23 декабря. Мучеников Мины Калликелада, Ермогена и Евграфа. Преподобного Фомы́ Дефуркина, игумена. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского.

10 декабря по старому стилю / 23 декабря по новому стилю
четверг
Седмица 27-я по Пятидесятнице. Глас 1.
Рождественский пост.
Пища с растительным маслом.

Мчч. Ми́ны, Ермогена и Евграфа (ок. 313). Свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1754).
Мч. Гемелла Пафлагонянина (ок. 361). Прп. Фомы (X). Блжж. Иоанна (1503) и родителей его Стефана (1476) и Ангелины, правителей Сербских.
Сщмчч. Иакова Шестакова и Александра Шкляева пресвитеров, сщмч. Евграфа Плетнева пресвитера и мч. Михаила Плетнева (1918); сщмчч. Анатолия Правдолюбова, Александра Туберовского, Евгения Харькова, Константина Бажанова, Николая Карасева пресвитеров, и с ними мчч. Петра Гришина, Евсевия Тряхова, Михаила Якунькина, Дорофея Климашева, Лаврентия Когтева, Григория Берденева, мцц. Александры Устюхиной и Татианы Егоровой, сщмч. Михаила Кобозева пресвитера, прмч. Сергия Сорокина (1937); сщмчч. Николая Розова и Алексия Введенского пресвитеров (1938); свв. Анны Ивашкиной и Татианы Бякиревой испп. (1948); св. Феклы Макушевой исп. (1954); прп. Анны Столяровой исп. (1958).


Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16 1. Лит. – Евр., 312 зач., V, 11 – VI, 8. Лк., 104 зач., XXI, 5–7, 10–11, 20–24. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16. Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 106 зач., XXI, 12–19 2.

Тропарь мучеников, глас 8:
Воздержанием страстей огнепальныя/ умертвивше зраки и движения, Христовы мученицы/ прияша благодать недуги отгоняти немощных/ и живше и по кончине чудодействовати./ Воистинну чудо преславно, яко кости наги источают исцеления.// Слава Единому и Создателю Богу.

Кондак мучеников, глас 4:
Добропесненный глас твоих словес,/ Ермогена из глубины погибели возвед,/ постави на камени жизни,/ отонудуже и Евграф, царя обличив,/ радуяся, посекается в славную главу,/ но прилежно моли, Мино,// спастися всем, любовию чтущим тя.

Ин кондак мучеников, глас 1:
Мину чуднаго, Ермогена божественнаго и Евграфа купно/ священными сладкопении почтим вси,/ яко почествовавшия Господа,/ и страдальчествовавшия за Него,/ и лика Безплотных на Небесех достигшия,// и чудеса точащия.

Тропарь святителя Иоасафа, глас 3:
Святителю Христу Богу возлюбленне,/ правило веры и образ милосердия людем был еси,/ бдением же, постом и молитвою,/ яко светильник пресветлый, просиял еси/ и прославлен от Бога явился еси:/ телом убо в нетлении почивая,/ духом же Престолу Божию предстоя,/ чудеса преславная источаеши./ Моли Христа Бога,/ да утвердит нас в Православии и благочестии// и спасет души наша.

Кондак святителя Иоасафа, глас 8:
Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть?/ Многообразныя милости Божия, тобою явленныя, кто исчислит?/ Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще,/ во умилении сердечнем зовем ти:/ не лиши и нас твоея помощи и заступления,// святителю Христов и чудотворче Иоасафе.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Евр.4:1–13; Лк.21:12–19)
«И будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Лк.21:17). Кто вдохнет в себя хоть мало духа мира, тот становится холодным к христианству и его требованиям. Равнодушие это переходит в неприязнь, когда долго в нем остаются не опамятываясь, и особенно когда при этом захватят откуда-либо частицу превратных учений. Дух мира с превратными учениями – дух, неприязненный Христу: он антихристов; расширение его – расширение враждебных отношений к христианскому исповеданию и христианским порядкам жизни.

Кажется, вокруг нас деется что-то подобное. Пока ходит повсюду только худое рыкание; но не дивно, что скоро начнется и прореченное Господом: «возложат на вас руки... и будут гнать вас ... преданы будете ... и умертвят вас» (Лк.21:12, 16). Дух антихристовский всегда один; что было вначале, то будет и теперь, в другой, может быть, форме, но в том же значении. Как же быть? «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк.21:19). Терпи с твердым словом исповедания истины в устах и в сердце.


Страдание святых мучеников Мины, Ермогена и Евграфа
Святые мученики Мина, Ермоген и Евграф пострадали за веру во Христа при императоре Максимине (305–313).

Святой Мина был послан императором из Афин в Александрию для подавления смут, возникших между христианами и язычниками. Обладая даром красноречия, Мина открыто стал проповедовать христианскую веру и обратил ко Христу многих язычников. Узнав об этом, Максимин направил в Александрию епарха Ермогена для суда над святым, а также приказал очистить город от христиан. Ермоген, хотя и был язычником, но отличался благочестием. Пораженный долготерпением святого Мины при истязаниях и его чудесным исцелением после страшных пыток, он сам уверовал в Истинного Бога. Тогда Максимин сам прибыл в Александрию. Но ни поразительная стойкость при истязаниях, которым были подвергнуты святые Мина и Ермоген, ни чудеса, явленные Богом в те дни в городе, не смягчили императора, но еще более ожесточили его. Император собственноручно изрубил святого Евграфа, секретаря святого Мины, а святым мученикам Мине и Ермогену приказал отрубить головы.

Мощи святых мучеников, брошенные в железном ящике в море, были впоследствии обретены (об этом 17 февраля) и перенесены в Константинополь. Император Юстиниан построил храм во имя святого мученика Мины Александрийского. Святой Иосиф Песнописец (память 4 апреля) составил канон в честь святых мучеников.

Святитель Иоасаф, епископ Белгородский
Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При Крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг.

Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Заборовский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (память 2 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве. В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В обители Преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения Богослужения и особенно нравственностью паствы. Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану, накануне преставления, святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет диаконом, а сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось. 10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.

Мч. Гемел. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.
Мученик Гемелл Пафлагонянин за дерзновенное обличение императора Юлиана Отступника (361–363) в городе Анкире (Галатия) был предан жесточайшим мучениям. С него содрали кожу и пригвоздили ко кресту.

ПРЕПОДОБНЫЙ ФОМА ДЕФУРКИН
Преподобный Фома подвизался на рубеже IX–X столетий, в правление императора Льва VI Мудрого. Он родился в окрестностях горы Кимин в Вифинии. В те времена это был значительный монашеский центр. Вместе с отцом Фома часто посещал кельи монахов, во множестве населявших те места, и с юных лет возлюбил иноческое житие. Усвоив азы монашеского послушания и выучив наизусть Псалтирь и Послания, он с радостью и рвением ступил на путь ангельского жития. Суровыми подвигами аскезы Фома возрождал в первозданной красоте заключенный в человеке образ Божий.
В то время один богатый житель Константинополя основал во славу Божию и спасение своей души монастырь и обратился к местному епископу за советом, прося указать опытного и добродетельного монаха, которого можно поставить настоятелем. Таковым иноком, достойным высочайшей похвалы и подражания в соблюдении всех монашеских обетов и уставов, владыка назвал святого Фому.

На этом посту преподобный старался еще более очищать душу и возвышаться духом, а его стремление укрываться от людей приводило к увеличению числа посетителей, привлеченных святостью его жизни. По прошествии некоторого времени Фома, найдя себе замену, убедил братию отпустить его на пустынножительство. Но очень скоро монахи, чувствуя себя осиротевшими, отправились на его поиски. Найдя, они уговорили Фому вернуться в монастырь, обещав соорудить отдельно стоящую келью, где он мог бы пребывать в затворе, не оставляя все же братию без духовного руководства.

Тогда диавол, не в силах долее взирать на мужественного подвижника, презиравшего его силу, подверг святого Фому жестоким искушениям по плоти. На протяжении трех лет прародитель зла насылал на преподобного тучи мошкары, не дававшей ему покоя ни днем, ни ночью, так что тело его стало почти неузнаваемым от множества укусов. Вслед за этим святого принялись одолевать стаи мух и полчища муравьев. Однако все эти искушения не смогли заставить его покинуть келью, прервать непрестанную молитву или же нарушить заведенный распорядок в делах. Святой Фома противостоял бесовским наваждениям, как подобает истинному воину Христову, – презирая козни диавола, не имеющего силы над духом христианина, и отражая все бесовские нападения молитвой, постом и призыванием святого имени Иисусова. За девять лет лукавый не смог одолеть преподобного. Тогда в бессильной злобе он наполнил его келью отвратительными ядовитыми гадами, столь многочисленными, что святой Фома не мог даже двинуться с места, чтобы не натолкнуться на одного из них. Но и тогда святой оставался неколебим, твердо уповая на Божие заступление, между тем как эти твари не переставали кусать и жалить его на протяжении одиннадцати с лишним лет.

Однажды, когда преподобный служил Божественную литургию вместе с одним из учеников, бес внезапно появился у него за спиной в образе чудовища, видом напоминавшего безобразного быка. Молодой монах в ужасе застыл на месте, потрясенный страшным видением, в то время как святой Фома продолжал спокойно возносить молитвы, всеми помыслами обращенный к Господу. Затем, обернувшись, он увидел перед собой чудовище, нисколько не смутился и, властным голосом подозвав ученика, завершил литургию. Когда преподобный выходил из храма, зверь попытался укусить его, но, едва коснувшись облачения, отпрянул прочь, будто обожженный огнем, обратился в бегство и вскоре исчез, бросившись в пропасть. В тот же миг лик святого, обратившего в ничто все козни лукавого, просиял небесным светом, а ядовитые гады, которые много лет обитали в келье, были в одно мгновение уничтожены внезапно налетевшей стаей птиц.

С тех пор преподобный Фома был избавлен от всяческих искушений. Он достиг ничем не нарушаемого мира в сердце и удостоился принять от Бога дар чудотворения и провидения будущего. По этой причине еще более возрос поток людей, искавших у святого отшельника помощи и утешения. Император Лев VI решил убедиться в дарованной святому Фоме прозорливости и послал к нему гонца с письмом, содержавшим загадку. К своему смущению, он вскоре получил ответ от преподобного, которому даже не нужно было знакомиться с императорским посланием.

Тяготясь назойливым почитанием, святой Фома выбрал себе преемника и вновь покинул монастырь, найдя уединенное пристанище высоко в горах. Там он провел наедине с Богом несколько лет, и лишь тревога о спасении души кого-либо из братий заставляла его спускаться в монастырь. Достигнув почтенной старости, преподобный Фома Дефуркин, проболев недолгое время, мирно предал дух в руки Господа.

Блаженный Иоанн и его родители: блаженный Стефан и блаженная Ангелина (ХV в.). Жизнь Сербского правителя Стефана Бранковича и его семьи была полна превратностей и бед. После захвата Сербии турками в 1457 году средний сын тогдашнего правителя Сербии Стефан, отличавшийся кротким нравом и прекрасным знанием Священного Писания, отправился в столицу Турции вслед за сестрою, отданной султану Мурату в жены. Однако, узнав, что турки с фанатической жестокостью сожгли Милешевский монастырь, блаженный Стефан встал на защиту Сербии от завоевателей. Когда он женился на Ангелине, дочери Албанского князя, турки угрожали блаженному Стефану и его семье расправой. С женой и тремя детьми он вынужден был скрываться сначала в Албании, а потом в Италии, где блаженный Стефан и скончался. Блаженная Ангелина перенесла нетленные останки супруга в Купиново. Правителем Сербии в конце ХV века стал сын праведных Стефана и Ангелины, блаженный Иоанн. Нетленные мощи праведного Иоанна и его родителей впоследствии прославились многими знамениями.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU