5 ноября. Апостола Иакова, брата Господня по плоти. Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца

23 октября по старому стилю / 5 ноября по новому стилю
вторник
Седмица 21-я по Пятидесятнице. Глас 3.
Поста нет

Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544).
Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877–878). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).
Сщмчч. Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии Тимофеевой (1942).


Флп., 248 зач.,IV, 10–23. Лк., 52 зач.,X, 22–24 – за понедельник и за вторник (под зачало): Кол., 249 зач.,I, 1–2, 7–11. Лк., 55 зач.,XI, 1–10. Ап.: Гал., 200 зач.,I, 11–19. Мф., 56 зач.,XIII, 54–58.

Тропарь апостола Иакова, глас 2:
́Яко Госпо́день учени́к восприя́л еси́, пра́ведне, Ева́нгелие,/ я́ко му́ченик и́маши е́же неопи́санное,/ дерзнове́ние я́ко брат Бо́жий,/ е́же моли́тися я́ко иера́рх:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак апостола Иакова, глас 4:
́Отчее Единоро́дное Бог Сло́во,/ прише́дшее к нам в после́дния дни,/ Иа́кове боже́ственне,/ пе́рваго тя показа́/ иерусали́млян па́стыря и учи́теля,/ и ве́рнаго строи́теля та́инств духо́вных:// те́мже тя вси чтим, апо́столе.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(1Кор.5:9–6:11; Мф.13:54–58)
Назареяне не поверили слову Господа оттого, что, живя среди них, Он не имел во внешнем Своем положении светлости привлекающей и представительности, вызывающей невольное уважение. Мы знаем, кто Он, говорили они; быть не может, чтобы в Нем было что-либо чрезвычайное. Это, однако, не расположило Господа принять внушительную внешность; но и Сам Он все время оставался крайне прост по внешности, и апостолы потом так же держали себя, а потом и все истинные их последователи и подражатели были таковы же. Отчего так? Оттого, что нельзя изобрести такой внешней светлости, которая бы вполне соответствовала свету жизни о Христе Иисусе. И признано – лучше держать внешность самой последней цены, чтоб она собою не загораживала внутреннего. Имеющий очи смотри прямо на это последнее, не останавливая внимания своего на первой. Св. ап. Павел выразился так: «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2Кор.4:7).

Если бы посмотреть, каковы были по наружности лица, пред которыми мы теперь благоговеем и которых призываем в молитвах, – глазам мы своим не поверили бы: так они были просты. Но и до сих пор тот, кто познает, что такое жизнь о Христе Иисусе, бросает внешность и весь обращается внутрь. Оттого само собою первая падает, а последнее возвышается и растет. Даже у многих бывает так, что никто и не замечает этой светлости внутренней, ни даже сам обладающий ею. Зло око человеческое; ему и не показывают истинно хорошего, пока оно может повредить ему.


Апостол Иаков, брат Господень
Апостол Иаков, брат Господень – сын праведного Обручника Иосифа (память 26 декабря). С детских лет Иаков был назореем, то есть человеком, особо посвященным Богу. Назореи давали обет соблюдения девства, воздержания от вина, не вкушали мясной пищи, не стригли волос. Обет назорейства означал жизнь чистую и святую, заповеданную некогда Господом всему Израилю. Когда Спаситель начал учить народ о Царствии Божием, святой Иаков уверовал во Христа и стал Его апостолом. За Богоугодную жизнь он был избран первым епископом Иерусалимской Церкви. Святой Иаков председательствовал на Апостольском Соборе, в Иерусалиме слово его было решающим (Деян. 15). За тридцать лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство. Недовольные этим книжники и фарисеи замыслили убить святого Иакова. Возведя святителя на кровлю храма, они приказали, чтобы отрекся от Спасителя мира. Но святой апостол начал громко свидетельствовать, что Христос есть Истинный Мессия. Тогда иудейские учители столкнули праведника вниз. Святой умер не сразу, но, собрав последние силы, молился Господу за своих врагов, которые в это время добивали его камнями. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года.

Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основание литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Церковь сохранила Послание апостола, которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета. В 1853 году Александрийский Патриарх Иерофей прислал в Москву часть мощей святого апостола Иакова. Церковь отличает апостола Иакова, брата Господня, от Иакова Зеведеева (память 30 апреля) и Иакова Алфеева (память 9 октября).

Прав. Иаков Боровичский. Икона XIX в. Новгород.
Праведный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец, в отрочестве принял на себя суровый подвиг юродства. Больше о жизни его ничего не известно. Прославил его Господь после кончины. В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи (в Новгородской области) по реке Осте против течения приплыла большая льдина, на которой стоял гроб (дубовая колода) без крышки, а в нем лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами оттолкнули льдину к средине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторялось трижды. Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня». Мощи святого отрока были сначала помещены в часовне, а в 1544 году перенесены в Святодуховский храм. Тогда же было установлено ему празднование. Господь, прославляя Своего угодника, даровал мощам святого Иакова целительную силу. Полиелейное празднование установлено с 1572 года. В Иконописном подлиннике о святом Иакове сказано: «Подобием млад, наг, препоясан платом». В 1657 году патриарх Никон часть мощей святого перевез на Валдай, в Иверскую обитель.

Святитель Игнатий Константинопольский, патриарх
Святитель Игнатий, Патриарх Константинопольский (847–857; 867–877), в миру Никита, происходил из царского рода. Когда его отец, император Михаил I (811–813), был свергнут с императорского престола Львом Армянином (813–820), 15-летнего отрока Игнатия заключили в монастырь. Жизнь в монастыре укрепила святого Игнатия в вере и благочестии. Скоро он был поставлен игуменом обители, а позже избран Патриархом Константинопольским.

Император Михаил III (855–867) был еще малолетним, и страной управлял его дядя – Варда, человек неблагочестивый и порочный. Святой Патриарх увещал Варду оставить греховную жизнь и смело обличал его беззакония. Когда Варда хотел заставить святителя постричь в монахини святую царицу Феодору (мать императора), чтобы удалить ее от управления государством, то святой Патриарх Игнатий не только не согласился на это, но даже всенародно отлучил Варду от Причастия. Пятнадцать дней мучили святого Патриарха, заставляя отречься от сана, затем отправили в ссылку. Когда к власти пришел новый император, святитель Игнатий был вызван из заточения и еще 10 лет был Патриархом. Скончался он в 877 году, в монастыре.

Преподобный Елисей Лавришевский
Преподобный Елисей Лавришевский был сыном князя Тройната, занимал высокую должность при дворе князя Миндовга. Став христианином, он оставил двор и удалился в пустынь, где его нашел некий православный монах, вкупе с которым Елисей основал около 1225 года Лавришевскую обитель неподалёку от Новогрудка. В числе ее братии был и князь Войшелк, живший, впрочем, в особом месте. Елисей был убит своим же питомцем, юношей-слугой в ночь на 23 октября около 1250 года.

После кончины мощи преподобного были прославлены чудотворениями. Еще в древнем сказании говорилось о некоем бесноватом, исцеленном после того, как он случайно коснулся мощей святого Елисея.

Около 1505 года, когда татары, опустошившие околицы Новогрудка, приблизились к Лавришевскому монастырю, Господь вновь явил чудо через своего угодника: татарам показалось, что монастырский двор заполнен отборной конницей, и они в страхе бежали. Это чудо, вероятно, послужило поводом для канонизации преподобного Елисея митрополитом Иосифом (Солтаном) на Соборе, состоявшемся в Вильно (?) в 1514 году. Мощи святого, прежде почивавшие открыто, во время какой-то из войн были сокрыты в землю и после того, как монастырь был сожжен, уже не найдены. Чтилась ли память святого преподобного Елисея лишь местно или было установлено общее празднование — неизвестно. После возрождения монастыря в XXI веке он был посвящен святому Елисею.

Священномученик Емилиан Гончаров, пресвитер
Свя­щен­но­му­че­ник Еми­ли­ан ро­дил­ся 5 ав­гу­ста 1882 го­да в се­ле Ста­ро-Пол­тав­ка Са­ра­тов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ан­то­на Гон­ча­ро­ва. Окон­чил в 1904 го­ду учи­тель­скую се­ми­на­рию в го­ро­де Вла­ди­ми­ре. С 1914 го­да Еме­льян Ан­то­но­вич ис­пол­нял по­слу­ша­ние пса­лом­щи­ка. В 1921 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на и за­тем в сан свя­щен­ни­ка. Вна­ча­ле он слу­жил в хра­мах Са­ра­тов­ской епар­хии. В 1932 го­ду зна­ко­мый от­цу Еми­ли­а­ну свя­щен­ник Кон­стан­тин Спе­ран­ский пред­ло­жил ему пе­ре­ве­стись в храм Рож­де­ства Хри­сто­ва в се­ле Рож­де­стве­но Но­во-Пет­ров­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, где он сам ко­гда-то слу­жил и где те­перь умер свя­щен­ник. Отец Еми­ли­ан со­гла­сил­ся и, по­лу­чив бла­го­сло­ве­ние свя­щен­но­на­ча­лия, на­чал слу­жить на но­вом ме­сте. В 1933 го­ду отец Еми­ли­ан был на­граж­ден на­бед­рен­ни­ком, в 1936 го­ду – ску­фьей.
7 ок­тяб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка и за­клю­чи­ли в тюрь­му в го­ро­де Во­ло­ко­лам­ске. При обыс­ке в ам­ба­ре, ко­то­рый ра­нее при­над­ле­жал церк­ви, а ко вре­ме­ни слу­же­ния здесь от­ца Еми­ли­а­на стал при­над­ле­жать шко­ле, бы­ло най­де­но два­дцать пять па­тро­нов к вин­тов­ке. На ос­но­ва­нии то­го, что свя­щен­ни­ка ви­де­ли за­хо­див­шим в этот ам­бар, ему при­пи­са­ли хра­не­ние этих па­тро­нов и уча­стие в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.
В тот же день был вы­зван на до­прос в ка­че­стве сви­де­те­ля пред­се­да­тель сель­со­ве­та, ко­то­рый ска­зал: «В ав­гу­сте 1937 го­да свя­щен­ник, при­дя в сель­со­вет, го­во­рил: “По­че­му вы мне не раз­ре­ша­е­те хо­дить с ико­на­ми по до­мам ве­ру­ю­щих? В кон­сти­ту­ции пи­шут, что мож­но хо­дить, а вы не раз­ре­ша­е­те”. То­гда я ему от­ве­тил, что без справ­ки от вра­ча мы вам не раз­ре­шим. На эти сло­ва Гон­ча­ров за­явил: “Со­вет­ская власть вы­пу­сти­ла кон­сти­ту­цию для об­ма­на на­ро­да, в кон­сти­ту­ции пи­шут од­но, а на де­ле де­ла­ют дру­гое”».
– Граж­да­нин Гон­ча­ров, вы аре­сто­ва­ны за ак­тив­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, ко­то­рую вы ве­ли вме­сте с чле­на­ми контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы! – за­явил сле­до­ва­тель.
– Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной ра­бо­ты сре­ди на­се­ле­ния я не вел и чле­ном контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы не со­сто­ял, – от­ве­тил свя­щен­ник.
Это был по­след­ний во­прос до­про­са. 3 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Еми­ли­а­на к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Еми­ли­ан Гон­ча­ров был рас­стре­лян 5 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites