24 марта. Святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. Святителя Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца.

11 марта по старому стилю / 24 марта по новому стилю
четверг

Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (639). Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца (1458).
Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Сщмч. Пиония, пресвитера Смирнского, и иже с ним (250). Перенесение мощей мч. Епимаха. Свт. Софрония, еп. Врачанского (1813) (Болг.).
Прп. Патрикия Петрова исп. (1933); св. Василия Малахова исп., пресвитера (1937).


На 6-м часе: Ис. VI, 1–12. На веч.: Быт. V, 1–24. Притч. VI, 3–20.

Кондак святителя Софрония, глас 8:
И́же боже́ственною ре́вностию подви́гся/ и и́стинных повеле́ний устне́ распросте́р,/ церко́вная основа́ния благоузако́нив/ и та́мо су́щим мона́шеским соста́вом преда́в,/ прему́дрый в патриа́рсех Иерусали́мский Софро́ние,/ всему́драя словеса́ во свет изве́л еси́,/ и́миже наставля́еми, зове́м ти:// ра́дуйся, све́тлая правосла́вных похвало́.

Святитель Софроний Иерусалимский, патриарх

Свя­ти­тель Со­фро­ний, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский, ро­дил­ся в Да­мас­ке. С юных лет он от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем и лю­бо­вью к на­у­кам. Осо­бен­но он пре­успел в фило­со­фии, за что его ста­ли на­зы­вать Пре­муд­рым. Но бу­ду­щий свя­ти­тель ис­кал выс­шей муд­ро­сти в мо­на­сты­рях, в бе­се­дах с пу­стын­но­жи­те­ля­ми. Он при­был в Иеру­са­лим, в оби­тель свя­то­го Фе­о­до­сия, и там сбли­зил­ся с иеро­мо­на­хом Иоан­ном Мос­хом. Он стал его ду­хов­ным сы­ном и от­дал­ся ему в по­слу­ша­ние. Пра­вед­ни­ки вме­сте пу­те­ше­ство­ва­ли по мо­на­сты­рям, за­пи­сы­ва­ли жи­тия и по­уче­ния под­ви­зав­ших­ся в них. Из этих за­пи­сей поз­же со­ста­ви­лась их зна­ме­ни­тая кни­га «Ли­мо­нарь», или «Луг ду­хов­ный», ко­то­рую вы­со­ко оце­нил Седь­мой Все­лен­ский Со­бор.

Спа­са­ясь от опу­сто­ши­тель­ных на­бе­гов пер­сов, свя­тые Иоанн и Со­фро­ний оста­ви­ли Па­ле­сти­ну и уда­ли­лись в Ан­тио­хию, а от­ту­да в Еги­пет. В Егип­те свя­той Со­фро­ний тяж­ко за­не­мог. В то вре­мя он и ре­шил стать мо­на­хом и при­нял по­стриг от пре­по­доб­но­го Иоан­на Мос­ха. По­сле вы­здо­ров­ле­ния свя­то­го Со­фро­ния они оба ре­ши­ли остать­ся в Алек­сан­дрии. Там их с лю­бо­вью при­нял свя­той пат­ри­арх Иоанн Ми­ло­сти­вый (па­мять 12 но­яб­ря), ко­то­ро­му они ока­за­ли боль­шую по­мощь в борь­бе про­тив мо­но­фе­ли­тов. В Алек­сан­дрии у свя­то­го Со­фро­ния за­бо­ле­ли гла­за, и он при­бег­нул с мо­лит­вой и ве­рой к свя­тым бес­среб­ре­ни­кам Ки­ру и Иоан­ну (па­мять 31 ян­ва­ря) и в церк­ви, по­свя­щен­ной им, по­лу­чил ис­це­ле­ние. В бла­го­дар­ность свя­той Со­фро­ний на­пи­сал жи­тие свя­тых це­ли­те­лей-бес­среб­ре­ни­ков.

Ко­гда вар­ва­ры ста­ли угро­жать Алек­сан­дрии, свя­той пат­ри­арх Иоанн в со­про­вож­де­нии свя­тых Со­фро­ния и Иоан­на на­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль, но по до­ро­ге умер. Свя­тые Иоанн и Со­фро­ний с один­на­дца­тью дру­ги­ми мо­на­ха­ми от­пра­ви­лись в Рим. В Ри­ме пре­по­доб­ный Иоанн скон­чал­ся († 622). Те­ло его бы­ло пе­ре­ве­зе­но свя­тым Со­фро­ни­ем в Иеру­са­лим и по­хо­ро­не­но в оби­те­ли свя­то­го Фе­о­до­сия.

В 628 го­ду из пер­сид­ско­го пле­на вер­нул­ся Иеру­са­лим­ский пат­ри­арх За­ха­рия (609–633). По­сле его смер­ти в те­че­ние двух лет пат­ри­ар­ший пре­стол за­ни­мал свя­той Мо­дест (633–634; па­мять 18 де­каб­ря), а по кон­чине свя­ти­те­ля Мо­де­ста пат­ри­ар­хом был из­бран свя­той Со­фро­ний. Свя­ти­тель Со­фро­ний мно­го по­тру­дил­ся на бла­го Иеру­са­лим­ской Церк­ви как ее пред­сто­я­тель (634–644).

В кон­це жиз­ни свя­ти­тель Со­фро­ний со сво­ей паст­вой пе­ре­жил двух­лет­нюю оса­ду Иеру­са­ли­ма ма­го­ме­та­на­ми. Из­ну­рен­ные го­ло­дом хри­сти­ане со­гла­си­лись, на­ко­нец, от­крыть го­род­ские во­ро­та с усло­ви­ем, что про­тив­ник по­ща­дит свя­ты­ни. Од­на­ко это усло­вие не бы­ло вы­пол­не­но, и свя­той пат­ри­арх Со­фро­ний умер в глу­бо­кой скор­би об осквер­не­нии хри­сти­ан­ских свя­тынь.

До нас до­шли со­чи­не­ния пат­ри­ар­ха Со­фро­ния по дог­ма­ти­ке, а так­же «Объ­яс­не­ние на Ли­тур­гию», Жи­тие пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской (па­мять 1 ап­ре­ля), око­ло 950 тро­па­рей, сти­хи­ры от Пас­хи до Воз­не­се­ния. Еще бу­дучи иеро­мо­на­хом, свя­той Со­фро­ний пе­ре­смот­рел и ис­пра­вил Устав мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го (па­мять 5 де­каб­ря). Три­песн­цы свя­ти­те­ля на Свя­тую Че­ты­ре­де­сят­ни­цу вхо­дят и в со­став совре­мен­ной Три­о­ди.


Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский

Святитель Евфимий, в Крещении Иоанн, родился по горячим молитвам пресвитера Михея и его супруги Анны. Долгие годы у них не было детей, и они дали обет: если родится ребенок – посвятить его Богу. Чтение священных книг, частое посещение богослужений, за которыми мальчик прислуживал своему отцу – священнику небольшого новгородского храма во имя святого Феодора, – освятили душу юного Иоанна. В возрасте пятнадцати лет, в 1411 году, Иоанн ушел из родительского дома в монастырь.

В двенадцати верстах от Новгорода, в пустынном месте, именуемом Вяжище, среди лесов и болот поселились три инока – Евфросин, Игнатий и Галактион. Вскоре к ним присоединился священник Пимен, который принял постриг с именем Пахомий. Здесь подвизались они в полном уединении при построенной ими деревянной часовне во имя святителя Христова Николая в непрестанной молитве и в тяжелой борьбе с суровой северной природой.

К этим подвижникам и пришел искавший спасения юноша Иоанн. Игумен Пахомий принял его с любовью и вскоре постриг в монашество с именем Евфимий. Пострижение в столь раннем возрасте указывает на выдающиеся духовные качества юного подвижника, увиденные прозорливым Пахомием. В то время Новгородскую архиерейскую кафедру занимал архиепископ Симеон, поставленный на архиерейство из простых иноков. Архиепископу стало известно о добродетельной жизни инока Евфимия. Святой Евфимий был вызван в Новгород и после продолжительной беседы с Владыкой назначен архиерейским экономом. Новгородские архиепископы занимали в то время совершенно особое положение: независимые от княжеской власти, они избирались непосредственно вечем и принимали большое участие в светских делах; в частности, на них лежало управление огромными вотчинами. И архиерейский эконом в этих условиях должен был сочетать административный талант с полнейшим бескорыстием и глубоким христианским смирением. Усердно просил архипастыря святой Евфимий отпустить его снова на Вяжище, но потом покорился Святителю.

В новой должности святой Евфимий вызывал всеобщее изумление и уважение тем, что, занимая столь высокое положение, будучи в центре деловой жизни огромного торгового города, он нес иноческие подвиги так же усердно, как и в дремучих лесах. В 1421 году скончался архиепископ Симеон. При новом архиерее Евфимии I святой Евфимий снова удалился в свою обитель. Вскоре иноки обители на Лисичьей горе избрали святого своим игуменом. По преставлении архиепископа Новгородского Евфимия I в 1429 году игумен Евфимий был избран архиепископом своего родного города и 29 ноября вступил в храм Святой Софии. В течение четырех лет святитель управлял Новгородской епархией, оставаясь нареченным архиепископом, и только 24 мая 1434 года был посвящен в Смоленске. Архиерейскую хиротонию возглавлял митрополит Герасим. В течение 29 лет мудро правил своей епархией святой Евфимий, ревностно исполняя свой архипастырский долг. Много потрудился святой Евфимий для построения и возобновления храмов, особенно после опустошительных пожаров 1431 и 1442 гг. Богато был украшен святителем Софийский собор, а в Новгородском Кремле построено несколько новых храмов. «Если хочешь, – пишет Пахомий Логофет, – видеть немногое из числа великих дел его, иди к храму Святой Софии. Там увидишь созданные им храмы святых, стоящие подобно горам. Не голосом, а делом открывают они разнообразную красоту свою. Это даровал мне архиепископ Евфимий, – говорит одна церковь; другая говорит – таким благолепием он украсил меня; третья поведает – меня воздвиг он с основания. Храм великого Иоанна Златоустого, высокий и красивый, рукою Златоустого благословляет его и от его лица говорит: «Поелику ты воздвиг мне храм, и я умолю Творца приготовить тебе храмину на Небе». Соборный храм Премудрости Божией, обветшавший от времени и возобновленный им, вещает: «Он возвратил мне прежнее благолепие мое, украсил меня святыми иконами, он – хвала и красота моя»». Святитель Евфимий построил церковь в честь своего Ангела Хранителя, в 1438 году в Вяжицкой обители – каменный храм в честь Святителя Николая, а в следующем году – каменный храм в честь святого Иоанна Богослова с трапезою и службами. Ревностный к славе Божией святитель Евфимий заботился об умножении духовных книг. До сих пор целы многие богослужебные книги, переписанные «по велениям господина архиепископа Владыки Евфимия». Несмотря на обилие дел святитель всегда неукоснительно выполнял иноческое правило: то, что он не успевал сделать днем, – довершал ночью. За час до утрени вставал святитель на келейную молитву. Часто всю ночь проводил он без сна; носил вериги, но о них никто не знал до самой кончины его. Первую неделю Великого поста проводил святитель в Вяжицкой обители в безмолвной молитве, ничего не вкушая. В 1446 году великокняжеский престол был захвачен Шемякой, который вступил в сношения с Новгородом. Политическая ситуация в Новгороде резко обострилась. Святитель Иона (память 31 марта) в 1451 году в особом послании убеждал новгородцев прекратить беспорядки и слушаться своего архипастыря – «будьте во всем послушны нашему сыну и брату, а вашему отцу и учителю, Боголюбивому архиепископу Евфимию». В глубокой старости святитель Евфимий, беспокоясь в душе, что деятельность Шемяки могла бросить тень на его отношение к Первосвятителю, которого он глубоко чтил, посылает святому Ионе письмо. Предчувствуя близость кончины, святитель Евфимий испрашивал себе молитв и прощения. Святой Иона в ответном письме – прощальной грамоте писал: «Напоминаем тебе, сын мой, что ты стал было поступать слишком просто: того, кто отлучен был нашим смирением за преступления, вы принимали у себя, того удостоивали своего благословения. И ты, сын мой, принеси покаяние в том пред Богом». При этом святитель Иона повелел: если прощальная грамота прибудет после блаженной кончины новгородского архипастыря, прочитать ее над его гробом. Святитель Евфимий преставился 10 марта 1458 года. Посланный святителем Ионой с прощальной грамотой духовник Евмений прибыл в Новгород спустя 16 дней после кончины святого Евфимия, гроб которого, по его завещанию, стоял в храме Вяжицкой обители. Когда гроб открыли, чтобы прочитать прощальную грамоту, то увидели, что тление не коснулось тела святого. Святитель Евфимий лежал, как спящий, персты его были сложены для благословения. «Еще хранит Бог Новгород, за него молится святитель Евфимий», – громко сказал Евмений и, прочтя грамоту святого Ионы, положил ее в руку почившего святителя.

Вскоре после кончины святителя Господь прославил его благодатными дарованиями тем, кто прибегал к его молитвенной помощи. Высоко почитая святителя, благодарные иноки Вяжицкой обители воздвигли церковь в честь святого Евфимия, которая отмечена в переписи 1500 года. Празднование памяти святителя Евфимия было установлено на Московском Соборе 1549 года. Житие святого Евфимия написано по поручению святителя Ионы, архиепископа Новгородского († 1470; память 5 ноября) Пахомием Логофетом.


Святитель Софроний Врачанский, Болгарский, епископ

Со­фро­ний Вра­чан­ский (1739–1813). Бол­гар­ский кре­стья­нин Стой­ко Вла­ди­сла­во из се­ла Ко­тел, сын за­жи­точ­но­го тор­гов­ца ско­том. Его жизнь из­вест­на под­час до мель­чай­ших де­та­лей бла­го­да­ря его ав­то­био­гра­фии, на­пи­сан­ной в са­мом на­ча­ле 19 ве­ка и став­шей од­ним из пер­вых про­из­ве­де­ний бол­гар­ской ли­те­ра­ту­ры Но­во­го Вре­ме­ни.

Со­фро­нию как-то до ужа­са не вез­ло в жиз­ни, во вся­кой жиз­нен­ной си­ту­а­ции он обыч­но при­ни­мал невер­ное ре­ше­ние. Он ра­но по­те­рял от­ца, в 17 лет умер дя­дя, то­же ку­пец, взяв­ший Стой­ко на вос­пи­та­ние, и юно­ша под­дал­ся на уго­во­ры кре­ди­то­ров, сво­их род­ствен­ни­ков: от­пра­вил­ся в Стам­бул, чтобы со­брать дол­ги от­ца и дя­ди. Ма­ло то­го, что в Стам­бу­ле кра­си­во­го юно­шу ед­ва не из­на­си­ло­ва­ли тур­ки; за вре­мя от­сут­ствия род­ствен­ни­ки обо­бра­ли дом дя­ди, де­нег на рас­пла­ту с кре­ди­то­ра­ми не хва­ти­ло, и юно­шу по­са­ди­ли в тюрь­му. Осво­бо­див­шись, он под­дал­ся на уго­во­ры род­ствен­ни­ков и же­нил­ся, крайне неудач­но; впо­след­ствии он мяг­ко пи­сал, что же­на бы­ла «ма­ло гор­де­ли­ва». Стой­ко сде­лал­ся тка­чом, но же­на его разо­ря­ла, и он ре­шил от­пра­вить­ся на за­ра­бот­ки. Сель­ские ста­рей­ши­ны, од­на­ко, уго­во­ри­ли юно­шу стать свя­щен­ни­ком: он сла­вил­ся сво­ей гра­мот­но­стью. Ста­рей­ши­ны да­же да­ли взят­ку епи­ско­пу за по­став­ле­ние, что стро­жай­ше вос­пре­ща­ет­ся цер­ков­ны­ми ка­но­на­ми, но бы­ло то­гда обыч­ней­шим де­лом. Дру­гие свя­щен­ни­ки, быв­шие круг­лы­ми невеж­да­ми, воз­не­на­ви­де­ли Стой­ко и по­сто­ян­но кле­ве­та­ли на него ар­хи­рею. На это на­ло­жи­лась на­цио­наль­ная враж­да: все епи­ско­пы то­гда бы­ли гре­ки, бол­гар они пре­зи­ра­ли как бы за необ­ра­зо­ван­ность, но об­ра­зо­ван­ных бол­гар нена­ви­де­ли ещё боль­ше. Епи­скоп на шесть лет за­пре­тил Стой­ко в свя­щен­но­слу­же­нии, и он жил на по­да­я­ния. Да и по­том ему не вез­ло: то к нему по­про­сит­ся на ноч­лег тор­го­вец ов­ца­ми, а по­том вы­яс­нит­ся, что ов­цы бы­ли кра­де­ные и на­сто­я­щий хо­зя­ин, ту­рец­кий во­е­на­чаль­ник, ед­ва не убьет «по­па», то он об­вен­ча­ет па­ру влюб­лён­ных, а ока­жет­ся, что де­вуш­ка нра­ви­лось мест­но­му «сул­та­ну», и ту­рок спья­ну по­чти по­ве­сил свя­щен­ни­ка.

В 1794 го­ду слу­чи­лось, на­ко­нец, огром­ное и неожи­дан­ное сча­стье: Тыр­нов­ский мит­ро­по­лит пред­ло­жил Стой­ко стать епи­ско­пом Вра­чан­ским. Прав­да, при этом Стой­ко (в мо­на­ше­ство он при­нял имя Со­фро­ния, хо­тя в Бол­га­рии его обыч­но на­зы­ва­ли Се­ра­фи­мом) под­пи­сал обя­за­тель­ство вне­сти огром­ную пла­ту за по­став­ле­ние из бу­ду­щих до­хо­дов епар­хии, но ведь то­гда бол­га­ри­ну стать епи­ско­пом бы­ло по­чти нере­аль­но да­же с день­га­ми. Толь­ко он не знал глав­но­го, о чем, ви­ди­мо, мит­ро­по­лит до­га­ды­вал­ся: мест­ный ту­рец­кий во­е­на­чаль­ник под­нял вос­ста­ние про­тив сул­та­на, до­би­ва­ясь неза­ви­си­мо­сти, и на мно­го лет вся тер­ри­то­рия епар­хии ока­за­лась ме­стом бо­е­вых дей­ствий. Ни о ка­ких до­хо­дах речь ид­ти не мог­ла. Во­ю­ю­щие меж­ду со­бой му­суль­мане ме­нее все­го бы­ли при­вет­ли­вы к хри­сти­ан­ско­му ар­хи­ерею. В кон­це кон­цов, Со­фро­ний по­ки­нул ро­ди­ну и по­се­лил­ся в Бу­ха­ре­сте; Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх от­пу­стил его на по­кой, и по­след­ние го­ды жиз­ни епи­скоп про­жил, за­ни­ма­ясь сво­им лю­би­мым де­лом: пе­ре­пи­сы­ва­ни­ем книг и их со­чи­не­ни­ем.

Неудач­ник в де­лах, Со­фро­ний еще в 1765 го­ду по­зна­ко­мил­ся с Па­и­си­ем Хи­лен­дар­ским, пер­вым бол­гар­ским ис­то­ри­ком, и по­сле это­го всю жизнь, при лю­бых об­сто­я­тель­ствах, хра­нил вер­ность при­зва­нию пи­са­те­ля и про­све­ти­те­ля, за­щит­ни­ка на­цио­наль­ной куль­ту­ры бол­гар. Со­хра­ни­лись мно­гие кни­ги, ко­то­рые он пи­сал и сам же пе­ре­пле­тал в изу­ми­тель­но кра­си­вые пе­ре­пле­ты. Со­фро­ний, од­на­ко, от­ли­чал­ся от мно­гих сво­их по­чи­та­те­лей — вполне неве­ру­ю­щих (или толь­ко фор­маль­но ве­ру­ю­щих) на­цио­на­ли­стов, ко­то­рые не столь­ко стра­да­ли от угне­те­ния, сколь­ко нена­ви­де­ли и по ме­ре воз­мож­но­стей при­чи­ня­ли стра­да­ния лю­дям иных на­цио­наль­но­стей. Его ав­то­био­гра­фию из­да­ли, к при­ме­ру, в Рос­сии во вре­ме­на гос­под­ства ком­му­ни­стов как па­мят­ник бол­гар­ской ли­те­ра­ту­ры, хо­тя она преж­де все­го есть па­мят­ник огром­ной ду­хов­ной стой­ко­сти, кро­то­сти и тер­пе­ния, про­ти­во­по­лож­ных ком­му­ни­сти­че­ско­му ду­ху; ка­кие зло­клю­че­ния ни опи­сы­ва­ет Со­фро­ний, он аб­со­лют­но ли­шён ма­лей­шей непри­яз­ни к сво­им му­чи­те­лям. Со­фро­ний Вра­чан­ский. Жиз­не­опи­са­ние. Ле­нин­град: На­у­ка, 1976. 147 с. Па­мять 11/24 мар­та (в день име­нин свя­ти­те­ля; умер он, ви­ди­мо, в сен­тяб­ре).

Преподобный Софроний, затворник Печерский, подвизался в Дальних (Феодосиевых) пещерах в ХIII веке. Святой подвижник носил власяницу и тяжелый железный пояс. Ежедневно преподобный прочитывал всю Псалтирь.

Священномученики Пионий и Лин, пресвитеры Смирнские, святые мученицы Савина и Македония и святой мученик Асклипиад пострадали во время гонения на христиан в царствование Декия (249–251) в Смирне, знаменитом в древности торговом городе, расположенном на восточном берегу Эгейского моря. Смирнская Церковь была основана святым апостолом Иоанном Богословом (память 8 мая и 26 сентября) и прославилась стойкостью исповедников веры Христовой.

Приуготовляя себя к страданиям, уже узнав о начале гонения, святой Пионий с Савиной и Асклипиадом пребывали в строгом посте и сугубой молитве. Святой Пионий взял три сплетенные вериги и возложил их на себя и своих товарищей.

Святые мученики были схвачены гонителями 23 февраля, в день памяти святого священномученика Поликарпа, епископа Смирнского († 167) – праздничный для всех смирнских христиан. После краткого допроса святых исповедников отвели в тюрьму. В темнице святой Пионий с товарищами встретили пресвитера соборной церкви Смирны Лина и женщину по имени Македония из села Карины, также заключенных в узы за исповедание Имени Господа. Многие верующие посещали святых исповедников в темнице, принося им кто что мог, но святые раздавали все тюремным сторожам. Приходили к святому Пионию и те, кто прежде были христианами, но из-за страха перед мучениями согласились принести жертвы идолам, и просили молитв. Горько плакал святой Пионий о малодушных и увещевал их: «Не отчаивайтесь, братья, хотя вы и сделали тяжелый грех, но покайтесь истинно и обратитесь опять всем сердцем ко Христу». После многих истязаний 11 марта 250 года святого мученика распяли на кресте. Крест обложили дровами и зажгли. Когда костер догорел, все увидели тело святого совершенно невредимым; даже волосы на его голове не сгорели. Лицо его было светло, сияло Божественной благодатью.

Перенесение мощей мученика Епимаха в Константинополь. Святой мученик Епимах был родом из Египта. Долгое время он жил отшельником на горе Пелусийской. Во время гонений на христиан в Александрии (около 250 года) святой Ефимах, пылая ревностью к истинной вере, пришел в город, разрушил языческих идолов и безбоязненно исповедал Христово учение. За это святой был предан мучениям. Среди людей, видевших его муки, стояла женщина с больным глазом; капля крови мученика исцелила болящую. После жестоких мучений святой был усечен мечом.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU