24 октября. Апостола Филиппа, единого от семи диаконов. Преподобнаго Феофана, епископа Никейского.

11 октября по старому стилю / 24 октября по новому стилю
вторник

Ап. Филиппа, единого от семи диаконов (I). Прп. Феофана исп., творца канонов, еп. Никейского (ок. 850).
Собор преподобных Оптинских старцев. Прп. Льва Оптинского (1841).
Прп. Феофана, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мцц. Зинаиды и Филониллы (I).
Сщмчч. Филарета Великанова и Александра Гривского пресвитеров (1918).


Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11. Лк., 34 зач., VIII, 1–3.
Ап.: Деян., 20 зач., VIII, 26–39. Лк., 50 зач., X, 1–21.
*Если совершается служба блж. Максима, то на литургии – чтения дня и блаженного: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.

Тропарь апостола Филиппа, глас 3:
Апостоле святый Филиппе,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Кондак апостола Филиппа, глас 4:
Язы́ков лове́ц пречу́дный/ и ученико́в Христо́вых собесе́дник,/ апо́столов предызбра́нный,/ Фили́пп днесь ми́ру исцеле́ний подае́т Бо́гатство,/ покрыва́ет от обстоя́ний того́ хва́лящия./ Тем согла́сно зове́м ему́:// спаса́й вся моли́твами твои́ми, апо́столе.

Тропарь преподобнаго Феофана, епископа Никейского, глас 8:
Правосла́вия наста́вниче, благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче, архиере́ев богодухнове́нное удобре́ние,/ Феофа́не прему́дре, уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобнаго Феофана, епископа Никейского, глас 2:
Возгреме́в Христо́во Бо́жественное Воплоще́ние,/ безпло́тныя враги́ до конца обличи́л еси́,/ чу́дне Феофа́не./ Сего́ ра́ди вси ве́рно и благоче́стно вопие́м ти:// моли́ непреста́нно о всех нас.
********
Оптинская обитель имеет огромное духовное значение для жизни всей нашей Церкви, потому что эта земля, эти стены, этот воздух, эти пейзажи, все, что нас окружает, – все это наполнено Божией благодатью. И не потому, что здесь красивые места, и не потому, что архитектура храмов замечательная, а потому, что на этом месте совершался великий молитвенный подвиг тех отцов, которых мы с вами сегодня молитвенно прославляем. Благодать Божия имеет силу воздействовать не только на разумное, живое, но и на неживое, неразумное, потому что все это есть Божие творение. Бог имеет особое отношение к Своему творению и неведомым для человека образом поддерживает бытие и космоса, вселенной, и земли нашей. Но в определенных местах Божественная благодать, поддерживающая миропорядок, присутствует исключительным образом, и происходит это по причине особой связи с Богом, которую эти места имели в прошлом и имеют в настоящем.

Ап. Филипп от 70. Греч. икона XX-XXI вв.
Святой апостол от 70-ти Филипп, родом из Кесарии Палестинской. Был женат и имел четырех дочерей которые обладали даром прорчества (Деян. 21, 8-9). За благочестивую жизнь вместе с другими святыми апостолами от семидесяти св. первомучеником Стефаном, св. Прохором, св. Никанором, св. Тимоном, св. Парменом, а также Николаем был избран двенадцатью апостолами в Иерусалиме на диаконское служение. О его избрании и поставлении повествует книга Деяний апостолов (Деян. 6, 1-7).

Во время воздвигнутого на Иерусалимскую Церковь гонения, когда архидиакон Стефан принял мученическую смерть, св. апостол Филипп проповедовал Евангелие и совершил много чудес в Самарии, чем обратил здесь многих ко Христу. Между другими он крестил волхва Симона и евнуха царицы Ефиопской Аетия, которого встретил на пути из Иерусалима в Газу, отправившись туда по повелению Ангела (Деян. 8, 5-13, 26-39).

После крещения Аетия святой апостол Филипп был восхищен Ангелом в Азот (ныне Ашдод) и, проходя по всем городам, проповедовал слово Божие, пока не пришел в Кесарию. Пробыв здесь в своем доме некоторое время, он возвратился в Иерусалим, где был поставлен святыми апостолами во епископа для Тралл Лидийских в Малой Азии. Здесь св. апостол Филипп проповедовал и обратив многих ко Христу, сотворив множество чудес, скончался в глубокой старости.

Череп апостола Филиппа хранился в Контантинополе, но после захвата города крестоносцами в 1204 году святыня была укрыта в деревне Арсиноя близ города Паф на острове Кипр и в дальнейшем помещена - вместе с другими - в близлежащий монастырь Честного и Животворящего Креста в деревне Омодос. На начало XXI века хранилась в обители в покрытом золотом и серебром ящике в форме пирамиды. Подлинность реликвии подтверждалась печатями императоров Феодосия Великого и Ираклия I.

Преподобный Феофан исповедник, творец канонов, епископ Никейский, был младшим братом преподобного Феодора Начертанного (память 27 декабря). Братья получили отличное образование, особенно увлекались философией. Стремясь к Богопознанию, они удалились в лавру святого Саввы. Здесь преподобный Феофан был пострижен, а через несколько лет стал пресвитером.
Святые братья прославились как поборники иконопочитания. Они отважно исполнили поручение Иерусалимского Патриарха отправиться в Константинополь для обличения императора-иконоборца Льва Армянина (813 - 820). Впоследствии они обличали и императоров-иконоборцев Михаила Балбу (820 - 829) и Феофила (829 - 842).
Святым пришлось вынести заточение, голод, тяжкие муки. Император Феофил приказал раскаленными иглами написать на их лицах стихи, оскорблявшие славных исповедников (поэтому их и именуют "Начертанными".) "Пиши, что хочешь, перед Страшным судом прочтешь свое писание", - говорили императору мужественные братья. Феодора посадили в темницу, где он и скончался (+ 833), а Феофана отправили в ссылку. С восстановлением иконопочитания преподобного Феофана вернули из ссылки и рукоположили во епископа Никейского. Святитель написал около 150 канонов, в том числе прекрасный канон в защиту святых икон. Скончался преподобный в мире около 850 года.

Собор Оптинских старцев
В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского.

26-27 июля 1996 года еще тринадцать оптинских старцев были причислены к лику местно-чтимых святых Оптиной пустыни. Общее соборное празднование им было установлено 11 октября.

10 июля 1998 года были обретены мощи преподобного Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев.

В 2000 году преподобные оптинские старцы были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

В Собор входят:
Прп. Лев, иеросхимонах (+ 1841, память 11 октября)
Прп. Макарий, иеросхимонах (+ 1860, память 7 сентября)
Прп. Моисей, схиархимандрит (+ 1862, память 16 июня)
Прп. Антоний, схиигумен (+ 1865, память 7 августа)
Прп. Иларион, иеромонах (+ 1873, память 18 сентября)
Прп. Амвросий, иеросхимонах (+ 1891, память 27 июня, 10 октября)
Прп. Анатолий Старший, иеросхимонах (+ 1894, память 25 января)
Прп. Исаакий Старший, схиархимандрит (+ 1894, память 22 августа)
Прп. Иосиф, иеросхимонах (+ 1911, память 9 мая)
Прп. Варсонофий, схиархимандрит (+ 1913, память 1 апреля)
Прп. Анатолий Младший, иеросхимонах (+ 1922, память 30 июля)
Прп. Нектарий, иеромонах (+ 1928, память 29 апреля)
Прп. Никон, иеромонах, исповедник (+ 1931, память 25 июня)
Прмч. Исаакий Младший, архимандрит (+ 1938, память 26 декабря)


Преподобный Лев Оптинский
Преподобный Лев Оптинский, в миру Лев Данилович Наголкин, родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости он служил приказчиком по торговым делам, объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел житейский опыт, который пригодился ему в годы его старчествования, когда приходили к нему люди за духовными советами.

В 1797 году преподобный оставил мир и вступил в число братии Оптиной пустыни при игумене Авраамии, а через два года перешел в Белобережский монастырь (Орловской губернии), где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни.

В 1801 году послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря - в иеромонаха. Живя в монастыре, он проводил дни в трудах и молитве, подавая пример истинного послушания. Однажды, когда отец Леонид только что вернулся с сенокоса, настоятель велел ему петь всенощную. Как был, усталый и голодный, отец Леонид пошел на клирос и вдвоем с братом пропел всю службу.

В 1804 году преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского) отцом Феодором и стал его преданным учеником. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию — умной молитве. С этого времени они подвизаются вместе. Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с отцом Феодором и отцом Клеопой в тихую лесную келию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение все больше народу, и они стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Но когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году.

В 1829 году преподобный Лев вместе с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь. Настоятель, преподобный Моисей, зная духовную опытность преподобного Льва, поручил ему окормлять братию и богомольцев. Вскоре в Оптину прибыл и преподобный Макарий. Еще иноком Площанской пустыни он познакомился с преподобным Львом и теперь пришел под его духовное руководство. Он становится ближайшим учеником, сотаинником и помощником во время старчествования преподобного Льва.

Преподобный Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцеления. Приводили к нему многих бесноватых. Одна из них как увидела старца, упала перед ним и закричала страшным голосом: «Вот этот-то седой меня выгонит: был я в Киеве, в Москве, в Воронеже, никто меня не гнал, а теперь-то я выйду!» Когда преподобный прочитал над женщиной молитву и помазал маслом из лампадки, горевшей пред образом Владимирской Богоматери, бес вышел.

Победа над бесами, конечно, была одержана преподобным Львом только после победы над своими страстями. Никто не видел его возмущенным от страшного гнева и раздражения, не слыхал от него слов нетерпения и ропота. Спокойствие и христианская радость не оставляла его. Преподобный Лев все время творил Иисусову молитву, внешне пребывая с людьми, внутренне всегда пребывал с Богом. На вопрос своего ученика: «Батюшка! Как вы приобрели такие духовные дарования?» — преподобный ответил: «Живи проще, Бог и тебя не оставит и явит милость Свою».

Старчество преподобного Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Чудеса, совершаемые преподобным, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его, и всем им как мог помогал преподобный. Иеромонах Леонид (будущий наместник Троице-Сергиевой лавры) писал, что простой люд говорил ему о старце: «Да он для нас, бедных, неразумных, пуще отца родного. Мы без него, почитай, сироты круглые».

Не без скорби приближался преподобный Лев к концу своей многотрудной жизни, о близости которого имел предчувствие. В июне 1841 года он посетил Тихонову пустынь, где по его благословению начала строиться трапеза. «Не увижу я, видно, вашу новую трапезу, — говорил преподобный Лев, — едва ли до зимы доживу, здесь уже больше не буду». В сентябре 1841 года он начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин.
Скончался 11 октября 1841 года.

Мученицы Зинаида и Филонилла
Мученицы Зинаида и Филонилла, родственницы святого апостола Павла, были родом из Тарса. Святые оставили свой дом и поселились в пещере близ города Димитриады и жили там в непрестанных молитвах и трудах. Они владели врачебным искусством и охотно лечили всех, кто обращался к ним за помощью, исцеляя их души обращением к Истинному Богу. За святую ревность о Господе проповедницы приняли мученический венец: идолопоклонники побили их камнями.

Преподобный Феофан, называемый Постник, подвизался в Киево-Печерской обители в XII в. Название преподобного Постником показывает, что он угодил Господу строгим постом и воздержанием. Однако в древних сказаниях совер­шенно не описываются его труды и подвиги. Святые мощи прп. Феофана от­кры­то почивают в Ближней, Антониевой, пещере Киево-Печерской лавры. Память празднуется общецерковно.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU