26 мая. Мученицы Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного. Праведной Гликерии девы, Новгородской

13 мая по старому стилю / 26 мая по новому стилю
пятница

Попразднство Вознесения Господня.
Мц. Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного (ок. 177).
Прав. Гликерии девы, Новгородской (1522).
Перенесение мощей прмч. Макария, архим. Каневского, игумена Пинского, Переяславского, чудотворца (1688).
Мч. Александра Римского (284–305). Свт. Павсикакия, еп. Синадского (606). Свв. Георгия исп. с супругою Ириною и чадами (IX). Прп. Евфимия Иверского, Святогорца (1028) (Груз.).
Сщмчч. Василия Соколова, Александра Заозерского и Христофора Надеждина пресвитеров, прмч. Макария Телегина и мч. Сергия Тихомирова (1922); мчч. Черкасских (XX).


Деян., 42 зач., XIX, 1–8. Ин., 47 зач., XIV, 1–11.

Тропарь мученицы Гликерии, глас 4:
Агница Твоя, Иисусе, Гликерия зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую/ и сраспина́юся и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю,/ но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́.// Тоя́ моли́твами, я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак мученицы Гликерии, глас 3:
Де́ву лю́бящи и Богоро́дицу Мари́ю,/ соблюла́ еси́ нетле́нно твое́ де́вство,/ любо́вию же ко Го́споду усе́рдствовавши,/ пострада́ла еси́ мужему́дренно да́же до сме́рти./ Сего́ ра́ди и сугу́бым тя, де́во му́ченице, венце́м// венча́ет Христо́с Бог.
*******
Празднуя великий праздник Вознесения, мы устремляемся мыслями в таинственное будущее, когда «будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15, 28), когда придут новое небо и новая земля и когда люди, которые в этой земной жизни были способны побеждать грех, творить дела милосердия и правды вместе со Спасителем, будут пребывать в этом таинственном для нас мире, который мы именуем Царствием Небесным… В этом смысл нашей жизни, и потому, может быть, главный вывод из сегодняшнего дня – мы должны сторониться греха, уходить от него, преодолевать его усилиями своей воли, своей мысли, молитвой, приобщением Святых Христовых Таин. Мы должны преодолевать свои слабости, чтобы грех не разрушил первозданное достоинство нашей человеческой природы, которое освобождено во Христе от власти диавола, но не освобождено от нашего свободного произволения.

Святая Гликерия Гераклейская
Святая Гликерия мученически пострадала за Христову веру во II веке во время гонения на христиан императора Антонина (138–161). Она происходила из знатного рода, отец ее Макарий был градоначальником Рима, впоследствии он переселился во Фракийский голод Троянополь. Святая Гликерия рано лишилась отца и матери. Сблизившись с христианами, она обратилась к истинной вере и ежедневно посещала храм Божий. Правитель Троянополя Савин, получив императорский приказ о принуждении христиан к принесению жертв идолам, назначил для жителей города день общего поклонения идолу Зевсу. Святая Гликерия твердо решила пострадать за Христа и рассказала о своем намерении христианам, просила их молиться о том, чтобы Господь послал ей твердость к перенесению страданий. В день праздника Зевса святая Гликерия, начертав на своем челе знамение Креста, явилась в капище; святая стала на возвышение в лучах солнца, сняла покрывало с головы, показав всем святой Крест, начертанный на ее челе. Она горячо молилась Богу, чтобы Он вразумил язычников и сокрушил каменного идола Зевса. Внезапно послышался гром, статуя Зевса рухнула на пол и разбилась на мелкие части. В ярости правитель Савин и жрецы приказали народу побить святую Гликерию камнями, но брошенные камни не коснулись святой. Святую Гликерию заключили в темницу, куда к ней пришел христианский священник Филократ и укрепил мученицу на предстоявший ей подвиг. Утром, когда начались истязания, внезапно среди мучителей появился Ангел, и все они пали на землю, объятые ужасом. Когда видение исчезло, то по приказу Савина, едва обретшего дар речи, святую вновь отвели в темницу, дверь которой крепко заперли и запечатали личным перстнем правителя, чтобы никто не смог к ней проникнуть. Во все время заключения Ангелы Божии приносили святой Гликерии пищу и питие. Спустя много дней Савин пришел в темницу и сам снял печать. Войдя к святой, он был поражен, увидев ее живой и здоровой. Отправившись в город Ираклию, Савин повелел вести туда же и святую Гликерию. Из этого города вышли ей навстречу ираклийские христиане с епископом Дометием во главе, который перед всеми произнес молитву Господу об укреплении святой в мученическом подвиге. В Ираклии святую Гликерию ввергли в раскаленную печь за отказ принести жертву идолам, но огонь в ней сразу погас. Тогда правитель, в безумной ярости, приказал содрать с головы святой Гликерии кожу. Потом обнаженную мученицу бросили в темницу на острые камни, она же непрерывно молилась и в полночь в темницу явился Ангел и исцелил ее раны. Темничный страж Лаодикий, пришедший утром за святой, сначала ее не узнал, думая, что мученица скрылась и хотел себя убить, боясь наказания, но святая Гликерия остановила его. Пораженный чудом, Лаодикий уверовал в Истинного Бога и просил молитв святой, чтобы и ему пострадать и умереть за Христа вместе с нею. «Следуй за Христом и ты спасешься», – ответила ему славная мученица. Лаодикий возложил на себя узы, которыми была связана святая, и на суде объявил правителю и всем присутствовавшим о чудесном исцелении святой Гликерии Ангелом и исповедал себя христианином. Новый избранник Божий был немедленно усечен мечом. Христиане, тайно взяв его останки, с честью предали их погребению, а святая Гликерия была отдана на растерзание зверям. С великой радостью вышла она на казнь, но выпущенная на святую львица смиренно подползла к ней и, ласкаясь, лизала ей ноги. Наконец, святая с молитвой обратилась к Господу, прося, чтобы Он взял ее к Себе. В ответ она услышала Голос с Неба, призывавший ее к Небесному блаженству. В это время на святую была выпущена другая львица, которая бросилась на мученицу и умертвила ее, но не растерзала. Епископ Дометий и ираклийские христиане с честью похоронили святую мученицу Гликерию. Она пострадала за Христа около 177 года. Святые мощи ее прославились истечением целебного мира.

Святая праведная Гликерия, дева Новгородская
Святая праведная Гликерия, дева Новгородская, дочь Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась святая около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству II Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором священнослужителей предал их торжественному погребению в этом храме. Во время погребения от мощей святой совершались исцеления. Память праведной девы Гликерии совершается 13 мая.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ма­ка­рий ро­дил­ся в 1605 г. в го­ро­де Овру­че, на Во­лы­ни, в знат­ной се­мье То­ка­рев­ских, из­вест­ных рев­ни­те­лей пра­во­сла­вия. В 1614–1620 гг. свя­той обу­чал­ся при Успен­ском Овруч­ском мо­на­сты­ре и по смер­ти ро­ди­те­лей стал ино­ком это­го мо­на­сты­ря, на­чав свое слу­же­ние с мень­ше­го мо­на­стыр­ско­го чи­на – по­слуш­ни­ка. В 1625 г. инок Ма­ка­рий с бла­го­сло­ве­ния ар­хи­манд­ри­та пе­ре­хо­дит в Ку­пя­тич­ский Пин­ский мо­на­стырь. В 1630 г. свя­той был по­свя­щен в сан иеро­ди­а­ко­на, а в 1632 г. – в сан иеро­мо­на­ха. В 1637 г. на­сто­я­тель Ку­пя­тич­ско­го мо­на­сты­ря по­слал его к Ки­ев­ско­му мит­ро­по­ли­ту Пет­ру Мо­ги­ле, ко­то­рый за­ме­тил в иеро­мо­на­хе Ма­ка­рии пре­дан­но­го сы­на Церк­ви Бо­жи­ей и в 1638 г. на­зна­чил его на­сто­я­те­лем Ка­ме­нец­ко­го Вос­кре­сен­ско­го мо­на­сты­ря (Грод­нен­ская об­ласть). С 1642 г. пре­по­доб­ный Ма­ка­рий ру­ко­во­дил бра­ти­ей Ку­пя­тич­ско­го мо­на­сты­ря, в 1656–1659 гг. воз­глав­лял Пин­ский мо­на­стырь, а с 1660 г. ру­ко­во­дил бра­ти­ей род­но­го Успен­ско­го Овруч­ско­го мо­на­сты­ря.

Бо­лее де­ся­ти лет про­дол­жа­лась непре­рыв­ная борь­ба с ла­ти­но-по­ля­ка­ми в Овру­че. Толь­ко в 1671 г., по­сле опу­сто­ше­ния Овру­ча та­та­ра­ми, ар­хи­манд­рит Ма­ка­рий по­ки­нул мо­на­стырь и от­пра­вил­ся для ду­хов­ных по­дви­гов в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру. Но за­щит­ни­ки пра­во­сла­вия нуж­ны бы­ли не толь­ко в Ки­е­ве, и пре­по­доб­ный Ма­ка­рий был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ка­нев­ско­го мо­на­сты­ря, где он сно­ва был впе­ре­ди нести­ха­ю­щей бит­вы за пра­во­сла­вие.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ма­ка­рий му­че­ни­че­ски от ту­рок, 4 сен­тяб­ря 1678 г. на­пав­ших на мо­на­стырь. Св. Ма­ка­рий встре­тил вра­гов с кре­стом в ру­ках на па­пер­ти хра­ма. Тур­ки по­ве­си­ли на­сто­я­те­ля за ру­ки и за но­ги меж­ду двух стол­бов. Через два дня пре­по­доб­но­му­че­ни­ку от­ру­би­ли го­ло­ву († 7 сен­тяб­ря 1678 г.). Сви­де­те­ли му­че­ни­че­ской кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия внес­ли его те­ло в мо­на­стыр­ский храм, в ко­то­ром для без­опас­но­сти за­тво­ри­лись. Но вер­нув­ши­е­ся тур­ки об­ло­жи­ли цер­ковь дро­ва­ми и со­жгли всех скрыв­ших­ся в хра­ме. Ко­гда остав­ши­е­ся в жи­вых го­ро­жане Ка­не­ва ста­ли раз­би­рать те­ла по­гиб­ших, то толь­ко од­но те­ло бы­ло най­де­но в це­ло­сти и бы­ло как бы жи­вое – это те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка Ма­ка­рия, оде­тое во вла­ся­ни­цу, с кре­стом на гру­ди и с дру­гим кре­стом в ру­ке. Свя­тое те­ло бы­ло по­гре­бе­но в том же хра­ме под жерт­вен­ни­ком 8 сен­тяб­ря 1678 го­да.

Святой мученик Александр Римский
Святой мученик Александр пострадал за Христа в начале IV века. Он был военным, служил в полку трибуна Тивериана в Риме. Ему шел 18-й год, когда римский император Максимиан Геркул (284–305) издал приказ, чтобы все граждане в определенный день явились в загородный храм Зевса для принесения жертвы. Трибун Тивериан собрал своих воинов и приказал им идти на это празднество, но юноша Александр, с детства воспитанный в Христовой вере, отказался и объявил, что он не будет приносить жертву бесам. Тивериан, боясь за себя, донес императору Максимиану, что в его полку есть воин – христианин. За Александром сразу же были посланы воины. В это время Александр спал. Его разбудил Ангел, возвестивший юноше о предстоявшем ему мученическом подвиге и о том, что неотступно пребудет с ним во все время подвига. Когда воины пришли, Александр вышел к ним навстречу; лицо его сияло таким светом, что воины, взглянув на него, упали на землю. Святой ободрил их и просил выполнить данный им приказ. Представ перед Максимианом, святой Александр смело исповедал свою веру во Христа и отказался кланяться идолам, прибавив еще, что не страшится ни императора, ни его угроз. Император пробовал уговорить юношу обещанием почестей, но Александр остался твердым в своем исповедании и обличал императора и всех язычников. Начались истязания святого мученика, но он мужественно переносил страдания. Максимиан предал святого Александра во власть трибуна Тивериана, посланного императором во Фракию для мучения христиан. Мученика, скованного цепями, повели во Фракию. В это время Ангел Господень известил мать святого Александра Пимению о мученическом подвиге ее сына. Пимения нашла своего сына в городе Катаргене, где он предстал на суд перед Тиверианом и снова твердо исповедал себя христианином. Его подвергли истязаниям на глазах у матери, а затем связанного повели в дальнейший путь, за колесницей Тивериана. Мужественная Пимения упросила воинов разрешить ей подойти к сыну и воодушевила его к перенесению мук за Христа. Воины удивлялись стойкости святого мученика и говорили друг другу: «Велик Бог христианский!». Мученику несколько раз являлся Ангел, укрепляя его силы. Ночью Тивериану явился грозный Ангел с мечом, повелевая трибуну поспешно идти в Византию, так как приблизилось уже время кончины святого мученика. Тивериан продолжал свой путь с поспешностью. В городе Филиппополе Тивериан устроил очередной суд над святым Александром в присутствии собранных по этому случаю городских вельмож. На этом суде святой Александр остался также непоколебимым. Во время своего скорбного пути святой мученик неоднократно подвергался жестоким истязаниям, но, укрепляемый Богом, перенес все муки и сам подкрепил изнемогших от жажды воинов, испросив у Господа для них источник воды. Во время остановки в пути, святой мученик молился под деревом об укреплении его в страданиях, плоды и листья этого дерева получили целебную силу. У места, называемого Вуртодексион, святой вновь встретил свою мать Пимению, которая с рыданием упала к его ногам. Святой мученик сказал ей: «Не плачь, мать моя, утром следующего дня Господь поможет мне окончить подвиг». В городе Дризипере Тивериан вынес святому смертный приговор. Перед смертью святой мученик благодарил Господа за то, что Господь дал ему силы перенести все многочисленные истязания и принять мученическую кончину. Воин, который должен был исполнить казнь, просил у святого прощения и долго не решался поднять руку с мечом, так как видел Ангелов, пришедших за душой мученика. По молитве святого Ангелы стали невидимы палачу, и лишь тогда он отсек его святую голову. Тело святого было брошено в реку, но его извлекли из воды четыре пса и никого не допускали до тех пор, пока не пришла мать святого Александра Пимения. Она взяла останки своего сына-мученика и похоронила их с честью близ реки Еригоны. У гроба святого Александра сразу стали совершаться исцеления. Вскоре святой мученик явился во сне своей матери, утешил ее и сообщил, что вскоре и она переселился в Небесные обители.

Павсикакий Синадский
Святой Павсикакий, епископ Синадский, жил в конце VI века в Сирийском городе Апамее. С детства наставленный в христианской вере благочестивыми родителями, он с юных лет стал вести аскетическую жизнь, подвизаясь в молитвах, бдениях и суровом посте. Ему был дан Господом дар врачевания болезней душевных и телесных. Константинопольский Патриарх Кириак (592–606) рукоположил святого Павсикакия во епископа Синадского. Святитель Павсикакий прославился ревностными заботами о том, чтобы среди его паствы не было ни еретиков, ни развращенных людей. Он неустанно поучал своих пасомых добродетельной жизни, слово его было сильно и действенно. Находясь в Константинополе по делам Церкви, он исцелил болевшего императора Маврикия, а на обратном пути испросил у Господа воду для утоления жажды своих спутников: после молитвы святого из земли истек источник чистой воды. Святитель Павсикакий мирно скончался в 606 году.

Святой исповедник Георгий Константинопольский
Святой исповедник Георгий пострадал за почитание святых икон в Константинополе в первой половине IХ века. Император Феофил принуждал святого Георгия отречься от поклонения святым иконам, но мужественный исповедник отказался исполнить повеление, объявив нечестивому императору, что, поклоняясь святым иконам, мы поклоняемся их Вечному Первообразу. За ослушание император приказал отнять и разграбить имущество святого Георгия, а самого его с веревкой на шее влачить по улицам Константинополя и ввергнуть в темницу. После этого святой Георгий был отправлен в ссылку, с женой Ириной и детьми. Претерпев в ссылке много скорбей, святой исповедник Георгий скончался.

Преподобный Евфимий Новый, Святогорец, Иверский.
Преподобный Евфимий Новый, Святогорец, Иверский (Афонский)Ро­дом гру­зин, про­ис­хо­дил из знат­но­го бо­га­то­го ро­да. В дет­стве он был от­дан за­лож­ни­ком гре­че­ско­му им­пе­ра­то­ру в Кон­стан­ти­но­поль, где с успе­хом окон­чил книж­ное обу­че­ние. За­тем свя­той при­был на Свя­тую Го­ру Афон в Ивер­скую оби­тель, ос­но­ван­ную его от­цом, пре­по­доб­ным Иоан­ном († 988 г.; па­мять 12/25 июля). Здесь пре­по­доб­ный Ев­фи­мий за­ни­мал­ся пе­ре­во­дом Свя­щен­но­го Пи­са­ния и бо­го­слу­жеб­ных книг с гре­че­ско­го на гру­зин­ский язык, а по­сле смер­ти от­ца при­нял на­сто­я­тель­ство, две­на­дцать лет управ­ляя бра­ти­ей. Про­слав­лен­ный сво­ей доб­ро­де­тель­ной жиз­нью и по­дви­га­ми, по прось­бе бра­тии Лав­ры св. Афа­на­сия пре­по­доб­ный Ев­фи­мий стал в ней на­сто­я­те­лем и мно­го по­тру­дил­ся над устрой­ством Афон­ских оби­те­лей. Под ко­нец сво­ей жиз­ни, от­ка­зав­шись ра­ди пе­ре­во­да свя­щен­ных книг от на­сто­я­тель­ства, пре­по­доб­ный Ев­фи­мий все-та­ки про­дол­жал нести над­зор и по­пе­че­ние за Ивер­ской оби­те­лью, а так­же и за Лаврой свя­то­го Афа­на­сия. В 1028 г., на 65 го­ду жиз­ни, он, бу­дучи по де­лам мо­на­сты­ря в Кон­стан­ти­но­по­ле, пре­дал ду­шу свою в ру­ки Бо­жии. По смер­ти Гос­подь про­сла­вил его чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites