Error: Incorrect password!
24 мая. Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учи́телей Словенских. Священномученика Мокия.

24 мая. Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учи́телей Словенских. Священномученика Мокия.

11 мая по старому стилю / 24 мая по новому стилю
вторник

Сщмч. Мокия (ок. 295). Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учи́телей Словенских. Равноап. Ростислава, князя Великоморавского (870).
Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1671). Свт. Никодима, архиеп. Сербского (1325).
Сщмч. Михаила Белороссова пресвитера (1920); сщмч. Александра, архиеп. Харьковского (1940).


Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16. Лит. – Деян., 25 зач., X, 21–33. Ин., 25 зач., VII, 1–13. Равноапп.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Мф., 11 зач., V, 14–19.

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Тропарь равноапостольных Мефодия и Кирилла, глас 4:
Я́ко апо́столом единонра́внии и слове́нских стран учи́телие,/ Кири́лле и Мефо́дие богому́дрии,/ Влады́ку всех моли́те,/ вся язы́ки слове́нския утверди́ти в Правосла́вии и единомы́слии,// умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак равноапостольных Мефодия и Кирилла, глас 3:
Свяще́нную дво́ицу просвети́телей на́ших почти́м,/ Боже́ственных писа́ний преложе́нием исто́чник богопозна́ния нам источи́вших,/ из него́же да́же додне́сь неоску́дно почерпа́юще,/ ублажа́ем вас, Кири́лле и Мефо́дие,/ Престо́лу Вы́шняго предстоя́щих// и те́пле моля́щихся о душа́х на́ших.

Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия). Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде. Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя, за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии – Велеград.

Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.


Мокий Амфипольский

Святой Мокий был пресвитером в Македонии, в городе Амфиполе. Во время гонения на христиан императора Диоклитиана (284–305) святой Мокий убеждал язычников, собравшихся для празднования языческому божеству Дионису (Бахусу), оставить беззаконные и скверные обычаи, сопровождавшие это торжество, покаяться, обратиться к Господу Иисусу Христу и очиститься во святом крещении. Святой был приведен на суд к правителю Лаодикию, исповедал перед ним истинную веру, а на угрозы отвечал: «Смерть за Христа – великое приобретение для меня». Святого Мокия подвергли истязаниям, которые он переносил с дивным терпением, не переставая обличать нечестие идолопоклонников. Приведенный в капище Диониса, святой Именем Иисуса Христа сокрушил идола, после чего был ввергнут в раскаленную печь, где остался невредимым, а пламенем, вышедшим из печи, был сожжен правитель. Вновь назначенный начальник подверг святого Мокия жестоким истязаниям, которые он при помощи Божией стойко перенес; отданный на растерзание диким зверям, он остался невредимым – львы ложились у ног святого. Народ, вразумившись такими чудесами, стал требовать, чтобы мученика отпустили на свободу. Правитель распорядился отослать святого в город Перинф, а оттуда в Византию, где святой Мокий был казнен. Перед смертью он в молитве благодарил Господа, давшего ему силу до конца пройти мученический подвиг. «Господи, приими в мире дух мой». – были его последние слова, после чего ему отсекли голову. Святой Мокий скончался около 295 года. Впоследствии император Константин построил в честь священномученика Мокия храм и перенес в него святые мощи страстотерпца.


Св. равноап. князь Ростислав Великоморавский

Святой Ростислав cпособствовал распространению Христианства среди славян святыми Кириллом и Мефодием и первый среди своего народа оказал им высокую честь и глубокое сочувствие к их святому делу.

Святой князь Ростислав унаследовал престол Великоморавского княжества в 846 году, по смерти своего дяди Моймира I. Его наследию способствовал Восточно-франкский король Людовик II Немецкий, надеявшийся на то что Ростислав будет послушным его воле, но святой воспротивился немецкому влиянию. Людовик вторгся в Великоморавское княжество в 855 году, но не смог подчинить славянское государство.

К этому времени на территории Велокоморавской державы уже действовали христианские проповедники из Греции, Валахии и Германии. От кого-то из этих миссионеров святой Ростислав принял крещение и решил весь свой народ привести к свету Христовой веры. Однако князь понимал, что проповедь христианства может быть успешной только в том случае, если миссионеры будут обращаться к народу на родном языке. Он также опасался политических связей немецких миссионеров, за которыми стояли германские государства желавшие подчинить славян.

Святой Ростислав сначала обратился к папе Римскому с просьбой прислать миссионеров, которые бы знали славянский язык и могли бы противостоять политически окрашенной немецкой миссии. Но находившийся тогда на Римском престоле папа Николай I был союзником немецкого короля Людовика и потому не удовлетворил просьбу князя. Тогда Ростислав в 862 году отправил посольство к Византийскому императору Михаилу III. В своем письме князь писал:

Наш народ отверг язычество и содержит закон христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на родном языке. Другие страны (славянские), увидя это, пожелают идти за нами. В виду этого, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя, ведь от вас во все страны добрый закон исходит.
В ответ на эту просьбу Михаил III по совету святителя патриарха Фотия направил в Моравию святых братьев Константина (в монашестве - Кирилла) и Мефодия. Святые братья пришли в Великоморавскую державу через Болгарию в 863 году и начали успешную проповедь христианской веры на славянском языке, переводя на него книги Священного Писания и богослужебные тексты, открыты первые в Моравии христианские школы. Святой князь всячески способствовал их великому делу. Вероятнее всего, святые Кирилл и Мефодий пребывали в это время в резиденции святого Ростислава в Микульчицах, где было тогда возведено немало храмов.

Латинские миссионеры стали в жесткую оппозицию деятельности святых братьев, понимая что дело святых Кирилла и Мефодия, поддерживаемое князем Ростиславом, утверждает независимость и величие Великоморавской державы. Последовали обвинения святых братьев в ереси, а король Людовик вновь вторгся в Великую Моравию в 864 году, на этот раз добившись у Ростислава признания главенства Восточно-франкского государства над своим. Но борьба продолжалась и к концу 869 года был заключен мирный договор, по которому Моравия получала полную независимость от немцев. В том же 869 году из Рима в Моравию пришли новопоставленные священники, которые стали совершать здесь славянское богослужение.

Однако мир оказался недолгим. Племянник князя Ростислава Святополк, бывший удельным князем одной из моравских областей, неожиданно предал дядю и стал союзником немецкого князя Карломанна, сына короля Людовика. Ростислав был захвачен в плен и передан немцам, которые его ослепили и заключили в темницу, а Моравия оказалась во власти Карломанна. Хотя этот период немецкого владычества продлился недолго, и утвердившись на престоле, Святополк снова стал покровительствовать славянскому богослужению, святому Ростиславу не суждено было увидеть освобождения своей державы. Он скончался в немецком заточении в 870 году.

Быстрая гибель Великоморавского государства и утверждение немецкого и римо-католического влияния на родине святого князя на долгие столетия отсрочили прославление его святых трудов. Оно совершилось лишь с после того как в XX веке Православная Церковь воспряла в Чешских и Словацких землях. Решение о канонизации святого Ростислава было принято на Поместном Соборе Православной Церкви Чешских земель и Словакии в декабре 1992 года, однако сама канонизация состоялась в 1994 году. Торжества по этому случаю проходили 29 октября 1994 года в Прешове и 30 октября того же года в Брно. День памяти святому установлен в Чехословацкой Церкви 15 октября.

Софроний Печерский (XIII в.), затворник, преподобный. Подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIII веке. Носил власяницу и тяжелый железный пояс. Ежедневно преподобный прочитывал всю Псалтирь. Мощи святого почивают в Дальних (Феодосиевых) пещера
В каноне преподобным Дальних пещер изложен затворнический подвиг святого подвижника, удостоившегося слышания ангельского пения. Память святого Софрония совершается особо, 11 марта.

Сщмч. Иосиф, митр. Астраханский

Священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский, родился в Астрахани в 1579 году. Приняв постриг, святой Иосиф на 52-м году жизни был произведен в сан архимандрита Астраханского Троицкого монастыря. В 1656 году он находился в Москве, после чего был возведен в сан митрополита Астраханского. 11 мая 1671 года, во время восстания горожан, святитель Иосиф принял мученическую кончину в Астрахани. Это печальное событие было подробно описано очевидцами и свидетелями, священниками Астраханского собора Кириллом и Петром. Священники подняли тело священномученика и, облачив в святительские одежды, положили в приготовленный гроб. На следующий день, после совершения панихиды, тело святителя было перенесено в один из приделов храма и в течение 9 дней оставалось непогребенным. Затем мощи святителя были положены в гробницу и в скором времени были прославлены чудотворениями. Канонизация святителя совершена на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, в апреле 1918 года.

Святитель Никодим, архиепископ Сербский, был игуменом Хилендарского монастыря и возведен в святительский сан в 1316 году. Особо известен тем, что в 1319 году перевел на славянский язык и ввел в употребление в Сербии Типикон (Устав) святого Саввы Освященного, Иерусалимского. Преставился святитель Никодим в 1325 году.

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
     
1
ЗАВЕТЫ СВЯТЫХ
КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ.
Сегодня, 11 мая по старому стилю, мы празднуем память св. равноапостольных Кирила и Мефодия. По Промыслу Божию этот день совпадает с днем рождения Константинополя, основанного св. равноапостольным императором Константином, чью память мы особенно чтим в этом году, ибо это год юбилея Миланского эдикта (313 г.), даровавшего свободу Церкви. Этот год — юбилейный и в другом отношении: мы празднуем 1150 лет со дня начала кирилло-мефодиевской миссии, точнее, с момента прихода святых братьев в Моравию.
Что значат для нас святые братья Кирилл и Мефодий, помимо того, что они создали нашу азбуку? Какие заветы они нам оставили?
[Первый завет — завет веры.]
Как была изобретена первая славянская азбука? Император Михаил ΙΙΙ повелел св. Константину-Кириллу идти на проповедь в Моравию, не дав тому ни алфавита, ни переводов книг на славянский язык. Братья наложили на себя пост, стали на молитву и через 40 дней обрели азбуку. Изобретение славянского алфавита современники восприняли как самое настоящее чудо, подобное Пятидесятнице. По наблюдению черноризца Храбра, если греческий алфавит был собран за тысячелетие и насчитывал тридцать знаков, то славянский за краткое время дошел до тридцати восьми букв. Именно вера помогала братьям совершать их нелегкое служение, посрамлять трехъязычную ересь, проповедовать необразованным славянам, преодолевать недоверие римского клира, а святому Мефодию — терпеть страшную тяжесть тюремного заключения (871-873 гг.), издевательства и пытки.
Эта вера без преувеличения отверзала морские глубины. Благодаря горячей соборной молитве святой Константин-Кирилл смог обрести на дне морском мощи священномученика Климента Римского в Херсонесе (860 г.).
Эта вера глубоко христоцентрична. Удивительна любовь ко Христу, сквозящая во всех творениях святых братьев, в том числе и «Прогласе к Евангелию»:
/Солунские святые Кирилл и Мефодий передают славянам азбуку./

Как предрекли пророки, жившие прежде,
Христос грядет, чтобы собрать народы,
Ибо есть Он свет миру всему.
Предсказали они: «Слепые прозреют,
Глухие же услышат слово книжное
И познают Бога, как и достоит».
Эта вера мерит все страшной и дивной реальностью Страшного Суда:
Матфей, Лука, Марк и Иоанн
Поучают народ, говорят:
«Если хотите красоты душам своим,
Смотрите, любите и радуйтесь.
Если же хотите тьму грехов отвергнуть
И мира этого тлен отмести,
Если хотите обрести жизнь райскую
И избежать огня пылающего —
Внемлите ныне разумом своим».
[Второй завет — завет любви.]
Только любовь к Богу и людям заставила их идти в далекую, варварскую для них страну и подвергаться скорбям, непониманию, унижению. Удивительная скорбь сквозит в каноне великомученику Димитрию, написанном святым Мефодием:
«Почему, о мудрый Димитрие,
Одни мы, нищие рабы твои, оказались
Лишенными красоты твоей и славы?
Ради любви к Создателю, о блаженный,
Бродим мы по чужим городам и землям,
Чтоб посрамлять триязычных еретиков
И принимать муки от суровых воинов».
И эта любовь выражалась не только в заботе о душе, но и о всем человеке. Когда святые братья проповедовали в Паннонском княжестве князя Коцела, то единственное благодеяние, которое они от него приняли, — освобождение всех взятых им пленников.
[Третий завет — славянское единство:]
«Слушай, славянский народ!
Слушайте Слово, ибо оно — от Бога.
Слово, что питает души человеческие,
Слово, что укрепляет сердца и умы».
Святые братья не делили славянский мир на болгар, сербов, русских и т. д. Для них это был новоизбранный народ Божий, летящий ко Христу, всецело желающий называться Христовым. Их идеал — единая православная ойкумена, православная вселенная, где православные народы (точнее, единый народ Божий) живут в мире и любви.
[Четвертый завет — любовь к Слову.]
Прежде всего, к Логосу, затем — к слову Божию, животворящему, укрепляющему, питающему душу человеческую:
И еще одну притчу, мудрую зело,
Скажем мы из человеколюбия тем,
Кто не знает веры этой правой,
Чтобы люди росли Божьим ростом.
Как семена, что падают на ниву.
Так и в сердцах человеческих
Под дождем Божьих букв
Пусть взрастает Божий плод.
Удивителен этот образ, тесно связанный и с притчей о Сеятеле (Мф.13:2-6) и с животворящем дождем, низведенным пророком Илиею на землю. Это и слова из Великого канона св. Андрея Критского: «Яко помазание и питие, Слове, живоносная Твоя словеса». Но самое главное здесь — призыв людям расти Божиим ростом.
Слово для святого равноапостольного Константина-Кирилла — не только пища и питие, но и победное оружие в борьбе с дьяволом, ересью, ложью и самою смертью:
«Если же вы врага ненавидите
И хотите встать против него твердо,
Распахните с прилежанием разуму двери,
Крепко возьмите оружие иное,
Чем куют книги Господни,
Книзу склоняя голову лукавому.
И тем, кто изучит буквы,
Мудрость Христос дарует,
И души ваши укрепят
Апостолы со всеми пророками.
Повторяющие слова их
Способны будут врага погубить,
Принеся победу Богу Доброму,
Избежав плотского тлена и гниения».
Именно поэтому столь жизненен призыв святых братьев к учению книжному:
«Или уста, не ощущая сладости,
Бесчувственным не делают ли человека?
Еще более того душа бескнижная
В мертвеца его превращает.
Обо всем этом, братия, размышляя,
Говорим мы, что необходим свет,
Всех людей отучивший бы
От жизни скотской и от похоти.
А если ум твой не просветлен,
На чужом языке звучит тебе Слово,
Как звон медного колокола».
[ Наконец, завет христианского просвещения и всемирной проповеди, и во имя их — духовной борьбы — вот что еще нам оставили святые равноапостольные братья:]
Ведь жизнь мирская кратка, как сон.
Не падая, а крепко встав,
Явятся пред Богом храбрецами,
Стоящими одесную Божьего престола,
Когда станет Он огнем судить народы.
Возрадуются с ангелами во веки веков,
Вечно славя Бога Милостивого,
Всегда песнопениями книжными
Бога воспевая Человеколюбивого,
Ибо подобает Ему всяческая слава.
Честь же и хвала Божьему Сыну
С Отцом и со Святым Духом
Во веки веков от всей твари.
Аминь.
/Диакон Владимир Василик, 24 мая 2013 года./
[Тропарь равноапостольных Мефодия и Кирилла, глас 4:]
Я́ко апо́столом единонра́внии и слове́нских стран учи́телие,/ Кири́лле и Мефо́дие богому́дрии,/ Влады́ку всех моли́те,/ вся язы́ки слове́нския утверди́ти в Правосла́вии и единомы́слии,// умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.

[Кондак равноапостольных Мефодия и Кирилла, глас 3:]
Свяще́нную дво́ицу просвети́телей на́ших почти́м,/ Боже́ственных писа́ний преложе́нием исто́чник богопозна́ния нам источи́вших,/ из него́же да́же додне́сь неоску́дно почерпа́юще,/ ублажа́ем вас, Кири́лле и Мефо́дие,/ Престо́лу Вы́шняго предстоя́щих// и те́пле моля́щихся о душа́х на́ших.
[Величание:]
Величаем вас, святии равпоапостольнии Кирилле и Мефодие, вся Словенския страны ученьми своими просветившыя и ко Христу приведшыя.
#2 | И. Анатолий »» | 24.05.2016 18:20
  
0
Когда-то люди были попроще, и могли творить волю Божию, проходящую в них. проходимость выше, всвязи с чистотой проводника. Знания из тех, что предлагает общество, особенно когда много их,засоряют восприятие и мир искажают.
Информация- искажение пространства, чревата изменой, без пользы.
В Мурманске библиотекари воспротивились установке памятника св.Кириллу и Мефодию, едва уговорили. Ну да оказалось не так уж и страшно, прподолжили ходить на работу.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites