Тропарь апостолов, глас 3: Апо́столи святи́и... (см. Тропари, кондаки и величания общие)
Кондак апостолов, глас 8: Я́ко свяще́нная сокро́вища Всесвята́го Ду́ха/ и Со́лнца Сла́вы сия́ния,/ по до́лгу воспои́м му́дрыя апо́столы,/ Апе́ллия, Урва́на же и Аристову́ла,/ Ампли́я, Нарки́сса и Стахи́я,// я́же благода́ть собра́ Бо́га на́шего.
Тропарь мученика Епимаха, глас 4: Му́ченик Твой, Го́споди, Епима́х... (общий мученика; см. Тропари, кондаки и величания общие)
Кондак мученика Епимаха, глас 4: Многообра́зныя ра́ны претерпе́л еси́/ и вене́ц прие́м от Христа́ Бо́га,/ Ему́же о нас моли́ся, блаже́нне Епима́ше,/ ве́рно соверша́ющих па́мять твою́,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Св. апп. Андрей и Стахий
Святой апостол Андрей Первозванный рукоположил Стахия в сан епископа Византийского, где он и святительствовал шестнадцать лет, ревностно проповедуя Евангелие Христово и обращая язычников к истинной вере. Память апостола Стахия особенно чтится в Константинопольской Православной Церкви, которая видит в нем первого архиерея на своей первосвятительской кафедре.
По мнению некоторых историков, подвергающих сомнению достоверность преданий об апостоле, легенды о нем имели целью оправдать повышение статуса Константинопольской Церкви не только политическими причинами, но также ее якобы апостольским происхождением, которое имеют другие древние Патриархаты.
Святой Амплий был епископом в городе Диосполе;
Ап. Амплий от 70. Греч. икона XX-XXI вв.
Из слов апостола Павла: "Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе" (Рим 16, 8) - можно предположить, что Амплий прежде жил в восточной части Римской империи и был лично знаком с апостолом Павлом, который в момент написания послания еще не был в Риме.
Сопровождал апостола Андрея Первозванного и во время путешествия по Мёзии был поставлен во епископа города Одисс (ныне Варна). В том же краю за ревность проповеди он претерпел мученичество от язычников .
В апостольских списках, приписываемых святому Ипполиту Римскому и преподобному Дорофею Газскому, имя апостола Амплия стоит на 21-м месте.
Согласно Месяцеслову Василия II, мощи Амплия вместе с мощами апостолов Урвана и Стахия были принесены в Константинополь и положены в храме Живоносного Источника в Валукли.
Святой Амплий изображается с апостолами, чья память приходится на 31 октября. Сцена мучения апостолов представлена в Минологии Василия II ; в Минологии последней четверти XI века; в минологии Служебного Евангелия; в церкви Вознесения Дечанского монастыря в 1348-1350 годах. Изображен в рост в минологии Служебного Евангелия, в греко-грузинской рукописи - в руках свиток. Описание облика святого имеется в "Ерминии" Дионисия Фурноаграфиота начала XVIII века, где его предписано изображать молодым с едва показавшеюся бородой. В Строгановском лицевом подлиннике последней трети XVIII века, и в подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) апостол Амплий изображен под 31 октября безбородым вместе с апостолами Стахием и Урваном. Его предписано изображать "аки Димитрий млад, риза киноварь с белилом, испод лазорь, рука молебна."
В 1881 году в римских катакомбах святой Домитиллы итальянским археологом Дж. Б. Росси было обнаружено захоронение (кубикулум), на котором читалась надпись "AMPLIATI." Одно время многие считали, что эта находка подтверждает гипотезу о том, что святой Амплий скончался и был захоронен в Риме, но после того как было установлено что первые погребения христиан в катакомбах датировались концом II века, это мнение было отвергнуто в середине XX века.
Святой Урван – в Македонии. Святительствовали они также с благословения святого апостола Андрея. За проповедь Евангелия были преданы мученической смерти иудеями и эллинами-язычниками. По Месяцеслову Василия, мощи Урвана вместе с мощами Амплия и Стахия принесены были в Константинополь и положены в Пигах
Святой Наркисс был святителем в городе Афинах.
Святой Апеллий святительствовал в Ираклии. Не исключено, что по происхождению был иудей, так-как имя Апеллий было распространено среди иудеев. Ему, наряду с другими членами Римской Церкви, апостол Павел посылал приветствие и называл его "испытанным во Христе" (Рим 16, 10). Предание приписывает ему епископское служение в Смирне (ныне Измир) и в Ираклии.
Святой Аристовул, апостол от 70
Святой апостол из 70-ти Аристовул, епископ Вританийский (Британский), родился на Кипре. Вместе со своим братом, святым апостолом из 70-ти Варнавой, он сопровождал святого апостола Павла в его путешествиях. Святой Аристовул упоминается в Послании апостола Павла к Римлянам (Рим. 16, 10). Апостол Павел поставил святого Аристовула во епископа и послал его на проповедь Евангелия в Британию, где он многих обратил ко Христу, за что претерпел гонения со стороны язычников. Скончался святой Аристовул в Британии. Память его также 31 октября и 4 января в Соборе 70 апостолов.
Преподобный Спиридон Печерский, просфорник
Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерcкие (ХП), 30 лет исполняли свое послушание – пекли просфоры. Преподобный Спиридон пришел в монастырь при игумене Пимене (1132–1141) уже немолодым человеком. Подвижник сопровождал свой труд непрестанной молитвой и пением псалмов. Еще при жизни преподобный Спиридон был прославляем от Бога чудесами. Известен случай, когда он потушил мантией загоревшуюся пекарню: огонь погас, а мантия осталась целой. Святой Никодим трудился вместе с преподобным Спиридоном и вел такую же строгую жизнь. Мощи их находятся в Антониевой пещере. У преподобного Спиридона пальцы правой руки сложены троеперстно. Память также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.
Мученик Епимах
Святой мученик Епимах, сын благочестивых христиан, происходил из Египта; с самой ранней юности он возлюбил Бога от всей души и возымел доброе намерение послужить Ему Единому. Подражая святому Иоанну Крестителю, он отправился в пустыню и долгое время пребывал на Пелусийской горе1.
Он не имел какого-либо руководителя из святых отцов, но наставником ему в сем суровом, пустынном житии, был Сам Дух Святой; любовь к Богу поддерживала и укрепляла его в сем трудном подвиге. Ибо только одна любовь к Богу всего более может научить человека добродетели; она побудила святых апостолов оставить все и идти вслед за Господом, Который не имел земных богатств; она же воодушевила преподобных отцов, которые "скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли" (Евр. 11:38); движимые сей любовию мученики и мученицы мужественно страдали за Христа, взывая: "Тебя, Жених мой, люблю и тебя стражду". Сия любовь научила и святого Епимаха переносить пустынные подвиги и труды, претерпевать всякие напасти от невидимых врагов, жить свято в Боге, быть готовым на смерть за Него. Прожив в своем пустынном уединении уже много лет, святой Епимах узнал, что христиане в Александрии претерпевают сильные притеснения, причем одни из последователей Христа, боясь лютых мук, скрываются в горах и пустынях, другие же отпадают от веры. Распаляемый ревностью к Богу, святой отшельник оставил свою пустыню и отправился в Александрию, желая своей кровью запечатлеть исповедание Христово, пострадать за Господа и укрепить таким образом слабых. Придя в Александрию, он увидел, каким жестоким мучениям подвергают нечестивые идолопоклонники верующих; с сердечной горестью он заметил, что злочестие бесовское сильно возросло, и многие из христиан колебались; язычники даже осквернили храм Господень. При виде сего святой смело вошел в идольское капище. Там по случаю языческого праздника тогда было много народа, Блаженный Епимах, в присутствии всех, смело поверг на землю идолов и сокрушил их. Язычники тотчас же схватили его и отвели к игемону Апеллиану. Увидев, что игемон сидит на судилище и обрекает христиан на мучения, святой мужественно устремился на него, чтобы поразить безбожника, и Апеллиан не избег бы руки святого Епимаха, если бы, стоявшие вокруг, не удержали святого: такую ревность о Господе Боге проявил подвижник. Игемон удивился такой дерзости человека, бедно одетого в рубище. Он повелел отвести его в темницу и держать там, пока не решит, какому мучению предать его.
В темнице тогда находилось множество верных, заключенных за исповедание великого имени Христова; всех их укреплял Епимах на мученический подвиг; его увещание ободрило и одушевило верующих, так что ни один из них не устрашился, не отпал от веры, но все с радостью пролили кровь свою за истинного Бога и все они после различных жестоких мук предали Господу свои души. Наконец и святого Епимаха предали лютым мукам за то, что он не только верует во Христа, нарушает их праздник, но даже поднял руку на самого игемона, намереваясь убить его. Сначала святого повесили и стали строгать железными ногтями, затем стали метать в него камнями, раздробляя кости его, а он в муках возглашал:
- Если Господь мой Иисус Христос ради меня был распят, прободен копием и напоен оцтом, то не должен ли и я быть причастником Его страданий. Я хочу, чтобы вы подвергли меня еще большим мучениям, чем сии: заушайте меня, плюйте на меня, возложите мне на голову терновый венец дайте мне трость в руки, напойте желчию все тело мое, покройте язвами, распните меня на кресте и пронзите меня копьем. Что претерпел Господь мой, то и я хочу претерпеть.
Много народа стояло кругом и смотрело на мучения святого Епимаха. В толпе находилась тогда одна женщина, которая могла только видеть одним глазом, ибо на другом у ней было бельмо. Видя страдания святого, она плакала. В сие время капля крови святого мученика брызнула и попала ей на больной глаз. Тотчас око ее исцелело, так что она могла им видеть, как другим. При таком чудном исцелении женщина вскричала:
- Велик Бог, Коего исповедует сей страдалец.
Затем мучители усекли главу Христова мученика, Так святой Епимах предал душу Господу, за Которого пострадал столь мужественно2.
________________________________________________________________________
1 В нижнем Египте, недалеко от реки Нил.
2 Мученическая кончина святого была около 250 г.
Преподобная Мавра подвизалась в Царьграде, где основала обитель, в которой и скончалась в V веке.