7 сентября. Перенесение мощей апостола Варфоломея. Апостол от 70-ти Тита, еп. Критского

25 августа по старому стилю / 7 сентября по новому стилю
среда

Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI). Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского (I).
Свтт. Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена исп., еп. Каррийского (IV). Свт. Мины, патриарха Цареградского (536–552).
Прмч. Моисея Кожина (1931); сщмч. Владимира Мощанского пресвитера (1938).


2 Кор., 182 зач., VI, 11–16. Мк., 4 зач., I, 23–28. Апп.: Тит., 300 зач., I, 1–4; II, 15 – III, 3, 12–13, 15. Мф., 11 зач., V, 14–19.

Тропарь апостолов Варфоломея и Тита, глас 3:
Апо́столи святи́и... (см. Тропари, кондаки и величания общие)

Кондак апостола Варфоломея, глас 4:
Яви́лся еси́ ве́лие со́лнце Це́ркви,/ уче́ний сия́нием/ и чудесы́ стра́шными/ просвеща́я пою́щия тя, Варфоломе́е,// Госпо́день апо́столе.

Кондак апостола Тита, глас 2:
Па́влов яви́вся собесе́дник, апо́столе,/ с ним нам сло́во предвозвести́л еси́ Боже́ственныя благода́ти,/ тайноглаго́льниче Ти́те приснопа́мятне./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// не преста́й моля́ся о всех нас.


Перенесение мощей апостола Варфоломея было в конце VI века. Его апостольская деятельность и мученическая кончина воспоминаются Церковью 11 июня. Апостол Варфоломей пострадал за Христа в Албане Армянской (ныне Баку) в 71 году, где и находились его святые мощи. От мощей святого апостола происходили многочисленные чудеса, и много неверных обращалось ко Христу. При императоре Анастасии (491–518) мощи апостола Варфоломея были принесены во вновь построенный город Анастасиуполь (или Дару) и находились там до конца VI века.

Когда город Анастасиуполь был захвачен персидским царем Хозроем, христиане, взяв ковчег с мощами апостола Варфоломея, бежали с ним к берегам Черного моря. Настигшие их жрецы бросили ковчег с мощами апостола Варфоломея в море. Вместе с ним были брошены в море еще 4 ковчега с мощами святых мучеников Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Силою Божией ковчеги не потонули в морской пучине, но совершили чудесное плавание по морям и достигли Италии. Ковчег с мощами апостола Варфоломея пристал к берегу у острова Липары, а остальные ковчеги продолжали свой путь и пристали к берегу в разных местах Италии. Ковчег с мощами мученика Папиана остановился в Сицилии, мученика Лукиана – в Мессине, мученика Григория – в Калабрии и мученика Акакия – в Аскулусе. О прибытии святых мощей апостола Варфоломея было откровение епископу острова Липары Агафону, который вышел с клиром к берегу моря, взял ковчег из воды и торжественно перенес в церковь. От мощей апостола Варфоломея истекло миро, подававшее исцеление от различных болезней. В церкви острова Липары святые мощи оставались до середины IХ века. Когда остров был захвачен язычниками, христианские купцы взяли святые мощи апостола Варфоломея и перевезли в город Беневент, где их приняли с великой честью и положили в главной церкви города.


Апостол от 70-ти Тит был уроженец острова Крита, сын знатных язычников. В молодых годах он внимательно изучал эллинскую философию и древних поэтов. Занимаясь науками, Тит проводил жизнь добродетельную, не предаваясь порокам и страстям, свойственным большинству язычников. Он соблюдал девственность, как засвидетельствовал о нем священномученик Игнатий Богоносец (память 20 декабря). За такую жизнь Господь не оставил его без Своей помощи. В двадцатилетнем возрасте святой Тит во сне услышал голос, внушавший ему оставить эллинскую премудрость, не дающую душе спасения, но искать той, которая спасает. После этого сна святой Тит ждал еще один год, не будет ли ему еще подобного веления и, действительно, ему было указано ознакомиться с учением Божиих пророков. Первое, что ему довелось прочитать, была Книга пророка Исаии. Открыв ее на 47 главе, он был поражен словами, сказанными как бы про его собственное духовное состояние.

Когда до Крита дошел слух о появившемся в Палестине Великом Пророке и о чудесах, творимых Им, правитель острова Крита, родной дядя Тита, послал его туда. Этот Пророк был Сам Господь Иисус Христос, воплотившийся от Пресвятой Девы Марии и пришедший в мир для искупления рода человеческого от тяготевшего над ним первородного греха. Святой Тит в Иерусалиме увидел Господа; слушал Его проповедь и уверовал в Него. Он был свидетелем Крестных страданий и смерти Спасителя, Его славного Воскресения и Вознесения на Небо. В день Пятидесятницы будущий апостол слышал, стоя в народе, как 12 апостолов, после сошествия на них Святого Духа, говорили разными языками, в том числе на языке критян (Деян. 2, 11). Святой Тит принял Крещение от апостола Павла и сделался его ближайшим учеником. Он сопровождал апостола Павла в его миссионерских путешествиях, неоднократно выполнял его поручения, касающиеся новоустроенных Церквей, и был с ним в Иерусалиме. Святой Тит был причислен к 70-ти апостолам и рукоположен апостолом Павлом во епископа Критского. Около 65 года, незадолго до второго заточения, апостол Павел направил пастырское послание своему избраннику (Тит. 1–3). Когда апостол Павел как узник был привезен в Рим на суд кесаря, святой Тит оставил временно свою Критскую паству и пошел в Рим послужить своему духовному отцу. После мученической кончины апостола Павла апостол Тит вернулся в главный город Брита – Гортину.

Апостол Тит мудро управлял своей паствой и трудился над просвещением язычников светом веры Христовой. Ему был дан от Господа дар чудотворений. Во время одного из языческих праздников в честь богини Дианы Тит проповедовал собравшимся во множестве язычникам. Когда он увидел, что они его не слушают, он помолился Господу, чтобы Сам Господь показал заблуждающимся людям ничтожество идолов. По молитве апостола Тита, идол Дианы на глазах у всех упал и разбился. В другой раз апостол Тит молился, чтобы Господь не допустил окончания постройки воздвигавшегося языческого храма в честь Зевса, и он разрушился. Такими чудесами апостол Тит привел к вере во Христа многих. Просветив светом веры и окрестные страны, апостол Тит мирно скончался в глубокой старости 94-х лет. Перед смертью его лицо просияло, как солнце.


Свя­ти­те­ли Вар­сис и Ев­ло­гий, епи­ско­пы Едес­ские, и Про­то­ген, епи­скоп Кар­рий­ский, ис­по­вед­ник, по­стра­да­ли от ари­ан во вто­рой по­ло­вине IV ве­ка. Им­пе­ра­тор Ва­лент (364–378), же­лая на­са­дить ари­ан­скую ересь, воз­двиг же­сто­кое го­не­ние на пра­во­слав­ных. В го­ро­де Едес­се он из­гнал с епи­скоп­ско­го пре­сто­ла свя­ти­те­ля Вар­си­са, бор­ца за пра­во­сла­вие, по­слав его в за­то­че­ние на ост­ров Арад. Пра­во­слав­ное на­се­ле­ние при­ня­ло свя­ти­те­ля-из­гнан­ни­ка с ве­ли­кой че­стью. Его по­сла­ли даль­ше, в еги­пет­ский го­род Ок­си­ринф, но и там по­вто­ри­лась ка­кая же встре­ча. То­гда свя­ти­тель Вар­сис был из­гнан на са­мую гра­ни­цу им­пе­ра­тор­ских вла­де­ний, в да­ле­кий го­род Фе­нон, где, из­му­чен­ный ссыл­ка­ми, он и скон­чал­ся († 378).

В Едес­се им­пе­ра­тор Ва­лент неза­кон­но воз­вел на епи­скоп­скую ка­фед­ру ари­а­ни­на, лже­е­писко­па по име­ни Лу­пус, что зна­чит «волк», ко­то­рый и по име­ни, и по де­лам ока­зал­ся вол­ком, рас­хи­щав­шим ста­до овец Хри­сто­вых. Пра­во­слав­ное на­се­ле­ние Едес­сы, кли­ри­ки и ми­ряне, пе­ре­ста­ли по­се­щать свою цер­ковь, за­хва­чен­ную ари­а­на­ми. Они со­би­ра­лись за го­ро­дом и со­вер­ша­ли бо­го­слу­же­ние на от­кры­том ме­сте. Узнав об этом, им­пе­ра­тор при­ка­зал епар­ху Мо­де­сту умерт­вить всех пра­во­слав­ных, явив­ших­ся на бо­го­слу­же­ние за го­род. Епарх жа­лел на­род и опо­ве­стил пра­во­слав­ных, чтобы они не при­хо­ди­ли на бо­го­слу­же­ние. Но ве­ру­ю­щие по­сту­пи­ли на­обо­рот: го­ря же­ла­ни­ем при­нять му­че­ни­че­скую смерть за Хри­ста, они все как один при­шли на ме­сто, где обыч­но со­би­ра­лись для мо­лит­вы. Епарх Мо­дест, ис­пол­няя при­каз, на­пра­вил­ся ту­да с во­ору­жен­ны­ми во­и­на­ми. По до­ро­ге он уви­дел жен­щи­ну, ко­то­рая спе­ши­ла на бо­го­слу­же­ние вме­сте с ре­бен­ком, чтобы им не ли­шить­ся му­че­ни­че­ско­го вен­ца. По­ра­жен­ный епарх Мо­дест вер­нул­ся со сво­и­ми во­и­на­ми на­зад. Явив­шись к им­пе­ра­то­ру Ва­лен­ту, он убе­дил его от­ме­нить указ об уби­е­нии всех пра­во­слав­ных и рас­про­стра­нить его толь­ко на кли­ри­ков. Лиц ду­хов­но­го чи­на во гла­ве со ста­рей­шим пре­сви­те­ром Ев­ло­ги­ем при­ве­ли к им­пе­ра­то­ру. Он до­би­вал­ся, чтобы они во­шли в цер­ков­ное об­ще­ние с лже­е­писко­пом Лу­пу­сом, но ни­кто из них не со­гла­сил­ся. По­сле это­го 80 му­жей ду­хов­но­го чи­на в око­вах по­сла­ли в за­то­че­ние во Фра­кию. Пра­во­слав­ные встре­ча­ли их по пу­ти с ве­ли­кой че­стью как ис­по­вед­ни­ков и снаб­жа­ли всем необ­хо­ди­мым. Узнав об этом, им­пе­ра­тор ве­лел раз­де­лить му­че­ни­ков по двое и разо­слать в от­да­лен­ные ме­ста.


Свя­ти­тель Ми­на, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский (536–552), был сна­ча­ла пре­сви­те­ром в Кон­стан­ти­но­по­ле и над­зи­ра­те­лем за стран­но­при­им­ным до­мом пре­по­доб­но­го Самп­со­на Стран­но­при­им­ца, в цар­ство­ва­ние свя­то­го Юс­ти­ни­а­на I (527–565). По­сле низ­ло­же­ния ере­ти­ка Ан­фи­ма (535–536) на Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­ар­ший пре­стол был воз­ве­ден свя­той пре­сви­тер Ми­на как до­стой­ный епи­скоп­ства за свою вы­со­кую доб­ро­де­тель и твер­дое ис­по­ве­да­ние пра­во­сла­вия. Ру­ко­по­ло­же­ние его со­вер­шил на­хо­див­ший­ся то­гда в Кон­стан­ти­но­по­ле свя­той па­па Рим­ский Ага­пит (535-536). Во вре­мя пат­ри­ар­ше­ства свя­ти­те­ля Ми­ны в Кон­стан­ти­но­по­ле про­изо­шло чу­до, сде­лав­ше­е­ся ши­ро­ко из­вест­ным все­му го­ро­ду.

Один ев­рей­ский маль­чик во­шел с дру­ги­ми детьми в цер­ковь и при­ча­стил­ся Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. До­ма он рас­ска­зал об этом сво­е­му от­цу. Тот в страш­ном гне­ве схва­тил ре­бен­ка и бро­сил его в рас­ка­лен­ную печь (этот ев­рей был стек­ло­дув). Жене сво­ей он ни­че­го не ска­зал. Мать три дня со сле­за­ми ис­ка­ла сы­на, гром­ко его зва­ла, и, на­ко­нец, на тре­тий день он ото­звал­ся ей из рас­ка­лен­ной пе­чи. Она с тру­дом вы­та­щи­ла от­ту­да ре­бен­ка, ко­то­рый был невре­дим. Маль­чик рас­ска­зал, что к нему при­хо­ди­ла Пре­свет­лая Же­на, осту­жа­ла огонь и при­но­си­ла во­ду и пи­щу. Об этом слу­чае ста­ло из­вест­но свя­ти­те­лю Мине и свя­то­му Юс­ти­ни­а­ну I. Маль­чик и его мать при­ня­ли Кре­ще­ние, но отец ре­бен­ка оже­сто­чил­ся и не за­хо­тел рас­ка­ять­ся, несмот­ря на ве­ли­кое чу­до, ко­то­ро­му он был сви­де­те­лем. То­гда им­пе­ра­тор пре­дал его су­ду как де­то­убий­цу и при­го­во­рил к смерт­ной каз­ни. Свя­той пат­ри­арх Ми­на пра­вил Кон­стан­ти­но­поль­ской Цер­ко­вью 16 лет. В пе­ри­од его пат­ри­ар­ше­ства в Кон­стан­ти­но­по­ле был освя­щен зна­ме­ни­тый храм в честь Свя­той Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. Свя­ти­тель мир­но скон­чал­ся в 552 го­ду.

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Гена Н. »» | 06.09.2016 18:20
  
0
26 августа/7 сентября по н.с./ 1530 года в селе Коломенское, под Москвой родился Великий Царь! Иоанн Васильевич Грозный!

Явственно запомнилась отмеченная всеми летописями та небывало сильная гроза, прогремевшая над Русью 26 августа 1530 г., в день апостолов Варфоломея и Тита, когда Елена родила первенца, мальчика... Народ ликовал. Ликовал вместе со своим Государем. Родился великий Царь, говорили люди. Родился «Тит —широкий ум». Но иных тот вещий гром заставил содрогнуться. Содрогнуться и задуматься... Например, казанская ханша, узнав о рождении в Москве наследника Престола, прорекла, обращаясь к Русским послам: «Родился у вас Царь, а у него двоя зубы: одними ему съесть нас (татар), а другими вас»... Кого имела ввиду правительница Казани, понять нетрудно: даже родной брат Василия III — Князь Юрий Дмитровский, который по всем законам должен был наследовать московский Престол в случае, если брат-Государь умрет бездетным и 25 лет этого ждавший, столь «обрадовался» появлению на свет Царственного племянника, что даже не пожелал приехать на Крестины младенца 4 сентября в Троицком Монастыре...

отсюда
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites