15 июня. Святителя Никифора исп., патриарха Константинопольского. Великомученика Иоанна Нового, Сочавского.

2 июня по старому стилю / 15 июня по новому стилю
среда

Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского (828). Вмч. Иоанна Нового, Сочавского (1330–1340).
Обре́тение мощей прав. Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской (1819). Прп. Додо Гареджийского (623) (Груз.) (переходящее празднование в среду по Вознесении).
Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).


Деян., 47 зач., XXIII, 1–11. Ин., 54 зач., XVI, 15–23.

Тропарь святителя Никифора, глас 4:
Пра́вило ве́ры... (см. Тропари, кондаки и величания общие)

Кондак святителя Никифора, глас 4:
Побе́ды вене́ц с Небесе́,/ о Ники́форе пресла́вне,/ я́ко прие́м от Бо́га,/ спаса́й ве́рою почита́ющия тя,// я́ко священнонача́льника Христо́ва и учи́теля.

Святитель Никифор Исповедник

Святитель Никифор Исповедник родился в Константинополе во второй половине VIII века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем его родителями, Феодором и Евдокией. Они дали сыну настоящее христианское воспитание, подкрепленное примером их собственной жизни. Отец его пострадал как исповедник Православия от императора-иконоборца Константина Копронима (740–775). Мать, разделявшая все испытания своего мужа, последовала за ним в изгнание, а после его смерти вернулась в Константинополь и окончила жизнь в иночестве. Святой Никифор получил хорошее светское образование, но больше всего изучал Священное Писание и читал духовные книги.

В царствование Льва IV (775–780) святой Никифор получил звание царского советника. Находясь при царском дворе, он продолжал вести строгую, добродетельную жизнь, твердо хранил чистоту Православной веры и ревностно защищал почитание святых икон. После смерти Льва IV, в царствование Константина VI (780–797) и его матери святой Ирины, в 787 году в Никее был созван VII Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь. Глубоко зная Священное Писание, святой Никифор от имени императора выступил на Соборе в защиту Православия, чем оказал большую помощь святым отцам Собора.

После Собора святитель Никифор несколько лет оставался при дворе, но полная суеты жизнь все более и более тяготила святого. Он оставил службу и поселился в уединении, при Босфоре, проводя жизнь в научных трудах, безмолвии, посте и молитве. Святой Никифор построил церковь, основал монастырь и вел строгую иноческую жизнь еще до принятия иноческого пострига.

В царствование императора Никифора I (802–811), после кончины святого Патриарха Тарасия (784–806), святой Никифор был избран на его место, принял иноческий постриг и священнический сан и был возведен на патриарший престол 12 апреля 806 года, в день святой Пасхи. При императоре Льве V Армянине (813–820), яром приверженце иконоборческой ереси, для Церкви вновь начался период смут и гонений. Император не мог сразу начать открытое гонение на Православие, поскольку иконоборчество было осуждено VII Вселенским Собором. Святой Патриарх продолжал служить в Великой церкви, смело убеждая народ хранить Православную веру, и проводил последовательную и неослабную борьбу с ересью. Император начал вызывать из ссылки епископов и клириков, отлученных от Церкви VII Вселенским Собором. Составив из них еретический собор, император потребовал, чтобы Патриарх явился для прений о вере. Патриарх отказался рассуждать о вере с еретиками, так как учение иконоборцев уже было предано анафеме VII Вселенским Собором. Он всячески старался образумить императора и его окружение, безбоязненно разъяснял народу учение о почитании святых икон, написал увещания к императрице и градоначальнику Евтихиану, ближайшему к императору сановнику, присоединив в конце пророческое слово о скорой гибели еретиков от «карающей руки Господней». Тогда еретический собор отлучил от Церкви святого Патриарха Никифора и его предшественников-блаженнопочивших Патриархов Тарасия и Германа. Святой Никифор был сослан сначала в монастырь в Хрисополь, а затем – на остров Проконнис в Мраморном море. После 13 лет лишений и скорбей 2 июня 828 года святой Патриарх Никифор скончался в изгнании.

13 марта 847 года нетленные мощи святого Патриарха Никифора, пролежавшие в земле 19 лет, с торжеством были перенесены в Константинополь в соборную церковь Святой Софии.

Святитель Никифор был выдающимся церковным деятелем своего времени, «украшением века и кафедры» и, много послужив Церкви, оставил обширное духовное наследие – многочисленные труды исторического, догматического и канонического содержания.


Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, жил в ХIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным.

Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле. Капитан корабля был неправославным. Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть ученый муж, желающий тоже стать огнепоклонником.

Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, посулив веру во Христа.

Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой» (Мк. 13, 11). И Господь дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.

После этого святой был так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову.

Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами.

Капитан, предавший святого Иоанна на муки, раскаялся и решил тайно увезти мощи на свою родину, но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Через 70 лет мощи были перенесены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву и положены в соборной церкви.


Преподобный Додо Гареджийский

Пре­по­доб­ный До­до Га­реджий­ский († 596/623) при­над­ле­жал к цар­ско­му ро­ду Ан­д­ро­ни­ка­шви­ли, про­ис­хо­дил из ка­хе­тин­ских кня­зей Вач­над­зе­вых. Он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство еще в мо­ло­до­сти и снис­кал вся­кую доб­ро­де­тель. Лю­би­тель бед­но­сти и уеди­не­ния, он под­ви­зал­ся от­шель­ни­ком в Ни­ноц­мин­де в Ка­хе­тии.

Услы­шав о чу­де­сах пре­по­доб­но­го Да­ви­да Га­реджий­ско­го, До­до от­пра­вил­ся в Га­реджий­скую пу­стынь чтобы са­мо­му за­сви­де­тель­ство­вать их. Свя­тые от­цы теп­ло при­ня­ли друг дру­га, и До­до остал­ся жить под ру­ко­вод­ством Да­ви­да. Пять лет про­вел он с ним вме­сте. Со вре­ме­нем, глу­бо­ко впе­чат­лен­ный его пре­дан­но­стью Ве­ре, пре­по­доб­ный Да­вид пред­ло­жил свя­то­му До­до взять с со­бой неко­то­рых мо­на­хов и на­чать стро­и­тель­ство кел­лий на со­сед­ней го­ре.

Пре­по­доб­ный До­до с бра­ти­ей по­стро­и­ли кел­лии но­вой оби­те­ли в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и с ве­ли­ким рве­ни­ем от­да­лись по­дви­гам. Вско­ро­сти чис­ло кел­лий до­стиг­ло двух­сот. Пре­по­доб­ный До­до за­тво­рил­ся в уз­кой рас­ще­лине, где еле до­ста­ва­ло ме­ста для од­но­го че­ло­ве­ка, и непре­стан­но мо­лил­ся с по­ка­ян­ны­ми сле­за­ми о про­ще­нии сво­их гре­хов, об утвер­жде­нии душ бра­тии и об уси­ле­нии Ве­ры по всей стране.

Од­на­жды пре­по­доб­ный Да­вид чу­дес­но из­ле­чил сы­на кня­зя Бу­ба­ка­ра Ру­став­ско­го. Бла­го­дар­ный князь по­жа­ло­вал оби­те­ли пи­щу и раз­ные необ­хо­ди­мые ве­щи, из ко­то­рых Да­вид часть взял для сво­ей бра­тии, а часть ото­слал к До­до. Пре­по­доб­ный Да­вид по­со­ве­то­вал Бу­ба­ка­ру при­нять у До­до Кре­ще­ние, и пре­по­доб­ный До­до с ра­до­стью кре­стил кня­зя, его сы­но­вей и всю его сви­ту.

За по­дви­ги бла­го­че­стия и свя­тость жиз­ни свя­той До­до удо­сто­ил­ся быть ду­хов­ни­ком сво­е­го на­став­ни­ка. Пре­по­доб­ный Да­вид, от­прав­ля­ясь на по­кло­не­ние Гро­бу Гос­под­ню, по­ру­чил пре­по­доб­но­му До­до вме­сте со сво­им уче­ни­ком, пре­по­доб­ным Лу­ки­а­ном, не толь­ко свою, но и дру­гие оби­те­ли, на­хо­див­ши­е­ся под его ру­ко­вод­ством. Свя­той До­до еще при жиз­ни удо­сто­ил­ся да­ра чу­до­тво­ре­ния и бла­го­уха­ния.

Пре­по­доб­ный До­до тру­дил­ся в ос­но­ван­ном им мо­на­сты­ре до пре­клон­но­го воз­рас­та, управ­ляя им в те­че­нии 25 лет. Пре­ста­вил­ся он в ми­ре, в сре­ду седь­мой сед­ми­цы по Па­схе. Его ду­хов­ные де­ти и спут­ни­ки по­греб­ли его в пе­ще­ре где он под­ви­зал­ся, а впо­след­ствии над мо­ги­лой был по­стро­ен храм. Свя­то­му До­до со­став­ле­на служ­ба.


Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская

Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская, дочь боярина Максима Данилова, прославилась высоким супружеским целомудрием. Супруг ее, Вяземский князь Симеон Мстиславич, вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем вынужден был бежать из родных земель, которые захватил литовский князь Витовт. Тогда московский князь Василий Димитриевич дал изгнанным князьям тверской город Торжок.

Князь Юрий Святославич пленился красотой Иулиании и всячески старался склонить ее к прелюбодеянию, но Иулиания строго хранила супружескую верность. Однажды во время пира князь Юрий убил мужа Иулиании в надежде насилием овладеть ею. Святая Иулиания воспротивилась насильнику. Разъяренный князь Юрий приказал отрубить ей ноги и руки, а тело ее бросить в реку Тверцу. Мученичество святой Иулиании совершилось зимой 1406 года.

От угрызеней совести князь Юрий бежал к татарам, но и там не нашел покоя. Тогда он удалился в Рязанскую пустынь (где и умер в 1408 году).

Весной 1406 года тело блаженной княгини увидели плывущим против течения. Некий расслабленный услышал Голос свыше, повелевавший похоронить тело святой Иулиании у южных врат собора в Торжке. Гроб с телом впоследствии поставлен в Спасо-Преображенском соборе, где многие получали от него исцеления. В связи с прославлением святой Иулиании 2 июня 1819 года был устроен правый придел, посвященный ее имени. У собора Преображения Господня, где раньше была часовня над гробом святой, устроена церковь и также освящена во имя святой Иулиании, в 1906 году.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU