27 ноября. Апостола Филиппа. Правоверного царя Иустиниана и царицы Феодоры.

14 ноября по старому стилю / 27 ноября по новому стилю
пятница
Апостола Филиппа (I).
Прп. Филиппа Ирапского (1527). Правоверного царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548). Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (1357).
Сщмчч. Димитрия Беневоленского, Александра Быкова, Виктора Ильинского, Алексия Нечаева, Михаила Белюстина, Михаила Некрасова, Феодора Баккалинского, Петра Титова, Алексия Никологорского, Сергия Знаменского, Николая Дунаева, Василия Лихарева, Александра Покровского, Николая Виноградова, Димитрия Лебедева, Порфирия Колосовского, Василия Никольского, Георгия Извекова, Василия Розанова, Сергия Спасского, Александра Чекалова, Сергия Руфицкого пресвитеров, Николая Богородского диакона, прмч. Аристарха Заглодина-Кокорева, мчч. Гавриила Безфамильного, Димитрия Рудакова, мц. Анны Зерцаловой (1937); сщмч. Феодора Грудакова пресвитера (1940); cщмч. Сергия Константинова пресвитера (1941).


Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – 1 Тим., 285 зач., IV, 4–8, 16. Лк., 73 зач., XIII, 31–35. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Ин., 5 зач., I, 43–51.

Тропарь апостола Филиппа, глас 3:
Благоукраша́ется вселе́нная,/ Ефио́пия ликовству́ет,/ я́ко венце́м красу́ема,/ тобо́ю просвети́вшися,/ све́тло торжеству́ет па́мять твою́,/ богоглаго́ливе Фили́ппе,/ вся бо ве́ровати Христу́ научи́л еси́/ и тече́ние соверши́л досто́йно Ева́нгелия./ Те́м дерзнове́нно вари́т Ефио́пская рука́ к Бо́гу,// Его́же моли́ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак апостола Филиппа, глас 8:
Учени́к и друг Твой и подража́тель стра́сти Твоея́,/ вселе́нней Бо́га Тя пропове́да богоглаго́ливый Фили́пп;/ того́ моли́твами от враго́в пребеззако́нных// Це́рковь Твою́ и всяк град Твой Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.


Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея) был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя (Ин. 1, 43) он пошел за Ним. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (Ин. 6, 7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12, 21–22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14, 8).

После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа. Апостол Филипп поставил им епископа, именем Наркисс (причтен к лику 70 апостолов).

Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством. Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский, где, подстрекаемые фарисеями, иудеи подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, а апостола хотели убить. Но, видя чудеса, совершенные апостолом: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, – раскаялись и многие приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом в Иераполь, апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания. Его и сопутствовавшую ему сестру Мариамну побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений.

Затем апостол прибыл во Фригию, в город Иераполь Фригийский, где было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Висящий на кресте у храма ехидны апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа. Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте.

Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят (память 11 июня), Мариамна же проповедовала до своей кончины в Ликаонии (память 17 февраля).



Свя­той Иусти­ни­ан, вы­да­ю­щий­ся го­судар­ствен­ный де­я­тель Ви­зан­тии, ве­ли­кий рев­ни­тель пра­во­сла­вия, стро­и­тель хра­мов и цер­ков­ный пи­са­тель, был сла­вя­ни­ном, ро­дом из Бол­га­рии. В его цар­ство­ва­ние (527–565) Ви­зан­тия про­сла­ви­лась во­ен­ны­ми по­бе­да­ми в Пер­сии, Аф­ри­ке, Ита­лии, в ре­зуль­та­те ко­то­рых ре­ши­тель­но ис­ко­ре­ня­лось язы­че­ство сре­ди ван­да­лов и ве­ст­го­тов. По рас­по­ря­же­нию ца­ря Иусти­ни­а­на бы­ли за­кры­ты язы­че­ские шко­лы в Афи­нах. С це­лью рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ства в пре­де­лах Ма­лой Азии Иусти­ни­ан по­слал ту­да епи­ско­па Ефес­ско­го Иоан­на, ко­то­рый кре­стил бо­лее 70 ты­сяч языч­ни­ков. Царь при­ка­зал по­стро­ить для но­во­об­ра­щен­ных 90 церк­вей, щед­ро под­дер­жи­вал хра­мо­вое стро­и­тель­ство в им­пе­рии. Луч­ши­ми по­строй­ка­ми его вре­ме­ни счи­та­ют­ся мо­на­стырь на Си­нае и храм Свя­той Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле. При свя­том Иусти­ни­ане бы­ло по­стро­е­но осо­бен­но мно­го хра­мов во имя Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы. Бу­дучи че­ло­ве­ком раз­но­сто­ронне об­ра­зо­ван­ным, свя­той Иусти­ни­ан тща­тель­но за­бо­тил­ся об об­ра­зо­ва­нии цер­ков­ных кли­ри­ков и ино­ков, по­велев пре­по­да­вать им ри­то­ри­ку, фило­со­фию и бо­го­сло­вие.

Бла­го­вер­ный го­су­дарь мно­го вни­ма­ния и сил по­свя­тил борь­бе с ори­ге­ни­ста­ми, воз­рож­дав­ши­ми ересь несто­ри­ан. Про­тив этих ере­ти­че­ских из­мыш­ле­ний свя­той Иусти­ни­ан со­ста­вил песнь «Еди­но­род­ный Сыне и Сло­ве Бо­жий» и ввел обя­за­тель­ное ее пе­ние в церк­вах. С это­го вре­ме­ни и по се­го­дняш­ний день эта песнь по­ет­ся на Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии пе­ред ма­лым вхо­дом. По по­ве­ле­нию го­су­да­ря в 553 го­ду был со­зван V Все­лен­ский Со­бор, осу­див­ший уче­ние Ори­ге­на и под­твер­див­ший опре­де­ле­ния IV Хал­ки­дон­ско­го Со­бо­ра. Свя­той им­пе­ра­тор Иусти­ни­ан за­бо­тил­ся о по­ряд­ке, пра­ве и за­кон­но­сти в го­су­дар­стве. Под его ру­ко­вод­ством и над­зо­ром бы­ло со­став­ле­но пол­ное со­бра­ние рим­ских за­ко­нов, до­шед­шее до нас под на­зва­ни­ем «Ко­дек­са Юс­ти­ни­а­на». «Но­вел­лы» Иустн­ни­а­на вхо­дят во все ва­ри­ан­ты рус­ской Корм­чей Кни­ги.

В лич­ной жиз­ни свя­той Иусти­ни­ан со­блю­дал стро­гое бла­го­че­стие, мно­го и усерд­но по­стил­ся. Скон­чал­ся свя­той царь Иустин­нан в 565 го­ду.

Вме­сте с им­пе­ра­то­ром к ли­ку свя­тых при­чис­ле­на су­пру­га его и еди­но­мыш­лен­ни­ца им­пе­ра­три­ца Фе­о­до­ра, скон­чав­ша­я­ся в 548 го­ду. Она бы­ла сна­ча­ла ве­ли­кой греш­ни­цей, сто­рон­ни­цей мо­но­фи­зи­тов, а по­том рас­ка­я­лась и ве­ла доб­ро­де­тель­ную жизнь, со­блю­дая чи­сто­ту ду­шев­ную и те­лес­ную.



Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство.

Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество. После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве – умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в ХI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память 12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. – покой, молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу – совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни. А между тем в 30-е годы ХIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма. Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама – так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн ХIV Калека (1341–1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (13281341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна ХIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347–1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры. Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354–1355, 1362–1376), который написал житие и службу святителю.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU