10 июня. Преподобный Никита исповедник, епископ Халкидонский. Святитель Геронтий Московский и всея России, митрополит. Прп. Елены Дивеевской

28 мая по старому стилю / 10 июня по новому стилю
среда
Прп. Никиты исп., еп. Халкидонского (IX). Свт. Игнатия, еп. Ростовского (1288). Прп. Елены Дивеевской (1832).
Свт. Геронтия, митр. Московского и всея России (1489). Сщмч. Евтихия, еп. Мелитинского (I). Мц. Еликониды (244). Сщмч. Елладия еп. (VI–VII).
Прмчч. Макария Моржова, Дионисия Петушкова, сщмч. Николая Аристова диакона, мчч. Игнатия Маркова и Петра Юдина (1931); прп. Ираклия Мотяха исп. (1936); прмц. Гермогены Кадомцевой (1942).
Никейской (304) и Чухломской (Галичской) (1350) икон Божией Матери.

Рим., 87 зач., IV, 13–25. Мф., 23 зач., VII, 21–23.

Тропарь преподобного Никиты, епископа Халкидонского, глас 4:
Пра́вило ве́ры... (см. Тропари, кондаки и величания общие)

Кондак преподобного Никиты, епископа Халкидонского, глас 8:
Све́тлостию дел твои́х просия́л еси́, преподо́бне,/ апо́стольскаго престо́ла насле́дник был еси́, Ники́то,/ и, я́ко со́лнце, облиста́л еси́ твое́й па́стве, о́тче,/ вся Боже́ственных уче́ний испо́лнь./ Те́мже зове́м ти:// ра́дуйся, Халкидо́ну удобре́ние.


Преподобный Никита исповедник, епископ Халкидонский

Преподобный Никита исповедник, епископ Халкидонский, жил во 2-й половине VIII века. За свою богоугодную жизнь он был возведен в сан епископа Халкидонского. Святитель Никита отличался милосердием, всегда помогал нищим, в своем доме принимал странников, заботился о сиротах и вдовах, заступался за обижаемых. В царствование иконоборца Льва Армянина (813–820) святитель Никита мужественно обличал иконоборческую ересь и убеждал своих пасомых благоговейно поклоняться святым иконам Христа, Божией Матери и угодников Божиих, перенес много страданий от нечестивого императора и его единомышленников-иконоборцев, был подвергнут мучениям и отправлен в ссылку. Святой исповедник Никита скончался в начале IХ века. У мощей его совершались чудеса исцеления. В каноне службы ему, написанном Константинопольским пресвитером Иосифом, прославляется также брат святителя Никиты – святой Игнатий.


Пре­по­доб­ная Еле­на Ди­ве­ев­ская

Пре­по­доб­ная Еле­на Ди­ве­ев­ская, в ми­ру Еле­на Ва­си­льев­на Ман­ту­ро­ва, про­ис­хо­ди­ла из ста­рин­но­го дво­рян­ско­го ро­да и жи­ла со сво­им бра­том Ми­ха­и­лом Ва­си­лье­ви­чем в ро­до­вом се­ле Ну­ча Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии.
В 17 лет де­вуш­ка, стре­мив­ша­я­ся к свет­ской жиз­ни, чуд­ным об­ра­зом бы­ла об­ра­ще­на к ду­хов­ной жиз­ни. Ей при­ви­дел­ся страш­ный змей, со­би­рав­ший­ся по­гло­тить ее.
Де­вуш­ка взмо­ли­лась: «Ца­ри­ца Небес­ная, спа­си! Даю Те­бе клят­ву – ни­ко­гда не вы­хо­дить за­муж и уй­ти в мо­на­стырь!» Змей тут же ис­чез. По­сле это­го слу­чая Еле­на Ва­си­льев­на из­ме­ни­лась, ста­ла чи­тать ду­хов­ные кни­ги, мно­го мо­лить­ся. Она жаж­да­ла вы­пол­нить своё обе­ща­ние.
Вско­ре Еле­на Ва­си­льев­на по­еха­ла в Са­ров к от­цу Се­ра­фи­му про­сить его бла­го­сло­ве­ния на по­ступ­ле­ние в мо­на­стырь. Но толь­ко через три го­да пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский бла­го­сло­вил Еле­ну по­сту­пить в Ди­ве­ев­скую Ка­зан­скую об­щи­ну.
Необык­но­вен­но доб­рая от при­ро­ды, пре­по­доб­ная Еле­на мно­го по­мо­га­ла сест­рам. По за­по­ве­ди, дан­ной ей ду­хов­ным от­цом, она боль­ше мол­ча­ла и по­сто­ян­но мо­ли­лась.
Со вре­ме­ни освя­ще­ния хра­мов, при­стро­ен­ных к Ка­зан­ской церк­ви (Рож­де­ства Хри­сто­ва и Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы), ба­тюш­ка Се­ра­фим на­зна­чил Еле­ну Ва­си­льев­ну цер­ков­ни­цей и риз­ни­чей. Для это­го она бы­ла по­стри­же­на в ря­со­фор.
Так про­жи­ла она в оби­те­ли до 27 лет. Пе­ред кон­чи­ной Еле­на Ва­си­льев­на спо­до­би­лась мно­гих чу­дес­ных ви­де­ний. Через несколь­ко дней бо­лез­ни 28 мая 1832 го­да на­ка­нуне дня Свя­той Тро­и­цы она ти­хо скон­ча­лась.
Про­ви­дя это ду­хом, свя­той ста­рец по­сы­лал всех в Ди­ве­е­во: «Ско­рее, ско­рее гря­ди­те в оби­тель, там ве­ли­кая гос­по­жа на­ша ото­шла ко Гос­по­ду!» В со­ро­ко­вой день по её кон­чине отец Се­ра­фим пред­ска­зал, что «со вре­ме­нем её мо­щи бу­дут по­чи­вать от­кры­то в оби­те­ли».
На мо­ги­ле Еле­ны Ва­си­льев­ны не раз тво­ри­лись чу­де­са и ис­це­ле­ния. В оби­те­ли до ее за­кры­тия в 1927 го­ду хра­ни­лись цер­ков­ные кни­ги, где эти слу­чаи бы­ли по­дроб­но опи­са­ны, но до нас они не до­шли.
26 сен­тяб­ря 2000 го­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­ной Еле­ны Ди­ве­ев­ской, ко­то­рые вме­сте с мо­ща­ми схи­мо­на­хи­ни Алек­сан­дры (Мель­гу­но­вой) и схи­мо­на­хи­ни Мар­фы (Ме­лю­ко­вой), со­глас­но про­ро­че­ству от­ца Се­ра­фи­ма, Бы­ли тор­же­ствен­но по­ме­ще­ны в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы. 22 де­каб­ря 2000 го­да со­сто­я­лось её про­слав­ле­ние как мест­но­чти­мой свя­той Ни­же­го­род­ской епар­хии.
Пра­во­слав­ные ве­ру­ю­щие вспо­ми­на­ют но­во­яв­лен­ную свя­тую Зем­ли Рус­ской 28 мая (10 июня) и 8 (21) июля – в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра свя­тых жён Ди­ве­ев­ских.
По мо­лит­вам пре­по­доб­ной Еле­ны Ди­ве­ев­ской со­вер­ша­ют­ся чу­де­са ис­це­ле­ния от бо­лез­ней ног, су­ста­вов, зуб­ной и го­лов­ной бо­ли, ду­шев­ных рас­стройств и дру­гих за­боле­ва­ний.

Свя­ти­тель Ге­рон­тий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский

Свя­ти­тель Ге­рон­тий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, был воз­ве­ден на пер­во­свя­ти­тель­скую ка­фед­ру 29 июня 1471 го­да. Преж­де он был на­сто­я­те­лем Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря в Москве, до 1455 го­да воз­ве­ден в сан епи­ско­па Ко­ло­мен­ско­го.

Вре­мя прав­ле­ния свя­ти­те­ля Ге­рон­тия озна­ме­но­ва­но рас­ши­ре­ни­ем цер­ков­но­го стро­и­тель­ства. По­сле по­жа­ра в ап­ре­ле 1471 го­да был за­но­во по­стро­ен мит­ро­по­ли­чий дом и дру­гие стро­е­ния. В 1481 го­ду им бы­ла за­ло­же­на цер­ковь По­ло­же­ния Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и освя­ще­на 21 ав­гу­ста 1486 го­да. При уча­стии свя­ти­те­ля Ге­рон­тия стро­ит­ся Успен­ский со­бор в Крем­ле, освя­ще­ние ко­то­ро­го со­сто­я­лось 12 ав­гу­ста 1479 го­да. 24 ав­гу­ста про­ис­хо­ди­ло тор­же­ствен­ное пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра в но­вый со­бор.

В пе­ри­од прав­ле­ния свя­ти­те­ля Ге­рон­тия ослож­ни­лись от­но­ше­ния Церк­ви с ве­ли­ким кня­зем Иоан­ном III.

Свя­ти­тель Ге­рон­тий об­ла­дал твер­дым ха­рак­те­ром и от­ста­и­вал неза­ви­си­мость Цер­кви от втор­же­ния ве­ли­ко­го кня­зя в цер­ков­ные де­ла. Меж­ду ни­ми воз­ник­ли спо­ры, в ко­то­рых при­ни­мал уча­стие и ар­хи­епи­скоп Ро­стов­ский Вас­си­ан, ду­хов­ник ве­ли­ко­го кня­зя. На неко­то­рое вре­мя мит­ро­по­лит Ге­рон­тий оста­вил ка­фед­ру и уда­лил­ся в Си­мо­нов мо­на­стырь. Но так как боль­шин­ство ду­хо­вен­ства при­зна­ва­ло право­ту пер­во­и­е­рар­ха, ве­ли­кий князь Иоанн III про­сил у свя­ти­те­ля Ге­рон­тия про­ще­ния и обе­щал не вме­ши­вать­ся в цер­ков­ные де­ла. По­сле это­го свя­ти­тель воз­вра­тил­ся на ка­фед­ру. Бу­дучи непре­клон­ным в де­лах цер­ков­ных, свя­ти­тель Ге­рон­тий все­гда был доб­рым со­вет­чи­ком и со­юз­ни­ком ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го в де­лах го­судар­ствен­ных. Так, в 1478 го­ду Нов­го­род Ве­ли­кий был окон­ча­тель­но под­чи­нен Москве. С это­го вре­ме­ни на Нов­го­род­скую ка­фед­ру воз­во­ди­лись ар­хи­пас­ты­ри, из­бран­ные в Москве.

В 1483 го­ду свя­ти­тель Ге­рон­тий на непро­дол­жи­тель­ное вре­мя вновь уда­лил­ся в Си­мо­нов мо­на­стырь из-за бо­лез­ни, но вско­ре воз­вра­тил­ся и бла­го­по­луч­но управ­лял цер­ков­ны­ми де­ла­ми до бла­жен­ной кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей 28 мая 1489 го­да, на­ка­нуне празд­ни­ка Воз­не­се­ния.

Свя­ти­тель Ге­рон­тий был по­гре­бен в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля. Со­хра­ни­лись не­сколь­ко гра­мот и по­сла­ние к ве­ли­ко­му кня­зю, со­став­лен­ные мит­ро­по­ли­том Ге­рон­ти­ем. По­сле кон­чи­ны на­ча­лось его по­чи­та­ние. В XVII ве­ке в Успен­ском со­бо­ре бы­ла из­вест­на ико­на свя­ти­те­ля Ге­рон­тия. В «Ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке» со­дер­жит­ся ука­за­ние о на­пи­са­нии его изо­бра­же­ния вме­сте со свя­ти­те­ля­ми Ки­при­а­ном, Фо­ти­ем и дру­ги­ми пер­во­и­е­рар­ха­ми.

Тропарь святителю Геронтию, митрополиту Московскому глас 6
Днесь душа всяка веселится/ на память успения святителя Христова Геронтия,/ премудрости ревнителя/ и кротости учителя,/ смирению наказателя,/ учением Божественных словес верныя насладившаго./ Русскаго митрополита похвалим,/ святительства паству приимшаго,/ украсившаго Церковь Христову./ Тем и Христос видя твое благопроизволение,/ причте тя в лик праведных,/ святителю Геронтие,/ моли Христа Бога и Пречистую Богородицу/ непрестанно о всех нас.

Кондак святителю Геронтию, митрополиту Московскому глас 2
Божиим Духом иночество вожделе/ и восприя Духа Святаго благодатию,/ и святительства сана сподобился еси,/ содержаще престол Русския Митрополии,/ и бысть пастырь и учитель от рода русскаго,/ пасый стадо Христово словесных овец,/ и обрете благодать от Господа, Геронтие святителю,/ Емуже всегда о нас непрестанно молися,/ спастися душам нашим.

Свт. Игнатий, еп. Ростовский.

Святой Игнатий родился от благочестивых родителей и был воспитан ими во всякой христианской добродетели. Убедившись в суете мира сего, он отрёкся от мира и принял пострижение в монашество. Так как он проводил жизнь весьма добродетельную, то был назначен первоначально архимандритом, а потом епископом города Ростова1. Приняв под свое попечение епархию ростовскую, он с великим вниманием пас стадо свое. Пробыв во святительстве двадцать шесть лет, преставился ко Господу в 6796-е лето от сотворения мира, рождества же во плоти Бога Слова в 1288-ом году, в 28-ой день месяца мая, в пятницу, после вечерни2.
Узнав о кончине святого, весь город Ростов собрался к телу его; все горько плакали и рыдали, сожалея о кончине общего пастыря и учителя всех, помощника и заступника в бедах и скорбях, ходатая вдовицам и сиротам, питателя нищих и убогих, наставника и учителя иерейского и монашеского чина и советника князей и вельмож. Взяв честное тело святителя Игнатия, все понесли его в церковь, но по причине множества народа, собравшегося в нее, не могли внести его внутрь церкви, а поставили пред церковью; после этого начали петь погребальные песнопения.
В это время проходили мимо церкви две благочестные монахини, одна из них называлась Феодосиею; она была супругою протодиакона святителева Павла, но тотчас же, по вступлении в законный брак, они посвятили себя девственной и чистой жизни. Всю жизнь свою они подвизались в посте и молитвах. Многие могли засвидетельствовать чистоту жизни их. Когда блаженный Павел отошел ко Господу, то супруга его приняла пострижение в иночество. Узнав о кончине святителя Игнатия, она пришла поклониться мощам его; вместе с нею пришла и другая инокиня по имени Ксения, проводившая столь же добродетельную и богоугодную жизнь. Эти две инокини и еще некоторые благочестивые люди. которые сподобились откровения божественного, видели такое чудо: когда честные мощи святителя Игнатия были несены к церкви, то святитель Божий встал из гроба в своем архиерейском облачении, пошел по воздуху и стал высоко в воздухе над церковью; затем благословил весь народ и весь город; потом вошел в пещеру, ископанную в земле около жертвенника, где был ему приготовлен и гроб.
Это открыл Бог инокиням тем, а также и еще некоторым благочестивым людям для прославления угодника Своего и в показание всем святости его; этим Господь показал людям, что святитель Игнатий заслужил милость от Господа и сподобился одинаковой части со святыми.
Около того же времени случилось и другое чудо: некий архимандрит Стефан имел со дня рождения своего один палец пригнутым к ладони; когда он прикоснулся к честному телу святителя Игнатия, тотчас скорченной палец его выпрямился, стал здравым, как и прочие пальцы.
Потом честное тело святителя Игнатия было внесено в церковь. Утром следующего дня все снова собрались к мощам угодника Божия, дабы сотворить обычное служение и воспеть погребальные песнопения. Когда положили тело святителя Божия во гроб и дали в руку ему свитки, в которых написаны были имена всех тех, кого святитель Игнатий посвятил в сан пресвитерский и диаконский, то угодник Божий, как живой, простер руку свою и принял свитки. Все, видевшие чудо это, преисполнились великого страха и радости и прославили Бога. Молитвами сего угодника Божия, святителя Игнатия да сподобимся и мы быть вместе с ним участником благ вечных, уготованных о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому воссылается слава вечно. Аминь.

Тропарь, глас 4:
Благоверия просвещься учении святительства прием паству, и апостолом наследник быв, тем приял еси от Бога дар чудес святителю отче Игнатие. Моли Христа Бога, да спасет душы наша.

Кондак, глас 4:
Явися днесь пресветлая память твоя святителю преблаженне Игнатие, в мире светло сияющи, и являющи всем божественное сияние.

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | р.Б. Алексий »» | 12.06.2015 16:50
  
1
В записи относительно Елены Мантуровой "26 сен­тяб­ря 2000 го­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­ной Еле­ны Ди­ве­ев­ской, ко­то­рые вме­сте с мо­ща­ми схи­мо­на­хи­ни Алек­сан­дры (Мель­гу­но­вой) и схи­мо­на­хи­ни Мар­фы (Ме­лю­ко­вой), со­глас­но про­ро­че­ству от­ца Се­ра­фи­ма, Бы­ли тор­же­ствен­но по­ме­ще­ны в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы. 22 де­каб­ря 2000 го­да со­сто­я­лось её про­слав­ле­ние как мест­но­чти­мой свя­той Ни­же­го­род­ской епар­хии" имеется неточность.
Дело в том, что согласно пророчества преподобного Серафима о своих мощах, а также о мощах дивеевских святых произойдет следующим образом: "Открыв мне, - пишет далее Мотовилов, - сию великую и страшную тайну, великий старец поведал мне, что по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеево и там откроет проповедь всемирного покаяния. На проповедь же ту, паче же на чудо воскресения, соберется народу великое множество со всех концов земли, Дивеево станет лаврой, Вертьяново - городом, а Арзамас - губернией. И проповедуя в Дивееве покаяние, батюшка Серафим откроет в нем четверо мощей и по открытии их сам между ними ляжет. И тогда вскоре настанет и конец всему". Такова великая Дивеевская благочестия тайна, открытая мною в собственноручных записях симбирского совестного судьи Николая Александровича Мотовилова, сотаинника великого прозорливца чина пророческого - преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея России чудотворца (ИЗ КНИГИ "НА БЕРЕГУ БОЖИЕЙ РЕКИ" С.А. Нилуса, http://tainadiveevo.ru/vdt-nilus.html#a). Иных признанных пророчеств преподобного Серафима на этот счет не известно, поскольку именно через Н.А. Мотовилова и дошло до нас преимущественно все, сказанное преподобным. Т.е. мощи дивеевских святых должен открыть сам воскресший Серафим Саровский.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites