23 октября по старому стилю / 5 ноября по новому стилю
понедельник
Седмица 24-я по Пятидесятнице (ев. чтения 23-й седмицы).
Поста нет.
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544).
Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877–878). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).
Сщмчч. Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова1, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии Тимофеевой (1942).
1 Сол., 267 зач., II, 20 – III, 8. Лк., 52 зач., X, 22–24. Ап.: Гал., 200 зач., I, 11–19. Мф., 56 зач., XIII, 54–58.
Кондак апостола Иакова, глас 4:
́Отчее Единоро́дное Бог Сло́во,/ прише́дшее к нам в после́дния дни,/ Иа́кове боже́ственне,/ пе́рваго тя показа́/ иерусали́млян па́стыря и учи́теля,/ и ве́рнаго строи́теля та́инств духо́вных:// те́мже тя вси чтим, апо́столе.
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(1Сол.1:1–5; Лк.10:22–24) «Кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Лк.10:22). Сын же был на земле и все нужное нам открыл Сам и чрез Духа Святого, действовавшего в апостолах. Следовательно, что найдешь в Евангелии и апостольских писаниях, то только и будешь и можешь знать об Отце и Божеских вещах. Больше этого не ищи и помимо этого не думай где-либо еще найти истину о Боге и планах Божиих.
Каким великим сокровищем обладаем мы!.. Все уже сказано. Не ломай головы, а только с верою прими, что открыто. Открыто, что Бог един по существу и троичен в лицах – Отец, Сын и Святый Дух, прими это верою и содержи так. Открыто, что Триипостасный Бог все создал словом, все содержит в деснице Своей и о всем промышляет, прими это верою и содержи так. Открыто, что мы были в блаженном состоянии и пали и что для восстановления и искупления нас Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы, воплотился, пострадал, умер на кресте, воскрес и вознесся на небо, – прими это верою и содержи так. Открыто, что желающий спастись должен уверовать в Господа и, приняв божественную благодать во святых таинствах, с помощью ее, жить по заповедям Господним, борясь со страстями и похотями посредством соответствующих подвигов, – прими это верою и делай так. Открыто, что кто живет по указанию Господню, тот по смерти поступает в светлые обители, предначаток вечного блаженства, а кто не живет так, тот по смерти предначинает испытывать муки адския – прими это верою и тем вразумляй и воодушевляй себя на добро и подвиги.
Апостол Иаков, брат Господень
Апостол Иаков, брат Господень – сын праведного Обручника Иосифа (память 26 декабря). С детских лет Иаков был назореем, то есть человеком, особо посвященным Богу. Назореи давали обет соблюдения девства, воздержания от вина, не вкушали мясной пищи, не стригли волос. Обет назорейства означал жизнь чистую и святую, заповеданную некогда Господом всему Израилю. Когда Спаситель начал учить народ о Царствии Божием, святой Иаков уверовал во Христа и стал Его апостолом. За Богоугодную жизнь он был избран первым епископом Иерусалимской Церкви. Святой Иаков председательствовал на Апостольском Соборе, в Иерусалиме слово его было решающим (Деян. 15). За тридцать лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство. Недовольные этим книжники и фарисеи замыслили убить святого Иакова. Возведя святителя на кровлю храма, они приказали, чтобы отрекся от Спасителя мира. Но святой апостол начал громко свидетельствовать, что Христос есть Истинный Мессия. Тогда иудейские учители столкнули праведника вниз. Святой умер не сразу, но, собрав последние силы, молился Господу за своих врагов, которые в это время добивали его камнями. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года.
Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основание литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Церковь сохранила Послание апостола, которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета. В 1853 году Александрийский Патриарх Иерофей прислал в Москву часть мощей святого апостола Иакова. Церковь отличает апостола Иакова, брата Господня, от Иакова Зеведеева (память 30 апреля) и Иакова Алфеева (память 9 октября).
Прав. Иаков Боровичский. Икона XIX в. Новгород.
Праведный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец, в отрочестве принял на себя суровый подвиг юродства. Больше о жизни его ничего не известно. Прославил его Господь после кончины. В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи (в Новгородской области) по реке Осте против течения приплыла большая льдина, на которой стоял гроб (дубовая колода) без крышки, а в нем лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами оттолкнули льдину к средине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторялось трижды. Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня». Мощи святого отрока были сначала помещены в часовне, а в 1544 году перенесены в Святодуховский храм. Тогда же было установлено ему празднование. Господь, прославляя Своего угодника, даровал мощам святого Иакова целительную силу. Полиелейное празднование установлено с 1572 года. В Иконописном подлиннике о святом Иакове сказано: «Подобием млад, наг, препоясан платом». В 1657 году патриарх Никон часть мощей святого перевез на Валдай, в Иверскую обитель.
Святитель Игнатий Константинопольский, патриарх
Святитель Игнатий, Патриарх Константинопольский (847–857; 867–877), в миру Никита, происходил из царского рода. Когда его отец, император Михаил I (811–813), был свергнут с императорского престола Львом Армянином (813–820), 15-летнего отрока Игнатия заключили в монастырь. Жизнь в монастыре укрепила святого Игнатия в вере и благочестии. Скоро он был поставлен игуменом обители, а позже избран Патриархом Константинопольским.
Император Михаил III (855–867) был еще малолетним, и страной управлял его дядя – Варда, человек неблагочестивый и порочный. Святой Патриарх увещал Варду оставить греховную жизнь и смело обличал его беззакония. Когда Варда хотел заставить святителя постричь в монахини святую царицу Феодору (мать императора), чтобы удалить ее от управления государством, то святой Патриарх Игнатий не только не согласился на это, но даже всенародно отлучил Варду от Причастия. Пятнадцать дней мучили святого Патриарха, заставляя отречься от сана, затем отправили в ссылку. Когда к власти пришел новый император, святитель Игнатий был вызван из заточения и еще 10 лет был Патриархом. Скончался он в 877 году, в монастыре.
Преподобный Елисей Лавришевский
Преподобный Елисей Лавришевский был сыном князя Тройната, занимал высокую должность при дворе князя Миндовга. Став христианином, он оставил двор и удалился в пустынь, где его нашел некий православный монах, вкупе с которым Елисей основал около 1225 года Лавришевскую обитель неподалёку от Новогрудка. В числе ее братии был и князь Войшелк, живший, впрочем, в особом месте. Елисей был убит своим же питомцем, юношей-слугой в ночь на 23 октября около 1250 года [1].
После кончины мощи преподобного были прославлены чудотворениями. Еще в древнем сказании говорилось о некоем бесноватом, исцеленном после того, как он случайно коснулся мощей святого Елисея.
Около 1505 года, когда татары, опустошившие околицы Новогрудка, приблизились к Лавришевскому монастырю, Господь вновь явил чудо через своего угодника: татарам показалось, что монастырский двор заполнен отборной конницей, и они в страхе бежали. Это чудо, вероятно, послужило поводом для канонизации преподобного Елисея митрополитом Иосифом (Солтаном) на Соборе, состоявшемся в Вильно (?) в 1514 году. Мощи святого, прежде почивавшие открыто, во время какой-то из войн были сокрыты в землю и после того, как монастырь был сожжен, уже не найдены. Чтилась ли память святого преподобного Елисея лишь местно или было установлено общее празднование — неизвестно. После возрождения монастыря в XXI веке он был посвящен святому Елисею.
Священномученик Емилиан Гончаров, пресвитер
Священномученик Емилиан родился 5 августа 1882 года в селе Старо-Полтавка Саратовской губернии в семье крестьянина Антона Гончарова. Окончил в 1904 году учительскую семинарию в городе Владимире. С 1914 года Емельян Антонович исполнял послушание псаломщика. В 1921 году он был рукоположен в сан диакона и затем в сан священника. Вначале он служил в храмах Саратовской епархии. В 1932 году знакомый отцу Емилиану священник Константин Сперанский предложил ему перевестись в храм Рождества Христова в селе Рождествено Ново-Петровского района Московской области, где он сам когда-то служил и где теперь умер священник. Отец Емилиан согласился и, получив благословение священноначалия, начал служить на новом месте. В 1933 году отец Емилиан был награжден набедренником, в 1936 году – скуфьей.
7 октября 1937 года власти арестовали священника и заключили в тюрьму в городе Волоколамске. При обыске в амбаре, который ранее принадлежал церкви, а ко времени служения здесь отца Емилиана стал принадлежать школе, было найдено двадцать пять патронов к винтовке. На основании того, что священника видели заходившим в этот амбар, ему приписали хранение этих патронов и участие в контрреволюционной деятельности.
В тот же день был вызван на допрос в качестве свидетеля председатель сельсовета, который сказал: «В августе 1937 года священник, придя в сельсовет, говорил: “Почему вы мне не разрешаете ходить с иконами по домам верующих? В конституции пишут, что можно ходить, а вы не разрешаете”. Тогда я ему ответил, что без справки от врача мы вам не разрешим. На эти слова Гончаров заявил: “Советская власть выпустила конституцию для обмана народа, в конституции пишут одно, а на деле делают другое”».
– Гражданин Гончаров, вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность, которую вы вели вместе с членами контрреволюционной группы! – заявил следователь.
– Никакой контрреволюционной работы среди населения я не вел и членом контрреволюционной группы не состоял, – ответил священник.
Это был последний вопрос допроса. 3 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Емилиана к расстрелу. Священник Емилиан Гончаров был расстрелян 5 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Так и все с верою принимай и верно храни. Нет надобности ломать голову на придумыванье чего-либо своего; и тех, которые умничают много, не слушай, ибо они пошли, не зная куда.