9 ноября. Святого мученика Нестора Солунского. Преподобного Нестора Летописца

27 октября по старому стилю / 9 ноября по новому стилю
среда

Мч. Нестора Солунского (ок. 306).
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним.
Прмч. Сергия Чернухина (1942).


Кол., 251 зач., I, 18–23. Лк., 56 зач., XI, 9–13. Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.

Тропарь мученика Нестора, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Не́стор... (см. Тропари, кондаки и величания общие)

Кондак мученика Нестора, глас 2:
Страда́льчествовав до́бре,/ безсме́ртную сла́ву насле́довал еси́ ны́не,/ я́ко во́ин изря́дный Влады́ки был еси́,/ моли́твами Дими́трия му́ченика:/ с ним у́бо, Не́сторе му́дре,// моля́ не преста́й о всех нас.

Нестор Солунский (ок. 306), мученик.
Юноша Нестор был учеником святого Димитрия Солунского, приходивший в тюрьму слушать его наставления.
По случаю императорского прибытия в Солуни происходили гладиаторские игры. Некий германец Лий, любимый силач императора, одолевал всех и сбрасывал с помоста на острые копья. Нестор, видя, как Лий убивал христиан, решился вступить в борьбу с ним и пошел к Димитрию в темницу просить его молитвы и благословения. Святый осенил его крестным знамением и сказал: «Лия победишь и сам постраждешь за Христа!» Укрепленный всемогущей силой Божией, юноша-христианин, к посрамлению язычников, победил Лия и сбросил его с помоста на копья. Взбешённый император, узнав что Нестор – христианин и ученик святого Димитрия, повелел немедленно казнить святого который был тотчас обезглавлен.

Преподобный Нестор Летописец, Печерский
Пре­по­доб­ный Нестор Ле­то­пи­сец ро­дил­ся в 50-х го­дах XI ве­ка в Ки­е­ве, 17-ти лет по­сту­пил в Ки­е­во-Пе­чер­скую оби­тель. Был по­слуш­ни­ком пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия. По­стриг при­нял от игу­ме­на Сте­фа­на, пре­ем­ни­ка Фе­о­до­сия. Чи­сто­тою жиз­ни, мо­лит­вою и по­слу­ша­ни­ем юный по­движ­ник ско­ро пре­взо­шел да­же из­вест­ных пе­чер­ских стар­цев. Был по­свя­щен во иеро­ди­а­ко­на. О его вы­со­кой ду­хов­ной жиз­ни го­во­рит то, что он в чис­ле дру­гих пре­по­доб­ных от­цов участ­во­вал в из­гна­нии бе­са из Ни­ки­ты За­твор­ни­ка, впо­след­ствии Нов­го­род­ско­го свя­ти­те­ля (па­мять 31 ян­ва­ря), пре­льщен­но­го в иудей­ское мудр­ство­ва­ние. Пре­по­доб­ный Нестор яв­ля­ет­ся со­ста­ви­те­лем пер­во­на­чаль­ной ис­то­рии на­ше­го Оте­че­ства, или ле­то­пи­си, где он из­ла­га­ет по го­дам ска­за­ние о на­ча­ле Рус­ской зем­ли и по­сле­ду­ю­щих со­бы­ти­ях ее ис­то­рии до 1100 го­да. Кро­ме то­го, им на­пи­са­но жи­тие свя­тых кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба, «Ска­за­ние о пер­вых пе­чер­ских по­движ­ни­ках» и проч.
Нестор до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти и мир­но скон­чал­ся око­ло 1114 го­да.
Первыми письменными произведениями Нестора Летописца стали «Житие Святых Бориса и Глеба», а также «Житие преподобного Феодосия Печерского». Основной его работой считается летопись «Повесть временных лет», написанная им в 1113 году. Её полное название — «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».
Преподобный Нестор не был единственным автором «Повести», ещё до него его предшественники трудились над собиранием материала. При составлении летописи Нестор пользовался русскими летописными сводами и сказаниями, монастырскими записями, византийскими хрониками, различными историческими сборниками, рассказами старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов и путешественников. Заслуга преподобного Нестора заключалась в том, что он собрал, обработал и представил потомкам свой исторический труд и изложил в нём сведения о Крещении Руси, о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о первых митрополитах Русской церкви, о возникновении Киево-Печерской обители, о её основателях и подвижниках.
Несторова «Повесть» не сохранилась в первоначальном виде. После смерти покровителя печерских монахов Святополка Изяславича в 1113 году киевским князем стал Владимир Мономах. Он вошёл в конфликт с верхушкой Киево-Печерского монастыря и передал летописание инокам Выдубицкого монастыря. В 1116 году выдубицкий игумен Сильвестр переделал заключительные статьи «Повести временных лет». Так появилась вторая редакция произведения. До наших дней «Повесть временных лет» дошла в составе Лаврентьевской летописи, Первой Новгородской летописи и Ипатьевской летописи.

Нестор преподобный печерский некнижный
Пре­по­доб­ный Нестор Некниж­ный, име­ну­е­мый так в от­ли­чие от пре­по­доб­но­го Несто­ра Ле­то­пис­ца, под­ви­зал­ся в Даль­них пе­ще­рах. Оста­вив­ши мир и мир­ские за­бо­ты, Нестор Некниж­ный так усерд­но слу­жил Гос­по­ду, что, слу­шая бо­го­слу­же­ния, ни­ко­гда не во­з­дре­мал, а, мо­лясь, все­гда ста­рал­ся мыс­лить толь­ко о Бо­ге и о том, что уста­ми про­из­но­сил пред Бо­гом. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся 27 ок­тяб­ря/9 но­яб­ря, ве­ро­ят­но, ра­ди те­зо­име­нит­ства с му­че­ни­ком Несто­ром Со­лун­ским († 306).
Не ли­шен ин­те­ре­са рас­сказ ар­хи­епи­ско­па Во­ро­неж­ско­го Ан­то­ния о по­се­ще­нии им­пе­ра­то­ром Алек­сан­дром I Ки­ев­ских пе­щер. В 1816 го­ду, 9 сен­тяб­ря, им­пе­ра­тор по­се­тил Лав­ру. Ар­хи­манд­рит Ан­то­ний, как со­сто­яв­ший то­гда в долж­но­сти на­мест­ни­ка Лав­ры, со­про­вож­дал го­су­да­ря при обо­зре­нии им пе­щер как Ближ­них, так и Даль­них. На­мест­ник в крат­ких сло­вах рас­ска­зал го­су­да­рю им­пе­ра­то­ру об име­нах и жиз­ни пре­по­доб­ных, к ко­им с бла­го­го­ве­ни­ем он при­кла­ды­вал­ся. При при­бли­же­нии к мо­щам се­го св. Несто­ра ар­хи­манд­рит Ан­то­ний ска­зал: «Здесь по­чи­ва­ют пре­по­доб­ный Нестор Некниж­ный». Го­су­дарь в от­вет ему: «Как это пре­по­доб­ный Нестор Некниж­ный? Там (т. е. в Ближ­них пе­ще­рах) был Ле­то­пи­сец, отец ис­то­рии... Некниж­ный, зна­чит, не знал гра­мо­ты?» «Так, Ва­ше ве­ли­че­ство, – от­ве­чал ар­хи­манд­рит Ан­то­ний, – он не умел чи­тать. Но сло­во Бо­жие, вра­зум­ля­ю­щее че­ло­ве­ков, на­учи­ло его муд­ро­сти не зем­ной, но выш­ней, и он при мо­лит­вах сво­их спо­до­бил­ся ви­деть Ан­ге­лов и пре­дуз­нал свою кон­чи­ну». В это вре­мя го­су­дарь, об­ра­ща­ясь к кня­зю Вол­кон­ско­му, ска­зал: «Угод­ник Бо­жий не имел су­ет­но­го про­све­ще­ния, но чи­стое серд­це и жи­вую ве­ру. Слу­шая сло­во Бо­жие, он ис­пол­нял его са­мым де­лом. Пла­мен­ная мо­лит­ва рас­тво­ря­ла ему небе­са и, бла­жен­ный, он ви­дел небо­жи­те­лей». Тут го­су­дарь, осе­нив­ши се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, сде­лал зем­ной по­клон, про­из­нес­ши: «Пре­по­доб­ный от­че Несто­ре Некниж­ный! Мо­ли Бо­га о нас», – по­том при­ло­жил­ся к его ру­ке. (Н. Се­ва­стья­но­ва. Жизнь прео­свя­щен­но­го Ан­то­ния, ар­хи­епи­ско­па Во­ро­неж­ско­го).
Имя пре­по­доб­но­го Несто­ра Некниж­но­го упо­ми­на­ет­ся в об­щей служ­бе пре­по­доб­ным Даль­них пе­щер: «Сло­во Бо­жие, вра­зум­ля­ю­щее че­ло­ве­ки, не книж­ныя муд­ро­сти на­учи тя, Несто­ре свя­те, но выш­ния; ею же зрел еси при мо­лит­ве Ан­ге­лы, и кон­чи­ну свою пред­ви­дел еси, тоя и нас при­част­ни­ки со­тво­ри, мо­лим тя, па­мять твою по­чи­та­ю­ще». Па­мять его со­вер­ша­ет­ся так­же с Со­бо­ром от­цов Даль­них пе­щер 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря, и в 3-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

Святой благоверный князь Андрей Смоленский
Святой благоверный князь Андрей был сыном смоленского князя Феодора Фоминского. Еще в юные годы, тяготясь распрями своих братьев, он оставил родной город и простым странником пришел в Переславль Залесский. В смирении и кротости он тридцать лет прослужил пономарем в храме святителя Николая, около которого и был погребен. После его кончины обнаружили наследственный княжеский перстень, золотую цепь и записку со словами: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей». Обретение мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского произошло в 1539 году по ходатайству преподобного Даниила Переяславского († 1540, память 7 апреля).

Мцц. Капитолина и Еротиида
Св. Капитолина, происходившая из богатого и знатного рода, все свое имущество раздала нищим, а рабов отпустила на свободу. Как христианка, она была схвачена и заключена в темницу. За отказ принести жертву идолам святая была усечена мечом (+304). Вместе с ней пострадала ее служанка, Еротиида.

Мученик Марк Фиваидский за про­по­ведь о Хри­сте по­стра­дал в Азии. По­сле мно­гих ис­тя­за­ний св. му­че­ник Марк был умерщ­влен.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU