18 января. На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Пророка Михея. Священномученика Феопемпта, епископа Никомидийского, и мученика Феоны волхва.

5 января по старому стилю / 18 января по новому стилю
понедельник

Седмица 34-я по Пятидесятнице (рядовые чтения 33-й седмицы). На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва (303). Прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350). Прп. Симеона Псково-Печерского (1960).
Прор. Михея (IX в. до Р. Х.). Прп. Аполлинарии (ок. 470). Прп. Фостирия. Прп. Мины (VI). Прп. Григория Акритского (ок. 820).
Мч. Иосифа Беспалова и с ним 37-ми мучеников (1921); мц. Евгении Доможировой (1933); сщмч. Сергия Лаврова пресвитера (1934); мч. Матфея Гусева (1938).


Литургия св. Василия Великого.

На 1-м часе: Деян., 33 зач., XIII, 25–32. Мф., 5 зач., III, 1–11. На 3-м часе: Деян., 42 зач., XIX, 1–8. Мк., 1 зач., I, 1–8. На 6-м часе: Рим., 91 зач., VI, 3–11. Мк., 2 зач., I, 9–15. На 9-м часе: Тит., 302 зач., II, 11–14; III, 4–7. Мф., 6 зач., III, 13–17. Лит. – 1 Кор., 143 зач., IX, 19–27. Лк., 9 зач., III, 1–18. На освящении воды: 1 Кор., 143 зач. (от полу́), X, 1–4. Мк., 2 зач., I, 9–11.

День постный.
В этот день 1-й час к утрене не присоединяется, но совершаются отдельно часы навечерия Богоявления и изобразительны. Блаженны читаются.

Литургия св. Василия Великого начинается великой вечерней. Вход с Евангелием, прокимен дня, чтение 13 паримий с пением припевов. После паримий – малая ектения, возглас «Яко Свят еси, Боже наш...», Трисвятое и далее – литургия. Вместо «Достойно» – «О Тебе радуется...». По заамвонной молитве – тропари «Глас Господень...» (стихирным распевом) и великое освящение воды.

По отпусте литургии «посреде церкве» перед зажженной свечой поются тропарь и кондак праздника Богоявления.

Тропарь предпразднства, глас 4:
Возвраща́шеся иногда́ Иорда́н река́ ми́лотию Елиссе́евою,/ возне́сшуся Илии́,/ и разделя́хуся во́ды сю́ду и сю́ду/ и бысть ему́ сух путь, и́же мо́крый,/ во о́браз вои́стинну Креще́ния,/ и́мже мы теку́щее жития́ прехо́дим ше́ствие:// Христо́с яви́ся во Иорда́не освяти́ти во́ды.

Кондак предпразднства, глас 4:
Во струя́х днесь Иорда́нских быв, Госпо́дь/ Иоа́нну вопие́т:/ не убо́йся крести́ти Мя,/ спасти́ бо приидо́х// Ада́ма первозда́ннаго.

Ин кондак предпразднства, глас 2:
Всех, Христе́, Благоутро́бне, отъе́мляй прегреше́ний мно́жество/ ми́лости ра́ди безме́рныя,/ Иорда́нскими вода́ми крести́тися гряде́ши, я́ко Челове́к,/ оде́ждею мя одева́я,// сла́вы дре́вния обнаже́нна лю́те.

На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

18 ян­ва­ря в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви день На­ве­че­рия Кре­ще­ния Гос­под­ня, или, Кре­щен­ский со­чель­ник.

До 5 ве­ка бы­ло при­ня­то вспо­ми­нать рож­де­ние и кре­ще­ние Сы­на Бо­жия в один день — 6 ян­ва­ря и на­зы­вал­ся этот празд­ник Фе­о­фа­ни­ей — Бо­го­яв­ле­ни­ем, что го­во­ри­ло о во­пло­ще­нии Хри­ста в мир и о яв­ле­нии Тро­и­цы в во­дах Иор­дан­ских. Пе­ре­не­се­но празд­не­ство Рож­де­ства Хри­сто­ва на 25 де­каб­ря (по Юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю, или ста­ро­му сти­лю) бы­ло уже поз­же, в 5 ве­ке. Так бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло но­во­му цер­ков­но­му яв­ле­нию — свят­кам, за­кан­чи­ва­ю­щим­ся на­ве­че­ри­ем, или со­чель­ни­ком празд­ни­ка Кре­ще­ния.

Сло­во на­ве­че­рие озна­ча­ет пред­две­рие цер­ков­но­го тор­же­ства, а вто­рое на­зва­ние — со­чель­ник (или со­чев­ник) свя­за­но с тра­ди­ци­ей в этот день ва­рить пше­нич­ный взвар с мё­дом и изю­мом — со­чи­во.

Вви­ду важ­но­сти со­вер­шив­ше­го­ся в на­сту­па­ю­щий день со­бы­тия в жиз­ни Иису­са Хри­ста, Цер­ковь уста­но­ви­ла пост. Имен­но от­сю­да и по­шла тра­ди­ция ва­рить со­чи­во, ко­то­рая не яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ной, но на­столь­ко удоб­на, что во­шла в тра­ди­цию по­все­мест­но. Ра­зу­ме­ет­ся, в на­ши дни не у всех есть та­кая воз­мож­ность, но пост со­блю­сти всё же необ­хо­ди­мо: «Си­це убо окорм­ля­е­ми Бо­жи­ею Бла­го­да­тию, ли­хо­им­ства сво­бо­дим­ся», го­во­рит нам Ти­пи­кон. Под ли­хо­им­ством по­ни­ма­ет­ся всё, что вку­ша­ет­ся сверх нуж­ды и пусть ме­ри­лом здесь бу­дет каж­до­му его со­весть.

Ме­ру по­ста ве­ру­ю­щие опре­де­ля­ют ин­ди­ви­ду­аль­но, по си­лам и бла­го­сло­ве­нию ду­хов­ни­ка. В этот день, как и в Рож­де­ствен­ский со­чель­ник, не вку­ша­ют пи­щу до вы­но­са све­чи по­сле Ли­тур­гии утром и пер­во­го при­ча­ще­ния кре­щен­ской во­ды.

В со­чель­ник, по­сле ли­тур­гии в хра­мах со­вер­ша­ет­ся ве­ли­кое освя­ще­ние во­ды. Во­до­освя­ще­ние на­зы­ва­ет­ся ве­ли­ким по осо­бен­ной тор­же­ствен­но­сти об­ря­да, про­ник­ну­то­го вос­по­ми­на­ни­ем еван­гель­ско­го со­бы­тия, ко­то­рое ста­ло не толь­ко пер­во­об­ра­зом та­ин­ствен­но­го омо­ве­ния гре­хов, но и дей­стви­тель­ным освя­ще­ни­ем са­мо­го есте­ства во­ды через по­гру­же­ние в нее Бо­га во пло­ти. Во­да эта на­зы­ва­ет­ся Аги­асмой, или про­сто кре­щен­ской во­дой. Под вли­я­ни­ем Иеру­са­лим­ско­го уста­ва, с 11–12 ве­ка во­до­освя­ще­ние про­ис­хо­дит два ра­за — и в Кре­щен­ский со­чель­ник, и непо­сред­ствен­но в празд­ник Бо­го­яв­ле­ния. Освя­ще­ние в оба дня про­хо­дит оди­на­ко­вым чи­ном, по­это­му во­да, освя­щен­ная в эти дни, ни­чем не от­ли­ча­ет­ся.

Есть бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция кро­пить в этот день кре­щен­ской во­дой своё жи­ли­ще с пе­ни­ем тро­па­ря Бо­го­яв­ле­ния. Кре­щен­скую во­ду весь год упо­треб­ля­ют на­то­щак в неболь­ших ко­ли­че­ствах, обыч­но вме­сте с ку­соч­ком просфо­ры «дабы си­лу, здра­вие под­креп­ля­ю­щую, бо­лез­ни ис­це­ля­ю­щую, де­мо­нов про­го­ня­ю­щую и все вра­жие на­ве­ты от­вра­ща­ю­щую, воз­мог­ли мы по­лу­чить от Бо­га».

При этом чи­та­ет­ся мо­лит­ва: «Гос­по­ди Бо­же мой, да бу­дет дар Твой свя­тый и свя­тая Твоя во­да во остав­ле­ние гре­хов мо­их, в про­све­ще­ние ума мо­е­го, в укреп­ле­ние ду­шев­ных и те­лес­ных сил мо­их, во здра­вие ду­ши и те­ла мо­е­го, в по­ко­ре­ние стра­стей и немо­щей мо­их по без­пре­дель­но­му ми­ло­сер­дию Тво­е­му мо­лит­ва­ми Пре­чи­стыя Тво­ея Ма­те­ри и всех свя­тых Тво­их. Аминь». При неду­гах или на­па­де­ни­ях злых сил пить во­ду мож­но и нуж­но, не ко­леб­лясь, в лю­бое вре­мя.

Осо­бен­ным свой­ством свя­той во­ды яв­ля­ет­ся то, что, до­бав­лен­ная да­же в неболь­шом ко­ли­че­стве к во­де обыч­ной, она со­об­ща­ет бла­го­дат­ные свой­ства и ей, по­это­му в слу­чае нехват­ки свя­той во­ды ее мож­но раз­ба­вить про­стой.

Нель­зя за­бы­вать, что освя­щен­ная во­да — это цер­ков­ная свя­ты­ня, с ко­то­рой со­при­кос­ну­лась бла­го­дать Бо­жия, и ко­то­рая тре­бу­ет к се­бе бла­го­го­вей­но­го от­но­ше­ния. При бла­го­го­вей­ном от­но­ше­нии свя­тая во­да не пор­тит­ся мно­гие го­ды. Хра­нить ее сле­ду­ет в от­дель­ном ме­сте, луч­ше ря­дом с до­маш­ним ико­но­ста­сом.

Святой пророк Михей

Михей, сын Иемвлая (IX в. до н.э.), пророк. Сын Иемвлая, пророк Израильский, живший в царствование Ахава и нередко обличавший этого беззаконного царя за его нечестие, и грозивший ему за то Божественным судом. Когда Ахав склонил Иосафата вступить с ним в союз, для возвращения Рамофа Галаадского, то подкупленные лжепророки, собранные царем Израильским, обещали им успех в этом предприятии. Но вследствие желания Иосафата был призван для совещания и истинный пророк Иеговы - Михей, хотя Ахав и не хотел было сначала посылать за ним, так как боялся предсказания не в свою пользу и ненавидел его за частые обличения. Посланный за этим благочестивым и нелицемерным пророком старался во время пути склонить его подтвердить предсказания лжепророков. Пр. Михей действительно подтвердил слова лжепророков, но с таким взглядом и тоном, что для всех стало очевидным, что все что он говорил единственно в насмешку. Когда же его заклинали сказать правду, то он торжественно заявил, что лжепророки находились под влиянием лживого духа и что Ахав, если пойдет на войну, падет в Рамофе-Галаадском, Разгневанный царь Израильский приказал заключить пророка Божия в темницу, до своего возвращения с поля битвы. Тогда пророк снова изрек грозный суд Божий на нечестивого царя и призвал весь народ в свидетели истины своего предсказания (3 Цар 22:6-28, 2 Пар. 18:5-27). Во время сражения Ахав был смертельно ранен кем то пущенною на удачу стрелою, и умер на своей колеснице от истечения крови.
Более о пророке Михее ничего неизвестно.



Святые мученики Феопемпт и Феона пострадали в Никомидии в 303 году. Святой Феопемпт был епископом в Никомидии при Диоклитиане. Выступая против идолопоклонства, он защищал веру Христову. Призванный к царю, он отказался выполнить его требование поклониться идолу Аполлону. Святого Феопемпта бросили в раскаленную печь, но он, силой Божией, остался жив. Ночью царь с отрядом воинов пошел к печи и там действительно увидел святого живым и молящимся Богу. Приписывая свершившееся чудо действию волхвования, Диоклитиан приказал морить святого Феопемпта голодом и жаждой в течение 22 дней, но и тут волей Божией мученик был сохранен.

Тогда царь призвал известного волшебника Феону, взявшегося разрушить «чары», которыми, как они предполагали, обладает святой епископ Феопемпт. Феона приготовил для святого Феопемпта яд, вложенный в лепешку, и предложил ему съесть ее. Яд нисколько не повредил святому Феопемпту. Феона во второй раз испытал на мученике действие еще более сильного яда, но, видя, что святой Феопемпт остается невредим, сам уверовал во Христа. Его бросили в темницу вместе со святым епископом, который огласил его и крестил, дав ему имя Синесий (что значит «исполненный разума»).

Утром Диоклитиан призвал святого Феопемпта и вновь убеждал отречься от Христа, но, видя непреклонную твердость святого мужа, предал его многим и тяжким мукам, после чего святой был обезглавлен. Святой мученик Феона, отказавшийся принести жертву идолам, был живым закопан в глубокий ров. Это произошло в Никомидии в 303 году.


Прп. Синклитикия Александрийская

Преподобная Синклитикия родом из Александрии, дочь богатых родителей, прекрасная собой, с юных лет помышляла только об угождении Богу. Возлюбив чистоту девства, она отказалась вступить в брак и все время проводила в посте и молитве. После смерти родителей она раздала нищим имущество и со своей слепой сестрой, приняв иночество, скрылась в одной из гробниц, принадлежавших ее родственникам. Слава о ее подвигах быстро распространилась в окрестностях, и много благочестивых жен и дев пришли к ней, чтобы жить под ее руководством. В продолжение своей подвижнической жизни святая усердно словом и делом поучала сестер. На 80-м году жизни ее постигла тяжелая и мучительная болезнь. Преподобная с истинно христианским терпением переносила ниспосланное ей испытание. Скончалась святая около 350 года, в возрасте 83-х лет.

Прп. Григорий Акритский

Преподобный Григорий Акритский родился на острове Крит в 760 году. Он получил образование от благочестивых родителей. То было время, когда еретики-иконоборцы притесняли православных. Юноша Григорий, желая сохранить православную веру, ушел в Селевкию и там жил, проводя благочестивую жизнь.

На 20-м году жизни преподобный Григорий отправился в Иерусалим и прожил там 12 лет, перенося жестокие притеснения от арабов и евреев. Оттуда святой Григорий переселился в Рим, где принял пострижение. Там он духовно сблизился со святым Михаилом, епископом Синадским (память 23 мая), который взял его с собой и поместил в обители на мысе Акрит (Мраморное море). Там святой нес великие подвиги и скончался около 820 года.

Преподобная Аполлинария

Преподобная Аполлинария была дочерью Анфемия, бывшего правителя Греческой империи во время малолетства Феодосия Младшего (408–450). Отказавшись от брака, она выпросила у своих благочестивых родителей разрешение поклониться святым местам Востока. Прибыв из Иерусалима в Александрию, она тайно от слуг переоделась в одежду инока и скрылась в одно болотистое место, где несколько лет подвизалась в строгом посте и молитвах. По откровению свыше, она направилась в скит к святому Макарию Египетскому, назвав себя иноком Дорофеем. Преподобный Макарий принял ее в число своей братии, и там она вскоре прославилась своей подвижнической жизнью.

У родителей Аполлинарии была другая дочь, страдавшая беснованием. Они отпустили ее в скит к преподобному Макарию, который привел больную к иноку Дорофею (блаженной Аполлинарии), по молитве которого девица получила исцеление. По возвращении домой девица вновь подверглась насилию диавола, который дал ей вид женщины, носящей во чреве. Этот случай привел в сильный гнев родителей ее, которые послали в скит воинов и требовали выдать виновника оскорбления дочери.

Святая Аполлинария взяла на себя вину и пошла с посланными в дом своих родителей. Там она открыла родителям свою тайну, исцелила сестру, возвратилась в скит, где в скором времени мирно скончалась в 470 году. Только после смерти инока Дорофея открылось, что это была женщина. Тело святой было погребено в пещере, в церкви обители святого Макария Египетского.

Преподобный Фостирий, пустынник, подвизался на высокой горе. Силой чудотворений и святостью жизни многих отвратил от ересей.

Преподобный Мина 50 лет подвизался в Синайском монастыре, скончался мирно во второй половине VI века.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU