28 июля. Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия. Собор Киевских святых. Св. мучеников Кирика и Иулитты.

15 июля по старому стилю / 28 июля по новому стилю
вторник
Мчч. Кирика и Иулитты (ок. 305). Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия (1015)*. Собор Киевских святых.
Мч. Авудима (IV).
Сщмч. Петра Троицкого диакона (1938).


Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16, или Мф., 55 зач., XIII, 44–54**. Лит. – Равноап.: Гал., 200 зач., I, 11–19. Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9.
На утрене величание: «Величаем тя, святый равноапостольный великий княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго».
Тропарь равноапостольного великого князя Владимира, глас 4:
Уподо́бился еси́ купцу́, и́щущему до́браго би́сера,/ славнодержа́вный Влади́мире,/ на высоте́ стола́ седя́ ма́тере градо́в,/ богоспаса́емаго Ки́ева:/ испыту́я же и посыла́я к Ца́рскому гра́ду/ уве́дети правосла́вную ве́ру,/ обре́л еси́ безце́нный би́сер – Христа́,/ избра́вшаго тя, я́ко втора́го Па́вла,/ и оттря́сшаго слепоту́ во святе́й купе́ли,/ душе́вную вку́пе и теле́сную./ Те́мже пра́зднуем твое́ успе́ние,/ лю́дие твои́ су́ще,// моли́ спасти́ся держа́вы твоея́ Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых.

Кондак равноапостольного великого князя Владимира, глас 8:
Подо́бствовав вели́кому апо́столу Па́влу,/ в седи́нах, всесла́вне Влади́мире,/ вся я́ко младе́нческая мудрова́ния, я́же о и́долех тща́ния, оста́вль,/ я́ко муж соверше́нный, украси́лся еси́ Боже́ственнаго Креще́ния багряни́цею,/ и ны́не, Спасу́ Христу́ в весе́лии предстоя́,// моли́ спасти́ся держа́вы Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых.

* День памяти равноап. вел. князя Владимира выделен красным цветом по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 1 июля 2008 года.

** По благословению Святейшего Патриарха Алексия II вместо 36-го зачала Евангелия от Иоанна можно прочесть 55-е зачало Евангелия от Матфея.

Князь Владимир

Святой равноапостольный великий князь Владимир. Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внук святой равноапостольной Ольги, сын Святослава († 972). Мать его, Малуша († 1001) – дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.

«Вещая дева» Малуша стала христианкой (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Тем и полюбилась она суровому воину Святославу, который, против воли матери, сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы», пленницы, рабыни с сыном Святославом, наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину в весь неподалеку от Выбут. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир – владеющий миром, владеющий особым даром мира.

В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую Землю меж тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, Олег, в Новгороде – Владимир. Первые годы княжения мы видим Владимира яростным язычником. Он возглавляет поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, «давшего великую волю христианам», и вступает 11 июня 978 года в Киев, став «единодержцем» Киевского государства, «покорив окрестные страны, одни – миром, а непокорных – мечем».

Молодой Владимир предавался бурной чувственной жизни, хотя далеко не был таким сластолюбцем, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры.

Но Господь готовил ему иное поприще. Где умножается грех, там, – по слову Апостола, – преизобилует благодать. «И прииде на него посещение Вышнего, призре на него Всемилостиве око Благого Бога, и воссияла мысль в сердце его, да разумеет суету идольского прельщения, да взыщет Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое». Дело принятия Крещения облегчалось для него внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежных полководцев Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых уже примеривал царскую корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий Болгаробойца и Константин, обратились за помощью к Владимиру.

События развивались быстро. В августе 987 года Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. «И истощились богатства его (Василия), и побудила его нужда вступить в переписку с царем Руссов. Они были его врагами, но он просил у них помощи, – пишет о событиях 980-х годов один из арабских хронистов. – И царь Руссов согласился на это, и просил свойства с ним».

В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили замуж за «варварских» государей, даже христиан. В свое время руки той же Анны домогался для своего сына император Оттон Великий, и ему было отказано, но сейчас Константинополь вынужден был согласиться.

Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны. Так в борьбе человеческих устремлений воля Божия определила вхождение Руси в благодатное лоно Церкви Вселенской. Великий князь Владимир принимает Крещение и направляет в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопятся выполнить свою часть уговора.

Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир «вборзе собра вся своя» и двинул «на Корсунь, град греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем Византийским пределам.

Решающий довод снова был за Владимиром. Его послы, воевода Олег и Ждьберн, прибыли вскоре в Царьград за царевной. Восемь дней ушло на сборы Анны, которую братья утешали, подчеркивая значительность предстоящего ей подвига: способствовать просвещению Русского государства и земли их, сделать их навсегда друзьями Ромейской державы. В Тавриде ее ждет святой Владимир, к титулам которого прибавился новый, еще более блестящий – цесарь (царь, император). Надменным владыкам Константинополя пришлось уступить и в этом – поделиться с зятем цесарскими (императорскими) инсигниями. В некоторых греческих источниках святой Владимир именуется с того времени «могущественным басилевсом», он чеканит монеты по византийским образцам и изображается на них со знаками императорской власти: в царской одежде, на голове – императорская корона, в правой руке – скипетр с крестом.

С царевной прибыл посвященный святым Патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и блаженной Анны, напомнив и подтвердив исконное единство благовестия Христова на Руси и в Византии. Корсунь, «вено царицы», был возвращен Византии. Великий князь весной 988 года отправляется с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный путь к Киеву. Впереди великокняжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, и обновленная в купели Крещения Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви.

Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро Крещения киевлян в водах Днепра. Накануне святой Владимир объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг». Священное желание святого князя было исполнено беспрекословно: «в одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом».

Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося молитвами святого равноапостольного Владимира в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении. В чистых киевских водах, как в «бане пакибытия», осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения человечеству. – «Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и Солнце Евангельское землю нашу осияло». В память священного события, обновления Руси водою и Духом, установился в Русской Церкви обычай ежегодного крестного хода «на воду» 1 августа, соединившийся впоследствии с празднеством Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, общим с Греческой Церковью, и русским церковным празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (установленным святым Андреем Боголюбским в 1164 году). В этом соединении праздников нашло точное выражение русское Богословское сознание, для которого неразрывны Крещение и Крест.

Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на месте их рубить по холмам церкви, освящать престолы для Бескровной Жертвы. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути «из варяг в греки» – словно путеводные знаки, светочи народной святости. Прославляя храмоздательные труды равноапостольного Владимира, автор «Слова о законе и благодати», святитель Иларион, митрополит Киевский, восклицал: «Капища разрушаются, и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают, Крест грады освящает». С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников (память 12 июля). Великолепный храм, призванный стать местом служения митрополита Киевского и всея Руси, первопрестольным храмом Русской Церкви, строился пять лет, был богато украшен настенной фресковой живописью, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуня. День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях – 11 мая), святой Владимир повелел внести в месяцесловы для ежегодного празднования. Событие было соотнесено с существовавшим уже праздником 11 мая, связывавшим новый храм двойной преемственностью. Под этим числом отмечается в святцах церковное «обновление Царьграда» – посвящение святым императором Константином новой столицы Римской империи, Константинополя, Пресвятой Богородице (в 330 году). В тот же день при святой равноапостольной Ольге освящен в Киеве храм Софии – Премудрости Божией (в 960 году). Святой равноапостольный Владимир, освятив кафедральный собор Пресвятой Богородицы, посвящал тем самым, вслед за равноапостольным Константином, стольный град Земли Русской, Киев, Владычице Небесной.

Тогда же святым Владимиром была пожалована Церкви десятина, почему и храм, ставший центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным. Древнейший текст уставной грамоты, или церковного Устава, святого князя Владимира гласил: «Се даю церкви сей Святыя Богородицы десятину из всего своего княжения, и тако же и по всей земле Русской от всего княжья суда десятую векшу, из торгу – десятую неделю, а из домов на всяко лето – десятое всякого стада и всякого жита, чудной Матери Божией и чудному Спасу». Устав перечислял также «церковных людей», освобождавшихся от судебной власти князя и его тиунов, подлежавших суду митрополита.

Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился к Вседержителю при освящении Успенского Десятинного храма: «Господи Боже, призри с Небесе и виждь, и посети винограда Своего, яже насади десница Твоя. И сверши новые люди сии, им же обратил еси сердце и разум – познати Тебя, Бога Истинного. И призри на церковь Твою сию, юже создал недостойный раб Твой во имя Рождшей Тя Матери, Приснодевы Богородицы. Аще кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистой Богородицы».

С Десятинной церковью и епископом Анастасом некоторые историки связывали начало русского летописания. При ней были составлены Житие святой Ольги и сказание о варягах-мучениках в их первоначальном виде, а также «Слово о том, како крестися Владимир возмя Корсунь». Там же возникла ранняя, греческая редакция Жития святых мучеников Бориса и Глеба.

Киевскую митрополичью кафедру при святом Владимире занимали последовательно митрополиты святой Михаил († 15 июня 991), митрополит Феофилакт, переведенный в Киев с кафедры Севастии Армянской (991–997), митрополит Леонтий (997–1008), митрополит Иоанн I (1008–1037). Их трудами были открыты первые епархии Русской Церкви: Новгородская (первым ее предстоятелем был святитель Иоаким Корсунянин († 1030, составитель Иоакимовской летописи), Владимиро-Волынская (открыта 11 мая 992 года), Черниговская, Переяславская, Белгородская, Ростовская. «Сице же и по всем грады и по селам воздвизахуся церкви и монастыри, и умножахуся священницы, и вера православная цветяше и сияше яко солнце». Для утверждения веры в новопросвещенном народе нужны были ученые люди и школы для их подготовки. Поэтому святой Владимир со святым митрополитом Михаилом «начаша от отцов и матерей взимати младые дети и давати в училище учитися грамоте». Такое же училище устроил святитель Иоаким Корсунянин († 1030) в Новгороде, были они и в других городах. «И бысть множество училищ книжных, и бысть от сих множество любомудрых философев».

Святой Владимир твердой рукой сдерживал на рубежах врагов, строил города, крепости. Им построена первая в русской истории «засечная черта» – линия оборонительных пунктов против кочевников. «Нача ставити Володимер грады по Десне, по Выстри, по Трубежу, по Суле, по Стугне. И населил их новгородцами, смольнянами, чудью и вятичами. И воевал с печенегами и одолевал их». Действенным оружием часто была мирная христианская проповедь среди степных язычников. В Никоновской летописи под 990 годом записано: «Того же лета приидоша из болгар к Володимеру в Киев четыре князя и просветишася Божественным Крещением». В следующем году «прииде печенегский князь Кучуг и прият греческую веру, и крестися во Отца и Сына и Святого Духа, и служаше Владимиру чистым сердцем». Под влиянием святого князя крестились и некоторые видные иноземцы, например, живший несколько лет в Киеве норвежский конунг (король) Олаф Трюггвасон († 1000), знаменитый Торвальд Путешественник, основатель монастыря святого Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком, и другие. В далекой Исландии поэты-скальды назвали Бога «хранителем греков и русских».

Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира: по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры, «калики перехожие» пели былины и духовные стихи. Например, 12 мая 996 года по поводу освящения Десятинной церкви князь «сотвори пирование светло», «раздавая имения много убогим, и нищим, и странникам, и по церквам и по монастырям. Больным же и нищим доставлял по улицам великие кады и бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и ели, славя Бога». Пиры устраивались также в честь побед киевских богатырей, полководцев Владимировых дружин – Добрыни, Александра Поповича, Рогдая Удалого.

В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна. После ее кончины князь вступил в новый брак – с младшей дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.

Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения. Главным врагом святого Владимира стал Болеслав Храбрый, в планы которого входило широкое объединение западнославянских и восточнославянских племен под эгидой католической Польши. Это соперничество восходит еще ко времени, когда Владимир был язычник: «В лето 6489 (981). Иде Володимер на ляхи и взя грады их, Перемышль, Червень и иные грады, иже есть под Русью». Последние годы Х столетия также наполнены войнами святого Владимира и Болеслава.

После кратковременного затишья (первое десятилетие ХI века) «великое противостояние» вступает в новую фазу: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против святого Владимира: Святополк Окаянный, женившийся на дочери Болеслава, рвался к власти. Вдохновителем заговора был духовник Болеславны, католический епископ Колобжегский Рейберн.

Заговор Святополка и Рейберна был прямым покушением на историческое существование Русского государства и Русской Церкви. Святой Владимир принял решительные меры. Все трое были арестованы, и Рейберн вскоре скончался в заточении.

Святой Владимир не мстил «гонящим и ненавидевшим» его. Принесший притворное покаяние Святополк был оставлен на свободе.

Новая беда назревала на Севере, в Новгороде. Ярослав, еще не столь «мудрый», каким он вошел позже в русскую историю, ставший в 1010 году держателем Новгородских земель, задумал отложиться от своего отца, великого князя Киевского, завел отдельное войско, перестал платить в Киев обычную дань и десятину. Единству Русской земли, за которое всю жизнь боролся святой Владимир, угрожала опасность. В гневе и скорби князь повелел «мосты мостить, гати гатить», готовиться к походу на Новгород. Силы его были на исходе. В приготовлениях к последнему своему, к счастью несостоявшемуся, походу креститель Руси тяжело заболел и предал дух Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Он правил Русским государством тридцать семь лет (978–1015). из них двадцать восемь лет прожил во святом Крещении.

Готовясь к новой борьбе за власть и надеясь в ней на помощь поляков, Святополк, чтобы выиграть время, пытался скрыть смерть отца. Но патриотически настроенные киевские бояре тайно, ночью, вывезли тело почившего государя из Берестовского дворца, где сторожили его люди Святополка, и привезли в Киев. В Десятинной церкви гроб с мощами святого Владимира встретило киевское духовенство во главе с митрополитом Иоанном. Святые мощи были положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма рядом с такой же мраморной ракой царицы Анны...

Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последуюшей историей Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», – засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви – до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором (в 1589 году) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.

Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

Но церковное почитание святого князя началось на Руси значительно ранее. Митрополит Иларион, святитель Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у раки его в Десятинном храме, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина, и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов.



Святые мученики Кирик и Иулитта жили в Малой Азии в городе Иконии Ликаонской области. Святая Иулитта происходила из знатного рода и была христианкой. Рано овдовев, она воспитывала своего трехлетнего сына Кирика. Во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклитианом (284–305), святая Иулитта с сыном и двумя верными рабынями ушла из города, оставив свой дом, имущество и рабов.

Под видом нищей она сначала скрывалась в Селевкии, а затем в Торсе. Там около 305 года она была узнана, задержана и представлена на суд правителя Александра. Укрепленная Господом, святая бесстрашно отвечала на вопросы судьи и твердо исповедала свою веру во Христа. Правитель приказал бить святую палками. Во время пыток святая Иулитта повторяла: «Я христианка и не принесу жертвы бесам».

Младенец Кирик плакал, глядя на мучения своей матери, и рвался к ней. Правитель Александр пробовал ласкать его, но мальчик вырывался и кричал: «Пустите меня к матери, я христианин». Правитель швырнул ребенка с высоты помоста на каменные ступени, мальчик покатился вниз, ударяясь об острые углы, и умер. Мать, увидев своего истерзанного сына, возблагодарила Бога за то, что Он удостоил младенца мученического венца. После многих жестоких пыток святую Иулитту усекли мечом.

Мощи святых Кирика и Иулитты были обретены в царствование святого равноапостольного царя Константина († 337, память 21 мая). В честь святых мучеников близ Константинополя был устроен монастырь, а недалеко от Иерусалима воздвигнут храм. По народному верованию, святым Кирику и Иулитте молятся о семейном счастъе и выздоровлении больных детей.


Собор Киевских святых

Празд­но­ва­ние Со­бо­ра Ки­ев­ских свя­тых уста­нов­ле­но ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви от 10 фев­ра­ля 2011 го­да (жур­нал № 1). Си­нод бла­го­сло­вил со­вер­шать празд­но­ва­ние 15/28 июля, в день па­мя­ти свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра.

В Со­бо­ре Ки­ев­ских свя­тых вхо­дят:

св. рав­но­ап. кня­ги­ня Оль­га (†969)
св. рав­но­ап. князь Вла­ди­мир (†1015)
св. мч. ва­ряг Фе­о­дор (†983)
св. мч. ва­ряг Иоанн (†983)
св. сщ­мч. Ма­ка­рий, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский (†1497)
св. сщ­мч. Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский), мит­ро­по­лит Ки­ев­ский (†1918)
св. сщ­мч. Кон­стан­тин (Дья­ков), мит­ро­по­лит Ки­ев­ский (†1937)
св. сщ­мч. Иоасаф (Же­ва­х­ов), епи­скоп Мо­гилев­ский (†1937)
св. сщ­мч. Афа­на­сий (Филип­по­вич), игу­мен Брест­ский (†1648)
св. сщ­мч. Лу­ки­ан, инок Пе­чер­ский (†1240)
свт. Ми­ха­ил, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский (†992)
свт. Ила­ри­он, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский (†вто­рая пол. XI)
свт. Кон­стан­тин, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский (†1159)
свт. Петр (Мо­ги­ла), мит­ро­по­лит Ки­ев­ский (†1647)
свт. Фила­рет (Ам­фи­те­ат­ров), мит­ро­по­лит Ки­ев­ский (†1857)
свт. Петр, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский и Мос­ков­ский (†1326)
свт. Фе­о­гност, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский и Мос­ков­ский (†1353)
свт. Алек­сий, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский и Мос­ков­ский (†1378)
свт. Ки­при­ан, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский и Мос­ков­ский (†1406)
свт. Фо­тий, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский и Мос­ков­ский (†1431)
свт. Иона, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский и Мос­ков­ский (†1464)
свт. Гер­ман, епи­скоп Нов­го­род­ский (†1096)
свт. Ни­ки­та, епи­скоп Нов­го­род­ский (†1108–1109)
свт. Ни­фонт, епи­скоп Нов­го­род­ский (†1156)
свт. Фе­о­фил, ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский (†по­сле 1483)
свт. Сте­фан, епи­скоп Вла­ди­мир–Во­лын­ский (†1094)
свт. Си­мон, епи­скоп Вла­ди­мир­ский и Суз­даль­ский (†1226)
свт. Се­ра­пи­он, епи­скоп Вла­ди­мир­ский (†1275)
свт. Фео­к­тист, епи­скоп Чер­ни­гов­ский (†1123)
свт. Фе­о­до­сий (Уг­лиц­кий), ар­хи­епи­скоп Чер­ни­гов­ский (†1696)
свт. Ис­а­ия, епи­скоп Ро­стов­ский (†по­сле 1089)
свт. Ди­мит­рий (Туп­та­ло), мит­ро­по­лит Ро­стов­ский (†1709)
свт. Ар­се­ний (Ма­це­е­вич), мит­ро­по­лит Ро­стов­ский (†1772)
свт. Еф­рем, епи­скоп Суз­даль­ский (†вто­рая по­ло­ви­на XI)
свт. Си­мон, епи­скоп Суз­даль­ский (†пер­вая по­ло­ви­на XII)
свт. Ди­о­ни­сий, ар­хи­епи­скоп Суз­даль­ский (†1385)
свт. Еф­рем, епи­скоп Пе­ре­я­с­лав­ский (†1096 или 1105)
свт. Ни­ко­лай, епи­скоп Пе­ре­я­с­лав­ский (†вто­рая по­ло­ви­на XI)
свт. Иоанн (Мак­си­мо­вич), мит­ро­по­лит То­боль­ский (†1715)
свт. Па­вел (Ко­нюс­ке­вич), мит­ро­по­лит То­боль­ский (†1770)
свт. Ин­но­кен­тий (Куль­чиц­кий), епи­скоп Ир­кут­ский (†1731)
свт. Со­фро­ний (Кри­сталев­ский), епи­скоп Ир­кут­ский (†1771)
свт. Лу­ка, епи­скоп Бел­го­род­ский (†по­сле 1089)
свт. Ма­рин, епи­скоп Юрьев­ский (†по­сле 1095)
свт. Ни­ко­лай, епи­скоп Тму­та­ра­кан­ский (†ру­беж XI–XII)
свт. Ми­на, епи­скоп По­лоц­кий (†1116)
свт. Лав­рен­тий, епи­скоп Ту­ров­ский (†по­сле 1182)
свт. Ар­се­ний, епи­скоп Твер­ской (†1410)
свт. Иоасаф (Гор­лен­ко), епи­скоп Бел­го­род­ский (†1754)
свт. Ме­ле­тий (Леон­то­вич), ар­хи­епи­скоп Харь­ков­ский (†1840)
свт. Ан­то­ний (Смир­ниц­кий), ар­хи­епи­скоп Во­ро­неж­ский (†1846)
свт. Ин­но­кен­тий (Бо­ри­сов), ар­хи­епи­скоп Хер­сон­ский (†1857)
свт. Фе­о­фан (Го­во­ров), епи­скоп Там­бов­ский, за­твор­ник Вы­шен­ский (†1894)
св. стра­сто­тер­пец князь Бо­рис (†1015)
св. стра­сто­тер­пец князь Глеб (†1015)
св. стра­сто­тер­пец князь и инок Игорь (†1147)
св. бл­гв. князь Яро­слав Муд­рый (†1054)
св. бл­гв. князь Вла­ди­мир Мо­но­мах (†1125)
св. бл­гв. князь Ро­сти­слав (†1167–1168)
прп. Фе­о­дор, князь Острож­ский и инок Пе­чер­ский (†око­ло 1410)
св. прав. Иули­а­ния, княж­на Оль­шан­ская (†XV–XVI)
прп. Ан­то­ний Пе­чер­ский (†1073)
прп. Фе­о­до­сий Пе­чер­ский (†1074)
прп. Мо­и­сей Уг­рин, инок Пе­чер­ский (†по­сле 1051)
прп. Вар­ла­ам, игу­мен Пе­чер­ский (†око­ло 1062)
прп. Да­ми­ан Пре­сви­тер, инок Пе­чер­ский (†меж­ду 1062–1074)
прп. Мат­фей Про­зор­ли­вый, инок Пе­чер­ский (†меж­ду 1078–1088)
прп. Ни­кон Ве­ли­кий, игу­мен Пе­чер­ский (†1088)
прп. Иса­а­кий За­твор­ник, инок Пе­чер­ский (†меж­ду 1088–1103)
прп. Ага­пит Ле­карь, инок Пе­чер­ский (†1090-е гг.)
прп. Иере­мия Про­зор­ли­вый, инок Пе­чер­ский (†вто­рая по­ло­ви­на XI)
прп. Лав­рен­тий За­твор­ник (в Ближ­них пе­ще­рах по­чи­ва­ю­щий), инок Пе­чер­ский (†вто­рая по­ло­ви­на XI–XII)
прп. Али­пий Ико­но­пи­сец, инок Пе­чер­ский (†ру­беж XI–XII)
прпп. Дву­на­де­сять зод­чих и ико­но­пис­цев Ве­ли­кой церк­ви Пе­чер­ской (†ру­беж XI–XII)
прп. Марк Гро­бо­ко­па­тель, инок Пе­чер­ский (†ру­беж XI–XII)
прпп. Фе­о­фил Сле­зо­то­чи­вый, инок Пе­чер­ский (†ру­беж XI–XII)
прп. Про­хор Ле­бед­ник, инок Пе­чер­ский (†1103 или 1107)
прп. Пи­мен Мно­го­бо­лез­нен­ный, инок Пе­чер­ский (†1110 или 1139)
прп. Нестор Ле­то­пи­сец, инок Пе­чер­ский (†меж­ду 1113–1116)
прп. Они­си­фор Ис­по­вед­ник, инок Пе­чер­ский (†XII)
прп. Спи­ри­дон Просфор­ник, инок Пе­чер­ский (†XII)
прп. Ни­ко­дим Просфор­ник, инок Пе­чер­ский (†XII)
прп. Илия Му­ро­мец, инок Пе­чер­ский (†XII)
прп. Ни­ко­лай Свя­то­ша, инок Пе­чер­ский (†1142)
прп. По­ли­карп, ар­хи­манд­рит Пе­чер­ский (†1182)
прп. Афа­на­сий За­твор­ник (в Ближ­них пе­ще­рах по­чи­ва­ю­щий), инок Пе­чер­ский (†ру­беж XII–XIII)
прп. Еразм, инок Пе­чер­ский (†ру­беж XII–XIII)
прп. Аре­фа, инок Пе­чер­ский (†ру­беж XII–XIII)
прп. Тит, инок Пе­чер­ский (†ру­беж XII–XIII)
прп. Иоанн Мно­го­стра­даль­ный, инок Пе­чер­ский (†меж­ду 1073–1214)
прп. Иг­на­тий, ар­хи­манд­рит Пе­чер­ский (†XV)
прмч. Гри­го­рий Чу­до­тво­рец, инок Пе­чер­ский (†1093)
прмч. Ва­си­лий Пе­чер­ский (†меж­ду 1096–1099)
прмч. Фе­о­дор Пе­чер­ский (†меж­ду 1096–1099)
прмч. Ев­стра­тий Пе­чер­ский (†1097)
прмч. Кук­ша, инок Пе­чер­ский (†XII ― на­ча­ло XIII)
пр­писп. Ни­кон Су­хой, инок Пе­чер­ский (†ру­беж XI–XII)
пр­писп. Кук­ша (Ве­лич­ко), схи­и­гу­мен Одес­ский (†1964)
прп. Ан­на (Ян­ка) Ки­ев­ская (†1112)
прп. Ге­ра­сим, игу­мен Во­ло­год­ский (†1178)
прп. Сте­фан, игу­мен Махри­щский (†1406)
прп. Кось­ма, игу­мен Яхром­ский (†1492)
прп. Леон­тий, игу­мен Зве­ри­нец­кий (†XI–XIII)
прп. Мар­ки­ан, игу­мен Зве­ри­нец­кий (†XI–XIII)
прп. Ми­ха­ил, игу­мен Зве­ри­нец­кий (†XI–XIII)
прп. Иона, игу­мен Зве­ри­нец­кий (†XI–XIII)
прп. Ми­на, игу­мен Зве­ри­нец­кий (†XI–XIII)
прп. Кли­мент, игу­мен Зве­ри­нец­кий (†XI–XIII)
прп. Ма­ну­ил, игу­мен Зве­ри­нец­кий (†XI–XIII)
прп. Ан­д­ро­ник Пе­щер­ник, инок Зве­ри­нец­кий (†XI–XIII)
прп. Фе­о­дор Ка­ли­ка, инок Зве­ри­нец­кий (†XI–XIII)
прп. До­си­фей Ки­ев­ский, инок Пе­чер­ский и Ки­та­ев­ский (†1777)
прп. Алек­сандра (Мель­гу­но­ва), ино­ки­ня Ди­ве­ев­ская (†1789)
прп. Олим­пи­а­да (Стри­гале­ва), ино­ки­ня Ар­за­мас­ская (†1828)
прп. Еле­на (Бех­те­е­ва), ино­ки­ня Ки­е­во-Фло­ров­ская (†1834)
прп. Фе­о­фил Ки­ев­ский (Го­рен­ков­ский), инок Пе­чер­ский и Ки­та­ев­ский (†1853)
прп. Пар­фе­ний Ки­ев­ский (Крас­но­пев­цев), инок Пе­чер­ский (†1855)
прп. Ди­мит­ра (Его­ро­ва), стро­и­тель­ни­ца Ки­е­во-Вве­ден­ская (†1878)
прп. Па­и­сий Бла­жен­ный (Яроц­кий), инок Пе­чер­ский (†1893)
прп. Ана­ста­сия (Ро­ма­но­ва), ино­ки­ня Ки­е­во-По­кров­ская (†1900)
прп. Иона Ки­ев­ский (Ми­рош­ни­чен­ко), в схи­ме Петр (†1902)
прп. Гав­ри­ил, ар­хи­манд­рит Афон­ский (†1905)
прп. Алек­сий Го­ло­се­ев­ский (Ше­пелев), инок Пе­чер­ский (†1917)

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU