20 января. Попразднство Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

7 января по старому стилю / 20 января по новому стилю
суббота

Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Прп. Пахомия Кенского (XVI) (переходящее празднование в субботу по Богоявлении).

Субботы по Богоявлении: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Мф., 7 зач., IV, 1–11. Предтечи: Деян., 42 зач., XIX, 1–8. Ин., 3 зач., I, 29–34..

На великой вечерне вход, прокимен великий: «Бог наш на Небеси и на земли...». На утрене «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника и Предтечи. Поется великое славословие.

С этого дня по 14 января – попразднство Богоявления. В седмичные дни: служба только по Минее; на литургии по входе: «Приидите, поклонимся... Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся...»; в конце вечерни, утрени и литургии отпуст: «Иже во Иордане…».

Тропарь и кондак Богоявления
Тропарь праздника, глас 1:
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ Возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся, Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Кондак праздника, глас 4:
Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́ и яви́лся еси́,// Свет Непристу́пный.

Тропарь Предтечи, глас 2:
Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ показа́л бо ся еси́ вои́стинну и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже, за и́стину пострада́в, ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га, я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.

Кондак Предтечи, глас 6:
Плотска́го Твоего́ прише́ствия убоя́вся,/ Иорда́н стра́хом возвраща́шеся;/ проро́ческое же служе́ние исполня́я,/ Иоа́нн тре́петом спря́ташеся;/ А́нгельския чи́ни ужаса́хуся,/ зря́ще Тя, во струя́х пло́тию креща́ема;/ и вси, су́щии во тьме, озаря́хуся,// воспева́юще Тя, я́вльшагося и просвети́вшаго вся.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
(Деян.19:1–8)


Св. Иоанн свидетельствовал о Христе Иисусе, что Он есть воистину «Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин.1:29), – есть обетованный Избавитель, всеми чаемый. Слышали это бывшие при нем и поверовали. От них прошло это свидетельство в народ, и все стали думать, что свидетельствованный Иоанном не простой человек.

Спаситель указал на это, когда в последние дни в храме предложил главам церковным вопрос, «откуда крещение Иоанново, с неба или от человек?» (Мк.11:29–30) Те устранились от ответа, потому что им нельзя было не видеть, что Иоанн не сам от себя пришел, водою крестя. Но скажи они это, тотчас должны были признать и свидетельство его, что пред ними Обетованный, и вследствие того покориться Его учению. А этого они не хотели не по каким-либо основательным причинам, а по одному предубеждению. Но их упорство нисколько не умаляет силы свидетельства св.Иоанна. Оно и доселе столько же удостоверительно, как было, когда изошло из уст его. И мы Иоанна слышим, указующего нам истинного Избавителя, и тем оживляем веру свою, как веру, имеющую за себя осязательные доказательства.

Суббота по Богоявлении
(Еф.6:10–17; Мф.4:1–11)


Апостол облекает христиан во всеоружие Божие. Прилично подошло это вслед за предыдущим уроком. Ибо если кто, вняв призванию Божию, воспринял начало новой жизни, с помощью благодати Божией, привнесши с своей к тому стороны «все старание» (2Пет.1:5), то ему после этого предлежит не почивание на лаврах, а борьба. Он оставил мир – мир за это начнет теснить его; он спасся от власти диавола – диавол будет гнать вслед его и ставить ему козни, чтоб сбить его с доброго пути и опять возвратить в свою область; он отвергся себя, отверг самость со всем полчищем страстей, но этот живущий в нас грех не вдруг расстается с своим привольным житием в самоугодии и поминутно будет покушаться под разными предлогами опять водворить внутри те же порядки жизни, которые так богато насыщали и питали его прежде.

Три врага, – каждый с бесчисленным полчищем, – но главнокомандующий есть диавол, ближайшие же помощники его бесы. Они всем ворочают в греховной жизни, противнице жизни духовной. Почему Апостол против них и вооружает христианина, так, как бы прочих не было совсем. Говорит: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). Ибо не будь их, и брани, может быть, не было бы. Равно, коль скоро они отражены и поражены, то отражение и поражение других ничего уже не стоит.

Итак, смотри всякий, куда следует направлять стрелы или, по крайней мере, с какой особенно стороны надлежит себя ограждать. И ограждай! Апостол прописал несколько орудий, но все они сильны лишь Господом. Почему опытные борцы духовные и предали нам: именем Господа Иисуса бей ратников.


Иоанн Креститель Примечание: Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим
В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории.
Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя.
Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета.
Иоанн Предтеча засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя.

Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого Духа. По милости Божией он избежал смерти среди 14 000 убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях (рассказ об этом содержится в Протоевангелии Иакова).

С юных лет Святой Иоанн рос в пустыне недалеко от Хеврона, где жил в пещерах, ведя суровую подвижническую жизнь и проводя время в посте и молитве. Он носил грубую одежду из верблюжего волоса, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи).
Джеймс Тиссот. Иоанн Креститель и фарисеи
В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира. Свою проповедь Иоанн начал в 29 году н. э. (в пятнадцатый год царствования императора Тиверия).

Проповедь Иоанна Крестителя
Иоанн пришел в страну иорданскую и стал проповедовать: "Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное", то есть приблизилось, настало время, когда должен явиться ожидаемый Спаситель, который будет призывать всех в Свое царство. Он ходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов.

Проповедь Иоанна выражала гнев Божий на грешников и призывы к раскаянию. Он укорял народ за самовольную гордость своим избранничеством (в особенности саддукеев и фарисеев). Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

Крещение Иисуса Христа
Явление Христа народу. А.А. Иванов.1837-1857
Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный...»

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученическою смертью. Он обличил царя Ирода в беззаконном сожительстве с Иродиадой, за что был заключен в темницу и обезглавлен (Мф. 14:1-10). Святое тело Иоанна Предтечи было погребено его учениками в самарийском городе Севастии, где совершилось злодеяние.

Иоанн именуется Крестителем и Предтечей по двум причинам — как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришёл с проповедью прежде него, чтобы предвозвестить приход Спасителя, в соответствии с ветхозаветными пророчествами.

По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был "светлою утреннею звездою", которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем – Христом.

Частицы мощей Иоанна Предтечи находятся в Храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове (м.«Петровско-Разумовская», Дмитровское шоссе,170) и в Храме святителя Николая в Пыжах (м.«Третьяковская», ул. Б. Ордынка,27а/8).

Чтимая икона Иоанна Предтечи «Ангел Пустыни» и Храмовая икона «Рождество Иоанна Предтечи» находятся в Храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне (м.«Краснопресненская», М. Предтеченский пер.,2).

Местночтимая икона Иоанна Предтечи находится в Храме преподобного Сергия Радонежского в Бусинове (м.«Петровско-Разумовская», Ижорская ул.,1).
Иоанно-Предтеченский монастырь. Обручь Иоанна Предтеча

Древняя чудотворная икона и частицы мощей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна находится в Иоанно-Предтеченском женском монастыре (м.«Китай-город»,М. Ивановский пер.,2).

Церковное почитание святого Пророка Иоанна знает его благодатную помощь и силу избавлять от головных болезней. Иоанн Предтеча исцеляет не только головную боль или более тяжелые заболевания головы по молитве к нему, но он помогает покаяться, т.е. помогает изменить образ мыслей, все сознание человека устремить ко Христу, и уже в свете Христовой Истины осмыслить свою жизнь.

Память Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна совершается 7 раз в году:
20 января (по новому стилю) - Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
9 марта - Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи.
7 июня - Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
7 июля - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
11 сентября - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
18 сентября - Память пророка Захарии и праведной Елизаветы, родителей Иоанна Предтечи.
6 октября - Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
25 октября - Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя (1799)

Краткая молитва ко святому Иоанну Предтече:
«Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас».

Преподобный Пахомий Кенский, игумен
Был уче­ни­ком и со­мо­лит­вен­ни­ком пре­по­доб­но­го Алек­сандра Оше­вен­ско­го. Па­хо­мий вы­шел из оби­те­ли на­став­ни­ка вско­ре по­сле его смер­ти. Стро­гий пост­ник и мо­лит­вен­ник, Па­хо­мий мно­го лет про­вел в уеди­не­нии. Со вре­ме­нем на ме­сто его по­дви­гов за со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем ста­ли при­хо­дить мест­ные жи­те­ли, неко­то­рые про­си­ли стар­ца при­нять их под свое ру­ко­вод­ство, по­сте­пен­но око­ло ке­ллии пре­по­доб­но­го воз­ник­ла це­лая оби­тель ино­ков. Здесь был по­став­лен храм в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, став­ший сре­до­то­чи­ем Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го Кен­ско­го мо­на­сты­ря. Про­изо­шло это не позд­нее на­ча­ла XVI сто­ле­тия, а воз­мож­но, в кон­це XV. В сво­ей оби­те­ли пре­по­доб­ный Па­хо­мий устро­ил боль­ни­цу для немощ­ных стар­цев. Бра­тия са­ми вме­сте с на­сто­я­те­лем тру­ди­лись на зем­ле: се­я­ли и уби­ра­ли хлеб, ло­ви­ли ры­бу, рас­чи­ща­ли лес­ные участ­ки под по­ля. В 1508 го­ду в Кен­ской оби­те­ли при­нял ино­че­ское по­стри­же­ние пре­по­доб­ный Ан­то­ний Сий­ский, под­ви­зав­ший­ся пер­во­на­чаль­но под ру­ко­вод­ством Па­хо­мия.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Па­хо­мий око­ло 1515 го­да, в глу­бо­кой ста­ро­сти, в ос­но­ван­ном им мо­на­сты­ре. Вско­ре по­сле смер­ти свя­то­го у его гро­ба ста­ли со­вер­шать­ся чу­де­са. В 1800 го­ду Пре­об­ра­жен­ский храм и все, что в нем на­хо­ди­лось, по­гиб­ло в по­жа­ре. Оста­лись нетро­ну­ты­ми ог­нем лишь три дос­ки над мо­ги­лой свя­то­го.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites