26 августа. Отдание праздника Преображения Господня. Преставление, перенесение мощей прп. Максима Исповедника.

13 августа по старому стилю / 26 августа по новому стилю
суббота

Отдание праздника Преображения Господня.
Преставление (662), перенесение мощей прп. Максима Исповедника.
Обре́тение мощей блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (ок. 1547). Преставление (1783), второе обре́тение мощей (1991) свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского, чудотворца.
Мчч. Ипполита, Иринея, Авундия и мц. Конкордии, в Риме (258).
Сщмчч. Иоанна Шишева, Иоасафа Панова и Константина Попова пресвитеров (1918); сщмчч. Серафима, еп. Дмитровского, Николая Орлова, Иакова Архипова пресвитеров и Алексия Введенского диакона (1937); мч. Василия Александрина (1942).
Икон Божией Матери: Минской (1500) и именуемых «Семистрельная» (1830) и «Страстна́я» (1641).


Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16*.
Лит. – Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26/a> – VIII, 2. Мф., 11 зач., V, 14–19.
Ряд.: 1 Кор., 125 зач. (от полу́), I, 26–29. Мф., 82 зач., XX, 29–34.
* Чтения свт. Тихона (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.

Тропарь святителя Тихона Задонского, глас 8:
От ю́ности возлюби́л еси́ Христа́, блаже́нне,/ о́браз всем был еси́ сло́вом, житие́м, любо́вию,/ ду́хом, ве́рою, чистото́ю и сми́рением,/ те́мже и всели́лся еси́ в Небе́сныя оби́тели,/ иде́же предстоя́ Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы,// моли́, святи́телю Ти́хоне, спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителя Тихона Задонского, глас 8:
Ду́шу твою́ украси́в доброде́телию,/ ум просвети́в любому́дрием,/ па́стырь до́брый яви́лся еси́ ста́ду Христо́ву,/ сло́вом и писа́нием уча́, наказу́я и вразумля́я,/ житие́м свои́м о́браз слове́с явля́я,/ те́мже на Небеси́ венце́м сла́вы украси́лся еси́ от Пастыренача́льника Христа́,/ на земли́ сия́я нетле́нием моще́й/ и источа́я оби́льныя то́ки чуде́с ве́рою призыва́ющим тя,/ досточу́дне и богому́дре Ти́хоне.// моли́ся ко Го́споду дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
*****
Сораспяться Христу означает так принять слово Божие, чтобы оно приносило плод, чтобы величайшие Божественные заповеди, которые для одних являются великой мудростью, открывающей людям тайну человеческого бытия, а для других безумием (см. 1 Кор. 1, 23), – чтобы эти заповеди вошли в нашу плоть и кровь, преобразили наше сознание, укрепили нашу волю, чтобы мы могли сопротивляться и диаволу, и многим искушениям, и соблазнам, и каменистой почве, которая сегодня часто представлена современной бездуховной культурой и обезбоженной жизнью общества

прп Максим Исповедник
Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел Богословской диалектикой. Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611–641). Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора – ныне Скутари), где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам, «оставался простым монахом». В 633 году по просьбе одного Богослова, будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония (память 11 марта), преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию.

Святой Софроний стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. После того, как IV Вселенский Собор (451 г.) осудил монофизитов, исповедовавших одну (Божественную) природу в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами было введено понятие единой Божественной воли и единого (Божественного) действования, что приводило к признанию отвергнутого монофизитского лжеучения. Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на Православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский – Сергием, Антиохийский – Афанасием, Александрийский – Киром.

Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый «Экфесис» («Изложение веры»), который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. «Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему», – свидетельствует его житие.

В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констанс II (642–668), откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на Православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.

В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г. вместо «Экфесиса» вышел новый указ, составленный, по поручению Константина, константинопольским патриархом Павлом – «Типос» («Образец веры»), который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора Римскому папе Мартину I (649–654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники, Константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме.

Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в Константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать. Преподобный Максим предсказал свою кончину († 13 августа 662 года). В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений. Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое Богословское наследие. Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита († 96; память 3 октября) и святителя Григория Богослова († 389, память 25 января). К экзегетике относится также объяснение Богослужения, озаглавленное «Мистагогия» («Введение о таинстве»). К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них содержится изложение Православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой природы.

«Ничто в обожении не есть произведение природы, – писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, – ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам... Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем» (письмо 22). Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочинений особенно важны «Главы о любви». Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григория Богослова. Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова († 1021; память 12 марта) и святителя Григория Паламы († ок. 1360; память 14 ноября). На русский язык переведены: «Вопросы и ответы Фалассию» (частично – «Богословский вестник», 1916–1917 гг.), «Мистагогия» («Введение о таинстве» – «Писания святых отцов, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения». Вып. 1. СПб., 1855); отрывки из «Глав о любви» и работы догматического и нравственного содержания – в III томе «Добротолюбия»; историко-экзегетический трактат «О цели установления царской власти» («Радость христианина» 1895, ноябрь).

Блаженный Максим, Христа ради юродивый, жил в Москве. О его родителях, времени и месте рождения ничего не известно. Святой Максим избрал один из самых трудных и тернистых путей ко спасению, добровольно, Христа ради, приняв на себя личину юродивого. Летом и зимой Максим ходил почти совсем нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. Он говорил: «Хоть люта зима, но сладок рай». Русь очень любила своих юродивых, ценила их глубочайшее смирение, внимала их мудрости, высказанной доходчиво и афористично народным языком пословиц. И слушали юродивых все: от великих князей до последнего бедняка. Блаженный Максим жил в тяжелые для русского народа времена. Татарские набеги, засухи, эпидемии разоряли и губили людей. Святой говорил обездоленным: «Не все по шерсти, ино и напротив... За дело побьют, повинись, да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение». Но не только слова утешения говорил святой. Его гневных обличений страшились сильные мира сего. Блаженный Максим говорил знатным да богатым: «Божница домашня, а совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь».

Скончался блаженный Максим 11 ноября 1434 года и был погребен у церкви святых князей Бориса и Глеба. У мощей святого угодника Божия стали происходить чудесные исцеления. В 1547 году в окружной грамоте митрополита Макария предписывалось: «Пети и праздновали на Москве новому чудотворцу Максиму. Христа ради юродивому». В том же году 13 августа были обретены нетленными мощи блаженного Максима. Церковь Бориса и Глеба, в ограде которой был похоронен святой, сгорела в 1568 году. На ее месте построена была новая церковь, которую осветили во имя святого Максима, Христа ради юродивого. В этом храме были положены честные мощи святого Максима.

Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский
Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей), родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. (Новая фамилия – Соколов была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии). С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень воздержанно, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки. Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию. Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 году он принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии. В 1759 году его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги (викария Новгородской епархии). Посвящение было промыслительно. Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя.

В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его на Херувимской песни (у жертвенника) как епископа.

В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управляя Воронежской епархией, святитель Тихон постоянно назидал ее своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями и душеспасительными книгами. Он написал для пастырей ряд сочинений: «О седми Святых Тайнах», «Прибавление к должности священнической», «О таинстве Покаяния», «Инструкция о совершении браков». Особо требовал святитель, чтобы каждый священнослужитель имел Новый Завет и ежедневно его читал. В «Окружном послании» он призывал пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию. («Наставление о собственных всякого христианина должностях» было многократно переиздано в Москве и Петербурге уже в ХVIII веке). В Воронеже святитель искоренил древний языческий обычай – празднование в честь Ярилы. В пределах расположения войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви. В 1765 г. святитель Тихон преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию и, пригласив опытных преподавателей из Киева и Харькова, выработал для нее учебные программы. Много усилий и трудов пришлось ему употребить, чтобы устроить храмы, школу, наставить и вразумить пастырей и убедить в необходимости образования. Управляя обширной епархией, святитель не щадил своих сил, часто проводя ночи без сна. В 1767 году он вынужден был из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой в Толшевский монастырь, который находился в 40 верстах от Воронежа. В 1769 году святитель перешел в Богородицкий монастырь города Задонска. Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон стал великим учителем христианской жизни. С глубокой мудростью он развил идеал истинного монашества – «Правила монашеского жития» и «Наставления обратившимся от суетного мира» – и в жизни своей воплотил этот идеал. Он строго хранил уставы Церкви, ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением. Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы. Много искушений претерпел святитель, сокрушаясь о вынужденном оставлении паствы. Поправив здоровье, он собирался вернуться в Новгородскую епархию, куда его приглашал митрополит Гавриил на место настоятеля в Иверском Валдайском монастыре. Когда келейник объявил о том старцу Аарону, тот сказал: «Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда». Келейник передал это Преосвященному. «Если так, – сказал святитель, – не поеду отсюда», – и разорвал прошение. Иногда он уезжал в село Липовку, где в доме Бехтеевых сам совершал Богослужение. Ездил святитель и в Толшевский монастырь, который он любил за уединение.

Плодом всей его духовной жизни были творения, которые святитель завершил на покое: «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770), а также – «Об истинном христианстве» (1776).

Жил святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь овчинным тулупом. Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: «Богу так угодно, что служители смеются надо мною – я и достоин того за грехи мои». Часто говорил он в подобных случаях: «Прощение лучше мщения».

Однажды юродивый Каменев ударил святителя по щеке со словами «не высокоумь» – и святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно кормил юродивого.

Всю свою жизнь святитель «досады, скорби, обиды радостно терпел еси, помышляя, яко венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, а брань без врагов не бывает» (песнь 6 канона).

Строгий к себе, святитель был снисходителен к другим. Однажды в пятницу перед праздником Ваий он вошел в келлию своего друга схимонаха Митрофана и увидел его за столом вместе с Козмою Игнатьевичем, елецким жителем, которого он тоже любил. На столе была рыба. Друзья смутились. Благий святитель сказал: «Садитесь, я вас знаю, любовь выше поста». И чтобы еще более успокоить их, сам отведал ухи. Особенно любил он простой народ, утешал его в тяжкой доле, заступаясь перед помещиками, которых постоянно назидал быть милосердными. Всю свою пенсию и приношения почитателей он отдавал бедным.

Подвигами самоотречения и любви душа святителя возвысилась до созерцаний Небесного и прозрений будущего. В 1778 году в тонком сне ему было такое видение: Матерь Божия стояла на облаках и около нее апостолы Петр и Павел; сам святитель на коленях просил Пречистую о продолжении милости к миру. Апостол Павел громко сказал: «Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них внезапу всегубительство». Святитель проснулся в трепете и в слезах. В следующем году он опять видел Матерь Божию на воздухе и около нее несколько лиц; святитель упал на колени, и около него пали на колени четверо облаченных в белые одеяния. Святитель просил Пречистую за кого-то, чтобы тот не удалялся от него (кто были эти лица и за кого была просьба, святитель не сказал келейнику), и Она отвечала: «Будет по просьбе твоей». Святитель Тихон предсказал много из судеб России, в частности говорил о победе России в Отечественной войне 1812 года. Не раз святителя видели в духовном восхищении, с измененным и просветленным лицом, но он запрещал говорить о том. За три года до кончины он каждый день молился: «Скажи ми, Господи, кончину мою». И тихий голос на утренней заре сказал: «В день недельный». В том же году он видел во сне прекрасный луч и на нем чудные палаты и хотел войти в двери, но ему сказали: «Через три года можешь войти, но теперь потрудись». После этого святитель заключился в келлии и принимал к себе только редких друзей. К смерти у святителя были приготовлены одежда и гроб: часто он приходил плакать над своим гробом, стоявшим скрытно от людей в чулане. За год и три месяца до смерти в тонком сне святителю представилось, что он стоит в придельной монастырской церкви и знакомый священник вынес из алтаря в царские двери Младенца под покрывалом. Святитель подошел и поцеловал Младенца в правую щеку, а тот ударил его в левую. Пробудясь, святитель почувствовал онемение левой щеки, левой ноги и трясение левой руки. Эту болезнь он принял с радостью. Незадолго перед кончиной святитель видел во сне высокую и крутую лестницу и услышал повеление восходить по ней. «Я, – рассказывал он своему другу Козме, – сначала боялся слабости своей. Но когда стал восходить, народ, стоявший около лестницы, казалось, подсаживал меня все выше и выше к самым облакам». «Лестница, – объяснил Козма, – путь к Царству Небесному; помогавшие тебе – те, которые пользуются наставлениями твоими и будут поминать тебя». Святитель сказал со слезами: «Я и сам то же думаю: чувствую близость кончины». Во время болезни он часто причащался Святых Таин.

Святитель Тихон скончался, как и было ему возвещено, в воскресенье 13 августа 1783 года, на 59 году своей жизни. Прославление святителя совершилось также в воскресенье – 13 августа 1861 года.

Мученик Ипполит был начальником и смотрителем тюрем в Риме при Декии и Валериане (249–259). Обращенный ко Христу мучеником Лаврентием (память 10 августа), он погреб его тело.

Об этом донесли императору, который задержал святого Ипполита и, смеясь, спросил: «Или ты тоже сделался чародеем, что украл тело Лаврентия?» Святой исповедал себя христианином. Его стали жестоко бить палками. В ответ слышались лишь повторяющиеся слова: «Я христианин». Император велел одеть святого Ипполита в воинские одежды и сказал: «Вспомни свое звание и будь нашим другом, принеси жертву богам вместе с нами, как прежде». Но мученик отвечал: «Я воин Христа, Спасителя моего, и желаю за Него умереть». Тогда у него было отобрано все имение, его кормилицу, мученицу Конкордию, забили оловянными прутьями, всем домашним отсекли головы на глазах у святого Ипполита, а самого привязали к диким коням, которые влачили его по камням до смерти. Это произошло 13 августа 258 года, на третий день после мученической кончины архидиакона Лаврентия, как он об этом предсказал святому Ипполиту.

Ночью пресвитер Иустин тайно предал всех мучеников погребению на месте казни. Тело же святой Конкордии было брошено в Риме в нечистое место. Через некоторое время двое христиан, мученики Ириней и Авундий, узнали от одного воина, где было брошено тело мученицы, и похоронили рядом со святым Ипполитом. За это их 26 августа утопили так же, как мученицу. Христиане ночью достали тела мучеников и похоронили при мощах святого архидиакона Лаврентия.

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай Пет­ро­вич Ор­лов ро­дил­ся 15 фев­ра­ля 1881 го­да в се­ле Рыб­ни­цы Боль­ше-Соль­ско­го уез­да Ко­стром­ской гу­бер­нии в потом­ствен­ной свя­щен­ни­че­ской се­мье. По­сле окон­ча­ния Яро­слав­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, Ни­ко­лай по­лу­чил на­зна­че­ние в се­ло Пет­ро­пав­лов­ское, ки­ло­мет­ров в пят­на­дца­ти от Рыб­ниц – пре­по­да­вать в на­род­ном учи­ли­ще.
Бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник же­нил­ся и в 1911 го­ду при­нял свя­щен­ный сан, бу­дучи при­пи­сан к церк­ви род­но­го се­ла. В этой церк­ви и в со­сед­нем се­ле Бор слу­жи­ло несколь­ко по­ко­ле­ний Ор­ло­вых – в об­щей слож­но­сти бо­лее ста лет: кре­сти­ли, вен­ча­ли, со­бо­ро­ва­ли прак­ти­че­ски всё мест­ное на­се­ле­ние. Отец свя­щен­но­му­че­ни­ка про­то­и­е­рей Петр Гу­рье­вич про­слу­жил в рыб­ниц­кой церк­ви 44 го­да, его сы­ну столь дол­го про­слу­жить не бы­ло суж­де­но.
Ко­гда в ли­хие 1930-е на от­ца Ни­ко­лая на­ча­лись го­не­ния, он, чтобы не на­влечь бе­ду на сво­их при­хо­жан, у ко­то­рых по оче­ре­ди квар­ти­ро­вал, по­про­сил ста­ро­сту церк­ви при­спо­со­бить для жи­лья при­стро­еч­ку к хра­му. В быв­шей кла­дов­ке в од­но ок­но бы­ли сде­ла­ны на­ры, се­мья свя­щен­ни­ка смог­ла здесь по­се­лить­ся.
Три­жды ба­тюш­ка был ре­прес­си­ро­ван. Тре­тий и по­след­ний арест со­сто­ял­ся 5 июня 1937 го­да. Свя­щен­ни­ку бы­ло при­пи­са­но «уча­стие в контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пи­ров­ке и в ан­ти­со­вест­ких сбо­ри­щах». Ви­нов­ным се­бя он не при­знал. 25 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка УНКВД СССР по Яро­слав­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла иерея Ни­ко­лая Ор­ло­ва к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния и 26 ав­гу­ста он был рас­стре­лян.
Ре­ше­ни­ем Ар­хи­ерей­ско­го со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 2000 го­да иерей Ни­ко­лай Ор­лов при­чис­лен к ли­ку свя­тых му­че­ни­ков.

Минская икона Пресвятой Богородицы в конце X века была перенесена святым равноапостольным князем Владимиром из Корсуни в Киев и поставлена в Десятинной церкви (память освящения церкви в 996 году – 12 мая), в которой и пребывала более 500 лет. В 1500 году, во время взятия Киева ханом Менгли-Гиреем, некий татарин, сорвав с чудотворной иконы ризу и украшения, бросил ее в Днепр.
Через некоторое время святой образ Царицы Небесной чудесным образом явился в Пинске на реке Свислочи. Приставшую к берегу икону, окруженную необычайным светом, торжественно перенесли в церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, находившуюся в замке минских удельных князей. Это произошло 13 августа 1500 года, поэтому и празднование чудотворному образу было установлено в этот день.

В 1616 году святая икона была перенесена в Минскую церковь в честь Сошествия Святого Духа.

На иконе, помещенной с левой стороны иконостаса, изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на левой руке. Икона писана яичными красками на деревянной доске и в 1852 году покрыта серебряной ризой, над ликами Богоматери и Спасителя, держащего в левой руке державу – вызолоченные венцы с драгоценными камнями. На ризе внизу вычеканена следующая надпись: «Сия икона Божией Матери с Младенцем Иисусом, поставленная великим князем земли Русския св. Владимиром в Киеве, в Десятинной церкви, а по разорении Киева татарами явившаяся 13 августа 1500 года в г. Минске, на реке Свислоче, и помещенная в замковой церкви, впоследствии же перенесенная в кафедральный собор, 1852 г. усердием православных облечена в новую серебряную ризу».

На Семистрельной иконе Пресвятая Богородица изображается без Богомладенца, склонившей Свою главу к правому плечу и пронзенной в грудь семью стрелами или мечами, из которых четыре находятся с левой стороны, а три с правой. Такое изображение Божией Матери еще встречается на иконе «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», на которой только мечи расположены несколько иначе: по три справа и слева, а седьмой – снизу.
Самой Семистрельной иконе не менее 600 лет. Долгое время святой образ находился на повороте лестницы колокольни церкви в честь апостола Иоанна Богослова (близ Вологды). Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску, по которой ходили, пока не было видения расслабленному в городе Кадникове, что он получит исцеление после молитвы пред этой иконой. Перед обретенной иконой отслужили молебен, после чего больной выздоровел. Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры.

Церковная память этой иконе совершается 13 августа (вместе со «Страстной» иконой Богородицы)

Икона Пресвятой Богородицы «Страстная» получила свое название оттого, что около лика Матери Божией изображаются два Ангела с орудиями страстей Господних.
О прославлении иконы известно следующее: одна благочестивая женщина, Екатерина, после вступления в брак стала подвергаться припадкам и беснованию: лишилась ума, убегала в лес и не раз покушалась на самоубийство. В минуты просветления она молилась Матери Божией и дала обет в случае исцеления поступить в монастырь. После выздоровления она вспомнила об обете лишь спустя долгое время, почувствовала страх и от душевного волнения слегла в постель. Трижды являлась ей Пресвятая Богородица, повелевая больной идти в Нижний Новгород и купить у иконописца Григория Ее икону для молитвы. Исполнив это, Екатерина получила исцеление, и с тех пор от той иконы начали совершаться чудеса. Празднество ради иконы совершается 13 августа по случаю перенесения ее в 1641 году из села Палицы в Москву; на месте встречи ее у Тверской заставы была выстроена церковь, а затем в 1654 году. Страстной монастырь. Вторично празднество ради иконы совершается в 6-е воскресение по Пасхе, в Неделю о слепом, в память чудес, бывших в этот день. Прославились также «Страстные» иконы Божией Матери московской церкви в честь зачатия святой Анны, в селе Енкаеве Тамбовской епархии.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites