9 октября. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Святителя Тихона, патриарха Московского и всея России.

26 сентября по старому стилю / 9 октября по новому стилю
среда
Седмица 17-я по Пятидесятнице. Глас 7.
День постный.
Пища с растительным маслом.

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (прославление 1989).
Прп. Ефрема Перекомского, Новгородского (1492). Прав. Гедеона, судии Израильского (XII в. до Р. Х.). Блгв. кн. Нягу Басарабского (1521) (Румын.)*.
Сщмчч. Афанасия Докукина, Александра Левитского и Димитрия Розанова пресвитеров, мчч. Иоанна Золотова и Николая Гусева (1937); сщмч. Владимира Вятского пресвитера (1939).


Утр. – Ин., 67 зач.,XXI, 15–25. Лит. – Ап.: 1 Ин., 73 зач. (от полý),IV, 12–19. Ин., 61 зач.,XIX, 25–27; XXI, 24–25.

*Имя блгв. кн. Нягу Басарабского включено в месяцеслов по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви 7 марта 2018 года. Прославление совершено Румынской Православной Церковью.
Если в этот день совершается служба в честь свт. Тихона, то на литургии читаются также чтения святителя: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.

Тропарь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, глас 2:
Апо́столе, Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ ускори́ изба́вити лю́ди безотве́тны:/ прие́млет тя припа́дающа/ И́же па́дша на пе́рси Прие́мый,/ Его́же моли́, Богосло́ве,/ и належа́щую мглу язы́ков разгна́ти,// прося́ нам ми́ра и ве́лия ми́лости.

Кондак апостола и евангелиста Иоанна Богослова, глас 2:

Вели́чия твоя́, де́вственниче, кто пове́сть?/ То́чиши бо чудеса́, и излива́еши исцеле́ния,/ и мо́лишися о душа́х на́ших,// я́ко Богосло́в и друг Христо́в.

Величание апостола Иоанна Богослова
Велича́ем тя,/ апо́столе Христо́в и евангели́сте Иоа́нне Богосло́ве,/ и чтим боле́зни и труды́ твоя́,/ и́миже труди́лся еси́// во благове́стии Христо́ве.

Тропарь святителя Тихона, глас 1:
Апо́стольских преда́ний ревни́теля/ и Христо́вы Це́ркве па́стыря до́браго,/ ду́шу свою́ за о́вцы положи́вшаго,/ жре́бием Бо́жиим избра́ннаго/ Всеросси́йскаго Патриа́рха Ти́хона восхва́лим/ и к нему́ с ве́рою и упова́нием возопии́м:/ предста́тельством святи́тельским ко Го́споду/ Це́рковь Ру́сскую в тишине́ соблюди́,/ расточе́нная ча́да ея́ во еди́но ста́до собери́,/ отступи́вшия от пра́выя ве́ры к покая́нию обрати́,/ страну́ на́шу от междоусо́бныя бра́ни сохрани́// ́и мир Бо́жий лю́дем испроси́.

Кондак святителя Тихона, глас 2:

Ти́хостию нра́ва укра́шен,/ кро́тость и милосе́рдие ка́ющимся явля́яй,/ во испове́дании правосла́вныя ве́ры и любве́ ко Го́споду/ тверд и непрекло́нен пребы́л еси́,/ святи́телю Христо́в Ти́хоне./ Моли́ся о нас, да не разлучи́мся от любве́ Бо́жия,// я́же о Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии – дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56–68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн – Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), – возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелились им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» – вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел – символ высокого парения Богословской мысли – иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский
Тихон (Беллавин) (1865 - 1925), патриарх Московский и всея России, святитель
Память 9 февраля в день обретения мощей, 25 марта в день преставления, 26 сентября в день прославления, 5 ноября в день избрания на патриарший престол, в Соборах Московских святителей; Московских и Санкт-Петербургских святых; новомучеников и исповедников Церкви Русской

В миру Беллавин Василий Иванович, родился 19 января 1865 года на погосте Клин Торопецкого уезда в семье сельского священника. Наречен при крещении Василием в честь св. Василия Великого.

В 1869 г. его отец, священник Иоанн, был переведен в Преображенский храм г. Торопца.

С 1874 по 1878 год учился в Торопецком духовном училище. С детских лет отличался старательностью и кротостью. Товарищи по училищу, зная его незлобивый и молчаливый нрав, часто над ним смеялись и подшучивали, обращаясь к нему со словами: "Ваше Святейшество".

С 1878 по 1884 год учился в Псковской духовной семинарии. Окончил семинарию с отличием

11 июня 1888 года окончил Санкт-Петербургскую духовную академию одним из первых студентов со степенью кандидата-магистранта богословия (кандидатское сочинение на тему "Quesnel и его отношение к янсенизму"). Получил назначение в родную Псковскую духовную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия и французкого языка.

14 декабря 1891 года пострижен в монашество с именем Тихон в честь св. Тихона Задонского. Постриг совершил епископ Псковский и Порховский Гермоген (Добронравин).

15 декабря того же года еп. Гермогеном рукоположен в сан иеродиакона, а 22 декабря - в сан иеромонаха.

17 марта 1892 года переведен инспектором в Холмскую духовную семинарию.

24 июня того же года назначен ректором Казанской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита, но 15 июля того же года назначен ректором Холмской духовной семинарии. Одновременно состоял председателем Епархиального Училищного Совета, председателем Православного братства и цензором изданий. Также руководил монастырским благочинием Холмско-Варшавской епархии.

19 октября 1897 года был хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмской епархии. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев), архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (Брянцев), архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский), епископ Нарвский Иоанн (Кратиров).

14 сентября 1898 года был переведен на Алеутскую и Аляскинскую кафедру, с 7 февраля 1900 года именуется епископом Североамериканским и Аляскинским.

Время епископского служения святителя в Америке было ознаменовано расцветом в жизни местной Православной Церкви: была учреждена духовная семинария в Миннеаполисе (что устранило необходимость присылать священников из России), был основан Тихоновский монастырь возле Скрантона (штат Пенсильвания) со школой-приютом при нем. Епископская кафедра была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Православие при свт.Тихоне стало приобретать всеамериканский масштаб. Под его председательством в Майфильде был созван первый Православный Собор Северо-Американской Церкви, объединивший между собой переселенцев из России, Галиции, Венгрии, Буковины и других мест. В правление свт.Тихона Церковь в Америке пребывала в мире, согласии и любви, не зная никаких впоследствии начавшихся раздоров из-за юрисдикционной принадлежности: был единый архипастырь и единое стадо. За 8 лет управления епархией свт.Тихоном число приходов в ней увеличилось с 15 до 75, тысячи униатов обратились в Православие.

5 мая 1905 года возведен в сан архиепископа, кафедра именуется "Алеутской и Североамериканской".

25 января 1907 года был назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру, где он быстро приобрел любовь своей паствы и был избран почетным гражданином города Ярославля.

22 декабря 1913 году переведен на Виленскую и Литовскую кафедру.

После Февральской революции и формирования нового Синода владыка Тихон стал его членом.

21 июня 1917 года Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал его правящим архиереем Московской епархии.

13 августа 1917 года возведен в сан митрополита.

С 15 августа 1917 года участвовал в работе Всероссийского Поместного Собора в Москве, был избран председателем Собора. Осенью 1917 года стал одним из трёх кандидатов в патриархи, вместе с владыками Антонием Харьковским и Арсением Новгородским. В то время народная молва оценила его как "самого доброго" из архиереев Русской Церкви - в отличии от "самого умного" Антония и "самого строгого" Арсения. Святитель во всем полагался на волю Божию: не стремясь к патриаршеству, он был готов принять на себя этот крестный подвиг, если Господь призовет его. Так и случилось: 5 ноября посредством жребия, вытянутого слепым старцем Алексием Зосимовским, он был избран патриархом Московским и всея России.

Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными "обновленцами" и "автокефалистами" (раскольниками). Ситуация осложнялась и внешними обстоятельствами: сменой политического строя и приходом к власти богоборческих сил, голодом, гражданской войной. Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх смог собрать воедино распыленные и обескровленные церковные силы. Святейший проявил себя верным служителем и исповедником неповрежденных и неискаженных заветов истинной Православной Церкви. Он был живым олицетворением Православия, что бессознательно подчеркивали даже враги Церкви, называя ее членов "тихоновцами".
24 ноября 1918 года был подвергнут домашнему аресту, а в его квартире был произведен обыск. 6 января 1919 года (под Рождество Христово) был освобожден из-под стражи.

Видя спасение от большевистского безбожия не в кровавой войне, а в духовной борьбе, патриарх рано вступил на тот путь попыток взаимоотношения с советской властью, каким прошёл до конца земной жизни. Уже 6 декабря 1918 года, когда прочность позиций советской власти вовсе не казалась безусловной, патриарх тем не менее написал в Совнарком о том, что против советской власти он никаких действий не предпринимал и предпринимать не собирается, и хотя многим мероприятиям правительства не сочувствует, "не наше дело судить земные власти" [3]. Впоследстии, в разгар братоубийственной войны, 8 октября 1919 года патриарх обратился с посланием, в котором призывал священнослужителей Русской Православной Церкви отказаться от всяких политических выступлений.

В течение 1920 года подвергался неоднократным домашним арестам.

7 ноября 1920 года Священный Синод и Высший церковный совет издает за подписью патриарха Тихона известный Указ № 362 о временной автономии епархий на канонической территории РПЦ, связь которых с Патриархией прервана. Позже этим указом Русская Православная Церковь Заграницей обосновывала своё временное независимое существование. На него также ссылались т.н. "непоминающие" внутри СССР.

Летом 1921 года разразился голод в Поволжье. В августе Патриарх Тихон обратился с Посланием о помощи голодающим, направленным ко всем русским людям и народам Вселенной, и благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления. Но новой власти этого было мало. Уже в феврале 1922 года был издан декрет, согласно которому изъятию подлежали все драгоценные предметы. Согласно 73-му апостольскому правилу, это такие действия являлись святотатством, и Патриарх не мог одобрить такого изъятия, выразив свое негативное отношение к происходящему произволу в послании, тем более, что у многих возникли сомнения в том, что все ценности пойдут на борьбу с голодом. На местах насильственное изъятие вызвало повсеместное народное возмущение. По России прошло до двух тысяч процессов и расстреляно было более десяти тысяч верующих.

22 апреля 1922 года выходит известный указ № 348 (349) патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Этим Указом политические заявления Карловацкого Собора 1921 года заграничного русского духовенства и мирян признавались не имеющими церковно-канонического значения, упразднялось Всезаграничное Высшее Церковное Управление, некоторые духовные лица за границей предупреждались о церковной ответственности за «политические от имени Церкви выступления».

6 мая 1922 года патриарх был арестован по обвинению в "сопротивлении изъятию церковных ценностей" и заключен под домашний арест на Троицком подворье, затем переведен в московский Донской монастырь, а затем помещен во внутреннюю тюрьму ОГПУ на Лубянке.

27 июня 1923 года был освобожден из под стражи, а 21 марта 1924 года следственное дело Патриарха Тихона было прекращено.

9 декабря 1924 года в покоях святителя Тихона в Донском монастыре неизвестными был расстрелян Иаков Полозов, келейник патриарха. По наиболее распространенной версии, это была неудачная попытка покушения на патриарха, по другой версии - убийцы устранили верного патриарху человека, чтобы на его место поставить более сговорчивого, для оказания давления на святителя.

Последнее послание патриарха к Церкви, подписанное в день его кончины и при опубликовании в газетах неправомерно получившее название "Завещания", в частности гласило:

"...не допуская никаких компромиссов или уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и рабо­те СССР на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем".
Скончался 7 апреля 1925 года в 11:45 в Москве, в лечебнице Бакуниных на Остоженке.

12 апреля 1925 года патриарх Тихон был торжественно погребен в Московском Донском монастыре. На погребении присутствовало 59 епископов, а количество людей пришедших перед этим проститься с первосвятителем-исповедником исчислялось многими сотнями тысяч.

Русская Православная Церковь Заграницей на Архиерейском Соборе 14 ноября 1981 года прославила патриарха Тихона как исповедника в лике святых новомучеников Российских. 9 октября 1989 года на Архиерейском Соборе Московского Патриархата он был прославлен для общецерковного почитания. 22 февраля 1992 года мощи святителя были обретены в Малом соборе Донского монастыря. Особое почитание святого патриарха выразилось во многочисленных храмах посвященных ему, а также в быстро выросшей обильной иконописной традиции. На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной по случаю прославления в 2000 году, святой патриарх изображен у центра средника непосредственно слева (а не справа, потому что, согласно церковному учению об иконопочитании, отсчет идет не от зрителя, а от духовного центра иконы, в данном случае - от престола) от увенчанного Крестом центрального престола. Святейший патриарх также изображен на седьмом клейме иконы, которое подчёркивает две основные стороны его служения: исповедничество и духовное попечение о спасении вверенной ему паствы - святитель изображен заточённым в Донском монастыре, благословляющим собравшийся к нему под стены обители народ.

Прп. Ефрем Перекомский, Новгородский.Фрагмент иконы «Собор Русских святых».
Преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский, родился 20 сентября 1412 года в г. Кашине. В святом Крещении назван Евстафием. Его родители, Стефан и Анна, проживали недалеко от Кашинского женского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Склонный к уединению, Евстафий еще в юные годы оставил родительский дом и поселился в Калязинской обители во Имя Пресвятой Троицы. Родители хотели возвратить сына домой, но он сам убедил их оставить мир и принять монашество. Впоследствии они и завершили земной путь в отшельничестве. Пробыв в обители три года, Евстафий по чудесному откровению перешел в монастырь преподобного Саввы Вишерского (память 1 октября) и там в 1437 году принял постриг с именем Ефрем. Находясь в обители, преподобный Ефрем получил откровение от Господа, повелевавшего ему удалиться в пустынное место. Получив благословение преподобного Саввы, он в 1450 году перешел на озеро Ильмень, к устью реки Веренды, и на берегу реки Черной поставил келлию. Через некоторое время к преподобному Ефрему пришли старец Фома с двумя иноками и поселились неподалеку от его келлии. Со временем стали собираться и другие отшельники к новой обители. По их просьбе преподобный Ефрем принял в Новгороде от святителя Евфимия († 1458; память 11 марта) сан священнослужителя.

Возвратившись из Новгорода, преподобный Ефрем основал храм в честь Богоявления Господня на острове, находившемся в устье реки Веренды. Для удобной доставки монастырю воды преподобный прокопал в озеро Ильмень проток, отчего обитель получила название Перекопской, или Перекомской. Впоследствии преподобный Ефрем основал каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Ввиду недостатка искусных строителей он послал к великому князю Василию Иоанновичу нескольких иноков с прошением о присылке каменщиков, после чего в 1466 году строительство храма было завершено.

Преставился преподобный Ефрем 26 сентября 1492 года и был погребен в храме Святителя Николая. В 1509 году из-за частых наводнений, грозивших монастырю разрушением, обитель была перенесена в другое место на берегу озера Ильмень. Явившийся игумену Роману преподобный Ефрем указал место Клинково для расположения обители. На месте погребения преподобного была построена часовня, поскольку все монастырские храмы были разобраны. 16 мая 1545 года мощи преподобного Ефрема были перенесены в новую обитель. С этого дня в монастыре ежегодно совершалась память преподобного Ефрема Перекомского, утвердившаяся окончательно после прославления святого подвижника на Соборе 1549 года. (Память перенесения мощей преподобного Ефрема Перекомского совершается 16 мая.)

Праведный Гедеон, судия Израильский
Ис­то­рия ев­рей­ско­го на­ро­да пол­на при­ме­ров то­го, как он за­бы­вал Бо­га и впа­дал в язы­че­ство: по­кло­нял­ся идо­лам, пре­да­вал­ся по­ро­кам. За это Бог не раз ли­шал из­ра­иль­тян Сво­ей по­мо­щи и пре­да­вал во власть со­сед­них язы­че­ских на­ро­дов. Бед­ствия вра­зум­ля­ли ев­ре­ев, и они воз­вра­ща­лись к ис­тине. По­ка­яв­шим­ся из­ра­иль­тя­нам Гос­подь по­сы­лал из­ба­ви­те­лей. Их на­зы­ва­ли су­дья­ми. Они вер­ши­ли суд Бо­жий на зем­ле – по­ра­жа­ли нече­сти­вых языч­ни­ков, осво­бож­да­ли из­ра­иль­тян от вра­гов и управ­ля­ли ими. Все­го у ев­ре­ев бы­ло че­тыр­на­дцать су­дей.

По­сле смер­ти Иису­са На­ви­на из­ра­иль­тяне очень ско­ро впа­ли в идо­ло­по­клон­ство, и Гос­подь от­дал их под власть ма­ди­а­ни­тян. Семь лет они угне­та­ли на­род. Толь­ко, бы­ва­ло, у из­ра­иль­тян кон­чит­ся сев, как на­гря­нут ма­ди­а­ни­тяне, а с ни­ми – ама­ли­ки­тяне и во­сточ­ные пле­ме­на. Ста­нут они ла­ге­рем на зем­ле из­ра­иль­тян – и уни­что­жат уро­жай по всей стране, не остав­ляя ев­ре­ям ни еды, ни овец, ни бы­ков, ни ослов. Вра­ги при­хо­ди­ли со сво­и­ми ста­да­ми, со сво­и­ми се­мья­ми – мно­го­чис­лен­ные, слов­но са­ран­ча. Вко­нец ра­зо­рён­ные на­бе­га­ми, из­ра­иль­тяне ста­ли про­сить за­щи­ты у Бо­га.

Ми­ло­серд­ный Гос­подь по­слал им из­ба­ви­те­ля в ли­це Ге­део­на – млад­ше­го сы­на Иоаса из ро­да Ма­нас­сии. Он жил в го­ро­де Оф­ре в Па­ле­стине. Од­на­жды Ге­де­он об­мо­ла­чи­вал пше­ни­цу в да­вильне для ви­но­гра­да. Ра­бо­тал в яме украд­кой и то­роп­ли­во, чтобы не за­ме­ти­ли вра­ги. Тут пред­стал Ге­део­ну Ан­гел Гос­по­день. Он по­ве­лел ему со­брать вой­ско и вы­сту­пить про­тив непри­я­те­ля.

Из­бран­ный Бо­гом для спа­се­ния сво­е­го на­ро­да от ма­ди­а­нит­ско­го ига, Ге­де­он на­чал де­ло из­бав­ле­ния с ис­ко­ре­не­ния идо­ло­по­клон­ства. Но­вый су­дья раз­ру­шил жерт­вен­ник Ва­а­ла и сру­бил идол Аше­ры, на­хо­див­ший­ся близ до­ма его от­ца. На этом ме­сте он по­ста­вил жерт­вен­ник ис­тин­но­му Бо­гу и в честь Него на ко­ст­ре, сде­лан­ном из де­ре­ва Аше­ры, при­нёс во все­со­жже­ние се­ми­лет­не­го бы­ка.

Жи­те­ли Оф­ры воз­му­ти­лись по­ступ­ком Ге­део­на. Они усмат­ри­ва­ли оскорб­ле­ние по­чи­та­е­мой ими свя­ты­ни и на­ме­ре­ва­лись по­бить су­дью кам­ня­ми. Отец Ге­део­на, быв­ший у них жре­цом, уго­во­рил жи­те­лей не де­лать это­го: «Вам ли за­щи­щать Ва­а­ла? Вам ли за него за­сту­пать­ся? Ес­ли Ва­ал бог, то пусть сам по­бо­рет­ся, ко­гда раз­ру­ша­ют его жерт­вен­ник!» На­род внял уве­ще­ва­нию Иоаса и оста­вил Ге­део­на в по­кое. Но дал ему осо­бое про­зви­ще «Иеруб­ба­а­ла», что зна­чит «Ва­ал ото­мстит ему». Та­ким об­ра­зом, по­сту­пок Ге­део­на имел весь­ма важ­ные по­след­ствия. Через него на­род убе­дил­ся в пол­ном бес­си­лии Ва­а­ла.

Меж­ду тем ма­ди­а­ни­тяне и ама­ли­ки­тяне, а с ни­ми неко­то­рые дру­гие пле­ме­на Во­сточ­ной Ара­вии сно­ва яви­лись в Па­ле­сти­ну, пе­ре­шли через Иор­дан и рас­по­ло­жи­лись в Ездре­лон­ской до­лине. Те­перь но­вый су­дья Из­ра­и­ля, пол­ный во­оду­шев­ле­ния, клик­нул клич на осво­бож­де­ние на­ро­да. На него ото­зва­лось род­ствен­ное ему пле­мя Ави­е­зе­ро­во. Ге­де­он от­пра­вил по­слов и к смеж­ным пле­ме­нам. Они так­же ото­зва­лись на его при­зыв. Око­ло судьи со­бра­лось трид­цать две ты­ся­чи во­и­нов из ко­лен Ма­нас­си­и­на, Аси­ро­ва, За­ву­ло­но­ва и Неф­фа­ли­мо­ва.

Пе­ред на­ча­лом бит­вы он по­про­сил у Бо­га зна­ме­ния: «Гос­по­ди! Вот я рас­сте­лю здесь на гумне по­стри­жен­ную шерсть. Ес­ли ро­са бу­дет толь­ко на шер­сти, а на всей зем­ле су­хо, то я бу­ду знать, что Ты спа­сёшь Из­ра­и­ля мо­ею ру­кою». Мо­лит­ва бы­ла услы­ша­на: на дру­гой день ра­но утром Ге­де­он вы­жал из шер­сти, по­кры­той ро­сой, це­лую ча­шу во­ды.

Он сно­ва об­ра­тил­ся к Бо­гу: «Гос­по­ди! Не про­гне­вай­ся на ме­ня, ес­ли ещё раз ска­жу: пусть бу­дет су­хо на од­ной толь­ко шер­сти, а на всей зем­ле пусть бу­дет ро­са». Бог услы­шал и вто­рую мо­лит­ву Ге­део­на: на­ут­ро толь­ко на шер­сти бы­ло су­хо, а по всей зем­ле бы­ла ро­са.

А для то­го, чтобы из­ра­иль­тяне яс­нее ви­де­ли Его спа­си­тель­ную по­мощь, ко­то­рая со­еди­ня­ет­ся не с ко­ли­че­ством, а с ка­че­ством ис­пол­ни­те­лей Его во­ли, Бог по­ве­лел Ге­део­ну от­пу­стить из вой­ска всех, кто бо­яз­лив и ро­бок. Два­дцать две ты­ся­чи че­ло­век вер­ну­лись до­мой.

Остав­ших­ся Бог по­ве­лел ве­сти к во­де и по­смот­реть, как они бу­дут пить. Тех, ко­то­рые пи­ли во­ду, чер­пая её гор­стью ру­ки, от­де­ли­ли от тех, ко­то­рые пи­ли ртом, на­кло­ня­ясь к во­де. Пив­ших гор­стью ока­за­лось три­ста че­ло­век. И ска­зал Гос­подь Ге­део­ну: «Тре­мя­ста­ми Я спа­су вас». С ни­ми Ге­де­он и вы­сту­пил про­тив сто­ты­сяч­ной ар­мии ма­ди­а­ни­тян. При столь неболь­шом от­ря­де Ге­де­он мог ре­шить­ся на бит­ву с мно­го­чис­лен­ным непри­я­те­лем толь­ко бла­го­да­ря твёр­дой ве­ре в по­мощь Бо­жию.

По вну­ше­нию свы­ше Ге­де­он раз­де­лил от­ряд на три ча­сти. Каж­до­му во­и­ну дал по тру­бе и скры­то­му в кув­шине све­тиль­ни­ку. Но­чью евреи окру­жи­ли стан непри­я­те­ля. По сиг­на­лу во­и­ны раз­би­ли кув­ши­ны, за­тру­би­ли в тру­бы и ста­ли гром­ко вос­кли­цать: «Меч Гос­по­да и Ге­део­на!» Вне­зап­ные ог­ни, гром труб и кри­ки по­ра­зи­ли ма­ди­а­ни­тян. Страх и ужас обу­ял их. В тем­но­те, в ве­ли­ком смя­те­нии они ста­ли уби­вать друг дру­га и, на­ко­нец, об­ра­ти­лись в бег­ство.

Ге­де­он воз­вра­тил­ся до­мой с огром­ной до­бы­чей. Сла­ва о по­бе­ди­те­ле раз­нес­лась по всей стране. Бла­го­дар­ные из­ра­иль­тяне пред­ло­жи­ли Ге­део­ну и его по­том­кам цар­скую власть. Но мо­гу­чий во­ин от­ка­зал­ся. Он знал, как неве­ли­ка его за­слу­га в де­ле спа­се­ния из­ра­иль­ско­го на­ро­да. Это чу­до со­вер­шил Бог, и толь­ко Он един­ствен­ный царь Из­ра­и­ля.

В ми­ре и по­кое Ге­де­он до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти. Его ис­то­рия – это по­вест­во­ва­ние о том, как ис­тин­ная ве­ра и лю­бовь к Бо­гу од­но­го че­ло­ве­ка спас­ли це­лый на­род. Жизнь судьи Ге­део­на ста­ла про­об­ра­зом ве­ли­чай­ше­го со­бы­тия в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства: крест­но­го стра­да­ния Сы­на Бо­жия. Его лю­бовь спас­ла от смер­ти все на­ро­ды Зем­ли и да­ро­ва­ла нам жизнь веч­ную.

Благоверный князь Нягу Басарабский
Святой Нягу Басарабский (ок. 1459–1521) был господарем Валахии в первой четверти XVI века. Восстановил традиции ктиторства господаря в важнейших монастырях страны. Был щедрым жертвователем на строительство храмов. Оставил написанное на церковнославянском языке поучение сыну Феодосию.

Канонизирован Румынской Православной Церковью согласно синодальному решению от 8–9 июля 2008 года. Торжественное прославление последовало в Бухаресте 26 октября того же года. 7 марта 2018 года синодальным решением имя Нягу Басарабского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU