Кондак святителя Макария, глас 3:
Богому́дрым уче́нием и кни́жным списа́нием/ потща́лся еси́, святи́телю Мака́рие,/ лю́ди росси́йския просвети́ти/ и святы́х земли́ на́шея просла́вити./ Сего́ ра́ди чу́ден пронарече́ся,/ прее́мниче первопресто́льников росси́йских,// моли́ сохрани́тися нам в ве́ре и благоче́стии невреди́мо.
***
Массовая информация – характерная и яркая черта современной цивилизации. Это сложный и противоречивый по своей природе феномен, который, с одной стороны, может объединить людей из разных уголков планеты, с другой же – разъединить и разобщить даже тех, кто находится друг от друга на расстоянии вытянутой руки. И это свойство средств массовой информации обусловливает большую ответственность специалистов, трудящихся в медийном пространстве, поскольку их навыки и опыт могут быть использованы в чьих-то корыстных интересах как инструмент формирования мнения людей на основе ложных и опасных идей. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед журналистом, – всей своей профессиональной деятельностью утверждать истину и традиционные духовно-нравственные ценности, препятствуя манипуляции общественным сознанием.
_______________
* Чтения свт. Макария (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.
Макарий, митрополит Московский
Русская земля со времени своего Крещения произрастила множество духовных плодов – святых подвижников, угодивших Богу своими подвигами и благочестивой жизнью. Русская Церковь прославляет страстотерпцев, благоверных государей, дивных святителей, великих чудотворцев, преподобных и равноангельных постников, святых жен, всех угодников Божиих, просиявших добродетелями, неусыпными трудами и молитвами. При своей жизни они явились «солью» (Мф.5:13) земли Русской, подвигами которых она «оселялась» и укреплялась. После своей блаженной кончины они, предстоя Престолу Божию, молитвенно ходатайствуют о своем Отечестве. Это светильники земли Русской, возжегшиеся на церковном небосводе. «Святые суть те, кто подвигом своей действенной веры и деятельной любви осуществил в себе богоподобие и тем явили всем Божий образ, чем и привлекли к себе изобильную благодать Божию». Взиранием на них еще при жизни, а после их блаженной кончины пред их иконами и святыми мощами возгревалась и укреплялась православная вера наших соотечественников. В чтении их житий совершалось их духовное воспитание и возрастание русского народа. «Открывая нам глубины человеческого сердца, жития святых также ясно открывают пред нами и полноту Божественной благодати, которая приходит на помощь заблудшему, отыскивает потерянного». В год празднования 1000-летия Крещения Руси на Поместном Соборе Русской Православной Церкви был прославлен целый сонм святых Божиих угодников, деятельность которых охватывает около шести веков церковной истории. И среди них – глава Русской Церкви XVI в., святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси.
Святая мученица Анисия Солунская
Святая мученица Анисия жила в г. Солуни (Фессалоники) в царствование императора Максимиана (284–305). По смерти родителей, воспитавших ее в духе христианского благочестия, святая Анисия раздала имущество нищим и стала проводить строгую жизнь в бдении, посте и молитве.
Во время гонения на христиан Максимиан издал эдикт, по которому всякий имел право безнаказанно убить христианина. Однажды, когда Анисия шла в храм на молитву, ее остановил воин-язычник и потребовал, чтобы она пошла на языческий праздник солнца. Святая Анисия кротко отказалась. Когда же воин дерзко схватил ее и пытался сорвать с головы покрывало, оттолкнула его, плюнула в лицо и сказала: «Да запретит тебе Господь мой Иисус Христос!» Воин в ярости извлек меч и пронзил святую мученицу. Собравшиеся над ее телом плакали и громко роптали на жестокого императора, издавшего столь бесчеловечный указ. Христиане похоронили мученицу близ городских ворот, а над ее могилой был воздвигнут молитвенный дом.
]Священномученик Зотик, сиропитатель
Священномученик Зотик, сиропитатель, знатный и богатый римлянин, находился на службе у святого Константина Великого (306–337). Когда царь перенес столицу из Рима в Константинополь, туда же переселился и Зотик. Вскоре, однако, отвергшись мирских почестей, он принял священный сан, стал призирать в своем доме и кормить нищих и странников. Потом, получив деньги от святого Константина, устроил больницу, странноприимный дом, где принимал прокаженных, выкупая их у воинов, которым было приказано топить больных в море.
Когда на престол вступил сын святого царя Константина, Констанций (337–361), последователь арианской ереси, на святого было донесено, что он получил от покойного императора большие деньги. Допрошенный об этом, святой Зотик показал императору устроенные им больницу и странноприимный дом. Констанций разгневался, так как считал, что на полученные от его отца деньги святой Зотик приобрел драгоценности, и хотел получить их обратно. Он приказал привязать святого Зотика к диким мулам, которые влачили святого по камням. Все тело его было растерзано, и святой мученик предал душу Богу.
На месте его смерти забил источник чистой воды, от которой многие получали исцеление.
Св. ап. Тимон
Святой апостол Тимон принадлежал к числу семидесяти апостолов а также, вместе с другими святыми апостолами от семидесяти Прохором, Никанором и Парменом, а также первомучеником Стефаном, святым Филиппом и Николаем был избран двенадцатью апостолами в Иерусалиме на диаконское служение. О его избрании и поставлении повествует книга Деяний апостолов (Деян. 6, 1-7).
Затем он был избран епископом города Бостры (в Аравии), многих привел к христианству, за проповедь имени Христова много пострадал как от иудеев, так и от язычников, и наконец был брошен в сильно разожженную печь. Некоторые считают что так и совершилась его мученическая смерть, в то время как другое предание говорит что он нисколько не пострадал от огня и вышел из печи невредимым. [2] Традиция Римской Церкви прибавляет, что святой Тимон, выйдя из печи невредимым, был затем предан крестной смерти.
Преподобная Феодора Константинопольская
Преподобная Феодора была родом гречанка, имела большое богатство и жила сначала в христианском супружестве. По смерти мужа она, по заповеди Господней, «взяла крест свой» и приняла монашеский чин, чтобы следовать за Христом (Мк.8:34; Мф.16:24). Это было в царствования Романа при жизни преподобного Василия Нового, который проживал в доме Феодоры, в нарочито для него устроенной моленной келлии, и под руководством которого она проводила благочестивую жизнь. Дожив так до старости, она преставилась месяца декабря в тридцатый день. И когда душа преподобной Феодоры по разлучении от тела несена была святыми Ангелами, то преподобный Василий предупредительно дал им на помощь ее душе как бы некий капитал для выкупа, достав из своей пазухи ковчежец.
У того Василия было ученик, по имени Григорий, который молитвенно спрашивал Василия:
– Где пребывает Феодора?
И вот однажды, когда Григорий спал, к нему явился светлого вида юноша и сказал:
Григорий тотчас восхищен был к вратам рая, потом введен был в места святые и там увидел он преподобного Василия и Феодору, и все они вместе возрадовались. И спросил Григорий:
– Госпожа Феодора! – как ты претерпела страшный час смерти и как избавилась от лукавых духов?
Она же рассказала по порядку:
– Когда я душою своею разлучилась от тела, то увидела страшных ефиопов, которые показывали мне свиток с начертанием всех моих первых дел и взвизгивали как свиньи, скрежеща на меня зубами. Потом взяли меня Ангелы и понесли по мытарствам. Первое мытарство было – лживость; второе – клевета; третье – зависть; четвертое – ложная обидчивость по самолюбию; пятое – гнев с яростью; шестое – гордость; седьмое – брань и срамословие; восьмое – лихоимство и лесть; девятое – тщеславие; десятое – сребролюбие, одиннадцатое – пьянство; двенадцатое – злопамятование; тринадцатое – чародейство; четырнадцатое – волхвования и употребления талисманов; пятнадцатое – чревоугодия и идолослужение; шестнадцатое – прелюбодеяние; семнадцатое – убийство; восемнадцатое – воровство; девятнадцатое – блудодеяние; двадцатое – немилосердие. И если в каком-либо мытарстве для моего оправдания показания только моих добрых дел было недостаточно, то Ангелы прибавляли к моим добрым делам от дара добрых дел преподобного Василия. Так я и прошла беспрепятственно все мытарства и была введена в это блаженное место. Если же душа будет грешна, то предается тем ефиопам, а они, терзая, сведут ее в муки.
И тотчас Григорий проснулся и рассказал нам, что он видел и что слышал в состоянии своего сонного восхищения. Мы же, слышав то, удивлялись и благодарили великого Бога и Спаса нашего, сподобившего Феодору Своего достояния в небесных обителях.
Святой мученик Филетер дважды претерпел мучения за Христа: при Диоклетиане (284 - 305) и при Максимиане (305 - 311). Когда Диоклетиан прибыл в Никомидию, на суд привели святого Филетера, который был высокого роста с красивым лицом. Увидав его, император сравнил святого Филетера с языческим богом. На вопрос о звании и происхождении мученик сказал: "Я сын епарха, по вере - христианин и живу с христианами". Император склонял его ласками к отречению и хулил Господа Иисуса Христа, но святой сказал: "Да заградятся уста всякого, будь он царь или кто иной, кто дерзает хулить Христа моего". После этих слов мученик был брошен в раскаленную печь, но вышел оттуда невредим. Тогда Диоклетиан, под влиянием виденного чуда и, принимая во внимание знатность и красоту святого, отпустил его на свободу.
Императору Максимиану также донесли, что Филетер христианин. Представ на суд императора, святой мученик опять исповедал веру во Христа. За это его подвергли пыткам. Затем он был брошен на растерзание зверям, но остался невредимым. Тогда его приговорили к усечению мечом, но двое слуг, которым была поручена казнь, так и не смогли его умертвить: как только они заносили меч над головой мученика, руки сразу переставали действовать. Убедившись в том, что Господь незримо охраняет святого мученика, оба палача уверовали во Христа и сами пострадали за веру через усекновение мечом.
Святой мученик Филетер был приговорен к ссылке на Проконнис, один из островов Мраморного моря. По дороге в ссылку он совершил много чудес и сокрушил капища идолов. Сопровождавшие святого в ссылку шесть воинов вместе с начальником уверовали во Христа.
На пути к ним вышел святой Еввиот, тоже перенесший много страданий за Христа. Святые с радостью встретились, и в келлии Еввиота в горах Сигрианы прожили 7 дней вместе с воинами и их начальником. Там же святой Филетер скончался и был погребен Еввиотом. Было это в 311 году. Через 11 дней скончались воины и их начальник и были погребены около святого мученика Филетера.
Преподобная Феодора Кесарийская, жившая в VIII в., была дочерью патриция Феофила и жены его Феодоры. Родители ее долго не имели детей, о чем скорбели. Они много молились и дали обет, если у них будет дитя, посвятить его Богу. Когда родившаяся у них дочь подросла, мать привела ее в обитель святой Анны, где девочка поступила под руководство игумении. Там она научилась Слову Божию.
Император Лев Исавр (716–741), иконоборец, задумал выдать замуж девицу Феодору за одного из своих приближенных. Ее против воли взяли из монастыря и привезли в Константинополь, где все было уже приготовлено для бракосочетания.
Но во время брачного пира произошло нападение скифов на столицу, и жених святой Феодоры, посланный отразить врагов, погиб в первой же схватке.
Воспользовавшись общим смятением, святая Феодора незаметно скрылась, села на корабль и достигла своей обители. Когда за ней явился царский чиновник, он увидел ее уже принявшей постриг – монахиней, одетой в рубище. Святую не принуждали больше к уходу из монастыря, и она в суровых подвигах бдения, поста и молитвы провела дальнейшие годы жизни. На теле она носила тяжелые железные вериги, не снимая их до смерти.