13 апреля. Священномученика Ипатия, еп. Гангрского. Свтятителя Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца. Святителя Иннокентия митр. Московского.

31 марта по старому стилю / 13 апреля по новому стилю
среда
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Глас 1.
Великий пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Сщмч. Ипатия, еп. Гангрского (ок. 326). Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца (1461). Свт. Иннокентия, митр. Московского (1879).
Прп. Ипатия целебника, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Филарета Данилевского (1841). Прп. Аполлония Египетского (IV). Сщмчч. Авды, еп. Персидского, и Вениамина диакона (418–424). Прп. Ипатия, игумена Руфианского (ок. 446).
Сщмч. Иоанна Блюмовича пресвитера (1938).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. LVIII, 1–11. На веч.: Быт. XLIII, 26–31; XLV, 1–16. Притч. XXI, 23 – XXII, 4.

Кондак священномученика Ипатия, глас 2 [34]:
Ри́мскому оте́честву свети́льник,/ богоза́рными луча́ми концы́ светя́,/ ны́не просвети́ твое́ пра́зднество пою́щия, Ипа́тие,/ прося́ свы́ше ми́ра и грехо́в оставле́ния,// моли́твами защити́ ны, Ипа́тие многострада́льне.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Ис.58:1–11)
«Взывай громко, – говорит Господь св. пророку Исайе, – не удерживайся, обличая беззакония людей Моих» (Ис.58:1). Что же сделали? «Они ищут Меня,.. желают приближения к Богу» (Ис.58:2). Но разве в этом есть грех? Ведь это и должны они делать. Да, должны, но дело в том, что они делают это не так, как должно. Чают успеть в своем искании одним постом, не радея о делах правды и любви. И пост Мне приятен, говорит Господь, но такой, когда смиряя тело свое, прощают обиды, оставляют долги, алчущих питают, беcкровных вводят в дом, нагих одевают.

Когда все это будет при посте, тогда искание Меня и приближение ко Мне будет успешно; «тогда откроется, как заря, свет твой... и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я!... И будет Господь вождем твоим всегда» (Ис.58:8–9, 11).


Святитель Ипатий Гангрский, епископ, сщмч.
Священномученик Ипатий, епископ Гангрский, был епископом города Гангры в Пафлагонии (Малая Азия). В 325 году он принимал участие в I Вселенском Соборе в Никее, на котором была предана анафеме ересь Ария.

Когда в 326 году святитель Ипатий возвращался из Константинополя в Гангры, в пустынном месте на него напали последователи раскольников Новата и Фелициссима. Еретики изранили его мечами и кольями и сбросили с высокого берега в болото. Подобно первомученику архидиакону Стефану, святитель Ипатий молился за убивавших его. Одна женщина-арианка ударила святителя камнем по голове, и он скончался. Убийцы скрыли тело мученика в пещере, где его обнаружил крестьянин, хранивший там солому. Опознав тело епископа, он поспешил сообщить об этом в город, и жители Гангр с честью погребли мощи своего любимого архипастыря.

После смерти мощи святителя Ипатия прославились многочисленными чудотворениями, в особенности изгнанием бесов и исцелением болезней.

С давних пор священномученик Ипатий особо чтился в Русской земле. Так, в 1330 году в Костроме был построен Ипатьевский монастырь, на месте явления Божией Матери с Предвечным Младенцем и предстоящими святыми – апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. Этот монастырь впоследствии занимал значительное место в духовной и общественной жизни нашего народа, особенно в годы Смутного времени. Древнейшие списки жития священномученика Ипатия были широко распространены в русской письменности, и один из них вошел в состав Четиих Миней митрополита Макария (1542–1564). В этом житии сохранилась запись о явлении Спасителя святителю Ипатию накануне мученической кончины. Почитаемому святому составлялись молитвы, похвальные слова и поучения в день его памяти. Благоговейное почитание святителя Ипатия выразилось и в литургическом творчестве русских авторов. В ХIХ веке была написана новая служба священномученику Ипатию, отличающаяся от службы, написанной преподобным Иосифом Студитом, содержащейся в мартовской Минее.

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец
Святитель Иона, митрополит Московский и всея России чудотворец, родился в городе Галиче в благочестивой христианской семье. Отца будущего Святителя звали Феодором. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания. Однажды святитель Фотий, митрополит Московский (память 27 мая и 2 июля), посетил Симонов монастырь и, после молебна, преподав благословение архимандриту и братии, пожелал благословить иноков, исполнявших послушание на монастырских работах. Когда он пришел в пекарню, то увидел уснувшего от многих трудов инока Иону, правая рука утомленного инока была согнута в благословляющем жесте. Святитель Фотий просил не будить его, благословил спящего инока и пророчески предсказал присутствовавшим, что этот монах будет великим святителем Русской Церкви и многих наставит на путь спасения.

Предсказание Святителя исполнилось. Через несколько лет святитель Иона был поставлен епископом Рязани и Мурома.

В 1431 году скончался святитель Фотий. Через пять лет после его смерти за добродетельную и святую жизнь митрополитом Всероссийским был избран святитель Иона. Когда новоизбранный митрополит отправился к Патриарху Иосифу II (1416–1439) в Константинополь, чтобы принять поставление на митрополию, то оказалось, что незадолго до того зломудренный Исидор, по происхождению болгарин, уже был посвящен на русскую митрополию. Недолго пробыв в Киеве и Москве, Исидор отправился на Флорентийский собор (1438), где принял унию. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора, и тот вынужден был тайно бежать в Рим (где умер в 1462 году). На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского Патриарха Григория III (1445–1450) впервые совершено русскими архиереями в Москве. 15 декабря 1448 года святитель Иона вступил на Митрополию и с архипастырской ревностью стал утверждать благочестие среди пасомых, словом и делом укрепляя православную веру в стране. И при своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов. За труды на благо Церкви Христовой святитель Иона удостоился от Бога благодатного дара чудотворений и прозорливости. В 1451 году татары неожиданно подступили к Москве, сожгли окрестности и готовились к нападению на город. Митрополит Иона с клиром совершал крестный ход по стенам города, со слезами моля Бога о спасении града и людей. Увидев престарелого монаха Антония, инока Чудова монастыря, который отличался добродетельной жизнью, святитель Иона сказал: «Сын и брат мой Антоний! Помолись милостивому Богу и Пречистой Богородице об избавлении города и всех православных христиан». Смиренный Антоний ответил: «Великий святитель! Благодарим Бога и Пречистую Его Матерь: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего, город и все православные христиане будут спасены по твоим молитвам. Враги скоро будут побеждены. Только мне одному суждено от Господа быть убитому врагами». Едва старец сказал это, как вражеская стрела пронзила его.

Предсказание старца Антония сбылось: 2 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы, в рядах татар произошло смятение, и они в неведомом страхе и ужасе обратились в бегство. Святитель Иона вскоре построил на своем дворе храм в честь положения Ризы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от врагов.

Блаженная кончина святителя Ионы последовала в 1461 году. При гробе Святителя стали совершаться многочисленные исцеления.

В 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля (празднование перенесения святых мощей совершается 27 мая). Собор Русской Церкви 1547 года установил праздновать святителю Ионе, митрополиту Московскому, особую память. В 1596 году Патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в соборе других Московских Святителей, 5 октября.

Прп. Ипатий Целебник
Преподобный Ипатий, целебник Печерский, прославился в подвиге сурового постничества и постоянного молитвенного бдения.
Ночами он стоял на молитве, спал очень мало, а питался только хлебом и водой. Преподобный Ипатий всецело посвятил себя служению больным и за самоотверженный подвиг получил от Бога благодатный дар чудесных исцелений. Больные различными недугами часто прибегают к его молитвенному заступничеству. Память преподобного Ипатия празднуется также 28 августа, в Соборе святых Дальних пещер.

Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский (26. VIII. 1797–31. III. 1879), прославлен Русской Православной Церковью 6. Х. 1977. Родился он в селе Ангинском Иркутской епархии. Апостол Америки и Сибири свое благовестие пронес «даже до края земли»: на Алеутские острова (с 1823 г.) на шести наречиях местных племен на о. Ситху (с 1834 г.), среди колошей (тлинкитов); в отдаленнейшие селения обширной Камчатской епархии (с 1853 г.); среди коряков, чукчей, тунгусов в Якутском крае (с 1853 г.) и Северной Америке (в 1857 г.); в Амурском и Уссурийском крае (с 1860 г.).

Проводя большую часть жизни в путешествиях, святитель Иннокентий перевел на алеутский язык Катехизис, Евангелие, в 1833 г. написал на этом языке одно из лучших творений Православного миссионерства – «Указание пути в Царствие Небесное»; в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и Богослужение на своем родном языке якуты. Дважды (в 1860 и 1861 гг.) святитель Иннокентий встречался с Апостолом Японии – святителем Николаем, передав ему свой духовный опыт. Замечательный проповедник, святитель Иннокентий говорил: «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих».

Начав апостольские труды приходским священником, святитель Иннокентий завершил их на кафедре Московских первоиерархов (с 5. I. 1868 по 31. III. 1879). Преданный воле Божией в течение всей жизни, он оставил завет веры своим преемникам, указав на слова пророка: «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36, 23). Память святителя Иннокентия празднуется дважды в год: 23. IХ (6. Х) и 31. III (13. IV).

Прп. Аполлоний пустынник. Икона
Преподобный Аполлоний пятнадцатилетним юношей удалился во внутреннюю Фиваидскую пустыню (Нижний Египет), где провел в монашеских подвигах сорок лет. По внушению свыше он перешел в ближнюю пустыню и близ Гермополя основал обитель, в которой постепенно собралось около пятисот иноков. Святой Аполлоний был строгим постником, он вкушал вареную пищу только по воскресеньям, в остальные дни питался только дикими растениями.

Примеру преподобного Аполлония следовали и все иноки, подвизавшиеся в обители вместе со своим наставником. Скончался святой подвижник в IV веке.

Преподобный Ипатий, игумен Руфианский, родился во Фригии (Малая Азия) в семье адвоката и получил хорошее образование. Однажды, когда ему было восемнадцать лет, отец наказал его, после чего юноша покинул дом и ушел во Фракию (Балканы). Там он некоторое время пас скот, а затем поселился у пресвитера, который обучил его пению псалмов. Вскоре избранник Божий принял постриг в одном из монастырей. Борясь против искушения плоти, святой подвижник провел пятьдесят дней в строжайшем посте, а затем, по благословению настоятеля обители, выпил во время вечерни в присутствии братии вино с хлебом и исцелился от страсти. В поисках нового места для подвигов преподобный Ипатий поселился с двумя другими иноками в заброшенной Руфианской обители вблизи Халкидона (Малая Азия). Монастырь был восстановлен и вскоре вокруг святого подвижника собралось много иноков, обитель снова стала духовно процветать. В возрасте сорока лет преподобный Ипатий был избран игуменом и в течение сорока лет управлял обителью. Многие иноки, подражая своему наставнику, достигли высокого духовного совершенства. За свою строгую подвижническую жизнь и самоотверженную любовь к ближним святой Ипатий удостоился от Господа дара чудотворений и исцелений. По его святым молитвам умножался хлеб в обители и исцелялись многие бесноватые, слепые, иссохшие и кровоточивые, приходившие в монастырь. Преподобный Ипатий преставился около 446 года, в возрасте восьмидесяти лет. Накануне смерти он предсказал грядущие беды: опустошительный град, землетрясение и нападение Атиллы на Фракию.

Преподобный Филаре́т (Данилевский), Глинский
Вы­со­ко­пре­по­доб­ный по ти­ту­лу и жиз­ни, муж силь­ный сло­вом и де­лом, отец Фила­рет, в ми­ре Фо­ма Да­нилев­ский, совре­мен­ни­ка­ми на­зы­вал­ся «свя­тым стар­цем, од­ним из луч­ших на­сто­я­те­лей сво­е­го вре­ме­ни, ко­е­го ува­жа­ли не толь­ко про­стые мо­на­хи, но и са­мые иерар­хи».

Он ро­дил­ся в 1777 го­ду, вос­пи­ты­вал­ся в до­ме бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей; юно­шей по­сту­пил в Ки­е­во-Пе­чер­скую лав­ру, где усер­ди­ем и чест­но­стью за­слу­жил об­щее ува­же­ние. Там Фо­ма поль­зо­вал­ся со­ве­та­ми на­чаль­ни­ка Даль­них пе­щер иеро­мо­на­ха Три­фил­лия и иеро­мо­на­ха Ан­то­ния, впо­след­ствии Ар­хи­епи­ско­па Во­ро­неж­ско­го. Же­лая иметь бо­лее удоб­ства бес­пре­пят­ствен­но слу­жить Бо­гу, он в 1802 го­ду пе­ре­шел в Со­фро­ни­е­ву пу­стынь (Кур­ской епар­хии) под ру­ко­вод­ство ар­хи­манд­ри­та Фе­о­до­сия, дру­га из­вест­но­го стар­ца Па­и­сия Ве­лич­ков­ско­го. Как зна­то­ка пе­ния, отец Фе­о­до­сий на­зна­чил Фо­му управ­лять пев­чи­ми и в том же го­ду по­стриг в ман­тию с име­нем Фила­ре­та. Ви­дя в но­вопо­стри­жен­ном из­бран­ни­ка Бо­жия, отец Фе­о­до­сий ввел его в близ­кое ду­хов­ное об­ще­ние с со­бою, ука­зы­вал сво­е­му уче­ни­ку все пу­ти к очи­ще­нию ума от по­мыс­лов и к тво­ре­нию непре­стан­ной мо­лит­вы. Се­я­ние бла­го­че­сти­во­го ав­вы па­ло на доб­рую зем­лю и при­нес­ло сто­рич­ный плод. На дру­гой год отец Фила­рет, в сане иеро­ди­а­ко­на, по­став­лен был устав­щи­ком, в ка­ко­вой долж­но­сти нема­ло при­шлось ему пе­ре­не­сти скор­бей от лю­би­те­лей ско­ро­го Бо­го­слу­же­ния. В 1806 го­ду, он воз­ве­ден в сан иеро­мо­на­ха, с на­зна­че­ни­ем бла­го­чин­ным мо­на­сты­ря. Неко­то­рое вре­мя о. Фила­рет жил в са­ду, в от­дель­ной ке­лье. Тут, вда­ли от вся­кой су­е­ты, изу­чал он тво­ре­ния свя­тых отец, де­я­тель­но про­хо­дя все сту­пе­ни ду­хов­но­го вос­хож­де­ния, кои тре­бо­ва­ли от по­движ­ни­ка по­сто­ян­но­го бде­ния, по­ста и мо­лит­вы. Про­свет­лен­ный бла­го­да­тию свы­ше, о. Фила­рет при­об­рел дар ду­хов­но­го рас­суж­де­ния и опы­та, так, что стар­цы ста­ли при­бе­гать к нему за раз­ре­ше­ни­ем сво­их недо­уме­ний. За та­кую жизнь иеро­мо­нах Фила­рет нема­ло по­тер­пел стра­хо­ва­ний от за­вист­ни­ка на­ше­го спа­се­ния и пе­ре­нес раз­лич­ные оскорб­ле­ния от небла­го­на­ме­рен­ных лю­дей. По­сле пят­на­дца­ти­лет­них уси­лен­ных по­дви­гов в Со­фро­ни­е­вой пу­сты­ни отец Фила­рет, по из­бра­нию Глин­ско­го брат­ства, на­зна­чен был на долж­ность на­сто­я­те­ля Глин­ской пу­сты­ни, ку­да при­был 6 июня 1817 го­да. При встре­че его бра­ти­ею слу­чи­лось зна­ме­на­тель­ное про­ис­ше­ствие. Ко­гда отец Фила­рет вы­шел из по­воз­ки, в нее вле­тел рой пчел и усел­ся на его ме­сте. Ви­дя это, бра­тия и сам Фила­рет по­чли сие доб­рым пред­зна­ме­но­ва­ни­ем. Дру­гое пред­зна­ме­но­ва­ние — ви­де­ние од­но­го ино­ка. На­ка­нуне при­бы­тия от­ца Фила­ре­та, он ви­дел боль­шой вос­хо­дя­щий к небу столб, иду­щий от Со­фро­ни­е­вой к Глин­ской пу­сты­ни.

Глин­ская пу­стынь то­гда бы­ла в са­мом жал­ком со­сто­я­нии. Ря­дом стро­гих и бла­го­ра­зум­ных мер но­вый на­сто­я­тель быст­ро воз­вы­сил нрав­ствен­ное со­сто­я­ние Глин­ско­го брат­ства. Глав­ным об­ра­зом он об­ра­щал вни­ма­ние на вновь по­сту­пив­ших. Ибо доб­рое на­ча­ло име­ет ве­ли­кое зна­че­ние на всю по­сле­ду­ю­щую жизнь в мо­на­сты­ре. От но­во­на­чаль­ных о. Фила­рет тре­бо­вал пол­но­го от­се­че­ния сво­ей во­ли и под­чи­не­ния ру­ко­во­дя­щим. Без это­го невоз­мож­но ис­прав­ле­ние стра­стей, по­ро­ков и ху­дых на­вы­ков. Опыт­ный ста­рец знал на ка­кой ни­ве и что на­до се­ять и что ис­треб­лять. Вся­кое тер­ние гор­до­сти ис­тор­гал он си­лою без­услов­но­го по­слу­ша­ния, са­мо­лю­бие — от­се­че­ни­ем во­ли; вы­со­ко­умие — сми­ре­ни­ем; вся­кую ху­дую на­клон­ность и ми­ра се­го при­выч­ки — муд­ры­ми на­став­ле­ни­я­ми; все сор­ное и непо­треб­ное на­учал по­па­лять хра­не­ни­ем уст, тру­да­ми, по­стом и мо­лит­вою.

Та­ким об­ра­зом, ма­ло-по­ма­лу, пе­ре­хо­дя от лег­ко­го к бо­лее труд­но­му, он со вся­кой кро­то­стью и тер­пе­ни­ем очи­щал сор­ную ни­ву сер­дец и удоб­рял ее, на­зи­да­тель­ным уче­ни­ем бо­го­муд­рых от­цов св. Церк­ви. Гос­подь же Иисус Хри­стос, хо­тя­щий всем спа­сти­ся и в ра­зум ис­ти­ны при­и­ти, бла­го­слов­ляя тру­ды его, воз­ра­щал на ни­ве сей бла­го­да­тию Сво­ею бла­го­че­стие и доб­ро­де­те­ли.

По­слу­ша­ния тру­же­ни­кам отец Фила­рет на­ла­гал на каж­до­го весь­ма ис­кус­но, так что и бла­го­род­ные, из­не­жен­ные вос­пи­та­ни­ем — сно­си­ли иго тру­дов да­же с боль­шою рев­но­стью пред те­ми, ко­то­рые при­вык­ли к су­ро­вой жиз­ни и, по зва­нию сво­е­му, как бы сдру­жи­лись с те­лес­ны­ми тру­да­ми. По­зна­ние внут­рен­не­го, втайне со­кро­вен­но­го че­ло­ве­ка вот, что да­ва­ло ему воз­мож­ность без­оши­боч­но по­сту­пать в та­ких слу­ча­ях.

Стро­гий к се­бе, он тре­бо­вал ко вся­ко­му де­лу от­но­сить­ся се­рьез­но и не про­пус­кал ма­лей­шей ошиб­ки сво­их под­чи­нен­ных без вни­ма­ния. Уви­дев раз­ма­хи­ва­ю­ще­го ру­ка­ми, или слиш­ком под­ни­ма­ю­ще­го вверх го­ло­ву, или без нуж­ды чем-ли­бо сту­ча­ще­го, он сей­час же де­лал на­по­ми­на­ние, го­во­ря: «это небла­го­об­раз­но, несвой­ствен­но мо­на­ху, озна­ча­ет недо­ста­ток сми­ре­ния» и т.д. Все это де­ла­лось не ра­ди же­ла­ния по­ка­зать свою власть, власть ка­ра­ю­щую, а един­ствен­но ра­ди сво­е­го и дру­гих спа­се­ния. Цель уве­ща­ния его бы­ла лю­бовь от чи­сто­го серд­ца, доб­рой со­ве­сти и нели­це­мер­ной ве­ры, как об этом пи­шет Апо­стол (1Тим.1:5). Ес­ли вез­де, то в де­ле спа­се­ния тем бо­лее, необ­хо­ди­ма точ­ность ис­пол­не­ния всех пред­пи­сан­ных оте­че­ских пра­вил. Вот по­че­му бо­го­бо­яз­нен­ный ста­рец во вся­кое вре­мя, без вся­ко­го ли­це­при­я­тия, об­ли­чал, за­пре­щал, уве­щал и ис­прав­лял каж­до­го со вся­ким дол­го­тер­пе­ни­ем и на­зи­да­ни­ем (2Тим.4:2). Он ис­прав­лял дур­ное, при­ви­вал хо­ро­шее, не ща­дя для это­го тлен­ной пло­ти, ко­то­рую так тща­тель­но охра­ня­ют неко­то­рые на­став­ни­ки, же­лая при­об­ре­сти лю­бовь че­ло­ве­че­скую, и тем са­мым на­но­ся вред ду­ше сво­их уче­ни­ков.

На скорб­ном и тес­ном пу­ти встре­ча­ет­ся мно­го раз­ных ис­ку­ше­ний не осо­бен­но важ­ных, но в по­дви­ге ино­че­ско­го жи­тия до неве­ро­ят­но­сти тя­гост­ных. Тут на­до су­меть най­ти се­ре­ди­ну меж­ду ка­ра­ю­щей ви­ну стро­го­стью, чтобы на­ка­зан­ный не оста­вил сво­е­го по­дви­га и не при­шел в от­ча­я­ние и снис­хо­ди­тель­но­стью, чтобы она не по­слу­жи­ла по­ощ­ре­ни­ем к небре­же­нию и бес­страш­но­му со­вер­ше­нию недоз­во­лен­но­го. Эту се­ре­ди­ну, от лег­ко­го за­ме­ча­ния до са­мой выс­шей епи­ти­мии, умел на­хо­дить отец Фила­рет. Все­гда и вез­де оди­на­ко­во спра­вед­ли­вый, бла­го­ра­зум­но стро­гий, он си­лою убе­ди­тель­но­го сло­ва при­во­дил ви­нов­но­го к со­зна­нию, при ко­то­ром тот при­ми­рял­ся и с ав­вою и со сво­ею воз­му­щен­ной со­ве­стью. Об­ла­дая да­ром по­зна­вать, спо­соб­ных и бла­го­на­деж­ных, отец Фила­рет при­бли­жал их к се­бе и ско­ро воз­вы­шал пред дру­ги­ми. Та­ким об­ра­зом, он об­ра­зо­вал на­деж­ный оплот Глин­ско­го об­ще­жи­тия в том ви­де, как сам его по­ни­мал по уче­нию свя­тых от­цов и по опы­ту сво­ей ду­хов­ной жиз­ни.

Те из преж­них оби­та­те­лей Глин­ской пу­сты­ни, ко­то­рые не мог­ли ми­рить­ся с ре­фор­ма­ми энер­гич­но­го на­сто­я­те­ля, оста­ви­ли оби­тель. Это бы­ло к луч­ше­му: ста­рая за­квас­ка не мог­ла за­ква­сить на свой вкус пре­об­ра­зо­ван­ной жиз­ни Глин­ских ино­ков, сре­ди ко­то­рых, по при­ме­ру Со­фро­ни­е­вой пу­сты­ни, отец Фила­рет ввел стар­че­ство с еже­днев­ным от­кры­ти­ем по­мыс­лов стар­цу. Ста­рец бли­жай­шим об­ра­зом имел на­блю­де­ние за уче­ни­ка­ми, на­учал их пра­ви­лам мо­на­ше­ской жиз­ни, разъ­яс­нял недо­уме­ния и т.д. Для ис­пы­та­ния по­ви­но­ве­ния в де­ле рев­но­сти по Бо­гу и ограж­де­ния от ис­ку­ше­ний, каж­дый мо­нах, кро­ме бо­го­слу­же­ний и ве­чер­не­го цер­ков­но­го пра­ви­ла, имел еще от сво­е­го стар­ца осо­бое ке­лей­ное пра­ви­ло, смот­ря по сте­пе­ни ду­шев­но­го устро­е­ния и по­слу­ша­ния или без­воз­мезд­ных ра­бот в поль­зу брат­ства ра­ди Бо­га и соб­ствен­но­го спа­се­ния. В об­щем ке­лей­ное пра­ви­ло со­сто­ит из мо­литв, зем­ных и по­яс­ных по­кло­нов, чте­ния Псал­ти­ри, Еван­ге­лия и Апо­сто­ла.

Для утвер­жде­ния на­все­гда при­ня­то­го по­ряд­ка бо­го­слу­же­ний и мо­на­стыр­ской жиз­ни в Глин­ском об­ще­жи­тии отец Фила­рет на­пи­сал по об­ра­зу афон­ско­го осо­бый устав (утвер­жден Свя­тей­шим Си­но­дом в 1821 г. Впо­след­ствии Глин­ский устав вве­ден в неко­то­рых дру­гих об­ще­жи­ти­ях, осо­бен­но в тех, кои при ос­но­ва­нии, или воз­об­нов­ле­нии сво­ем, на­сто­я­те­лей и брат­ство бра­ли из Глин­ской пу­сты­ни, на­при­мер: Бу­зу­лук­ский мо­на­стырь Са­мар­ской губ., Свя­то­гор­ская Успен­ская пу­стынь, Харь­ков­ской губ. В по­след­ней, Глин­ский устав вве­ден по Вы­со­чай­ше­му по­ве­ле­нию Им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая I) и на­звал его «со­кро­ви­щем хра­не­ния бла­гих дел». Неусып­ным по­пе­че­ни­ем о ис­пол­не­нии его он су­мел при­вить свя­то­оте­че­ские пра­ви­ла к жиз­ни и, та­ким об­ра­зом для вве­рен­ной ему оби­те­ли со­здал це­лую эпо­ху.

Не без ос­но­ва­ния отец Фила­рет на­зы­ва­ет­ся воз­об­но­ви­те­лем Глин­ской пу­сты­ни. Со вре­ме­ни его — она ста­ла на путь внеш­не­го и внут­рен­не­го про­цве­та­ния.

За­ка­лен­ный скор­бя­ми и борь­бою со злом, он ре­шил­ся пе­ре­со­здать оби­тель не толь­ко в нрав­ствен­ном от­но­ше­нии, но и во внеш­нем ее ви­де. Ста­рые, негод­ные по­строй­ки, раз­бро­сан­ные в бес­по­ряд­ке, он сно­сит на зад­ний двор и по но­во­му пла­ну, до­ныне су­ще­ству­ю­ще­му, стро­ит все за­но­во. Про­шло несколь­ко лет на­пря­жен­ной и труд­ной де­я­тель­но­сти о. Фила­ре­та и в Глин­ской пу­сты­ни не оста­лось ме­ста, ко­то­ро­го бы не кос­ну­лась Фила­ре­тов­ская ре­фор­ма. От­цом Фила­ре­том вновь по­стро­е­ны: Ивер­ская ка­мен­ная цер­ковь, две де­ре­вян­ных ча­сов­ни с ке­лья­ми, один ка­мен­ный кор­пус (тра­пез­ный) с ме­зо­ни­на­ми, че­ты­ре де­ре­вян­ных брат­ских кор­пу­са, два ка­мен­ных до­ма, 19 жи­лых де­ре­вян­ных до­мов (счи­тая с на­хо­дя­щи­ми­ся вне оби­те­ли), ква­со­вар­ня, мель­ни­ца, кру­по­руш­ка, сук­но­валь­ня, кир­пич­ный за­вод, ам­ба­ры, на­ве­сы, лед­ни­ки и проч.

Совре­мен­ный бы­то­пи­са­тель в 1837 го­ду го­во­рит: «за несколь­ко лет прав­ле­ния о. Фила­ре­та оби­тель так из­ме­ни­лась, что во внеш­нем ее ви­де, кро­ме со­бор­ной церк­ви с ко­ло­коль­ней, ни­ка­ких сле­дов, да­же недав­но про­шед­ше­го вре­ме­ни, не оста­лось». Да и сам со­бор­ный храм был об­нов­лен и к нему при­де­ла­ны боль­шие бо­ко­вые при­тво­ры. Брат­ство при от­це Фила­ре­те уве­ли­чи­лось в три ра­за. Все долж­ны бы­ли тру­дить­ся на поль­зу оби­те­ли, вез­де за­ве­ден по­ря­док, ука­зан­ный опы­та­ми свя­тых от­цов.

Сам ав­ва по­да­вал при­мер свя­то­сти жиз­ни, рев­но­сти по бла­го­че­стию, мо­лит­вы, бде­ния, по­ста, тру­да и ино­че­ской нес­тя­жа­тель­но­сти. Он за­ни­мал од­ну ке­лью в 6 ар­шин дли­ны и в 3 ар­ши­на ши­ри­ны; ке­лья освя­ща­лась с се­вер­ной сто­ро­ны од­ним ок­ном. Несколь­ко свя­тых икон, про­стой де­ре­вян­ный стол, два-три та­ких же сту­ла, один по­луш­каф­чик и несколь­ко де­ре­вян­ных по­ло­чек с кни­га­ми со­став­ля­ли всю об­ста­нов­ку скром­но­го жи­лья зна­ме­ни­то­го Глин­ско­го на­сто­я­те­ля. Де­ре­вян­ная ска­мья с при­би­ты­ми с трех сто­рон стен­ка­ми, напо­до­бие гро­ба, и се­ном на­би­тый ме­шок с та­кою же по­душ­кою, — слу­жи­ли ему и одром для сна, и се­да­ли­щем для пись­мен­ных за­ня­тий. Все соб­ствен­ны­ми ру­ка­ми по­движ­ни­ка при­во­ди­лось в по­ря­док и чи­сто­ту. В то вре­мя, ко­гда дру­гие спа­ли, ав­ва бдел за всех; он но­чью со­вер­шал свое мо­на­ше­ское пра­ви­ло, чи­тал свя­то­оте­че­ские кни­ги, пи­сал пись­ма, про­ся­щим его ду­хов­но­го со­ве­та и при­ни­мал бра­тию. Две­ри ке­льи его бы­ли от­кры­ты для всех и в ноч­ное вре­мя; он был до­сту­пен, прост, и добр. Всех при­ни­мал с ра­до­стью, всех на­став­лял, обод­рял, уте­шал, вну­шая бди­тель­ность про­тив ис­ку­ше­ний. В этих за­ня­ти­ях вре­мя про­хо­ди­ло до по­лу­но­чи. С пер­вым по­лу­ноч­ным уда­ром ко­ло­ко­ла (в 12 1/2 ча­сов) отец Фила­рет шел на утре­ню. Во вре­мя бо­го­слу­же­ния он ча­сто сам ру­ко­во­дил устав­щи­ка и пев­чих, сам вме­сте с ни­ми пел, вы­ста­и­вал про­дол­жи­тель­ные служ­бы до кон­ца и сно­ва воз­вра­щал­ся в ке­лью на тру­ды.

Как ве­ли­кий мо­лит­вен­ник, о. Фила­рет стя­жал ред­кий и сре­ди ве­ли­ких по­движ­ни­ков дар непре­стан­но те­ку­щей в серд­це ум­ной Иису­со­вой мо­лит­вы. По сло­ву св. Иса­а­ка Си­ри­на: серд­це та­ких мо­лит­вен­ни­ков де­ла­ет­ся жи­ли­щем Св. Ду­ха. Ис­це­ле­ния и дру­гие чу­дес­ные слу­чаи во бла­го оби­те­ли и ближ­них по­ка­зы­ва­ют, что мо­лит­ве от­ца Фила­ре­та Гос­подь вни­мал. Так по мо­лит­вен­но­му хо­да­тай­ству стар­ца ис­це­лил­ся от про­дол­жи­тель­ной бо­лез­ни ах­тыр­ский по­ме­щик К. Д. Хру­щев и дру­гие. Во вре­мя эпи­де­мии в Уфе в 1833 го­ду мо­на­хи­ня Ев­ге­ния ви­де­ла от­ца Фила­ре­та окроп­ля­ю­щим св. во­дою сте­ны их мо­на­сты­ря. При этом по­движ­ник го­во­рил: «не бой­тесь, — Гос­подь, со­хра­нит оби­тель ва­шу от гу­би­тель­ной яз­вы». Игу­ме­ния то­го мо­на­сты­ря пи­са­ла в Глин­скую пу­стынь, что по­сле ви­де­ния все боль­ные вы­здо­ро­ве­ли и вновь ни­кто не за­бо­лел.

Бла­гое пре­спе­я­ние неуто­ми­мо­го тру­же­ни­ка вы­зва­ло за­висть вра­га спа­се­ния. Он устра­шал от­ца Фила­ре­та раз­лич­ны­ми стра­хо­ва­ни­я­ми. Но при всей скорб­но­сти та­кой жиз­ни, ав­ва нема­ло имел ду­хов­ных уте­ше­ний. Так во вре­мя мо­лит­вы, он удо­сто­ил­ся яв­ле­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, дру­гой раз, в день бла­жен­ной кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го чу­до­твор­ца, ви­дел ду­шу его, ан­ге­ла­ми воз­но­си­мую со сла­вою на небо. О по­след­нем из этих ви­де­ний отец Фила­рет мно­гим рас­ска­зы­вал. Но­чью 2-го ян­ва­ря 1833 го­да, по­сле утре­ни, стоя на крыль­це сво­ей ке­льи, ста­рец уви­дел си­я­ние на небе и чью-то ду­шу, Ан­ге­ла­ми с пе­ни­ем воз­но­си­мую на небо. Отец Фила­рет дол­го смот­рел на чуд­ное ви­де­ние, по­до­звал к се­бе неко­то­рых тут слу­чив­ших­ся бра­тий, ука­зал им на необык­но­вен­ный свет и, по­ду­мав, ска­зал: «Вот, так-то ду­ши пра­вед­ных от­хо­дят на небо. Ныне ду­ша от­ца Се­ра­фи­ма воз­но­сит­ся на небо». Ви­деть си­я­ние спо­до­би­лись толь­ко от­ча­сти двое из бра­тий. По­сле узна­ли, что точ­но в ту са­мую ночь скон­чал­ся в Са­ров­ской пу­сты­ни ве­ли­кий по­движ­ник — пре­по­доб­ный Се­ра­фим.

Днем, с утра до позд­не­го ве­че­ра при­шель­цы из даль­них и ближ­них мест тол­пи­лись у ке­льи Глин­ско­го на­сто­я­те­ля. Иной ис­кал его мо­литв, дру­гой на­зи­да­ния, тре­тий хо­тел ему по­ве­дать свои ду­шев­ные тай­ны, или при­нять по­силь­ную по­мощь. Ни­кто не ухо­дил неудо­вле­тво­рен­ным. Ста­рец во­ис­ти­ну был муж доб­ро­лю­би­вый, как и са­мое имя его по­ка­зы­ва­ло (Фила­рет — лю­би­тель доб­ро­де­те­ли).

В оте­че­ских бе­се­дах от­ца Фила­ре­та вы­ска­зы­ва­лось мно­го опыт­но­сти. Для при­ме­ра при­ве­дем несколь­ко его на­став­ле­ний.

«Мы долж­ны ста­рать­ся иметь чи­стую со­весть и все де­лать, как пред оча­ми Бо­жи­и­ми. Со стра­хом и тре­пе­том свое спа­се­ние со­де­лы­вай­те, го­во­рит Апо­стол (Флп.2:12). Ис­тин­но хо­тя­щий спа­сти­ся, — вни­май се­бе. По­до­ба­ет те­бе ста­рать­ся о вни­ма­нии и мо­лить­ся о устро­е­нии сво­ей ду­ши, чтобы ду­шев­ная хра­ми­на твоя со­зи­да­лась на камне ве­ры, а не на пес­ке ко­ле­ба­ния и неустрой­ства. Посе­му при­учи ум раз­ли­чать гре­хов­ные мыс­ли и про­го­няй их мо­лит­вою. Ес­ли слу­чит­ся вле­че­ние ка­кой стра­сти, при­леж­но ищи при­чи­ну. Най­дя ее, сми­ри се­бя и страсть отой­дет. От­че­го мно­гие обу­ре­ва­ют­ся стра­стя­ми? От­то­го, что не ис­кус­ны в по­зна­ва­нии при­чин при­хо­дя­щих стра­стей. Ко­гда стра­сти мо­ло­ды, не пу­сти­ли кор­ней в уме и в серд­це, лег­ко по­беж­да­ют­ся, а по­сле без по­сто­рон­ней по­мо­щи их не одо­ле­ешь».

А вот рас­сказ од­ной бо­го­лю­би­вой ста­руш­ки, за­пи­сан­ный г. Ко­валев­ским: «отец Фила­рет, ста­рец свя­той жиз­ни, отец мой ду­хов­ный. Я его еще устав­щи­ком в Со­фро­ни­е­вой пу­сты­ни зна­ла, ста­рец был сми­рен­ный, мо­лит­вен­ник. По­том и в Глин­ской у него бы­ва­ла и мно­гое на поль­зу ду­ше мо­ей он го­во­рил. Все крот­ко, да лас­ко­во, точ­но се­бя уко­ряя, а меж­ду тем так ду­шу сло­ва­ми сво­и­ми уми­лит, что на­пла­чешь­ся, слу­шая его. «По­ра нам, Ири­нуш­ка, до­мой, дол­го мы тут за­го­сти­лись. Там луч­ше, там веч­ная жизнь, веч­ная ра­дость, там Отец наш небес­ный нас ждет. А мы, бед­ные греш­ни­ки, все это за­бы­ва­ем, мир, да мир­ское все лю­бим, пло­ти сво­ей уго­жда­ем. Умрем, все оста­вим, ни­че­го с со­бою не возь­мем, да и са­ми об­ра­тим­ся. Од­ни лишь де­ла на­ши с на­ми пой­дут: или осу­дим­ся, или про­сла­вим­ся, смот­ря по то­му, как кто на све­те сем жил» (Афон­ский ли­сток 1891 го­да № 191).

Кро­ме при­е­ма бо­го­моль­цев у от­ца Фила­ре­та мно­го бы­ло дру­гих дел, Он об­хо­дил мо­на­стыр­ские по­строй­ки и по­слу­ша­ния, разъ­яс­нял раз­ные во­про­сы и недо­уме­ния, по­ощ­рял тру­дя­щих­ся сло­вом уте­ше­ния. Бо­лее все­го ста­рец сам был за­нят ра­бо­той. Тру­дил­ся он один, или вме­сте с бра­ти­я­ми. Ино­гда, из­ну­рен­ный до сла­бо­сти, не мог взять с со­бою ору­дий сво­е­го тру­да, и мок­рый от по­та, или про­мо­чен­ный до­ждем, шел к сво­ей ке­льи ед­ва пе­ре­дви­гая но­ги. Ру­ки его бы­ли по­кры­ты все­гда мо­зо­ля­ми — неопро­вер­жи­мые сви­де­те­ли его те­лес­ных тру­дов.

Еще преж­де смер­ти пре­по­доб­ный ста­рец но­сил мерт­вен­ное те­ло, не толь­ко по­то­му, что оно у него бы­ло в со­сто­я­нии бес­стра­стия, но и по­то­му, что из­мож­ден­ное тру­да­ми и пост­ни­че­ским воз­дер­жа­ни­ем, по­хо­ди­ло ско­рее на ко­сти, об­тя­ну­тые ко­жей. Отец Фила­рет скром­но обе­дал по­чти все­гда ве­че­ром по­сле днев­ных тру­дов, в по­след­ний год сво­ей жиз­ни пи­тал­ся од­ною яч­не­вой ка­шей без со­ли и мас­ла. Как ве­ли­ко бы­ло воз­дер­жа­ние от­ца Фила­ре­та мож­но су­дить по­ то­му, что, по рас­ска­зу де­сять лет тру­див­ше­го­ся с ним в са­ду Кон­стан­ти­на Ю-ко­ва, ав­ва ни ра­зу не кос­нул­ся ру­кою ка­ко­го-ли­бо пло­да, но все­гда при­ни­мал толь­ко пред­ла­га­е­мое и все луч­шее остав­лял бла­го­де­те­лям, или от­да­вал в тра­пе­зу бра­ти­ям. Кро­ме Глин­ской пу­сты­ни под ду­хов­ным ру­ко­вод­ством это­го ве­ли­ко­го стар­ца воз­ни­ка­ло несколь­ко жен­ских оби­те­лей (Уфим­ская, Бу­зу­лукская, Мензс­лин­ская и др., в ко­то­рых пер­вы­ми на­сто­я­тель­ни­ца­ми бы­ли уче­ни­цы о. Фила­ре­та), а для проч­но­сти внут­рен­не­го управ­ле­ния он на­пи­сал уста­вы жен­ских оби­те­лям: Бо­ри­сов­ской (Кур­ской губ.), Ека­те­рин­бург­ской и Уфим­ской.

По да­ру про­зре­ния, за два го­да до смер­ти, ав­ва пред­ска­зал свою кон­чи­ну и ука­зал пре­ем­ни­ка по долж­но­сти в ли­це сво­е­го уче­ни­ка, игу­ме­на Ев­стра­тия, ко­то­рый то­гда был на­сто­я­те­лем Хот­мыж­ско­го мо­на­сты­ря Кур­ской Епар­хии. Ве­ли­кое воз­дер­жа­ние, по­сто­ян­ные скор­би и бде­ние ис­то­щи­ли все си­лы от­ца Фила­ре­та, но вме­сте с ним ду­ша его сде­ла­лась до­стой­ной небес­но­го жи­ли­ща, и вот на­ста­ло вре­мя по­ки­нуть ему сию юдоль пла­ча.

31 мар­та 1841 го­да, в по­не­дель­ник пас­халь­ной неде­ли, ста­рец при­ча­стил­ся, про­стил­ся с бра­ти­я­ми, сло­жил кре­сто­об­раз­но ру­ки и с мо­лит­вою к Бо­гу ти­хо «пре­ста­вил­ся», или пе­ре­шел от зем­ли на небо, имея от рож­де­ния 64 го­да.

В свет­лый чет­верг со­вер­ше­но бы­ло по­гре­бе­ние свя­то­по­чив­ше­го на­сто­я­те­ля при мно­го­чис­лен­ном сте­че­нии на­ро­да, при сле­зах бра­тии и бед­ных, ли­шив­ших­ся сво­е­го бла­го­де­те­ля. От­пе­ва­ли два ар­хи­манд­ри­та, со­бор свя­щен­но­и­но­ков и свя­щен­ни­ков. Все свя­щен­но­слу­жи­те­ли бы­ли в бле­стя­щих ри­зах и при пе­нии по­бед­ных над смер­тью пес­ней, ка­за­лось, — сто­я­щие во­круг гро­ба, со­бра­лись на ка­кое-то тор­же­ство, а не для по­гре­бе­ния. В са­мой смер­ти от­ца Фила­ре­та усмат­ри­вал­ся за­лог его небес­но­го бла­жен­ства.

Мно­го­труд­ное те­ло пре­по­доб­но­го стар­ца опу­ще­но бы­ло в ра­нее при­го­тов­лен­ный им склеп, на­хо­дя­щий­ся при юж­ном вхо­де в со­бор. Так по­хо­ро­ни­ли его со­глас­но за­ве­ща­нию «у пра­га хра­ма, да по­ми­на­ют его все вхо­дя­щие».

Как при жиз­ни так и по смер­ти о. Фила­ре­та бы­ло нема­ло слу­ча­ев сви­де­тель­ству­ю­щих о его свя­то­сти. По сло­вам свя­то­гор­ско­го ар­хи­манд­ри­та Гер­ма­на (на­чав­ше­го ино­че­скую жизнь в Глин­ской пу­сты­ни) те­ло от­ца Фила­ре­та при по­гре­бе­нии бла­го­уха­ло («Очер­ки жиз­ни Свя­то­гор­ско­го ар­хи­манд­ри­та Гер­ма­на», Одес­са, 1895 г., стр. 31). Неко­то­рые стар­цы, до­стой­ные ду­хов­ных со­зер­ца­ний, неод­но­крат­но ви­да­ли от­ца Фила­ре­та по­ю­щим на кли­ро­се с бра­ти­ею. Од­на­жды уче­ник его схи­ар­хи­ман­дит Или­о­дор, го­ря лю­бо­вью к бра­ти­ям Глин­ской пу­сты­ни, кои с ним по­ла­га­ли на­ча­ло по­дви­гов, вме­сте с ним жи­ли, и умер­ли, и кои те­перь с ним жи­вут, мо­лил­ся Гос­по­ду, да от­кро­ет ему о чис­ле спас­ших­ся и спа­са­ю­щих­ся. Гос­подь, вняв мо­лит­ве сво­е­го угод­ни­ка, уте­шил его ви­де­ни­ем. Ста­рец Или­о­дор стоя в хра­ме, ви­дит, что не толь­ко храм, но и ал­тарь уста­нов­лен боль­ши­ми и ма­лы­ми све­тиль­ни­ка­ми: иные из них го­ре­ли, дру­гие пред­на­зна­ча­лись к го­ре­нию. Но это­го ма­ло: при ви­де­нии спас­ших­ся, о. Или­о­до­ру, есте­ствен­но, же­ла­лось ви­деть участь и сво­е­го до­стой­но­го учи­те­ля — игу­ме­на Фила­ре­та. По­сле это­го Гос­по­ду угод­но бы­ло и в этом не оста­вить его в недо­уме­нии. Во сне о. Или­о­дор ви­дит се­бя в мо­на­стыр­ском со­бо­ре, ко­то­рый на­пол­нил­ся кры­ла­ты­ми мо­на­ха­ми, бли­став­ши­ми небес­ным све­том. Меж­ду ни­ми, как солн­це сре­ди звезд, сто­ял о. игу­мен Фила­рет: ли­цо его бы­ло так свет­ло, что от бли­ста­ния небес­ной сла­вы невоз­мож­но бы­ло смот­реть на него.

Священномученик Вениамин Персидский
Священномученики Авда, епископ Персидский, и Вениамин диакон. Святитель Авда был епископом в Персии. За разрушение храма огнепоклонников он был приведен на суд к персидскому царю Ездегерду I (399–420), который повелел восстановить храм. Когда епископ Авда отказался, царь велел воинам разрушить все христианские храмы, преследовать христиан и предавать их на мучения. Первым мучеником стал святой Авда, который после долгих истязаний был обезглавлен. Через тридцать дней были казнены и другие мученики. В их числе находился диакон Вениамин, претерпевший особенно страшные истязания: под ногти страдальца воткнули острые спицы и посадили его на кол.
Священномученики скончались в 418 (по другим сведениям – в 424) году в древнем персидском городе Сузе.

Священномученик Иоанн Блюмович.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1888 го­ду в Вар­ша­ве в се­мье ра­бо­че­го Алек­сандра Блю­мо­ви­ча. В 1918 го­ду Иван Алек­сан­дро­вич пе­ре­ехал с же­ной в Моск­ву. Вско­ре он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. С 1926-го по 1929 год он слу­жил свя­щен­ни­ком в го­ро­де Кри­вой Рог на Укра­ине, а с 1929 го­да – в хра­ме в го­ро­де Оре­хо­ве За­по­рож­ской об­ла­сти. С 1935 го­да он стал слу­жить в По­кров­ском хра­ме в го­ро­де Су­да­ке в Кры­му.
Отец Иоанн был аре­сто­ван 29 июля 1937 го­да и пре­про­вож­ден сна­ча­ла в тюрь­му в Фе­о­до­сии, а за­тем в тюрь­му в Сим­фе­ро­по­ле. Его арест был осу­ществ­лен в рам­ках борь­бы без­бож­но­го го­су­дар­ства с Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. Но, аре­сто­вав, на­до бы­ло арест обос­но­вать, и на­чаль­ник Су­дак­ско­го от­де­ла НКВД стал до­тош­но рас­спра­ши­вать от­ца Иоан­на о его зна­ко­мых и род­ствен­ни­ках. Не по­до­зре­вая дур­но­го, отец Иоанн рас­ска­зал, с кем зна­ком и кто его род­ствен­ни­ки. На­чаль­ни­ка НКВД ин­те­ре­со­ва­ли в ос­нов­ном зна­ком­ства, имев­шие от­но­ше­ние к до­му от­ды­ха Ми­ни­стер­ства обо­ро­ны. Вы­зван­ные на до­прос сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что свя­щен­ник ча­сто об­щал­ся с ра­бо­чи­ми до­ма от­ды­ха, го­во­рил им о ве­ре в Бо­га, и это при­ве­ло к то­му, что мно­гие из них кре­сти­лись. Вы­яс­нив, что сын свя­щен­ни­ка про­жи­ва­ет в Поль­ше, на­чаль­ник Су­дак­ско­го от­де­ла еще бо­лее утвер­дил­ся в на­ме­ре­нии предъ­явить свя­щен­ни­ку об­ви­не­ние в шпи­о­на­же. Но отец Иоанн это об­ви­не­ние ка­те­го­ри­че­ски от­верг.
9 ок­тяб­ря 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли мест­но­го му­зы­кан­та, ра­бо­тав­ше­го пи­а­ни­стом в са­на­то­ри­ях Су­да­ка, и угро­за­ми при­ну­ди­ли его под­пи­сать, что свя­щен­ник По­кров­ской церк­ви Иоанн Блю­мо­вич за­ни­ма­ет­ся шпи­он­ской де­я­тель­но­стью и за­вер­бо­вал его в фа­шист­ско-шпи­он­скую ор­га­ни­за­цию, дей­ству­ю­щую в ин­те­ре­сах Гер­ма­нии, по­сколь­ку сам пи­а­нист был по на­цио­наль­но­сти нем­цем.
Меж­ду свя­щен­ни­ком и лже­сви­де­те­лем бы­ла устро­е­на оч­ная став­ка, на ко­то­рой лже­сви­де­тель, за­явил, что под­твер­жда­ет, что «он Блю­мо­ви­чем был за­вер­бо­ван в контр­ре­во­лю­ци­он­ную фа­шист­скую шпи­он­скую ор­га­ни­за­цию, бу­дучи у него на квар­ти­ре в кон­це мар­та 1937 го­да».
– Вы при­зна­е­те, что вы его за­вер­бо­ва­ли в шпи­он­скую фа­шист­скую ор­га­ни­за­цию? – спро­сил свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
– Нет, не при­знаю, – от­ве­тил отец Иоанн.
10 фев­ра­ля 1938 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 14 фев­ра­ля трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Иоанн Блю­мо­вич был рас­стре­лян 13 ап­ре­ля 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на окра­ине Сим­фе­ро­по­ля.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU