5 января по старому стилю / 18 января по новому стилю
понедельник
Седмица 34-я по Пятидесятнице (рядовые чтения 33-й седмицы). На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва (303). Прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350). Прп. Симеона Псково-Печерского (1960).
Прор. Михея (IX в. до Р. Х.). Прп. Аполлинарии (ок. 470). Прп. Фостирия. Прп. Мины (VI). Прп. Григория Акритского (ок. 820).
Мч. Иосифа Беспалова и с ним 37-ми мучеников (1921); мц. Евгении Доможировой (1933); сщмч. Сергия Лаврова пресвитера (1934); мч. Матфея Гусева (1938).
Литургия св. Василия Великого.
На 1-м часе: Деян., 33 зач., XIII, 25–32. Мф., 5 зач., III, 1–11. На 3-м часе: Деян., 42 зач., XIX, 1–8. Мк., 1 зач., I, 1–8. На 6-м часе: Рим., 91 зач., VI, 3–11. Мк., 2 зач., I, 9–15. На 9-м часе: Тит., 302 зач., II, 11–14; III, 4–7. Мф., 6 зач., III, 13–17. Лит. – 1 Кор., 143 зач., IX, 19–27. Лк., 9 зач., III, 1–18. На освящении воды: 1 Кор., 143 зач. (от полу́), X, 1–4. Мк., 2 зач., I, 9–11.
День постный.
В этот день 1-й час к утрене не присоединяется, но совершаются отдельно часы навечерия Богоявления и изобразительны. Блаженны читаются.
Литургия св. Василия Великого начинается великой вечерней. Вход с Евангелием, прокимен дня, чтение 13 паримий с пением припевов. После паримий – малая ектения, возглас «Яко Свят еси, Боже наш...», Трисвятое и далее – литургия. Вместо «Достойно» – «О Тебе радуется...». По заамвонной молитве – тропари «Глас Господень...» (стихирным распевом) и великое освящение воды.
По отпусте литургии «посреде церкве» перед зажженной свечой поются тропарь и кондак праздника Богоявления.
Тропарь предпразднства, глас 4: Возвраща́шеся иногда́ Иорда́н река́ ми́лотию Елиссе́евою,/ возне́сшуся Илии́,/ и разделя́хуся во́ды сю́ду и сю́ду/ и бысть ему́ сух путь, и́же мо́крый,/ во о́браз вои́стинну Креще́ния,/ и́мже мы теку́щее жития́ прехо́дим ше́ствие:// Христо́с яви́ся во Иорда́не освяти́ти во́ды.
Кондак предпразднства, глас 4: Во струя́х днесь Иорда́нских быв, Госпо́дь/ Иоа́нну вопие́т:/ не убо́йся крести́ти Мя,/ спасти́ бо приидо́х// Ада́ма первозда́ннаго.
18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день — 6 января и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.
В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11–12 века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».
При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
Святой пророк Михей
Михей, сын Иемвлая (IX в. до н.э.), пророк. Сын Иемвлая, пророк Израильский, живший в царствование Ахава и нередко обличавший этого беззаконного царя за его нечестие, и грозивший ему за то Божественным судом. Когда Ахав склонил Иосафата вступить с ним в союз, для возвращения Рамофа Галаадского, то подкупленные лжепророки, собранные царем Израильским, обещали им успех в этом предприятии. Но вследствие желания Иосафата был призван для совещания и истинный пророк Иеговы - Михей, хотя Ахав и не хотел было сначала посылать за ним, так как боялся предсказания не в свою пользу и ненавидел его за частые обличения. Посланный за этим благочестивым и нелицемерным пророком старался во время пути склонить его подтвердить предсказания лжепророков. Пр. Михей действительно подтвердил слова лжепророков, но с таким взглядом и тоном, что для всех стало очевидным, что все что он говорил единственно в насмешку. Когда же его заклинали сказать правду, то он торжественно заявил, что лжепророки находились под влиянием лживого духа и что Ахав, если пойдет на войну, падет в Рамофе-Галаадском, Разгневанный царь Израильский приказал заключить пророка Божия в темницу, до своего возвращения с поля битвы. Тогда пророк снова изрек грозный суд Божий на нечестивого царя и призвал весь народ в свидетели истины своего предсказания (3 Цар 22:6-28, 2 Пар. 18:5-27). Во время сражения Ахав был смертельно ранен кем то пущенною на удачу стрелою, и умер на своей колеснице от истечения крови.
Более о пророке Михее ничего неизвестно.
Святые мученики Феопемпт и Феона пострадали в Никомидии в 303 году. Святой Феопемпт был епископом в Никомидии при Диоклитиане. Выступая против идолопоклонства, он защищал веру Христову. Призванный к царю, он отказался выполнить его требование поклониться идолу Аполлону. Святого Феопемпта бросили в раскаленную печь, но он, силой Божией, остался жив. Ночью царь с отрядом воинов пошел к печи и там действительно увидел святого живым и молящимся Богу. Приписывая свершившееся чудо действию волхвования, Диоклитиан приказал морить святого Феопемпта голодом и жаждой в течение 22 дней, но и тут волей Божией мученик был сохранен.
Тогда царь призвал известного волшебника Феону, взявшегося разрушить «чары», которыми, как они предполагали, обладает святой епископ Феопемпт. Феона приготовил для святого Феопемпта яд, вложенный в лепешку, и предложил ему съесть ее. Яд нисколько не повредил святому Феопемпту. Феона во второй раз испытал на мученике действие еще более сильного яда, но, видя, что святой Феопемпт остается невредим, сам уверовал во Христа. Его бросили в темницу вместе со святым епископом, который огласил его и крестил, дав ему имя Синесий (что значит «исполненный разума»).
Утром Диоклитиан призвал святого Феопемпта и вновь убеждал отречься от Христа, но, видя непреклонную твердость святого мужа, предал его многим и тяжким мукам, после чего святой был обезглавлен. Святой мученик Феона, отказавшийся принести жертву идолам, был живым закопан в глубокий ров. Это произошло в Никомидии в 303 году.
Прп. Синклитикия Александрийская
Преподобная Синклитикия родом из Александрии, дочь богатых родителей, прекрасная собой, с юных лет помышляла только об угождении Богу. Возлюбив чистоту девства, она отказалась вступить в брак и все время проводила в посте и молитве. После смерти родителей она раздала нищим имущество и со своей слепой сестрой, приняв иночество, скрылась в одной из гробниц, принадлежавших ее родственникам. Слава о ее подвигах быстро распространилась в окрестностях, и много благочестивых жен и дев пришли к ней, чтобы жить под ее руководством. В продолжение своей подвижнической жизни святая усердно словом и делом поучала сестер. На 80-м году жизни ее постигла тяжелая и мучительная болезнь. Преподобная с истинно христианским терпением переносила ниспосланное ей испытание. Скончалась святая около 350 года, в возрасте 83-х лет.
Прп. Григорий Акритский
Преподобный Григорий Акритский родился на острове Крит в 760 году. Он получил образование от благочестивых родителей. То было время, когда еретики-иконоборцы притесняли православных. Юноша Григорий, желая сохранить православную веру, ушел в Селевкию и там жил, проводя благочестивую жизнь.
На 20-м году жизни преподобный Григорий отправился в Иерусалим и прожил там 12 лет, перенося жестокие притеснения от арабов и евреев. Оттуда святой Григорий переселился в Рим, где принял пострижение. Там он духовно сблизился со святым Михаилом, епископом Синадским (память 23 мая), который взял его с собой и поместил в обители на мысе Акрит (Мраморное море). Там святой нес великие подвиги и скончался около 820 года.
Преподобная Аполлинария
Преподобная Аполлинария была дочерью Анфемия, бывшего правителя Греческой империи во время малолетства Феодосия Младшего (408–450). Отказавшись от брака, она выпросила у своих благочестивых родителей разрешение поклониться святым местам Востока. Прибыв из Иерусалима в Александрию, она тайно от слуг переоделась в одежду инока и скрылась в одно болотистое место, где несколько лет подвизалась в строгом посте и молитвах. По откровению свыше, она направилась в скит к святому Макарию Египетскому, назвав себя иноком Дорофеем. Преподобный Макарий принял ее в число своей братии, и там она вскоре прославилась своей подвижнической жизнью.
У родителей Аполлинарии была другая дочь, страдавшая беснованием. Они отпустили ее в скит к преподобному Макарию, который привел больную к иноку Дорофею (блаженной Аполлинарии), по молитве которого девица получила исцеление. По возвращении домой девица вновь подверглась насилию диавола, который дал ей вид женщины, носящей во чреве. Этот случай привел в сильный гнев родителей ее, которые послали в скит воинов и требовали выдать виновника оскорбления дочери.
Святая Аполлинария взяла на себя вину и пошла с посланными в дом своих родителей. Там она открыла родителям свою тайну, исцелила сестру, возвратилась в скит, где в скором времени мирно скончалась в 470 году. Только после смерти инока Дорофея открылось, что это была женщина. Тело святой было погребено в пещере, в церкви обители святого Макария Египетского.
Преподобный Фостирий, пустынник, подвизался на высокой горе. Силой чудотворений и святостью жизни многих отвратил от ересей.
Преподобный Мина 50 лет подвизался в Синайском монастыре, скончался мирно во второй половине VI века.