3 июня. Троицкая родительская суббота. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены

21 мая по старому стилю / 3 июня по новому стилю
суббота

Троицкая родительская суббота.
Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших.
Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.) (служба переносится на четверг, 19 мая).
Равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327) (служба может быть перенесена на четверг, 19 мая).
Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских, чудотворцев.
Обре́тение мощей блж. Андрея Симбирского (1998). Прп. Кассиана грека, Угличского, чудотворца (1504).
Собор Карельских святых.
Собор Симбирских святых.
Собор Уфимских святых.
Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление» (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская (1634).


Деян., 51 зач., XXVIII, 1–31. Ин., 67 зач., XXI, 15–25.
За упокой: 1 Кор., 163 зач., XV, 47–57. Ин., 21 зач., VI, 35–39*.
* В служебных Апостоле и Евангелии указаны другие чтения за упокой для Троицкой родительской субботы: 1 Сол., 270 зач., IV, 13–17. Ин., 16 зач., V, 24–30.

Тропарь заупокойный, глас 8:
Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй/ и поле́зная всем подава́яй,/ Еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́ши раб Твои́х,/ на Тя бо упова́ние возложи́ша,// Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего.Богородичен, глас тот же:Тебе́ и Сте́ну и Приста́нище и́мамы,/ и Моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу,// его́же родила́ еси́, Богоро́дице Безневе́стная, ве́рных Спасе́ние.

Кондак, глас 8:
Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть бо́лезнь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.
*******
В наше время сознание людей от самых главных мыслей – о жизни и смерти – отводится в сторону путем перенесения жизненных акцентов, ценностей. Перспектива жизни и смерти как бы ускользает из сознания современных людей, а современная культура уводит эту тему в сторону и, может быть, только ради одного – развлечь человека, увлечь его остротой сюжета – говорит о смерти в наших фильмах и литературных произведениях. А цивилизация развивается так, как будто смерти нет, как будто мы будем жить вечно. Нам предлагают жить богаче и богаче, покупать все больше и больше, тратить все больше и больше. И никаких других целей. Живи весело, богато, если можешь иметь власть, держи и руками, и зубами эту власть, наслаждайся жизнью. Но что же означает тогда такая жизнь, в том числе и перед лицом смерти? Религиозная вера дает нам ответы на самые важные вопросы: Зачем же человек живет? Как нужно относиться к этой жизни? Какие подлинные ценности нужно беречь? Ради чего стоит жить?

Троицкая суббота — день поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицыным днём, главный весенне-летний поминальный день в России.

В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».

Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc. «Парастаc», с греческого, «ходатайство» – во время этого богослужения ходатайствуют за своих усопших, молитва Церкви, и Сам Господь это сказал, спасает грешников.

Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

В день Троицкой родительской субботы принято ходить на службу, где читается 17-ая кафизма. В ней поминаются все усопшие христиане (от века). Такая общая молитва очень важна для усопших. Вечером 17-ую кафизму можно читать и дома.

Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу.

У многих есть стремление помянуть своих усопших записками, священник их читает и говорит: «Господи, помяни его во Царствии Своем». Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать – тоже милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.

Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Понятие «родительская суббота» связано с кровными, близкими нам узами.

Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.

Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви. Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.

Владимирская икона Божией Матери, одна из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы, по преданию, была написана Евангелистом Лукой.

По желанию благочестивых современников апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Младенцем на руках. Когда иконописец принес эту и две другие иконы Богородице, Она повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: "Отныне ублажат Мя вси роди", – присовокупив, – "…благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами".

Владимирская икона Божией Матери писана, как гласит предание, на доске того стола, за которым в юности Спасителя трапезовали Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Она единственная икона в России, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.

На правой руке Божией Матери сидящий, прильнувший к ней Младенец. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Пресвятой Богородицы и обнимает ее за шею. Из-под покрова на голове Богородицы (мафория, или омофора) видна Его ручка. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говорят "пяточка"), по которой и узнают Владимирскую икону. Левая рука на уровне груди чуть касается одеяния Спасителя. Образ Богоматери почти лишен движения: голова наклонена к Младенцу, руками Она поддерживает Иисуса Христа. Головы Богоматери и Младенца обращены друг к другу.

До 450 г. икона пребывала в Иерусалиме, до XII века – в Царьграде (Константинополе), а далее ее судьба связана с Россией. Цареградский патриарх отправил святыню в Киев Юрию Владимировичу Долгорукому. Это было свидетельством признания утвердившегося на Руси христианства. Икону поставили у Днепра, в женском монастыре, в прежних владениях равноапостольной княгини Ольги – Вышгороде, который с 1155 года стал уделом князя Андрея Юрьевича Долгорукого. И был в том великий промысел Господа. Князь Андрей, как гласит летопись, был преданным почитателем Богородицы. При нем же и свершилось чудо: однажды икона оказалась повисшей в воздухе посреди храма именно в то время, когда князь собирался ехать на север, в землю Суздальскую, где хотел независимо от Киева основать новые свои владения. Чудо с иконою он растолковал как ниспосланное свыше одобрение плана и знак обязательного участия в нем святого образа. По дороге князь постоянно служил пред иконою молебны. Во Владимире свершилось еще одно чудо – когда отряд князя собрался ехать дальше на север и покинул город, отъехав верст десять, лошади стали. Не помогли ни понукания, ни кнут. Лошадей заменили. Но и новая упряжка стояла, будто вкопанная в землю. Князь Андрей растолковал это чудо, как волю Богоматери – остаться в городе Владимире и заложить собор для святыни. На ее оклад, согласно преданию, князь отдал больше 30 гривен золота, кроме серебра, драгоценных камней и жемчуга. Великолепный храм был сооружен лишь за два года, в 1160 году его освятили, а на икону Богородицы возложили великолепную ризу с драгоценностями. С той поры стали на Руси называть эту икону Владимирской.

Чудный образ Богоматери принадлежал к тому типу икон, которые назывались "Елеус", а на Руси это слово перевели как "Умиление". И закрепилось за подобным типом композиции название Богоматерь "Умиление". Эта икона стала национальной святыней земли русской. Икона помогла русским одолеть волжских болгар. В сражение повел воинов князь Андрей Боголюбский (1164 г.) со словами: "Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет". И русские победили. Свершилось знамение – сошедший с иконы и Креста Господня чудный свет озарил всю местность. Это божественное озарение видел греческий император Мануил, воевавший с сарацинами в совершенно ином месте – за тысячу верст. И он разбил врага, после чего Андрей Боголюбский и греческий император договорились праздновать 1 августа, утвердив празднику название – "Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня".

Летопись вещает нам, что по Владимирской земле прокатилась большая смута. Бояре убили князя Андрея Боголюбского, во Владимире начались грабежи и разбой. Племянники князя Ярополк и Мстислав, присвоившие власть и богатства, решили отдать великую святыню рязанскому князю Глебу. Владимирцы прогнали новоявленных властителей со своей земли, те побросали оружие и позорно бежали. Икона вернулась в свой храм. В 1185 году Владимирский собор сгорел, но икона уцелела. В 1237 году городу Владимиру учинил страшное разорение хан Батый. Летопись повествует об убийствах стариков, детей и женщин, святотатстве орды – степные басурманы въезжали в храмы на лошадях и крушили иконы. Даже после такого разбоя икона Богоматери уцелела.

Наступил 1380 год. Димитрий Донской собрал войско и одержал знаменательную победу над Мамаем, а Владимирская икона Богоматери была божественной вдохновительницей победы. С этого события начинается новый период в жизни святыни.

В 1395 году, когда Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, уничтожая и опустошая все вокруг, решено было перенести в Москву Владимирскую икону. Московский митрополит Киприан с духовенством, княжеская семья и народ встретили икону за городом, на Кучковом поле, и торжественно перенесли в Успенский собор Кремля (это событие празднуется 26 августа). Тамерлан, простояв с войском две недели на одном месте, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов: «Бежал гонимый силою Пресвятой Девы».

Икону во Владимир так и не вернули, оставили в Москве. С тех пор неоднократно великая святыня – Владимирская икона – спасала российскую столицу от бед и вражеских нашествий. В 1451 году к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но город так и не был захвачен. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осаждаемым. На следующее утро, как повествуют летописцы, врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решив, что это идет великий князь с огромным войском, и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед заступницей – иконой Владимирской.

Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 году. Это было хрестоматийное «великое стояние на Угре». Иван III отказался платить дань орде, и на Русь были посланы полки хана Ахмата. Встреча с русскими войсками произошла на берегу реки Угры. Войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери.

Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались друг на друга. Наше войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские войска. Русские воины остановились. А татары отступление продолжили и вдруг помчались без оглядки. Бросая оружие, теряя обозы, – свершилась нежданная победа Заступницы над бесчисленною ордою… В честь этого события празднование иконе совершается 23 июня.

Пред прославленным образом приносили присягу на верность России, пред ним молились, выступая в военные походы, пред ним совершали избрание всероссийских митрополитов, а впоследствии и патриархов.

В последний раз икона покидала Москву в 1812 году - на несколько месяцев ее перенесли во Владимир и Муром, но вскоре она снова вернулась в Успенский собор. Знаменательно, что победа при Бородине была одержана именно 26 августа, в день празднования иконы Богоматери Владимирской. С тех пор икона уже не покидала стен Успенского собора вплоть до передачи ее в собрание Государственной Третьяковской галереи в 1928 году.

В последние столетия присутствия Владимирской в Успенском соборе она находилась в алтаре храма, ее выносили только в честь значительных событий, таких, как коронация императора. В иконостасе храма ее место занимал список "в меру и подобие", который и сейчас можно увидеть в Успенском соборе.

15 декабря 1999 г. Владимирская икона Божией Матери была окончательно передана Государственной Третьяковской галереей в находящийся при ней храм святителя Николая в Толмачах, с тех пор она постоянно находится в экспозиции храма-музея. Для сохранения иконы в храме были созданы особые условия - изготовлен специальный киот, защищающий святыню от внешних воздействий, в помещении храма поддерживается ровный климат, способствующий защите находящихся в нем святынь. За состоянием иконы следят сотрудники музея.

Красногорская (Черногорская) Владимирская икона Божией Матери известна с 1603 года. Игумен Варлаам, служивший в храме Воскресения Христова в Кевроле, на реке Пинеге, имел у себя список с Владимирской иконы Божией Матери.
В 1603 году он услышал во сне кроткий женский голос, указывающий ему передать Владимирскую икону священнику Мирону. Через некоторое время к игумену Варлааму пришел для сбора святительской дани священник деревни Юролы по имени Мирон. Игумен поведал ему о своем сне и узнал, что близ Юролы есть пустынная гора, называемая Черной, которая была бы удобной для устроения обители. Игумен Варлаам передал свою икону иерею Мирону, который поставил святыню в местной церкви. От принесенной иконы совершилось исцеление местной жительницы Марфы, которой во сне явилась Матерь Божия и указала место, куда иерей Мирон должен перенести Ее образ, что иерей и исполнил. Водрузив на Черной горе крест, Мирон приступил к строительству храма, имея помощником пришедшего из Москвы монаха Иону. Иерей Мирон принял иноческий постриг от игумена Варлаама с именем Макарий. Он предпринял путешествие в Москву, привез грамоту на постройку храма и сооружение монастыря на Черной горе. В 1608 году возведение церкви было закончено и она была освящена в честь Похвалы Богородицы. Обитель, основанная при храме, получила наименование Красногорской (отсюда еще одно название чудотворной иконы), а иеромонах Макарий был возведен в сан игумена. Чудотворная Владимирская икона Божией Матери, подававшая исцеления всем с верой притекающим к ней, была поставлена в церкви.

Кроме наименований Черногорской или Красногорской, эта икона Пресвятой Богородицы имеет еще название «Умиление».

Оранская Владимирская икона Божией Матери явилась в 1634 году при следующих обстоятельствах: нижегородский вотчинник Петр Гладков питал глубокое благоговение к Владимирской иконе Божией Матери, находившейся в Московском Успенском соборе. Он попросил священника Успенского собора Кодрата, любившего заниматься иконописанием, при участии другого иконописца, Григория Черного, сделать копию с этой иконы и увез ее к себе на родину в село Бочеево.
Через несколько лет он получил во сне указание построить храм в честь Владимирской иконы на указанной ему горе. Отправившись на поиски, Петр в непроходимой чаще леса набрел на место, над которым стояло необыкновенное сияние в виде солнечного столба. Гладков сразу же узнал гору, которая ему была указана во сне. Это была Словенская гора.

Отправившись в Москву и оповестив обо всем Патриарха Иосифа, он получил грамоту на сооружение церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери. Поставив на горе мраморный крест, Петр приступил к строительству храма, в котором и была помещена икона Богоматери. От святого образа стали совершаться многочисленные исцеления. Слух об этих чудесах и исцелениях дошел до Патриарха, который предписал архимандриту Печерского монастыря удостовериться в них, что последний и исполнил. Он донес патриарху, что чудеса действительно совершались у образа Богоматери, находящегося в храме, построенном Гладковым. Патриарх доложил об этом царю Михаилу Феодоровичу, который и повелел устроить при церкви монастырь, получившим наименование Оранского (по названию места обретения иконы – Орано поле). Чудотворная икона Пресвятой Богородицы также стала именоваться Оранской.

Много исцелений и чудес совершалось от Владимирской иконы Божией Матери (Оранской), милосердная Заступница подает помощь и утешение всем, кто прибегает к Ней с верой и надеждой. Особенно много богомольцев собирается в Оранский монастырь ко времени совершения крестных ходов с иконой Богородицы. Эти крестные ходы были установлены в 1771 году и совершались из обители в Нижний Новгород, в Павлов и в Арзамас.

Святой император Константин Великий и святая царица Елена
Святой император Константин (306–337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305–306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи – Константин – был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284–305), его соправителя Максимиана Галерия (305–311) – на Востоке и императора Максимиана Геркула (284–305) – на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай». Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. (Сведения об обретении Креста Господня помещены в праздник Воздвижения 14 сентября.) Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.

За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.

Мирное сосуществование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых – святитель Николай Мирликийский (Сведения о Соборе помещены 29 мая.) Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин «Единосущный Отцу», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение «Единосущный», слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.

После Никейского Собора равпоапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Святые блаженные князья Константин и сыновья его Михаил и Феодор Муромские
Святые блаженные князья Константин и сыновья его Михаил и Феодор Муромские жили в ХI-ХII веках. Блаженный князь Константин, потомок , просил у своего отца, князя Святослава Черниговского, дать ему в удел город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить эту страну светом христианской веры. Сына своего, Михаила, князь отправил к муромцам в качестве своего посланца, но язычники его убили. Когда князь Константин подошел к городу со своей дружиной, жители смирились и приняли его, но долго не соглашались оставить язычество. Однажды они подступили к дому князя, с намерением убить его, но князь бесстрашно вышел к толпе с иконой Муромской Богоматери. Неожиданно бунтовщики смирились и согласились принять святое крещение, которое и было совершено над ними в реке Оке. На месте убиения сына Михаила благоверный князь Константин построил храм в честь Благовещения, а позже и другую церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. В распространении Христовой веры среди муромцев блаженному князю Константину ревностно помогал его сын, князь Феодор. В 1129 году князь Константин скончался и был погребен в церкви Благовещения рядом с сыновьями, блаженными Михаилом и Феодором.

Прп. Кассиан Угличский чудотворец
Пре­по­доб­ный Кас­си­ан Грек, Уг­лич­ский чу­до­тво­рец, в ми­ру Кон­стан­тин, про­ис­хо­дил из ро­да кня­зей Ман­гуп­ских. Он при­был в Моск­ву в со­ста­ве по­соль­ства к ве­ли­ко­му кня­зю Иоан­ну III вме­сте с ца­рев­ной Со­фи­ей Па­лео­лог. Ре­шив по­свя­тить свою жизнь на слу­же­ние Бо­гу, пре­по­доб­ный от­кло­нил пред­ло­же­ние остать­ся при дво­ре ве­ли­ко­го кня­зя и по­се­лил­ся у Ро­стов­ско­го епи­ско­па Иоаса­фа. Ко­гда епи­скоп уда­лил­ся на по­кой в Фе­ра­пон­тов мо­на­стырь, за ним по­сле­до­вал Кон­стан­тин. В оби­те­ли пре­по­доб­ный про­во­дил стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь.

Мо­на­ше­ство он при­нял по­сле чу­дес­но­го ноч­но­го ви­де­ния пре­по­доб­но­го Мар­ти­ни­а­на, по­буж­дав­ше­го при­нять по­стриг. Через неко­то­рое вре­мя свя­той Кас­си­ан оста­вил мо­на­стырь и неда­ле­ко от го­ро­да Уг­ли­ча, при сли­я­нии Вол­ги и Уч­мы, ос­но­вал оби­тель в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Сла­ва о пре­по­доб­ном ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась, и «на­ча­ли мно­зи лю­ди при­хо­ди­ти бла­го­сло­ве­ния ра­ди и ви­де­ти пу­стын­но­люб­ное жи­тель­ство и бе­се­до­ва­ти с ним». Свя­той Кас­си­ан всех при­ни­мал с лю­бо­вью, на­став­ляя на путь спа­се­ния «ти­хи­ми сло­ве­сы».

Пре­по­доб­ный скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти 2 ок­тяб­ря 1504 го­да. В Уг­лич­ской ле­то­пи­си за­пи­са­но мно­го чу­дес, про­ис­шед­ших по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го, в част­но­сти, за­щи­та им сво­ей оби­те­ли от поль­ских во­и­нов в 1609–1611 го­дах.

Блаженный Андрей Симбирский (Огородников), ро­дил­ся 17 июля 1763 го­да в Сим­бир­ске, в се­мье ме­щан, с 7 лет стал юрод­ство­вать, взял на се­бя по­двиг пост­ни­че­ства (в пи­щу в про­дол­же­ние всей жиз­ни он упо­треб­лял лишь хлеб и раз­ва­рен­ные су­хие яго­ды, а по празд­ни­кам – чай с мё­дом) и по­двиг мол­ча­ния («раз­го­ва­ри­вал» при по­мо­щи же­стов и от­дель­ных зву­ков, хо­тя не был ли­шён да­ра ре­чи).

Ра­но оси­ро­тел, до 1813 г. жил у бра­та, а по­сле его смер­ти – у ов­до­вев­шей сест­ры, по­ки­нув­шей ра­ди него мо­на­стырь. По­ме­щи­ца Е.А. Миль­гу­но­ва вы­стро­и­ла для св. Ан­дрея дом и на­зна­чи­ла ему по­жиз­нен­ное со­дер­жа­ние в раз­ме­ре 60 р. в год.

Всю свою жизнь Ан­дрей был при­хо­жа­ни­ном Воз­не­сен­ско­го со­бо­ра, где еже­не­дель­но при­об­щал­ся Те­ла и Кро­ви Хри­сто­вых. К это­му хра­му бла­жен­ный от­но­сил­ся с осо­бым уми­ле­ни­ем: мог всю ночь (да­же зим­нюю) мо­лить­ся, стоя под сте­на­ми со­бо­ра или на его ко­ло­кольне, а ино­гда его ви­де­ли да­же пол­за­ю­щим воз­ле огра­ды хра­ма и це­лу­ю­щим ни­зень­кие ее стол­би­ки.

Всю ми­ло­сты­ню, ко­то­рую по­лу­чал, бла­жен­ный раз­да­вал ни­щим, был очень кро­ток, укро­щал свою плоть, пе­ре­дви­га­ясь толь­ко бе­гом, а ес­ли и сто­ял на ме­сте, то рас­ка­чи­вал­ся по­доб­но ма­ят­ни­ку. Спал он все­гда очень ма­ло, на дос­ках или го­лом по­лу, ни­че­го не под­кла­ды­вая под го­ло­ву, чтобы во вре­мя сна го­ло­ва ни­че­го не ка­са­лась.

Бла­жен­ный об­ла­дал да­ром про­зор­ли­во­сти и ис­це­ле­ния, усми­рял бес­но­ва­тых. Жи­те­лям Сим­бир­ска, при­хо­див­шим в Са­ров, прп. Се­ра­фим Са­ров­ский го­во­рил: «За­чем это ко мне, убо­го­му, вы тру­ди­тесь при­хо­дить? У вас луч­ше ме­ня есть, Ан­дрей ваш Ильич».

Неко­то­рые по­ступ­ки бла­жен­но­го ка­за­лись окру­жа­ю­щим стран­ны­ми и без­рас­суд­ны­ми, но все­гда при­во­ди­ли к бла­гу. На­при­мер, вы­та­щив кляп из бо­чон­ка с мас­лом в лав­ке тор­гов­ца, Ан­дрей со­хра­нил лю­дей от смер­тель­ной опас­но­сти, так как в опу­стев­шем бо­чон­ке на­шли мерт­вую змею. В дру­гой раз, вбе­жав в дом од­ной ме­щан­ки, бла­жен­ный вы­хва­тил из печ­ки рас­ка­лен­ный чу­гу­нок со ща­ми и, раз­бив его, убе­жал. На дне раз­би­то­го со­су­да об­на­ру­жи­ли огром­но­го па­у­ка. Ча­сто бла­жен­ный хва­тал ру­ка­ми рас­ка­лен­ный ме­талл, це­ло­вал ки­пя­щий са­мо­вар, неред­ко об­ли­ва­ясь при этом ки­пят­ком, но всё это не при­чи­ня­ло ему ни ма­лей­ше­го вре­да.

Свя­той Ан­дрей сми­рен­но и крот­ко пе­ре­но­сил все по­но­ше­ния, из­де­ва­тель­ства, а то и по­бои: сто­ял, по­ту­пя взор и опу­стив го­ло­ву. Это вы­зы­ва­ло рас­те­рян­ность обид­чи­ков, а ино­гда и вра­зум­ле­ние о по­дви­ге бла­жен­но­го.

Скон­чал­ся 27 но­яб­ря 1841 го­да в Сим­бир­ске, был по­хо­ро­нен при огром­ном сте­че­нии на­ро­да в Сим­бир­ском По­кров­ском мо­на­сты­ре. По сви­де­тель­ству оче­вид­цев, от те­ла по­движ­ни­ка ис­хо­ди­ло бла­го­уха­ние. На мо­ги­ле бла­жен­но­го на на­род­ные по­жерт­во­ва­ния бы­ла воз­ве­де­на ве­ли­че­ствен­ная чу­гун­ная ча­сов­ня с зо­ло­че­ны­ми ма­ков­ка­ми. Ее раз­ру­ши­ли в 1930-е го­ды...

В 1991 го­ду во вре­мя ар­хео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок на клад­би­ще быв­ше­го По­кров­ско­го мо­на­сты­ря бы­ла об­на­ру­же­на осквер­нен­ная мо­ги­ла блж. Ан­дрея. В том же го­ду бы­ли по­лу­че­ны пер­вые све­де­ния о чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях и по­мо­щи на мо­ги­ле бла­жен­но­го, под­го­тов­ле­на ис­то­ри­че­ская справ­ка в ко­мис­сию по ка­но­ни­за­ции при Свя­щен­ном Си­но­де.
В 1995 го­ду ря­дом с мо­ги­лой воз­во­дит­ся ча­сов­ня, в фев­ра­ле к рас­смот­ре­нию при­ня­то два то­ма ма­те­ри­а­лов, со­бран­ных о по­движ­ни­ке.
3 июня 1998 г. бы­ли об­ре­те­ны мо­щи бла­жен­но­го Ан­дрея и со­сто­я­лась его ка­но­ни­за­ция как мест­но­чти­мо­го свя­то­го.
В 2004 г. Ар­хи­ерей­ским Со­бо­ром по­движ­ник был про­слав­лен в ли­ке свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites