02 апреля по старому стилю / 15 апреля по новому стилю
пятница
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Глас 1.
Великий пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
На 6-м часе: Ис. LXVI, 10–24. На веч.: Быт. XLIX, 33 – L, 26. Притч. XXXI, 8–32.
Кондак преподобного Тита, глас 4:
Жития́ молву́ оста́вил еси́/ и ти́хо, все житие́ твое́ пожи́в, му́дре, к Бо́гу преше́л еси́,// чудоно́сне о́тче наш, Ти́те преподо́бне.
Мысли свт. Феофана Затворника Кончились дни св. Четыредесятницы! Теперь всякий сядь и сведи итоги, – что было в начале и что есть теперь? Была купля: что же, какова выручка? есть ли хоть малая прибыль? Выступили мы на ристалище: что же, гнались мы и, гнавшись, достигли ли ожидаемого? Борьба была объявлена: что же, вооружались ли мы, дрались ли, и дравшись, пали или победили?
Внимательные и бодренные постники, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившиеся, конечно, озираясь назад, не могут не порадоваться. Нам же, нерадивым и плотоугодливым, только о сластях и утехах хлопотавшим, всегда одно стыдение лица. А то и этого нет. Иных бьют, и не больно им, потому что у них лоб медян и шея железна.
Преподобный Тит чудотворец (IX)
Преподобный Тит чудотворец жил в конце VIII – начале IX века. С самого раннего детства возлюбил он Господа Иисуса Христа, отвергнув суету мирскую и презрев похоть плоти. Достигнув отроческого возраста, преподобный Тит поступил в общежительный монастырь – киновию, где был сначала послушником, а потом иноком. Он проходил тесный и трудный, но благодатный монашеский путь, с терпением и смирением очищая душу посредством добродетелей, постепенно восходя к духовному совершенству. Студийский монастырь близ Константинополя, где провел долгие годы в монашестве преподобный Тит, основан был еще в середине V века прибывшим из Рима в Константинополь вельможей по имени Студий.
Монастырь был знаменит многими подвижниками благочестия, мужественным противостоянием иконоборчеству, строгим общежительным монастырским уставом. Впоследствии именно Студийский устав ввел на Руси преподобный Феодосии Печерский. Уступив настоятельным просьбам братии монастыря, преподобный Тит был рукоположен во пресвитера и руководил братией. Великая кротость, любовь и милосердие снискали преподобному Титу достойную его имени славу подвижника.
Господь наделил преподобного Тита даром чудотворения. Во время неоднократно возобновлявшихся гонений на святые иконы и их почитателей преподобный Тит явил себя твердым и непоколебимым исповедником и защитником иконопочитания. Оставив своим ученикам достойный образец молитвенного и постнического жития, преподобный Тит отошел ко Господу в глубокой старости.
Святые мученики Амфиан и Едесий
Святые мученики Амфиан и Едесий были родными братьями. Они жили в городе Патаре (Ликийская провинция) в семье городского правителя-язычника. Для обучения языческим наукам их отправили в город Вирит.
Там братья уверовали во Христа и стали пламенными Его последователями.
Святые братья покинули своих родителей-язычников и ушли в Кесарию Александрийскую, где нашли себе наставника, пресвитера Памфила (сведения о нем помещены 16 февраля), и под его руководством стали совершенствоваться в духовной жизни, пребывая в молитве и изучении священных книг.
В то время по указу императора Максимина (305–313), – ревностного язычника и жестокого гонителя христиан, – все жители города Кесарии должны были совершать общественные жертвоприношения.
Спасаясь от идолослужения, многие христиане вынуждены были скрываться в потаенных местах. Скрывались и святые Амфиан с Едесием.
Когда правитель города Кесарии должен был принести жертву идолам, святой Амфиан безбоязненно вошел в храм, взял за руку правителя, стоявшего у языческого жертвенника, и стал убеждать его оставить заблуждения и уверовать во Христа.
По приказу правителя воины схватили святого Амфиана, жестоко избили его и бросили в темницу. Два дня выводили мученика на суд, где били железными прутьями и жгли на теле пучки льна, облитые маслом. Мужественного юношу, твердо исповедовавшего веру Христову, бросили с камнем на шее в море. Внезапно поднялась сильная буря, тело мученика было вынесено волнами на берег, и христиане совершили его погребение. Брата мученика Амфиана святого Едесия также подвергли мучениям, а потом отправили на медные рудники.
Через несколько лет святого Едесия освободили и отправили в Александрию. Там он узнал о безмерной жестокости к христианам правителя Иероклия и смело обличил его. Святого Едесия стали мучить и, подобно брату, утопили († 306).
Святой мученик Поликарп пострадал за смелое обличение императора Максимина (305–313) в пролитии невинной христианской крови в городе Александрии.
Он открыто исповедал себя христианином и пошел на добровольные мучения. После тяжелых страданий мученик был обезглавлен.