1 августа. Преподобной Макрины, сестры свт. Василия Великого. Обретение мощей прп. Серафима Саровского, чудотворца.

19 июля по старому стилю / 1 августа по новому стилю
среда
Седмица 10-я по Пятидесятнице. Глас 8.
День постный.
Пища с растительным маслом

Прп. Макрины, сестры свт. Василия Великого (380). Прп. Дия (ок. 430).
Обре́́тение мощей прп. Серафима Саровского, чудотворца (1903). Собор Курских святых.
Блгв. кн. Романа (Олеговича) Рязанского (1270). Прп. Паисия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Блж. Стефана (1427) и матери его Ми́лицы (1405), Сербских.


Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–30. Лит. – Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

Тропарь преподобного Серафима, глас 4:
От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, блаже́нне,/ и, Тому́ Еди́ному рабо́тати пла́менне вожделе́в,/ непреста́нною моли́твою и трудо́м в пусты́ни подвиза́лся еси́,/ умиле́нным же се́рдцем любо́вь Христо́ву стяжа́в,/ избра́нник возлю́блен Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// спаса́й нас моли́твами твои́ми, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш.

Кондак преподобного Серафима, глас 2:
Ми́ра красоту́ и я́же в нем тле́нная оста́вив, преподо́бне,/ в Саро́вскую оби́тель всели́лся еси́/ и, та́мо а́нгельски пожи́в,/ мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию,/ сего́ ра́ди и Христо́с тебе́, о́тче Серафи́ме, просла́ви/ и да́ром исцеле́ний и чуде́с обогати́./ Те́мже вопие́м ти:// ра́дуйся, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(1Кор.16:4–12; Мф.21:28–32)
В притче о двух сынах второй из них проворно «сказал: иду,.. и не пошел» (Мф.21:30). Это образ всех скороспелых благонамерений, которые привести в исполнение не достает потом постоянства, воли и терпения. Сердце легкое тотчас готово на всякое представляющееся ему добро, но нетвердая и нетрудолюбивая воля отказывается от делания на первых же порах. Эта немощь встречается почти у всех. Как же избегнуть такой несостоятельности пред самим собой и пред другими? А вот как: не начинай ничего не обдумавши и не рассчитавши, что на предпринимаемое достанет сил. Так Господь повелел в притче о начинающем войну и приступающем к построению дома. В чем же этот расчет? В том, по сказанию тех же приточных внушений Господа, чтоб вооружиться наперед самоотвержением и терпением. Посмотри, есть ли у тебя эти подпоры всех тружеников в добре, и если есть, начинай дело, а если нет, то наперед запасись ими. Если запасешься, то, что ни встретится на пути к намеренному, все перетерпишь и преодолеешь, и начатое доведешь до конца. Расчет не то значит, что, коль скоро трудновато дело – брось, а то, чтобы воодушевить себя на всякий труд. Отсюда будет исходить твердость воли и постоянство делания. И не будет с тобою никогда того, чтобы ты сказал – иду, а потом не пошел.

Преподобная Макрина, сестра святителей Василия Великого и Григория Нисского, родилась в Каппадокии в начале IV века. Ее мать, Емилия, видела во сне Ангела, назвавшего еще не родившуюся Феклой, в честь святой первомученицы Феклы. Святая Емилия исполнила волю Божию и назвала дочь Феклой. Другие же родственники именовали девочку Макриной, в честь бабушки, пострадавшей во время гонения на христиан при императоре Максимиане Галерии.

Кроме Макрины в семье было еще девять детей. Святая Емилия сама руководила воспитанием и образованием своей старшей дочери, учила ее грамоте по Священным книгам и псалмам Давида, выбирая те примеры из Святых книг, которые назидали в благочестии и богоугодной жизни. Святая Емилия приучила свою дочь посещать церковные службы и совершать домашние молитвы. Макрина была научена также правильному ведению домашнего хозяйства и различному рукоделию. Она никогда не оставалась праздной и не участвовала в детских играх и забавах.

Когда Макрина выросла, родители обручили ее с благочестивым юношей, но жених вскоре скончался. Многие молодые люди стремились к браку с ней, но Макрина всем отказывала, избрав девственную жизнь и не желая изменять памяти умершего жениха. Преподобная Макрина жила в доме своих родителей, помогая им исполнять домашние работы вместе со служанками как старшая: она тщательно следила за воспитанием и образованием младших братьев и сестер. После смерти отца она стала главной опорой для семьи.

Когда все дети выросли и покинули родной дом, святая Макрина убедила свою мать, святую Емилию, оставить мир, отпустить рабов на свободу и удалиться в девичий монастырь. Некоторые из служанок-рабынь последовали их примеру. Приняв иноческий постриг, они жили вместе, одной семьей, вместе молились, вместе работали, имели все общее, ничем не отличаясь друг от друга в образе жизни.

После смерти матери святая Макрина руководила сестрами обители. Она пользовалась глубоким уважением всех знавших ее. Строгость к себе и воздержание во всем были присущи святой в течение всей жизни. Спала она на досках и не имела никакой собственности. Святая Макрина была удостоена дара чудотворения. Был случай (рассказанный сестрами обители святому Григорию Нисскому после смерти святой Макрины), когда она исцелила девочку, у которой на глазу было бельмо, поцеловав этот больной глаз. По молитвам святой, в ее обители во время голода не оскудевала пшеница, необходимая для пропитания сестер.

Умерла святая Макрина в 380 году, до последнего вздоха вознося благодарственные молитвы Господу за полученные от Него в течение всей ее жизни благодеяния. Похоронена преподобная в одной могиле с родителями.

Прп. Серафим Саровский, икона нач. XX века
Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца. В начале прошлого века на свещнице Русской Православной Церкви возгорелась новая яркая свеча. Господь благоволил послать земле нашей великого молитвенника, подвижника и чудотворца.

В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. (Житие святого помещено 2 января, в день его преставления). 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский.

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.

Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство – краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.

«Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, – учил Преподобный, – сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия». Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу.

В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления.

«Господь открыл мне, – сказал он, – что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня».

Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Он заповедал своим духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему. Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим «царским (средним) путем» и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: «выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг – плоть наша – был верен и способем к творению добродетелей».

Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву. «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять».

Преподобный Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.

Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А если кто располагает временем, говорил Преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти.

Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о. Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных. Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: «Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!» Знаменитым стало Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать «Отче наш», трижды – «Богородице Дево, радуйся», единожды «Верую»; занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного» или просто «Господи, помилуй», а от обеда до вечера – «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного» или «Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного».

«В молитвах внимай себе, – советовал подвижник, – т. е. ум собери и соедини с душею. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя...» Преподобный говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.

«Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным», – наставлял святой подвижник Саровский, сам постоянно прочитывавший весь Новый Завет в течение недели.

Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: «Чем чаще, тем лучше». Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: «Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».

«Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося...» Святой, однако, не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения. Многим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадесятые праздники. Необходимо помнить его предупреждение о возможности приобщения в осуждение: «Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!»

«Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния», – говорил святой Серафим. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: «Радость моя! Христос воскресе!» Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога людей постоянно толпилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия. На глазах всех подтверждалась истина, высказанная самим святым в великом ангельском призыве: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи». Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании Святого Духа, но и сама по себе является важнейшей ступенью на пути духовного возрастания. Преподобный Серафим, опытно прошедший всю древнюю православную науку аскетического подвига, провидел, каким будет духовное делание грядущих поколений, и учил искать мир душевный и никого не осуждать: «Кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары». «Для сохранения мира душевного... всячески должно избегать осуждения других... Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву».

Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его. Еще в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: «Сей от рода нашего».

По выходе из затвора преподобный много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал все по воле Царицы Небесной.

Преподобный Серафим стоит в начале поразительного взлета русской православной духовности. С великой силой звучит его напоминание: «Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. «Сыне, даждь Ми сердце твое, – говорит Он, – а все прочее Я Сам приложу тебе», – ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может».

Преподобный Дий Константинопольский
Преподобный Дий родился в городе Антиохии Сирийской в конце IV века в благочестивой христианской семье. С молодых лет он отличался воздержанием, принимал пищу в малом количестве и не каждый день, плоть свою усмирял бдением и непрестанными молитвами. За такие подвиги Господь даровал святому Дию бесстрастие и дар чудотворений.
Господь, в видении, повелел святому Дию идти в Константинополь и там служить Ему и людям. Святой Дий поселился за городом в уединенном месте, где люди боялись жить. Преподобный Дий мужественно боролся со злобными духами, пытавшимися изгнать его с того места. Он побеждал их молитвой и твердой надеждой на помощь Божию. Усердно помолившись, святой воткнул свой жезл в землю, прося Господа дать жизнь сухому посоху, если Ему угодно видеть Дия пребывающим на том месте. Господь услышал молитву Своего угодника: посох дал корни, начал расти и со временем превратился в огромный дуб, который долго стоял и после кончины святого Дия.
Окрестные жители стали приходить к праведнику за советом, наставлением, просили исцеления от душевных и телесных болезней. Святой Дий молитвой врачевал недуги, а пожертвованное ему раздавал нищим, странникам и больным.
Молва о святом Дии дошла до императора Феодосия Младшего. Он пришел к святому Дию за благословением вместе с Патриархом Константинопольским Аттиком (406-425). Император пожелал, чтобы на месте подвигов святого Дия был устроен монастырь, и дал средства на его постройку. Патриарх посвятил преподобного в священный сан и поставил его игуменом. Вскоре к святому Дию собралась многочисленная иноческая братия. Обители понадобился колодец. Его рыли долго и безуспешно. По молитве преподобного Господь извел источник чистой воды, которая вскоре наполнила весь колодец. Однажды святой, помолившись, воскресил утопленника. Много иных чудес совершал Господь через Своего угодника.
В глубокой старости преподобный Дий тяжело заболел. Он простился с братией, причастился Святых Таин и лежал на одре, как мертвый. В монастырь прибыли для совершения погребения Святейший Патриарх Аттик (память в Субботу сырную) и находившийся в Константинополе Антиохийский патриарх Александр. Святой старец неожиданно поднялся со смертного одра и сказал: "Господь дал мне еще пятнадцать лет жизни". Велика была радость братии.
Святой Дий действительно прожил еще 15 лет, помогая всем советом, наставлением, исцеляя больных, заботясь о нищих и странниках. Незадолго до кончины в алтаре церкви ему явился светлый муж в священнической одежде и предупредил о наступающем дне смерти. Возблагодарив Господа за извещение, святой Дий тихо скончался и похоронен был в своем монастыре (около 430 года.)

Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский
Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский был из рода князей, которые во время татарского ига прославились как защитники христианской веры и Отечества. Оба его деда умерли за Отчизну в битве с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере (князь жил в слезах и молитвах) и своей Родине, князь всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, зашищал их от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Баскаки возненавидели святого и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он должен выбрать одно из двух: или мученическую смерть или татарскую веру. Благоверный князь отвечал, что христианин не может изменить истинную веру на ложную. За свою твердость в исповедании веры он был подвергнут жестоким истязаниям: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили ее на копье. Это произошло в 1270 году.

Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за Православную христианскую веру».

С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.

Преподобный Паисий Печерский был иноком Киево-Печерского монастыря. Из общего канона Киево-печерским преподобным, почивающим в Дальних пещерах, известно, что он был связан единомыслием и братской любовью с преподобным Меркурием (сведения о нем 24 ноября). Оба святых были неразлучны, жили в одной келлии, а после смерти были положены в один гроб. В настоящее время их мощи почивают в отдельных раках.

Свя­тая Ми­ли­ца бы­ла же­ной свя­то­го кня­зя Ла­за­ря, по­гиб­ше­го во вре­мя ве­ли­кой Ко­сов­ской бит­вы (1389 г.), за­щи­щая Свя­тую Цер­ковь от му­суль­ман. Она управ­ля­ла на­ро­дом, по­ка не под­рос ее сын Сте­фан (Вы­со­кий). В 1393 го­ду по­сту­пи­ла в Жу­па­не­вач­ский мо­на­стырь око­ло Кру­ше­ва­ка с име­нем Ев­ге­нии. Ко­гда ее сын в 1402 го­ду на вре­мя по­ки­нул стра­ну, она, несмот­ря на мо­на­ше­ский чин, пра­ви­ла го­су­дар­ством. Свя­тая Ми­ли­ца за­бо­ти­лась о вдо­вах, при­ни­мая в мо­на­стырь мно­гих жен, чьи му­жья-во­и­ны па­ли на по­ле бра­ни; по­мо­га­ла стро­ить и под­дер­жи­ва­ла мно­гие мо­на­сты­ри и церк­ви. В кон­це жиз­ни при­ня­ла ве­ли­кую схи­му с име­нем Ев­фро­си­нии. По­сле сво­ей кон­чи­ны со­вер­ши­ла мно­же­ство чу­дес. Ее ми­ро­то­чи­вые мо­щи ис­це­ли­ли мно­го боль­ных. Вме­сте со сво­им му­жем она по­да­ет си­лу свы­ше и уте­ше­ние страж­ду­щей ныне Сер­бии.

Блаженный Стефан был сыном Лазаря, князя Сербского (память 15 июня). В тяжелое время турецкого ига святой Стефан стал великим благодетелем порабощенных единоплеменников. Он строил города, созидал храмы и тратил свою казну на помощь нуждающимся. Многих властителей превзошел святой Стефан мудростью, милосердием и верой. Умер он мирно в 1427 году.

Собор Курских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь угодников Божиих кто был родом из Курской губернии или служил в пределах Курской епархии
Празднуется 19 июля

Собор Курских святых был учрежден в 2003 году по ходатайству митрополита Курского и Рыльского Иувеналия и благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память столетия канонизации преподобного Серафима Саровского. Празднование было установлено в день обретения мощей и прославления святого Серафима - 19 июля.

По благословению митрополита Иувеналия, в 2004 году, к празднованию юбилея 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, в иконописной мастерской Курской духовной семинарии создан новый образ Собора святых, в земле Курской просиявших.

В Собор входят:
Прп. Феодосий Печерский, игумен, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (+ 1074, память 3 мая, 14 августа, 2 сентября)
Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский (+ 1754, память 4 сентября, 10 декабря)
Прп. Серафим Саровский (+ 1833, память 2 января, 19 июля)
Прп. Макарий Оптинский, иеросхим. (+ 1860, память 7 сентября)
Прп. Иоанн (Крюков), затворник Святогорский (Донецкий), иеросхим. (+ 1867, память 11 августа)
Прп. Исаакий (Антимонов) Оптинский, схиархим. (+ 1894, память 22 августа)
Прп. Илия Верхотурский (+ 1900, память 30 ноября)
Сщмч. Никодим (Кононов), еп. Белгородский (+ 1919, память 20 октября, 28 декабря) [1]
Сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский (+ 1937, память 11 октября)
Сщмч. Александр (Щукин), архиеп. Семипалатинский (+ 1937, память 17 октября)
Сщмч. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Курский (+ 1937, память 21 октября)
Сщмч. Павлин (Крошечкин), архиеп. Могилевский (+ 1937, память 21 октября)
Сщмч. Иоасаф (Жевахов), еп. Могилевский (+ 1937, память 22 ноября)
Сщмч. Иоанн (Пашин), еп. Рыльский (+ 1938, память 26 февраля)
Сщмч. Антоний (Панкеев), еп. Белгородский и с ним сщмчч. Митрофан (Вильгельмский), Александр (Ерошов), Михаил (Дейнека), Матфей (Вознесенский), Ипполит (Красновский), Николай (Садовский), Василий (Иванов), Николай (Кулаков), Максим (Богданов), Александр (Саульский), Павел (Брянцев) и Павел (Попов), Георгий (Григорий) (Богоявленский) пресвитеры и мч. Михаил (Вознесенский) (+ 1938, память 19 мая)
Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский (+ 1938, память 19 мая)
Сщисп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский (+ 1961, память 29 мая)

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Лилия Никул »» | 31.07.2018 10:20
  
3
1 АВГУСТА. ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА, САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА

Имя преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца, принадлежит к самым дорогим, самым светлым именам из сонма русских святых. Глубокую любовь и благоговение испытывали и испытывают к батюшке Серафиму православные люди.

Прохор Мошнин, будущий Серафим Саровский,родился 19 июля 1759 года в семье благочестивых состоятельных родителей, принадлежавших к именитому купеческому роду города Курска.В 1775 году Прохор вместе с пятью товарищами отправляется в качестве паломника к киевским святыням. Там он встречает старца — затворника Досифея, который своим благословением подкрепляет его намерения принять постриг в Саровской пустыни.

В 19 лет Прохор оставляет отчий дом, семью и уходит с согласия матери (отец к тому времени уже умер) в Саровскую пустынь, где проходит обычный путь монашеского послушания. В 1786 году состоялось пострижение Прохора в монахи под именем Серафима, взятым по его собственному выбору. В следующем году он становится иеродиаконом, а в 1793 году рукополагается в сан иеромонаха.
На протяжение всей своей жизни в Саровской пустыни прп. Серафим стремился не занимать никаких административных должностей и поэтому неоднократно отказывался от избрания на пост настоятеля. Со временем он вообще устранился от участия в делах обители, уединившись в лесу («пустыни»), а затем в монастырском «затворе». Всего преподобный провел в обители около 55 лет.

Первые годы пребывания в монастыре, как известно, у каждого вновь поступившего туда являются особым периодом. Добровольное послушание предполагает не только формальное выполнение тех или иных поручаемых обязанностей, но и огромный внутренний труд над отречением от собственной воли и от действий по собственному выбору. Путь аскетизма, постоянная борьба с искушениями приводят послушника к состоянию,которое дает ему возможность в будущем очистить душу от мирских страстей и погрузиться в мир безмолвия для спасения и достижения небесного блаженства в потусторонней жизни. Шестнадцать лет жизни преподобный Серафим провел в монастыре вместе с братией. Саровская обитель ,основанная в начале XVIII века, была в то время в цветущем состоянии. В ней находились старцы-подвижники , достигшие заметных успехов на стезе духовного совершенства. Под их руководством и делал преподобный свои первые шаги в монашестве.

Со временем у молодого подвижника появляется сильное желание к уединению. Подобно Сергию Радонежскому он селится среди дремучего леса в небольшой келии. Пятнадцать лет Серафим Саровский проводит в этой пустыни, где питается сухим хлебом и овощами, которые сам выращивал. Пищи он употреблял столько, чтобы тело, укрепляясь, было другом душе в совершении добродетели. Особенно преподобный заботился о теле в болезненном состоянии или при усиленных физических трудах. В этих случаях он рекомендовал умеренный сон,пищу и питье. Пост у него заключался не в том, чтобы есть редко, а в том, чтобы есть мало.

Став отшельником,преподобный начинает совершать подвиги монашеского благочестия ,упражнения духа и тела. Серафим Саровский не устрашился повторить подвиг Симеона Столпника, который в течение 47 лет пробыл на столпе.Правда, вместо столпа отец Серафим избрал два камня. Малый, расположенный внутри келии, использовался подвижником для молитвы с утра до вечера. Большой, находившийся на полпути от жилища к обители, служил тем же целям, но только по ночам. С воздетыми к небу руками преподобный находился на камне до тех пор, пока телесные немощи не одолевали его духовной бодрости. Подобным образом он провел тысячу дней и столько же ночей. По ночам комары и прочий лесной гнус тучами вились около него, впиваясь в тело, но Серафим не замечал их укусов.

Три года преподобный провел в молчании, чтобы как можно больше углубиться в себя. Он совершенно ни с кем не разговаривал и, если встречал кого-либо в лесу, то падал на землю и лежал простертым до тех пор, пока человек не уходил от него. По мнению Серафима, достижение безмолвия есть крест, на котором человек должен себя распять со всеми своими страстями и похотью.

После долгих лет пустынножительства у преподобного Серафима возникает стремление уйти в полный затвор. В 1810 году он возвращается в монастырь и закрывается на пять лет в своей келий и чтобы никто не мешал его уединению. В 1815 году преподобный ослабил затвор и начал принимать в келии людей, желавших его увидеть. Сердечная отзывчивость к человеческому горю, готовность каждого утешить, прозорливость и ласка влекли к нему народ со своими нуждами, скорбями, болезнями. Никакая докучливая беседа не утомляла его, несмотря на бесчисленное множество приходивших к нему за советом и благословением посетителей. Никого он не укорял выговорами, ни на кого не возлагал бремени вины, какими бы грехами пришелец не был обременен. В его взгляде и речах сквозили доброта, любовь и смиренномудрие. И в то же время незнакомцу трудно было поверить, до какой степени он был строг к самому себе.

В 1825 году отец Серафим окончательно выходит из затвора и строит себе новую келию близ источника на берегу реки Саровы. Таким образом, преподобный повторил подвиги, какие совершили только великие отцы: он был пустынником, затворником, молчальником.

По выходе из затвора преподобный усердно занимался устроением Серафимо-Дивеевской обители. Серафим — значит «пламенный». Именно так, горячо, самоотверженно служил преподобный Серафим Богу и людям. Каждого приходившего к нему за духовной помощью, советом, утешением встречал он словами: «Христос Воскресе, радость моя!» 1 января 1833 года преподобный Серафим во время молитвы мирно отошел ко Господу.

21 января 1903 года Святейший Синод подписал доклад о канонизации преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Святые останки Саровского чудотворца пребывают в Троицком соборе Дивеевского монастыря.

Тропарь праздника
От юности Христа возлюбил еси блаженне, и Тому единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матере явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ СЕРАФИМЕ, МОЛИ БОГА О НАС!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU