28 февраля. Апостола от 70-ти Онисима. Преподобного Пафнутия, затворника Печерского.

15 февраля по старому стилю / 28 февраля по новому стилю
вторник

Ап. от 70-ти Онисима (ок. 109). Прп. Пафнутия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Пафнутия и дщери его Евфросинии (V). Прп. Евсевия, пустынника Сирийского (V).
Сщмчч. Михаила Пятаева и Иоанна Куминова пресвитеров (1930); сщмчч. Николая Морковина, Алексия Никитского, Алексия Смирнова пресвитеров, Симеона Кулямина диакона, прмч. Павла Козлова и прмц. Софии Селиверстовой (1938).
Виленской (перенесение в Вильно в 1495 г.) и Далматской (1646) икон Божией Матери.

На 6-м часе: Ис. I, 19 – II, 3.
На веч.: Быт. I, 14–23. Притч. I, 20–33.

Кондак апостола Онисима, глас 4:
Я́ко луча́, возсия́л еси́ вселе́нней,/ заря́ми сия́я со́лнца, блаже́нне,/ всесве́тлаго Па́вла, мир просвети́вшаго:/ те́мже тя почита́ем,// Они́симе сла́вне.
******
На путях постного поприща верующий человек нередко сталкивается с трудностями и искушениями, и не всегда мы обладаем достаточным навыком, чтобы их преодолевать. Одним из таких искушений является попытка возлагать на себя все бо́льшие и бо́льшие бремена, ужесточать пост, увеличивать продолжительность молитв. А другое искушение – напротив, перестать поститься, вернуться к обычной жизни. Святые отцы, размышляя об искушениях, связанных с постом, говорят о такой добродетели, как рассудительность. Преподобный Антоний Великий называет рассудительность оком души и ее светильником, а преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что всеми силами и всем тщанием должны мы приобретать рассудительность, которая есть великое благо и дар. И, продолжая свою мысль, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит о том, что именно рассудительностью и преодолевается желание либо чрезмерно усилить пост, либо предаться греху чревоугодия.

Святой апостол от 70-ти Онисим
Апостол от 70-ти Онисим в молодости был рабом Филимона, христианина знатного рода, жившего в городе Колоссах Фригийской области. Провинившись в чем-то перед своим господином и боясь наказания, святой Онисим бежал в Рим, но там, как беглый раб, попал в тюрьму. В тюрьме он встретился с апостолом Павлом, содержавшимся в узах, был просвещен им и принял святое Крещение. В тюрьме святой Онисим как сын служил апостолу Павлу. Апостол Павел, лично знавший святого Филимона, написал ему письмо, полное любви, прося простить беглого раба и принять его как брата; с этим письмом он отправил святого Онисима к его хозяину, лишив самого себя помощи, в которой очень нуждался.

Святой Филимон, получив письмо, не только простил Онисима, но и отпустил его на волю, послав обратно в Рим к первоверховному апостолу. Впоследствии святой Филимон был рукоположен во епископа города Газы (память его 4 января, 19 февраля и 22 ноября).

После смерти апостола Павла святой Онисим служил апостолам до их смерти и был поставлен ими во епископа. После кончины святых апостолов он проповедовал Евангелие во многих странах и городах: в Испании, Карпетании, в Колоссах, в Патрах. В глубокой старости святой Онисим занял епископский престол в Ефесе, после апостола Тимофея. Когда Игнатия Богоносца вели в Рим на казнь, к нему навстречу вышел епископ Онисим с некоторыми христианами, о чем упоминает святой Игнатий в своем письме к ефесянам.

В царствование императора Траяна святой Онисим был схвачен и приведен на суд к епарху Тертиллу. Он продержал святого 18 дней в темнице, а потом сослал на заточение в город Путиолы. Через некоторое время епарх вызвал узника и, убедившись, что святой Онисим все так же твердо исповедует веру во Христа, подверг его жестокому избиению камнями, после чего святому усекли голову мечом. Тело мученика взяла одна знатная женщина и положила в серебряную раку. Это было около 109 года.

Пафнутий Печерский (XII в.), затворник, преподобный.
Память 15 февраля, в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских Дальних Пещер (28 августа) и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.
Непрестанно плакал и вздыхал всю свою жизнь о времени разлучения души с телом, как окружат человека Ангелы и духи злобы, покажут все его дела — добрые и злые, напомнят ему о всех его мыслях и желаниях, о том, что он забыл и чего не считал за грех. Но блажени плачущие, яко тии утешатся (Мф. 5, 4). И преподобный Пафнутий при кончине своей увидел лики ангельские, которые, приняв его душу, вознесли ее на небо.
Мощи его покоятся в Феодосиевых пещерах.

Преподобный Евсевий Сирийский, пустынник
Преподобный Евсевий пустынник жил в IV веке и подвизался на горе близ селения Асиха в Сирии. Он проводил весьма суровую жизнь, находясь всегда под открытым небом и терпеливо перенося летний зной и зимний холод; одежду преподобный носил кожаную, питался моченым горохом и бобами. Будучи уже немощным старцем, во всю Великую Четыредесятницу ел всего 15 смокв. Когда к преподобному Евсевию стало стекаться много народа, он пришел в ближний монастырь, устроил у монастырской стены небольшую ограду и в ней пребывал до смерти. Преподобный Евсевий дожил до глубокой старости, скончавшись в возрасте 90 лет, после 400 года.

Прп. Пафнутий Александрийский был глубоко верующим, благочестивым христианином. Его супруга умерла рано, и Пафнутий один воспитывал своего единственного ребенка - преп. Евфросинию.

Когда Евфросинии исполнилось 18 лет, преп. Пафнутий хотел выдать дочь замуж. Он направился в монастырь к своему наставнику, чтобы получить благословение на предстоящий брак дочери. Игумен беседовал с девицей и дал ей свое благословение, но святая Евфросиния стремилась к иноческой жизни.

Приняв тайно пострижение от инока-странника, она покинула отчий дом и решила поступить в обитель, чтобы провести жизнь в уединении и молитве. Опасаясь, однако, что в женском монастыре ее обнаружит отец, она, назвав себя евнухом Измарагдом, пришла в тот самый мужской монастырь, который с детства посещала вместе с отцом. Иноки не узнали переодетую в мужское платье Евфросинию и приняли в свою обитель. В уединенной келии в трудах, посте и молитве святая Евфросиния провела 38 лет и достигла высокого духовного совершенства. Ее отец скорбел о потере любимой дочери и не раз, по совету настоятеля, беседовал с иноком Измарагдом, открывая ему свою печаль, и находил у него духовное утешение.

Перед кончиной преподобная Евфросиния открыла скорбевшему отцу свою тайну и просила, чтобы никто, кроме него, не приготовлял к погребению ее тела. Похоронив дочь, прп. Пафнутий роздал все свое имущество нищим и монастырю (а он был знатным и богатым) и принял монашество. Десять лет, вплоть до своей кончины, он подвизался в келлии своей дочери.

Прмц. София (Селиверстова) Послушница
Преподобномученица София Селивестрова, послушница. Ро­ди­лась 17 сен­тяб­ря 1871 го­да в се­ле Из­на­ир Сер­доб­ско­го уез­да Са­ра­тов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на. Ко­гда Со­фии ис­пол­ни­лось де­сять лет, умер­ла ее мать, и отец де­воч­ки от­дал ее в при­ют в се­ле Кра­юш­ки­но, ко­то­рый су­ще­ство­вал в то вре­мя при жен­ской об­щине, пре­об­ра­зо­ван­ной за­тем в мо­на­стырь. В при­юте она про­жи­ла до два­дца­ти лет, а за­тем уеха­ла в Санкт-Пе­тер­бург, по­сту­пи­ла в при­слу­ги и од­новре­мен­но обу­ча­лась на до­му ри­со­ва­нию. В этом ис­кус­стве она до­стиг­ла за­мет­ных успе­хов.
В 1898 го­ду встре­ти­лась со зна­ко­мой мо­на­хи­ней, ко­то­рая к то­му вре­ме­ни уже два­дцать два го­да под­ви­за­лась в Страст­ном мо­на­сты­ре в Москве, и та по­ре­ко­мен­до­ва­ла ее мо­на­сты­рю. Здесь её по­слу­ша­ни­ем ста­ло обу­че­ние мо­на­хинь ри­со­ва­нию.
В 1921 го­ду бы­ла ли­ше­на из­би­ра­тель­ных прав за то, что жи­ла в мо­на­сты­ре, хо­тя и не бы­ла мо­на­хи­ней. Впо­след­ствии, в 1933 го­ду, она об­ра­ти­лась с жа­ло­бой во ВЦИК и бы­ла в пра­вах вос­ста­нов­ле­на.
В 1926 го­ду Страст­ной мо­на­стырь был за­крыт, и Со­фия с тре­мя мо­на­хи­ня­ми от­ре­мон­ти­ро­ва­ли се­бе под жи­лье под­валь­ное по­ме­ще­ние в до­ме на Тих­вин­ской ули­це, где и про­жи­ли до но­яб­ря 1937 го­да, ко­гда со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли мо­на­хинь. Хо­те­ли аре­сто­вать и Со­фию, но ее в это вре­мя не ока­за­лось до­ма.
В фев­ра­ле 1938 го­да осве­до­ми­те­ли, жив­шие в этом же до­ме, на­пра­ви­ли в НКВД до­не­се­ние, буд­то Со­фия го­во­ри­ла:
«Чест­ных тру­же­ни­ков боль­ше­ви­ки ссы­ла­ют и всех пе­ре­са­жа­ли по тюрь­мам, а у ру­ко­вод­ства вла­сти по­ста­ви­ли мо­шен­ни­ков и ло­ды­рей. Но это всё нам Бог по­слал за гре­хи. За нас те­перь боль­ше всех при­хо­дит­ся стра­дать на­шим за­щит­ни­кам — свя­щен­ни­кам, на ко­то­рых сей­час идёт го­не­ние... Вы­пу­сти­ли кон­сти­ту­цию, в ко­то­рой го­во­рит­ся, что со­вер­ше­ние ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов до­пус­ка­ет­ся сво­бод­но, а на са­мом де­ле нам те­перь при­хо­дит­ся со­би­рать­ся в под­валь­ных по­ме­ще­ни­ях, чтобы ни­кто не знал».
Вы­зван­ные на до­прос осве­до­ми­те­ли под­твер­ди­ли свои по­ка­за­ния и в ка­че­стве сви­де­те­лей.
22 фев­ра­ля по­слуш­ни­ца Со­фия бы­ла аре­сто­ва­на и за­клю­че­на под стра­жу в 13-е от­де­ле­ние ми­ли­ции го­ро­да Моск­вы. На сле­ду­ю­щий день она бы­ла до­про­ше­на.
— На од­ном из сбо­рищ аре­сто­ван­ных мо­на­хинь вы го­во­ри­ли, что чест­ных тру­же­ни­ков боль­ше­ви­ки ссы­ла­ют и всех пе­ре­са­жа­ли по тюрь­мам, а у ру­ко­вод­ства вла­сти по­ста­ви­ли мо­шен­ни­ков и ло­ды­рей и что свя­щен­ни­кам при­хо­дит­ся стра­дать, на них сей­час го­не­ние. При­зна­е­те ли вы се­бя в этом ви­нов­ной? — спро­сил сле­до­ва­тель.
— Не при­знаю. Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не ве­ла.
— До аре­ста в 1937 го­ду мо­на­хи­ня Страст­но­го мо­на­сты­ря Пав­ло­ва, жив­шая вме­сте с ва­ми, про­во­ди­ла контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, го­во­ря, что в кол­хо­зах уми­ра­ют с го­ло­да, и вы в этом раз­го­во­ре её под­дер­жа­ли. В мо­мент про­цес­са над бан­дой троц­ки­стов вы со­жа­ле­ли, что их рас­стре­ля­ли, и при этом вы­ска­зы­ва­ли ан­ти­со­вет­ские на­стро­е­ния, что невин­ные лю­ди по­ги­ба­ют. При­зна­е­те ли се­бя в этом ви­нов­ной?
— Та­ких раз­го­во­ров я не слы­ша­ла от Пав­ло­вой. Со­жа­ле­ния по по­во­ду рас­стре­ла бан­ды троц­ки­стов не вы­ска­зы­ва­ла и ви­нов­ной се­бя не при­знаю.
На этом до­прос был за­кон­чен.
25 фев­ра­ля го­да Трой­ка НКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла её к рас­стре­лу за «контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию».
Рас­стре­ля­на 28 фев­ра­ля 1938 го­да, по­гре­бе­на в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.
При­чис­ле­на к ли­ку свя­тых но­во­му­че­ни­ков Рос­сий­ских по­ста­нов­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да 22 фев­ра­ля 2001 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

В соборной церкви Успенского Далматова монастыря, расположенного на берегу реки Исети в Пермской области хранился чудотворный образ Успения Божией Матери, принадлежавший иноку Далмату, основателю этой обители.
В первой половине XVII-го столетия дворянин Димитрий Иванов Мокринский, житель г. Тобольска, удалился в Невьянский монастырь (Тобольская епархия), где и принял иночество с именем Далмата. Так как инок отличался добродетельной жизнью и был подвижником, братия Невьянского монастыря пожелала избрать его своим игуменом. Но смиренный Далмат, избегая этого высокого и ответственного сана, удалился из обители, взяв с собой икону Успения Богоматери. В 1644-м году он прибыл в Пермскую губернию и здесь поселился в пещере во владениях Тюменского татарина Илигея.

Решив изгнать отшельника, Илигей остановился на ночлег напротив Далматовой пещеры, за рекой Исетью, рассчитывая на рассвете напасть на инока. Но защитницей Далмата стала Сама Царица Небесная. Она явилась татарину во сне в багряном одеянии, с пламенным мечом в руках. Богоматерь строго запретила причинять Далмату какую бы то ни было обиду и приказала Илигею дать отшельнику земли для построения обители, что татарин со смирением и сделал.

Это чудесное событие произошло в 1646 году. К этой же дате относят и основание Далматова монастыря.

В конце 1646 года на обитель напали калмыки. Они сожгли монастырские постройки; часть монахов убили, другую увели в плен. Во время этого разгрома чудесным образом спасся от гибели только основатель обители старец Далмат, сохранив и принесенную им из Невьянского монастыря икону Успения Божией Матери.

Через несколько лет, благодаря усердию Далмата, на месте разрушенного монастыря уже возвышалась деревянная церковь, а недалеко от нее появились и келии для иноков. Сюда стали стекаться богомольцы и делать свои пожертвования на украшение обители и храма. С этого времени слава монастыря стала быстро распространяться по всем ближним и дальним местам.

В 1664 году монастырь опять подвергся нападению. Хан Девлет-Гирей разграбил и сжег обитель. Однако икона Божией Матери и на этот раз осталась невредимой, хотя церковь вся сгорела; только на задней стороне доски обгорело то место, к которому прикоснулся рукой один мусульманин.

Обитель была восстановлена уже сыном Далмата, архимандритом Исааком. Он в 1707 году выстроил каменную церковь, где и находилась чудотворная икона Успения Божией Матери. Риза и венцы на ней были серебряные, вызолоченные, с драгоценными камнями.

Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе. В 1472 году икону перенесла в Москву София Палеолог, супруга великого князя Московского Иоанна III (1462–1505). В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за Литовского короля Александра. В честь перенесения иконы в бывшую столицу Литвы г. Вильно установлено празднование 15 февраля. Позже святую икону поставили в Предтеченском храме, в котором была погребена княгиня Елена.

Иоанн Грозный, пытаясь вернуть чудотворную икону в Москву, предлагал за нее королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно отказал, потому что все духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища.

В Пречистенском соборе икона пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Виленский Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении базилиан. Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с иконой Одигитрии был возвращен православным. С этого времени чудотворный образ Пресвятой Богородицы пребывал там, привлекая благоговейное чествование всех православных.

Икона Одигитрии написана на четырех досках, соединенных вместе: из них средние сделаны из кипариса, остальные из березы. В 1864 году чудотворная икона была подновлена.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU