков­ской об­ла­сти, сте­ка­ют­ся ты­ся­чи па­лом­ни­ков.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU