28 мая. Память святых отцов I Вселенского Собора. Преподобного Пахомия Великого. Святителя Исаии, еп. Ростовского, чудотворца.

15 мая по старому стилю / 28 мая по новому стилю
воскресенье

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325).
Прп. Пахомия Великого (ок. 348).
Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца (1090). Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591). Прп. Исаии Печерского (1115).
Прп. Пахомия Нерехтского (1384). Прпп. Евфросина (1481) и ученика его Серапиона, Псковских.
Обре́тение мощей прп. Арсения Коневского (1991)*.
Прп. Ахиллия, еп. Ларисийского (ок. 330).
Челнской и Псково-Печерской, именуемой «Умиление», икон Божией Матери (переходящие празднования в Неделю 7-ю по Пасхе).

* Празднование внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 17 марта 2016 года.

Утр. – Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14.
Лит. – Деян., 44 зач., XX, 16–18, 28–36. Ин., 56 зач., XVII, 1–13.**
** При совершении службы Недели 7-й по Пасхе в соединении со службой в честь блгв. царевича Димитрия Угличского можно руководствоваться 7-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «...аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7-ю по Пасце...». При этом на литургии – чтения дня и блгв. царевича: 2 Тим., 292 зач., II, 1–10. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.

Тропарь воскресный 6-го гласа
Ангельския Си́лы на гро́бе Твое́м,/ и стрегу́щии омертве́ша,/ и стоя́ше Мари́я во гро́бе,/ и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́./ Плени́л еси́ ад, не искуси́вся от него́;/ сре́тил еси́ де́ву,/ да́руяй живо́т.// Воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Кондак Вознесения, глас 6:
Еже о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы.

Тропарь отцов, глас 8:
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Кондак отцов, глас 8:
Апо́стол пропове́дание и оте́ц догма́ты/ Це́ркви еди́ну ве́ру запечатле́ша,/ я́же и ри́зу нося́щи и́стины, истка́ну от е́же свы́ше богосло́вия,// исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.

Тропарь благоверного царевича Димитрия, глас 4:
Ца́рскую диади́му обагри́л еси́ кро́вию твое́ю,/ богому́дре му́чениче,/ за скиптр Крест в ру́ку прии́м,/ яви́лся еси́ победоно́сец/ и же́ртву непоро́чну Влады́це прине́сл еси́ себе́:/ я́ко бо а́гнец незло́бив, от раба́ заколе́н еси́./ И ны́не, ра́дуяся, предстои́ши Святе́й Тро́ице,/ моли́ся о держа́ве сро́дников твои́х богоуго́дней бы́ти// и сыново́м росси́йским спасти́ся.

Кондак благоверного царевича Димитрия, глас 8:
Возсия́ днесь в сла́вней па́мяти твое́й ве́рным весе́лие,/ я́ко бо доброра́сленный грезн, прозя́бл еси́/ и Христу́ красе́н плод прине́сл еси́ себе́;/ те́мже и по убие́нии твое́м соблюде́ те́ло твое́ нетле́нно,/ страда́льчески обагре́ное кро́вию./ Благоро́дне свя́те Дими́трие,/ соблюда́й Оте́чество твое́ и град твой невреди́м,// тому́ бо еси́ утвержде́ние.
********
Мы сегодня не просто совершаем память отцов I Вселенского Собора. Мы вспоминаем великую победу Церкви над самой страшной ересью Ария, метастазы которой дошли до нашего времени. Но, опираясь на богомудрые решения I Вселенского Собора, мы вместе с его отцами провозглашаем великую победу Богочеловека Иисуса Христа, воплощенного Сына Божия, над диаволом и над всяким злом. Мы исповедуем Его Воскресение, которое явилось знаком этой победы, и утверждаемся в вере на основе великого предания, запечатленного в дивных творениях святых отцов, в решениях Вселенских Соборов. На этом фундаменте произрастает религиозная жизнь современных людей, с радостью отмечаю – и в нашей стране.

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора
Память Первого Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с древнейших времен. Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее" (Мф. 16, 18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа на Ее стороне. Святые мученики засвидетельствовали истинность слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание Имени Христова, и меч гонителей склонился перед победоносным знамением Креста Христова.

С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него Удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов - представителей христианских Церквей из разных стран.

Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви - святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (память 6 декабря и 9 мая), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (память 12 декабря), и другие, почитаемые Церковью святые отцы.

Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским (память 2 мая), названным Великим, как ревностный борец за чистоту Православия. Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: "Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией".

Арий, имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто и он отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово "Единосущный", которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение. В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы - Господа Иисуса Христа. Ересь Ария, как заблуждение гордого разума, была обличена и отвергнута. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия (который в 325 году приходился на 22 марта).

Преподобный Пахомий Великий
Преподобный Пахомий Великий, наряду с Антонием Великим (память 17 января), Макарием Великим (память 19 января) и Евфимием Великим (память 20 января), является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился преподобный Пахомий в III веке в Фиваиде (Верхний Египет) от родителей язычников и получил хорошее светское образование. С юности он имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (по-видимому, в 315 году). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание сделаться христианином. Вернувшись из войска после победы, Пахомий принял святое Крещение, поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к Фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника.

Однажды, после 10 лет пустынной жизни, преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал Голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к преподобному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним.

Преподобный Пахомий терпел много искушений и нападений от врага рода человеческого, но все искушения преподобный Пахомий доблестно отражал молитвой к Богу и терпением.

Постепенно к преподобному Пахомию стали собираться ученики. Всех их поражало трудолюбие наставника, который успевал исполнять все монастырские работы: возделывал сад, беседовал с приходящими, просившими наставления, и служил больным. Преподобный Пахомий ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.

Однажды к преподобному Пахомию пришла его сестра Мария, которая давно желала увидеть брата. Но строгий подвижник отказал ей в свидании и через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария заплакала, но поступила согласно указанию брата. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали собираться инокини, и вскоре создалась женская обитель со строгим уставом, который был передан преподобным Пахомием.

Число иноков монастыря быстро возрастало, что вызвало необходимость постройки еще 7-ми монастырей поблизости. Количество иноков доходило до 7000, и все они находились под руководством преподобного Пахомия, который посещал все монастыри и управлял ими. В то же время преподобный Пахомий оставался глубоко смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата.

Суровый и строгий к себе, преподобный Пахомий имел великое милосердие и снисхождение к недостаточно зрелым духовно инокам. Один из иноков стремился к подвигу мученичества, но преподобный отвращал его от этих стремлений и наставлял безмолвно исполнять монашеское послушание, укрощая в себе гордость и приучаясь к смирению. Однако инок не послушал наставника и ушел из обители, после чего подвергся нападению разбойников, которые под страхом смерти принудили его принести жертву языческим богам. В полном отчаянии инок вернулся в обитель. Преподобный велел ему усиленно молиться днем и ночью, соблюдать строгий пост и жить в полном молчании. Инок последовал наставлению преподобного, и это спасло его душу от отчаяния.

Преподобный учил всячески опасаться осуждения других и сам боялся даже в мыслях осудить кого-либо.

С особой любовью относился преподобный Пахомий к больным инокам. Он посещал их, ободрял унывающих, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю. Больным он ослаблял пост, если это было необходимо для их выздоровления. Однажды, в отсутствие преподобного, повар не готовил монахам вареной пищи, ссылаясь на то, что братия любят поститься. Вместо своего послушания он сплел 500 рогож, но преподобный не одобрил его поступка; и в наказание за непослушание велел сжечь все изготовленные поваром рогожи.

Преподобный Пахомий всегда поучал иноков иметь надежду только на помощь и милость Божию. В обители как-то случился недостаток пшеницы. Целую ночь святой провел в молитве, а утром привезли от начальника города большое количество хлеба для монастыря, не взяв ничего в уплату. Господь сподобил преподобного Пахомия дара чудотворения и исцеления болезней.

Ему были открыты Господом последующие судьбы монашества. Святой знал, что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые, будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей. Простершись на земле, преподобный Пахомий горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним. В ответ он услышал Голос: «Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни».

Под конец своей жизни преподобный Пахомий тяжко заболел от бывшей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший и любимый ученик преподобный Феодор Освященный (память 16 мая). Скончался преподобный Пахомий около 348 года в возрасте 53-х лет и был погребен у горы возле обители.

Свт. Исаия, еп. Ростовский.
Святитель Исаия Ростовский, епископ. Ро­дил­ся под Ки­е­вом, в мо­ло­до­сти при­нял по­стриг в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре при пре­по­доб­ном Фе­о­до­сии († 1074 г.; па­мять 3/16 мая). В 1065 г. за доб­ро­де­тель­ную жизнь по же­ла­нию ве­ли­ко­го кня­зя Изя­с­ла­ва был по­став­лен игу­ме­ном Дмит­ри­ев­ско­го мо­на­сты­ря. В 1078 г. св. Ис­а­ия был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па го­ро­да Ро­сто­ва, где то­гда еще мно­го бы­ло языч­ни­ков. Рев­ност­но тру­дил­ся свя­ти­тель, на­саж­дая пра­во­сла­вие сре­ди жи­те­лей сво­ей об­шир­ной епар­хии, по­стро­ил в Ро­сто­ве со­бор в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Гос­подь про­сла­вил Сво­е­го угод­ни­ка, со­вер­шая через него зна­ме­ния и чу­до­тво­ре­ния: в 1089 г. «об­ла­ком но­си­мый, яко­же древ­ле апо­сто­лы», Ис­а­ия при­сут­ство­вал при освя­ще­нии «небе­си по­доб­ной» церк­ви Успе­ния Бо­го­ма­те­ри в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. Скон­чал­ся 15 мая 1090 г. Нетлен­ные мо­щи свя­ти­те­ля бы­ли об­ре­те­ны в 1164 г.

Благоверный Димитрий Угличский и Московский, царевич
Свя­той бла­го­вер­ный ца­ре­вич Ди­мит­рий Уг­лич­ский (Мос­ков­ский) ро­дил­ся 19 ок­тяб­ря 1582 г. Он был сы­ном ца­ря Иоан­на Гроз­но­го. В цар­ство­ва­ние Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча, ко­гда фак­ти­че­ски пра­ви­те­лем Рус­ско­го го­су­дар­ства был его шу­рин – вла­сто­лю­би­вый бо­ярин Бо­рис Го­ду­нов, ца­ре­вич Ди­мит­рий вме­сте с ма­те­рью, ца­ри­цей Ма­ри­ей Фе­о­до­ров­ной, был уда­лен от дво­ра в г. Уг­лич. Же­лая из­ба­вить­ся от за­кон­но­го на­след­ни­ка рус­ско­го тро­на, Бо­рис Го­ду­нов стал дей­ство­вать про­тив ца­ре­ви­ча как про­тив лич­но­го вра­га. Сна­ча­ла он пы­тал­ся окле­ве­тать юно­го на­след­ни­ка пре­сто­ла, рас­пу­стив лжи­вые слу­хи о его мни­мой неза­кон­ной рож­ден­но­сти. По­том рас­про­стра­нил но­вый вы­мы­сел, что буд­то бы Ди­мит­рий уна­сле­до­вал су­ро­вость го­су­да­ря – от­ца сво­е­го. По­сколь­ку эти дей­ствия не при­нес­ли же­ла­е­мо­го, то ко­вар­ный Бо­рис ре­шил­ся по­гу­бить ца­ре­ви­ча. По­пыт­ка отра­вить Ди­мит­рия не увен­ча­лась успе­хом: смер­то­нос­ное зе­лье не вре­ди­ло от­ро­ку. То­гда зло­деи ре­ши­лись на яв­ное пре­ступ­ле­ние.

В суб­бот­ний день 15 мая 1591 г., ко­да от­рок гу­лял с кор­ми­ли­цей во дво­ре, по­до­слан­ные убий­цы, Осип Волх­вов, Да­ни­ло Би­тя­гов­ский и Ни­ки­та Ка­ча­лов, звер­ски за­ре­за­ли ца­ре­ви­ча.

Ца­ре­вич Ди­мит­рий был по­гре­бен в Уг­ли­че, во двор­цо­вом хра­ме в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Мно­же­ство чу­дес и ис­це­ле­ний ста­ло со­вер­шать­ся у его гроб­ни­цы, осо­бен­но ча­сто ис­це­ля­лись боль­ные гла­за­ми. А 3 июля 1606 г. свя­тые мо­щи стра­сто­терп­ца ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми.

Пе­ре­не­се­ние свя­тых мо­щей бла­го­вер­но­го ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия, уби­то­го 15 мая 1591 го­да, из Уг­ли­ча в Моск­ву со­вер­ши­лось в 1606 го­ду. По­буж­де­ни­ем к это­му бы­ло же­ла­ние, по вы­ра­же­нию ца­ря Ва­си­лия Шуй­ско­го, «уста лжу­щия за­гра­дить и очи неве­ру­ю­щия осле­пить гла­го­лю­щим, яко жи­вый из­бе­же (ца­ре­вич) от убий­ствен­ных дла­ней», вви­ду по­яв­ле­ния са­мо­зван­ца, объ­яв­ляв­ше­го се­бя ис­тин­ным ца­ре­ви­чем Ди­мит­ри­ем. Тор­же­ствен­но бы­ли пе­ре­не­се­ны свя­тые мо­щи и по­ло­же­ны в Ар­хан­гель­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля, «в при­де­ле Иоан­на Пред­те­чи, иде­же отец и бра­тья его». По­сле мно­го­чис­лен­ных чу­дес­ных ис­це­ле­ний от свя­тых мо­щей в том же 1606 го­ду «со­ста­ви­ша празд­не­ство ца­ре­ви­чу Ди­мит­рию три­жды в год – рож­де­ние (19 ок­тяб­ря), уби­е­ние (15 мая), пе­ре­не­се­ние мо­щей к Москве (3 июня)».

Преподобный Исаия Печерский
Пре­по­доб­ный Ис­а­ия в чис­ле дру­гих Ки­е­во-Пе­чер­ских свя­тых под­ви­зал­ся в ХI – на­ча­ле ХII вв. Ос­нов­ным по­дви­гом жиз­ни пре­по­доб­но­го Ис­а­ии, ко­то­рым он уго­дил Гос­по­ду, бы­ло без­мол­вие и неуто­ми­мый труд, за что и име­ну­ет­ся «пре­по­доб­ным стар­цем тру­до­лю­би­вым»; в служ­бе об­щей пре­по­доб­ным свя­тым Ки­е­во-Пе­чер­ским Ис­а­ия про­слав­ля­ет­ся как «гор­ли­ца пу­стын­но­люб­ная». Ему вме­сте с Онуф­ри­ем и Силь­ве­стром при­пи­сы­ва­ет­ся дар уга­шать страст­ные бе­сов­ские при­ло­ги. «Онуф­рий мол­ча­ния лю­би­тель, Ис­а­ия гор­ли­ца пу­стын­но­люб­ная, с Силь­ве­стром бла­жен­ным, три­пле­тен­ная вервь на бе­сы, от ни­х­же на­не­сен­ные страст­ные при­ло­ги до кон­ца уда­вив­ше, имут да­ро­ва­ния и иным по­соб­ство­ва­ти, тем все их ве­ли­ча­ют» (песнь 9, ст. 5). Кон­чи­ну пре­по­доб­но­го Ис­а­ии от­но­сят к 15 мая 1115 го­да. Мо­щи пре­по­доб­но­го по­чи­ва­ют в Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ре или в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Жизнь пре­по­доб­но­го Ис­а­ии не опи­са­на в Па­те­ри­ке, и нет осо­бой служ­бы. Празд­но­ва­ние пре­по­доб­но­му Ис­а­ии со­вер­ша­ет­ся 15/28 мая, 28 сен­тяб­ря/11 ок­тяб­ря и на вто­рой неде­ле Ве­ли­ко­го по­ста.

Преподобный Пахомий Нерехтский
Преподобный Пахомий Нерехтский, в миру Яков, родился в семье священника во Владимире на Клязьме. Семи лет он был отдан в учение, поэтому с детства хорошо знал Божественное Писание. Тяготясь суетностью тленного мира, он принял постриг в Рождественском Владимирском монастыре и безропотно проходил в обители разные послушания. Стремясь к безмолвному пустынному житию, подвижник тайно оставил обитель и удалился в пределы Нерехты. Здесь, на речке Гриденке, нашел он удобное место для иноческой жизни – возвышенный полуостров в глухом лесу. Преподобный обратился к жителям посада Нерехты с просьбой поселиться и устроить обитель в местечке Сыпаново Костромского края. Нерехтцы с радостью согласились и приняли посильное участие в устройстве обители. Преподобный Пахомий написал образ Святой Троицы и с молебным пением принес его на то место, где положил воздвигнуть храм во имя Святой Троицы. Окончив построение храма, святой Пахомий занялся устроением порядка в новой обители, которая постепенно населялась иноками. В новоустроенной обители иноки должны были сами обрабатывать землю и питаться трудами рук своих, в чем святой первый подавал пример братии. Преподобный скончался в 1384 году в глубокой старости и был погребен в основанном им Троицком храме. Одним из его учеников, Иринархом, была написана икона святого, позже была устроена гробница для святых мощей. Основная память преподобного Пахомия совершается 15 мая, в день тезоименитства святого, 23 марта – в день преставления.

Преподобный Евфросин Псковский, Спасо-Елеазаровский. В ми­ру Еле­азар, ро­дил­ся око­ло 1386 г. в се­ле Ви­де­ле­бье близ Пско­ва. Он в со­вер­шен­стве изу­чил Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние и сам со­став­лял соб­ствен­ные по­учи­тель­ные со­чи­не­ния. Ро­ди­те­ли хо­те­ли же­нить его, но он тай­но ушел в Сне­то­гор­ский мо­на­стырь и, при­няв ино­че­ство, стал рев­ност­но под­ви­зать­ся, уго­ждая Бо­гу. Чтобы из­бе­жать сла­вы че­ло­ве­че­ской, око­ло 1425 г. св. Ев­фро­син ис­про­сил у ду­хов­ни­ка бла­го­сло­ве­ние по­се­лить­ся в уеди­не­нии на ре­ке Тол­ве близ Пско­ва. Здесь пре­по­доб­но­му яви­лись три свя­ти­те­ля: Ва­си­лий Ве­ли­кий, Гри­го­рий Бо­го­слов и Иоанн Зла­то­уст и ука­за­ли ме­сто для по­стро­е­ния хра­ма.

Впо­след­ствии свя­той ос­но­вал здесь мо­на­стырь. Не из­ме­няя по­движ­ни­че­ско­го об­ра­за жиз­ни, пре­по­доб­ный до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти и скон­чал­ся в 1425 г. Те­ло св. Ев­фро­си­на бы­ло по­гре­бе­но в ос­но­ван­ном им мо­на­сты­ре. За­ступ­ле­ни­ем пре­по­доб­но­го оби­тель его бы­ла не раз со­хра­ня­е­ма от ра­зо­ре­ния непри­я­те­лем.

Святитель Ахиллий Ларисийский, епископ
Свя­ти­тель Ахил­лий, епи­скоп Ла­ри­сий­ский, жил в IV ве­ке, в цар­ство­ва­ние рав­ноап­о­столь­но­го Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го. Про­сла­вив­шись свя­то­стью жиз­ни и уче­но­стью, он был по­став­лен епи­ско­пом го­ро­да Ла­риссы в Фе­са­лии. Свя­ти­тель Ахил­лий был участ­ни­ком I-го Все­лен­ско­го Со­бо­ра, где сме­ло об­ли­чал ере­ти­ка Ария. В сво­ем го­ро­де он усерд­но на­саж­дал хри­сти­ан­ство, раз­ру­шая идоль­ские ка­пи­ща, стро­ил и укра­шал церк­ви. Свя­ти­тель Ахил­лий имел дар ис­це­лять бо­лез­ни, осо­бен­но бес­но­ва­ние, и со­вер­шал мно­го чу­дес. Скон­чал­ся свя­ти­тель мир­но око­ло 330 го­да. Мо­щи его с 978 го­да на­хо­дят­ся в Бол­га­рии в го­ро­де Преспу (ныне се­ло Ахи­ли, на­зван­ное так в честь по­чив­ше­го свя­ти­те­ля).

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний Ко­нев­ский ро­дил­ся в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком. Он был ре­мес­лен­ни­ком, ков­цом по ме­ди. В 1373 го­ду по­сту­пил в Нов­го­род­ский Ли­сиц­кий мо­на­стырь, где при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Ар­се­ний.

Один­на­дцать лет про­жил мо­ло­дой инок в оби­те­ли, про­хо­дя раз­лич­ные по­слу­ша­ния. Стре­мясь к еще бо­лее вы­со­ким ду­хов­ным по­дви­гам, пре­по­доб­ный Ар­се­ний ушел на Свя­тую Го­ру Афон. В од­ном из афон­ских мо­на­сты­рей он был 3 го­да, за­ни­ма­ясь из­го­тов­ле­ни­ем по­су­ды из ме­ди для афон­ских мо­на­хов; мно­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­свя­щал мо­лит­ве.

Ко­гда на­ста­ло вре­мя воз­вра­ще­ния на Русь, игу­мен Иоанн бла­го­сло­вил его ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, впо­след­ствии по­лу­чив­шей на­име­но­ва­ние Ко­нев­ской, и пе­ре­дал по­движ­ни­ку об­ще­жи­тель­ный устав. Даль­ней­ший по­двиг пре­по­доб­ный Ар­се­ний про­хо­дил на Ва­ла­а­ме. Ча­сто взы­вал инок ко Гос­по­ду, мо­лит­вен­но про­сил он ука­зать ме­сто для устро­е­ния но­вой оби­те­ли. И од­на­жды, ко­гда он на­хо­дил­ся в мо­ре, слу­чив­ша­я­ся бу­ря при­нес­ла его к ост­ро­ву Ко­не­вец, что на Ла­дож­ском озе­ре. Здесь по про­мыс­лу Бо­жию пре­по­доб­ный Ар­се­нии по­ста­вил крест и, остав­шись для по­дви­гов, по­стро­ил ча­сов­ню в 1393 го­ду. По­сле пя­ти­лет­не­го по­дви­га в ски­ту пре­по­доб­ный Ар­се­ний пре­об­ра­зо­вал его в 1398 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Иоан­на (1389–1415) в об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь, где по­стро­ил храм в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Впо­след­ствии, при ар­хи­епи­ско­пе Си­меоне (1416–1421), угод­ник Бо­жий вновь по­се­тил Свя­тую Го­ру Афон, где ис­про­сил мо­литв и бла­го­сло­ве­ния для сво­ей оби­те­ли.

Остав­ши­е­ся без игу­ме­на бра­тия мо­на­сты­ря ста­ли пре­тер­пе­вать раз­лич­ные ли­ше­ния и хо­те­ли разой­тись. Но жив­ший непо­да­ле­ку ста­рец Иоанн по­сто­ян­но мо­лил­ся о них на вер­шине ост­ро­ва. Ма­терь Бо­жия яви­лась ему в сон­ном ви­де­нии и уте­ши­ла: «Ска­жи се­ту­ю­щим бра­ти­ям, что Ар­се­ний ско­ро до­ста­вит им вся­кое про­до­воль­ствие».

Дей­стви­тель­но, пре­по­доб­ный Ар­се­ний ско­ро воз­вра­тил­ся и при­вез все необ­хо­ди­мое. В 1421 го­ду по­сле раз­ли­ва Ла­дож­ско­го озе­ра бра­тия вы­нуж­де­ны бы­ли пе­рей­ти на но­вое ме­сто на том же ост­ро­ве. Под муд­рым ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Ар­се­ния оби­тель вновь ду­хов­но про­цве­ла. Нов­го­род­ские ар­хи­ереи не остав­ля­ли ино­ков оби­те­ли без сво­ей по­мо­щи.

Осо­бое усер­дие про­явил свя­ти­тель Ев­фи­мий II (1434–1458). В 1446 го­ду он по­се­тил оби­тель и, кро­ме щед­рых по­жерт­во­ва­ний, по­да­рил пре­по­доб­но­му Ар­се­нию свой кло­бук. Так, «еван­гель­ски под­ви­за­ясь», свя­той Ар­се­ний 12 июня 1447 го­да «воз­шел к гор­не­му тор­же­ству» на ру­ках лю­бя­щей бра­тии и был по­гре­бен в мо­на­стыр­ском хра­ме.

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­чи­та­ет­ся как по­кро­ви­тель мо­ря­ков. Так, од­на­жды он спас от ги­бе­ли стар­ца Мо­и­сея с ры­ба­ка­ми. За­стиг­ну­тые бу­рей, ры­ба­ки мо­ли­лись Гос­по­ду; явив­ший­ся свя­той осе­нил их ман­ти­ей, и лод­ка бла­го­по­луч­но при­ста­ла к бе­ре­гу. Жи­тие пре­по­доб­но­го Ар­се­ния бы­ло на­пи­са­но в XVI ве­ке Ко­нев­ским игу­ме­ном Вар­ла­а­мом. В 1850 го­ду жи­тие бы­ло из­да­но вме­сте со служ­бой и по­хваль­ным сло­вом.

В окрестностях уездного города Трубчевска Орловской губернии располагался старинный Спасо-Челнский мужской монастырь, основанный (по другим источникам, возобновленный) князем Трубчевским А. Н. в XVI в. По некоторым данным, монастырь существовал уже в конце XII в. В этой обители пребывала чудотворная Челнская икона Божией Матери.
Челнская икона Божией Матери

Старинное предание гласит о том, что святой образ Пресвятой Богородицы, плывший по реке Десне против течения в никем не управляемом челне, явился местному пастуху. Произошло это в том месте, где позднее был устроен монастырь. Благочестивые жители крестным ходом с почестями и благоговением перенесли явленную икону в местный приходской храм. Узнав о чудесном обретении святого образа, князь Трубчевский, который страдал от тяжкого недуга, повелел доставить себя к месту явления иконы Пресвятой Богородицы. После усердных молитв перед образом князь получил полное исцеление, а святая икона была помещена в построенной князем часовне, где прославилась многочисленными чудотворениями.

После закрытия в 1923 году Трубчевского Челнского монастыря, следы чудотворной иконы Божией Матери теряются.

В настоящее время список с Челнской иконы Пресвятой Богородицы находится в Трубчевской церкви Сретения Господня Брянской епархии.

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана неким иеромонахом Арсением по образцу Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Образ, написанный «так, как приличествует и как подобает по отношению к Богу – добрыми и честными красками тщательно», был принесен в Печерскую обитель в игуменство преподобного Корнилия псковскими купцами Василием и Феодором около 1521 года.

Особенно прославилась икона в 1524 году многочисленными чудесными исцелениями, свидетелями которых стали жители Пскова и Великого Новгорода. Древняя летопись обители гласит: «Не только православным подает Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходившим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Ее образу, подает исцеления».

В память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году, при царе Феодоре Иоанновиче святой образ был украшен жемчугом и каменьями – алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами.

За несколько дней до осады Пскова поляками Пресвятая Богородица чудесно явилась благочестивому старцу Дорофею, предупредила его относительно предстоящего бедствия, объяснив причину постигшего людей за их грехи несчастья и указав пути выхода из него. Тогда архиепископом был вызван игумен Псково-Печерского монастыря Тихон с Печерскими иконами «Успения» и «Умиления», чтобы совершать молебны на местах, указанных Самою Богородицею во время Своего явления. Враг, в течение пяти месяцев тридцать раз штурмовавший Псковский кремль, отступил, так и не взяв города.

В воспоминание этого события чудотворную икону Божией Матери «Умиление» ежегодно в седьмую Неделю по Пасхе носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков «ко святой и великой соборной апостольской церкви Пресвятой и Животворящей. Нераздельней Троицы – чтобы не забывали грядущие роды победу над врагом, благодаря той чудотворной иконе, – во граде Пскове».

С давних времен Псково-Печерский монастырь славится крестными ходами. В монастырской летописи есть даже отдельная глава: «Уложение о чине и обычае – как ходить с иконами Пречистой Богородицы и с честными крестами из Печерской обители во град Псков», написанное по поводу установления крестного хода в седьмую Неделю по Пасхе, который совершался ежегодно с 1601 по 1918 год. В 1997 году традиция этого крестного хода была возобновлена, только теперь икону носят внутри обители – из Успенского в Михайловский храм и обратно. Такой же крестный ход совершается и осенью, 7/20 октября, на празднование Псково-Печерской иконе Пресвятой Богородицы «Умиление».

24 июля 2000 года, в праздник святой равноапостольной княгини Ольги чудотворный образ Божией Матери снова был принесен в Псков для участия в праздничном крестном ходе древнего города.

Ныне в главном приделе Успенского собора монастыря пребывают два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление».

Празднование иконе «Умиление» 7 октября установлено в память избавления Пскова от нашествия французских войск в 1812 году. Также празднования чудотворной иконе совершаются 21 мая, 23 июня и 26 августа.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites